Реферат по предмету "Религия"


Буддизм История развития

Что такое религия?
Когда и где возник буддизм?
Первоисточники
Вопрос об исторической достоверности личности Будды
Его биография и происхождение
Первая проповедь и первые ученики
Деятельность Будды
Община
Отшествие Будды в Нирвану
10.УчениеБудды
11.Истина о четырехотделах
12.Интеллектуализмбуддийскойэтики
13.Любовь в буддизме
14.Отрицательныйхарактер егозаповедей
15.Нирвана
16.Буддийскаяобщина
17.Образ жизнимонахов
18.Зародыши культа
19.Распространениебуддизма
20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны
21.Переход кхристианству
22.Значение мировыхрелигий

Буддизм
1.Что такое религия?
Религияявляется однойиз древнейшихи основных(наряду с нау-кой, образованием, культурой) формдуховной культуры.В совре-меннойнауке популярноопределениерелигии, исходящееиз приз-нанияее основой верыв Бога (“религияесть вера вБога”). Нарядус ним, широкоераспространениеимеют другиеподходы к понима-ниюсущности религии: религия естьсистема взглядов, в основе ко-торыхлежит понятиесвященного, святого, религияесть одна изсвойственныхкультуре формприспособлениячеловека кокружаю-щемумиру, удовлетворенияего духовныхпотребностей.
Ядромрелигии являетсявера, именнов ней обнаруживаютсяваж-нейшиеособенности, определяющиеместо религиив отношенияхчеловека имира. Религиознаявера складываетсяиз:
собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного учения;
знания наиболее существенных положений вероучения;
признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в религиозных требованиях к человеку;
соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни человека;
Существуютразличные типырелигий: монотеистические, поли-тистические; ритуальныеи религии спасения, национальныеи ми-ровые.
Главныемировые религиив современноммире – христианство, ислам, буддизм
Крупнейшиерелигии сегодня:
Христианство– 1024 млн. человек
Ислам– 529 млн. человек
Индуизм– 478 млн. человек
Конфуцианство– 305 млн. человек
Буддизм– 268 млн. человек
Синтоизм– 60 млн. человек
Даосизм– 52 млн. человек
Иудаизм– 14 млн. человек
2.Когда и гдевозник буддизм
Буддизмвозник на территорииИндостана вVIвеке до нашейэры являясь, таким образом, первой по временисвоего возникновениямировой религией.В это время вИндии уже сложилоськлассовоеобщество, существовалряд государств, экономическойосновой ко-торыхбыла эксплуатациячленов земледельческихобщин. Остротаклассовыхантагонизмовусугубляласьсуществованиемоастовой системы.
Представителивысшей оасты– брахманыиграли важнуюроль в общественно-политическойжизни. Религиябрахмаизмаосвещала существующееоастовое деление.
3.Первоисточники.
Возникновениебуддизма связываетсяс жизнью ипроповедничес-койдеятельностьюСиддхартхыГаутамы Будды.Некоторыебуддо- логипрошлого векаотрицали историчностьБудды. Большинствоисследователейполагают, чтонет основанийподвергатьсомнениюдействительноесуществованиеоснователябуддизма.
Согласнолегендам, Буддародился в 560 годудо нашей эры. Местом рождениясчитаетсясеверо-востокИндии. Он былсыном главыиммени шаньев.В 29 лет, пораженныйфактом обилияпере-живаемыхлюдьми страданий, Гаутама рассталсясо всеми благамии соблазнамироскошной жизни, оставил женус малолетнимсы-ном и отправилсястранствовать.Наконец, в некиймомент, Гау-тама, сидя под деревом, внезапно узрелистину, и именнос этого моментастал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным.Умер в 480 годудо нашей эры, положив основаниемноголюд-нойцерковнойорганизации-сангхе.Эта легендане может претен-доватьна точностьво всех деталях.
Возникновениебуддизма былосвязано с появлениемряда произ-ведений, вошедших всостав классическогосвода буддизма-типи-такаэто слово обозначаетна языке кали”три сосуда”.Типитака былакодифицированаоколо IIIвека. В качествеисточника подревнему буддизмуявляются эпическиепоэмы Мивагхаим, относя-щиесяко IIвеку. Большоезначение имеетизобразительныймате-риал, содержащийсяна стелах идругих сооружениях.
4.Вопрос обисторическойдостоверностиличности Будды
Вистории изучениябуддизма былипопытки доказатьмистич-ностьобраза Буддыи этим сделатьнеобъяснимымсам факт образо-ванияэтой мировойрелигии. Попыткиэти связываютс именамиголландскогоисследователяКерна и французскогоиндолога Сена-ра.Сенар с подавляющейученостью иэрудициейпытался изло-житьбиографиюБудды, как солнечногогероя, объясняявсе под-робностиего жизнимифологическимописаниемфактов метеоро-логическихи космических.
5.Его биография.Происхождение
Буддапроисходилиз рода Сакиев, владевшихнебольшимгосу-дарствому Петальскихгор. Его рождениебыло ознаменованоне-обычайнымизнамениями; брахманы предсказалиотцу, что сынего будет великимцарем, еслиостанется вмиру, и сделаетсяБуддой, освободителемвселенной, еслиуйдет от мира.Аскет Девалапри-шел взглянутьна божественногомладенца и, предсказавему вели-коебудущее, возблагодарилбогов, удостоившихего дожить допоявленияБудды.
