ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Политических Наук
Кафедра религиоведения и теологии
Возникновениеи распространение баптистских церквей в России
(курсовая работа)
Выполнил студент
Гр. 1442 (ОЗО) Бахтеев Р.А
______________
(подпись)
Научный руководитель
к.и.н. ст.преп. КащаеваМ.В.
______________
(подпись)
Работа защищена
_________________2007г.
Оценка________________
Барнаул 2007
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава1. Генезис баптистского движения……………………………………………………………………….6
1.1. Особенности догматикии культа…………………………………11
Глава 2. Баптизм вРоссии…………………………………………………...14
2.1. Возникновение и распространение баптистскихцерквей в Российской империи…………………………………………………17
2.2.Баптизм в СССР……………………………………………………23
2.3.Возрождение баптистских организаций вРоссийской Федерации………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………31
Библиографическийсписок…………………………………………………………………………33
Введение
Актуальность.Само значение слова «баптизм» (от греч. – «погружать в воду») указывает на верубаптистов в необходимость крещения принявших Иисуса Христа своим Господом иСпасителем. Это крещение, по их мнению, может быть только полноводным.
В основе баптизма, как и абсолютного большинствадругих течений протестантизма, лежит вера в то, что Библия является СловомБожьим, а значит, и единственным источником христианской веры, и что толькочерез веру в Бога человек обретает вечную жизнь.
Данное течение протестантизма имеет триразновидности, сформировавшиеся в период с XVIпо XIXвв.независимо друг от друга: англо-американский, немецко-английский ирусско-украинский. Они различаются не только особенностями проведениябогослужений, но и историей возникновения и развития на соответствующейтерритории.
По словам наиболее авторитетногоисследователя российского баптизма Л.Н.Митрохина, «история российского баптизмазапутанна и извилиста, хотя и длится менее полутора веков». За это время внутриобщего евангельского потока совершались разнообразные преобразования,размежевания и сближения, к настоящему моменту приведшие к появлению своеобразной«объединительной» деноминации евангельских христиан-баптистов.
Баптизм в России развивается давно. Натерритории России баптизм начал развиваться в первую очередь в южных районахРоссийской империи – на Украине, в Закавказье и Северном Кавказе. Первоначальноинициатива благовестия исходила от Германского баптистского союза. Поэтомуделами новой церкви руководили выходцы из Германии. В общинах практиковалосьподробное изучение Библии. С самого начала существования групп верующих сталаразвиваться их миссионерская деятельность (главным образом — распространениелитературы), охватившая к концу XIXвека почтивсю страну.
Самобытность баптизма в Россииобусловлена тем, что первые шаги баптизма в России определялись деятельностьюзарубежных миссионеров, которая и формировала церковь, фигурирующую в историикак «российский баптизм». Действительно, миссионерские работы, которыераспространялись проповедниками, были переводными изданиями, преимущественно снемецкого языка. Кроме того, немецкие проповедники на первых порах былиглавными организаторами общин и наставниками своих российских коллег. Но успехимиссионерской деятельности, появление квалифицированных отечественныхпроповедников и опытных организаторов позволило русскому баптизму постепеннопорвать с немецкой пуповиной. Баптистская проповедь получила распространениесреди молоканских, менонитских и штундистских общин. Многие видные деятелироссийского баптизма были выходцами из таких общин.
Хронологическими рамкаминашей работы является XVI– XXвека.
Географические рамки работы:обращаясь к изучению основных особенностей в планеорганизации общин, догматики и культа мы будем исследовать процессвозникновения и основания баптизма как таковой (в Англии XVIIвека) и также географические рамки будут охватыватьРоссию как один из регионов распространения данного движения.
Цельюданной работы является изучение историческихособенностей распространения Баптистского движения на территории России, дляотражения основных особенностей существования данной религии в современнойРоссии.
Достижению поставленных целей соответствует выполнение следующих задач:
Во-первых, исследование причин появления баптизма вцелом (в Англии), анализ особенности догматики и культа.
Во-вторых, рассмотрение особенностей проникновениябаптизма в России н. XIXв.
