Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда Телефоны (8442) 58-80-83, 51-81-31 адрес электронной почты lyceum8@mail.ruАрифметические способы решения текстовых задач определённого видаВыполнил: Хмелёва Анастасия Алексеевна, ученица 6 В классаУчитель: Кокиева Лилия Диляверовна, учитель математики высшей категорииВолгоград, 2011 Оглавление С. Введение................................................................................................ 3 — 4 Глава I. Текстовые задачи определённого вида……………….…... 5 — 7 1.1. Определение вида текстовых задач ………...……………. 5 1.2. Правило ложного положения ……………………………… 5 — 7 Глава II. Арифметические способы решения текстовых задач «о фазанах и кроликах» ……………………………………………... 7 — 14 2.1. Задачи I группы...................................................................... 7 — 9 2.2. Задачи II группы.................................................................... 9 — 11 2.3. Задачи III группы................................................................... 11 — 14 Заключение............................................................................................ 15 Список источников и литературы....................................................... 16 Приложения .......................................................................................... 17—21 Прежде чем решать задачу – прочитай условие.^ Жак Адамар Введение. Возьмем старинную китайскую задачу: «У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?» (Задача из китайской математической книги «Киу-Чанг», составленной за 2600 лет до н. э.). Кто – то составит и начнёт решать уравнение, кто – то – систему уравнений. А сколько ребят с ходу дадут ответ, решив задачу арифметическим способом? В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.^ Актуальность исследования обусловлена необходимостью и своевременностью изучения и решения проблемы использования арифметических способов решения текстовых задач. Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учетом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учетом типа задач), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, то есть формировать и развивать общеучебные умения. Таким образом, есть все основания утверждать, что арифметические способы решения текстовых задач приучают школьников к первым абстракциям, позволяют воспитывать логическую культуру, могут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона обучения, развитию эстетического чувства применительно к решению задачи (красивое решение!) и изучению математики, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.С учетом этого и была выбрана тема исследования: «Арифметические способы решения текстовых задач определённого вида». ^ Объект исследования — текстовые задачи.Предмет исследования — арифметические способы решения текстовых задач.Гипотеза исследования. Текстовые задачи определённого вида можно решить арифметическими способами в 5 – 6 классах.^ Целью нашего исследования является исследование решения определённых текстовых задач при помощи арифметических способов. Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы нам необходимо решить ряд задач: Найти текстовые задачи определённого вида, распределить их по группам и определить способы их решения. Рассмотреть исторически сложившиеся арифметические способы решения текстовых задач. Научиться решать арифметическим способом разные конкретные задачи «о фазанах и кроликах». Вывести в общем виде «недостающие» арифметические способы решения задач.Методы исследования: 1. Поиск, анализ и синтез различных источников информации. 2. Аналогия и сопоставительный анализ методов решения задач.