Реферат по предмету "Социология"


История социологии

История социологии Краткий конспект лекций Этапы развития социологии как науки Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIСоциологией».

С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и

Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой

проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется современная социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации.

Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможностью мерить ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее известным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению. В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал

идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология(Струве, Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ «Общество и индивид», «Российская социологическая школа».

Рассмотрим подробнее развитие социологического знания. Теоретические источники развития социологии Представления об обществе существовали с древних времен. Философы Древней Греции Платон и Аристотель разрабатывали теорию общества. Платон(427—347 до н. э.). Первыми трудами по общей социологии считают «Государство» и «Законы». Платон создавал модель идеального общества, где существует всеобщий контроль государства над всеми

сторонами жизни общества. Он полагал, что государством должны управлять философы или люди, которые руководствуются философией, т. е. мудрые люди, знающие меру. Аристотель(384—322 до н. э). Этические и социально политические воззрения Аристотель раскрываются в «Этике» и «Политии». Аристотель провозглашает примат частной собственности. В основе общества — разумный эгоизм его членов и нравственность.

Основой стратификации выступает досуг, как время для себя. Аристотель считал, что стабильным государство может быть, если в нем большинство людей принадлежит к среднему классу, т. е. имеют достаток достаточный для достойного существования. В Средневековье господствовали религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное.

В эпоху возрождения развивалось антропологические понимание мира. Считалось, что человек должен рассчитывать на свои силы, волю и знание. Возникли утопические взгляды на общество в работах Томаззо Кампанеллы и Томаса Мора. Они считали, что общинная жизнь является идеальной для человека. Н. Макиавелли(1469—1527) считал государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему целью,

смыслом и счастьем жизни. Главная цель государства — обуздание эгоистических интересов людей. В учении Николо Макиавелли предлагалась технология эффективного лидерства, развивалась теория организационного поведения. Он родоначальник теории элит, лидерства, политической социологии. В 17 веке образцом науки считались математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в рамках которой общество рассматривалось, как часть природы.

Представители такой теории: Т. Гобс(1588—1679) — предложил теорию общественного договора и учение о гражданском обществе. В 18 в. просветители разграничили общество и государство, общество и культуру. Разработали идею прогресса, что легло позже в основание теории эволюции. Зарождается статистика. Э. Галлей, У. Петти заложили основы демографии. Появилась классическая работа Мальтуса «Очерк о народонаселении».

Развивалась этнография как описание и сравнение образа жизни разных народов. Историки ввели понятие класса. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое(чувство одиночества);

общекультурное(ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми). В понимании общества возникло различение номинализма и реализма. Номинализм полагал, что общество — это лишь наименование некоего искусственного умозрительного объекта, который на самом деле не существует. Реализм полагал, что общество — это реальный объект. В учении социалистов(Анри де Сен Симон, «Очерк науки о человеке» — 1813 г.) содержалось предвосхищение

развития социальной науки. В начале 19 в. французский ученый Алекс де Токвиль развивал теорию демократии в книге «Демократия в Америке». Он рассматривал проблемы соотношения свободы и равенства, индивида и государства. В 19 веке возникли две ветви обществознания: исторический материализм(К. Маркс) и позитивизм, создатель которого — О. Конт.

О. Конт — основатель социологии О. Конт(1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология».

По О. Конту, история общества — это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох: 1) мифическая эпоха; 2) метафизическая эпоха — господство абстрактного мышления; 3) эпоха позитивизма(времена О. Конта). Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным.

Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем — астрономия, физика, химия, биология, а на вершине — социология. Для Конта социология — это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода:

1) социальная статика(изучение социального порядка); 2) социальная динамика(исследование социальных процессов и социальных изменений). Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ.

Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества. Теория социальной эволюции Герберта Спенсера Одним из основателей социологии был английский ученый Г. Спенсер(1820—1903). Он развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме:

1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы; 2) рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией(разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества; 4) дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости

и взаимодействий частей общества; 5) если этот порядок нарушается, то начинается регресс. Спенсер разработал теорию социальных институтов как формы самоорганизации общества. Спенсер обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры. По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический(камень — песок); 2) органический(всё живое);

3) надорганический(общество). Так как Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась благодаря деятельности ученых разных стран.

Рассмотрим некоторые учения 19 века. Развитие социологии в ХIХ в. Среди обществоведческих теорий 19-го в. следует назвать органицизм, социальный дарвинизм, расово-антропологическую и географическую школы. Эти теории ориентировались на биологию, природоведение и не раскрывали объективных закономерностей. Подавляющее большинство социологических школ 19-го в. старалась понять социальное через биологическое, а потому получили в истории социологии название натуралистической

социологии. Жан Кетле(1796—1874) — французский социолог, основатель социальной статистики. Его работы «Социальная система и законы, ею управляющие», «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей». Он предложил статистическую трактовку социальных законов, ввел понятие «статистический человек». Жозеф Арутр де Гобино(1816—1882) — представитель расово-антропологической школы. Он считал, что чистота расы выступает как движущая сила цивилизации.

Запад идет к закату, так как нет чистоты расы. Социальная жизнь и культура являются следствием действия расово-антропологических факторов. Расы являются субъектами исторического процесса. Расы делятся на высшие и низшие. Смешение рас ведет к физической и культурной деградации общества. Социальное поведение детерминировано биологической наследственностью Джон Стюарт Милль(1796—1873) — английский философ, политэконом, логик.

Социологические идеи изложил в 6-й книге «Системы логики»(1843). Экономическая наука должна быть социальной наукой. По его мнению, социологические законы являются проявлением фундаментальных законов психологии. Генри Томас Бокль(1821—1862) — английский философ, представитель географического направления в социологии. Основная его работа «История цивилизации в Англии».

Он проследил процессы исторического взаимодействия природы и человека, т. е. он считал, что климат, ландшафт и структура грунта, реки влияют на интеллект и психологические особенности народа и на уровень национального богатства. Людвиг Гумплович(1838—1909) — автор натуралистической концепции истории. Работы — «Раса и государство», «Раса как социокультурный феномен». Общество, социальная группа — высшая реальность, определяющая поведение индивида.

Общество существует помимо индивида и над ними. Социология — это философская основа всех социальных наук, призвана осуществлять в связь между ними. Социология занимается исследованием социальных групп и отношений между ними. Непрерывная и беспощадная борьба между различными социальными группами составляет главный фактор социальной жизни. Вводит понятие этноцентризм, согласно которому народ верит, что занимает самое высокое место по отношению к другими народам.

Фредерик Ле Пле(1806—1882). Разработал монографический метод наблюдения и описания на базе всестороннего обследования семей. Этот метод предполагал изучение источников существования людей, бюджета семьи, образ жизни и истории семьи, виды трудовых контрактов, профессиональное продвижение. Книга — «Европейские рабочие». Его интересовало, какие типы, привычки или условия труда способствуют или мешают возникновению социальной иерархии. Предложил схему анализа социальных явлений — номенклатуру

социальной науки из 20 пунктов, включающих анализ географической и социальной среды. В конце 19 века популярными были дискуссии позитивистов и антипозитивистов, которые считали законы общества особыми, отличающимися от природных. К числу антипозитивистов относился видный социальный философ Вильгельм Дильтей(1833—1911) — один из родоначальников «понимающей социологии». По его мнению, гуманитарные науки — это науки о духе.