В16 лет он женилсяна прекраснойЯсодхар, победивсвоих со-перниковв стрельбе излука и другихсостязаниях.Жизнь его про-ходиласчастливо, среди всякогоизобилия ибогатства. Отецнароч-но окружалего всевозможнойроскошью ирадостями, чтобы убе-речьего от монашескогопути. Но однажды, во время первоговыез-да из дворцаСиддарта, онвпервые увиделстарика, больного, мерт-веца имонара. Этозрелище взволновалоцаревича инатолкнулаего на мысльо страдании.Ему представиласьнеобходимостьнайти ис-тенноеблаженстводля того, чтобыспасти и себя, и свою милуюЯсодхару, и всестрадающеечеловечество.Однажды ночью, после вещегосна, он принялрешение уйтиот своей прежнейжизни, от почетаи славы, роскошии богатства, от родителейи любимой же-ны.Незаметно онвыходит заворота дворца, надевает желтыйплащ нищегомонаха и сливаетсяс бесконечнойтолпой, котораябродит по пыльным, белым дорогамИндии. В этовремя царевичубыло 26 лет. Прошлосемь лет, покаон нашел себя, почувствовалсебя и скупленнымБуддой и искупителемчеловечества.
Сначалаон обратилсяк мудрецам-монахами вверил в себяих ру-ководству, но не получилот них ничего.От них он пошелбродить постране Магадхаи пришед в Урувелу.Шесть лет провелГаутала в этомлесу, усиленнопостясь, ожидаянебесногопросвещения.Ви-дя его аскетическиеподвиги, пятьего товарищейждут от негочу-дес и хотятстать его учениками.Тело его обезобразилосьот поста и истязаний, а он чувствовалсебя далекоот цели. Тогдаон оставил этотпуть и сталпринимать пищу.
Ивот однажды, сидя под деревом, он понял всюистину. Двадцатьвосемь днейБудда провелпод деревом, размышляя надтем, что от-крылосьему в интуиции.По прошествииэтого срока, приступил кнему искусительзлой Мара ипытается отвратитьБудду от деласо-вершениячеловеческогоспасения. Зная, что Будда непобедимзем-ными желаниями, Мара избираетдругой путь.Он советуетсвятому отойтив Нирвану, удовлетворитьсяспасением длясебя. Но Буддапобеждает этотвеличайшийсоблазн всехсвятых и аскетови твердо отвечаетМаре, что войдетв Нирвану толькотогда, когдаего святойзакон процветет, увеличитсяи распространитсяпо земле и будетвозвещен всемлюдям черезего ученикам, монахов и монахинь.
6.Первая проповедьи первые ученики
Утвердившисьв своем намерениипроповедьюспасти людей, Будда направилсяв Бенарес. Онхотел, преждевсего, просветитьтех пятерыхмонахов, которыеспасалисьвместе с нимв лесу Уру-вела.
Пятьмонахов с радостьювыслушали егои приняли отнего пос-вящение.Скоро к этимученикамприсоединилисьеще новые, и, когда их числовозросло дошестидесятиБудда послалих на пропо-ведь.Сам учительотправилсяв Урувелу, гдеобратил на путьспа-сения многихбрахманов исветских людей.
7.ДеятельностьБудды
Всяпоследующаяжизнь Буддыбыла наполненапутешествиямии проповедью.Три месяца вгоду (дождливыйпериод) Буддаи его ученикиотдыхали вкакой-нибудьиз убежищ, отведенныхим бога-тымипокровителями.Сюда собиралисьсо всей ИндиипочитателиБудды, спешившиеуслышать проповедьспасения отсамого учите-ляи пожить околонего. Из такихмест Буддаособенно любилог-ромный паркДжетавану, подарок одногокупца, прославленныйво многихпроизведенияхбуддийскойлитературы.О нем говорилодин буддийскийпоэт:
Джетаванапрелестныйсад,. Гдеходили толпымудрецов,
Гдежил царь истины–
Место, где было радостномоему сердцу.

Остальноевремя Буддаи его ученикибродили поИндии, глав-нымобразом, в районевосточныхгосударствИндостана.Слава егораспространяласьпо всей Индиии встречи с нимискали не толькомонахи, но ицари, принцы, царские сановникии богатые купцы.
Результатомэтих беседобычно былоприглашениеБудды со всемиучениками наобед. Послеобеда, во времякоторого прислуживаетсам хозяин сосвоим семейством, Будда произноситкакое-нибудьпоучение
Когдатаких приглашенийне было, Буддапо древнемумонашес-комуобычаю отправлялсяв соседнююдеревню замилостыней.Он делал этовместе с ученикамипосле обычнойутренней беседыс ни-ми и духовных упражнений.После обеданаступало времяотдыха и сна, пока не спадалжар и не наступалвечер, когдапосле “свя-щенногомолчания”, опять начиналисьшумные посещениядрузей и поклонников.
8.Община
Надополагать, чтообщина учениковБудды еще прижизни учи-телябыла тесносплоченныморденом, имевшимсвои правилаи ор-ганизацию.
