Православный Свято-Тихоновский
БогословскийИнститут
IV курс, заочное отделение
Катехизаторский
Факультет
НРАВСТВЕННОЕБОГОСЛОВИЕ
«Восемьпомыслов» и борьба с ними
(по творениям св. аввы Евагрия)
Горбунов Д. А.
Москва, 1998 г.
Авва Евагрий — один из авторитетнейшихучителей-пустынножителей, обобщивший духовный опыт египетских иноков вмногочисленных богословско-аскетических трактатах. Евагрий, принадлежавший к«третьему поколению» египетского монашества, жил во второй половине IV века.Его жизненный путь был тесно связан с отцами-каппадокийцами.Уже отец Евагрия был рукоположен св. Василием Великим в хореепископа.Сам Евагрий по достижении соответствующего возраста принят в клир св. Василия ирукоположен в чтеца. Василий Великий оказал сильнейшее влияние на становлениехристианского мировоззрения Евагрия, не расстававшегося со святителем до самойего смерти в 379 году. По смерти святителя следующий важный этап жизни Евагрийпроводит в Константинополе, куда он прибывает для того, чтобы стать ближайшимучеником и соратником по борьбе с арианством свт. Григория Богослова.Впоследствии Евагрий не раз с благодарностью отзывался о «Праведном Григории», наставившем его «в любомудрии… и в священных словесах». После ухода Григория сархиепископской кафедры и оставления им столицы, Евагрий, бывший архидиаконом усвятителя, остается при епископе Нектарии, известного богослова и полемиста серетиками. Около 382 года Евагрий был вынужден бежать из Константинополя.Причиной бегства стала страстная любовь к женщине, по всей видимости взаимная.Для того, чтобы избежать греха и победить сильное искушение Евагрий навсегдапокидает столицу и поселяется в Иерусалиме. Палестина конца IV векабыла сильна своей монашеской традицией. И естественно, что авва Евагрий постепенносклоняется к избранию иноческого пути жизни. Сильное воздействие на негооказали новые близкие друзья — выдающаяся палестинская подвижница МеланияСтаршая и архимандрит Руфин Аквилейский,из рук которого Евагрий, по всей видимости, и получил монашеское облачение. В383 году Евагрий переселяется в египетскую пустыню. После двух лет монашескойжизни в Нитрии Евагрий удаляется во внутреннююпустыню Келлий. Духовным наставником Евагриястановится преп. Макарий Египетский. С течением времени Евагрий, строгийподвижник и мудрый старец, приобрел духовный авторитет не только срединасельников, но и среди многих христиан из далеких стран.
Число литературных произведений, вышедших из-подпера монахов-практиков не велико. Поэтому произведения аввы Евагрия имеют стользначительную ценность и в качестве практических руководств к духовному деланию,и как исторические памятники. Наиболее значительным его произведением являетсятрилогия «Слово о духовном делании, или Монах» — «Умозритель»- «Умозрительные главы». Кроме того, до нас дошли и ряд других важныхаскетических сочинений Евагрия: философский трактат «Мысли», короткие изречения«Зерцало для иноков и инокинь», «Основы жизни монашеской», «Слово о молитве» идр. Известны также ряд посланий и экзегетических творений Евагрия.
Произведения Евагрия оказали значительное влияние наформирование и развитие святоотеческой мысли. Достаточно сказать, что до сихпор идут споры о принадлежности тех или иных трактатов перу Евагрия илинекоторых виднейших богословов Церкви (св. Василий Великий, преп. МаксимИсповедник, Ориген, преп. Нил Синайский).
Схема «восьми помыслов», систематизированная Евагрием, берет свои истоки в Священном Писании, всочинениях Оригена, также опирается на опыт египетских подвижников. В последствииэта тема была развита и углублена преп. Иоанном КассианомРимлянином, св. Григорием Двоесловом, св. ИоанномДамаскиным и многими другими христианскими авторами и заняла значительное местов аскетической письменности.