^ Практическая значимость заключается в расширении аппарата для решения текстовых задач вида «о фазанах и кроликах». Данный материал можно будет использовать на некоторых уроках, для проведения кружков, факультативных занятий по математике.^ Теоретическая значимость заключается в наличии алгоритма арифметических способов решения задач и перенесении результатов исследования на другие задачи.^ Глава I. Текстовые задачи определённого вида1.1. Определение вида текстовых задач В рассказе «Репетитор» А. П. Чехов приводит задачу: «Купец купил 138 аршин чёрного и синего сукна на 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а чёрное 3 рубля». Эту задачу не смог решить не только девятилетний Петя Удодов, но и его репетитор, гимназист VII класса Егор Зиберов. Надо сказать, что Чехов выбрал для своего рассказа удачный тип задачи. Такие задачи помещались во всех задачниках по арифметике, и немало «двоек» было в своё время выставлено в гимназические журналы за эти задачи. Задачи этого типа встречаются и в наших задачниках, и на олимпиадах, их называют задачами «на предположение». К сожалению, в школьных учебниках они рассматриваются не достаточно. Известно, что решение этих задач представляет серьёзные трудности для школьников. Трудно и учителю научить всех решать эти задачи, ведь текстовых задач много и не только этого типа. В работе мы подробно рассмотрим задачи указанного вида, попробуем помочь и учащимся, и учителю. Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу, что такие задачи можно условно разделить на три группы: I группа задач : два объекта, есть «головы», есть «ноги»; II группа задач : два объекта, нет «голов», есть «ноги»; III группа задач : три объекта, нет «голов», есть «ноги». Рассмотрим ниже каждую группу задач отдельно.^ 1.2. Правило ложного положения (Regula falsi). Ещё со времени древних египтян известен следующий приём решения задач. Неизвестное сначала определяется приближённо – на глаз, проверкой оценивается ошибка, и на основе этой оценки ответ исправляется. Этот приём и называется правилом ложного положения. Приложим этот приём к задаче Чехова. Предположим, что чёрного сукна было 70 аршин. Тогда синего сукна было 68 аршин. Всё чёрное сукно стоило 210 руб., а всё синее – 340 руб. Всё сукно, выходит, стоило 550 руб. Наше предположение неверно, так как стоимость всего сукна у нас оказалась на 10 руб. больше действительной. Это произошло потому, что чёрного сукна на самом деле больше, чем 70 аршин. Заметим, что увеличение количества чёрного сукна на 1 аршин при одновременном уменьшении количества синего сукна на 1 аршин вызывает уменьшение общей стоимости сукна на 2 руб. Следовательно, для того, чтобы уменьшить стоимость сукна на 10 руб., надо количество чёрного сукна увеличить на 5 аршин. Выходит, что чёрного сукна было 75 аршин, а синего 63 аршина. Обращаем внимание на то, что предположение, которое было сделано, произвольно. Можно было с таким же успехом предположить, что синего сукна было 60 аршин, 80 аршин, вовсе не было и т. д. Только ошибка всякий раз была бы другая, и для её исправления потребовалась бы другая поправка. Во дворе гуляли поросята и куры. У всех 40 животных 100 ног. Сколько было поросят и кур? Решим задачу с помощью правила ложного положения. Предположим, что поросят было 15. 1) 40 – 15 = 25 (жив.) – кур 2) 4 15 = 60 (н) у поросят 3) 2 25 = 50 (н) у кур 4) 60 + 50 = 110 (н) всего по предположению 5) 110 – 100 = 10 (н) «лишних» 6) 4 – 2 = 2 (н) больше у поросёнка 7) 10 : 2 = 5 (жив.) больше поросят 8) 15 – 5 = 10 (жив.) поросят 9) 40 – 10 = 30 (жив.) кур Ответ: 10 поросят, 30 кур. Внимание: делая разные предположения можно сделать и фантастическое, что кур не было вообще или поросят не было вообще. Такое предположение делать разумнее всего, так как оно быстрей приводит к правильному ответу. В этом случае задача решается в 5 действий. Например, кур не было, тогда: 1) 4 40 = 160 (н.) все животные – поросята 2) 160 – 100 = 60 (н.) 3) 4 – 2 = 2 н. 4) 60 : 2 = 30 (жив.) кур 5) 40 – 30 = 10 (жив.) поросят Задача решена «методом предположения» по избытку. Задача будет решена «методом предположения» по недостатку, если предположить, что нет поросят.