Основное произведение — книга «Введение в науки о духе». Дильтей считал, что необходимо ощутить себя в идеальной одновременности с людьми, живущими в истории. Социология Ф. Тенниса Ф. Теннис(1855—1936) является представителем немецкой формальной социологии. В книге «Община и общество» использует немецкие термины «гемайншафт»(община) и «гезельшафт»(общество), чтобы провести разграничение между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов

социальной взаимосвязи. Понятие «гемайншафт» применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие «гезельшафт» — к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемайншафт предполагает, что люди живут в соответствии с «общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «гезельшафт» основано на стремлении к личной выгоде;

2) Гемайншафт придает основное значение обычаям, в то время, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемайншафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Гемайншафт опирается на религиозные, Гезельшафт — на светские ценности; 5) В основе Гемайншафт лежит семья и община, в основе

Гезельшафт — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Формальная социология Г. Зиммеля Георг Зиммель(1858—1918) — основатель формальной социологии, представитель философии жизни. Основные труды — «Философия денег» и «Социология». Он утверждал противоположность законов природы и общества, т. к. жизнь, по его мнению, это процесс творческого становления, который не может быть полностью понят рационально(разумом).

Жизнь постигается средствами интуииции во многом иррационально, на чувственной основе. Переживания жизни воплощаются в различных формах культуры. Трагедия жизни, по Зиммелю — это противоречия между изменяющимся творчеством и застывшими формами культуры, причем культура Зиммелем отождествлялась с понятием «общество». Он считал, что над миром конкретного бытия(реальной, повседневной жизни людей) возвышается мир идеальных

ценностей, которые являются чистой формой, фиксирующей устойчивые, универсальные черты социальных явлений. Чистая форма — это отношения индивидов, социальные отношения, изолированные от конкретных мотивов и других психологических актов. Социология — это методология всех общественных наук. Зиммель полагал, что социология не имеет своего собственного предмета, но она выделяется своим методом. Основная проблема социологии — это изучение социальных отношений в их динамике, становлении, в их противоречивой

природе. Он считал, что социологию интересуют не общество и социальная структура сами по себе, а динамичный момент их становления и воспроизводства. Важны микропроцессы, из которых складываются крупномаштабные явления. Социация является главным предметом изучения социологии. Социации — это формы, благодаря которым индивиды на основании разных интересов образуют общность для реализации этих интересов. Согласно его социологии культуры: ядро современной культуры начала

XX века определяется деньгами и интеллектом. Происходит два взаимосвязанных процесса — это интеллектуализация, рационализация и углубление денежного господства. Снижается роль эмоционального компонента. Эмоции заменяются разумом. Деньги порождают отчуждение работников от продуктов труда, а собственников — от собственности. Социальная концепция марксизма Социология марксизма — это исторический материализм.

История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса — способ производства. Он состоит из двух компонентов: 1) производительные силы(люди и средства производства);

2) производственные отношения. Производственные отношения включают в себя: 1) форму собственности на средства производства; 2) отношения распределения и обмена; 3) отношения потребления. От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь(политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения). Законы марксизма: 1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню

развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции. 2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке. 3. Закон классовой борьбы и социальных революций. 4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций:

первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Психологическое направление в социологии Представители этой школы рассматривают с помощью психологических явлений сущностные характеристики и человека и общества, т. е. сводят социальные явления к психологическим. Можно выделить три течения. Индивидуалистическое, которое считает, что социальные явления и процессы обуславливаются действиями индивидуальных психологических факторов и поэтому должны объясняться посредством

анализа психики индивида и соответствующего понятийного аппарата. Групповое течение полагает, что анализ социальных явлений необходимо осуществлять с позиций психологии групп(рода, племени, коллектива). Социетарное течение рассматривает психику индивида как продукт общества и предлагает подходить к анализу индивидуальной психики с позиции общественной психологии. Лестер Уорд(1841—1913). Американский ученый, первый президент

Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил. Габриэль Тард(1843—1904) — французский социолог. Основные работы — «Социальная логика», «Социальные законы», «Мнение и толпа».

Тард считал, что социальные явления являются психическими по своей природе. Он сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Тард толкует как циркуляцию желаний или идей. Считал важнейшим качеством человека — подражание. Основа общественного развития определяется межиндивидуальным опытом, психическим стремлением к подражанию.

