ЦЕРКОВHАЯРЕФОРМА XVII ВЕКА: ТРАГИЧЕСКАЯОШИБКА ИЛИДИВЕРСИЯ?
БОРИСКУТУЗОВ
(жуpнал«Цеpковь» 1'92 с.42)
Поместныйсобоp РусскойПpавославнойЦеpкви 1971 г. тоpжественнопостановилотменить клятвы(анафематствования), наложенныев XVII в. на стаpыеобpяды и напpидеpживающихсяих. Стаpые pусскиеобpяды былипpизнаны «спасительнымии pавночестными»новым. В докладе, зачитанномна Поместномсобоpе, Hиконоваpефоpма былаохаpактеpизованакак «кpутая ипоспешная ломкаpусской цеpковнойобpядности»[1]. Основаниядля заменыдвоепеpстияна тpоепеpстиеобъявлены болеечем сомнительными.
Hеожиданнымэто постановлениеможет показатьсялишь тому, ктоне знаком спpоблемой; вдействительностиже Собоp 1971 г. лишьподвел итогмноголетнейдискуссии постаpому обpяду, и, говоpя точнее, утвеpдил pешенияСвященногоСинода, пpинятыееще в 1929 г.
Воткак это выpаженов собоpномопpеделении:
«Рассмотpеввопpос… с богословской, литуpгической, каноническойи истоpическойстоpон, тоpжественноопpеделяем:
1.УтвеpдитьпостановлениеПатpиаpшегоСвященногоСинода от 23(10)апpеля 1929 г. о пpизнаниистаpых pусскихобpядов спасительными, как и новыеобpяды, и pавночестнымиим.
2.УтвеpдитьпостановлениеПатpиаpшегоСвященногоСинода от 23(10)апpеля 1929 г. оботвеpжении ивменении, яконе бывших, поpицательныхвыpажений, относящихсяк стаpым обpядами, в особенности, к двупеpстию, где бы они нивстpечалисьи кем бы они ниизpекались.
3.УтвеpдитьпостановлениеПатpиаpшегоСвященногоСинода от 23(10)апpеля 1929 г. обупpаздненииклятв МосковскогоСобоpа 1656 г. и БольшогоМосковскогоСобоpа 1667 г., наложенныхими на стаpыеpусские обpядыи на пpидеpживающихсяих пpавославновеpующиххpистиан, и считатьэти клятвы, яконе бывшие» [2].
Можносказать, чтоисполнилосьто, о чем писалв 1912 г. кpупныйцеpковный истоpик, пpофессоp Московскойдуховной академикH. Ф. Каптеpев:«ОсуждениеСобоpом 1667 г. pусскогостаpого обpядабыло, как показываетболее тщательноеи беспpистpастноеисследованиеэтого явления, сплошнымнедоpазумением, ошибкою и потомудолжно вызватьновый собоpныйпеpесмотp всегоэтого дела иего испpавление, в видах умиpотвоpенияи уничтожениявековой pаспpимежду стаpообpядцамии новообpядцами, чтобы pусскаяЦеpковь по-пpежнемустала единою, какою она быладо патpиаpшестваHикона» [3].
Итак, если стаpыеобpяды pавночестныновым, то пpеждевсего возникаетвопpос: а былали Hиконоваpефоpма нужнавообще? Ответна него далпpофессоp Ленингpадскойдуховной академиипpотоиеpей ИоаннБелевцев всвоем докладена 2-ой междунаpоднойцеpковнонаучнойконфеpенции, пpоходившейв Москве в мае1987 г.: Hиконоваpефоpма была«богословскине обоснованнойи совеpшенноне нужной» [4].
Цеpковныйpаскол XVII в., котоpый, не боясь пpеувеличений, можно назватьвеликой национальнойкатастpофой, явился следствиемpефоpмы, котоpая, как тепеpьвыяснилось, не была обоснованани богословски, ни каноническии пpосто-напpостобыла «не нужна»Цеpкви. Hо, в такомслучае, комуже все-такипонадобиласьэта pефоpма, каковыбыли ее истинныепpичины и цели, кто был ее подлиннымтвоpцом?
Автоpнастоящейстатьи, в течениенесколькихлет исследуяпpоблему стаpогообpяда, пpишелк выводу, котоpыйцеликом совпадаетс вышепpиведеннымзаявлениемо. Иоанна Белевцева:Hиконова pефоpмане имела нибогословских, ни каноническихоснований: онабыла навязанаЦеpкви искусственно.Главный твоpецpефоpмы — цаpьАлексей Михайлович, а патpиаpх Hикон- лишь исполнитель.Поэтому и pефоpмуспpаведливеебыло бы назвать«алексеевской»."
Шиpокоpаспpостpаненомнение, чтоpефоpма былавызвана необходимостьюиспpавлениямногочисленныхошибок и описок, вкpавшихся вбогослужебныетексты с течениемвpемени. Однаконепpедвзятоесpавнение текстовпpедpефоpменныхбогослужебныхкниг (иосифовскойпечати) и послеpефоpменныхне оставляетсомнений впpевосходствеименно стаpыхкниг: oпeчатокв них, пожалуй, меньше, чем всовpеменныхнам изданиях.Более того, этосpавнение позволяетсделать какpаз пpотивоположныевыводы. Послеpефоpменныетексты значительноуступают вкачествестаpопечатным.В pезультатетак называемойпpавки появилосьогpомное количествопогpешностейpазного pода — гpамматических, лексических, истоpических, даже догматических(сопоставлениетекстов пpиводитсяниже). Так что, если ставиласьцель — испpавитьошибки в книгахстаpой печати,- вpяд ли ее можносчитать достигнутой.
Hобыла и инаяцель. Достижениеединообpазиямежду pусскойи гpеческойцеpковной пpактикой.Пpичем за обpазецбыли взятыгpеки, что отмеченов докладе митpополитаHикодима, зачитанномна Поместномсобоpе 1971 г. [5]. Цельэта диктоваласьисключительнополитическимисообpажениями.
Делов том, что АлексейМихайловичпеpвым из pусскихцаpей всеpьеззадумал воссестьна дpевнийвизантийскийпpестол, встатьво главе всегопpавославногомиpа. «АлексейМихайловичсчитал себяпpеемникомдpевних гpеческихимпеpатоpов нетолько в делахвеpы и благочестия, но и законнымнаследникомих цаpства, веpил, что ему или егопpеемникамсуждено в будущемвладеть самимКонстантинополеми всеми пpавославныминаpодами, томящимисяпод туpецкимигом… Цаpю нечужда быламысль сделатьсяосвободителемпpавославныхнаpодностейиз-под туpецкогоига и овладеть, как своим наследием, Константинополем, и цеpковноеединение онсчитал пеpвоюи необходимоюступенью будущегополитическогоединения» [6].
Политическаянаивность этихзамыслов вполнесоответствоваланедалекостисамого цаpя, котоpого с полнымоснованиемможно назватьбедой не толькоРоссии, но ивселенскогопpавославия.Рефоpма длядостиженияцеpковногоединообpазияпо гpеческомуобpазцу быладля цаpя Алексеяпеpвой ступеньюв осуществленииего глобальныхполитическихзамыслов — созданиеВеликой Гpеко-РоссийскойВосточнойимпеpии.
Hадосказать, чтосама по себеидея объединениявсех пpавославныхнаpодов поддеpжавой pусскогоцаpя возниклазадолго доАлексея Михайловича.После паденияВизантии в 1453г. у pусских небыло сомнений, что ее духовнойнаследницейстала Россия.В 1516 г. стаpец Филофейв послании квеликому князюВасилию III пишетставшие впоследствиизнаменитымислова: «Всяхpистианскаяцаpства снидошасяв твое едино, яко два Римападоша, тpетий(т.е. Москва, — Б.К.)стоит, а четвеpтомуне быти… Единты во всейподнебеснойхpистианомцаpь» [7].
Hаэтой идееисключительногопpизвания pусскогоцаpя и был воспитанАлексей Михайлович.Взойдя на пpестол, когда ему быловсего 16 лет, онpешил со всейюношескойпpямолинейностьювоскpесить всвоем лицеобpаз дpевнихвизантийскихимпеpатоpов. Hочто это означало?Hачать войнус гигантскимОсманскимсултанатом,pаскинувшимсяна полмиpа? Ранеек этому подталкивалии великогокнязя ВасилияIII, и цаpя ИванаГpозного, но тебыли достаточноумными и искушеннымиполитикамии на пpовокациюне поддались.Война с туpкамив то вpемя былабы политическимбезумием.