Необходимость борьбы с помыслами утверждалась ужеязыческими философами. В Новом Завете тема «катарсиса», очищения являетсяведущей: Сам Господь рожден, чтобы «спастилюдей Своих от грехов их» (Мф. 1; 21). «СынЧеловеческий имеет власть на земле прощать грехи», — свидетельствует о СебеХристос (Мф. 9; 6). Грех является главным препятствием для богообщения:«отойдите от Меня, делающие беззаконие»(Мф. 7; 23), — говорит Христос. Следствием нарушения Божественных заповедейявляется и разлад межличностных отношений: «попричине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24; 12), а послову ап. Иоанна «не любящий братапребывает в смерти» (1Ин. 3; 14). Греховная короста, «жалосмерти» (1Кор. 15; 56), усугубляясьсо временем, разрушает внутренний мир человека, приводит к духовной, а зачастуюи к преждевременной физической смерти.
Поучению аввы Евагрия, целью духовного делания «умозрителя» являются тридобродетели, о которых и следует молиться:
Молись,во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения изабвения; в-третьих, [об освобождении] от искушения и богооставленности.[1, гл. 38, c. 81]
Самапо себе «брань, возникающая между нами инечистыми бесами, ведется только из-за духовной молитвы и ничего другого»[1, гл. 50, c. 82].
«Бес весьмазавидует молящемуся человеку и использует все средства, чтобы сбить его с цели.Поэтому он не перестает с помощью памяти вызывать мысли о вещах, а с помощьюплоти опрокидывает на землю страстями, дабы только помешать его шествию благимпутем подвижничества и вознесения к Богу». [1, гл. 44, c.82]
Т.е. целю любых аскетических упражнений являетсямолитва, диалог с Богом, и препятствием на пути к «чистой молитве» стоят помыслы, ослепляющие гностика, частовырастающие в страсти. Авва дает следующее определение злым помыслам:
Бесовскийпомысел есть возникающий в мысли образ воспринимаемого чувствами человека;приведенный этим в состояние страстного возбуждения, ум втайне [начинает]говорить и поступатьбеззаконно, изгоняемый [из себя] этим помыслом навстречу случайному призраку.
Бесовскиепомыслы ослепляют славное око души, которое обращено к созерцанию сущих. [2,гл. 26-24, c. 125]
Тема борьбы со страстями в форме учения о «восьмипомыслах» красной нитью проходит через все произведения Евагрия Понтийского (втом числе и догматического характера), но наиболее четко оно изложено в «Словео духовном делании». В манускриптах довольно часто эти 9 глав (6 — 15)представляются как отдельное произведение (напр. «Об осьмипомыслах к Анатолию» в русском Доборотолюбии). ЗдесьЕвагрий пишет:
Есть восемьосновных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первый помысел — чревоугодия, а за ним [следует]помысел блуда; третий — сребролюбия; четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, а восьмой — гордыни. От нас не зависит то, чтобы все эти помыслыдосаждали или, наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы онизадерживались или наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или неприводили в движение страсти. [3,гл. 6,c.96]
Склонность к тому или иному виду греха заложена вчеловеке генетически — к некоторым порокам он остается равнодушен, а для того,чтобы победить другие иногда требуется целая жизнь. Данная лестница страстейобъемлет всю духовно-телесную природу человека: от низменных животных похотей,до утонченных сугубо душевных пороков. По учению свв. отцов, по мере духовногороста человека вследствие неправильной аскетической направленности возрастаетопасность впасть в более тяжкие с точки зрения исцеления пороки, поражающие ужедуховную природу человека.
Первым из всехпомыслов является помысел себялюбия, а за ним — [остальные] восемь. [2, гл. 41,c. 126]
— главным мотивом греховной жизни человека, корнемгреха является эгоизм, чрезмерное внимание к собственному бытию в ущерб бытияокружающих.