В-третьих, изучение основных характеристик баптизма вдореволюционной России в XIX — начало XXвв.
В-четвертых, анализ состояния Баптистского движения вСоветской России.
В-пятых, изучение современного состояния баптизма в РоссийскойФедерации на современном этапе.
Предметомработы, является процессраспространения Баптистского движения в России.
Объектом, является информация о развитии баптистских церквей,содержащаяся в монографиях исследователей XXвека, а также архивные документы и материалы.
Источники.В моей работе используются монографии, справочныепособия, аналитические сборники, отражающие специфику выбранной темы. Говоря обосновной массе источников ее можно подразделить на: исследование по историибаптистского движения в России. Энциклопедические словари, справочники,характеризующие основные этапы развития баптизма в России. Также дляреконструкции основных положений догматики и культа мы используем учебныепособия С.Н.Савинского, Х.Л.Гонсалеса, принадлежащих к данной конфессии.
Степеньразработанности.Для проведенияисследования мы прибегаем к следующим работам. Процесс происхождения ипроникновения баптизма в Россию рассмотрен в работах: С. Филатова, В. И.Франчука и Л. Н. Митрохина. Деятельность баптистов в дореволюционной Россиирассмотрено в трудах: Р. Лункина. Особенности догматики и культа, а также современноесостояние Баптистского движения в России исследовано в работах: О.Ю. Васильевойи «Современная религиозная жизнь в России», том 2.
Структура работы.Для достижения цели, мы считаем целесообразнойследующую структуру. Первая глава будет посвящена основанию Баптизма вцелом. Вторая глава будет посвящена изучениюсостояния Баптизма в России.
Методыисследования:
Метод исторической реконструкции используется прихарактеристике истории развития баптизма в России. Метод историографическогоанализа используется нами при оценке подходов исследователей касавшихся нашейпроблемы. Метод сравнительного анализа позволяет выявить основные особенностидогматики баптистских церквей.
Глава 1.Генезис баптистского движения
ВАнглии Реформация преследовала, в общем-то, те жецели, что и на континенте. Однако английские короли раньше других европейскихправителей (примерно с XIIвека) началипротестовать против абсолютистских притязаний Рима. Первоначально инициативапринадлежала духовенству, требовавшему отменить грабительские папские поборы,нередко достигавшие половины доходов церквей, упразднить монополию Рима наназначение церковных иерархов и контроль над церковными судами. Начиная с XIVвека, в Англии издаётся целый ряд правительственныхуказов, постепенно ограничивающих власть папской номенклатуры. Ту же политикуАнглия проводит и в период Реформации. В 1534 году было запрещено приобретать вРиме хартии, причиняющие ущерб королевским прерогативам. Затем Ватикан быллишён права на интердикты (отлучения), так называемые «кары врачующие», бывшиесамым сильным оружием папства в искоренении инакомыслия. А вскоре прямойконтроль короля распространялся на всю деятельность английского духовенства. Втом же 1534 году Папа Римский отлучил короля-реформатора Генриха Восьмого отЦеркви. В ответ английский парламент лишает Папу права назначать архиепископови епископов на территории Англии, а затем провозглашает короля «единственнымверховным земным главой английской Церкви». Тогда же были ликвидированы и всемонастыри. Так был заложен фундамент для появления англиканства.
Однакотот факт, что характер реформаторских нововведений в Англии определялсякоролевской властью, а внутрирелигиозная логика в процессе формированияангликанства была принесена в жертву политическим интересам, обусловил усилениерадикальных элементов. Поэтому уже вскоре появилось движение так называемыхпуритан (от латинского слова «purus» — «чистый»), выступавших за дальнейшееочищение господствующей церкви от «папизма». Они требовали упроститьбогослужение, поскольку оно во многом воспроизводило римско-католическиеритуалы, отменить пышность культа и специальные священнические облачения (особенново время причащения). Пуритане стремились также к реформам в организацииЦеркви, требуя заменить епископальную систему пресвитерианской, то есть местныецеркви должны управляться пресвитерами, избираемыми членами общины.