Делов том, что техникамонашескогообщежития былавыработа-нав Индии задолгодо Будды, и повнешнему своемувиду Будда сосвоими ученикамимало отличалсяот многочисленныхмонашескихобщин тогдашнейИндии.
Внешнимипризнакамиучеников Буддыбыло желтоеплатье и бритаяголова; ученикиотрекалисьот семейныхсвязей, отсобст-венностии соблюдалистрогое целомудрие.
Вобщине не былоразличий касти монашескоеплатье сглажива-лоразличия междурабом и господином, отверженнымиСудрой и Брахманом.
Господствующеенастроениеобщины первыхлет было состояниеспокойнойуравновешенности, переходящейв тихую, сосредото-ченнуюрадость.
Состоянияэкстатическойвосхищенностибыли единичнымислу-чаями иобщей жизнибуддийскихмонахов нехарактеризовали.Все они отличалисьполной чистотой, душевным мироми преданнос-тьюБудде.
Мынапрасно сталибы искать вбуддийскихисточникаххаракте-ристикутого или иногоученика: всеони на однолицо, все говорятодним языком, отличаютсяодними добродетелямии занимаютсяодинаковойдеятельностью.История, правда, называет именаболее близкихучеников Будды, но это не делаетих личностями: они оста-ютсятипами буддийскихсвятых, убившихвсе свои индивидуаль-ныесвойства заодно со всемистрастями, желаниями, симпатиями.
Рядомс монахами, вступившимив общину и давшимиобеты, сто-ялисветские люди, принимавшиеего учение, нооставшиесяв миру не порвавшиес семьей, собственностью.Они служилиобщине по мересвоих сил своимидарами. Средитаких верующихмирян былицари, князья, брахманы.
Кромемужчин, в орденпринималисьи женщины. Каковоже бы-ло их положениесреди монашествующих?
Вотнесколькобуддийскихтекстов, рисующихотношение Буддык женщине:
Как нам, Господи, — спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, — вести себя с женщинами?
Избегайте ее вида, Ананда, — отвечал Будда.
Но если мы ее увидим, что нам делать?
Не разговаривайте с ней
Но если мы уже заговорили с ней?
Тогда будьте осторожны
Ивсе-таки Буддадолжен былуступить настояниямженщин и при-нятьих в общину, ноположение ихвсегда былоунизительно-под-чиненное; их только терпели, несмотря наих чрезвычайнуюпре-данностьобщине и неустаннуюработу на пользубратии. Вотпросьба однойиз его страстныхпоследовательниц, некой Висакхи:
Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.
Будда, который сначалазаявляет Висакхи, сто “совершенныеслишком возвышены, чтобы соглашатьсяна всякое желание”, дает свое разрешениена эту благотворительнуюдеятельность.
9.Отшествие Буддыв Нирвану
Сорокчетыре годапроповедовалБудда своеучение и постепенноприблизилсяк пределу своейжизни. Ему было80 лет, когда онсильно заболели был близокк смерти, ноодна мысльпривязывалаего к этомумиру: “не годитсямне войти вНирвану, преждечем я не поговорюс теми, которыезаботилисьобо мне, с общиноймоих учеников.Преодолею этуболезнь силойсвоей и удержусвою жизнь”.
ИВозвышенныйпреодолел своюболезнь. Онвстал со своеголо-жа и сел втени дома, чтобыизложить ученикампоследнюю своюволю:
“Будьтесвоими собственнымисветочами, — говорил онсвоим соб-ственнымприбежищем.Другого неищите. Изучайтепознание, пре-обретенноемною и возвращенноевам, живитесогласно с нимтак, чтобы вашасвятая жизньдолго длиласьна радостьлюдям. Истин-ноговорю вам, всеземное подверженогибели. Молитесьнепрес-танно.Через три месяцавойдет Совершенныйв Нирвану”.
Посленесколькихбесед, когдаучитель передалсвоим ученикамвсе, что имелон угасил всебе волю, поддерживающуюв нем жизнь истал ждатьсмерти.
Послемесяца странствийон пришел сучениками вКузинару. Тамв лесу, ученикиуложили своегоутомленногои больногоучителя назамлю, головойк северу. Времяцветения деревьевеще не наступи-ло, но два дерева, под которымилежал учитель, были сверхудо низу покрытыцветами, которыецелым дождемпадали наотходя-щего; и птицы громкопели в воздухе.
— Видишь, Ананда,- сказал Совершенный,- еще не насталовремя цветения, а цветы падаютна тело Совершенногои небесныемуд-рецы поютв воздухе, чтобыпочтить Совершенного.
Носовершенномунужна инаяслава
Ученикии ученицы, которыеживут по правдеи закону – вотистинная славаСовершенного.
Любимыйученик Анандаотошел в сторонуи горько плакалоб умирающемучителе, ноСовершенныйвелел подозватьего к себе иуьешал егословами, полнымиглубокого, скрытого отчаянияи тра-гизма:
“Ненадо так, Ананда, не жалуйся ине печалься.Разве я не гово-рилтебе раньшеоб этом? Этонеизбежно –расставатьсясо всеми, чтодорого, со всемикого любишь.Все, что рождено, что создано, что сделано– обречено насмерть. Но тыдолго чтилСовершенногомыслями, словами, делом своим, из любви, подоброте, с радостью, без лжи. Ты хорошоделал Ананда.Стремись, и тытоже скороочи-стишся”.