На первом месте среди восьми основных страстей,обуревающих человека, поставлено чревоугодие, как наиболее близкая к животномуначалу страсть. По словам Евагрия, все восемь помыслов отождествляются сдействиями бесов (ср. «бес уныния» [3,гл.12,c.97]; Мф. 12; 43-45). Но в то же время авва разделяетдействие бесов и результат своеволия («злогопроизволения» [2, гл.34, c. 126]) человека:
Из приводимыхв движение страстей одни возбуждаются [в нас] памятью, другие — чувством, атретьи — бесами. [2, гл. 44, c. 127]
Внушениям бесов мы обязаны мыслями о расстроенномздоровьи, недостатке средств на лечение и об отсутствии врачей — всё этопринуждает человека оставить путь поста [3, гл. 4, c.96]. Чрезмерное насыщение плоти приводит к расстройству духовных и физическихсил:
Не давайобильной пищи телу своему и не будешь видеть дурных сновидений. Ибо как пламяуничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения. [4, гл. 11, c. 129]
Не увеселяйсебя вином и не услаждай себя мясом, иначе насытится плотяностьтела твоего и постыдные помыслы не покинут тебя. [4, гл. 38, c. 131]
Помысел чревоугодия особенно опасен в юношескомвозрасте, в полном сил организме:
Увещевайстариков владычествовать над яростным началом души, а юношей — над чревом. Ибопервые ведут брань с душевными бесами, а вторые — с бесами телесными. [5, гл.31, c. 116]
Естественным средством для борьбы с чревоугодиемявляется воздержание [3, гл. 35, c. 102] — волевоесамоограничение, не позволяющее вкушать пищу сверх меры:
Когда нашадуша желает различных яств, тогда нужно ограничить её хлебом и водой, дабы онамогла быть благодарной и за один [малый] ломтик [хлеба]. Ибо сытость жаждет разнообразных видов пищи, а голод и насыщениехлебом считает за блаженство. [3, гл. 16, c. 99] (ср.[3, гл. 35, c. 102])
Голод и жаждагасят злые похоти, а доброе бдение очищает мысль. [4, гл. 40, c. 140];
а также псалмопение, «усыпляющее страсти и успокаивающее невоздержанность тела» [6, гл.83, c. 86].
Авва придает борьбе с плотскими помыслами большуюроль в деле очищения:
Не предавайсебя насыщению чрева — и тебя не одолеет ночной сон. Подобным образом тыстанешь чистым, и Дух Господень снизойдет на тебя. [4, гл. 97, c. 135]
Порабощающийплоть свою станет бесстрастным, [заботливо]же питающий ее претерпит муки из-за неё. [4, гл. 6, c. 129]
Сами муки являются следствием как физическогорасстройства, так и духовного повреждения. Мысль аввы, по всей видимости,охватывает не только земную реальность, но и простирается на посмертное бытиедуши. Евагрий не склонен к дуалистическому противопоставлению тела и души,более того, посредством тела подвижник соединятся с Богом, преображается черезпричастие божественной благодати:
Те, которыезлоупотребляют прокормлением плоти и попечение о ней превращают в похоть (Рим.13: 14), пусть упрекают самих себя, а не её. А те, которые посредством этоготела стяжают бесстрастие и устремляются, в той или иной мере, к созерцаниюсущих, знают благодать Творца. [3, гл. 53, c. 105]
Свв. отцы указывают на тесную взаимосвязь помысловчревоугодия и блуда:
Голодный волквыслеживает стадо, а дух блуда — набивающих чрево своё. [2, гл. 66, c. 128]
Вкушай хлебсвой, отмеривая на весах, и мерою пей воду свою — тогда дух блуда убежит оттебя. [4, гл. 102, c. 135]
В святоотеческой аскетике постоянно подчеркиваетсяособая коварность духа блуда [3, гл. 8, c. 97], второгопомысла в схеме Евагрия:
Даже если тебекажется, что ты уже [пребываешь]с Богом, остерегайся беса блуда, ибо он весьма обманчив и завистлив.Этот бес желает быть более проворным, чем движение и трезвение ума твоего,чтобы отвлечь его от Бога, — даже тогда, когда он предстоит перед Ним сблагоговением и страхом. [6, гл. 90, c. 87]
Евагрий призывает читателя к внимательному отношениюк посещающим душу помыслам, что позволяет опытно противостоять бесам. Дарразличения бесов, подаваемый Христом, становится заслуженной наградой идейственным оружием для подвизавшегося в духовной брани.
Если кто измонахов желает на опыте изведать свирепых бесов и постигнуть навык их ремесла,пусть он наблюдает за помыслами, замечает напряжение и ослабление их, сплетенияи времена их. [Пусть он следит], какие из бесов производят это, какой бес следует за каким и какой неидет по стопам другого. И пусть он взыскует у Христалогосы этих [вещей].
Наблюдая забесами, ты найдешь среди них двухнаиболеестремительных, которые опережают движение нашего ума: беса блуда и беса,улавливающего нас на богохульство. Однако второй бес — кратковременный, апервый, если приводимые им в движение помыслы не сопровождаются страстью, непрепятствует нашему ведению Бога. [3, глл. 50-51, cс. 104-105]
Блудные помыслы становятся следствием необузданностижелательного начала человека («дух блуда- в телах [людей]неумеренных» [4, гл. 7, c. 129]) их опасностьзаключаются и в том, что они осаждают душу на протяжении всей жизни — от началазрелости до глубокой старости. По наблюдениям аввы, существует тесная связьмежду чувством гнева и блудом, «поставляющемвещество для гнева, который замутняет умное око,расстраивая молитвенное состояние» [1, гл. 27, c.80].
