СИБИРСКИЙ ТРАКТ № 14ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: А теперь внимание: самая интересная – вторая фотография - стр. … . Можно сетовать хоть на Папу Римского, но начинать надо с себя – стр. … . Не заболел только тот, кто перекрестил тарелку – стр. … . Найден древний подземный ход – стр. ….ДУХОВНОСТЬ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА Церковнославянский язык - это язык богослужения русской Православной церкви, язык молитвы славянских народов. Душа и духовность народа, его жизнеспособность непосредственно связаны с его языком. Церковнославянский язык родной, живой и близкий каждому православному человеку. Уже в азбуке заложена мудрость жизни, в каждой букве - высокий смысл, не только земное, но и небесное: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро, Есть… Любому культурному человеку, ориентированному на базовые ценности, необходимо изучать и знать церковнославянский язык, уметь читать древнерусские тексты. В соответствии с иерархией ценностей, принятой практически всеми еще с древних времен, существует представление, что самое важное - это Слово Божие, которое человек слышит и Им живет. До XIV века (в первый период славянской письменности по классификации профессора Камчатского) церковнославянский язык созданный святыми Кириллом и Мефодием использовался специально для перевода Священного Писания и богослужения как язык Богообщения. Важно, что все славяне всегда и воспринимали богослужебный церковнославянский язык и свой родной диалект как один язык. Славянские племена никогда не говорили на церковнославянском языке, но на этом языке всегда общались с Богом, совместно молились. Знакомство с церковнославянским языком дает возможность увидеть, как в языковых фактах отражается развитие мышления, движение от конкретного к абстрактному, т.е. к отражению связей и закономерностей окружающего мира. Церковнославянский язык помогает глубже, полнее понять современный русский язык. К сожалению, ушло в прошлое то время, когда большинство школьников делало мало ошибок в диктантах и сочинениях, когда по вечерам было обычным устное семейное чтение, очень важное для воспитания детей и укрепления семейных уз. Ушло в прошлое время, когда по говору можно было отличить москвича от питерца, новгородца от воронежца. Потребность и навык писать письма родным и близким тоже в значительной степени утрачены. Сегодня эти вполне естественные человеческие потребности и желания, к сожалению, все чаще заменяет мобильный телефон и телевизор. У меня имеется двухгодичный опыт преподавания церковнославянского языка в воскресной школе при женском монастыре Успения Божией Матери города Перми, и я могу поделиться некоторыми своими мыслями. Впоследствии эта школа была преобразована в православную гимназию. За последние годы в области преподавания церковно-славянского языка сделано многое. Каждый, кто работает с языком, сам способен найти те формы, которые ему кажутся наиболее правильными. Хорошо, что сейчас в программу средней общеобразовательной школы входят жития святых, достаточно большой круг древнерусской литературы. Но дело в том, что они читаются по-русски, а не по-церковнославянски. Я полагаю, возможен такой вариант преподавания, когда отрывки из этих произведений могли бы читаться также и по-церковнославянски, т.е. на том языке, на котором они были написаны в оригинале. Хорошо, если в общеобразовательных школах, как и в православных гимназиях, дети с начальных классов будут изучать церковнославянский язык, писать, читать и изучать простые тексты. В старших классах они уже и сейчас имеют такую возможность. Но при этом возникают некоторые проблемы. Во-первых, мы не имеем учебников древнерусской литературы, которые бы позволили читать тексты в оригинале. И кроме этого для педагога помимо знания языка требуются исторические знания, знания культуры того времени и знание древнерусской литературы. Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна. Есть, конечно, прекрасная книга Т. Мироновой «Необычайное путешествие в Древнюю Русь», в которой даны методы обучения древнерусским текстам. И сейчас ее вполне можно использовать при освоении церковнославянского языка. Но этого недостаточно. Во-вторых, нужно подумать, как показать красоту слова, красоту человеческой мысли, как можно это сделать в рамках школьной программы? Когда чтение текста идет параллельно с изучением языка, то при этом одновременно приходится решать еще две проблемы: давать минимальные парадигмы единиц языка и давать лексические комментарий, объяснять что мы читаем и что мы видим. На волне революционных перемен в 20–30-е годы ХХ века уже предпринимались попытки замены церковно-славянского языка на либерализованный русский язык. И связаны они были с деятельностью так называемых «обновленцев». Доводы «обновленцев» были примерно те же, что и у современных «прогрессистов». И каков же итог? - В своем большинстве духовенство и миряне отвергли «обновленческую попсу» и те, кто не покаялся в обновленчестве, были отлучены от Церкви. Реформаторы и обновленцы обвиняли церковно-славянский язык в излишней сакральности. Но иначе и быть не может, поскольку церковно-славянский язык – это язык общения человека с Богом. Он просто не может не нести на себе печать высокой нравственности, святости и сакральности. Таинства, осуществляемые в Церкви с помощью языка богослужения сакральны по определению, по своей божественной природе. Отказаться от такого языка - значит исказить весь богодухновенный строй церковного благовестия. На западных окраинах Европы в шестидесятые годы в Церквах уже проводились эксперименты, связанные с языковыми и другими богослужебными переменами. Как следствие, с понижением духовно-нравственного уровня языка заметно понизился также и сакральный уровень богослужения и в целом церковной жизни. Для западных прихожан язык богослужения сейчас без труда понятен – это их обычный повседневный язык. Однако этот язык не задерживает их надолго в храмах. По свидетельству немецких пасторов, их прихожане находятся в церкви на богослужении в среднем по 20 минут. А у нас, несмотря на «непонятный язык», прихожане на службе пребывают по 2—2,5 часа и ещё после этого остаются общаться со своими духовниками. Церковнославянский никогда не был языком разговорного общения. Как книжный он был противопоставлен живым национальным языкам. Элементы живого разговорного (русского, сербского, болгарского) конечно могли в том или ином качестве проникать в какие-то второстепенные церковнославянские тексты. Но чем важнее был текст в глазах средневекового книжника-христианина, тем архаичнее и строже была языковая норма. В богослужебные тексты элементы разговорного языка почти не проникали. Книжники следовали традиции и ориентировались в первую очередь на древние тексты. Параллельно с богослужебными текстами существовала также деловая письменность и частная переписка. Язык деловых и частных документов соединял элементы живого национального языка (русского, сербского, болгарского и т.п.) и отдельные церковнославянские формы. В своей работе книжники постоянно стремились к уточнению языка и текста переписываемых книг. К исправлению ошибок, вкрадывавшихся при переписывании. При этом представление о том, что такое правильный текст, с течением времени менялось. Поэтому в разные эпохи книги правились то по рукописям, которые редакторы считали наиболее древними, то по книгам, привезенным из других славянских областей, то по греческим оригиналам. В результате постоянного исправления богослужебных книг церковнославянский язык и приобрел свой современный облик. В основном этот процесс завершился в конце XVII в., когда по инициативе патриарха Никона произошло исправление богослужебных книг. А поскольку Россия снабжала богослужебными книгами другие славянские страны, послениконовский облик церковнославянского языка стал общей нормой для всех православных славян. Таким образом, церковно-славянский язык — это исторически неотъемлемая, очень важная и нужная часть современного русского языка, сохраняющая его в своей полноте. Церковно-славянский язык существует внутри русского языка как язык для очень тонкой и специфической сферы деятельности человеческой души сферы вероучения, богослужения и Богообщения. Церковь — особая сфера деятельности, деятельности Бога-Творца, Бога Слова, человеческой души и духа, сфера тонкая и деликатная, куда нельзя вмешиваться слишком скоропалительно и необдуманно. Без подсознательного восприятия и внутреннего согласия с церковно-славянским языком русскоязычному человеку просто невозможно приблизиться к пониманию тайны Пресвятой