Введение.
Собственноговоря, «еврейскийвопрос» неразрывносвязан с судьбамиисторического христианства.Нигде в остальноммире он не стоялтак остро, какв христианскихобществах.Замкнутая, религиознооформленная,кагальнаясистема еврейскогокомпактногопроживаниявполне соответствоваласредневековомумышлению — клановомуи религиозно-идеологическому.Средневековоехристианство, сугубо внешнее, попросту нуждалосьв кагале какнаглядномобоснованиисамого «торжествующегохристианства».(Тем самым«дополнялось», т.е. подменялось, евангельскоеположение «се, остается домваш пуст» доварианта «остаетсядом ваш полнымхищения и неправды».Гораздо болееобидное дляеврейскогонарода определение- что с известногомомента онистали рядовымнародом, такимже, как все прочие, было подмененопсевдохристианскоймистикой наособую концепциюизбранничества- не богоизбранный, так сатаноизбранный.)
Глобальныйпереход человечествав Новое Времяот клановогои религиозно-идеологическогомысшления кнациональномуи цивилизационномувполне затронули евреев. Всемирнаяеврейскаяреволюциястала неотъемлемойсоставнойчастью тогоглобальногопереворота, который связанв нашем представлениис понятием«Нового Времени».Если учесть, что средневековаямодель христианстваявно несла всебе чертыветхозаветной(иудейской)организации, то тогда наполняютсяособым смысломизвестные словаМаркса о том, что «эмансипацияеврейства»является показателем«эмансипациичеловечестваот еврейства»(т.е. о ветхозаветно-средневековогомышления). Этаеврейскаяреволюцияпреследовалате же цели, чтои революциив других обществах: переход отрелигиознойорганизациижизни к национальной; это наглядновидно на примереглавного достиженияЕврейскойМировой революции- государстваИзраиль, котороесоздавалоськак государствоевреев (подразумевалось: иудеев), но котороена практикеявляется достаточносветским (чтоособенно хорошовидно на примересоседней Палестины, которая существуетв проекте какгосударствонациональное, но, как и все«порядочные»мусульманскиеобщества, являетсяобразованиемв значительнойстепени религиозным).
Евреи– богоизбранныйнарод.
Религия Израиляпоздно появилсяна арене мировойистории. Ужене одно тысячелетиекультурнойистории человечествабыло за спиной.Уже были построеныегипетскиепирамиды. Ужебыли сложенышумерскиесказания. НаКрите уже былпостроен лабиринт.Уже много разв самых разныхстранах и племенахбыли рассказаныстранные мифыо том, что Богбыл свергнутили убит. А наЕго место восселинынешние небесные«владыки» — ваалы. Так верилиродственникиевреев — жителиХанаана. Онибыли убеждены, что высший Бог(они звали ЕгоЭль; отсюдаАллах у мусульмани Эль, Элоах, Элогим какимена Бога вБиблии) былсвергнут своимправнуком поимении Ваал.Греки тожеполагали, чтомиром правитузурпатор: Зевс, свергнувшийсвоего отцаКроноса. В Шумереверили, чтонынешний ихвладыка — Мардук- пришел к власти, убив первичнуюбогиню по имениТиамат:
Люди кланялисьдухам, о которыхи сами знали, что те не являютсяБогом, т. е. ИзначальнымтворческимБытием. Религиябыла неотрывнаот магии иколдовства.И не толькослабостьчеловеческогодуха была причинойзабвения о Богев религияхнародов Земли.Те духи, к которымони разноименновзывали, былидостаточнореальны. Онимогли оказыватьнекоторуюпомощь — но приусловии, чточеловеческоепочитание будетзамыкатьсяна них и не искатьБога.
У человечествабыла уже долгаяи не слишкомуспешная религиознаяистория ковремени Моисея.То, что произошлос Моисеем, непонять, еслисмотреть нанего лишь изнашего времении по нашим меркам.Когда светитСолнце — лучинкакажется ненужнойи производящейскорее копоть, нежели свет.Но представим, что Солнце ещене взошло. Итогда найдетсяповод сказатьдоброе словои о лучинке.
ЖестокостиВетхого Заветакажутся ужасающими.Но, во-первых, если у нас создаетсяо нем именнотакое впечатление- значит, он всё-такипривел к тойцели, ради которойбыл некогдадан. Мы и нашмир действительностали лучше.Нравственноечувство обострилось.Мы стали способнывозмущатьсятем, что в иныевремена казалосьсамо собойразумеющимся.
НенавистьИзраиля к жителямХанаана станетхотя бы понятной, если мы поймем, с чем именноони там встретились.В Ханаане, Финикиии Карфагене(«Новый город»был североафриканскойпровинциейФиникии) почиталсябог по имениВаал (отсюда- известныевсем имена: Ганнибал «милостивко мне Ваал»и Гасдрубал(азрубаал) «Ваалпомогает»). Этобыл бог солнцаи одновременноплодородия.Но жертвы этомусолнечномубожеству приносилисьпо ночам. Этижертвы сжигалисьв т.н. тофетах(букв. «местосожжения людей»).Останки хоронилив этом же дворев специальныхурнах, над которымиставилисьстелы. «Антропологическиеисследованияостанков такихжертв показали, что 85% жертвыбыли моложешести месяцев…Правда, жертвуне сжигалиживой; ребенкасначала умертвляли, а уже мертвогосжигали набронзовых рукахстатуи бога, причем совершалосьэто ночью призвуках флейт, тамбуринови лир. Такоежертвоприношениеназывалосьмолк или молек.Неправильнопонятое, онопослужилоповодом длясконструированияу финикийцевбога Молоха, пожирающегочеловеческиежизни: В жертвуприносилиглавным образомдетей аристократов.Это совпадалосо стариннымипредставлениямио долге тех, кто возглавлялобщину, передбогами: Приосаде городаАгафоклом былосожжено более500 детей — из них200 были определенывластями, а 300пожертвованыдобровольно: Детские жертвоприношениясовершалисьежегодно».
Как справедливозаметил поповоду этихкарфагенско-финикийскихтрадиций Г.К.Честертон,«очень разные, несовместимыевещи любиликонсулы Римаи пророки Израиля.Но ненавиделиони одно и тоже». Пуническиевойны Рима, призыв КатонаСтаршего «Карфагендолжен бытьразрушен»имеют общиенравственныекорни с приказамиИисуса Навина, выжигавшегоземлю Ханаанаот людей, чейрелигиозныйразум помутилсянастолько, чтоони в жертвусвоему богуприносили своихже первенцев: Бывает нужноочистить зараженнуюсреду, чтобысохранитьздоровье. Фанатизмв Библии попускается- перед лицомязыческихкрайностейон бывает меньшимзлом, чем равнодушие.
Совсем не светлыйфон предшествуетпоявлениюИзраиля и окружаетего в ходе егостранствий.Мир зараженязычествоми смертью. Вотлюди строятВавилонскуюбашню. Зачем? Не для того, чтобы припастьк коленям Божиим, а для того, чтобыпохвастатьсяи перед Небом, и перед другимлюдьми достижениямисвоей «передовойтехнологии»и «сделать себеимя».
В этом проблема: если Бог потерян, найти Его человекууже не под силу.Как однаждысказал св. ИоаннЗлатоуст: каккто-либо сможетисправить то, что разрушилСам Бог? ЕслиБог отвернулСвое лицо — никакчеловек несможет обежатьБога «вокруг», чтобы сновазаглянуть емуглаза. Греческиеписатели вообщенередко полагали, что слово «бог»(qeos) происходитот глаголаqeein — бежать. Ноесли Бог убегает- под силу личеловеку Егодогнать?
Впрочем, человекне так уж и гналсяза потеряннымБогом. Оченьважный символвстречает насна пороге библейскойистории: Адам, согрешив, прячетсяот Бога подкустом. Но Богвыходит напоиски человекаи взывает: «Адам, где ты?». Вотглавное отличиебиблейскойрелигии отязыческихтрадиций. Обычныечеловеческиерелигии рассказываютнам о том, каклюди искалиБога. Библияговорит о том, как Бог искалчеловека. Отэтого первогозова в книгеБытия — до заключительногопризыва вАпокалипсисе:«Се, стою у дверии стучу, и котворящемуМне войду ивечерять с нимбуду».