Не отдавайсебя помыслу гнева, мысленно сражаясь с тем, кто тебя обидел. Также [не предавай себя и помыслу]блуда, мечтая онаслаждении. Первый помысел омрачает душу, а второй призывает её к разжиганиюстрасти, но оба оскверняют ум твой. [3, гл. 23, c.100]
Кроме волевого пресечения развития блудного помысладля борьбы с духом блуда Евагрий советует использовать противоположный емупомысел:
Бес тщеславияпротивостоит бесу блуда, и нельзя допустить, чтобы оба они одновременнонападали на душу, ибо один обещает честь, а другой производит бесчестие. Поэтомукогда какой-нибудь из них, приблизившись, начнет теснить тебя, ты представьсебе помыслы противоположного беса, и, если сможешь, по поговорке, выбить клинклином, то знай, что ты уже близок к границам бесстрастия. Ибо ум способенчеловеческими силами истребить помыслы бесов. Но когда посредствомсмиренномудрия отгоняется помысел тщеславия, посредством целомудрия — помыселблуда, то это уже служит признаком глубочайшего бесстрастия. [3, гл. 58, c. 106]
Грех сребролюбия, третий в схеме «восьми помыслов»,в большинстве случаев становится следствием недоверия к промыслу Бога о каждомчеловеке, «дающего всем просто и безупреков» (Иак. 1; 5) и знающего о нужде каждого (Лк. 12; 30). Кроме того, генетически этот грех связан и сгордыней, когда, идя по жизни, человек надеется исключительно на своиавтономные силы. «Богатых в настоящемвеке увещевай, чтобы они не высоко думали *siо* *siсебе* и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения», — предостерегаетап. Павел (1Тим. 6; 17).
Сребролюбиевнушает [мысль]о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться, будущемголоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыдно приниматьот других [всё]необходимое. [3, гл. 9, c. 97]
В раннехристианской аскетической письменности этомупороку уделялось большое значение. Порок корыстолюбия включал в себя довольноширокий спектр значений — «жадность», «лихоимство», «любостяжание», «ненасытимость», берущих свои истоки в учении Нового Завета.По наблюдениям аввы, впадая в какой-либо порок, особенно плотского характера,человек постепенно свыкается с ним; приобретенная страсть при отсутствиисопротивления начинает резонировать, набирая всё большую амплитуду вплоть до разрушения личности.
Как неудержимотечение реки, так ненасытна алчность неправедного мужа. [2, гл. 53, c. 127]
Принципиальная ненасытимостьплотских желаний обременяет душу излишними попечениями,направленными на удовлетворение страстей. В результате Царство небесное, какцель жизни человека, подменяется многими малыми преходящими задачами цельюрешения которых становится удовлетворение множества постоянно сменяющих другдруга желаний.
Алчущийматериальных благ поглощается многими заботами, а держащийся за них впадает вгорькие скорби. [4, гл. 57, c. 132]
— так же обременительна для души человека ипривязанность к материальным благам и гарантированному достатку (ср. Мф. 19;21-22). «Неразумная дева возлюбитсеребро, а дева разумная отдаст и [последний]кусок свой», — пишет ав. Евагрий [4, гл. 36, c. 140]. Сами деньги нравственно нейтральны, греховнапривязанность к ним и стремление к избыточеству. Помнению Евагрия,
Сребролюбцемявляется не тот, кто имеет деньги, но тот, кто добивается их. Ибо говорят, что эконом есть одарённый разумомкошелёк. [5, гл. 30, c. 116]
Евагрий утверждает необходимость рачительноговедения монастырского хозяйства со стороны управляющего средствами братии, чтозаслуживает похвалы, как значительная добродетель. Но добиваться денег для умозрителя,отрекшегося от мира ради стяжания Царства Божьего, непозволительно — Евагрийпроповедует пассивное отношение к материальным благам (ср. Мф. 6; 25, 33), такдалеко отстоящее от «протестантской этики», возобладавшей в мире в настоящее время.Более того, милостивость, укрепляющая душу [4, гл. 53, c. 132], помогает встатьна путь трезвого отношения к своему имению, используя его для служения ближним.