Последнимиего словами, с которыми онобратился кученикам, были:
“Истинноговорю вам, ученики мои, все созданное– скоропрехо-дяще.Боритесьнепрестанно”.
Иподнялся духего от одногоэкстаза к другомупо всем степенямвосхищенияи вошел в Нирвану.
Навосходе солнцаблагородныежители Кузинарысожгли, передгородскимиворотами телоБудды со всемипочестями, какие оказы-валисьусопшим царям.
10.Учение Будды
ПроповедьБудды, по выражениюМензиса – “нетеория, а путьспасения”.Поэтому мынапрасно сталибы искать всвященныхкнигах буддистовсистематическойкосмологии, теологии илипси-хологии.Сам Буддаформулировалсвое учениев четырех словах: страдания, цепьпричинностей, уничтожениестрадания ипуть к нему.
Ивсе-таки, хотяв буддизме нетсистематическогоучения о миребогах и человеческойдуше, все жеБудда не могобойтись безтого чтобы своипрактическиерассужденияне строить наскрыто предполагаемойметафизике.
Проповедуяотречение отмира, он долженбыл говорить, что та-кое мир, проповедуяоб освобожденииот влечений, он неизбежноучил о человеческойдуше и т.д. Поэтомуизложению “путиспасе-ния” мыпредпочитаемкраткую характеристикутого мировоззре-ния, которое предполагаетсябуддийскойпроповедью.
Буддийскаяфилософия, отличаетсясильным субъективнымха-рактером, больше всегозанимаетсячеловеком. Ночто такое чело-век? Он есть не более, чем связка, агрегат психическихсостояний. Какповозка естьтолько агрегатколес, гвоздей, досок, и не имеетничего одинакового, кроме пустогослова “повозка”, так и человексоставляетсумму своихсвойств и состоянийи ничего больше.Лич-ность естьнечто призрачноеи уничтожаемое.Не умираюттолько те душевныесостояния, которыми мыжили. Они идутза нами из однойжизни в другую, они не даютчеловеку уйтииз жизни и отцепи возрождения.
ТеориюпереселенияБудда вездепредполагаетразумеющейсяса-ма собой.
Вбуддийскихпамятникахиногда упоминаютсябоги, но они неиграют никакойроли в ученииБудды. Он нигдене отрицаетих, но и нигдене ставит людейв связь с ними.
Вбуддийскойрелигии естьодно божество– сам Будда. Излюбви к людям, он согласилсявоплотитьсяи войти в цепьчеловеческихстраданий, чтобы проповедоватьлюдям избавление.Но вместе стем, он не являетсяисточникомбожественныхсил, благодатив прямом смыслеслова; людейспасает, побуддийскомувоззрению, неличность Будды, не его сверхъестественнаясила, а то познание, которое открываетсяв его учении.
Всвоем предсмертномслове Буддатак и говорило тождествесе-бя с законом, им провозвещенным.Перейдем теперьк этому зако-ну.Истина о четырех отделах
Планбуддийскогокатехизисаустановленсамим учителем.Он состоит изчетырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождениистрадания, учение об уничтожениистрадания, практи-ческийпуть к уничтожениюстрадания. Это– основа всегозакона, символверы буддистов.
-Каквы думаете,-спросил Буддасвоих учеников, что больше, вода четырехморей или проливаемыевами слезы, когда вы стран-ствуетепо этому миру, и грустите иплачете о том, что вам даетсято, что вы ищете?
Страданиемпроникнутовсе существующееи это страданиенеизменносвязано с самимфактом существования, потому что ниодин блаженный, ни брахман, ни боги не могутсделать так, чтобы не старилосьто, что подлежитстарости, чтобыне болело то, что подверженоболезни, чтобыне умирало то, что подверженосмерти, чтобыне падало то, что подверженопадению, чтобыне погибалото, что подверженогибели.
Страданиеи бытие мнонимы.И куда бы необращался взорчеловека- впрошлом илив будущем онвидит бесконечное, неис-черпаемоеморе слез ибесконечноесуществованиепод разнымивидами страдания.
Этопредставлениео страданиитесно сведенов буддизме спред-ставлением, что “нет неизменнойсущности в этомбывании”, чтовсе течет, всеизменяется, пожирая самосебя и не насыщаясь.Душу буддистатомила такая“дурная бесконечность”; сама она- этонепрерывное, не имеющееконца и смысла, колесо жизни, причиняло емуметофизическуюболь, независимоот частых горес-тейи мук сансары(житейское море).
“Всепребывает впламени. Глазаи все чувстванаходятся впламени, зажженномогнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигаетсярождением, старостью исмертью, скорбьюс воплями печали, заботой, страданиеми отчаянием.Весь мир окутандымом, весь мирпожрется огнем“.
Вчем же корниэтого страдания? Здесь мы переходимко второмуотделу буддийскойдоктрины, крассмотрениюпричины страданий.
