АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКАЦвелюх И.П., доцент кафедры современных технологий обучения КГПУ им. В.П. Астафьева, г. КрасноярскЖизненный путь – понятие, впервые научно представленное и концептуально разработанное немецким психологом Ш. Бюлер, в отечественной психологии – в философско-психологическом ключе – С.Л. Рубинштейном, в контексте человекознания – Б.Г. Ананьевым, означает необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация.В исследованиях Б.Г. Ананьева разрабатывалась категория «жизненного цикла», он стремился соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Он исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и включением проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления.С.Л. Рубинштейн разрабатывает понятие «субъект жизненного пути», в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями личности как субъекта жизненного пути являются:Способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.Способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений.Способность к движению по жизненному пути «по восходящей», т.е. к развитию как совершенствованию. Характеристикой жизненного движения субъекта является жизненная линия – способ связи во времени этапов и направлений жизни. В акмеологии выделяется следующая классификация жизненных линий, характерных для разных типов личности:Континуальная – т.е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее. Такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна. И такая жизнь, как правило, однообразна, с узко ограниченным кругом проблем, интересов и общения.Дискретная – при которой образуются разрывы между этапами жизни, «перегибы», отсутствие единой «логики»: период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности – переменой работы, семьи и т.д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни. Дивергентная – характеризуется расширением пространства – «веером» направлений активности, профессиональных интересов.Восходящая – характеризуется повышением ее качественного уровня, связанного с совершенствованием личности как субъекта.Эта дифференциация носит, конечно, достаточно условный и схематичный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными (В.И. Ковалев) по двум параметрам – активности и времени: Активно-ситуативный тип – как правило функционер, использующий все объективные возможности данной ситуации.Пассивно-ситуативный тип – не являющийся субъектом жизни; в ней, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует.Активно-пролонгированный тип – является творцом своей жизни, поскольку реализует практически свою жизненную концепцию на всем протяжении.Пассивно-пролонгированный тип – описан К. Юнгом как человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействовать. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь. С.Л. Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями:способностью к рефлексии;с мировоззренческими чувствами;ответственностью.Способность к рефлексии – это способность «простраивать» ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обязанностей, событий, переживаний и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же отмечал Г. Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философией.Мировоззренческими чувствами – С.Л. Рубинштейн называл ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни: чувство трагического, комического, оптимизма, которые у каждого человека находятся в определенной взаимосвязи, выражающей смысл жизни.Под ответственностью – он понимал «дух серьезности», т.е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, за которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом. Опираясь на эти философско-психологические идеи, были разработаны критерии личности как субъекта жизненного пути:способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию – способ отражения, выражения и осуществления потребностей личности, способ организации жизни;способность реализовать жизненную позицию как жизненную линию, которая отвечает типу личности (её способностям, потребностям, мотивам и т.д.) и оптимальному для нее способу самовыражения в совокупности наличных обстоятельств;способность иметь соответствующую своему жизненному типу перспективу и, главное, переживать и реализовывать смысл своей жизни.Личность как субъект жизненного пути обладает высшими жизненными способностями – сознанием, активностью и способность к организации времени.Разные типы личности могут по-разному достигать акме в своем развитии.Для одного типа личности эта кульминация достигается одни раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессиональное и жизненное) время. Эта кульминация имеет, таким образом, пролонгированный характер.Другой тип достигает своей кульминации (акме) как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальности, но остается краткий отрезок жизни – год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных пиков или вершин.Одним из важнейших поставленных С.Л. Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии – несоответствии кульминации жизненным силам и ресурсам личности. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы («ресурсы») и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. Напротив, другие, достигнув кульминации, не исчерпываются ею («их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное»). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и умножает силы личности). Понятие «акме», если его раскрывать в контексте категории субъекта, позволяет говорить о приумножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.