Муж милостивыйсохранит богатство своё, муж же дерзкий отдаст и плащ свой. [2, гл. 61, c. 128]
Божье благословение будет почивать на всех делахмилостивого человека и богатство его последует за ним и по смерти. Стремлениесохранить и преумножить состояние почти всегда приводит сребролюбца кнеобходимости притеснения слабейших и невниманию к нуждающимся, поэтому грехсребролюбия несовместим с заповедью о любви и милосердия, т.к. нарушается природноеединство, братская общность потомков Адама в Господе.
Жилищасребролюбцев наполняются зверями гнева, и птицы печали свивают гнезда в них.[2, гл. 67, c. 128]
Т.о. сребролюбие может привести человека к следующимдвум порокам — гневу и печали. По определению аввы,
Гнев естьнаиболее стремительная страсть..., он есть кипение или движение яростногоначала [души]против обидчика или кажущегося таковым..., когда гнев надолго задерживаетсяи превращается в злобу, то он и ночью причиняет волнения, изнеможение ибледность тела, а также нападения ядовитых гадов. Эти четыре [явления], вытекающие из злобы,сопровождаются… многочисленными помыслами. [3, гл. 11, c.97]
По мнению аввы, гнев может быть применен для борьбыс помыслами, но в абсолютном большинстве случаев гнев неуместен.
Нет праведногогнева на ближнего. Ибо если ты приложишь старание, то найдешь, что возможноуладить дело и без гнева. Поэтому употребляй все средства, чтобы не разразитьсягневом. [6, гл. 24, c. 79]
Умение избегать вспышек гнева — признак чистогоразума и высокого духовного уровня подвижника [6, гл. 26, c.80]. Гнев становится серьёзным препятствием на пути к совершенной молитве:
Никто не можетизбежать упрека, когда при любви к истинной молитве человек впадает в гнев и памятозлобие. Ибо такой человек уподобляется тому, ктожелает быть зорким и повреждает собственные очи. [6, гл. 65, c. 84]; ср. [2, гл. 56, c. 127].
Гнев обладает сильной разрушительной силой, он «расточает ведение», которое собираетдолготерпение [4, гл. 35, c. 131], вводит в «ужасное прегрешение» [4, гл. 42, c. 131]. Гнев воздействует на яростное начало,разрушительное значение которого постоянно подчеркивается Евагрием.По его словам, бесы отпали от Бога именно вследствие преизобилияяростного начала. Ни один порок и ни одно зло не делают столь быстро умподобным бесам, как гнев, возникающий из этого разбуженного яростного начала.
Гнев иненависть способствуют росту яростного начала [в душе], а сострадание икротость уменьшают его. [3, гл. 20, c. 99]
Милосердие исцеляет гневливую душу:
Состраждущийбедным губи гнев [в себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами. [4,гл. 30, c. 131]
Успокоению яростного начала способствует пениепсалмов [4, гл. 98, c. 135].
Как вода,[питая растение, позволяет] ему расти, так и смирение [позволяет] сердцу подниматьсянад гневом. [4, гл. 100, c. 135]
Кроме сострадания и кротости надёжным барьером длягнева является любовь, к которой неоднократно призывал Господь (Ин. 13; 34).
И [дляизлечения] яростного начала [души] требуется больше лекарств, чем [для излечения]желательного начала. Поэтому любовь называется большей (1 Кор.13; 13), что она является уздой ярости. [3, гл. 38, c.102]
И наоборот,
Гнев и яростьотвращают любовь, а памятозлобие ниспровергает дары[Божии]. [4, гл. 41, c. 140]
Поддавшись помыслу гнева, человек можетподвергнуться нападению беса печали:
Печаль иногдавозникает при лишении желанного, а иногда следует за гневом. [3, гл. 10, c. 97]
Будьвнимателен, дабы, прогневавшись на какого-либо брата, не прогнать его. Иначе тыв [здешней] жизни не убежишь от беса печали, который во время молитвы всегдабудет преткновением для тебя. [4, гл. 25, c. 100]
Авва тесно связывает друг с другом грехи печали иуныния, которые наиболее часто посещают гневливого человека. Евагрий говорит,что «опечаленный монах не знает духовногонаслаждения. Печаль есть уныние души и состоит из помыслов гнева». Уныниеопределяется как «бессилие (расслабленность)души», которое не позволяет ей мужественно противостоять искушениям [8, c.300].