Ужевскоре, однако, движение пуритан раскололось на два течения. В одно из нихвошли пресвитериане, представлявшие интересы богатых торгово-промышленныхкругов. Их программа «очищения» была скромной. Они признавали право светскойвласти надзирать за жизнью Церкви, поддерживать и защищать её путёмзаконодательства и финансовой политики, преследовать «еретиков», выступающихпротив узаконенной Церкви. Пресвитерианам противостояли так называемыесепаратисты, или индепенденты (то есть «независимые») со своей гораздо болеерадикальной программой. Они считали, что истинная Церковь может быть созданатолько вне государственной церкви, и высказывались за полное отделение от неё.Индепенденты требовали полной независимости и самостоятельности каждой общины(конгрегации) в религиозных вопросах. Отсюда их ещё одно название –конгрегационалисты.
Конгрегационалистыотличались от пресвитериан и в определении состава Церкви. Пресвитерианеполагали, что все люди, живущие на данной территории и крещённые вмладенчестве, являются членами данной приходской церкви (parish church).Конгрегационалисты же разработали учение об общине истинно верующих (gatheredchurch). Основу такой Церкви составляют люди «возрождённые», способныесознательно засвидетельствовать свою верность Христу. Дальнейшее развитие ученияконгрегационализма и привело к возникновению баптизма.
Появлениебаптизма связано с деятельностью английского конгрегационалиста Джона Смита.Получив по окончании Кембриджского университета в 1593 году степень магистрабогословия, Смит был возведён в сан священника англиканской церкви и назначенпроповедником в Линкольн. В 1606 году после долгих сомнений и размышлений онрешил порвать с официальной церковью и примкнул к группе конгрегационалистов вГейнсборо, став её «учителем» (конгрегационалисты избегают слова «священник»).Его ближайшим помощником стал Томас Гелвес.
Вэто время королевские власти ужесточили репрессии против «еретиков», принуждаяих либо покаяться, либо покинуть страну. Поэтому группа Джона Смита решилаэмигрировать в Амстердам, где она образовала новую английскую церковь. Здесь-тоСмит и получил возможность детально ознакомиться с доктринами Арминия именнонитов. Он и раньше сомневался в правомерности крещения младенцев, а теперьокончательно укрепился в мысли, что истинная Церковь состоит исключительно из«видимых святых», крещённых заново. При этом Смит исходил из того, чтоединственным главой Церкви является Христос, и истинные верующие должныобъединиться в братство Евангелия, чтобы во всём следовать Его путём. В«Декларации веры», изданной последователями Смита, вернувшимися в 1611 году вЛондон, говорится: «Наружная церковь видимо состоит только из таких покаявшихсялюдей, которые верят в то, что Христос будет приносить впредь свои плоды,способные улучшить жизнь… Видимая церковь представляет собой внешнюю формуистинной духовной невидимой церкви, которая образуется душами только праведныхи совершенных людей».
Смитполагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственностьсвященников или видимых церквей, а только через истинную веру. А посколькутакая преемственность, по мнению Смита, была прервана католицизмом иангликанством, то истинную церковь следует создавать заново. Поэтомупервостепенное значение Смит придавал акту крещения как «внешнему знаку прощениягрехов, смерти и покаяния», к которому допускаются лишь люди покаявшиеся иуверовавшие. Группа Смита и Гелвеса приняла повторное крещение и составилаальтернативную «истинную» церковь. Специфически баптистское пониманиеистинности церкви закреплено и в «Декларации веры»: «Церковь Христа есть группаверующих людей, отделённых от мира словом и духом Бога, верующих, соединённых сХристом и друг с другом при помощи крещения, их собственным исповеданием веры игрехами».
Вернувшисьв Англию, община Смита, и положила начало баптизму. Церковь Смита унаследоваладве ветви протестантизма. Во-первых, она восприняла от меннонитов идеиперекрещенцев (анабаптистов). Во-вторых, она признала доктрину Арминия,утверждавшего, что своей жертвенной смертью Христос искупил грехи всех людей, ане только избранных. Как писал Смит, «Господь не предопределил ни одногочеловека к уничтожению». Поэтому членов общины Смита и Гелвеса называют общими(генеральными) баптистами.