Глава II. Арифметические способы решения текстовых задач «о фазанах и кроликах»^ 2.1. Задачи I группы Рассмотрим две задачи. 1. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов? (Задача из китайской математической книги «Киу-Чанг», составленной за 2600 лет до н. э.). (Ответ: 12 кроликов и 23 фазана) 2. У Маши в копилке сорок монет, некоторые однокопеечные, остальные пятикопеечные, на общую сумму один рубль. Сколько у неё монет каждого типа? (Ответ: 15 пятикопеечных и 25 однокопеечных монет) Казалось бы разные задачи, но можно заметить, что несмотря на различное оформление, задача про копилку и задача про кроликов и фазанов похожи и, если решил одну из них, то решать другую становится легче. Надо просто знать способ или способы решения такого вида задач. Рассмотрим решение задач этой группы разными способами.^ В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 6 голов и 20 ног. Узнать число фазанов и число кроликов.Способ 1. Метод подбора: 2 фазана, 4 кролика. Проверка: 2 + 4 = 6 (голов); 4 · 4 + 2 · 2 = 20 (ног). Комментарий: обычно это первое решение, которое приходит на ум. В ходе решения задач выясняются преимущества и недостатки этого метода решения: метод подбора удобен при действиях с маленькими числами, при увеличении величин он становится нерациональным и трудоемким. Есть стимул для поиска более удобных методов решения.^ Способ 2. Полный перебор вариантов. Решение лучше всего оформлять в виде таблицы: Количество животных Всего конечностей фазанов кроликов голов ног 5 1 6 14 4 2 6 16 3 3 6 18 2 4 6 20 1 5 6 22 Ответ: 4 кролика, 2 фазана. Комментарий: метод полного перебора удобен, но при больших величинах достаточно трудоёмок.^ Способ 3. «Метод предположения». Представим, что сверху на клетку, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? 12 (6 · 2 = 12) Но в условии задачи даны 20 ног, где же остальные? Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Значит, у кроликов 8 передних ног (20 – 12 = 8), а самих кроликов 2 (8 : 2 = 4). Тогда фазанов 4 (6 – 4 = 2). Это «метод предположения по недостатку» (у сидящих в клетке 2 или 4 ноги, а мы предположили, что у всех наименьшее из этих чисел – 2 ноги). Можно решить эту задачу «методом предположения по избытку». 4 · 6 = 24 (ноги) были бы в клетке, если бы у всех было по 4 ноги 24 –20 = 4 (ноги) лишние, это ноги фазанов 4 : 2 = 2 (фазана) в клетке 6 – 2 = 4 (кролика) в клеткеОтвет: 2 фазана, 4 кролика. Комментарий: метод предположения наиболее удобен.^ 2.2. Задачи II группы Рассмотрим задачу: Можно ли разложить 200 яиц в коробки по 10 и по 12 штук? Если можно, то найти все возможные способы решения. (Ответ: можно, 3 способа: (14;5), (8;10), (2;15) – на первом месте число коробок по 10 штук, на втором - по 12). Эта задача похожа на задачу «о фазанах и кроликах», только в ней отсутствует общее количество «голов». Иначе говоря, надо развивать способность замечать структурное сходство между задачами и переносить умения и идеи, развитые при решении одних, на другие, более сложные. Интересно, но мы не нашли дополнительного «рецепта» для решения такого вида задач арифметическим способом, кроме как методами подбора, полного перебора и предположения, используемых совместно. Решая задачи самостоятельно, мы тоже применяли эти методы. Был самостоятельно получен и апробирован на задачах «метод предположения на равных» (Приложение 1). Решим задачу про яйца этим методом. 