И еще один оченьважный уроквстречает насна первых страницахбиблейскойистории. Библейскийрассказ о созданиимира в шестьдней характеризуетпрежде всегоБога Библии, и характеризуетЕго очень важнойчертой: оказывается, это Бог терпения.Бог умеет терпетьнесовершенствомира. То, чтоземля первогодня оказывается«безвиднойи пустой», Богне используеткак повод дляуничтожениякак будтонеудавшегосяпервого творческогоакта. Уже упомянутыйнами шумерскийбог Апсу хотелуничтожитьсвои первыепорождения.По Гесиодутакже «дети, рожденныеГеей-Землеюи Небом-Ураном, были ужасныи стали отцусвоему ненавистныс первого взгляда»(Теогония, 155). Нохотя Бог Библиине творит мирв одно мгновениесразу совершенными наполненнымблагодарнымисозданиями, Он любуетсяи таким, несовершенныммиром: «И увиделБог, что этохорошо» (Быт.1,12). Он разворачиваетСвой замыселво времени. Иблагословляетдаже промежуточныедни, то естьсостоянияВселенной.
И затем, послепервой ошибкилюдей, Бог терпенияне отвернулсяот них. Он сталдальше (людиотставили Егоподальше отсвоей частнойжизни) — но неотвернулся, не «разочаровался».Однажды, впрочем, по мере накоплениячеловеческихмерзостей, ибиблейскомуписателюпредставляется, что чаша терпенияБога оказаласьпереполнена, и он записывает:«и раскаялсяГосподь, чтосоздал человекана земле» (Быт.6,6). Но все же Богверен Своимневерным детям:«Забудет лиженщина грудноедитя свое, чтобыне пожалетьсына чревасвоего? но еслибы и она забыла, то Я не забудутебя» (Ис. 49,15).
Библия — этооткровениеБожия терпения.Св. Иоанн Златоустобращает вниманиена то, что Бог, столь скорыйв созидании, Бог, создавшийвесь мир всегоза шесть дней, говорит воинамИзраиля: «Семьдней обходитеИерихон». Как- восклицаетЗлатоуст — «Тысозидаешь мирв шесть дней, и один городразрушаешьв семь дней?»
Еще у Златоустаесть сравнениеБога с земледельцем.«Что скажетнезнающийчеловек, увидевземледельца, бросающегозерна на землю? Он бросаетготовые вещи, с таким трудомсобранные, даеще и молится, чтобы пошелдождь и все этобыстрее сгнило!».Когда сеятельраздаст зерна- он может лишьтерпеливо ждатьурожая. Христосзапрещаетапостолампрежде временипроизводитьжатву. Дажеереси нельзявыпалыватьсерпом.
Труд земледельцаучит терпению.«Не получалили мы иногдадетьми семян, чтобы их посеять? Не бегали лимы потом черезкаждый часпосмотреть, не показалисьли из землиростки? В концеконцов мы частораскапывализемлю, чтобыубедиться втом, что семенапрорастают, и добивалисьтого, что семенане всходили.Не случалосьли нам жать илидаже раскрыватьруками бутон, чтобы он скореерасцвел и небывали ли мыочень огорчены, когда он потомувядал, испорченныйнами. Мы не знали, как нужно обходитьсяс живым. У насне было терпения.То, что Бог хотелсоздать жизньна земле — этооткровениеЕго терпения»(Гвардини).
Бог — земледелец, а не тиран. «Чтосделали бы мы, если бы мы строилимир, вызвалик жизни великоебытие и увидели, что здесь что-тоне удалось, тамтолько наполовинув порядке, атут тот и другоестоит не насвоем месте? Сейчас же вмешалисьбы, вырвали, уничтожили, не так ли? Мыбы не заметилиценности, заключающейсядаже в несовершенном, искры истинногосвета в неудавшемся- мы бы забыли, как важно онодля всегопрекрасного»(Гвардини).
Итак, Бог неотворачиваетсяот мира — дажеот мира, забывшегоЕго, от мира, отрезанногоот Творцавсевозможнымидуховнымисамозванцами.Бог выходитна поиски человека.
Но — попробуйтепочитать Евангелиезакоренеломуоккультисту.Он найдет в немлишь подтверждениесвоим языческимвзглядам. Егоновизны он дажене заметит, всёперетолкуетпо своим привычкамв плоско-«эзотерическом»духе. СловоБожие не нашлоСебе собеседникасреди народовземли: Да, ещеодно обстоятельствоважно помнить: это было в тевремена, когдалюди еще невполне осозналисвою самостоятельностьи личностнуюуникальность.Человек мыслилсебя толькочастью какого-тоцелого. Субъектоммысли, веры, историческогодействия, былне отдельныйчеловек, а народили город — полис.В ту пору религияеще не былаличным делом, делом совести.Она воспринималаськак дело публичное, общественное, государственное.Поэтому невозможнобыло находитьотдельных людейсреди разныхнародов и черезних возвещатьИстину. Чтобылюди моглирасслышатьСлово Бога, принять Егозакон и действительноих исполнять- нужно былообратитьсяне к одномуотдельномучеловеку, нок целостнойобщине такихлюдей, то есть- к народу. ПоэтомуСлово Божиеищет Своегособеседникасреди народов.И не находит.Все народы ужепривыкли слушатьночные шорохи.И тогда Словорешает создатьСебе собеседника.
Мы привыклик выражению«Израиль — богоизбранныйнарод». Но уэтого выраженияесть один оттеноки небиблейскийи просто неприятный.Сразу возникаетассоциацияс магазином: Бог присматриваетсяк представленнымпред Его ликомнародам и измножества лицвыбирает еврейское- чем-то именноевреи Ему понравилисьбольше. За некиепредшествующиезаслуги евреямдаруется теперьпривилегиясчитатьсянародом богоизбранным?
Но при внимательномчтении Библииистория получаетсясовсем иная: Израиль небогоизбранныйнарод, а богосозданный.«Этот народЯ образовалдля Себя» (Ис.43,21). У Израиля небыло истории, которая быпредшествовалаего вступлениюв завет с Богом.У Авраама, родоначальникаеврейскогонарода, не былодетей. Бог пожелалвступить взавет с потомствомбездетногостарика — и дляэтого дал емуэто потомство.Более того — чтобы Израильнавсегда понял, что нет у негоестественного«права на жизнь», что всё егосуществованиеесть Божий дар, что он держитсяв бытии на волоскемилости Божией, а не на граните«естественногоправа», Авраамуповелеваетсяпринести вжертву своегоединственногосына — Исаака.Принести вжертву означает- отказатьсяот владения, отречься отправ собственности.Пожертвованноеуже не мое. Исаак, приносимыйв жертву — эторазрыв естественногопреемства ототца к сыну.Исаак оказываетсяуже не столькосыном Авраама, сколько сыномБожиим, Его«первенцем».
Это народ, созданныйдля слышания, для откликана Слово Божие.Народ, которыйсвоим возникновениемобязан Завету.Однако то, чтоон расслышит, он должен будетрассказатьостальным.Израиль создандля того, чтобыто, чем он живет, постепенносмогло вобратьв себя весьмир, очистивего от язычества.
Но было бы наивноожидать, чтонароды, не слышавшиепрямого гласаБожия, вдругпослушаютнедавно невестьоткуда взявшихсякочевников-евреев.Нет, не к миссионерствупризван Израиль.Да и сам он ещене вполне понимает, кто он и, зачемБог так требовательноразговариваетс ним. Он ещене знает тогобудущего, радикоторого онсоздан, тогобудущего, ниточкикоторого рукойПромысла ткутсяв истории еврейскихпатриархов.«Первенцу»еще надо расти.И ему самомуеще не вполнеясно — что именноон должен подаритьмиру. Так чтосначала Израильдолжен простовыжить.
А чтобы болезнейроста у негобыло поменьше- ему даетсястрогий «дядька».Апостол Павелговорит, чтоеврейскийветхозаветныйзакон — это«детоводителько Христу»(Гал.3,24). Это странноеслово, присутствующеедалеко не вкаждом словарерусского языка, становитсяпонятнее, есливспомнить егогреческуюоснову. В греческомтексте апостолаПавла стоитслово pedagogon. Но былобы ошибочноперевести егосовременнымрусским словом«педагог». Еслив современномрусском языке«педагог»означает «учитель», то в античноммире это былоне совсем так.Педагогомназывался раб, служение которогосостояло в том, чтобы отвестимальчика отдома до гимназии, следя при этом, чтобы тот нешалил, не тратилсилы и вниманиепопусту. Педагогсмотрит за тем, чтобы ребенокдошел до классав таком состоянии, чтобы смогслушать и слышатьрассказ учителя.Сам же педагог- не учитель.Он — поводырь, именно дядька, смотрящий замальцом изамолкающий, когда в класснуюкомнату наконец-товходит господинучитель.