Троицы, Крестной Жертвы, тайны Любви Христовой, не познать силу молитвы, не увидеть таинственный Фаворский свет. Да и просто по-настоящему не понять творчества Пушкина, Гоголя и Достоевского. Конечно, Бог слышит любого, кто обращается к Нему. Но из этого не следует, что с Богом можно говорить как угодно и на каком угодно языке. Многовековая практика Церкви Христовой убедительно свидетельствует, что Христианство как поклонение в Духе и Истине всемогущему Слову Божию нуждается в особо возвышенной словесной оболочке. Для нас, православных христиан, такой благодатной оболочкой спасительных Таинств Церкви служит священный церковно-славянский язык. (Кожина Наталья Георгиевна, бакалавр теологии, преподаватель кафедры философии и права Пермского государственного технического университета).^ Следующую цитату поместить в рамочке где-нибудь среди предыдущего текста:Человеческая история знает немало примеров того, как многочисленные народы растворялись в глубине веков по причине отсутствия у них письменности. Они не смогли сохранить и передать своим потомкам собственную культурную традицию Святейший Патриарх Кирилл. Далее следующая статья:^ МНЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ На Страстной седмице в Верхних Сергах побывал передвижной зоопарк в сопровождении детских аттракционов, и настоятель Введенского Архиерейского подворья отец Константин Савченко прокомментировал это событие: «Как пастырь, духовно окормляющий данную территорию, я просто не мог не отреагировать, поскольку с выражением недоумения ко мне обращались не один и не два человека. Конечно, если бы цирк-зоопарк на Страстной седмице появился в каком-то другом поселке, я может быть, не так бы переживал. Тем более, что и общественность в целом не была слишком против. Но ведь это в какой-то степени можно расценивать как пренебрежением к чувствам верующих и если бы я отмолчался, то многие меня просто бы не поняли. Подобные поселки – это далеко не те места, где люди стремятся тут же публично высказывать свое недоумение. В цене здесь всегда были, прежде всего, дисциплина и порядок. Да и общее отношение к Православию до сих пор далеко не у всех абсолютно положительное. Но разговоры и молва бывают иной раз намного действеннее даже самых убедительных публичных мнений. …А вы посмотрели бы какое «столпотворение» творилось через несколько дней на Пасху. Ликованию не было предела. Счет заходивших в храм поставить свечку и побывать на Богослужении, шел не на сотни, а может быть даже на тысячи. Для поселка с шеститысячным населением это е немало. В последующие же дни, когда на колокольню допускаются все желающие, радостный трезвон раздавался в течение всех дней Светлой седмицы (а не полтора-два часа в день Пасхи, как это было в предыдущие годы). Взрослые и дети приходили группами, изъявляя желание звонить в колокола. Приходили даже целыми школьными классами. Все это позволяет говорить о том, что Пасха – это далеко не забытый и не уходящий, а действительно настоящий Праздников Праздник, глубоко укорененный в народе и имеющий немалую перспективу. В цирке же зоопарке небольшое скопление из десятка-другого человек отмечалось только в первый день приезда. Во все же другие весьма скорбные для христиан дни Страстной седмицы аттракционы стояли практически пустыми, и унылую картину дополняла грустная лошадка-пони, одиноко стоящая возле разрисованной стены. А как бы она была кстати через несколько дней - в дни Светлой седмицы… Но потом аттракционы, к сожалению, уже уехали. В связи с этим еще раз хотелось бы задаться смиренным вопросом: не пришло ли время всем миром обратиться, прежде всего, к традиционным духовным ценностям? Именно на них выстраивать быт и досуг наших граждан со всей системой праздничных мероприятий. Далее статья под рубрикой: Духовная экология^ О ЧИСТОТЕ ВОКРУГКрасив поселок Верхние Серги, Здесь каждый с радостью найдет себе приют Не зря окрестности поселка нашего «Маленькой Швейцарией» зовут.Но это - посмотреть далеким взглядом А близким – оторопь берет. Не бросив мусора, куда попало Прохожий редкий здесь пройдет.Кидают мусор стар и млад, учитель, ученик. Как много мусора вокруг - давно вопрос возник.Доколе будет продолжаться Хаос чудовищный такой!!! Опомнитесь! Ведь вы же люди! Поселок этот ваш родной!