10 + 12 = 22 – количество яиц в двух разных коробках 200 : 22 = 9 (ост. 4), равное количество коробок, 4 не делится ни на 10, ни на 12, значит, предполагаем равенство по 8 коробок 228 = 176 200 – 176 = 24 неучтённых яйца 24 : 12 = 2 коробки по 12 яиц 8 + 2 = 10 коробок по 12 яиц Ответ:8 коробок по 10 яиц и 10 коробок по 12 яиц.Найдено лишь одно решение! Недостаток этого метода заключается в том, что определяется лишь одно решение. Его можно применять только в том случае, когда остаток можно разделить, если этого не достигнуть, то придётся искать другой метод. Рассмотрим решение задач этой группы разными способами.^ В кафе стоят столики на 4 и на 7 мест. Всего на 47 мест. Сколько столиков на 7 мест может быть в кафе?Способ 1. Метод полного перебора вариантов. Возьмём 1 столик на 7 мест, лишних осталось 40 мест. Их мы получим, если возьмём 10 столиков по 4 места. Получается 47 мест, значит вариант верный. Возьмём 2 столика на 7 мест, лишних осталось 33 места. 33 места на 4 места не делится. Значит вариант не верный. Возьмём 3 столика на 7 мест, лишних осталось 26 мест. 26 мест на 4 места не делится. Значит вариант не верный. Возьмём 4 столика на 7 мест, лишних осталось 19 мест. 19 мест на 4 места не делится. Значит вариант не верный. Возьмём 5 столиков на 7 мест, лишних осталось 12 мест. 12 мест на 4 места делится. Получается 3 столика, значит вариант верный. Возьмём 6 столиков на 7 мест, лишних осталось 5 мест. 5 мест на 4 места не делится. Значит вариант не верный.Ответ: 1 или 5 столиков на 7 мест.В комнате стоят табуретки и стулья. У каждой табуретки 3 ноги, у каждого стула 4 ноги. Когда на всех табуретках и стульях сидят люди, в комнате всего 39 ног. Сколько стульев и табуреток в комнате?^ Способ 2. «Метод предположения». Если бы в комнате стояли одни табуретки, то всего в комнате было бы не 39 «ног», как в условии, а не более 35. Почему? Потому что когда на табуретке сидит человек, то у каждой табуретки – 5 «ног», и количество «ног» кратно пяти, то есть если в комнате стоят 7 табуреток, то «ног» на 4 меньше, чем требуется по условию задачи. В этом случае недостаток «ног» можно компенсировать, если заменить 4 табуретки на 4 стула.Ответ: 3 табуретки и 4 стула.^ За неделю каждый мальчик съел по 21 конфете, а каждая девочка – по 15 конфет. Сколько было мальчиков и девочек, если всего они съели 174 конфеты?Способ 3. «Метод предположения на равных». Предположим, что количество мальчиков и девочек равное, то есть 1 мальчик и 1 девочка за неделю съели 36 конфет. Если 174 конфеты разделить на 36, получится 4 человека и 30 конфет останется. А 30 конфет – это съеденные конфеты 2 девочками. Получается, что 174 конфеты съели 4 мальчика и 6 девочек. Комментарий: этот способ либо «не работает», а если «работает», то есть опасность найти не все решения. Необходимо пользоваться перебором вариантов. ^ 2.3. Задачи III группы Вот еще один пример: На складе имеются гвозди в ящиках по 16, 17 и 40 кг. Может ли кладовщик выдать 100 кг гвоздей, не вскрывая ящики? Попробуем решить задачу, составив уравнение обычным путем. Итак, допустим, что задача решена: ящиков по 16 кг будет x штук, по 17 кг – y штук, по 40 кг – z штук. Всего выдано 100 кг, отсюда уравнение: 16 x + 17y + 40 z = 100. И что делать с этим уравнением – совершенно не понятно. Но можно рассуждать и так. Ящиков по 40 кг не может быть больше двух, ведь 40 3 = 120, это больше чем надо. И два тоже быть не может, ведь 40 2 = 80, 100 – 80 =20, а 20 кг можно набрать, только вскрыв хотя бы один ящик. Может быть, взять один ящик по 40 кг, а оставшиеся 60 кг набрать, набирая ящики по 16 и 17 кг. Если взять один ящик по 17 кг, то останется 43 кг, и набрать их ящиками по 16 кг невозможно. Если взять два ящика по 17 кг, то 60 – 17 2 = 26 и целых ящиков по 16 кг не получится. Если же взять три ящика по 17 кг, то останется 9 кг, которые придется выдавать, вскрыв какой – нибудь ящик. Получается, что ящики по 40 кг нам вовсе не нужны. Если задача имеет решение, то комбинировать придется ящики только 16 и 17 кг. Значит, получается уравнение: 16 x + 17y = 100. 