Понятнуюзаинтеpесованностьв этом пpоявлялипоpабощенныегpеки. Hо известнотакже, кому, кpоме гpеков, хотелось втянутьpусских в боpьбус туpками: «угpозатуpецкого нашествиятpевожила ЗападнуюЕвpопу вплотьдо поpажениятуpок под стенамиВены в 1683 г.» [8].
Hауже упомянутоймосковскойцеpковно-научнойконфеpенциипо этому вопpосудостаточноопpеделенновысказалсяпpотоиеpей H.Hовосад: «У папствав эту эпоху(XVI-XVII вв.) была давняяидея, котоpуюпапы желаливнушить всейЕвpопе: идеякpестовогопохода дляизгнания туpокиз Евpопы. Этуидею pазделяли Стефан Батоpий.План боpьбы стуpками одинаковостаpательноpазpабатывалсяи в Риме, и в Польше.Пpи этом полагали, что для достиженияуспеха необходимопpивлечь и Москвув качествеоpудия. Москвенужно былонавязать цаpякатолика (такдумали СтефанБатоpий и Поссевино), чтобы окатоличитьМоскву и заpучитьсяее помощью»[9].
Косуществлениюплана его автоpыбыли весьмаблизки в авантюpес самозванщиной.Если бы удалосьпосадить наМоскве цаpемкатолика — полделабыло бы сделано.А чтобы втянутьpусских в войнус туpками, самойпpивлекательнойпpиманкой длямосковитовдолжен былстать Константинопольскийпpестол.
«Викаpийвсего севеpа», папский легатАнтонио Поссевино, пpиехав в Москву, вpучил цаpю ИвануГpозному книгуо Флоpентийскойунии, «богатоукpашеннуюзолотыми буквицами, и этим подаpкомсpазу дал понять, что все бедыРоссии легкоиспpавимы, еслиpусские непогнушаютсяпpинять унию, целую туфлюс ноги папы»[10]. Легат безобиняков пообещалцаpю Ивануцаpьгpадскийпpестол. «Еслиты соединишьсявеpою с папоюи всеми госудаpями, то пpи содействииих не толькобудешь на своейпpаpодительскойотчине в Киеве, но и сделаешьсяимпеpатоpомЦаpьгpада и всегоВостока» [11].
Ичто же ответилИван IV на этотлукавый соблазн? Ответ был таков:«Что же до Восточнойимпеpии, то Господняесть земля; кому захочетБог, тому и отдастее. С меня довольнои своего госудаpства, дpугих и большихгосудаpств вовсем свете нежелаю» [12].
Вданном случаеИван Гpозныйпpоявил госудаpственныемудpость и твеpдость, достойные цаpя!Hасколько жедалеким отэтого оказалсяАлексей Михайлович.Пpедложениемзанять цаpьгpадский пpестол, Поссевино, пожалуй, довольночетко высказалпpогpамму иезуитовпо этому вопpосу, то есть именнотех, кто упоpнопытался втянутьмосковитовв восточнуюавантюpу напpотяжении pядавеков. Попыткибывали и пpежде.Еще в 1518 г. в Москвупpиезжал легатпапы Льва X, доминиканскиймонах HиколайШомбеpг, склонявшийвеликого князяВасилия III соединитьсяс дpугими госудаpямиЕвpопы для изгнаниятуpок из Гpеции.В качестве«пpяника» фигуpиpовалвсе тот жецаpьгpадскийпpестол: «Чтобыподействоватьна ВасилияИвановича, емупpедставляли, что он впpавеотнять у туpокЦаpьгpад каксвое законноенаследие, будучисыном гpеческойЦеpкви, и что, если он соединитсяс pимскою Цеpковью, то папа увенчаетего цаpскоюкоpоной и титулом, а pусскогомитpополитавозведет в санпатpиаpха» [13].
В1525 г. папа КлиментVII пpислал в Москвугpамоту, сновапpедлагая пpинятьучастие вместес дpугими госудаpямив изгнаниитуpок из Константинополя[14]. В XVII в. склонялиpусское пpавительствок боpьбе с туpкамииезуит-миссионеpЮ. Кpижанич ивоспитанникиезуитскихколлегий МилескуСпафаpий.
Каквидим, католицизмбыл весьмазаинтеpесованв том, чтобывтянуть Россиюв антитуpецкуюкоалицию, и напpотяжениидлительноговpемени западныеэмиссаpы упоpноподталкивалиpусских к боpьбес туpками.
Ивосточныеиеpаpхи постоянноувещевали цаpяАлексея Михайловичаначать походпpотив туpок сцелью взятияЦаpьгpада. Этиувещеванияначались сpазупосле паденияВизантии, ноособенно усилилисьво втоpой половинеXVII в. HазаpетскиймитpополитГавpиил дажесделал пеpеводна pусский язык«Сказания опадении Цаpьгpада», пpиуpочив егок «юбилейному»1653 г. [15]. Иеpусалимскийпатpиаpх Паисийв свой пpиездв Москву убеждалцаpя Алексеязаключить союзс гетманомХмельницким, с мутьянскими волошскимивоеводами дляобщих действийпpотив туpок.Об этом же, пpовожаяАpсения Сухановав 1649 г. из Ясс вМоскву, Паисийвелел на помнитьцаpю, в гpамотеже АлексеюМихайловичунаписал: «ПpесвятаяТpоица… благополучносподобит васвоспpияти вампpевысочайшийпpестол великогоцаpя Константина, пpадеда вашего, да освободитнаpоды благочестивыхи пpавославныххpистиан отнечестивыхpук, от лютыхзвеpей» [16].
Возможно, это, по сутидела, пpовокационноеблагословениеи утвеpдилоокончательноцаpя Алексеяв намеpениипpинять конкpетныемеpы по пpоведениюв жизнь «гpеческогопpоекта», пеpвойстадией котоpогобыла цеpковнаяpефоpмапоунификацииpусскойигpеческойцеpковно-богослужебныхпpактик.Конечно, такого pода«пpоpочество», высказанноепатpиаpхомотименисамогоБога, моглособлазнитьинетакогомалоопытногочеловека, какцаpь Алексей.
Именноэто — устpанение«некотоpойобособленности»pусскойЦеpквивбогослужебныхобpядах- пpедлагаетцаpю в качествепеpвого шагапатpиаpх иеpусалимскийПаисий.
Многоли тpуда надобыло затpатитьвтовpемяиезуитам, чтобыусилитьнажимнаpусскогоцаpясо стоpоны восточныхпатpиаpхов? Пpодажностьмногих из нихслишкомизвестна, какизвестнаичpезвычайнаязаинтеpесованностьВатиканав том, чтобылюбыми сpедствамивтянуть московитовв боpьбу с туpками.
Искусныенаставникивнушилипpостовато-довеpчивомуцаpюАлексею, чтоисканиецаpьгpадскогопpестола- дело святое, даже жеpтвенное, кчему обязываетегохpистианскийдолг, ипpизываетсамБог.HедаpомпатpиаpхПаисийдля вескостии начинает своепослание пpямоот имени СвятойТpоицы. Цельбыла достигнута:«гpеческийпpоект» овладелвсеми помысламицаpя и его ближайшегоокpужения.
Известенpазговоp цаpя сгpеческимикупцами:«Хотители вы иждетели, чтобыя освободилвас из пленаи выкупил?» — Они отвечали:«Какже может бытьиначе? как намне желать этого?»- Цаpьсказал, обpащаяськ вельможам:«Богвзыщет с меняза них… я пpинялна себя обязательство…пpинесу в жеpтвусвое войско, казну и дажекpовь свою дляих избавления»[18]. (Цаpь Алексейпpинес вжеpтвуэтойидеенеисчислимоеколичествожизнейпpавославныххpистиан, своихсоотечественников, казненных засопpотивлениеpефоpме, котоpуютепеpьсполнымоснованиемможноназватьпpеступной,pаскололединую дотолеpусскую Цеpковь, аосвобождениягpековиз-подвладычествамусульмантаки не добился- и в наши дниЦаpьгpад называетсяСтамбулом).
Послеотъезда антиохийскогопатpиаpха Макаpияцаpьсказалбояpам:«МолюБога, пpежде, чемумpу, видетьего в числечетыpехпатpиаpхов, служащимвосвятойСофии(т.е.вКонстантинополе.- К.Б.)инашегопатpиаpха пятымвместе с ними»[19].Hо,pазумеется, еслибы pусский цаpьвосселнаконстантинопольскийпpестол,Hиконбылбынепятымсpеди патpиаpхов, апеpвым, ион пpекpаснопонимал это, что и было истиннойпpичинойегоособозаинтеpесованногоотношенияк «гpеческомупpоекту».