Первый социальный факт — подражание является основой взаимопонимания, разделения труда, договоров. Влияние примера имеет универсальное значение. Источник прогресса — это открытия творческой личности, подражание которой остальных определяет социальное развитие. Занимался изучением психологии толпы, общественного мнения, феноменов веры и страха. Социология Эмиля Дюркгейма Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский

социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ по социологии, три из них стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. Его подход именуется «социологизмом».

Сам он назвал свою теорию «социологическим реализмом», т. е. считал, что общество является целостным субъектом, который отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания. Он был против психологического направления в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального явления. Социология, по

Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это способы действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов.

Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие

социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения как самоубийства. Он выделяет 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое — человек изолирован от сообщества: у него сосредоточие всех ценностей в себе; 2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое — связано с недостатком социальных норм.

Э. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции и многое другое. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения индивида и общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по

Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения.

Дюркгейм использовал историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ. Основы социологической теории Макса Вебера Макс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог, историк, политолог, философ, основатель современной социологии. Основные его работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировой религии». Тема его исследований — проблема происхождения и специфики западноевропейского капитализма как системы хозяйствования, основа которой является калькуляцией расходов, прибыли и рациональной

организации свободного труда. Капитализм Вебер рассматривал как этап всемирного и всеобщего процесса рационализации, т. е. усиление рационального компонента в поведении человека. Он различал рациональность экономическую, политическую, социального действия. Прогресс — это увеличение рациональности. Это положение позже вызвало резкую критику, поскольку не все явления человеческой жизни могут быть рациональны, но теория

Вебера сыграла громадную роль в понимании социального действия. Рациональность Вебер классифицировал по целям и по средствам. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. Он предложил теорию идеальных типов, т. е. теоретически описанных образцов того или иного явления. Идеальный тип — это логический эталон, с которым можно сопоставить конкретное явление, и благодаря

этому лучше понять их значение и тенденции развития Вебера рассматривал бюрократов как государственных служащих, действующих согласно формально-рациональным нормам, что соответствует требованиям современного общества. В традиционном обществе социальное действие не является рациональным. Рационально-экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма,

т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии. Компонентом религиозной ответственности протестанта является добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Вебер был одним из основателей понимающей социологии. Она противостоит позитивизму и предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Предметом этой социологии является социальное взаимодействие.

Не всякое взаимодействие, по Веберу, является социальным, а только то, в котором человек действует осмыслено, сознательно и учитывает в своих действиях поведение других людей и старается влиять на них. Для социального взаимодействия важны цели и мотивы индивида, а не внешнее поведение. Вебер развивает социологию власти. Источниками власти являются традиция, легитимность и харизма. Общество, по Веберу, не является гармоничным целым, оно формируется и борьбой, и согласием.

Чикагская социологическая школа Возникла на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в

Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм.

Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение,

анализ документов в отношении отдельного явления или территории. Социология В. Парето Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Основная его работа — «Трактат всеобщей социологии». Парето — позитивист, т. е. считает необходимым эмпирически обосновывать социологические знания. Основная сфера его интересов — политическая социология.

Он разрабатывал теорию мотивации деятельности людей в политике. Метод его исследований он называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится в состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается на психологический фундамент, а не на экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии.

Поступки людей в социальном развитии делятся на логические(целесообразные) и нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что в действиях людей есть нелогический мотивационный остаток(резидуи). Но у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими. Это действие называется деривацией.

По Парето, функциональными элементами всякой системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология и социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и

сила. Момент смены элит у Парето называется революцией. Символический интеракционизм Создателем этой теории считается Джорж Мид(1863—1931). Интеракционизм означает взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы — это язык, жесты, знаки, передающие информацию.

Основные тезисы этого учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической

оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, — это мир значений Человек не соотносится с реальностью на прямую, а лишь через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, — прояснить как взаимодействие формирует социальную

структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.«Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я»(набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы»(усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акт взаимодействия. Механизм формирования значений — это набор действий, в ходе которых индивид

замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер, который и открыл для науки эту теорию.