100 не делится ни на 16, ни на 17, и, значит, надо посмотреть, что будет получаться, если из 100 вычитать 17, 17 2, 17 3, 17 4, 17 5. Если разность будет делиться на 16, то задача имеет решение, если нет – кладовщику придется вскрывать хотя бы один ящик. 83 на 16 не делится, 66 – не делится, 49 – не делится, но 32 = 16 2, и задача решена: 17 4 + 16 2 = 100, т.е. надо выдать четыре ящика по 17 кг и два ящика по 16 кг. Это решение единственное и других вариантов нет. Можно было бы, увидев, что ящики по 40 кг для решения задачи не нужны, пойти дальше иным путем. Если взять 6 ящиков по 16 кг, т.е. подобрать такое число, делящееся на 16, которое ближе всего к 100, то окажется, что до 100 не хватает 4 кг, значит, четыре ящика из этих шести надо заменить четырьмя ящиками по 17 кг, и получим тот же результат. Задач, похожих на эту, очень много, и многие из них имеют практическое значение.В комнате 10 живых существ – людей, собак и мух. У каждого человека 2 ноги, у каждой собаки 4 и у каждой мухи – 6. У них вместе 46 ног. Как это могло получиться? Найдите все возможные варианты.^ Способ 1. «Метод предположения с полным перебором вариантов» (Приложение 2). Если взять 7 мух, получится 42 ноги и 4 останется, а 4 ноги может быть у 1 собаки или у 2 людей. Но этого быть не может, так как в условии сказано, что в комнате мухи, собаки и люди. Возьмём 6 мух, лишних 10 ног и 4 головы. Их мы получим, если возьмём 1 собаку и 3 человека. Получается 10 голов и 46 ног, значит вариант верный. Возьмём 5 мух, лишних 16 ног и 5 голов. Их мы получим, если возьмём 2 человека и 3 собаки. Получается 10 голов и 46 ног, значит вариант верный. Возьмём 4 мухи, лишних 22 ноги и 6 голов. Их мы получим, если возьмём 1 человека и 5 собак. Получается 10 голов и 46 ног, значит вариант верный. Дальше проверять нет необходимости, так как «исчезнет» человек.Ответ: 6 мух, 3 человека, 1 собака; 5 мух, 2 человека, 3 собаки; 4 мухи, 1 человек, 5 собак.^ На 1000 рублей купили 40 книг по 10, 40 и 120 рублей. Сколько книг и по какой цене было куплено? Возьмём 1 книгу по 120 рублей, лишних осталось 1000 – 120 = 880 рублей и 39 книг. 880=10x+40y (решаем как задачу II группы методом предположения по недостатку). не является целым числом, вариант неверный. Возьмём 2 книги по 120 рублей, лишних осталось 760 рублей и 38 книг. 760=10x+40y; – не целое число, вариант неверный. Возьмём 3 книги по 120 рублей, лишних осталось 640 рублей и 37 книг. 640=10x+40y; . Получается 9 книг по 40 рублей и 28 книг по 10 рублей. Вариант верный. Возьмём 4 книги по 120 рублей, лишних осталось 520 рублей и 36 книг. 520=10x+40y; – не целое число, вариант неверный. Возьмём 5 книг по 120 рублей, лишних осталось 400 рублей и 35 книг. 400=10x+40y; – не целое число, вариант неверный. Возьмём 6 книг по 120 рублей, лишних осталось 280 рублей и 34 книги. 280=10x+40y; – не целое число и отрицательное, вариант неверный.Ответ: 28 книг по 10 рублей, 9 книг по 40 рублей и 3 книги по 120 рублей.^ В пакеты вместимостью 2, 3 и 9 кг требуется пересыпать 107 кг сухофруктов. Какое наименьшее число пакетов потребуется для этого?Способ 2. Метод подбора. Если взять 11 пакетов вместимостью 9 кг, то для «лишних» 8 кг можно взять 2 пакета вместимостью 3 кг и 1 пакет вместимостью 2 кг, так что 14 пакетов достаточно. Если же взять хотя бы на 1 пакет вместимостью 9 кг меньше, то пересыпать оставшиеся не менее чем 17 кг понадобится не меньше 6 пакетов, так что общее число пакетов будет больше 14.