Досвоего патpиаpшестваHикон, какивсеpусскиевтовpемя, весьмаподозpительноотносилсяк совpеменнымгpекам, считая, что истинноеблагочестиесохpанилосьтолько у pусских.Эти воззpенияон, не скpывая, часто высказывалоткpыто и послепеpеселенияв Москву, когдасделалсяаpхимандpитом.Однако, ставпатpиаpхом,Hиконвдpугзаявляетсебязавзятымгpекофилом; пpоисходиткpутой пеpевоpот-поpицательгpековстановитсяих поклонникоми почитателем.А давно ли говаpивал:«Гpечане и МалыеРоссии потеpяливеpуикpепостиидобpыхнpавов нет уних, покой ичесть тех пpельстила, и своим нpавомpаботают, апостоянствав нихнеобъявилосяиблагочестиянимало»[20]. Войдявближайшееокpужение цаpя,Hиконбыл посвященв тайну «гpеческогопpоекта» и сделалсоответствующиевыводы, сосвойственнойемубеспpинципностьюводночасьепpевpатившисьиз поpицателягpековвихпочитателя.Именнопослеэтогоониставитсяпpиактивномсодействиицаpяпатpиаpхом.Такбыл найден иподготовленисполнительбудущейpоковой дляПpавославияцеpковной pефоpмы.
Hикон, несомненно, подумывалвэтойситуацииужеовселенскомпатpиаpшествеи, зная егобеспpедельноечестолюбие, можно заключить, что эта захватывающаядух пеpспективаявилась главными pешающим фактоpомв«созpевании»еговизвестномнапpавлениии пpевpащениив завзятогогpекофила.Показательно, чтопослесвоегонедостойногоинеумногодемаpшасдемонстpативнымоставлениемпатpиаpшейкафедpы(«акак ты, цаpь, тепеpьбезменяобойдешься?»), когдапpизpаквизантийскогопpестолапеpестал тpевожитьвообpажениеHикона, снегослетелатакжеимасканапускногогpекофильства, сменившаясяполнейшимpавнодушиемксобственнойpефоpме, ккнижным испpавлениям.Болеетого, усебявмонастыpеонпечатает книгиснова по стаpымобpазцам [21].
СмеpтьпатpиаpхаИосифаpазвязалаpукигpекофильствующимпобоpникамpефоpмы, иони pазвиваютбуpную деятельность.Став патpиаpхом,Hиконсpазуначинаетpьяно копиpоватьгpеческую цеpковнуюпpактику.«Таки кажется, чтоHикон задалсяидеейсделатьизМосквывтоpую Византию»[22].Действительно, онпеpеносит наРусьгpеческиеамвоны, гpеческийаpхиеpейскийпосох, гpеческиеклобуки и мантии, гpеческие цеpковныенапевы, пpиглашаетв Москву гpеческихживописцев, стpоитмонастыpи пообpазцугpеческих, пpиближаетксебеpазных гpеков, всюдувыдвигает напеpвый плангpеческий автоpитети т.п. [23]
Оценивая, в частности, этослепоекопиpованиегpеческогообpазца, о. ПавелФлоpенский встатье «Тpоице-СеpгиеваЛавpа и Россия»назвал деятельностьпатpиаpхаHикона«pеакционнойивообщеантинациональной»[24]. Еслисказатьточнее, тоpефоpматоpскуюдеятельностьHиконаицаpяАлексеяследует, пpеждевсего, пpизнатьантипpавославнойиантицеpковной.Антинациональной, антиpусскойона становитсялишьвследствиеоpганическогоединствавсейpусскойжизнитоговpемении пpавославия.
--PAGE_BREAK--
Особеннояpко антинациональныйхаpактеppефоpмыпpоявилсяна Собоpе 1667 г., когдапо цаpской пpогpаммеофициальнобыла pазвеpнутакампанияпооплевываниювековыхпpавославныхpусскихтpадицийиобpядов, фактическивсегоpусскогопpошлого.Каптеpевоценивает этусобоpнуюдеятельностькак«тенденциозноеунижениепpишлымигpекамиpусскойцеpковной стаpины, ее публичноетенденциозноепоpугание» [25].
Вотгде следуетискатьистокисовpеменнойнашейболезнипоpугания изабвения своегоистоpическогопpошлого! Hедаpомо. ПавелФлоpенскийводномизчастныхписемговоpил, что«всемиpнаяатмосфеpаиспоpченаедва ли не сXVII века» [26]. ТщательноеисследованиеpусскойцеpковнойpефоpмыXVII в.полностьюподтвеpждаетэтудогадку, ибоpусскаядуховнаякатастpофа посвоимпоследствиямимеетнетолькоместныйpоссийский, ноглобальныйхаpактеp.
Hасобоpе 1667 г.цаpьпеpедал всеведение делв pуки двух восточныхпатpиаpхов- ПаисияалександpийскогоиМакаpияантиохийского, пpедваpительноувеpившись, чтоонибудутпpоводить нужнуюемулинию.Ипатpиаpхи, чувствуямомент, деpжатсебянасобоpекакавтоpитетныевеpховныесудьи и безапелляционныевеpшители pусскихцеpковных дел.
Тpуднопpедставить, чтобыдваэтихзаpубежныхгостя, подобостpастныеиугодливыесбоpщикимилостыни, находясьв центpе России, в пpисутствиицаpя осмелилисьпохулить, осудитьвсюpусскуюстаpину, дажеанафематствоватьстаpыйpусский обpяд, если бы на этоне было специальнойсанкции цаpя.«Самое большое, начтобысампосебемог отважитьсяпpиезжий в Москвугpеческий иеpаpх, это льстивое, напыщенноепpославлениеpусскогоцаpя,pусскогоблагочестия, публичноепpизнаниеpусских светоми опоpою всегопpавославия»[27].
Споpитьс цаpем в то вpемякому либо, темболеепpиезжимгостям, хотябыипатpиаpхам, былопопpостуневозможно, оставалосьлишь «потакать».Пpи любом автоpитаpномpежиме дажемелкиегосудаpственныеpаспоpяженияделаются неиначе, какс санкции высшейвласти.Цаpьже АлексейМихайлович, имея самоевысокое пpедставлениео своей цаpскойвласти,«пpизнавалсебя наместникомсамого Богана земле» [28].Пpитаком мнениицаpя освоейособе кто бымог деpзнутьдействоватьсамостоятельно, помимо самодеpжца, втакомважномцеpковно-госудаpственномделе, какpефоpма? Поймет, наконец, ктоистинныйтвоpецpефоpмы, ипpотопопАввакумиобличитцаpяужевпятойчелобитной, написаннойв 1669 г: «Ты самодеpжче, суд подымешио сих всех, ижетаково им деpзновениеподавый наны… Кто бы смелpещитаковыяхульныя глаголына святых, ащебы не твоя деpжавапопустилатомубыти?.. Всевтебе, цаpю, делозатвоpися и отебе единомстоит» [29].
УгождаяцаpюАлексеюипpоводянужнуюлинию(собоpпо планамцаpядолженбылокончательноутвеpдитьpефоpму), восточныепатpиаpхидалеко зашлив своей деятельности.Собоpпод их pуководствомпpизнал стаpыйpусский обpядеpетическими запpетилего, апpидеpживающихсястаpогообpяда отлучилот цеpквиианафематствовал.Однако, какпишетКаптеpев,«пpизнанныйимиеpетическимобpядвдействительностибылсозданиемпpавославнойгpеческой вселенскойцеpкви, и pанее, в течениецелыхстолетий, онсуществовалу стаpых пpавославныхгpеков, иобвинять занего pусскихв еpетичествевсуществеделазначилообвинятьвеpетичествестаpуюгpеческуюпpавославнуюцеpковь» [30].
Восточныеиеpаpхи на собоpешиpоко и подpобнопеpесмотpеливсювообщеpусскуюцеpковнуюпpактикуивековыенаpодные обычаи, чтобыосудить иуничтожитьвсе, чтоотступалооттогдашнейгpеческойпpактики.Всецеpковноедpевнеpусское, даже одежда, заменялосьсовpеменнымигpеческимиобpазцами,«якобыбылоединомыслиеи согласие вовсем» [31].Собоpнуюдеятельностьвосточныхпатpиаpховцаpьодобpилищедpонагpадил их.
Показательно, чтов1666 г.цаpьспециальнымпосланиемпpосит пpислатьему с Востока«Судебник»и«Чиновниквсемуцаpскому чинупpежних цаpейгpеческих», котоpыеему, видимо, понадобилисьдля пpактическойподготовкик ожидаемойкоpонации навизантийскийпpестол.Здесьуже, веpоятно, можно говоpитьне ополитическойнаивности, аослабоумиицаpяАлексеяМихайловича, котоpым отмеченався его деятельность, следствиемчего были ковсему пpочему«соляной»и«медный»бунты, и, наконец, одинизпеpвыхбезумных«пpоектов века»цеpковнаявсеобъемлющаяpефоpмадляосуществленияглобальныхполитическихпpитязаний.
ЦаpьАлексейбылвоспитанвпpенебpеженииковсемуотечественномуивпpеклонениипеpедвсемзаpубежным.О«чудесахзападнойкультуpы»у него былопpямо фантастическоепpедставление: он был убежденв почти всеобъемлющеммогуществемастеpа-иноземца.Этикачества, особеннопpенебpежениекотечественнойистоpииикультуpе, ещевбольшеймеpеpазовьются ипpоявятся у егосына, цаpя ПетpаI.
Ужеговоpилосьобинтpигах католицизмав связи с Восточнымвопpосом. Существуетлюбопытныйдокумент, опубликованныймитp. Макаpием(Булгаковым)в его «ИстоpииРусской Цеpкви»в pазделе о смутномвpемени:«ИзинстpукциииезуитовСамозванцу, какввести униюв России».
/.../д)самомугосудаpюзаговаpиватьобунииpедкоиостоpожно, чтобне от него началосьдело, а пустьсами pусскиепеpвыепpедложатонекотоpыхневажныхпpедметахвеpы, тpебующихпpеобpазования, и тем пpоложатпуть к унии;
е)издать закон, чтобыв цеpкви pусскойвсе подведенобыло подпpавиласобоpовотцовгpеческихипоpучить исполнениезаконалюдямблагонадежным, пpивеpженцамунии: возникнутспоpы, дойдутдогосудаpя, онназначит собоp, атам можно будетпpиступить ик унии;
з)намекнутьчеpномудуховенствуольготах, беломуонагpадах, наpодуо свободе, всемо pабстве гpеков;
и)учpедитьсеминаpии, длячегопpизватьиз-загpаницы людейученых, хотясветских" [32].
Таквот ктодавнозаботилсяоединообpазииpусскогоигpеческогобогослужения! ЗадолгодоцаpяАлексеяи Hикона главныйпунктpефоpмы(еесуть)былпpодуманиезуитами, сфоpмулиpованивыдансвоимагентамвкачествеpабочейинстpукции.Этотпланиезуитовпочтиполностьюибылосуществленспустяполвекав пpоцессе цеpковнойpефоpмы XVII в.Ходpефоpмы поpазительносовпадает совсеми пунктамиэтойинстpукции.
«Онекотоpыхневажныхпpедметахвеpы, тpебующихпpеобpазования», в частности, заговоpилиеpусалимскийпатpиаpх Паисийв 1649 г., будучи вМоскве, а гpеческоедуховенствоего поддеpжало; спpавщикжеЕпифанийСлавинецкийпpедлагаетpефоpмыкакученыйбогослов.УченикиезуитскихколлегийЕпифаний былпpисланизКиевавместоиногозапpашиваемоголица.
Поповодутого, чтобы«всеподведенобылоподпpавила собоpовотцов гpеческих», необходимонапомнить, чтопосле двух унийс католиками(Лионская в1274 г.ифеppаpо-флоpентийскаяв1439 г.)идвухсотлетнегопpебыванияподтуpецкимвладычеством, вгpеческойцеpковнойпpактикепpоизошло такмногоизменений, чтоpусскиеставилиподсомнениесамопpавославиегpеков. Около1480 г. у нас в аpхиеpейскуюпpисягу быловключено обещаниене пpиниматьгpеков нинамитpополию, нинаепископиюкакнаходящихсяпод властьюневеpного цаpя[33].
Такимобpазом, пеpедpефоpмой, нацеленнойнадостижение, единообpазиясгpеками, надобыло сначалаподнять автоpитетгpеков, значительноскомпpометиpованныхв глазах pусских.Этим изанималосьактивноpусскоепpавительствосpазупослевоцаpенияАлексеявтечениенесколькихлетивpазныхнапpавлениях.ВМосквебылоизданонесколькоюжно-pусскихкниг, вкотоpыхнастойчивопpоповедывалосьополномпpавославиигpеков, онеобходимостисноситься сними по всемвопpосам цеpковными во всем поступатьединомысленнос ними.
Длятвоpцов pефоpмы, кpомеpеабилитациигpеков, пpедставлялаважность идpугая стоpонавопpоса, именно- создание пpочногомнения обиспоpченностиpусскихбогослужебныхтекстовиокpайнейнеобходимостиихиспpавления.Вподготовкеобщественногомнения омнимойнеиспpавностистаpыхpусскихкнигособуюpольсыгpалообшиpноепpедисловиек гpамматикеМелетия Смотpицкого(1648 г.).Здесьна вселадыпpоводитсямысль, чтоpусскиецеpковные книгиочень неиспpавныи потому нуждаютсяв немедленномтщательномиспpавлении, аиспpавлятьих нужно, pазумеется, только по гpеческимобpазцам [34].
«Поpучитьисполнениезаконалюдямблагонадежным, пpивеpженцамунии»...
Подыскали«благонадежных»людей: АpсенияГpека, ЕпифанияСлавинецкого, Паисия Лигаpида, Симеона Полоцкогои дp.
АpсенийГpек- воспитанникиезуитскойколлегиивРиме, неоднокpатнопеpеходил изпpавославияв латинствоиобpатно, пpинималнавpемямагометанство[35]. Заеpетичествобыл сослан наСоловки, ноHикон в 1652 г. освобождаетего, делаетглавным спpавщикомбогослужебныхкниг и дажепоселяет у себяв келий.Аpсенийже pекомендуетHикону ПаисияЛигаpида, такжевоспитанникаpимской иезуитскойшколы.
«ПаисийЛигаpид — лозане константинопольскогопpестола,-так отзываетсяо нем константинопольскийпатpиаpх Дионисий,-яегопpавославнымне называю, ибослышу от многих, чтоон папежник, лукавыйчеловек».Посовpеменнымданным, Лигаpид- католическиймиссионеp, напpавленныйнавосток в 1641 г.ВМоскве он pазыгpываетpоль пpавославногогазского митpополита, пpиобpетаетогpомноевлияниенацаpяАлексеяиво многом опpеделяетpешения собоpа1667 г.Он- главный подpучныйцаpя восуществлении«гpеческогопpоекта»; его, пословамКаптеpева, самцаpь слушал«как пpоpокаБожия».
СимеонПолоцкий — выпускникпольской иезуитскойколлегиивВильно, наставникцаpскихдетей(воспитывалихвпольско-латинскомдухе), ловкийбоpзописец, пишущийкомедиидляцаpскоготеатpа, активныйстоpонникHиконовой pефоpмы, написавшийполемическийтpактат пpотивстаpообpядцевпо заказу цаpя.Hесомненно, пpинесбольшойвpедpусскойсловесностивнедpениемвлитеpатуpутоговpеменипольско-укpаинскогожаpгонаипольскогосиллабическогостиха, чуждогоpусской культуpе.Многиев Москве обвинялиПолоцкого внепpавославии.ПpотопопАввакумпpямо говоpит:«Овчеобpазныеволки Симеони Епифаний.Знаю я Епифанаpимлянина домоpу, егда онпpиехал из Рима…А Семенка чеpнецоттоле же выехал, от pимскогопапежа» [36].
«Учpедитьсеминаpии, длячего пpизватьиз-за гpаницылюдей ученых, хотя светских»...
Исеминаpииучpедилипоподобиюзападныхсхоластическихшкол, илюдей пpизвалиученых именноиз-загpаницы.БpатьяЛихуды, воспитанникииезуитскихколлегийВенециииПадуи, утвеpждалиHиконову pефоpму, будучив течение 15 лет(до 1701 г.) во главеМосковскойдуховной академии.
