№ п.п. Разделы канона Тип Название Книги Перевод Кирила и Мефодия Септуагинта Масоретский текст Пятикнижие Тора (Закон) 1. З-н Бытие Генесис Берешит (В начале) 2. З-н Исход Эксодос (Исход) Шемот (Имена) 3. З-н Левит Левитикон Вайикра (И Он воззвал) 4. З-н Числа Аритмой Бамидбар (В пустыне) 5. З-н Второзаконие Девторономион Деварим (Речи) Книги Первых (ранних) пророков Невиим ришоним 6. Ист. Книга Иисуса Навина Йегошуа 7. Ист. Книга Судей Шофтим 8. ‘ Ист. Книги Самуила (I, II Царств) Шмуэль 9. ‘ Ист. Книги Царей (III, IV Царств). Млахим Книги Поздних пророков Невиим ахароним 10. Пр. Исайи Йешаягу 11. Пр. Иеремии Ирмеягу 12. Пр. Иезекиля Йехезкель 13. Пр. 12 Книг «малых пророков» Писания Агиографы Кетувим 14. Уч. Псалмы Тегилим 15. Уч. Притчи Соломоновы Мишлей 16. Уч. Книга Иова Ийов 17. 5 свитков Уч. Песнь Песней Шир гаширим Мегилот 18. Ист. Руфь Рут 19. Ист. Плач Иеремии Кинот (или Эйаха) 20. Уч. Екклесиаст Когелет 21. Ист. Есфирь Мегилат Эстер 22. Пр. Даниила Даниэль 23. ‘ Ист. Ездры и Неемии Эзра (и Нехемья) 24. Ист. 2 Книги Паралипоменон Диврей гаямим Неканокические 1. Ист. 2 Ездры(150 до Р.Х.) 2. Ист. 3 Ездры(100 до Р.Х.) 3. Ист. Товита 4. Ист. Юдифь Iв до РХ 5. Уч. Прем.Соломона(40 по РХ) 6. Уч. Прем. Иисуса, сына Сирахова 7. Прор.Варуха 100пРХ(писец Иеремии) 8. Ист. 1 кн. Маккавеев I в до РХ 9. Ист. 2 кн. Маккавеев I в до РХ 10. Ист. 3 кн. Макавеев I в до РХ 11. 13,14 гл. Пр. Даниила 12. Песнь 3-х иуд. Детей 3,23 пр. Даниила 13. Молитва Манасии 2 Паралип. 33,19 14. Молитва Есфири (Кн. Есфирь) Талмудический Уровни толкования Св. Писания: 1. Пшат буквальное толкование «простой смысл» 2. Ремез иносказание «скрытый намек» 3. Друш аллегория «изыскание» 4. Сод божественные истины «тайна» Христианский ПАРДЕС (ср.paradise англ., paradies нем.) 1. Исторический, буквальный 2. Исторически-аллегорический (Израиль, Церковь) 3. Мессианский 4. Духовный Мессианские стихи Торы:
1)… И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт. 3,15)
2) И вторично воззвал к Аврааму ангел Господень с неба, И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сне дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, То Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;. И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Быт. 22, 15-18)
3) Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и ему покорность народов. (Быт. 49,10).
4) «Говорит Валаам, сын Вееров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. (Чис. 24,17).
5) „Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — его слушайте, -так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили тебе; Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу“ (Втор.18:15-19). Ветхозаветные параллели.
I. Адам.
·В переводе значит „человек“. Адам противопоставляется Христу, Которого мы называем вторым Адамом. Он первый человек, носящий образ и подобие Божие. И если первый Адам — первенец земного народа, то последний Адам — первенец уже Небесного Царства.
·Смерть входит в мир через одного человека- Адама; второй Адам дает миру жизнь (Рим. 5:17).
·Первый, ветхий Адам падает, согрешает; в час искушения второй Адам — Богочеловек Христос — побеждает.
·Первый человек стал душою живою, последний Адам, есть Дух Животворящий.
·Первый человек взялся из праха земного, второй с неба.
II. Исаак и Авраам.
·Принесение Авраамом в жертву Исаака служит прообразом и указанием на жертвенную смерть Христа Спасителя на Голгофе. Гора Мориа соответствует холму Голгофы.
·И там и там — единственный сын; у Авраама растет единственный долгожданный сын — и Господь нам отдает Единственного Сына Своего.
·Исаак сам, добровольно идет на заклание, неся дрова, как и Христос, Который идет добровольно, неся Свой крест.
·Образ древа и образ хождения на Голгофу. Авраам спрашивает: „Отец, где агнец?“ Что мы принесем в жертву? — »Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29). Как сказано. Бог усмотрит Себе Агнца для всесожжения. А Христос предназначен для жертвы прежде создания мира.
·Авраам не пожалел сына своего единородного — и Господь не пощадил Сына Своего.
·Авраам думал: Бог силен из мертвых воскресить сына моего, евангелист Лука говорит: «Сего Иисуса Бог воскресил из мертвых».
III.Иосиф.
·Символизирует жизнь и смерть Иисуса Христа. Любимый сын отца — о Христе сказано: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17).
·Покорный воле отца своего (ему сказал отец: «Пойди к братьям своим», и он пошел, хотя ему этого и не хотелось). Господь говорит: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже».
·Братья сговорились против Иосифа, священники и книжники сговорились против Христа Спасителя.
·Иосиф предан был своими братьями — так и Господь был предан своими братьями; продан был Иосиф — так и Христа продают.
·Все, что он ни делает, во всем успевает. Так и Господь: вся Его жизнь — это благодать, исходящая на людей.
·Все были благословлены и прощены ради Иосифа. Ради Христа Бог благословляет нас во Христе.
·Иосиф мужественно противостоит искушению, отвергает его — и Господь говорит: «Отойди от меня, сатана».
·В момент скорби Иосифа осуждаются двое других виночерпий и хлебодар, так и вместе с Иисусом — два разбойника, по правую и по левую сторону.
·Иосиф освобожден — и Господь воскрешается от мертвых.
·Вся власть дана в Египте Иосифу — и сказано: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28,17).
·Он прощает своим братьям — и Господь говорит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
·«И делайте, что он вам скажет», — говорится про Иосифа. «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5) — это сказано в Кане Галилейской.