АССОЦИАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 117312, Москва, Вавилова 53-2. Тел./Факс: (495) 124-82-09. E-mail: info@arett.ru. Web: www.arett.ru Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас на Диспут-клуб «Узлы экономической политики» Время проведения диспута: 20 октября 2008 года, 16:45 – 18:45 Диспут-клуб проводится Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА), объединяющей более50 ведущих аналитических центров. На обсуждение Клуба ежемесячно выносятся самые острые проблемы сегодняшней экономическойполитики. Участники дискуссии представляют альтернативные позиции по обсуждаемым вопросам.Тема диспута «Межбюджетные отношения в России: фундамент региональной политики или бюджетная балансировка?» В диспуте принимают участие Галина Витальевна Курляндская генеральный директорЦентра фискальной политики Владимир Викторович Климанов директорИнститута реформирования общественных финансов ^ Центр фискальной политики создан в 2000 году для содействия становлению в России и других странах с переходной экономикой эффективной, прозрачной и справедливой бюджетной системы на всех уровнях власти.Web: www.fpcenter.ru Институт реформирования общественных финансов создан в 2002 году для решения задач в области управления государственными и муниципальными финансами, регионального и муниципального развития, усиления научно-исследовательского потенциала экономической политики. Web: www.irof.ru На диспут приглашаются Экономисты, аналитики, студенты и все, кому интересна тема диспута. Место проведения диспута Санкт-Петербург, ВК «Ленэкспо».7-й павильон, зал 7-2 Сопредседатель Клуба,Президент АНЦЭА^ А.А. АУЗАН Сопредседатель Клуба,Член Правления АНЦЭАЕ.Т. ГУРВИЧ Основные вопросы диспута 1. Межбюджетные трансферты: поощрение иждивенчества или инструмент развития? 2. Быть или не быть минимальным социальным стандартам? 3. Нужна ли большая формализация процедуры распределения межбюджетных трансфертов? 4. Межбюджетные отношения на региональном уровне: «пережиток федерализма» или федеральный мандат? Информация к размышлению ^ Алексей Лавровдиректор департамента бюджетной политики Минфина РФ«В федеративном государстве бюджет является ключевым фактором интеграции страны и сглаживания межрегиональных диспропорций. Его территориальная «прозрачность» – необходимое условие формирования бюджетного федерализма и проведения эффективной региональной политики. В России […] нет достаточной ясности относительно критериев, механизмов и результатов перераспределения бюджетных ресурсов между регионами. Это дестабилизирует политические и фискальные отношения между центром и субъектами федерации» (Федеральный бюджет и регионы. Москва, 1999. С. 1). ^ Аллен Шикпрофессор Мэрилендского университета, США«Невозможно раз и навсегда упорядочить межбюджетные отношения, поскольку они зависят не только от законодательной среды, но и от политической ситуации. Россия находится перед выбором между двумя диаметрально противоположными сценариями развития межбюджетных отношений. Первый заключается в сильном контроле центра за субнациональными органами власти, второй – в автономии субнациональных правительств в принятии управленческих решений.» (Руководство по управлению региональными и муниципальными финансами. Минфин России. 2007) ^ Доклад о мировом развитии – 2009Всемирный банк«Несмотря на резкие различия в потенциале развития отдельных территорий, можно добиться справедливого распределения общественных благ между ними. Лучше всего это делать с помощью испытанных механизмов налогообложения и межбюджетных трансфертов. […] Однако, по ряду вполне очевидных причин, политики ищут оперативные варианты сокращения разрыва в развитии разных территорий. […] Поэтому особенно актуальным становится поиск такой стратегии, реализация которой помогла бы сбалансировать результаты развития без противодействия тенденции неравномерного роста» (Глава 8, пп. 8.102 – 8.103). ^ Бюджетное послание президента РФ23 июня 2008 года«…Сформированные к настоящему времени принципы и механизмы бюджетного федерализма и финансовых основ местного самоуправления обеспечивают необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами. Исходя из этого политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов» (Цитируется по сайту kremlin.ru) ^ Галина Курляндская«Мало кто бывает доволен текущим состоянием вещей, в том числе и в сфере межбюджетных отношений: неадекватность финансовых ресурсов для исполнения возложенных полномочий, иждивенчество нижестоящих органов власти и патернализм вышестоящих, смешение выравнивающих и стимулирующих инструментов межбюджетного регулирования, оторванность инструментов межбюджетных отношений от стратегических целей региональной политики и т.д., и т.п. Но людям свойственно быстро забывать прошлое. Оглядываясь назад и сравнивая текущую ситуацию с совсем еще недавним прошлым, понимаешь, как далеко мы продвинулись вперед за последние годы.» ^ Владимир Климанов«В настоящее время правила игры в системе межбюджетных отношений устоялись. Расходные обязательства и доходные источники закреплены за соответствующими уровнями власти; существуют и формализованы разные виды межбюджетных трансфертов. При этом набор используемых фискальных инструментов расширяется и усложняется, что свидетельствует о наличии значительного количества нерешенных проблем во взаимоотношениях различных уровней власти. Вызванная таким усложнением внутренняя противоречивость системы межбюджетных отношений становится существенным ограничением реализации амбициозных стратегий регионального развития.»