Под помыслом печали свв. отцы в основном понимаютскорбное состояние души, причиной которой является неудовлетворённостьжелательного начала души, неполучение каких-либо страстно желаемых благ мирасего, например — «не добившийся [мирской]славы ввергается в печаль» [4, гл. 61, c. 132]. Как говорилось выше, зачастую печаль становитсяследствием гнева. Авва называет печалями также и неизбежные скорби, ношениекреста (ср. 1, гл. 93, c. 87).
Унынием же называется духовное бессилие, параличвсех добродетельных сил, происходящий вследствие неудач в духовной брани. «Бес уныния… есть самый тяжелый из всехбесов… За этим бесом уже не следует другой бес, а поэтому после борения [с ним] душу охватывает неизреченная радость, и она [наслаждается]мирным состоянием» [3, гл. 12, c. 97-98], см. [3, гл. 28, c.100]. Для преодоления уныния аввасоветует усиление молитвенного подвига [3, гл. 27, c.100], терпения и настойчивости, приводя в качестве аргумента притчу о немилосердномсудье:
Сказал такжеим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лк.18; 1). Поэтому не унывай и не падай духом. Получишь позднее. А к притче[Господь] добавил [также слова]: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но,как женщина не дает мне покоя, сотворю суд ей (Лк.18; 4-5). Так и Бог защитит вскоре вопиющих к Нему день и ночь (Лк. 18; 7). Поэтому радуйся, с трудолюбием и терпениемпребывая в святой молитве. [1, гл. 88, c. 86]
Бес уныния внушает подвижнику оставить свой«бесплодный» подвиг и сменить место и образ жизни. Победа над этим искушениемстановится серьёзным шагом на пути в Царство Божие.
Если духуныния нападает на тебя, не покидай жилища своего и не уклоняйся [от искушения],ибо оно со временем приносит пользу. Ведь как серебро очищается [от примесей],так и душа твоя заблестит [подобно серебру]. [4, гл. 55, с. 132]
Под действием уныния подвижник «опускает руки»,становится безоружным перед нападением бесов. «Дух уныния отгоняет[благодатные]слезы»[4, гл. 56, c. 132], которые являются одним изпризнаков духовного выздоровления. Уныние и слёзы становятся следствием одногои того же духовного состояния — ощущения полного собственного бессилия в делеочищения от греховной скверны. Но слёзы это — смиренное предание себя Богу снадеждой на Его помощь, а состояние уныния это — духовный тупик, когдаиспробованы все пути и не на что больше надеяться.
В то же время печаль, как скорбь о не имении мирскихблаг, мешает поиску «Царства Божия иправды Его» (Мф. 6; 33) и «сокрушаетмолитву» [4, гл. 56, c. 132].
Если желаешьмолиться как должно, не ввергай в печаль душу. Иначе — всуе подвизаешься. [1,гл. 20, c. 79]
Зацикленностьжизненных ориентировисключительно на земных интересах ослепляет человека, лишая его цельностиполнокровной духовной личности:
Все нечистыепомыслы заключают в оковы ум посредством либо желания, либо ярости, либопечали. [2, гл. 48, c. 127]
Но всё же молитва, искреннее покаяние, призыв кпомощи Божией способны вывести человека из любого духовного кризиса:
Тяжела печальи неодолимо уныние, но сильнее обоих слезы к Богу. [4, гл. 39, c. 140]
Два последних помысла в схеме Евагрия — тщеславие игордость — являются самыми опасными, т.к. легко соединяются со всякимдоброделанием.
Послепоражения остальных помыслов, только помыслы тщеславия и гордыни начинаютвозникать [в нас]. [2, гл. 45, c. 127]
Говоря о тщеславии авва замечает что, если уныниеистощает силу души, то тщеславие напрягает ум, отпавший от Бога, больногоделает здоровым, старца — юным, лишь бы стяжать «похвалу большинства».