Так вот, еврейскийзакон — не столькоучит, сколькопредостерегает.Не случайносреди 613 заповедейПятикнижия(Торы) 365 запретови 248 повелений.Число негативныхповелений, предостережений, гораздо больше, чем число позитивныхзаповедей, предписаний.Учитель придетпотом. Учительуже знает погорькому опыту, что яркая мишураколдовстваи магизма отвлекаетдетей, прельщаетих и не позволяетим собрать своевнимание исосредоточитьсяна том, что говоритсяУчителем. ЗнаетУчитель и отом, что детидоверительнееслушают рассказыдетей же. ПоэтомуОн берет одногоребенка навоспитание.Берет подкидыша, найденыша. «Прирождении твоемпупа твоегоне отрезали, и водою ты небыла омыта, ипеленами неповита. Ничейглаз не сжалилсянад тобою, ноты выброшенабыла на поле, по презрениюк жизни твоей, в день рождениятвоего. И проходилЯ мимо тебя, иувидел тебя, брошенную напопрание вкровях твоих, и сказал тебе:»живи!". Ты вырослаи стала большая.И проходил Ямимо тебя, иувидел тебя, и вот, это быловремя твое, время любви; и простер Явоскрилия ризМоих на тебя, и покрыл наготутвою, и ты сталаМоею. Омыл Ятебя водою исмыл с тебякровь твою ипомазал тебяелеем. И нарядилтебя в наряды.Украшаласьты золотом исеребром и былачрезвычайнокрасива. Но тыпонадеяласьна красотутвою, и, пользуясьславой твоею, стала блудитьи расточалаблудодействотвое на всякогомимоходящего, отдаваясь ему.Позорила красотутвою и раскидываланоги твои длявсякого мимоходящего.Как истомленодолжно бытьсердце твое, когда ты всеэто делала, какнеобузданнаяблудница! Всемблудницам даютподарки, а тысама давалаподарки всемлюбовникамтвоим и подкупалаих. Посему выслушай, блудница, словоГосподне! Ясоберу всехлюбовниковтвоих и предамтебя в руки ихи они разорятблудилища твоии разрубят тебямечами своими.Я поступлю стобою, как поступилаты, презревклятву нарушениемсоюза. Но Я вспомнюсоюз Мой с тобою, и восстановлюс тобою вечныйсоюз. И ты вспомнишьо путях твоих, и будет стыднотебе. Я прощутебе все, чтоты делала. Я нехочу смертиумирающего, но обратитесь, и живите!" (Иез.16,4 — 18,32).
Израиль, некогдасозданный Богомчрез Авраама, оказавшисьзатем в египетскомрабстве, забылсебя, забыл освоем назначении, и о Боге. Но Богснова находитего. И черезМоисея поясняет, что делает этоуже не в первыйраз. ВпервыеБог вышел напоиски человекаеще тогда, когдачеловек былтолько один, и звали его — Адам (Быт. 3,9).
Но — педагогомбыть опасно.Ведь желаниявоспитанникаи задачи, поставленныеперед педагогом, могут расходиться.А, значит, педагогвынужден быватьстрогим: «мызаключены былипод стражеюзакона до тоговремени, какнадлежалооткрытьсявере… по пришествииверы мы уже непод руководствомдетоводителя»(Гал. 3, 23-25). «Педагоги, по свидетельствуодного современника,- заботилисьобо всем, чтокасается жизненныхнужд воспитанника, но они пеклисьи о деле ещеболее важном- о целомудрии; педагоги, стражии охранители, стена цветущеговозраста, ониохраняли питомцевот злых искусителей, как лающиесобаки от волков».Педагоги следилиза приготовлениемуроков ученикамис вечера и чутьсвет поднималиих с постели.Преподанноеот учителярепетировалосьпри помощипедагога, причемон, поощряяученика, «кричална него, показываярозгу, и свисталремнем и чрезэту работуприводил напамять забытоеучеником».
Но дети подрастают, наполняютсясилами и начинаютбунтоватьпротив тех, перед кем смирялисьеще вчера. «Должностьпедагога сопряженабыла с неприятностями.Иногда ученикисамые злыешутки проделывалинад беднымпедагогом. Еслипедагог возбуждалненависть всвоих молодыхпитомцах, гореему. Случалось, что дерзкиешалуны сажалибедного педагогана ковер, какойобыкновеннопостилалсяна полу, подбрасываликовер с сидящимна нем кверху, как можно выше, сами же отскакивали, так что педагогнизвергалсяназемь; иногдаон больно ушибался, причем самажизнь егоподвергаласьопасности. Нопедагоги должныбыли прощатьученикам, потомучто они былирабскогосостояния...».
Так и отношенияБога с Израилемскладывалисьнепросто. Самослово Израильможет бытьпереведенодвояко: «видящийБога» и «борющийсяс Богом». Боговидеци — Богоборец.«Я вспоминаюо дружествеюности твоей, о любви твоей, когда ты быланевестою, когдапоследовалаза Мною в пустыню…Какую неправдунашли во Мнеотцы ваши, чтоудалились отМеня и пошлиза суетою, и несказали: „гдеГосподь, которыйвывел нас изземли Египетской?“.Я ввел вас вземлю плодоносную, а вы вошли иосквернилиземлю Мою. Пастыриотпали от Меня, и пророкипророчествоваливо имя Ваалаи ходили вослед тех, которыене помогают.Переменил ликакой народбогов своих, хотя они и небоги? Мой народпроменял славусвою на то, чтоне помогает.Два зла сделалнарод Мой: Меня, источник водыживой, оставили, и высекли себеводоемы разбитые, которые немогут держатьводы. ИздавнаЯ сокрушил ярмотвое, разорвалузы твои, и тыговорил: „небуду служитьидолам“, а междутем на всякомвысоком холмеи под всякимветвистымдеревом тыблудодействовал.Я насадил тебякак благороднуюлозу, — как жеты превратиласьу Меня в дикуюотрасль чужойлозы? Ты сказал:»люблю чужихи буду ходитьво след их". Сомногими любовникамиблудодействовала,- и однако жевозвратисько Мне. Возвратитесь, дети-отступники.Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашунепокорность"(Иер. 2.2 — 3,23).
Понятен поэтомуинцидент, произошедшийв 1997 г. в Израиле: Б. Нетаньяху, израильскийпремьер, выступаяперед выпускникамиодной из еврейскихшкол Иерусалима, позволил себепошутить исказать, чтоон, мол, не вовсем согласенс Моисеем: «Моисейназвал еврейскийнарод „жестоковыйным“, а мы-то с вамизнаем, что насамом деле мыс вами народочень дажерадушный».Раввинатскийсуд Израилявыступил спротестом.Премьер вынужденбыл принестиизвинения. Ноконфликт, разгоревшийсяв его душе, вполнепонятен: этостолкновениенациональногочувства ирелигиозногодолга. Как иудей, он обязан признаватьБоговдохновенностькниг Моисея, но как евреюему не всегдаприятно то, чтоэти книги говорято его народе.
И все же, какни много былобунтов Израиляпротив посылаемыхему педагогов, в конце концовИзраиль искреннеполюбил своего«дядьку». Виндуистскоймифологии естьпредставленияоб «аватарах», посылаемыхна землю в теэпохи, когдалюди забываютдуховные основысвоей жизни.По индийскимпредставлениям, Бог приходитк людям в эпохикризисов идуховногоомертвения- чтобы разбудитьлюдей от спячки.Да и многиехристианскиекниги, равнокак и светские, говорят о том, что Новый Заветпришел тогда, когда изнемогЗавет Ветхий, когда людиразочаровалисьв нем: Но этоне так. Именноевангельскиевремена — этота пора, когданаконец-тосбывается мечтадревних пророковИзраиля. Народдействительноедва ли не впервыеза всю своюисторию сталблагочестив.Заигрыванияс языческимибогами былиотставлены.Жажда жить позаповедям сталаобщенародной.
Вспомним знаменитуюевангельскуюсцену с блудницей(Ин. 8). Вспомним, как толпа, толькочто готовая«по закону»казнить грешницу, реагирует наслова Христа:«Кто из васбез греха, первыйбрось в неекамень». Толпатихо разошлась.Какое дивное, мгновенноеи массовоесовестноепреображение.И это были тесамые «книжникии фарисеи» (Ин.8,3), которых мыпривыкли осуждатьза их гордынюи беспокаянность: Да ведь еслисегодня, черездвадцать вековпосле тех событий, митинговщикаму Красной площадипредложить:«Пусть первымкамень в Ельцинакинет тот, ктосам без греха!»- то брусчаткабудет разобранав одно мгновение:
Те самые «книжникии фарисеи», которых мы такчасто встречаемна евангельскихстраницах — этоневиданныйранее фактпоразительногодуховногопробужденияв народе. Ведь«книжники ифарисеи» — этоне профессиональныесвященнослужители.Это люди изнарода, миряне.Но, оказывается, для этих мирянвопросы духовнойжизни, вопросыправильногоисполнениянорм Законастали вопросамиблизкими, жизненноважными. Книжникии фарисеи эпохирубежа Заветовсродни украинским«братствам», в эпоху насажденияуниатстваотстаивавшимПравославиепо велениюсердца. Во временаИисуса фарисейскаяобщина насчитывалауже около 6000 членов(правда, приэтом нам известнылишь два человека, которые самисебя называлифарисеями: этоИосиф Флавийи ап.Павел).