Здесь вы живете, жили деды ваши, Друзья, не мусорьте вокруг Пусть будет наш поселок краше И радостнее будет сердца стук. М.Ф. ЧащухинаВ целом наш поселок намного чище по сравнению со многими другими и всякому приезжему это не может не броситься в глаза. Практически у каждого дома всегда чисто выметено, а в большинстве огородов трудно найти даже единую былинку сорняка. Дело в том, что первым основателям поселка были гамаюны, им генетически присуще скрупулезно-ревностное отношение к чистоте и порядку. Может быть, поэтому даже малейшее проявление беспорядка не может оставить людей равнодушными. И как верно подметила Марина Федоровна, все зависит, прежде всего, от каждого из нас. В весеннем вытаивании мусора можно обвинять кого угодно – хоть администрацию, хоть президента или хоть даже самого Папу Римского. Но без воспитания в себе внутренней культуры поведения не помогут никакие даже самые жесткие меры. И неужели нас совершенно справедливо ругают на Западе «варварами» и мы так и не сможем воспитать в себе некое чувство внутренней добропорядочности? Неужели мы так и не сможем реализовать предоставленной возможности развиваться (хотя бы в плане чистоты) по типу общехристианской европейской культуры. - Когда каждый имеет в себе некий внутренний ограничитель, табу, некий внутренний тормоз? Неужели порядок у нас может появиться только в случае жестких мер по типу царя Грозного или генсека Сталина? «Завинтить гайки» большого ума не надо и никогда это не поздно. Мы уже это не раз «проходили» и ни к чему хорошему это не приводило. Куда как сложнее навести порядок разумными человечными мерами. Когда едешь на иномарке или на мотоцикле, сказать себе: не буду я выбрасывать пустую бутылку на дорогу. Этим я нагажу не только людям и обществу, но и самому себе, своим детям, своим родным и близким. А самое главное - Самому Господу Богу, который даровал нам такую прекрасную и чистую природу. Это будет с моей стороны плевок, прежде всего в Его сторону. Святое Писание нас учит: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6,7). Все в мире взаимосвязано. Как считают религиозные философы, наша душа одноприродна Богу и бросая мусор, человек вредит одновременно своей душе, людям и Богу. Многие из нас стремятся быть православными и иногда заходят в церковь. Но сколько бы я ни стоял на молитве, но если потом я опять брошу под ноги пустой пакет (ведь никто не видит) - все было напрасно. Если же я однажды внутренне мобилизуюсь, найду в себе внутренние силы донести пустой пакет до ближайшей урны или мусорной корзины – это будет моя личная победа, несравнимая даже с самыми грандиозными военными победами. – «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16,26). Святые отцы учат, что Господь же без награды никогда не оставляет. Воздержавшись от залихватского щелчка «бычком» с балкона, я подсознательно начну себя еще больше уважать. А уважая себя, начну уважать других. Уважая других, постепенно обрету культуру общения, от чего вся жизнь постепенно наладится, карьера пойдет в году и т.д. Если раньше в дворян из крестьян превращались только в течение трех поколений, то кто же мешает в наш динамичный век сделать это быстро и сразу? Самая же опасная гибельность – это гибельность мелкого греха. Преподобный Серафим Саровский в свое время говорил, что несоблюдение поста по средам и пятницам приведет к большим бедам и потрясениям. Так потом и случилось. Большой серьезный грех можно пережить и преодолеть раз и навсегда. Потому что слишком уж он явный. И даже раскаявшегося разбойника Господь простил. Как говорят святые отцы, не существует понятия «смертного греха» корме греха нераскаянного. А мелкий повседневный грех незаметно затягивает все глубже и глубже. В каждом действии и движении человек всегда выбирает: встать ли на сторону чистоты и порядка или грязи и беспорядка. А совесть всегда подскажет «что такое хорошо и что такое плохо». По церковным канонам уже после семи лет всякий «кроха сын» это интуитивно уже чувствует и несет перед Богом личную ответственность. ^ Следующую цитату поместить в рамочке где-нибудь среди предыдущей статьи:Только в корне изменив свою жизнь, только строя свою жизнь на прочном фундаменте веры, честности, добродетели, мы можем надеяться на возрождение России в былой мощи, как духовной, так и экономической Высокопреосвященнейший Архиепископ Викентий Далее статья под рубрикой: Помощь и милосердие^ МАРФА И МАРИЯ О жизни праведных Марфы и Марии до нас дошли очень скупые сведения. Известно, что родились они в Палестине и были родными сестрами праведного Лазаря Четверодневного. Во дни земной жизни Спасителя их дом находился в Вифании, близ Иерусалима. Марфа и Мария занимались искусством рукоделия. По преданию, они работали златошвейками у жены Понтия Пилата, будущей мученицы Клавдии Прокулы. Вероятно, они и рассказали ей о пришедшем Мессии. Евангелие несколько раз упоминает имена двух сестер. Когда Христос посетил их дом, Марфа «заботилась о большом угощении», а Мария «села у ног Иисуса и слушала слово его». Подойдя к учителю, Марфа не выдержала и чисто по-женски, как хорошая и попечительная домохозяйка, воскликнула: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Доколе Марфа не укорила Христа, Он не делал ей замечаний. Теперь же Он ответил: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10,40-42). В нашем приходе в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Божиим промыслом зародилась мысль о создания православного сестричества во имя преподобномученниц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Отец Константин благословил это начинание, и даже есть, как минимум три добровольца желающих послужить ближним. Сфера деятельность сестричества довольна широкая: это в первую очередь помощь немощным, пожилым и нуждающимся людям; миссионерская и просветительская работа в поддержку семьи, противостояние абортам защита нерожденных детей; организация поломнических поездок и многое другое. Естественно, что всякое дело начинается с молитвы, поэтому просим ваших святых молитв о нашем благом начинании и ждем желающих пополнить ряды нашего сестричества. Постараемся воплотить Евангелие в нашей жизни, т.к. это необходимо для спасения наших душ. Обращаясь к верующим женщинам в день святых жён-мироносиц, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Ныне празднуем мы святое право всех женщин неизмеримо более высокое, чем всякое достоинство политическое и гражданское, — право на святость, право на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом, право на то, чтобы быть превознесенными выше всего... И это достоинство получили женщины ныне в лице жён-мироносиц». «Они несли алавастровые сосуды с миром... потому и называются мироносицами. А вам надлежит, — призывает святитель, — принести Господу Иисусу Христу золотые кадильницы, наполненные фимиамом вашего милосердия к бедным, вашей любовью, вашим состраданием. Вам надлежит идти за Христом, прижимая к груди эти золотые кадильницы, как прижимали жены-мироносицы алавастровые сосуды, идя ко гробу Христову. Идите же святым женским путем ко Христу, идите за святыми жёнами-мироносицами — и дойдете туда, где радуются они радостью вечной и бесконечной». Р.Б. Анна ДайбоваВ последующих номерах газеты мы расскажем об опыте создания подобного Сестричества при храме Целителя Пантелеимона, а также будем информировать читателя о ходе создания Сестричества при Введенском Архиерейском подворье.Далее статья: ^ РЕДКИЕ ФОТОГРАФИИ В прошлом номере была напечатана фотография нашего земляка Президента общества уральских краеведов В.М. Слукина рядом с Президентом Советского Союза М.С. Горбачевым. А вот теперь еще одна редкая фотография. Но для начала посмотрим другую «пояснительную» фотографию. На ней в первом ряду сидят прадедушка нынешнего настоятеля верхнесергинской церкви отца Константина Савченко – Кондратий рядом с его прабабушкой. А на руках у них трехлетний внук Гена - будущий Геннадий Иванович – родитель отца Константина, которого многие в Верхних Сергах помнят, где он неоднократно бывал. Во втором ряду соответственно отец и мать Геннадия Ивановича в их молодые годы. А теперь внимание. Самая интересная и редкая фотография - это вторая фотография. Оказывается, прадед Кондратий находился в самых близких отношениях с легендарным начдивом Василием Ивановичем Чапаевым. На этой второй фотографии они сидят, чуть ли не в обнимку. А с другой стороны - вполне возможно, что в хромовых сапогах сидит сам Фурманов, который написал роман «Чапаев» (по которому был снят знаменитый фильм). По поводу Фурманова гадать не будем, а то, что справа - сам Чапаев – это совершенно достоверно, так как эта фотография находится в витрине Историко-краеведческого музея города Каменска Уральского. Теперь выясняются самые неожиданные подробности из нашей отечественной истории, и уже ничему не приходится удивляться. Например, тому, что маршал Г.