В настоящее время Россия стоит перед постиндустриальным вызовом, что подразумевает преобразование производства и всех форм жизнедеятельности на основе наукоемких технологий. массовое их внедрение приводит к революционным изменениям в требованиях к личности как к субъекту жизни. На первый план выходят: уровень образованности, духовная и гражданская культура, профессионализм как форма реализации жизненного замысла личности. По-новому в этих условиях встает вопрос и о субъекте деятельности – он должен стать личностным, авторским. Впервые современное массовое производство востребовало субъекта труда не в статусе «исполнительской», а именно творческой личности. Именно личностная зрелость предопределяет профессиональную высоту постиндустриального субъекта.Личностная зрелость выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Высокий профессионализм – это не просто знания, навыки, но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал – это прежде всего стремление личности предъявить миру свое «Я» через профессиональное поле. В мировосприятии, в концепции жизни субъекта происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь. Работник творческого (авторского) типа реализует в деятельности смысловое отношение «человек – мир». Происходит не только функциональный процесс деятельности, но и акт экзистенциальный – самореализация работника как личности. Этот акт и переживается как акме – чувство самоактуализации (чувство жизни). Происходит акмеологический синтез личностного и профессионального. Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой – рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности. Цель и задачи деятельности, не теряя своей функциональности, одухотворяются жизненным замыслом личности. Ведущие мотивы деятельности обретают характер миссии. Субъект не просто работает («для себя», «для других», «для тех, кто после нас»). Он ещё и творит – для Вечности. Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. С точки зрения достоверности и объема информации о себе можно выделить следующие зоны:Открытое «Я»: я – знаю, другие – знают.Скрытое «Я»: я – знаю, другие – не знают.Слепое «Я»: я – не знаю, другие – знают.Неизвестное «Я»: никто не знает.Аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов. Аутопсихологическая компетентность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. ^ Непроизвольный характер проявляется в спонтанных, неконтролируемых аутопсихологических действиях, часто имеющих неосознанный и спонтанный характер. Произвольность аутопсихологических действий характеризуется осознанностью, контролируемостью, мотивируемостью. Постпроизвольная стадия в развитии аутопсихологической деятельности характеризуется наличием сформированных умений и навыков, их отработанностью, внутренним контролем.Исходя из этого, аутопсихологическая компетентность рассматривается как способность ориентироваться в интрапсихическом (внутриличностном) пространстве. Обобщение полученных в ходе психолого-акмеологических исследований данных и систематизация научных акмеологических разработок позволили определить структуру акмеологической деятельности, включающей субъекта данной деятельности – «Я» – развивающееся. В качестве объекта может выступать какое-либо внутриличностное образование: часть Я-концепции (например, управленческое «Я»), индивидуальная особенность или свойство характера (личностные качества, характеристики памяти, мышления), объективно и субъективно препятствующие эффективному протеканию жизнедеятельности человека, в том числе и в профессиональной деятельности. на субъективном уровне объект акмеологической деятельности осознается как наличие внутренней проблемы, желание что-то изменить.Внутренняя акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие личности, самостроительство, самопреобразование и самосозидание. Собственные подструктуры личности, психические процессы и качества становятся объектом психологической работы, что требует выполнения ряда принципиальных условий, выделенных как акмеологические компоненты деятельности:способность видеть, чувствовать, понимать и самокритично относиться к внутренним психологическим структурам и образованиям, что возможно при развитой ролевой позиции наблюдателя – рефлексивный компонент деятельности;способность осуществлять планирование внутренней самопреобразующей деятельности – проективный компонент;способность осуществлять внутренний самопреобразующий диалог – интракоммуникативный компонент;способность осуществлять внутренние перестройки и изменения внутри личности – нейтрализовать негативные психологические образования и активизировать позитивные – конструктивный компонент;способность наращивать арсенал внутренних психологических действий и осуществлять акмеологические самовоздействия – организаторский компонент;способность не только корректировать, но и предотвращать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие – прогностический компонент.Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности происходит в интрапсихическом пространстве, включающем интегративные параметры: индивидуально-психологические различия психических процессов (время реакции, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т.д.), целостные личностные образования (интересы, способности, характер).Литература:1. Ананьев, Б.Г. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. 2. Бюлер, Ш. Жизненный путь человека. М., 1968.3. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002.4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-издание, С.-П.: «Питер», 2004. 5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: «Наука», 1997.