Социология знания. К. Маннгейм Социология знания — анализирует зависимость знания от социальных факторов. Важную роль в формировании социологии знания сыграл Карл Мангейм(1893—1947) — немецко-английский философ и социолог. Наиболее известные работы: «Идеология и утопия»(1929). «Человек и общество в эпоху преобразования»(1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом»(1943).

Мангейм полагает, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства». Социальное бытие — это исторический жизненный процесс. В рамках одной эпохи могут существовать различные исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных «стилей мышления» или «мыслительных позиций». Специфическая задача социологии познания — соотнести «’духовные образования» с социальными позициями

их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся на разных позициях. Любая идеология есть оправдание существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении существующего положения. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся

к социальному реваншу, а потому столь же субъективно пристрастные, как и «идеологии». «Утопии» ничем не отличаются от «идеологий», они также стремятся выдать часть за целое, свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». К утопиям можно отнести «консервативную идею», «коммунистическую утопию». Существует особая социальная группа, потенциально способная освободиться от «связанности бытием», неизбежной

для человеческого мышления. Это «интеллигенция». С интеллектуалами Мангейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима. Можно сохранить демократические свободы с помощью политической элиты. Сделать это надо с помощью планомерного применения «социальных технологий» — систем научно обоснованных социально-политических, акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы.

Объектом воздействия «социальных технологий» должны быть социальные группы — групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы. Мангейм предостерегает от двух крайностей современного общества: с одной стороны, полная дезинтеграция(анархия) ценностей, когда каждый живет только по собственным жизненным установкам; с другой, — тотальная регламентация общественной жизни(диктатура), когда интеграция ценностей общества достигается за счет подавления индивидуального начала. «Социальная технология» стремится к

социальному контролю, который бы делал возможным «демократическую саморегуляцию» общества на новом, более высоком уровне осознания и целенаправленной организации. Поскольку концентрация власти в современном обществе достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования к интеллектуалам и политической элите: они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять. Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, —

одна из основных задач современной социологии. Психоаналитическая теория З. Фрейда Родоначальником современного психологического направления в социологии является австрийский ученый Зигмунд Фрейд(1856—1939). Суть его учения состоит в том, что доминирующая роль в жизни человека неосознанных импульсов прежде всего сексуального характера. Факты социальной жизни связаны с либидо(любовной энергией), которое является первопричиной социальных

связей. Позже Фрейд вводит другие импульсы: жизнь и смерть(Эрос и Талатос), где жизнь и есть любовь. В работе «Я и Оно» Фрейд разобрал взаимодействие трех компонентов: «Я» — то, что человек понимает; «Оно» — бессознательное начало; «Сверх Я». Задачей «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое бы не противоречило требованиям социальной реальности, которую воплощает «Сверх

Я». В основе учения Фрейда лежит противоречие природного начала(агрессивных природных импульсов) и культуры. По Фрейду, культура приводит к отказу человека от удовлетворения своих желаний, поэтому прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья, увеличению чувства вины. Патология, существующая в человеке, существует и в обществе в качестве коллективного невроза. Отсюда Фрейд объясняет такие явления как религиозный фанатизм и другие социальные патологии.

История общества, по Фрейду, представляет собой развертывание либидо в системе общности(самым крупным является государство). Неофрейдизм. Э. Фромм Последователи Фрейда, часто не соглашаясь с основными его утверждениями относительно роли сексуального фактора в социальной жизни, применяли психоаналитический метод в изучении подсознательных процессов, их роли в формировании поведения людей. Так, американская исследовательница

Карен Хорни(1885—1952) занималась изучением социальных аспектов появления неврозов. Она считала, что неврозы у людей отражают иррациональные аспекты общества(страх, восприятие внешней среды как враждебной). Вследствие встречи с враждебной средой происходит наркотизация страха, т. е. человек начинает неумеренно употреблять алкоголь и наркотики. Хорни выделяет 4 вида неврозов: 1) невроз благосклонности(поиск любви, признания);