Вскорепоявились так называемые частные (партикулярные) баптисты. Своё название ониполучили потому, что признавали концепцию Кальвина, согласно которой лишьнекоторые люди («часть» людей) предназначены стать «сынами света». Начало этойветви баптизма положила община конгрегационалистов, которую возглавлял ГенриДжекоб. В 1638 году в результате внутренних разногласий из неё выделиласьгруппа во главе с Джоном Спилсбери, перешедшая на позиции баптизма. В отличиеот Смита, Спилсбери полагал, что крещение должно осуществляться толькопогружением в воду, ибо только так восстанавливается «апостольская»преемственность. Какое-то время такая практика вызывала бурные споры, нопостепенно крещение погружением в воду стало своего рода отличительнымпризнаком баптистов. Именно частные баптисты оказали существенное влияние напроцесс формирования мирового баптизма.
В1644 году 7 церквей частных баптистов опубликовали «Исповедание веры»,состоявшее из 15 пунктов. Один из них определяет крещение как «обряд НовогоЗавета, данный Богом». Причём совершать этот обряд следует исключительно«погружением или окунанием в воду». Это окончательно отграничило баптистов отдругих протестантских течений.
Некоторыебаптисты считают, что существовала непрерывная цепь баптистских церквей,начиная от Иоанна Крестителя и до апостолов Христа. Другие прослеживаютпроисхождение баптизма до анабаптистов (протестантское движение XVIвека) на Европейском континенте. Однако большая частьученых сходится во мнении, что англоязычная деноминация возникла внутрипуританизма XVIIвека как ответвление конгрегационализма.
Первоначальнобаптистские общины привлекали преимущественно мелких производителей,ремесленников, торговцев, а также радикально настроенных религиозных деятелей.Со временем, однако, к ним всё чаще присоединялись и представители богатых слоёвобщества. И это несмотря на репрессии против баптистов. Вероятно, это связано стем, что баптисты всегда умели находить «золотую середину». Постепеннорепрессии властей смягчались. С одной стороны, никаких оснований подвергатьсомнениям социальную лояльность баптистов не было. А с другой стороны,поскольку баптисты подчёркивали важность религиозной свободы и самоуправленияцеркви, к ним тянулись демократически настроенные люди.
В1689 году принц Оранский провозгласил «Акт о веротерпимости», тем самым, репрессиипротив баптистов в Англии прекратились. Но сразу же появилась новая опасность.Если в обстановке преследований в баптистские общины шли люди, сознательноизбравшие новую веру, то теперь баптизм оказался под угрозой превратиться внекую «духовную моду». Чувствуя это, баптистские лидеры стремились усилить свойконтроль над местными общинами путём создания различных союзов и ассоциаций.Тенденция к централизации особенно отчётливо прослеживается у общих баптистов.В 1671 году они создали Общую ассамблею, которая тут же попыталась ограничитьправа местных общин. Естественно, что это вызвало сопротивление, и Ассамблеявскоре распалась на два течения, одно из которых объединяло верующих,склонявшихся к антитринитаризму. В 1689 году 107 церквей частных баптистов,публично объявившие об отказе от «притязаний на превосходство и верховенствонад местными церквями», сформировали Генеральную ассамблею.
Баптистыактивно занимаются миссионерской деятельностью. В 1779 году было учрежденоБаптистское общество внутренней миссии. Постепенно общие и частные баптистыпризнали необходимость объединить свои усилия, чтобы развернуть«наступательную» миссионерскую деятельность в международных масштабах.
Демократизми дисциплина, приверженность Священному Писанию, приоритет общественнойдеятельности, проповедь христианства, свободного от догматов, обрядов,общеобязательных символов, практическая благотворительность – всё этообеспечило успех баптизма. К баптистам шли люди, сделавшие моральный выбор,поставившие религиозную совесть выше земных выгод. Эта глубокая убеждённость всвоей вере, по всей видимости, и помогла баптистам выстоять в соперничестве сдругими религиозными течениями протестантизма.