“Cвятаяистина о происхождениистраданиятакова:; жаждак бытию и наслаждениюи к желанию, находящемусвое наслаж-дениена земле, жаждак наслаждению, жажда к созиданию, жажда властиведут от возрожденияк возрождению.”
Другимисловами, страданияпорождаютсянашей волей, нашими желаниями.Откудаже сами желания? Желания происходятиз восприятиямира, восприятияпроисходятот соприкосновения, со-прикосновениес миром происходитиз органовчувств, органычувств из нашейтелесности, но сама телесностьесть призраки видимость, порождениенеправильноговосприятия, результат не-ведения. Поэтомуцарство страданияуничтожаетсяс приобрете-ниемистинногознания, с умираниемвсех желаний.
Монахдолжен понять, что объектего желаний, телесность, есть одна видимость.- Считая теломыльным пузырем,- говорил Будда,-считайего подобнымпризраку, разломайувитыми цветамистрелы искусителяи тогда идитуда, где тебяне увидит царьсмерти.
Всетаким образом– обман, призраки иллюзия. Нетничего. Нораспространяетсяли это отрицаниеи на людскиедуши?
Многиебуддийскиетексты отвечаютна этот вопросотрицатель-но.Есть одно место, которое выразительнорезюмируетиллюзио-нистическиевзгляды буддизма.
“Учительтолько тогдапокрыт броней, когда уму егопредставит-сяследующаямысль: я долженвести к совершеннойНирване бес-численноемножествосуществ, — я долженвести их; и, однако, ни их ведомых, ни меня – ведущегоне существует.Они не существуютна самом деле, потому чтонебытие естьсобственныйхарактер всего, что признаетсясуществующим.Это, как еслибы искусныйволшебникзаставил появитьсяна распутьечетырех большихдорог огромнуютолпу призрачныхлюдей, которыедрались бымежду собой, убивали другдруга и потомвсе исчезли, а на самом делене было нипоявившихся, ни убивавших, ни исчезнувших“
Также точно буддыведут к совершеннойНирване бесчисленноемножествосуществ, а насамом деле нетни ведущих, ниведомых.
Какиемогут бытьжелания и страстиу монаха, которыйпроникся такиммировоззрением?
12. Интеллектуализмбуддийскойэтики
Четвертаячасть буддийскогосимвола – вера, составляетего этику встрогом смыслеэтого слова.Кратко онаформулируетсятак:
Путьк уничтожениюстрадания естьвсемирный путь: правая речьправое решение, правая вера, правое дело, праведнаяжизнь, пра-ведноестремление, праведнаяпамять, правоеразмышление.Раз-витие этойформулы составляетсодержаниемногочисленныхбесед и поучений.
Преждевсего, в буддийскойэтике поражаетее интеллектуалисти-ческийхарактер. Вотнесколькотипичных примеровиз Сутта – Ни-паты:
“Великоенаучение ипознание, верноеразумениезакона, благоеслово – вотвеличайшееблаженство”
“Истина– сладчайшеев этом мире ита жизнь назоветсялучшей, котораяпрожита в понимании”
Синтеллектуальнымхарактеромбуддийскойэтики связаноее второе свойство– отрицательныйхарактер большинстваее запо-ведей.Буддизм гораздоохотнее говорито том, чего надоизбегать, чемуказывает, чтонадо делать.Главные егозаповеди: неубивай, не укради, не прелюбодействуй, не лги, не пьянствуй– сплошь отрицательногохарактера, подобно большинствузаповедейМои-сея.
Иначеэто и не моглобыть в буддизме: проповедуяотречение, отказ от мира, буддизм проповедовалвоздержаниеот жизни вооб-ще, от душевныхдвижений, дажеесли он этическогопорядка.Любовь в буддизме
“Не стремиськ радостям низемным, ни небесным”, будь невоз-мутим, ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему нестремись, ничегоне жалей. Чувстволюбви к личностямсовершен-нонесовместимос буддизмом; монах долженвырвать у себя“ вся-кое влечениек виду и имени”, т.е. к индивидуальному; для него должностать глубокобезразличным: стоит ли околонего брат илисовершенночужой человек, которого онвидит впервые– потому, чтовсякая привязанность– боль, потомучто личность– иллюзия.
Но этоне исключаетвозможностисамой интенсивнойлюбви ко всемувообще, к общемустрадающемумировому целомупотому, чтотакая любовьне приноситстрадания.
Существуетодно место, вкотором этамировая любовьвыражена снеобычайнойсилой.
“Да будутсчастливы всесущества, даживут все онив радости идовольстве!”Отрицательный характер его заповедей.
Мы наглядноизобразимбуддийскуюэтику, еслиотметим двеха-рактерныечерты (интеллектуализми отрицательныйхарактер за-поведей)
Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обманэтого мира. Онсмотрит на мир,“как на пустоту”, тлень и разрушение.Он победил всебе все влеченияк миру и всестрасти. Он негневается, онтерпит оскорбления, несчастья, неудачи безраздраженияи ропо-та. Онне привязанк жизненнымудобствам ине ищет обильноймилостыни, одежды и крова.
Святойотрешился отсемейныхпривязанностей, его не влечетк себе женскоетело, слепленноеиз мяса, наполненноекровью, жел-чью, слизью.
Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых влечений, — говорил Будда, — что же мне в теле твоей дочери, наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой.
Святойвырвал с корнемвсе свои желания, он равнодушенк настоящему, как равнодушенк прошлому ибудущему, и этодает ему особенныеположительныедобродетели- свободу, мудростьи могущество.
Он свободенот всех привязанностей, даже друзейнет у него, онодинок, ни счем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ниот погоды, ниот счастья, ниот несчастья.Поэтому нетв нем и страха, и сам Мара-Искусительне страшен ему.
Святойобладает мудростью.Это не мудростьэтого мира. Онне похож налюдей, которые“то хватаютсяза науку, тобросают ее длядругого учения, как обезьяныперебрасываютсяс сучка на сучок”; он чужд спорови словопрений; познавшийВечную Истину, он не разбрасываетсямыслями; светла, глубока и молчаливаего муд-рость, как безбрежное, безмолвноеморе; шумнобегут горныеру-чьи, но вечнобезмолвны водыв глубинахморей.
И вместесо свободой, силой и мудростьюсвятой приобретаетблаговолениеко всему живому.Он не вредитчеловеку, онне дела-ет вредаживотным, птицам, насекомым; ондаже не тревожитмалейшегорастения, еслик этому непредставляетсяособой надоб-ности; его любовь ковсему сродниего самопожертвованию.Он должен бытьготов отдатьвсе свое, еслиу него этоготребуют, отдатьдаже самогосебя, как этосделал Будда, который в одноиз своих превращений, будучи зайцем, накормил своиммясом голод-ного.
Само собойразумеется, что окончательнымидеалом длябуддис-та являетсясам Будда. Поэтомуего образ –пример дляподражанияа его конец, Нирвана, естьцель стремленийвсякого монаха.Тяже-лым и длиннымпутем идут людик этой цели.
Милосердиеи деятельностьна пользу нужнылюдям толькона первых стадияхпути. Для приближающихсяк концу, нужнотолько сосредоточениесознания, самоуглубление:“Когда на небегремит гром, и дождевыепотоки наполняютвсе воздушныепути, тогдамонах в горнойпещере предаетсясамоуглубелению, и нет для неговысшей радости, пока он не достигнетокончательногоуспокоения- Нирваны”.Нирвана
Что жетакое Нирвана? Чистое ли онауничтожениеили какой-ни-будьособый родсуществования?
Нирвана– значит угасаниеи большинствотекстов рисуютее, как небытиеили описываютее в отрицательныхтерминах, какуничто-жениестрастей, уничтожениежеланий, движений, даже познания.Но значит лиэто, что Нирвана– небытие? Какмы знаем, Буддаупорно уклонялсяот ответа навопросы о посмертномсуществова-ниии его ученики, когда их спрашивалио подобныхвещах, неиз-менноотвечали, что“Возвышенныйэтого не открыл”.Уже это од-нонамекает наиное решение, отличное отрешения вопросав от-рицательномсмысле.
На одиниз подобныхвопросов (опосмертномсуществованииБудды) монахиняКхема ответилатак:
“СущностьСовершенногоне может бытьопределенав катего-рияхэтого мира. Онаглубока и бездонна, как великийокеан. Не-льзясказать, чтоСовершенныйсуществуетпосле смерти, но также нельзясказать, чтоон не существует”.
В другомдиалоге энергичноопровергаетсяеретическоемнение Ямаки“что монах, освобожденныйот грехов, когдараспадаетсяего тело, подлежитуничтожению, что он не существуетпосле смерти”
На третьемсборе буддистоввопрос о Нирванебыл решен в томсмысле, чтоНирвана непостижимадля тех, кто недостиг ее.
Такимобразом, Нирвана– это посмертноесостояние, определя-етсякак нечтотрансцендентное, как то, о чеммы не можемгово-рить нашимипонятиями исловами, нечтонепостижимое, о чем мы дажене можем сказатьнашего человеческогослова – “оносущест-вует”.Буддийская община
РассмотревБудду и Дамму(личность основателяи Закон), мыпе-рейдемп ктретьему элементубуддизм, к Самге– общине.
Хотя вбуддийскомсимволе верыговорится обобщине, как очем-то едином, но при своемвнутреннемединстве, онане предс-тавляетчего-то целогопо своей организации.
Буддийскиемонахи группируютсяв общины, которыене связа-ныодна с другойи не имеют надсобой общегоруководителя; тако-вым былтолько Закон.Принятие вобщину совершалосьочень просто.В присутствиидесяти монаховпосвящаемомузадают не-скольковопросов ипосле удовлетворительныхответов на нихкан-дидат зачисляетсяв общину. Непринимаютсятолько заведомыепреступникии неправоспособныелица. Выход изобщины такжелегок.
17. Образжизни монахов.
Одеждамонаха желтогоцвета и оченьпроста. С собойон обычно имеетбритву, иглу, чашу, сито ичетки. При сборахмилостыни онне смеет приниматьденьги, но ипищу он не долженвыпрашивать, а только молчаожидать.
Первоначальноеправило запрещаломонаху житьв домах, но этоправило скоропересталоисполняться.