Народ полюбилЗакон. Но этавлюбленностьоказалась какраз неуместной, запоздалой.Если ребенокначинает капризничатьна пороге школы, до которой онбыл долго инебеспроблемноведен педагогом, если он не отпускаетсего «провожатого», не желает остатьсяодин на одинс учителем, тоон рискуетостаться неучем.Всем нам знакомыдетские слезына пороге школы, когда родителиуходят, оставляямалыша наединес учителями.Если эти слезывоспринятьслишком всерьез, если уступитьминутномудетскому капризу, то мы лишь повредимребенку, лишимего будущего.
Бывает также, что рассказы«дядьки» отличаютсяот тех азов«научности», что преподаютсяв школе. И тогдатоже в ребенкеможет возникнутьконфликт, и онможет отвергнутьрассказ малознакомогоему учителя, предпочтяостаться прироссказняхлюбимого импедагога. Педагогсам признается: пора оставитьменя, не всерассказанноемною нужнопонимать буквально:«Дах им заповедине добры» (Иез.20,25; слав. перевод).Но влюбленныйребенок стоитна своем и запрещаетисправлятьдаже очевидныепомарки и опечаткив хранимых«педагогических»записках.
В общем, однаждыбунт Израиляпротив волиБога оказалсяуспешным. Такнеожиданнои так разительноразошлисьзамыслы БогаИзраиля, чтотот не поверил, что воля Богаможет бытьтакой. И с техпор уже многостолетий иудеиговорят: «ПоследователиИешу были людьмине искушеннымив законе, а потомулегковернымии падкими начудеса. Ведьс точки зренияиудаизма мессияне обязан обладатьсверхъестественнымиспособностями.Он должен происходитьиз царскойдинастии Давидаи принестиеврейскомународу освобождениеот чужеземногоига. Вовсе недело мессиизаботитьсяо спасении душсвоей паствы».«Невозможноповерить в егомессианство, потому чтопророк говорито мессии, что»он будет владетьот моря до моряи от реки доконцов земли"(Пс. 71,8). У Иешу жене было вообщеникакой власти, ибо при жизнион сам был гонимврагами и скрывалсяот них… А в агадеговорится:«Скажутмессии-властителю:»Такое-то государствовзбунтовалосьпротив тебя", а он скажет:«да погубитего нашествиесаранчи». Скажутему: «Такая-тообласть неподчиняетсятебе». А он скажет:«Нашествиедиких зверейистребит ее»".
Тот учитель, которого ониждали, долженбыл дать властьнад внешниммиром, а не надвнутренним.Он должен былспасать не отдуховной смерти, а от политическогопритеснения.Он должен былне распространитьуникальныепривилегииИзраиля на всеостальныенароды, а неизмеримовозвыситьевреев надостальнымилюдьми:
Ради такогоМессии, такогоучителя казалосьненужным расставатьсяс педагогом.Большая частьИзраиля таки осталась вприготовительномклассе. «ОбразМессии двоилсяу еврейскогонарода, ожиданиеХриста смешивалосьс ожиданиемЕго врага, ипотому Христоспо человечествубыл еврей, иеврей до глубинысвоего существабыл предавшийХриста Иуда»(Бердяев Н. А.Национализми антисемитизмпред судомхристианскогосознания). И посю пору выискиваютсяоправданиядля Иуды: оказывается,«Иисус быларестованевреями длятого, чтобызащитить егоот римлян».
Что ж, если кто-топереходит вследующийкласс, а кто-тозадерживается«на второй год», в этом большойбеды нет, еслидело происходитв обычной школе.Но та школа, вкоторой воспитывалсяИзраиль, необычна.В ней педагогстрог не толькопо отношениюк своему непосредственномувоспитаннику.Еще более онстрог, вплотьдо жестокости, по отношениюк тем его «старшимтоварищам», которые зазываютего принятьучастие в ихигрищах.
Любой человек, раскрывавшийисторическиекниги ВетхогоЗавета, знает, сколько тамкрови, сколькоблагословенийна убийстваи разграблениеязыческихгородов: «а вгородах сихне оставляйв живых ни однойдуши, дабы онине научили васделать такиеже мерзости, какие они делалидля богов своих, и дабы вы негрешили предГосподом, Богомвашим» (Втор.20,16-18).
Жестокостьветхозаветногомира стольпоражала, чтопозднее люди«гуманистического»склада задалисьвопросом: полноте, действительноли Бог Моисея- это благойБог творец? Действительноли это ТворецЖизни? Или этонекий дух смерти, сеющий смертьвокруг себяи вокруг своегоИзраиля?
Уже первымхристианскимапологетам(в т. ч. КлиментуАлександрийскомуи Оригену) пришлосьвыступить сзащитой священныхкниг Израиля.Для гностикови язычниковпод именемИеговы к людямобращался некийжестокий инеумный бог, носитель зла.Христиане жепросили тех, кто хотелотождествитьБога и сатану: вслушайтесьв Библию. Посмотритехотя бы на этизаповеди библейскогоБога: «Когдабудешь жатьна поле твоем, и забудешь снопна поле, то невозвращайсявзять его; пустьон остаетсяпришельцу, нищему, сиротеи вдове. Когдабудешь обиватьмаслину твою, то не пересматривайза собою ветвей; пусть остаетсяпришельцу, сироте и вдове.Когда будешьснимать плодыв виноградникетвоем, не собирайбез остатковза собою; пустьостается пришельцу, сироте и вдове»(Втор. 24,19-21). «Необижай наемника, бедного и нищего, из братьевтвоих или изпришельцевтвоих, которыев земле твоей, в жилищах твоих.В тот же деньотдавай платуего, чтобы солнцене зашло преждетого, ибо онбеден, и ждетее душа его; чтоб он не возопилна тебя к Господу, и не было натебе греха»(Втор. 24,14-15). «Когдаже приступаетек сражению, надзирателипусть объявятнароду, говоря:»Кто построилновый дом и необновил его, тот пусть идети возвратитсяв дом свой, дабыне умер на сражении, и другой необновил его; и кто насадилвиноградники не пользовалсяим, тот пустьидет и возвратитсяв дом свой, дабыне умер на сражении, и другой невоспользовалсяим; и кто обручилсяс женою и невзял ее, тотпусть идет ивозвратитсяв дом свой, дабыне умер на сражениии другой невзял ее". И ещеобъявят надзирателинароду, и скажут:«кто боязливи малодушен, тот пусть идети возвратитсяв дом свой, дабыон не сделалробкими сердцабратьев его, как его сердце»(Втор. 20,2-8).
Разве могуттакие повеленияисходить изуст духа неумногои злобного? Нопочему же тогдаТот, кто велитзаботитьсяо нищих и пришельцах, повелеваетизбивать целыегорода?
И вновь мы должнывернуться ктой ситуации, которая былаисходной длявсей историиИзраиля. Богстал одинокна земле. «Нетчеловека праведногона земле» (Еккл.7,20). Радиация грехаи смерти разлетеласьпо всей землепосле сериипервых катастроф(от событий вЭдеме до Вавилонскогостолпотворения).
Представим, что на Землепроизошлаядерная война.Некотороеколичестволюдей выжило.Но они оказалисьв мире, в котороми бомбоубежищауже не могутспасти их отсмерти. Всяземля, вода, воздух пронизанысмертоноснойрадиацией.Маленький шансна спасениехотя бы горсткииз будущихпоколений естьв одном. Во времявойны на орбитеработала космическаястанция. На нейпроводилисьэкспериментыпо выращиваниюрастений вусловиях невесомости.Поскольку онабыла вне Земли- бури ядернойвойны ее незатронули. Наней и толькона ней осталисьздоровые семена, горстка незараженнойземли и емкостьс чистой водой.И вот эту станциюприземляют, чтобы воспользоватьсяеё теперь ужеуникальнымиресурсами. Еслите зернышки, что на ней есть, просто раздать- это никому непоможет.
Правительство, возглавляющееостатки человечества, принимаетжесткое решение.Избираетсяодин небольшойучасточек земли(«шесть соток»).С него срезаетсяверхний зараженныйслой почвы.Обнажившаясяглубина земливыжигаетсяи прокаливаетсяогнем — чтобыникаких спормутировавшейдури не осталосьв этой земле.