Однаконастоящего расцвета баптизм достиг в Северной Америке, куда английские баптистывынуждены были эмигрировать, спасаясь от преследований в эпоху реставрации.Здесь, в США, баптизм стал самой многочисленной и влиятельной религиознойорганизацией, и именно отсюда началось его распространение по всему миру, в томчисле возвращение в Европу. Через Германию он проник в Россию.
Причиной появления баптистского движения послужилаэволюция религии в Англии. Это движение,как одно из направлений протестантизма, возникло в начале XVIIвекав Англии в результате реформации религии на базе теологического багажа и опытапостроения церкви анабаптистов, менонитов и англиканских пуритан, в частностиконгрегационалистов. Получившее большой размах в середине XVIIвекаи направленное на очищение церкви, это движение подчеркивает важность осознанногокрещения каждого верующего и развивает общий вектор направленности возврата кпервохристианскому образцу вероучения и практики церковной жизни.
1.1. Особенности догматики и культа
Перваяобщина баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году. Правда, члены этойобщины ещё не называли себя баптистами. Но они положили первый и главный«кирпич» в фундамент новой религии: приняли крещение, будучи взрослыми, попринципиальным соображениям, ибо считали, что веру человек должен выбиратьсознательно.
Амстердам, какизвестно, находится в Голландии. Но вот что интересно: первые баптисты все, какодин, были англичанами. Это были бывшие кальвинисты, конгрегационалисты, которыеиз-за религиозных преследований эмигрировали из Англии в Голландию. Основателембаптизма и первым руководителем первой баптистской общины был Джон Смит. В 1612году, когда в Англии схлынула волна религиозных преследований, частьамстердамских баптистов вернулась на родину. Но без основателя баптизма. И вэтом же, 1612 году, в Лондоне возникла первая баптистская община Англии. Именнов Англии полностью сформировались вероучение и культ новой религии. Именно вАнглии они стали называть себя баптистами («баптисты» в переводе с греческого –«крестители»).
В баптизме были иостались два течения: течение общих баптистов и течение частных баптистов. Ихразделяет понимание характера искупления. Общие баптисты считают, что Христоссовершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения.Частные баптисты утверждают, что Христос совершил частное искупление, то естьискупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита(основателя баптизма) была общиной общих баптистов.
Источникомвероучения баптисты считают Священное Писание – Ветхий и Новый Заветы, которыеобладают абсолютным и безусловным авторитетом.
Верят в ТриединогоБога – Отца, Сына и Святого Духа. Иисус Христос был зачат девой Марией отСвятого Духа и воплотился в человеческом теле. Своим страданием, распятием ивоскресением из мертвых он спас человека. Ожидают воскресения тел, прощениегрехов на Страшном суде и вечную жизнь. Проповедуют необходимость духовноговозрождения через личную веру во Христа и покаяние в грехах. После возрождениясовершается крещение. У баптистов свое понимание таинств. Таинства непризнаются проводниками благодати. Термин «таинства» не употребляется, ониназываются установлениями Иисуса Христа, данными в Новом Завете. Признаютсятолько два установления: крещение и Вечеря Господня или хлебопреломление.
Учение о крещении.Главная идея этого учения формулируется следующимобразом: существуют три обязательных условия крещения.
Первое: креститьможно только взрослых. Совершается обязательно полным погружением и тольков сознательном возрасте. Крещение детей считается недействительным. Что такоевзрослый? В разных странах и в разное время этому слову даётся разноетолкование. В СССР и в России ранее крестили при достижении 18 лет, с середины80-х гг. крестят с 16 лет.
От первого условияпроизошло название конфессии. В начале они называли себя просто христианами.Но, переехав в Англию, в годы относительной религиозной свободы христиане сновыми религиозными взглядами стали публично крестить взрослых людей, ибопрежнее их крещение, когда они были ещё детьми, считалось в новой конфессиинедействительным. Представители новой конфессии нередко делали обряд крещенияодновременно и своеобразным агитационно-пропагандистским мероприятием. Народ,глядя на них, стал говорить: «Вот крестители! Вот крестители!». «Крестители»по-гречески звучит как «баптисты». В частности Иоанн Креститель, крестившийИисуса Христа, в Евангелиях в оригинале (а он написан на греческом языке)называется Иоанном Баптистом. Греческое слово с тем же звучанием перешло ванглийский язык. Слово понравилось, и представители новой конфессии с серединыXVII века стали называть себя баптистами
Второеобязательное условие: крестить можно только тех, кто дал добровольноесогласие на крещение. Это условие баптисты называют ещё «сознательнымвыбором веры». Крещение не следует сразу за обращением. Существуетиспытательный срок, испытывается крепость веры новообращенного.