К. Жуков был глубоко верующим человеком. А теперь вот в литературе можно встретить, что и сам Василий Иванович Чапаев тоже был глубоко верующим и чуть ли не перед каждой атакой становился на молитву. Но дело даже не в этом, а в том, что их потомки постепенно возвращаются к вечным и непреходящим духовным ценностям, поняв всю бесперспективность любых гражданских распрей. Как недавно выразился один из нынешних политических лидеров, лимит на гражданские распри у нас исчерпан еще в прошлом веке. А нынешний кризис по сравнению с прошлыми немалыми жертвами – это просто комариный укус и может быть только небольшой удар по нашему потребительскому самолюбию. В заключение хотелось бы пригласить верхнесергинцев присылать для газеты другие редкие старинные фотографии, и мы обязательно их напечатаем. Далее статья под рубрикой: Обыкновенное чудо^ СИЛА КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ Случилась эта история еще в перестроечное время. Намечалась в одной обычной семье одна обычная свадьба. И полетели в разные города и села приглашения, чтобы торжественно отметить такое яркое событие, как выдача замуж любимой дочери. Столы ломились от яств, и гости нахваливали напитки и закуски. И только одна бабушка – Вера Трофимовна Акимова - перед вкушением перекрестила свою тарелку со словами: «Господи благослови». Все угостились на славу. Но вот беда, один из продуктов оказался несвежим и к вечеру все гости начали хвататься за животы. Многие даже попали в инфекционное отделение под капельницу (и некоторые с детьми). На место свадьбы выехала санэпидемслужба и подтвердила недоброкачественность одного продукта. А бабушка с дедом уехали домой без каких-либо признаков отравления, еще раз убедившись в силе Крестного Знамения и славя Господа за Его милость. Бакалавр богословия Полина АкимоваВ одной радиопередаче, весьма далекой от Православия, однажды прозвучала даже такая мысль, что при помощи молитвы иногда можно как бы «договориться» с болезнетворными микробами - чтобы они нас не тревожили. Хотя это и отдает оккультизмом, но Бог есть Абсолютный Дух и мы не знаем, каким образом Он регулирует взаимоотношения между тварями и творениями (в том числе человеком и болезнетворными микробами). Ведь известно, что в каждом кусочке земли содержатся тысячи, если не миллионы различных микроорганизмов. Воздух буквально пронизан миллиардами живых «пылинок», мигрирующих по всему миру. Поэтому одними только санитарными мерами от них вряд ли можно защититься. Каждый человеческий организм содержит практически полный набор известных и неизвестных микробов, и никто не знает, что иногда приводит их в активность. От чего происходят эпидемии и эпизоотии? Какие факторы способствуют обвальному размножению определенных болезнетворных микроорганизмов? (Если, конечно преднамеренно не искушать Господа Бога и не поедать испорченный продукт). Что заставляет их в определенный момент активизироваться и размножаться по принципу цепной реакции? Что заставляет массу саранчи объединяться в стаи и поедать все вокруг себя, а потом столь же неожиданно «осыпаться», «окуклиться» и опять замереть до времени? Никто не знает и скорее всего никогда не узнает. Но святые отцы указывают нам самый простой и легкий путь. - Если человек через веру и молитву, через Таинства Соборования и Причащения пытается обрести общее мирное душевное устроение и через это улучшить свое общее самочувствие (как бы наладить «добрую связь» со всем тварным Божьим миром), то это очень даже разумно и Богоугодно. Далее статья под рубрикой: Богословие и медицина^ ЗАМЕТКИ ОБ ЭВТАНАЗИИ (Эвтаназия – содействие умиранию безнадежных больных с согласия самого больного или его родственников). Я постараюсь выразить точку зрения православного христианина. Обычно эта точка зрения высказывается без каких-либо серьезных философско-богословских обоснований, а просто в высказываниях типа: «Бог дал, Бог и взял». Или: «Для нас является абсолютно недопустимым даже говорить о том, чтобы человека лишать жизни» (прот. Игорь Шестаков). Наша задача – показать, что эти фразы, отрицающие возможность применения эвтаназии не только в России, но в любом культурном обществе, имеют под собой не только религиозно-богословское, но и философско-этическое, культурологическое основание. Термин «эвтаназия» предложил Ф.