2) невроз власти(погоня за властью, престижем); 3) невроз покорности(покорность ко всему); 4) невроизоляция(бегство от общества). Это нерациональные способы решения конфликта, они усиливают отчуждение человека от общества. Заметной фигурой в социологии XX ст. стал немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм(1900—1980). Сначала он разрабатывал теорию фрейдистского направления, сотрудничал с учеными

франкфуртской школы. Поэтому Э. Фромма часто считают неофрейдистом или неомарксистом. На самом деле в 50-80-е годы он создал оригинальную социологическую теорию, используя и критически оценивая при этом разные социологические течения. Фромм считал, что идеология и культура базируются на социальном характере. Социальный характер — это совокупность типичных черт определенной социальной группы. Идеология культуры формируется образом жизни.

Фромм исследовал феномен фашизма и считал, что носителями идеологии фашизма является низший слой среднего класса. Типичные черты характера этого слоя: угнетенность, садизм, мазохизм. Если классу угрожает экономическая опасность, то он реагирует на нее идеологически и психологически. Поскольку в 30-е годы в Германии было тяжелое экономическое положение, то Фромм считал, что фашизм порожден трудностями экономической жизни рабочих.

Социальный характер, который формируется у людей, — это результат адаптации биологических и психических особенностей к трудностям и сложностям экономической среды. Кроме фашизма Фромм изучал контрреволюцию, элиту. Любая элита, по Фромму, обладает одинаковым социальным характером. Поэтому элита будет стремиться к сохранению основных элементов старого общества.

Победа любой революции очень скоро внутренне сопровождается ее поражением. Фромм — один из авторов концепции радикального гуманизма. Он считал, что производство должно служить человеку, а не экономике. Отношение между человеком и природой должно строиться на кооперации, а не на эксплуатации. Фромм выступал за солидарность в обществе. Целью всей социальной деятельности должно быть благо человека,

предотвращение страданий. Социологические идеи франкфуртской школы Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру.

Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т. е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях. Идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже и молодежной революции 1968 года. Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Харкхаймер, Лукач,

Рихард Зорге, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная

чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность.

Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства;

2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная

революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира. Социология Питирима Сорокина Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — американский социолог русского происхождения, основатель социологического отделения Петербургского университета, автор монографий «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и

награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека. В 1922 г. его вместе с сотнями других российских ученых, представителей интеллектуальной элиты выслали за границу. В США он одно время возглавлял Американскую социологическую ассоциацию. Круг его научных интересов в Америке очень широк. Он автор книг «Социология революции» , «Социальная мобильность», книг по сельской социологии, автор

пяти томов книги «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. П. Сорокиным разработана теория волнообразной социокультурной динамики. Он выделяет идеациональную стадию, в которой преобладают процессы духовного, религиозного сознания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, сочетание рационального и чувственного начал; чувственную стадию с доминированием чувственного переживания.

В истории происходит чередование основных типов культуры. Сорокин оптимистически характеризует исторический процесс: если культура находится в кризисе(как, по его мнению, современная западная), это означает, что данная мировоззренческая суперсистема исчерпала себя и зарождаются новые основания для формирования иного культурного типа. Социодинамическая модель П. Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур,

выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. В работе «Кризис нашего времени» Сорокин пишет: «Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеационной культурой, которая будет создаваться завтра» «Это — кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. «… настоящий кризис не является предсмертной агонией западной культуры и общества, то есть кризис не

означает ни разрушения, ни конца их исторического существования, а представляет собой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым по следует новая интеграция. Трагедия и хаос, ужасы и горе переходного периода конечны, они вызовут, к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме». Сорокина интересовала проблема роли социологии в переустройстве общества. Он ввел в социологию новые понятия: социальная стратификации, социальная мобильность, страта, статус,

проводники, актор и т. д. Сорокин уделял внимание проблемам социальной структуры, социальной мобильности, социальной и культурной динамики, социального равенства. Он исследовал социальные закономерности человеческого счастья и любви. Сорокин автор более 50 книг, которые переведены на многие языки мира и составляют классику мировой социологии. Социология Т. Парсонса Толкотт Парсонс(1902—1979) — выдающийся американский социолог, автор

теории структурного функционализма. Его книги: «Социальная система», «Социологическая теория и современное общество», «Структура социального действия». Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Природа ценностей — внеопытна. Социальная динамика обуславливается моралью.