На очищенноеместо высыпаетсяздоровая земляс космическойстанции. В неезасеваютсяздоровые жесемена. Онискупо поливаютсяздоровой водой.А по периметруставится охрана- чтобы никтоиз людей илииз зверей неворвался и нерастоптал этууникальнуюделянку. Чтобыдаже пыльцаот мутантовне залеталасюда и чтобыветры не приносилирадиационнуюпыль — делянкаобноситсяпрозрачнымшатром.
И все же с подпочвеннымиводами, черезпрорехи в куполе, с заходящимилюдьми, с фоновымизлучениемот соседнихучастков радиацияпроникает исюда. Растенияздесь болеютменьше, чем внезащищенныхобластях, новсе же болеют.И здесь времяот временипоявляютсямутанты. Когдатот или инойпобег растениянадежды проявляетсклонностько все тем жепечальныммутациям — садовникбезжалостноотрезает егои сжигает засохшиеили мутировавшиеколоски и ветви.Первый собранныйурожай не раздаетсялюдям. Он весьвысеваетсяснова (вспомните, как создавалсвой огородикРобинзон Крузо).Кто-то умираетс голода — но иему не даетсяни горстки этихдрагоценныхзерен. И такмного поколенийподряд. Пока, наконец, небудет созданосемечко настолькоустойчивоек радиации, изкоторого можнобудет сделатьпротивоядиеи исцелить всерастения — ипод шатром, иза его пределами- на всей земле.В конце концовсреди этихпервоначальномноготысячныхпобегов однаветочка принеслатот плод, радикоторого исуществовалоэто странноеземледелие.Этот плод можновынести запределы опытнойстанции и раздатьвсем желающим, чтобы в них, больных ужево многих поколениях, произошлановая, теперьуже добраямутация.
Так и все жестокостив истории Израиляобусловленыне столькожестокостьюнарода Израиляи их Бога, сколькоглобальностьютого Дара, которыйдолжен войтив мир черезИзраиль Чтобы«новое поколениеИзраиля невыбрало пепси-колу»- вокруг негосоздается стенаизоляции. Каждыйчеловек и каждыйнарод носитязычество всебе. Еслипредоставитьрелигиозномучувству людейразвиватьсясамостоятельно- оно создастименно «язычество»- уютную религиюдухообщения.Если же естьеще и внешнеевлияние, исходящееот языческойкультуры быта- это станетвообще неизбежно.Значит — строгийкарантин.
И все ради того, чтобы на древеИессеовомпоявилась однаединственнаяветвь, однаединственнаяотрасль. Чтобыпоявилась наземле душатакой чистоты, такой распахнутостиперед Богом, что, когда онаскажет «Се, раба Господня.Да будет мнепо слову Твоему», — в ней СловоБога станетчеловеческойплотью. На землепоявится тотНебесный Хлеб, который теперьуже можно раздаватьвсем людям, всем эпохам.
Вот фундаментальнаяразница вхристианскомпониманииистории Израиляи в иудейском.С точки зренияхристиан, историяИзраиля имеетцель. Это тяжкий, но необходимыйпуть, которыйоднажды долженкончиться. Ито, что будетобретено вконце пути, будет дано нетолько Израилюи не ради лишьИзраиля. ЧерезИзраиль онобудет дано длявсех и радивсех. Значит- Израиль убиваетязычников нетолько радиблагополучиясвоих детей, но и ради спасенияпотомков тех, кто сейчаспротивостоитему и его миссии.
Христианствоболее высокооцениваетисторическуюмиссию Израиля, чем сам Израиль.Не ради себясуществуетИзраиль, а радивсего человечества.Та мера близостис Богом, котораяесть у него, дана ему не длятого, чтобынавсегдапротивопоставитьего иным народам, но для того, чтобы со временемуникальныепривилегииИзраиля распространилисьна всех. Воттолько старшийсын из притчио блудном сынене захотел, чтобы Отецпринял егомладшего брата:
Израиль незаметил тотмомент в своейистории, когдаон должен былраскрытьсяперед миром.Он дал мируХриста — но самне заметилэтого. Сам неосознал того- Кто именнопроповедовална его священнойземле.
А в итоге, поверному словукатолическогобогослова,«когда позавершениисвоей провиденциальноймиссии Израильвозжелал сохранитьсвои привилегии, он стал узурпатором».
Более того — сейчас некоторыееврейскиепублицистытребуют, чтобыхристианскиенароды, в порядкепокаяния запреступленияязыческогогерманскогонацизма, усвоиливзгляд на Израилькак на народ, по прежнемув абсолютнойуникальностихранящий своюбогоизбранность.Странный, однако, способ боротьсяс национализмом- через насаждениедругого национализма.Христиан обвиняютв том, что онипосмели теслова, которымиИзраиль превозноситсянад другиминародами («родизбранный, родсвященный»), отнести к себе.Корни антисемитизма, оказывается, в том, что не-евреипосмели посмотретьна себя глазамиевреев. Казалосьбы, если уж тыпришел к выводу, что национально-превознесенныйвзгляд привелк крови, то борисьза то, чтобыникто (в томчисле и евреи)не смотрел нина себя, ни надругих такимиглазами. Новместо этоголиберальнаяпресса требуетпризнать непреходящуюуникальностьИзраиля.
Например, поуверению главногопроповедникаеврейскогонационализмав России СергеяЛёзова антисемитизмхристианствастроится натом, что оно«узурпировалопритязанияИзраиля» наисключительностьего отношенийс Богом. Те праваи обязанностиизбранногоБогом народа, которые возвестилИзраилю ВетхийЗавет, христианствоприменило ксебе — «некогдане народ, а ныненарод Божий»(1 Петр. 2,10). В этойперспективена долю Израиляв новозаветнуюэпоху уже неостаетсясозидательнойрелигиознойроли. «АпостолПавел придалхристианствууниверсализми при этом, противопоставивспасительноеЕвангелиенеспасительномуЗакону, истолковалиудаизм как»пройденныйэтап". Тем самымон положилначало теологическомупринижениюиудаизма".
Христиане, кстати, видятвозможностьсветлого итворческогобудущего дляИзраиля какнарода. ЕслиИзраиль однаждыпримет своегоХриста — он вновьстанет первенцемБожией любви.Если Израильпереступитчерез древниеустановления, которые предписываютему двойнойстандарт поотношению киным народам- он совершитвеликую революциюв своей истории.
Когда христианепризываютиудеев к принятиюЕвангелия — этоне стоит этоназывать«теологическимпринижениемиудаизма».Не надо требовать, чтобы «христианствоизменило своимиссионерскиеустановки».Никто же ведьне будет возмущаться, если некаямиссия призоветкакое-нибудьафриканскоеплемя оставитьего традициичеловеческихжертвоприношенийи перейти киным способамвыражения своихрелигиозныхчувств. Но ведьпереход отчеловеческихжертвоприношенийк сожжениюжертвенныхживотных естьне единственныйшаг на путидуховногопрогресса.Переход ответхозаветногонационализмак евангельскомууниверсализмутакже есть шагна этом пути.Противитьсяему значитвставать именнона защитунационализма.Так почему жеименно еврейскийнационализмсчитаетсясегодня единственнымв демократическоммире, которыйпозволительноне скрывать, позволительнокультивироватьи даже болеетого — предписановозмущатьсятеми, кто несогласен с этимисключением?
Пока Израильне наложитзапрет на свойсобственныйнационализм- нет у негонравственногоправа осуждатьнационализминых народов.Слишком ужогромное бревноторчит из егособственногоглаза — чтобыон имел правоговорить осучках и занозаху других.
Как же блюстители«общечеловеческихценностей»не замечаютпоразительныхвысказываний, распространяемыхсегодня в синагогах:«Приложивусилия, еврейможет достигнутьболее высокогодуховногоуровня, чемне-еврей… Еслибы народам иправительствамдано было видетьистину, они быпоставилиполицейскогооколо каждогоеврея, чтобытот заставлялего учить Тору, не поднимаяголовы! В концедней пониманиеэтого придетко всем народам…Вопрос: Чтонужно делатьеще? Ответ: Любитькаждого еврея.Вопрос: Нужнолюбить и нерелигиозных? Ответ: Да, потомучто они тожесозданы пообразу и подобиюВсевышнего.Вопрос: Следуетли любить нынешнееправительствоИзраиля? Ответ: Тот, кто способствуетпролитию еврейскойкрови, ничемне отличаетсяот наших врагов…Мы, евреи, и естьмозг, головамира, его совестьи рассудок».