Бэкон. Мы помним, что это был первый представитель эмпиризма и натурализма. В своих высказываниях он был иногда весьма экстравагантным и ему принадлежит целый ряд полуюмористических изречений. Он придумал много интересных философских ассоциаций: четыре идола, три пути – паука, муравья и пчелы и т.д. Однако он был в то же время глубоко верующим человеком, и именно ему принадлежит фраза: «Небольшие глотки науки удаляют нас от Бога, а большие приближают к нему». – То есть знание на уровне дилетантизма представляет всё ясным и простым, а более глубокий уровень знания заставляет задуматься о непознанном, о первоисточнике бытия, что неизбежно приводит к понятию Бога. Проблема эвтаназии многопланова и широка. Основные ее аспекты: 1. юридический; 2. логико-философский; 3. социально-психологический; 4. социально-экономический; 5. медицинский; 6. этический; 7. метафизический - и при этом уже чуть духовный. Последний в свою очередь можно подразделить на: а) общерелигиозный; б) христианский; в) православный. Юридически право на жизнь рассматривается как основное, неотъемлемое, неимущественное, нематериальное, естественное право человека. Однако законодательно оно было определено совсем недавно – Всеобщей Декларацией прав человека в 1948 году. Одной из сторон этого права является право на распоряжение жизнью, и многие юристы рассматривают это право как право на выбор способа умереть, или право на смерть. Обязанностью государства является обеспечение права на достойную жизнь, что достигается обеспечением доступа граждан к различным материальным и социальным благам. Логическим продолжением этой обязанности государства была бы обязанность гражданина поддерживать свою жизнь, не только как создателя этих благ, но и просто как государствообразующей единицы, субъекта, способного как пользоваться этими благами, так и производить их. Однако подобного юридического прецедента нет, вероятно, потому, что стремление жить, воля к жизни, по терминологии А.Швейцера – врожденное свойство человеческой личности. Самоубийство считалось преступлением в царской России, но это было обусловлено, скорее не социальными причинами, а религиозными. Другими законами осуждалось членовредительство, как нанесение ущерба обществу через нанесение вреда собственному здоровью, собственной трудоспособности. В основном же закон осуждает только за нанесение вреда другому лицу, но не себе, хотя нанесение вреда себе приносит часто не меньший вред обществу, чем нанесение вреда другому. Поэтому, если даже просто переформулировать право на смерть как право на нанесение ущерба своей жизни и своему здоровью, приводящее к нарушению функционирования одной из единиц структуры человеческого общества, вряд ли это право можно рассматривать как естественное. Сегодняшняя ситуация с глобальным ростом количества самоубийств во всем мире (а в нашей стране в особенности) указывает на то, что христианское отношение к самоубийству как к наиболее тяжкому греху всегда имело не только собственно внутренний, сакральный смысл, но и выступало фактором сдерживания этого роста, прогресс которого был предвидим Церковью. Кроме того, эвтаназия не есть чистое самоубийство, а самоубийство с привлечением второго, а иногда и третьего лица, в частности, врача или медицинской сестры, по отношению к которым это действие можно квалифицировать уже и как убийство, что и предусмотрено в настоящее время отечественным законодательством. И все же закон является только внешним ограничителем, ограничением действия, но никак не мыслей человека и не его мотивов (хотя и в религии, и в юриспруденции существует понятие мотивации поступка). В христианстве помысл – уже грех, хотя и менее тяжкий, чем осуществленное действие. Одно и то же действие, между тем, может быть греховным или безгрешным, в зависимости от мотивации. А в правовом поле мотивация преступления имеет большое, но не решающее значение в определении степени его тяжести и определении наказания. Поэтому юридическая сторона вопроса является одной из самых сложных. Философский аспект эвтаназии еще более многогранен. Можно рассматривать ее с точки зрения, классической немецкой философии, диалектики, экзистенциализма, феноменологии, и т.