Отношение структурных единиц, составляющих общество, основано на функциях обеспечивающих выживание общества: адаптация(проблема рациональной организации и распределения ресурсов), целеориентация, интеграция(проблема сохранения внутреннего единства системы), поддержание образца(проблема мотивации человеческой деятельности, согласования мотивов с целями общества). Каждая функция обеспечивается соответствующими институтами, которые группируются системами общества. Парсонс выделял принципы упорядоченности общества:

1) утилитаризм, согласно которому человек стремится к своей выгоде, рационально действует и рассчитывает на награду; 2) позитивизм — совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации; 3) идеализм — человеческая деятельность рассматривается с точки зрения ценностно-нормативного регулирования. Парсонс выделял элементарное социальное действие, для объяснения которого прибегал к теории психоанализа. Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности,

деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию. Измерения социального действия: социальное, культурное, личностное. Поведение человека определяется типичными стандартными переменными. Это определенные пары норм, которые Парсонс назвал паттернами в рамках которых изменяется поведение.

Например, ориентация на себя или группу. Социальная система выполняет такие функции: адаптации, достижение цели, интеграции, сохранения структурного образца. Основные положения функционального подхода Парсонса: 1) социальные системы ориентированы на стабильность; 2) социальные системы интегрированы; 3) социальные системы основываются на согласии;

4) социальная жизнь включает необходимость социального контроля и обязанностей личности; 5) основой социальной жизни являются нормы и ценности; 6) социальная жизнь зависит от сотрудничества, взаимодействия, солидарности. Не каждое поведение является социальным действием. Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением.

Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность. Парсонс уделял внимание изучению социальной напряженности, религиозных ценностей, социальной модернизации. Его работы оказали большое влияние на современную социологию. Роберт Мертон и его модель структурного функционализма

Роберт Мертон — американский социолог, ученик и соратник Талкотта Парсонса — является видным теоретиком в области структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер, устранил недостатки связанные с динамическими аспектами. Он ввел дополнительные категории к описанию «функций»: дисфункция, понятие, характеризующая то, что существующие в обществе институты могут не только поддерживать

социальную систему, но и иметь разрушительное действие; нонфункция — функция, не имеющая большого значения для системы; явная и латентная(сткрытая) функция, т. е. в обществе могут быть функции видные и скрытые, одни могут быть исследованы, а другие — нет(они проявляются косвенным путем). Именно непредвиденные следствия от латентной функции должны быть предметом социологического исследования. Мертон допускал возможность анализирования отдельных уровней системы(институтов, групп) для этого были

предложены разные уровни функционального анализа. Мертон подвергнул критике основные постулаты функционализма Парсонса, считая, что современное сложное общество не может быть описано в традиционных категориях Парсонса. Мертон предложит концепцию теорий среднего уровня. Они не слишком абстрактны и широки и касаются ограниченного круга явлений, например, социология города, социология молодежи. Мертон разработал современную теорию аномии, изучал культуру как совокупность

норм и ценностей общества. Считал, что некоторые члены группы могут действовать не в соответствии с общими нормами. Социальный бихевиоризм Основателем социального бихевиоризма является Ф. Б. Скиннер(1904) — проф. Гарвардского университета. Он разрабатывал социологическую теорию на базе экспериментальной психологии с использование методов изучения поведения животных, перенося их на общество.

Основой учения является связь между стимулом и реакцией в поведении человека. Скиннер обратил внимание на подкрепление стимула. Выдвинул концепцию оперативного научения, согласно которой люди, в ходе многократных процессов, операций приобретают соответствующие реакции на внешние стимулы, т. е. происходит подкрепление реакций. На этой базе сформированы теории программированного обучения, технологии поведения.