Ответ: 14 пакетов. Простота жизненных ситуаций в задачах, приводящих к диофантовым уравнениям, заставляет предполагать, что люди, наверное, и до Диофанта умели решать такие задачи, не пользуясь какой – либо общей теорией, т.е. поступали примерно так, как это сделали мы, решая предыдущие задачи. Мы знаем, что общие теории никогда не возникают на пустом месте. Сначала появляются отдельные задачи, а уж потом находятся люди, понимающие, что наступило время перехода от таких задач к общим приемам и методам решения текстовых задач определённого вида. Мы считаем, что наша работа, в том числе и Приложения 3 и 4, помогут в этом учащимся и учителям не только нашего образовательного учреждения.Заключение Известно, что решение задач – это практическое искусство, подобное плаванию или игре на фортепиано. Научиться ему можно только подражая хорошим образцам, постоянно практикуясь. В нашей работе нет волшебного ключа, открывающего все двери, позволяющего решать все задачи. Поиск готовых арифметических способов решения выделенного типа задач и придумывание собственного были для меня новым видом деятельности. В своей работе нами самостоятельно решены задачи, для каждой приводим не все способы решения, а различные. Цель, которую мы поставили перед собой, реализована. Работа вызвала большой интерес, мы увлеклись решением задач не только сами, но и наши друзья и родители. Эта работа потребовала от автора не только определенных математических знаний и настойчивости, но и дала возможность почувствовать огромную радость самостоятельного открытия. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Арифметические способы решения текстовых задач имеют больший развивающий потенциал, чем универсальный алгебраический способ решения. Эта работа способствовала более глубокому пониманию школьной программы и расширению кругозора. Нам было очень приятно услышать от своих одноклассников: «Это похоже на задачу, которую мы уже решали, только с другими словами и числами!». Перебор вариантов, применённый нами здесь, не очень удобен в задачах с большими числовыми данными. Гораздо лучше воспользоваться общим методом, который древнеиндийские математики называли методом рассеивания или методом спуска при решении неопределённых уравнений. Но это мы оставим для продолжения работы над этой темой в следующем учебном году. Литература Дорофеев, Г.В. ЕГЭ 2011. Математика: Сдаем без проблем! Текст / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова, С.А. Шестаков, С.В. Пчелинцев. – М.: Эксмо, 2010. с. 18, 27. – 15000 экз. – ISBN 978-5-699-36077-2 Зубарева, И.И., Мордкович, А.Г. Математика. 5 кл. Текст: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2004. с.170. – 50000 экз. – ISBN 5-346-00393-2 Коннова, Е.Г. Математика. Текст: Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 5 – 8 класс. Часть I. / Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион-М,2009. с. 71, с. 73. – 5000 экз. – ISBN 978-5-91724-017-6 Пичурин, Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7–9 кл. средн. шк. М.:Просвещение,1990.с.63 – 64.– 500000экз.– ISBN 5-09-001290-3 Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс / Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. М.: Дрофа,2000. с.161 - 162. – 50000 экз.– ISBN 5-7107-3616-3 Смыкалова, Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 7 класса. Текст: СПб: СМИО Пресс, 2008. с.39 – 40, с. 42. – 2000 экз. – ISBN 978-5-7704-0144-8 Смыкалова, Е.В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса. Текст:СПб:СМИО Пресс, 2007. с.63. – 2000 экз. – ISBN 978-5-7704-00552-6 Смыкалова, Е.