Реферат по предмету "Социология"


Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества

тчян Г.М Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8. С.42-43 Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.

Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб:, 2000 - С. 32. Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, пре-зрение к созидательному труду. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т.

Студент 90-х социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М 2000, С. 64. . 2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации у студентов распределяются по вертикальной оси "утилитаризм духовность" и горизонтальной оси "коллективизм - индивидуализм".

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, со-гласно которой человек должен следовать естественным (а пони-мается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в част-ности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению муд-рости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных

подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи". Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М С. 93. И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус

студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М С. 93 Коллективистская ориентация студенчества слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего

образования и его специальностью, особенностью и уникальностью Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молоджи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб 1998. С. 119-120. . Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически

одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 236-237. В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся

в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 238-239. Характерно, что в системе образования, особенно в коммерческих

вузах, практически исчезли внеучебные формы занятий со студентами, направленные создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза. В строительные студенческие отряды ездит абсолютное меньшинство. Студенты, живущие с родителями, студенты, снимающие квартиру, и студенты, живущие в общежитии, разобщены. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов //

Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003 С. 235-236. Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет

о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности. "Общественно-политические ориентации студенчества" Ваторопин А.С Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998. М С.39 43 с одной стороны, формируются по широте всего политического

спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси "левый либерализм правый консерватизм" и горизонтальной оси "интернационализм - национализм". С другой стороны, традиционный демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается "очевидная демократическая

направленность" Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1. М 1998. С.40 . . В то время как на Западе именно студенческая молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российские студенты разобщены, не борются за свои права, не пытаются объединиться с преподавателями; согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при гарантии

отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские студенты это аполитичные люди. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб 2003 С. 238. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи.

Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-00 0-00 0lomon 00-0-0-0prompt-10 4 stx 0-1l 1-ru-50 20-about-%e2%eb%e8%ff%ed%e8%e5+%ee%f0%e3

%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%ee%ed%ed%ee%e9+%ea %f3%eb%fc%f2%f3%f0%fb+%e8+%e8%ec%e8%e4%e 6%e0+%ed%e0+%f1%f2%f0%e0%f2%e5%e3%e8%f7% e5%f1%ea%f3%fe+%ef%ee%e7%e8%f6%e8%fe+%ee %f0%e3%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%e8 00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&a mp;c=lomon&cl=search&d=HASH01cc5 454a55d2b718aaac082.3.4 3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации.

Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного

коллектива, совокупностью социальных отношений. Сам способ существования студенческой группы ("тусовки") по отношению к другим социальным группам уже носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей не студенческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом. Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих

основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении

общенациональных, региональных и местных проблем. Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов происходит "снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.)" Соколов А.В Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. С.122. Это все объясняется процессом прощания с "социалистическим"

детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким образом, все российское общество уподобилось студенчеству в его двоякой отчужденности от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а само студенчество оказалось возведенным в квадрат. Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "

За предельно короткий исторический период, с 1985 г в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения" Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12.

С.96 98 . "Возрастает стремление студенчества к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее" Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия СПб 2005 С. 114-115 В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировозренческих, духовных основ развития общества

и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствуетЛисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб - 2000; Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия СПб 2005 С. 115 В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо

учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.98 . Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

В большей части теоретических исследований студенческой молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российских студентов начала XX в. Дорожкин Ю.Н Гареев Э.С Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа -1997; Лисовский В.Т. Советское студенчество:

Социологические очерки. М. 1990; Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности СПб 2000; Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико- социологический анализ М 2001, Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. ЗАКЛЮЧЕНИЕ По результатам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

1. Студенчество представляет собой особую социальную группу молодежи, занятую подготовкой к выполнению социальной и профессиональной роли в духовном производстве и накапливающую потенциал будущего состояния общества. 2. Историческое развитие студенчества показывает его неоднозначную роль в социальных процессах в различные исторические периоды. Но прослеживается закономерность: студенчество первым вступает в процессы трансформации, но, по мере увеличения их массовости, отходит на второй план в случае, если для него

обществом не выделена своя активная социальная ниша. 3. Данное обстоятельство, как динамичность ценностных ориентаций студенчества обусловлено двойственностью, "пограничностью", промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия. 4. В связи с указанным в п. 3, диапазон трансформации ценностных ориентаций студенчества шире, чем у других

общественных слоев. Это дает возможность включения студенчества в самые разнообразные социальные группы: от экстремистских до культурно-авангардистских. 5. Между полюсами старых и новых общественных ценностей (духовных, экономических, рациональных), студенчество оказалось ближе к принятию новых ценностей, но по форме. Что касается необходимости реальных действий по их достижению, то здесь больше наблюдается уход от

личной ответственности и готовность переложить ее на других. 6. Особую значимость в указанном процессе имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия,

стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры. В результате в оценке базовых нравственных ценностей студенческая молодежь существенно расходится с

подавляющим большинством граждан. Нынешняя система образования и воспитания молодого поколения не уделяет должного внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Эта система не способствует формированию у молодых людей стремления стать полноценными участниками социально-политического и экономического процесса. В то же время, будущее России, где еще не завершился процесс самоидентификации государства в политике

и экономике, в огромной степени зависит от готовности молодого поколения активно и профессионально включиться в политическую деятельность. ЛИТЕРАТУРА 1. Ваторопин А.С Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998. 2. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М 2000. 3. Гаврилюк

В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. 4. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ СПб.: Астерион, 2005 148 с. 5. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально культурной интеграции.

СПб 1998 6. Иконникова С.Н Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания социологической молодежи.// Молодежь и образование. М 1972. 7. Инионин В.И. Университетская элитарность и демократизм студенчества. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы конференции СПбГУ. СПб 2000. 8. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации //

Социс. 1998. № 12 9. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб 1999 10. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб 1998. 11. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб 1998. 12. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума.

Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003. 13. Мкртчян Г.М Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8 14. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М 2001 15. Никонова

Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб 2000. 16. Петров В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время. // Студенчество как социальный феномен: история и современность.

Материалы студенческой конференции СПбГУ. СПб 2000. 17. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб 2000. 18. Потапова С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа. Автореферат на соиск. ст. канд. пед. наук. Казань. 2000. 19. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико социологический анализ

М 2001 20. Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк. // Студенчество в цифрах: По данным Юрьевской переписи в 1907 году, СПб 1908. 21. Соколов А.В Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. 22. Социология молодежи.

Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996. 23. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М 1996. 24. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб 1998. 25. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно экономических условиях.

Москва Воронеж. 1998 Электронный ресурс: 26. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства 27. Мещеряков Н. Новое студенчество 28. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.