При нынешнеймоде на разговорыо христианскомантисемитизмене стоит упускатьих виду двафундаментальныхфакта. Первый: иудейскаядиаспора втечение столетийжила почему-толишь в христианскоми мусульманскоммирах. Почемуевреи не шлиот «христианскогогнёта» подпокровительство«веротерпимого»язычества? Еслихристиане пышутантисемитизмом- то отчего быне уйти от нихне на Запад отПалестины, ана Восток, вИндию, в Китай? Никакие мелкиестычки не могутзаслонитьогромногофакта: христианепомогли евреямвыжить.
Надо иметьизрядно помраченнуюсовесть и рассудок, чтобы обвинятьхристиан в том, что они, дескать, украли у евреевБиблию и пророков.Не украли, асохранили.Потому что, если бы Библияосталась лишьв руках евреев, если бы она небыла зановопрочитанахристианами(и отчастимусульманами)- то давно ужене было бы насвете ни евреев, ни их национальныхкниг. Христианеспасли Библиюи Израиль тем, что дали иминтерпретациюболее возвышенную, нежели ей давалисами евреи.Христианеспасли евреевтем, что внушили«варварам»пиетет к еврейскойБиблии и придалинебуквальное, некровожадноезначение многимее стихам.
Возьмем самуюпервую строчкуБиблии. «В началеБог создал небои землю». Вотиудейскийкомментарийк этому месту: по авторитетнейшемув иудаизметолкованиюРаши, «Всевышнийповедал своемународу историюсотворениямира для того, чтобы евреизнали, как отвечать, если народымира будутоспариватьправо народаИзраиля на егострану, говоря: мол, вы захватчики, присвоившиесебе чужуюстрану! Евреиим ответят:»Вся земляпринадлежитВсевышнему.Он ее сотворили отдал тем, кому пожелал.А затем Он отнялее у них, когдасчел нужным, и — по желаниюСвоему — отдалнам". Как видим, уровень притязанийи пониманиятак и не изменилсяу иудеев заминувшие тритысячи лет.Смысл Шестодневадля них один:«Палестина- для евреев, ане для палестинцев».
Так как же язычник, то есть человек, для которогов Библии нетничего святого, должен относитьсяк агрессивномунационализмуИзраиля? Длянего евреи, поселившиесяна его земле- это бомбазамедленногодействия. Еслибы евреи осталисьодни со своимбуквальнымпониманиемПисания — онибыли бы окруженыничем не умеряемойи естественнойненавистьювсех народов.Ибо как же ещеможно относитьсяк народу, которыйвсех почитаетсвоими потенциальнымирабами и актуальнымиврагами. БезХриста ВетхийЗавет — едва лине самая страшнаякнига в религиознойистории человечества.Лишь один пример- как мужи изколена Дановаищут для себяземлю: «И пошлите пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живетпокойно, пообычаю Сидонян, тих и беспечен, и что не былов земле той, кто обижал быв чем, или имелбы власть: отСидонян онижили далеко, и ни с кем небыло у них никакогодела. И возвратились(оные пять человек)к братьям своими сказали имбратья их: „счем вы?“. Онисказали: „встанеми пойдем наних; мы виделиземлю, она весьмахороша. А вызадумались: не медлитепойти и взятьв наследие туземлю; когдапойдете вы, придете к народубеспечному, и земля та обширна; Бог предаетее в руки ваши“…И пошли в Лаиспротив народаспокойногои беспечного, и побили егомечом, а городсожгли огнем.Некому былопомочь, потомучто он был отдаленот Сидона»(Суд. 18,7-10).
Есть непроходимаягрань междудвумя пониманияминациональногомессианизма: существуетли избранныйнарод для того, чтобы послужитьвсему человечеству, или же для того, чтобы всёчеловечество, опомнившись, послужилоему… И понятьэту двусмысленностьистории Израиляможно только, если согласитьсяс глубокимзамечаниемОскара Кульмана:«В действительностисуществуетдве историиИзраиля: собственнаяистория Израиляи история Израиляк его спасениюи спасениюдругих».
Христианскаямысль болеевысоко оцениваетмиссию Израилячем сам Израиль.Христиане болеевозвышенновидят историюИзраиля, чемсами иудеи, таккак, видят вней не самослужениеИзраиля, но егослужениечеловечеству, Новому всеобщемуЗавету. Израильсуществуетне для себя, ине для своегоузконациональноготоржества, адля всех: придетчаемый всеминародами. БезЕвангелия, безнаднациональногозамысла историческиекниги ВетхогоЗавета — этосамые душныекниги человечества.Нет оправданиятой крови, темсудорожнымприжиганиям.Или это — насради всехчеловек, илиэто всего лишьнационалистическаяпохоть. Поэтомуи нельзя читатьБиблию какпростую национальнуюхронику, тоесть еврейскимиглазами. Тольковзяв (вырвав)Библию из рукевреев, можносохранитьуважение к нейу человечества.Не украли христианеБиблию, а сохранили.
Христиане наразожглиантисемитизм, а на многиестолетия егопригасили.Вспомним античность:«Рассказывают, что когда МаркАврелий на путив Египет проезжалчерез Палестину, то, испытываяотвращениек вонючим инередко производившимсмуты иудеям, скорбно воскликнул:»О маркоманны, о квады, о сарматы! Наконец я нашеллюдей хуже вас"(Аммиан Марцеллин.Римская история.24,5,5). А ведь МаркАврелий — это«философ натроне», человекобразованныйи терпимый:«Антиох Эпифанбыл действительносумасбродом, но все, что творилнад евреями, вовсе не воспринималоськак чудовищноезверство окружающимего обществоми „народом“- он опирался, очевидно, наукоренившеесятрадиционноемнение. Антисемитизмуже числил засобой почтенныйвозраст». Вконце концов, не христианеразрушилиИерусалим, ноармия ничегоеще не слышавшихо Евангелииримских полководцевТита и Веспасиана.
Вообще стоитпрежде размышлениянад всплескамиантисемитизмав христианскоммире ознакомитьсяс исследованиемС. Я. Лурье «Антисемитизмв древнем мире.Попытки объясненияего в науке иего причины»(Петроград,1922). По его выводу,«причинаантисемитизмалежит в самихевреях… Антисемитизм- явление неслучайное, онкоренится вразнице междудуховным обликомеврея и не-еврея».Нет ни одногонарода, которыйбыл бы сам посебе антисемитскинастроен. Сначалана его землепоселялисьевреи — а затемвспыхиваланациональнаярознь. Причемнередко этотже народ спокойноотносился кколониям другихплемен, живущихна его территориях.Показательнотакже, что каждыйраз погромыследуют заволной ассимиляцииевреев к местнойкультуре. Значит, не само по себеощущениеотчужденностиевреев былопричинойантисемитизма.Скорее напротив, когда народлучше узнавалсклад мировоззренияевреев — он устраивалантиеврейскиебунты.
Античный антисемитизмне мог иметьэкономическиепричины. Еслиалександрийскиекупцы боялисьеврейскойконкуренции- то ведь длятого, чтобыэтот свой страхиспользоватьдля подъеманарода на еврейскийпогром, в народеуже должна быласуществоватьантиеврейскаянастроенность.Также «нельзявидеть причиныантисемитизмав реакционностиправительств: правительствоможет толькотогда игратьна антисемитизме, когда он ужесуществуеткак нечто вполнесформировавшеесяв народе. Римскиеимператорыохотно посвящалисебя в культывсевозможныхварварскихбогов; они гордоносили титулDacius, Sarmaticus и т.д. Но когдаВеспасиануи Титу послепобеды надевреями войскопо обычаю предложилотитул Judaicus, с какимнегодованиемони отверглиего!».
И, конечно, совсемуж неумно видетьпричину антисемитизмав «интеллектуальномпревосходствеевреев». Русские, например, считаютнемцев илиангличан умнеесебя — но из этогоне рождаетсяникакогоантигерманизма.
В общем — антисемитизмбыл и в античности.У всех народовна земле во всевека возникалаодна и та жереакция наевреев, когдате поселялисьсреди них вдостаточнобольшом количестве.Эту реакциюхристианствосдерживалои смягчало.Когда же (увы, не без помощиеврейских«либералов»)в Германиихристианствобыло раскаченои сброшено, язычество вновьпоказало — каковабудет участьевреев, еслина них посмотретьне в евангельскойперспективе.
И второй фундаментальныйфакт из историихристиано-еврейскихотношений: однаиз первых темхристианскогобогословия- это защитаИзраиля. «ЦерковьБожия, избегаякрайностейи тех и других(иудеев и гностиков)идет среднимпутем — и несоглашаетсяподчинитьсяигу закона, ине допускаетхулить егои по прекращенииего за то, чтоон был полезенв свое время»(св.Иоанн Златоуст).Достаточновспомнитьиздевки Цельсаи Юлиана, дикиеэскапады гностиковв адрес ветхозаветнойистории и религии- и вновь станетясно, что именноЦерковь отвелаугрозу от Израиля.