Помыселтщеславия — наитончайший, и он сопутствует тем, кто легко преуспевает [вдуховном делании], желая сделать общим достоянием их подвиги и ища славычеловеческой (1 Фес. 2; 6)… И возбудив таким образом [монаха] пустыминадеждами, [помысел тщеславия] улетает, оставив его на искушения либо бесугордыни, либо бесу печали… Бывает, что он передает бесу блуда и святогоиерея, [попавшего] в узы [греха]. [3, гл. 13, c. 98]
Тщеславие опасно тем, что любое усилие поискоренению этого порока становится поводом для новой атаки беса тщеславия.Тщеславное самомнение легко развенчивается всеми другими бесами, но послепобеды над ними тщеславный помысел «бесстыдноподступает к монаху, являя ему величие [его] добродетелей» [3, гл. 31, c. 101]. Адекватное отображениемира не возможно в сознании, ослеплённом пороками и лже-добродетелями — разум начинает служить вымышленным идеалам, ценность которых определяетсяисключительно с субъективных мировоззренческих позиций.
И добродетели,и пороки делают ум слепым: первые, дабы он не видел пороков, а вторые, чтобы онне зрил добродетелей. [3, гл. 62, c.107]
Опыт подвижнической жизни показывает, что послепервых успехов наступает время, когда «бесынападают… уже не слева, а справа. Они [образно]представляют ему (уму) славу Божию и принимают видчего-либо угодного чувству, так что ему кажется, будто он уже совершенно достигцели молитвы» [1, гл. 73, c. 84]. Результатомобольстительного действия становится легкомыслие и невнимание к «сокровенному сердца человеку» (1Пет. 3;4) и в то же время «почитание себя достигшим» (Филип. 3;13).
Началопрельщения ума — тщеславие; побуждаемый им, ум пытается описать Божество в[каком-либо] лике или виде. [1, гл. 116, c. 89]
По наблюдениям подвижников, иногда бесы «добровольно отступают, дабы ты, впав впрелесть, возомнил о себе, будто начал уже побеждать помыслы и устрашать бесов»[1, гл. 134, c. 91].
Действенным лекарством против помысла тщеславияявляется постоянное трезвение и смиренное предстояние пред Господом: «Блажен монах, который считает себя прахом,попираемым всеми (Откр. 4; 13)» [1, гл. 123, c.90], «делай всё ради Господа и не ищиславы человеческой, потому что слава человеческая — как цвет травный, а славаГосподня пребывает во веки» [4, гл. 18, c. 139].
Гордыня есть «опухольдуши, наполненная гноем». Она как правило соседствует с некоторымивыдающимися на общем фоне способностями, достижениями, но все успехи мгновеннообесцениваются, когда они приписываются собственной уникальности, а неблагодати Христовой. «Велик человек,когда ему помогает Бог, а когда Бог оставляет его, то познается немощьчеловеческого естества, ибо всё, что имеет человек, — это от Бога» [8, c.301].
Бес гордыниесть тот, кто ввергает душу в самое тяжелое падение. Он убеждает не признаватьБога Заступником, но считать саму себя за причину преуспеяний,превозносясь над братиями, как несмысленными,поскольку они этого не знают. За гордыней следуют гнев, печаль и, как самоеконечное зло, исступление ума, сумасшествие и видение в воздухе множествабесов. [3, гл. 14, c. 99]
Евагрий постоянно напоминает о том, что любые успехив доброделании должны быть следствием долгих трудов и непрестанной духовнойбрани, результатом которых становится «смиренномудриевместе с сокрушением, слезы, беспредельная томительная любовь к Божеству ибезмерное усердие к труду». Если же бесы удаляются без борьбы, то этоявляется лишь тактическим приёмом за которым последуют «тщеславие вместе с гордыней, которые увлекают монаха в пагубные [западни]остальных бесов» [3, гл. 57, c. 106].
Труды св. Евагрия Понтийского составляют золотойфонд древнехристианской письменности. Здесь в кратких изреченияхсконцентрирован опыт многих выдающихся подвижников, некоторые из которых былинепосредственными наставниками Евагрия (свв. Василий Великий и ГригорийБогослов, препп. Макарий Египетский и МакарийАлександрийский).
Вечная актуальность темы восхождения к Господу черезподвиг самоочищения и любви позволяет надеяться, что драгоценный опыт многихсвятых отцов-пустынников и учителей Церкви не останется невостребованным. Исейчас, как и на протяжении многих веков, все взыскующие Господа будут вновь ивновь обращаться к этим чистым источникам христианского вероучения.
Библиография
1)
2)
3)
4)
5) Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.
6)
7)
8)
Цит. по:Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения. Пер. С др. греч.,вступ. Статья и комм. А.И. Сидорова. — М.: Мартис,1994. -364 с.