Реферат по предмету "Разное"


Аудитория местных печатных средств массовой информации: социологический анализ

АУДИТОРИЯ МЕСТНЫХ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА.А. Челноков (МГУ им. А.А. Кулешова)Научн.рук. В.Н. Ставский, старший преподаватель В белорусском обществе за последнее десятилетие двадцатого столетия произошли глобальные социальные изменения. Ведущие отечественные социологи, работая по академической программе, проводят различные исследования социально-экономических, общественно-политических и социо-культурных процессов, происходивших в стране в последнее десятилетие XX столетия и происходящих в Республике Беларусь в уже наступившем XXI века. Среди социальных процессов современного общества одно из ведущих мест занимают коммуникация и информация, как необходимые элементы жизнедеятельности социума, взаимодействия, в ходе которых осуществляются передача и взаимопередача информации, мнений, оценок, ценностей. В сегодняшней Республике Беларусь в процессе демократизации и других общественно-политических перемен; средствам массовой информации и коммуникации приписываются довольно значительные роль и влияние [2, c. 39]. По мнению многих обществоведов и представителей самих средств массовой информации и коммуникации, СМИ с полным правом можно отнести к «четвертой власти», которая на некоторых этапах жизнедеятельности общества в силах оказать значительное влияние на официальные три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Институт СМИ в современном обществе невозможно представить без аудитории. Под аудиторией понимается субъект массового информационного процесса, совокупность индивидов, которые воспринимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ. Изучение проблем информационного взаимодействия, наличие обратной связи, адресности, социально-демографических характеристик аудитории — важнейший фактор, способствующий успешному функционированию СМИ — повышению эффективности информационной политики печатных средств массовой информации в регионе [5, c. 29]. Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные обществен­ные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассмат­риваются и в более широкой системе социальных отношений [6, c. 116]. Этимологически понятие «аудитория» связано с представле­нием о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно тол­куется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории. На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъ­ектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за ко­торыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназна­чена эта информация, — с другой. Так складываются функцио­нальные отношения между участниками—издателем, журна­листом, аудиторией. С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ­ных общностей) с личностью. Средства массовой информации апеллируют к личности в со­вокупности её социальных ролей—как к гражданину и семьянину, представителю народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народно­хозяйственной отрасли. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность [1, c. 67]. Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные от­делы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ. Существуют мате­риалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации, также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информацион­ные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории—важнейшая задача практического програм­мирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ. Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать понятие аудитории. В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно на все на­селение того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения) [3, c. 98]. Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию. Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­бый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особый читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы [4, c. 101].^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Аникина, М.Е., Баранов, В.В., Воронова, О.А. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова. - Москва: Аспект Пресс, - 2007. - 236 с. Блохин, И.Н. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Блохин. - Москва: Аспект Пресс, - 2004. - 318 с. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. / Д. Брайант, С. Томпсон. - Москва: Издательский дом «Вильяме», - 2004. - 432 с. Буданцев, Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. / Ю.П. Буданцев. – Москва: Изд-во Унта дружбы народов, - 1989. – 244 с. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития / Я.В. Любивый. – Киев: Наукова думка, - 1993. – 171 с. Якушенко, К. В. Современные организационно–экономические тенденции развития мирового издательско–полиграфического комплекса / К. В. Якушенко. – Москва: Явес, - 2009. – 231 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.