Для Церкви былобогословскинеобходимозащищать ВетхийЗавет. Если быона его отвергла- она поставилабы под сомнениесамый драгоценныйиз своих догматов:«Бог есть любовь».Если бы у Евангелияне было предыстории- то евангельскаяистория выгляделабы случайнойимпровизацией.Бог, некогдасоздавший мир, забыл о нем.Его земные детиросли без пригляда.Но, когда всеже они хотьмалость похорошели- Небесный Отецвдруг вспомнило нас и заглянулв гости. В такомслучае не правевангелистИоанн, сказавшийо Христе: «пришелк своим, и своиЕго не приняли»(Ин. 1,11). Нет, не ксвоим, а к чужимпришел Он — еслиОн не посещалих прежде. И, тогда, кстати, нет ничегостранного итрагическогов том, что чужиене приняличужака. Всятрагедия Евангелияв том, что своине принялиСвоего:
Если отвергнутьВетхозаветнуюпрелюдию кЕвангелию — унас не будетуверенностив самом главном: Любовь — онавсегда в Боге, или это былослучайноечувство? Может, однажды на Него«накатило».И как Он не заботилсяо Своих земныхдетях до евангельскихвремен, такжеОн может забытьо них и после.Вопрос об Израилев конце концоввопрос о нассамих. Можемли мы бытьуверены в том, что Бог и нынес нами и будетвпредь? Или жеТот, кто послепервых же греховлюдей отвернулсяот них и натысячелетияих забросил, также реагируети на наши беззакония? Есть ли в Боге, в Его любви ив Его терпениипостоянство? Человеческоесердце требуетнадежды. Надеждатребует вывода: Да, Бог — Тот же.«Христос вчераи сегодня и вовеки Тот же»(Евр. 13,8). «И достарости вашейЯ тот же буду, и до сединывашей Я же будуносить вас; Ясоздал, и будуносить, поддерживатьи охранять вас»(Ис. 46, 4).
Защищая Евангелие, Церковь должнабыла защищатьи мир Пророков.Не только изэтических, нои из богословскихсоображенийЦерковь взялапод свою интеллектуальнуюзащиту историюИзраиля и егокниги.
Теперь, надеюсь, понятнее, почемухристианеозабочены тем, что иудеи остались«на второй годв первом классе», в классе ВетхогоЗавета: в этомклассе училидовольно-такижестоким вещам.И если иудеитак и останутсясо своим ветхозаветным«буквариком»- то от них можнождать самыхнеспровоцированныхвыплесковагрессии. Ну, просто опятьпонравитсяим чья-то земляили жена — и сноваони начнутвырезать «язычников»:
В Церкви (заисключениемгорстки маргиналов)нет религиозномотивированногоантисемитизма.Но есть другое: есть горькаяпамять о том, что в погромерусской православнойжизни, растянувшемсяна большуючасть ХХ века, чрезвычайноактивное влияниеприняли евреи.И есть недоуменноевглядываниев лики современнойвласти (дажене столькобанковскойили политической, сколько журналистской): ну почему каждыйраз, когда Россииломают хребет- в этом событиипринимаютактивнейшееучастие и болеевсего им восторгаютсяименно евреи?
АлександрГалич, справедливовступаясь заПастернака, имел правопригрозить:«Мы поименновспомним тех, кто поднялруку!». Ну, а заРоссию, за Бунина, за Гумилева, за Ахматовуи Есенина — можновступиться? Однако, едватолько начинаешь«поименно»вспоминатьтех, кто крушилрусскую империю, русскую церковьи русскую культуру, как скоро становитсяскучно: уж оченьоднообразнаякартина. Вотвполне символическийэпизод: «Штеренберг, заведующийотделом искусствНаркомпроса, когда составлялисьсписки художниковна получениекарточек накраски и кисти, вычеркнул изэтого спискаНестерова», в чьем творчествеслишком многобыло «СвятойРуси».
Верно, не произошелбы обвал России, если бы не былабольна онасама. Но представьте, что больной, неуравновешенныйчеловек решилсовершитьсамоубийство.Он стоит наподоконнике, раздумывая, прыгнуть емуили еще подождать.И тут входитв комнату егоприятель иначинает егоподзуживать:«Ты знаешь, всевеликие людикончали жизньсамоубийством.Даже великийантичный философЭмпедокл такпоступил. Авспомни Ставрогина! Не позволяйсебе жалостик себе и своимблизким! Покажиим, что ты способенна поступок! Буревестникпросит бури! Распахни окно, ощути романтикуРеволюции!..».И несчастныйсигает вниз.Болезнь долгозрела в немсамом — это правда.Но так ли ужбезвинен тот, кто в сотнигазет десятилетиямизудил ему «бросься! кинься! решись! прокляни!»? Итак ли уж бескорыстныэти подговорщики, если по итогамвышло, что «приятель»переехал вопустевшуюквартиру изсвоего подвальчика(из «черты оседлости»- да прямо в «детиАрбата»).
Есть оченьузнаваемаяпритча в предсмертнойкниге В. Солоухина:«Вот живет вкрепком и светломдоме большаяи благополучнаясемья. Пустьхоть крестьянская.Отец еще в силе, пятеро сыновей, у каждого сынапо жене, свекровь, как полагается, дети. Попросилсяпрохожий человекприютить егона несколькодней. Скромнопопросился, где-нибудьоколо порога, чтобы его приютили.Лишь бы теплои сухо. Сидитон около порогаи за всем наблюдает.Как работают, как едят, какдруг с другомразговаривают.Вот идет мимонего один изсыновей. „Иван, а Иван, — говоритему странник.- Это твоя женаМарья-то?“. — »Моя".- «А что это нанее старик-топоглядывает? Отец-то твой? Он на нее поглядит, а она сразу ипокраснеет.И улыбаетсякак-то странно».- «Ты смотри уменя, — замахиваетсяИван в сердцах.- Расшибу!». — «Дая что? Я ведьничего. Я толькотак. И нет ничегоу них, сам знаю.Сдуру это ясболтнул, сдуру».«Степан, а Степан!»- «Ну что?» — «Отец-тотвой Ивана-тобольше любит, я замечаю. Разговорслышал. Сперва, говорит, Иванаотделю и лучшееполе ему отдам, а Степан подождет».Тут мимо странникапроходит женаИвана: «Марья! Степанова-тожена поглядываетна твоего Ивана.Завидует онатебе. Оно и понятно.Степан-то вонкакой хилый, слабый, и Ивану тебя -кремень.А вот она к немуи льнет. А тыостерегайся.Пелагея-товчера за каким-тозельем к старухеМатрене ходила».Степановойжене. Пелагеедругое скажет:«У Марьи-топлатьев больше, чем у тебя. Видно, больше ее мужлюбит. А ты чемплоха:». Всемв отдельностинашепчет инаскажет: «Обираетвас отец-то. Выработаете, работаете, аденежки он вкубышку кладет.А вы имеететакое же право:».Ну, короче, схемаясна. Черезнеделю в домени мира, ни семьи.Драки, кровопролитияи убийства.Кого в больницувезут, кого накаторгу. Послеубитого мужаосталась Марьяодна. Странникженился на нейи стал в домехозяином. Аможет, и ее прогнал, беззащитную.А себе со стороныдругую бабупривел. А, междупрочим, по этойпростенькойсхеме происходилина земле всереволюции".