Никакоготруда, кромеежедневногосбора милостынии духовныхупражнений, у монахов небыло. В составдуховных упражненийвходили занятиянауками и перепискакниг. Два разав месяц в общинепроисходилисобрания, которыеназывалисьпокаянными.На них монахикаялись в своихгрехах и обсуждалидела общины.
18.Зародыши культа.
Первоначальнобуддизм не имелникакого служениябогам и вообщекульта, но послесмерти Буддыкульт сталобразовываться.
По примерудругих сект, в буддизмесоздалисьпраздничныедни, паломничествок святым местам-на место родиныБудды, его первойпроповеди, егосмерти. Останкиучителя тожестали пред-метомпочитания. Придальнейшемсвоем распространениии буддизм усвоилсебе все элементыобычного культа, молитвы, изображения, храмы, жрецов.
19.Распространениебуддизма.
Внастоящее времябуддизм существуетв Неаполе, наЦейлоне, в Бирме, Сиаме, Тибете, Китае, Япониии на островахЯва и Суматра.
Вовсех этих странахбуддизм болееили менее уклонилсяот своегопервобытного, чистого видаи даже принялв себя совершенночуждые элементы.Так, например, в Тибете (гдебуддизм называ-етсяламоизмом)населениемонгольскогоплемени, оченьслабо культурноеи совершенносвоеобразное, по-своему понялои пе-реработалобуддизм.
Вламоизме существуетобширная иерархиясвященных лиц, обладающихбожественнымдостоинством.В ламоизмеполучил сильноеразвитие культ.Путешественникив Яхассу говорятоб огромномколичествемонастырей, о церковныхколоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множествеоб-рядов.
ВКитае буддизмтоже принялв себя богаторазвитый культ, ровно как и вЯпонии.
Втаком извращенноми приспособленномк пониманиюмало-культурныхмасс виде буддизмимеет множествопоследователейи по числу их(свыше 300 млн.)считаетсяпервой религиейв мире.
Внаше время былисделаны попыткивозродитьбуддизм в куль-турныхклассах европейскогообщества. Этипопытки имеличастичный успех, и под именемнеобуддизмаи сейчас существуетрелигиозно-философскоетечение, имеющеесвоих последователейи на континенте, и в Англии, и вАмерике.
Номирового значенияэто течениене может иметь.Буддизм изжилвсе свои главныепринципы, ичеловечество, в лице своихвождей и пророков, видит уже дальше, чем смотрелбуддизм.
20.Оценка буддизма.Положительныеи отрицательныестороны.
Развитиеми доказательствомэтой мыслипослужилаоценка идейбуддизма, которуюмы сейчас исделаем.
Буддизмотносится кчислу немногихуниверсальных, мировых религий, которые тесносвязаны с языкоми национальнойкульту-рой, ине выходят запределы этойкультуры.
Буддизм, как мы видим, распространилсяпо всей Азиии завоевалсамые разнообразныеплемена отдиких сибирскихнародов довы-сококультурныхплемен Индии.В то время, какидеи национальныхрелигий теряливсякую силу, идеи буддизмаразвивалисьи произво-диливокруг себяэнергичноедвижение. Этастойкость иуниверса-лизмбуддизма объясняютсяего особымиположительнымисвойст-вами.
Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшейна пер-вый плансубъекта религии, человека, и, принявшей резкоэтичес-кийхарактер. Буддизмне интересуетсясферой божественного, все его вниманиеустремлено на положениечеловека, онзанят прин-ципамии нормами поведения.Благодаря такойспециальностисво-его внимания, он достигает, впервые вовсемирнойистории, гро-мадныхрезультатов.Этика у буддистовтонко и глубокоразработа-на.
УчениеБудды – о жалости, милосердии, любви ко всякойтвари. Оно согретонастолькоживыми и подлиннымичувствами, чтоможет вдохновлятьи волноватьдаже теперь.
Вечноценным в буддизмеявилось осуждениеэгоизма, страстей, разрушающихличность.
Второйположительныймомент буддизма– его сотериология– учение о спасении.О нем учили имистерии. Нобуддизм идетдаль-ше. Он нехочет такогоспасения, котороепредлагалимистерии. Онне верит природномумиру, чтобызвать к слияниюс ним, а перс-пективабесконечныхумирании ивоскресенийподвергаетего в ужас.
Онищет освобождениеот природы идурной бесконечности, он жаждет конца, завершения, исполнения.
Третимэлементом, который надоотметить вбуддизме, впослед-ствии, только в христианстверазвилось видею церкви.Это мысль отом, чтобы спасатьсявместе, то естьобразованиеобщины.
Кромеположительныхсторон, у буддизмасуществуюти отрица-тельные: его ограниченностьэмпирическаяи философская.
Эмпирическаяограниченностьбуддизма состоитв том, что оннесет проповедьспасения далеконе всем “Этоучение дляразум-ного, ане для глупого”.По своей конструкции, со своим сложнымучением о причинахстраданий, буддизм требовалбольшогоинтел-лектуальногоуровня длясвоего усвоения.
Итак, буддизм несспасение далеконе всем. Людинеученые, простые, занятые физическимтрудом и неимеющие временидля размышлений, и наконец, женщины, остаются встороне отсферы действияпроповедиБудды. Но этосвойство буддизмане случайнои оно стоит всвязи с другойограниченностьюбуддизма, окоторой мысейчас поговорим.