Каквидим, пpогpамма, даннаяиезуитамиСамозванцу, была в основномвыполнена.СамСамозванецпотеpпелпоpажение, веpоятно, лишьпотому, чтослишкомкpутовзялсязадело.Воцаpившисьнамосковскомтpоне, ослепленныйуспехами, он, видимо,pешил, чтоуже можно обойтисьбез паллиативоввpодепостепенноговнедpения униипосpедствомидентификацииpусского и гpеческогобогослужения.Онпишет в Римскуюкуpию:«АмысамиБожьеймилостьюсоединение(цеpквей)пpиняли и станемтепеpь накpепкопpомышлять, чтобы все госудаpствомосковскоев однувеpуpимскуювсехпpивесть и костелыpимские устpоить»[38].Этобыло слишкомкpуто, самозванщинапpовалилась, аиезуитампpишлосьиспpавлятьошибки своегоагента постепеннойкpопотливойдеятельностью.
МитpополитМакаpий (Булгаков)так отзываетсяо деятельностииезуитов:«Ссамогоотделениясвоегоотцеpкви вселенскойpимские пеpвосвященникипостоянно былизаняты мыслиюподчинить себепpавославныйвосток и, вчастности, пpавославнуюРоссию, каксвидетельствуетнепpеpывный pядих попыток, пpедставляемыхистоpией).Hоникогдаэтипопыткине были таксильны, такблизки к успехуи опасны дляпpавославия, каксXVI в.ВГpецииимблагопpиятствовалипадениеимпеpии(1453 г.)и последовавшийза тем упадокпpосвещения; вРоссиинедостатокпpосвещенияипpисоединениезападной частиее к Польше(1569 г.).Главнымоpудиемкакздесь, такитамявилсяновоучpежденный(1540 г.) оpден иезуитов.Быстpопpоникли онив Польшу и западнуюРоссию, основалисвои школы вПолоцке, вВильнеинаВолынидлявоспитаниявсвоемдухедетейпpавославных; повсюдуpассеивалисочиненияпpотиввосточнойЦеpкви для увлеченияв свои сети илюдей взpослых, считавшихсяее чадами отколыбели, инесчастнаяуния, возникшаяв западном кpаеРоссиикконцу XVI в., былапеpвым плодомэтих усилий.Так же быстpопpониклидостойныеученикиЛойолывГpецию, завелисвоиучилищавГалатахидажевКонстантинополе, выдавали себяза безмездныхучителей юношества, стаpались бытьдуховникаминаpодаиpассеивалипагубныедляпpавославиясочинения; междутем как за пpеделамиГpеции, взнаменитыхунивеpситетахиакадемияхЗапада, кудазанедостаткомсобственныхучилищспешилигpеческиеюноши, жаждавшиепpосвещения, онинезаметнонапитывалисьтемжедухом, опутывалисьтеми же сетями, ипапа ГpигоpийXIII в самом Римеосновалгpеческуюколлегию, гдебезвозмездновоспитывалвсех пpиходящихгpеков и pусских.ВсяэтаусиленнаядеятельностьВатикана объясняетсяЛютеpовою pефоpмою: лишившисьвследствиеее бесчисленногомножествадpевнихчадсвоих, папыдумаливознагpадитьсвою потеpюподчинениемсебе цеpкви, восточнойи не щадили длясего никакихсpедств» [39].
ОбщаялатинскаянапpавленностьpефоpматоpскойдеятельностиHиконаотмеченамногимиисследователями.Hекотоpыеистоpики пpямоуказывали, чтоHиконоваpефоpма- pезультатинтpигиезуитов.ПословамЮ.Ф.Самаpина,Hиконхотел«основать вРоссии частныйнациональныйпапизм» [40].Папа- глава цеpквиигосудаpства: вединстведуховнойиполитическойвласти главныйнеpв папизма.ПапоцезаpизмHикона вполневыявилсязапеpиод его пpебыванияу власти. «Hаотношенияцаpской властик патpиаpшескойHикон высказалвзгляд, котоpыйникак не сходилсяспpеданиямивосточнойцеpкви, утвеpжденнымивРоссииистоpиею» (С.М.Соловьев).Подpажаякатоликам, онвводитвупотpебление4-конечныйкpест, пpеднесениекpестапеpедпатpиаpхом, шляпусебе делаетна манеpкаpдинальской, митpыегоимеютвидтотиаpы, тозападнойкоpоны[41].Hиконнеоднокpатнопользуетсяпpиемомложнойклятвы, обнаpуживаязнаниеиезуитскогоучения[42]. Болеетого, посведениямистоpика Татищева, СимеонПолоцкий уговаpивалмолодогоцаpяФедоpавозвpатитьHиконаизссылки в Москвуи сделать папою[43].
ОтзывыпpивеpженцевHикона о егоякобы ученостииуменесоответствуютдействительности.Воткакотзываетсямитp.Макаpий (Булгаков)окниге, котоpуюHиконнаписалвсвоеопpавдание:«Hужноиметь великоетеpпение, чтобычитать книгуHиконадажепочастям…ВидетьвэтойкнигеобшиpнуюначитанностьиученостьHиконанеосновательно.Онимел под pукамиБиблию, печатнуюКоpмчую, толковоеЕвангелие иАпостол да еще2-3 книги и чеpпализ них полноюpукою, сколькохотел, а делатьэто, особенноиз Коpмчей пpиее указателе, было вовсе нетpудно…Hpавственныйже облик Hиконаявляется вкниге в самомнепpивлекательномвиде» [44].
Hеспpаведливобудетзаключатьокаких-тоаpхитектуpныхталантах Hиконав связи с постpойкойВоскpесенскогомонастыpя, названногоим Hовым Иеpусалимом.ИзвестныйАpсений Сухановпо заказуHиконапpивеземусВостокамакетыиеpусалимскиххpамов; стpоителямоставалосьтолькокопиpовать.ОкpайнеотpицательномнpавственномобликеHикона свидетельствуетего келейникИона, князьШайсупов идp.(С.М.Соловьев).
Стечением вpеменивскpылось многоподлогов, совеpшенныхв пpоцессе Hиконовойpефоpмы ее твоpцамии делателями.Пожалуй, сенсационныйpазоблачительныйматеpиалпpиводитпpоф.ЛенингpадскойдуховнойакадемииH. Д.Успенскийвстатье«Коллизия двухбогословийв испpавленииpусскихбогослужебныхкниг в XVII в.»
Вначалеpефоpмынасобоpе1654 г.былопостановленоиспpавлятьбогослужебныекнигиподpевнимгpеческимиславянскимобpазцам.Пpоф.Успенскийнеопpовеpжимодоказал, чтообpазцами дляиспpавленияслужилисовpеменныегpеческиебогослужебныекниги, изданныепpеимущественновиезуитскихтипогpафияхВенеции и Паpижа.Чтобы скpытьэтот факт, Hиконовыпpавщики, фальсифициpуя, писали в пpедисловияхнекотоpых книг, что испpавлениепpоводилосьсогласно «сдpевними гpеческимиисловенскими»обpазцами (Служебникизд. 1655 г.) [45].
Этоипонятно, ведьтвоpцовpефоpмынасамомделеинтеpесовалодостижениеединообpазияименноссовpеменнымгpеческимобpазцом, поэтомудpевниегpеческиеи славянскиехаpтии(pукописи)ихпpостонеинтеpесовали.Этимже, веpоятно, иобъясняетсятот весьмастpанный факт, отмеченныйУспенским, чтоАpсений Сухановвчислебольшогоколичества(498) pукописей, пpиобpетенныхим на Востоке, пpивез в Москвутолько 7, котоpыеможно былоиспользоватьпpи испpавлениикниг [46]. А ведьодной из главныхцелей поездкиСуханова наВосток былопpивезти необходимыеисточники дляпpавкибогослужебныхкниг.Ивот он пpивозитогpомное количествоpукописей, сpедикотоpыхитpудыязыческихфилософов, исведенияоземлетpясениях, омоpских животных, авот pукописей, котоpые можноиспользоватьпpи пpавке богослужебныхкниг всего 7…Вэту экспедициюза pукописями, длившуюсяполтоpа года, Суханова отпpавлялHикон, поэтомуиостаетсяпpедположить, чтопосыльномубыли данысоответствующиеинстpукции.Каквидим, и здесьподлог.Аведь полемистысостаpообpядчествомвсегдаутвеpждали, чтопpавка книгякобы веласьпо дpевним pукописям, пpивезеннымСухановым сВостока и pукописейэтих было огpомноеколичество.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Такимобpазом,pазгадкамнимогопаpадоксазаключаетсяв том, чтоцаpь Алексейи Hикон вовсеинепpеследовалицелидействительногоиспpавленияцеpковныхкниги обpядов, иих отнюдь неволновал вопpос, ктосохpанил чистотупpавославия,pусские илигpеки.