Скиннер не придавал значения ценностям(индивидуализм, свобода, достоинство), поэтому его основная работа называется «По ту сторону свободы и достоинства». Концепция социального обмена Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс(род. 1910) и Питер Блау(род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа»(1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967).

В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т. е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Он подвергал критике структурно-функциональный анализ и марксизм: «Эти теории слишком абстрактны и эмпирически не обоснованы». Хоманс выдвинул задачу — вернуть человека в социологию.

Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа — элементарное социальное поведение, т. е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями(знаки

одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек, по Хомансу, обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения

человека с различными альтернативными моделями действий(обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями(социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление(поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки

оцениваются в экономических категориях. Питер Блау межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен — это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении

ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена: Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация — пусковой механизм социального взаимодействия.

Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений. Феноменологическая социология Феномен — означает явление.

Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т. е. как он является для нас. Феноменология — наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» А. Щюц критикует позитивизм, структурный функционализм и формирует феноменологию, интересующуюся рефлексией(самопониманием).

Рефлексия — объект изучения, цель — изучение жизненного мира. Жизненный мир — это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира.

Ядро феноменологической социологии — то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т. е. наше знание о мире направляется

определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный,(который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, — это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием

общепринятым представлениям. Социальная реальность — это общая сумма объектов и явлений социо-культурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир — это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т. е. жизненный мир не может создаться

одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения. Теории социального конфликта Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической

основы — структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, — вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами существующими реально в обществе. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций,

личностей. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер(р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта»(1956), «Исследования социального конфликта»(1967). По Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса.

Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. Это: 1. функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга, через

конфликт люди проверяют друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации(застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются

до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф(р. 1929). В своей книге «Выход из утопии»(1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта — антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В своей книге «Очерки по теории общества»(1968)

Дарендорф говорит, что причины конфликтов — это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт — естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки. Игровые концепции в социологии

До 30-х годов понятие роли, ролевой игры связывалось лишь с театром. Научная теория ролей включает «ролевую игру» и формирует представление об игре как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть игровой теории заключается в отноршении к игре как культурообразующему фактору. Данная концепция связана с именем нидерландского историка И. Хейзинги(1872—1945), который изложил ее первоначально в трактате «О границах игры и серьезного в

культуре», а затем в оригинальном труде «Хомо люденс» т. е. «Человек-играющий». Игра, у Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд и культура в целом. В социальном действии игра обладает смыслом и не сводится только и психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие игры, куда включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах и праздниках рождается культурная жизнь», «игра — культурообразующий фактор социальной жизни»

— здесь полемика с экономической трактовкой человека, в которой, по мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности и не учитываются духовная(экзистенциональная) проблематика. В различных видах деятельности(общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, и значимым проявлением культуры является ее функционирование как игра. Игра — это часть серьезной деятельности. Через игру человеческая деятельность приходит к своим истокам.

Игровые действия противоположны серьезным, но с помощью игры создается драматическая форма социального действия. Социальная жизнь, у Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, в которых разыгрываются в образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Социальная игра не только формирует культуру, но и способствует адаптации человека к миру.

Игра, по Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать по договоренности. Игра упорядочивает действие, она имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает игру как исток культуры и считает, что в дальнейшем развитии игра отступает на задний план, растворяясь в различных сферах общественной жизни. Социология Дж. Морено В своей психодраматической концепции

Дж. Морено(1892—1974) рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир — это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, — это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. И там, и там он видит общее — интерактивную групповую динамику.

Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события(не

подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы(социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные

отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы(в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию — науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы.

Задача социономии — это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей. Социономия состоит из трех частей: 1. Социодинамика — наука о структуре и динамике социальных групп. 2. Социатрия — наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы. 3. Социометрия — измеряет взаимоотношение в малой группе.

Ее задача — измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.