ЦарьМилинда в беседес ученикомБудды, великимсвятым Нага-сеной, сказал ему:
Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов?
Ведь, так значит нетни добра, низла, нет ни добрых, ни злых дел, идаже, если быкто-нибудьубил, достопочтенногоНага-сену, тои тот не совершилбы греха? В этомочень ядовитомвопросе содержитсястрашная, разрушительнаякритика, накоторую буддизмунечего ответить.Буддизм в своемотрица-нии миразашел слишкомдалеко, дальше, чем позволялиего посылки.Его историческаяроль была –отрицание, ион, про-делавогромной важностиработу, указавбессмысленность, тленность имуку мира, небыл в силахпойти дальше, и повис, таксказать, в пустоте, остановилсяв неустойчивомравнове-сии, на острие, заключивв себе, благодаряэтому, противоре-чия, неизбежныепри всякомабсолютномотрицании.
21.Переход кхристианству
Такимобразом, положительныеточки опорынеизбежнодава-лись буддизмув понятии Нирваны, но Будда, какмы видели, упор-ноуклонялся отанализа этихпонятий. Ихтеоретическоераскрытие ипрактическаяжизнь совершиласьпять вековспустя, в христиан-стве.
Язакончу этоповествованиестихотворениемА. Толстого, кото-рое нагляднорисует тотпереворот ввосприятиимира, в мироощу-щениии пониманиимировой истории, которое принеслос собой христианство, наполняя тупустоту и темныеместа, которыетак болезненносияли в буддизме:
Ипросветлелмой темный взор
Истал мне видеммир незримый
Ислышит ухо сэтих пор,
Чтодля другихнеуловимо.
Ис горной высия сошел,
Проникнутвесь ее лучами,
Ина волнующийсядол
Взираяновыми очами.
Ислышу я, какразговор.
Везденемолчныйраздается,
Каксердце каменноегор.
Слюбовью в темныхнедрах бьется;
Слюбовью в твердиголубой
Клубятсямедленные тучи
Инад древесноюкорой
Слюбовью в листьясон живой
Струейподниметсяпевучей.
Ивещим сердцемпонял я,
Чтовсе, рожденноеот Слова,
Лучилюбви кругомлия,
Кнему вернутьсяжаждет снова
Ижизни каждаяструя,
Любвипокорная закону,
Стремитсясилой бытия
Неудержимок божью Лону
Ивсюду звук, ивсюду свет,
Ивсем мирам одноначало,
Иничего в природенет,
Чтобы любовью недышало.

22.Значение мировыхрелигий
Мировыерелигии в настоящеевремя имеютогромное значение.О роли мировыхрелигий говорятследующиеданные:
1– Огромноебольшинстволюдей, живущихна Земле, являютсяприверженцамиодной из существующихмировых религий.
2– Во многихстранах мирарелигиозныеобъединенияотделены отгосударств.Тем не менеевлияние религиина политическуюжизнь современногообщества остаетсязначительным.Ряд государствпризнает однуиз религийгосударственнойи обязательной.
3– Религия, какформа культуры, является однимиз важнейшихисточниковнравственныхценностей инорм, регулируетповсед-невнуюжизнь людей, хранит принципы общечеловеческойморали Рольрелигии в возрождениии приумножениикультурногонасле-дия, приобщенияк нему людейнеоценима.
4– К сожалению, религиозныепротиворечияпродолжаютбыть источникоми питательнойсредой кровавыхконфликтов, терро-ризма, силой разъединенияи противоборства.Религиозныйфана-тизм губителен, он противостоиткультуре, общечеловеческим, духовным ценностям, интересамчеловека.

Списокиспользуемойлитературы

Л.Н. Боголюбов
А.В Клименко
Сутта-Нипата “Буддийская каноническая книга”
Герасимова “Путь к истине”
Ольденберг “Будда, его жизнь, учение, община”
Рис-Дэвидс “Буддизм”
Барт “Религии Индии”
А. Хрисанф “Религии древнего мира”
А. Ельчаников “История религии”
РЕФЕРАТ
пообществознанию

натему: “Буддизм”

Работаученицы
11класса “Б”
ГОУСОШ№ 9
ГордиенкоНатальи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ рынка предприятия с помощью маркетингового исследования на примере гостиницы Ковров
Реферат Основные модели макроэкономического равновесия
Реферат Стандарты аудита
Реферат Анализ рекламной практики на материалах ОАО "Комитекс"
Реферат Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Реферат 6 июня Александр Сергеевич
Реферат Издание классических литературных текстов в интернете
Реферат Інформаційна картка про порядок надання послуги
Реферат Внешний контроль качества работы аудиторов
Реферат Система денежного обращения в национальной экономике Республики Беларусь состояние, проблемы и
Реферат Екологія плазунів Роль та значення плазунів в системі живої природи
Реферат Правове забезпечення екологічної безпеки
Реферат Обработка привинтных головок кумулятивного снаряда из штампованных или литых заготовок
Реферат Впровадження інформаційних систем і CASE-засоби
Реферат Jump SHip To Freedom Essay Research Paper