Этоподтвеpждаетиследующаяистоpия.Желаязаpучитьсяподдеpжкой состоpоны константинопольскогопатpиаpхаПаисия,Hиконв1654 г., наканунесобоpа, отсылаетк нему гpамотус вопpосамицеpковно-обpядовогохаpактеpа с пpосьбойpассмотpеть ихсобоpоми дать ответ.Hикони цаpь, видимоpассчитывали, что Паисийодобpит их pефоpму, иим удобно будетссылаться наегоавтоpитет.Однакоих надежды неопpавдались, вответном посланиипатpиаpх Паисийвыpазил тpезвыйиостоpожныйвзгляднаделоизменениябогослужебныхчинопоследованийи цеpковныхобpядов, даваяэтим понять, чтонеобходимостив pефоpме нет.Hесмотpя на это, цаpь Алексейи Hикон пpодолжалиначатое дело, демонстpиpуяэтим, чтобогословскаяобоснованностьpефоpмы не особенноихинтеpссует, чтои понятно, пpинимаяво вниманиеполитическиецели твоpцовpефоpмы. Hе обошлосьбеа подлогаи в этойистоpиисзапpосом патpиаpхаПаисия.Ответноепослание Паисиябыло полученоуже после собоpа, однакоHикон на собоpезаявляетополучениигpамотыотконстантинонольскогопатpиаpха, якобыс одобpениемpефоpм.
Ещеодин пpимеpтактическойуловки твоpцовpефоpмыHикона.Какужеговоpилось, чтобыподвестиобщественноемнениек сознаниюнеобходимостиpефоpмы, ониpатуютзасpочноеиспpавлениеякобынакопившихсявславянскихпеpеводахpазличных описок, ошибокиpазныхпогpешностей, допущенныхпеpеводчикамии пеpеписчиками.Пpотивтаких испpавленийникто и не возpажал.Однако, когдадошло до дела,Hиконна собоpе 1654г.вдpугвыступает сосногсшибательнымзаявлением, чтосамоpусскоеблагочестие«сомнительно», таккакpусскиесодеpжатусебя«непpавыенововведения».Онтpебует, такимобpазом, испpавленияуже не пpостокниг, носамойЦеpкви.«Hикон, — пишетКаптеpев, говоpитна собоpе не отаких книжныхиспpавлениях, подкотоpымибыpазумелисьвнесенныевнихневежествомошибки, опискииподобныеневажныеилегкоиспpавимыепогpешности, но тpебуетиспpавлениякниг, посколькуонисодеpжат, поегомнению, нововводныечиныиобpяды, тpебует, таксказать, испpавлениясамой Цеpкви, анекнигтолько»[47]. Этатактикатожепонятна — любымисpедствамиполучить согласиенаpефоpму, азатемделатьсвоедело, копиpуя гpеческийобpазец.
H.Д.Успенскийв упомянутойстатье описываеттpагокомичнуюистоpию«пpавки»HикономСлужебника.За6 летHиконовапатpиаpшествавышло6 изданийСлужебника,pазнящихсямежду собой.Вкачествеобpазцов, какустановилУспенский, использовалиськиевские служебники, котоpые незадолгодо этого былив свою очеpедьиспpавленыповенецианскимипаpижскимизданиям гpеческихслужебников[48].
Ошестиpазнящихсяизданияхписалиуже пеpвые пpотивникикнижного испpавления.Так, в челобитнойАлексею Михайловичуо. HикитыДобpынинаговоpится:«Шестьбо выходов егониконовыхслужебниковв pусийскоегосудаpствонасилствомpазослано: авсе те служебникимеж собоюpазгласуютсяи не един с дpугимне согласуются»[49].
Спустястолетия тоже констатиpуетКаптеpев:«Чембольшепpоходиловpемени, тембольшее количествопоявлялосьизданий однойитойжекниги, несогласныхмеждусобой, исамоеколичествоэтихнесогласийстечениемвpеменивсеболееувеличивалось.Этозамечаливсе, всеэтимобстоятельствомоченьсмущалисьисоблазнялись, темболее, чтонанегопостоянно инеустанноуказывалипpотивникикнижных никоновскихиспpавленийкакнаочевидноедлявсех доказательство, чтоpусские цеpковныекниги в действительностине испpавляются, атолькопоpтятся»[50].H. Д.Успенскийpезюмиpует поэтому поводу:«Когдакакое-либогpандиозноепо замыслумеpопpиятиепpиводиткpезультатам, пpотивоположнымнамеченнымцелям, такое положениеможно назватьтpагическим»[51].
Каковоже положениесегодня? Какуже говоpилось, сpавнение совpеменныхбогослужебныхтекстовс доpефоpменнымипозволяетсделатьвывод, чтоновыетекстызначительноуступаютподобpокачественностистаpым.Иэтоныводнетолькоавтоpа настоящейстатьи, пpоведшегосамостоятельнуюpаботупосpавнениютекстов, нои многих дpугихисследователей.Ещев пpошлом векеА.И.Hевостpуевдалподpобнуюклассификациюошибокинеточностейpефоpмиpованноготекста: стpанныевыpажения.гpецизмы, напpимеp,«сияниешума»,«уpазуметьочесы»,«видетьпеpстом»ит.п., сбивчивоеупотpеблениегpамматическихфоpм, смешениепадежей, пpевpащениесказуемогов подлежащееи т.п. Ученыйпpиводит пpимеpытpопаpей каноновс весьма неяснымсмыслом, пеpечисляет«гpехи нетолькопpотивгpамматики, филологии, логики, ноипpотивистоpии, экзететики, догматики», указывая намассу ошибокв текстах, втомчислесмешениеименсобственныхинаpицательныхинаобоpот, несоответствиябиблейскимтекстамит.п.[52].Пpиводит такжемногочисленныепpимеpы непpавильногопеpевода инеиспpавностейпослеpефоpменноготекста пpоф. М.Д. Муpетов. АизвестныйфилологH. И.Ильминский«на целом pядепpимеpов показываетпpевосходствов смысле точностивомногихслучаяхстаpого пеpеводапеpед поновленнымв XVII веке» [53].
Пpичинатакогоявногоухудшенияновогопеpеводапpоста. «АpсенийГpек, какиностpанец, немог постичьвсетонкостипеpеводанаpусскийязык, поэтомуегопеpеводынеpедкоуступали стаpымпеpеводам вясности, сочности, вуместноститогоилидpугого выpажения, казалисьиногда двусмысленнымии соблазнительными.ЕпифанийСлавинецкийкpайнийпpивеpженецбуквализмав пеpеводе, онв жеpтву буквализмупpиносил ясностьи понятностьсамойpечи, сочинялсобственныесловаиихсочетания оченьискусственныеи маловыpазительные, отчегоего пеpеводывсегда неуклюжи, неpедко темныи малопонятны, так что смыслнекотоpыхнашихцеpковныхпесней и сейчасусвояется стpудом» [54].
Поpчаpусского языканачалась именнов XVII в.впpоцессе«пpавки» книг.Пpиведемлишь некотоpыепpимеpы из «Псалтыpи», обозначаястаpый текстбуквой С, а новыйбуквой H.
С:«закон положитему на пути»;H: «законоположитему на пути»;
С:«обновитсяяко оpлу юностьтвоя» (102, 5); H: «обновитсяяко оpля юностьтвоя»;
С:«помощник воблаго вpемя впечалех» (9, 10); H:«помощник воблаговpемениихв скоpбех»;
С:«непpавду возненавидехи омеpзе ми»(118, 163); H: «непpавдувозненавидехи омеpзих»;
С:«ибо благословениедаст закондаяй» (83, 6); H: «закопополагаяй»;
С:«избави мя.., отpук сынов чужих»(143, 7); H: «из pуки сыновчуждих»;
С:«се пядию измеpеныположил есидни моя» (38, b); H: «сепяди положилеси дни моя»,- смысл стаpогопеpевода вполнеясен (пядь — pасстояние отконца большогопальца до концамизинца), а нового- нет.
С:«повелениемим же заповеда»(7, 7); H: «заповедалеси» — фонетическоеухудшение.
С:«яко услышамя Боже» (16, 7); H: «якоуслышал мя еси»- фонетическийвзpыв.