Третьеобязательное условие на языке баптистов называется «рождением свыше».Под «рождением свыше» понимается наличие веры в Бога. Крещение не означает превращенияверующего в неверующего. Для того, чтобы креститься, надо уже быть верующим.Крещение означает принятие верующего в религиозную организацию. Само крещениеможет происходить или в естественном водоёме, или в специальном бассейне длякрещения (баптистерии). Больных разрешается крестить в ванной. Способомкрещения является полное погружение крещаемого в воду.
Учение охлебопреломлении. Вечеря Господня совершается регулярно в воспоминание оновозаветном завещании Христа. Это видимый символ единения с Иисусом Христом идуховного причастия его естества. Благословленные пресвитером хлеб и виноразносятся дьяконами по залу. Детей и некрещеных к преломлению хлеба недопускают.
Деление на мирян исвященство не существует. Пресвитер выбирается посредством голосования всейобщины и считается «братом среди братьев». Должность выборная на определенныйсрок. Один пресвитер может выбираться бесконечное число раз, однако может бытьи снят, но только самой общиной. Слова «пресвитер» и «епископ» считаютсяполными синонимами, что доказывается в Новом Завете. Его функция – пастырство,учительство. Таинства рукоположения нет, пресвитер не обладает никакой особойблагодатью, кроме своей личной, полученной по личной вере. Баптисты исповедуютпринцип всеобщего священства. Если нет пресвитера, Вечерю Господню и крещение,в крайнем случае, может совершать любой член церкви.
В управлениицерковью (общиной) должен соблюдаться принцип демократичности. Церквинезависимы друг от друга в своих внутренних делах; в межобщинных отношенияхдолжны руководствоваться принципом любви и взаимопомощи. Нет иерархии. Нетцентральной личности или организации, осуществляющей управление. Союз церквей –объединение самостоятельных и независимых общин. Прямым и непосредственнымглавой церкви считается Христос.
В апостольскуюпреемственность не верят. Власть апостолов была властью церкви, а не личнойвластью апостолов, которую они могли бы передать по наследству. Культа святых иБогоматери нет. Обряд свободный, без внешней пышности, литургических облаченийнет.
Баптистскоебогослужение сосредоточено на изложении и толковании Писания через проповеди,делая акцент на произвольно выбранные, нежели установленные, молитвы. Пениецерковных гимнов также одна из характерных черт богослужения.
Кроме общехристианскихпраздников, Рождества (7-8 января), Крещения (19 января), Вербного Воскресения,Пасхи, Вознесения, Сретения (15 февраля), Благовещения, Троицы, отмечаютпраздник Жатвы (29 сентября) и День Единства (27 октября).
Глава 2.Баптизм в России
Баптизм и евангелизм появились в Россииво второй половине XIXвека. Российский баптизмзародился в результате слияния трех встречных процессов – развития протопротестантскихроссийских религиозных движений (крестьянского «духовных христиан» и протопротестантскихнастроений высших классов) и западного религиозного влияния.
Духовное христианство (хлысты, духоборы, молокане), существовавшиев России, по крайней мере, с XVIIIвека, неимели ни строгой организации, ни догматики. Эволюция духовного христианства всторону баптизма в первую очередь связана с судьбой молокан. Молокане, как идухоборы, отрицали церковную иерархию, монашество, почитание икон, мощей, культсвятых, поклонялись Богу «в духе и истине», исповедовали «этику добрых дел»,стремились построить «царство Божье на земле» и организовывали коммуны с общейсобственностью. В то же время молокане, в отличие от духоборов, признавалидогмат Троицы, таинства, единственным авторитетным источником истины считалиБиблию.