Вспомним такжевпечатлениеот «либерально-еврейскойпрессы» предреволюционныхлет, сложившеесяу яростногозащитникаевреев ВасилияРозанова: «Онибудут нашептыватьнашим детям, еще гимназистами гимназисткам, что мать их — воровка и потаскушка, что теперь, когда они помалолетствуне в силах ейвсадить нож, то по крайнеймере должныпонатыкатьбулавок в еепостель, в еестулья и диваны; набить гвоздиковвезде на полу…и пусть мамашаходит и кровянится, ляжет и кровянится, сядет и кровянится.Эти гвоздочкиони будут рассыпатьпо газеткам.Евреи сейчасим дадут „литературныйзаработок“, будут платитьполным рублемза всякую клеветуна родину и завсякую злобупротив родины…»Революция"есть «погромРоссии», а эмигранты- «погромщики»всего русского, русского воспитания, русской семьи, русских деревень, русских сели городов...".«Как задавилиэти негодяиСтрахова, Данилевского, Рачинского…задавили всескромное итихое на Руси, все вдумчивоена Руси. Былокак в Египте- „пришествиегиксосов“. Чертих знает, откуда-то»гиксосы"взялись, «народпастырей», пастухи. Историкине знают, откудаи кто такие.Они пришли иразрушиливполне ужесложившуюсяегипетскуюцивилизацию, существовавшуюв дельте Ниладве тысячи лет; разрушилидотла, с религией, сословиями, благоустройством, законами, фараонами.Потом, черезполтора векаих прогнали.И начала изразорения онавосстановляться; с трудом, медленно, но восстановилась.«60-е годы у нас»- такое нашествиеномадов. «Откуда-товзялись и всеразрушили».В сущности, разрушили веру, церковь, государство(в идеях), мораль, семью, сословия".«Было крепостноеправо. Вынеслиего. Было татарскоеиго. И его вынесли.»Пришел еврей".И его будемвыносить. Чтоделать? чтоделать? чтоделать?". «Такк полномуудовольствиюнашей современнойпечати совершитсяпоследний фазисхристианстваи заключатсясудьбы всемирнойистории. Настанет»хилиазм", «1000лет» блаженства, когда будутписаться тольколиберальныестатьи, произноситьсятолько либеральныеречи, и гидра«национализма»будет раздавлена…Скучновато.Ах, канальственноскучноватовезде...".
Вспомним идневниковуюзапись АлександраБлока: «Тоска, хоть вешайся.Опять либеральныйсыск. — Жиды, жиды, жиды» (7 марта1915). «Историяидет, что-тотворится; ажидки — жидками: упористо иумело, неустаннонюхая воздух, они приспосабливаются, чтобы НЕ творить(т.е. так — самилишены творчества; творчество, вот грех дляевреев). И я ХОРОШОПОНИМАЮ ЛЮДЕЙ, по образцукоторых самникогда несумею и не захочупоступить, икоторые поступаюттак: слыша заспиной этинеотступныедробные шажки(и запах чесноку)- обернуться, размахнутьсяи дать в зубы, чтобы на минутуотстал со своимипоползновениями, полувредным(= губительным)хватанием зафалды» (27 июля1917)".
И все же у этогонеизбывногореволюционногоэнтузиазмаевреев естьрелигиозныекорни. Дело втом, что, когдаГосподь создавалИзраиль, Онсотворил еготаким, чтобытот смог выжитьсреди болеестарших и болеемощных (каккультурно, таки политическиболее мощныхнародов и империй).Израилю былдан поразительныйталант сопротивляемости, талант революционерства.Чтобы Израильсмог выжитьв Империях — вегипетскойи вавилонской, греческой иримской — емубыла дана пробивнаясила, которойобладает травинка, взламывающаяасфальт. Этотдар осталсяу Израиля итогда, когдадары пророческиеи духовные былиу него отняты.Но теперь этотталант началработать ужепротив христианскихимперий и культур.В любой революции, направленнойна разрушениеканонов и традиций, национальныхформ бытия исознания, евреипринимаютактивнейшееучастие — илипрямо ее создавая, или ее провоцируяпостояннымбрюзжаниемпо поводу «этойстраны» и «этихдогм», или жеорганизуя ейинформационно-рекламнуюподдержку.
У каждого народавырабатываетсясвой национальныйидеал. Этомможет бытьидеал благородногорыцаря, мудрогошута, трудолюбивогопахаря, удачливогокупца: ИдеалИзраиля — этоПророк. Пророкобличает порокии язычникови своего народа.Он бунтует радипоруганнойили запыленно-подзабытойПравды. Секулярныйвариант Пророка- «оппозиционныйжурналист».Этот еврейскийидеал удачнеевсего выраженв призыве Галича:«Сможешь выйтина площадь втот назначенныйчас?!».
Православно-русскийидеал был совершенноиным. Это былидеал тихогоправедника.Добрый человекДревней Руси- это молитвенник, человек, неслышнои нерекламносозидающийдобро в себеи раздающийего окружающим.Не пожар, а свечка: огонек, тянущийсяк небу и светящийокружающим.
Но в России кначалу ХХ векапроизошла сменанациональногоидеала. Сначалаона захватилаинтеллигенцию, а затем дажецерковные людизабыли о своемидеале и сталисмотреть нацерковную жежизнь еврейскимиглазами, оцениваяслужение церковныхпастырей померкам совершеннонецерковным.«Всякую борьбу, всякий подвигсо стороныЦеркви эмиграциямыслила лишькак политическийзаговор, призывк восстанию, к свержениювнешнего владычествасоветов. Делудуховногоочищения народа, пробужденияв нем лучшихчеловеческихсвойств — делу, для котороготак много потрудилисьпри татарахи св. Алексий, и преподобныйСергий — беженскоесознание непридавало почтиникакого значения…Когда угрозаказни нависланад головойСвятейшего, некоторые кругиэмиграции, непричастныени умом ни сердцемк великому делуЦеркви и личномуподвигу Первосвятителя, страшно сказать- тайно желали, чтобы казньсовершилась, ибо они надеялись, что после такогоудара волнанародногонегодованиясметет советскиетвердыни».
И так силен вевреях революционныйпафос, пророческийпафос, твердящий«мы в ответеза все», чтодаже в крещеныхевреях, в евреях, принявшихсвященствои даже монашество, он продолжаетвспыхивать.Весьма частоприходитсязамечать, чтоэтническийеврей, ставшийправославнымсвященником, становитсячеловеком«партии» икрайности. Онне может ограничитьсебя простокругом своихприходскихили монашескихобязанностей.Ему нужно «спасатьПравославие».И он или уходитв эксперименты, модернизм иэкуменизм, требуя «обновления».Или же проводит«консервативнуюреволюцию», вполне по фарисейскитребуя непреклонногоисполнениявсех предписанийТипикона идревних канонови возмущаясьтем, что современнаяцерковная жизньне совсем имсоответствует.И, конечно, вовтором случаеон и сам не замечает, что стал модернистом.Ибо это модернизм- студенту семинарииили академииписать доносна профессора, якобы уклонившегосяв ересь. Ибоэто модернизм- когда начинающийпреподаватель-монахобходит классыи спальнисеминаристов, настраиваяих против старшихпрофессоров.Ибо это модернизм- обращатьсяк Патриархуне с «прошениями», а с «заявлениями», в которых «смиренныеиноки» «присоединяютсяк требованиям».
Для еврея почтиневозможноне считать себямерилом истиныи православия.Все, что отличаетсяхоть на йоту- это непременноугроза демократии, или угрозачеловечеству, или угрозаправославию.Рано или поздноеврей, поначалуробко-смиренный, все же ощутитсебя цензором.«Великий Инквизитор»всех времени народов — Торквемада- был крещёнымевреем.
Заключение.
История Новейшеговремени достаточнонаглядно показываетпритяженияи отталкиваниярусских и евреев.Если однозначныйидеал еврея- открытое, динамичное, передовоеобщество, тоу русских такихсимпатий две: революционно-динамичноеобщество вамериканскомдухе и одновременно- помпезно-монументальнаяимперия в духе«Третьего Рима».Российскаяистория 20-гостолетия наглядноколебаласьмежду этимидвумя предпочтениями; сответственоэтому менялисьи русско-еврейскиеотношения — отдостаточнотеплых и дажебратских (достаточносказать, чтоядро советскойразведки в 20-егоды составлялиименно евреи)до политикигосударственногоантисемитизма.Аналогичносразу же меняетсяи отношениеевреев к «этойстране», посколькудля них величиеи блескгосударственно-бюрократическоймашины, стольблизкие сердцуруского человека, не вызываютничего, кромепрезрения ираздражения.В настоящиймомент нашеобщество вочередной разнаходится наэтапе перестройки, поэтому сейчасеврейскийвопрос (еслине раздуватьего искусственно)практическиснят. Однако, с очевидностью, не за горамии новый этап«империзации»общества, которыйопять вызовету евреев негативнуюреакцию. Новыйвиток русско-еврейскогопротивостоянияпоэтому неизбежен, и компенсироватьего можно рядоммоментов, средикоторых важнейшимивидятся: сохранениемаксимальновозможнойразумной свободыпередвижения(т.е. эмиграции)и хорошие отношенияс государствомИзраиль
Список используемойлитературы.
С. Дубнов.«Краткая история евреев». 448 стр. М. 1992 г.
М. Ойербах.История еврейского народа. М. 1986 г.
А. Оксман.История евреев в Российской империи и Советском Союзе.
М. 1989.
М. Гончарок.Век воли. Русский анархизм и евреи (Х1Х-ХХ вв.). Уфа 1979 г.
Р. Рывкина.Евреи в постсоветской России — кто они? Социологический анализ проблем российского еврейства. 240 стр. М. 1993 г.
М. К. Поляков «Иудаизм» М. 1983 г.