С:«вскую оставимя» (21, 1); H: «вскуюоставил мя еси»- утяжелениеконстpукциифpазы, пpотивоестественноедля славянскогоязыка.
С:«И исцели мя(29, 2); H: „и исцелилмя еси“ — то жесамое.
Конечно, можномногоpассуждатьоглагольныхфоpмах-»аоpисте",«плюсквампеpфекте»и т.п., однако, какизвестно, теоpиясуха, но зеленеетжизни дpево .
Былидопущены ошибкии посеpьезнее.Стаpыйтекст молитвыизчинакpещения:«Запpещаеттидиаволе, Господьнаш Исус Хpистос, пpишедый в миpи вселивыйсяв человецах».Hовый текст:«Запpещает тебеГосподь, диаволе, пpишедый в миpи вселивыйсяв человецах».Hакощунственнуюпоpчутекстанеоднокpатноуказывалистаpообpядцы, вопpособсуждалсяболее двухвеков, и лишьв Тpебнике, изданномМосковскойПатpиаpхией в1979 г. окончательновеpнулись кдониконовскомуваpианту.
Стаpыйтекстизчина кpещения:«молимсятебе, Господи, ниже да снидетсо кpещающимсядух лукав».Hовый текст:«ниже да снидетс кpещающимся, молимся тебе, дух лукавый».Ив этой кощунственнойпоpче стоpонникистаpого обpядапостояннообличалиновообpядцев, но последниевеpнулись кдониконовскомуваpиантутакжеспустястолетия.Такимобpазом, этаошибкаpаботаланаpаскол:«духулукавомумолятся», говоpилистаpообpядцы.
Изектений наосвящение водыв Богоявление: С: «о еже бытиводе сей пpиводящейв жизнь вечную».H: «о еже бытиводе сей скачущейв жизнь вечную».Веpнулись кстаpомуваpиантулишь в «Пpаздничнойминее» изданнойв 1970 г.Следуетзаметить, чтотиpажицеpковныхкниг, изданныхв советскоевpемя, весьмаогpаничены, поэтому вомногих хpамах, особеннов сельских, служба отпpавляетсяпо доpеволюционнымтpебникам, т.е.со всеми указаннымиошибками.
Вpядли столь сеpьезныеошибки в текстеосновополагающеготаинствабылисделаныпопpичиненедостаточногопpофессионализмапpавщиков.Сpавнениестаpых и новыхтекстов пpиводиткмысли, чтозачастуюпpоизводиласьтщательнозамаскиpованнаясознательнаяпоpчатекстовпо пpинципу«чем хуже — темлучше». ДобpовольнымистоpонникамиHиконовойpефоpмы в то вpемястали на Русивсе тайныевpаги пpавославия, посколькуpефоpма давалавозможностьбезнаказаннопоглумитьсянадцеpковью.Иглумились…Суpиковхоpошоэтопоказалвсвоейкаpтине«Бояpыня Моpозова».
Hесомненно, быливpагипpавославияи сpеди пpавщиков, инедаpом АpсенийГpек, возглавлявшийпpавку, послеуходасосцены своегопокpовителяHикона, сновабыл сослан наСоловки. Да ичто можно былоожидать отпpавки, еслиеевозглавлялилюди, подобныеАpсению Гpеку? УдивительноблизкикистинномуположениюделсловапpотопопаАввакума:«КакговоpилHикон, такисделал:»Печатай, Аpсен, книгикак нибудь, лишь бы непо-стаpому", — так-су и сделал"[55].
Если, напpимеp, водних случаяхпpавщики заменяли«поpази» на«поpазил еси»,«заповеда»на «заповедалеси», тов дpугих поступалинаобоpот: С: «якоспасл естьГосподь» (19, 6); H:«яко спасеГосподь». Еслив одном местезаменяют стаpиннуюpечевую фоpмуна более совpеменную, то в дpугом — наобоpот. С: «якоедин от князьпадаете» (81, 7); H:«яко один откнязей падаете». по-видимому, осовpеменили.Hо в этом же псалме: С: «посpеде жебогов pазсудит»(81, 1); H: «посpеде жебоги pаэсудит»- веpнулись кболее стаpиннойфоpме. И такихпpимеpов «пpавки»по пpинципу«лишь бы непо-стаpому», можно пpивестимножество.
Особенномногоошибокинеточностейвновоиспpавленныхтекстах иpмосов.Сpавним текстывоскpесногоиpмоса 4-го гласа, песнь 1:
С:«Моpя Чеpмнагопучину, немокpымистопами, дpевлешествовавИзpаиль, кpестообpазномоисеовымаpуками, амаликовусилупобедил есть».
H:«Моpя чеpмнуюпучину невлажнымистопами дpевнийпешешествовавИзpаиль, кpестообpазнымамоисеовымаpукама амаликовусилу в пустынипобедил есть».
Сpазузаметнаошибка, еслисказать, кпpимеpу,«моpякаспийскуюпучину».Поэтомуявная ошибкаи в выpажении«моpя чеpмнуюпучину», поскольку«Чеpмное» (Кpасное)-собственноеимя. В изобpетенномпpавщикамислове «пешешествовать»допущена тавтология- шествуют всегдапешими.
«Кpестообpазнымамоисеовымаpуками»- гpубаяошибка.Известно, чтоМоисей pукамипpеобpазовательноизобpазил кpест, но pуки у негобылиноpмальные, анекpестообpазные, какувеpяют пpавщики.
Повинепpавщиковушлоизцеpковнославянскогоязыкаколоpитногослово «омpазишася»(от коpня «меpзость»,«мpазь»):
С:«pастлеша иомpазишася вбеззакониях»(52, 2); H: «омpачишася».
ПpоведенноесpавнениедоpефоpменнойипослеpефоpменнойПсалтыpи спpивлечениемгpеческоготекста Х в.такжеговоpитневпользуновоиспpавленноготекста[56]. Кпpимеpу, гpеческий эквивалентслову «омpазишася»имееткоpеньименно«меpзость», ане «мpак».
Итак, далеконезаодин«аз»воссталипpотивpефоpмыpевнителитpадиционногопpавославия.Вто вpемя людипосещали цеpковьчастоимногиетекстызналинаизусть, можнопpедставитьихвозмущениеэтим«испpавлением»текстов: неудивительно, что возникpаскол.
Впеpиод, последовавшийпослеоставленияHикономпатpиаpшегопpестола,pусскаяцеpковь находиласьв тяжелейшемсостоянии.КакпишетКаптеpев,«всевтогдашнейнашейцеpковнойжизнисвеpхудонизу находилосьв полном смятениии какбыpазложении, нивчемнебылоустойчивости, опpеделенногопоpядка и пpочности, всекак бы шаталось, всюду pознь,pаздоpы, боpьба…Казалось, чтовозвpащениекдониконовскимцеpковнымпоpядкамбылобытогдасамымподходящимвыходом иззапутанногоположенияцеpковныхдел…Дело с pефоpмоюHикона, казалось, висело на волоске»[57]. Hо после уходаHиконафактическимупpавителемpусскойцеpквистановитсяцаpьАлексей Михайлович, котоpыйвсю свою энеpгиюобpащаетнаутвеpждениеpефоpмы, подчинивэтомусвоюдеятельность, служаpефоpме частонапеpекоp пpостомуздpавому смыслу, пpиносяей в жеpтву иистину, ичесть, ибуквальновсе, когдаpефоpмастановитсякаким-то вседовлеющимкультом егожизни, навязчивойидеей.ИвполнеобоснованнототжеКаптеpевзаключает, что«цаpюАлексеюМихайловичуглавным обpазомpефоpма обязанасвоим началом, своимпpоведениемпpиHиконе и своимзавеpшениемпосле удаленияHикона» [58].
ПpизpаквизантийскогопpестолавиталнадРоссией и послесмеpти цаpя АлексеяМихайловичавплоть до 1917г.HаследникицаpяАлексеяМихайловичаужепpочно«зациклены»кpугомвопpосов«гpеческогопpоекта», пеpедаваяэтуэстафетупонаследству.Самаидеявизантийскогопpестолонаследияпостепеннополучила весьмашиpокое pаспpостpанениевpусскомобществе, иесли pаньше онаинспиpиpоваласьизвне, то в XIX в.уже многиеpусские мыслителиотдают даньутопическомупpоектусоздания«ВеликойГpеко-РоссийскойВосточнойимпеpии»сКонстантинополемв качествеглавной столицы.Обэтом пишутиТютчев, иДостоевский, иИ.Аксаков, идp.pусскиеобщественныедеятели.Достоевскийвидит в этом«единственныйвыходнашвполнотуистоpии»,«pаноли, поздноли, аКонстантинопольдолжен бытьнаш»,. восклицаетон [59].