С начала 19 века в молоканской среде распространилисьпереводы немецких протестантских авторов. Появились толки как кальвинистского,так и арминианского отношения к доктрине спасения.
Другой, собственно российский, источник русскогобаптизма – пропротестантские настроения среди части высшего петербургскогообщества, существовавшие по крайней мере с середины XVIIIвека. В связи с этим, например, можно отметитьрелигиозные взгляды Петра IIIидеятельность Библейского общества при Александре I.
Миссионерские западные истоки российского баптизмасвязаны в основном с немецким (на простой народ) и английским (на высшиеклассы) влиянием. Немецкое влияние осуществлялось как из среды российскихнемцев (штундизм – течение протобаптистского толка, охватившее российскихлютеран и меннонитов, в которое со временем были вовлечены украинцы – в первуюочередь молокане, но не только; некоторые исследователи указывают также навлияние пиетистов-сепаратистов из Вюртенберга, основавших колонии в СеверномПричерноморье с целью построить безгреховное общество), так и непосредственноиз Германии.
«Евангельскоепробуждение в российском народе – говорит Савинский С.Н., — подготавливалосьбурным развитием исторических событий конца XVIII— первой половины XIXстолетий. Наиболее существенными в этом отношении были:закрепление России в северном Причерноморье с заселением присоединенных земель;победоносные войны Наполеона в Европе и разгром его армии в Отечественной войне1812 года; продолжение заселения Причерноморья и внутригосударственныемероприятия русского правительства».
Кконцу XVIIIстолетия в результате многочисленных войн с ТурциейРоссия приобрела выход к Черному морю и утвердилась на его северных берегах.Новые земли представляли собой в то время обширные, никем не заселенныепустыри. Для заселения их правительство Екатерины II пригласило иностранныхколонистов (преимущественно немцев), среди которых значительную часть составилименнониты и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига. Приглашенные меннониты,как наиболее организованные в общинно-хозяйственной жизни, получили от русскогоправительства целый ряд льгот и привилегий. В период с 1789 по 1815 годы ихколонии организовали два меннонитских округа: Хортицкий (из 18 колоний) иМолочанский (40 колоний). Несколько колоний в Херсонской губернии организовалилютеране из Данцига. Все переселения немцев довоенного времени диктовалисьсугубо хозяйственно-экономическими соображениями: возможностью заселенияпустующих земель с намерением обрести безбедную жизнь.
Значительныеплощади плодородных южных земель раздавались царским правительством российскимдворянам, которые создавали здесь крупные поместья. Здесь же селилиськрестьяне-малороссы и отчасти ремесленники.
Мировыесобытия 1805—1815 гг. потрясли христианский мир Европы. Стремительноевосхождение Наполеона и ужасное его падение произошли на глазах одногопоколения, которое в немом изумлении следило за событиями и еще при первыхуспешных завоеваниях принялось осмысливать происходящее. Многие христиане, вособенности в пиетических кругах Запада, называли Наполеона апокалипсическим«зверем из бездны». После разгрома его армии императора Александра I сталиназывать «белым ангелом». К этому присовокупили толкования немецких богослововБенгеля (1687—1752 гг.) и пиетиста Юнга Штиллинга (1740—1817 гг.) о временинаступления тысячелетнего царства и второго пришествия Христа за Церковью. Указывался1836 год. Появились «пророки» и «пророчицы», которые указывали на восток,пустыню, где должно спастись «жене, скрывающейся от ярости дракона». Такимместом большинство указывало на пустующие места юга России, куда был открытсвободный доступ. В наиболее сильной форме дух таких пророчеств отразился напиетистах Вюртемберга крайнего толка (Южная Германия). Они называлисьсепаратистами (выделившимися). Будучи недовольными греховной жизнью окружающихих людей, они стремились устроить на земле общество верующих, в котором «несуществовало бы условий для греховной жизни», но обитала бы «правда Божия наземле». Поэтому значительная часть пиетистов (в том числе и пиетисты-сепаратисты)стали переселяться в большом количестве в другие страны, главным образом всеверное Причерноморье, образовывая свои колонии. Так образовались колонииРорбах, Вормс, Нейгоффунг и