Импрессионизм воздействует на человеческие чувства. Основа чувств — впечатления. Впечатление — от слова печать, некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Например, люди часто испытывают антипатию к определенным именам. Предположим, не нравится имя Маша. Может быть, в пятилетнем возрасте какая-то
Маша отобрала конфету. Может быть, Маши у Пушкина, говорящие по-французски, вечно влюбленные, не вызывают симпатии. Только при прочтении новой книги, где есть героиня по имени Маша, при знакомстве с человеком в первые минуты иногда чувствуется некоторая неприязнь в силу давнего впечатления. Вот так упрощенно можно определить основу импрессионизма.
Закат и восход солнца, пенье птиц, снег — констатация факта. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег — уже воздействие на чувства читателей, вызывающее одинаковые эмоции.
Что глубже: чувства или эмоции? Мне кажется, чувства глубже. Эмоции
стихийны, возникают «автоматически». Чувства же у разных людей
разные.
Первый снег. Кто-то представит прежнюю квартиру, дом-пятиэтажку. Снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, падают в лужу у подъезда и исчезают в ней. Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него. Удивительно, как поэт из девятнадцатого века мог отгадать такое заветное, такое личное.
Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. Это не античные статуи, идеальные и мертвые, а живые и прекрасные состояния души. Недаром в те давние времена родился чудесный миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора. Красивый человек не обязательно красив внешне. Художник Кранах не рисовал красивых людей. Но его картины притягивают взоры посетителей музеев красотой внутренней. Еще одно сравнение:
«На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит:
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит».
«Нос образовывал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые… Брови были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично». (И.А.Гончаров. «Обломов»)
Кто из героинь живее, материальнее, красивее? Первая, наверное. В мягком свете утра А.А.Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, не описывая ее рост, цвет глаз, форму носа. Недаром этот поэт считается «шепотом русской поэзии». Эти строчки — утренний шепот в тишине спящего дома. Разве можно громкими неуклюжими словами передать умолкшие трели соловья, ночную «игру луны»? Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение.
«Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»...
— это у Пушкина. У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка.
«Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
Я мечтам золотым отдавался вполне -
Ничего ты на все не ответила мне».
«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок»… Как дописать
сочинение? Зачем слова о том, что прекрасно? В простоте, в кажущейся
банальности — такое… Надо писать, анализировать, а хочется петь.
Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему
небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки. Какие здесь чувства, на что воздействует автор? Да разве важно это, когда захлебываешься в восхитительном водопаде мечтаний!
Очищение. Настоящее искусство, если можно так сказать (искусство — страна воображения, царство идеалов), призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав стихотворение А.А.Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь. Естественно, после примитивно сколоченного стишка в голове ничего не прибавится.
Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины. Сложного, думают, мало. Здесь мазочек, там мазочек, примитивный домик, как дети рисуют — вот и вся премудрость. Жаль, что эти люди не понимают отличия произведения Мастера от любительской мазни. Оно заключается в искренности и глубине впечатления. Чем больше тепла, любви вкладывает художник в свое творение, в свое дитя, чем лучше он знает мир человеческих эмоций — счастье, страдание, злобу, ревность, веселье- тем восторженней примет его зритель, поклонник.
«Мир спасет красота». Все равно какими художественными приёмами
она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм… Лирика...
Фет… Импрессионизм в лирике Фета — ступенька рая.