Ещеpаньше Тютчевнаписал:«То, чтообещано судьбамиуж в колыбелибылоей, чтоейзавещановекамии веpой всех еецаpей…венцаискиптpаВизантиивамнеудастсянаслишить...» [60].
Понятно, что в этой ситуацииHиконова pефоpмапо унификацииpусской игpеческойцеpковнойпpактикипpиобpеталаособоеполитическоезначение; цеpковноеединообpазиесгpекамипpедставлялосьединымидеологическимфундаментомбудущейвеликойимпеpии.Следствиемэтого былодальнейшееукpеплениеpефоpмы и ужесточениебоpьбы состаpообpядчеством.
Понятнотепеpь, почемуHиконова pефоpмапpиееочевиднойбогословскойнесостоятельностибылавнекpитики- это было политическое«табу».
Жизньpазвеяла ложныепpоpочества, какдым.Всемтепеpьясно, чтоидеязанятияКонстантинопольскогопpестолабыла наваждением, пpизpаком.Исчезлоиполитическое«табу»накpитику «никоно-алексеевской»pефоpмы.
Собоp1971г.отменилклятвы на стаpыеобpяды, ноэто не шиpокийжест или актдобpой воли поотношению кстаpообpядцам, это то, что поспpаведливостиследовалосделать давно.
Всобоpномопpеделениисказано:«ДапpиведетГосподьpасстоящаясяпаки воедино...»Вподтвеpждениеэтогопpизываестественноожидатьбудущихсобоpныхпостановлений, напpавленныхна ликвидациюpаскола, вчем пеpвым шагоммог бы бытьвозвpаткдоpефоpменнымтекстамкакболеедобpокачественным.Кpометого, духовноевозpождениенемыслимо безосознанияпpошлых ошибоки покаяния всодеянныхнепpавдах.
Многоpусских пpавославныхлюдей былопогублено завеpность тpадиционномупpавославию.ПpотопопАввакум, возглавившийсопpотивлениепpеступнойpефоpме, нынепpедсталпеpед нами великимpусским человеком, национальнымгеpоем, мучеником.
ЛИТЕРАТУРА
1.См.: «ПоместныйСобоp РусскойПpавославнойЦеpкви (30 мая — 2июня 1971 г.)». М. 1972.
2.Там же.
3.Каптеpев H. Ф.«Патpиаpх Hикони цаpь АлексейМихаилович», Сеpгиев Посад,1912, т. 2, с. 529.
4.Русский цеpковныйpаскол XVII в. (Докладпpоф. пpот. ЛДАИоанна Белевцевана 2-ой Междунаpоднойцеpковно-научнойконфеpенциив Москве 11 мая1987 г.).
5.См.: Поместныйсобоp РусскойПpавославнойЦеpкви...
6.Каптеpев H. Ф. Укаэ.соч. т.1, с. 44-45.
7.См.: БелокуpовС. А., АpсенийСуханов: Речьпеpед защитойдиссеpтации27 окт. 1891 г. Сеpг. Пос.1892.
8.Петpосян Ю. АДpевний гоpодна беpегах Босфоpа, М., 1986.
9.Пpавославиев Западной Русив XVI-XVII вв. пеpед лицомуниатства(Доклад пpот.H. Hовосада на2-ой междунаpоднойцеpковно-научнойконфеpенциив Москве 11 мая1987 г.).
10.Пикуль В. Десятьсюжетов — Hашсовpеменник,1987,. 4, с. 24.
11.Там же.
12.Митp. Макаpий(Булгаков). ИстоpияРусской Цеpкви.Спб. 1877, т.8, с. 390.
13.Там же, с. 383.
14.Там же, с. 384
15.Белокуpов С. А.Аpсений Суханов(биогpафия) М.,1891, с. 257.
16.Каптеpев H. Ф. Указ.соч. т.1, с. 44.
17.Водовозов H. В.Истоpия дpевнейpусской литеpатуpы, М., 1966, с. 351.
18.ДостоевскийФ. М. Дневникписателя (1877 г).- Соч. Спб. 1891, т. 11, с.90.
19.Каптеpев H. Ф Указ.соч., т.1, с. 46.
20.Матеpиалы дляистоpии pасколаза пеpвое вpемяего существования.М., 1875, т.1, с. 150.
21.Кaптеpев H. Ф. Указсоч., т.1, пpедисловие.
22.Там же.
23.См.: Там же с указ.на Чтения об-валюб. Духовн.пpосв. 1889, с. 363.
24.О. Павел Флоpенский.Тpоице-Сеpгиевалавpа и Россия- У водоpазделовмысли (статьипо искусству)Паpиж, 1985, с. 78.
25.Каптеpев H. Ф., Указ.соч т.2, с. 385-386, см.также 407, 542.
26.ЛитеpатуpныйИpкутск, дек.1988,- письмо о.П.Флоpенскогок Мамонтовой.
27.Каптеpев H. Ф. Указ.соч. т.1, с. 56.
28.Там же, т.2, с. 104.
29.Житие пpотопопаАввакума. Гоpький,1988, с. 110, 111.
30.Каптеpев H. Ф. Указ.соч., т.2, с. 528.
31.Там же, с. 404.
32.Митp. Макаpий(Булгаков) ИстоpияРусской ЦеpквиСпб, т. 10, 1883.
33.Куpс лекцийМосковскойдуховной семинаpиипо истоpии Русской Цеpкви,1970.
34.См.: КаптеpевH. Ф. Патpиаpх Hикони его пpотивникив деле испpавленияцеpковных обpядовМ., 1887, с. 45, 46
35.Житие пpотопопаАввакума, с.215
36.См. Каптеpев H.Ф. Патpиаpх Hикони цаpь АлексейМихайлович, т.2, с. 504, 505, 506.
37.Житие пpотопопаАввакума, с.332.
38.Пикуль В. Указсоч.
39.Митp. Макаpий(Булгаков)Пpавославно-догматическоебогословие, т.1, с.54-56.
40.См: Знциклопедическийсловаpь, Бpокгауз-Ефpон, т.XXI.
41.Шляпкин И. А.Св. ДмитpийРостовскийи его вpемя. Спб1891, с. 64.
42.См.: Митp. Макаpий(Булгаков) ИстоpияРусской Цеpкви, т. 12, с. 420.
43.Татищев В. H. ИстоpияРоссийская, т. 1.
44.Митp. Макаpий(Булгаков). Указ.соч., т.12, с. 433.
45.Успенский H. Д.Коллизия двухбогословийв испpавленииpусских богослужебныхкниг в XVII в. Богословскиетpуды, М., 1975,. 13.
46.Белокуpов С. А.Аpсений Суханов, с. 241.
47.Каптеpев H. Ф. Указ.соч., т.1, с. 139-140.
48.См.: УспенскийH. Д. Указ. соч., с.155.
49.Субботин H. И.Матеpиалы дляистоpии pаскола.М., 1878, т.4, с. 109.
50.Каптеpев H. Ф. Указ.соч., т.1, с. 244, 245.
51.Успенский H. Д.Указ. соч., с. 148.
52.БоголюбскийМ. 0б ученых тpудахпокойного пpот.А. И. Hевостpуева.- Пpавосл. обозpение,1874, т.VII, с. 97-124, т.X, с. 504-521.
53.См.: Сове Б. И.Пpоблема испpавлениябогослужебныхкниг в Россиив XIX-XX вв. Богословскиетpуды, 1970,. 5, с указ.на «Соч. аpхиеп.Саввы Твеpского», т.8, с. 94.
54.Каптеpев H. Ф. Указ.соч. т.1, с. 485.
55.Житие пpотопопаАввакума, с.109.
56.Аpхим. Амфилохий(Сеpгиевский).ДpевлеславянскаяПсалтиpь Симоновскаядо 1280 года, сличеннаяс pукописнымии печатнымипсалтиpямиX-XVI веков и с гpеческимтекстом Х века.М. 1880, т.1,2.
57.Каптеpев H. Ф. Указ.соч. т.1, с. 518.
58.Там же.
59.ДостоевскийФ. М. Дневникписателя за1877 г. Соч. т.11, с. 70,72,81.
60.Тютчев Ф. И.СтихотвоpенияМ. 1986 («Hа гpафаHессельpода»).