д. Проблема эвтаназии – это проблема жизни и смерти, проблема конечности человеческого существования во времени, поэтому исследование ее как феномена, или явления, приводит нас на грань бытия, грань имманентного и трансцендентного. Здесь встают вопросы о глобальном смысле нашей жизни, о ее ценности, и о правильном толковании таких понятий как гуманность, милосердие, справедливость. Находясь внутри, принимая участие в жизненном процессе, воспринимая жизнь в кантовской терминологии как совокупность явлений, мы не можем судить о конечной цели и результатах своей жизни до окончания этого процесса. И самое интересное, что мы не знаем: сможем ли мы оценить свою жизнь после ее окончания. - С материалистической, атеистической точки зрения после смерти не будет сознания, не будет меня как субъекта. А поскольку Бога тоже нет, то оценить мою жизнь смогут только оставшиеся люди, которые, во-первых, знают далеко не все о моей жизни, а во-вторых, сами скоро умрут. Этот вопрос пытались разрешить экзистенциалисты, но их усилия тоже, в конечном счете, не привели к построению логически непротиворечивой концепции. Такую концепцию можно построить, лишь предположив наличие субъекта, обладающего сознанием, субъекта трансцендентного, лежащего за пределами нашей жизни и смерти. А также наличие компонента нашей личности, не зависящего от материальной субстанции (то есть наличие души). Однако это знание уже выходит за пределы науки, за пределы философии и относится уже к метафизике или к религии. Тем не менее в пределах той же философии мы можем рассмотреть термины «гуманность», «милосердие», которыми сторонники эвтаназии пытаются оправдать ее легализацию. По статье Википедии, гуманность в общем смысле — это система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения им страданий. Для нас здесь ключевое слово – страдание. По определению страда́ние — это явление, при котором объект испытывает отрицательный (неприятный) опыт, а так же сопутствующее ему негативное эмоциональное или физическое состояние. Зачастую это сопровождается физической болью или дискомфортом. Страдание нарушает то самое право человека на достойную, комфортную жизнь, которую призвано обеспечить ему государство. Но всегда ли страдание является злом для человека? И возможна ли жизнь человека без страданий? А если нет – является ли, возможно, непреодолимое страдание поводом для того, чтобы эту жизнь самовольно оборвать? Русский философ Иван Ильин так говорит о страдании: «Страдание же есть состояние духовное, светоносное и окрыляющее; оно раскрывает глубину души и единит людей в полуангельском братстве; оно преодолевает животное существование, приоткрывает дали Божии, возводит человека к Богу, побеждает отчаяние, дает надежду и укрепляет веру. В страдании тает тьма и исчезает страх». Ильин - человек духовный, религиозный, не материалист, и в страдании он видит высокий духовный смысл. Но ведь и с философской точки зрения, страдание дает человеку опыт, определенную сумму знаний, заставляет задумываться о глобальных проблемах бытия, прививает мудрость, а после избавления от страданий позволяет более осмысленно и остро почувствовать радость и ощутить другие положительные эмоции. Конечно, в случае неизлечимого заболевания трудно полностью избавиться человеку от страданий, но кто знает, возможно, убивая его эвтаназией, мы лишим его нескольких главных минут счастья. В медицине понятия страдания и гуманности еще более узкие. Здесь в основном подразумевается страдание телесное, физическое, плюс угнетенность от осознания неизбежной, быстро приближающейся смерти. И цель медицины – избавить человека от болезни, прежде всего, физического страдания (не будем пока привлекать сюда психиатрию). Если говорить о медицине, и чисто медицинских средствах уменьшения страдания пациентов, то существует множество материалов, показывающих, что современная медицина может уменьшить практически любые страдания до вполне терпимого минимума. А опыт врачей показывает, что даже пациенты, переносящие огромные физические страдания, крайне редко просят об эвтаназии. Практически все онкологи и врачи хосписов, утверждают, что в их практике не было случаев, когда пациенты проси