В. Сборник задач по математике для учащихся 6 класса. Текст: СПб: СМИО Пресс, 2008. с.94 - 95. – 2000 экз. – ISBN 5-7704-0070-6 Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе.5–11 классы.Текст / А.В. Фарков. М.: Айрис–пресс, 2007.с. 44, 24, 35. – 7000 экз. – ISBN 978-5-8112-2394-7 Чулков, П.В. Арифметические задачи. Текст: М.: МЦНМО, 2009. с.8, с. 11. – 3000 экз. – ISBN 978-5-94057-523-8 Шевкин, .А. В. Текстовые задачи в школьном курсе математики (лекция 1) http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=399Приложение 1. Способ решения «Метод предположения на равных» изначально предполагаем равное количество объектов (по одному), складываем «ноги» объектов; делим общее количество «ног» на полученную сумму; получено неполное частное, показывающее равное количество «голов» обоих объектов; находим остаток от деления; делим его на количество «ног» какого – то одного объекта; определяем, чьи «ноги» остались неучтёнными, если остаток поделился нацело; прибавляем это количество к предполагаемому равному; записываем ответ.Приложение 2.«Метод предположения с полным перебором вариантов» - способ решения задач III группы сведением к решению задач I группы составляем математическую модель – уравнение Ax + By + Cz = K, A+B+C=F; определяем объект с большим количеством ног (например A). Находим частное от деления K на A. Это граница x. предполагаем x = 1 (V = K – A), получаем By + Cz = V и B + C = F – 1. Решаем получившуюся задачу I группы; предполагаем x = 2 (V = K – 2A), получаем By + Cz = V и B + C = F – 2. Решаем получившуюся задачу I группы; процесс повторяем до границы x. записываем ответ.Приложение 3.Решение задач I группы. В клетке находятся фазаны и кролики. Известно, что у них 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке фазанов и кроликов? Предположим, что в клетке сидят только фазаны. Их 35 голов, то есть 70 ног. Остались 24 ноги. Они принадлежат кроликам. Если 24 ноги разделить на 2, получится количество кроликов, то есть 12. Остальные 23 головы – фазанов.^ По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов,Насчитать я также смог, Что шагало тридцать ног.Это вместе шли куда-то Индюки и жеребята.А теперь вопрос таков: Сколько было индюков?^ Спросим также у ребят: Сколько было жеребят? Предположим, что по тропинке шли все индюки. У них 11 хвостов, то есть 22 ноги. Осталось 8 ног, они принадлежат жеребятам. Если 8 ног разделить на 2 получится количество жеребят, то есть 4. Осталось 7 хвостов индюков.На скотном дворе гуляют гуси и поросята. Петя сосчитал количество голов, их оказалось 30, потом сосчитал, сколько всего ног, их оказалось 84. Сколько гусей и сколько поросят было на скотном дворе? Предположим, что на дворе гуляют только гуси. Их 30 голов, то есть 60 ног. Остались 24 ноги. Они принадлежат поросятам. Если 24 ноги разделить на 2, получится количество поросят, то есть 12. Остальные 18 голов – гуси.^ У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят? Предположим, что есть только утята, их 17 голов, то есть 34 ноги. Осталось 10 ног. Они принадлежат щенятам. Если 10 ног разделить на 2, получится количество щенят, то есть 5. Остальные 12 голов – утята. ^ В вольере сидят фазаны и кролики. Всего у них 12 голов и 34 ноги. Сколько фазанов и кроликов в вольере? Представим, что у кроликов, так же как и у фазанов, по две ноги (все кролики встали на задние ноги). Так как всего в клетках 12 животных, то у них окажется 122=24 ноги. Лишние 34 – 24=10 ног будут принадлежать кроликам. Поскольку каждому кролику принадлежит одна пара ног из этих десяти, то всего кроликов было 10 : 2 = 5, а фазанов – 12 – 5 = 7.^ В копилке лежало 82 р. Пятирублёвыми и двухрублёвыми монетами; всего в ней было 26 монет. Сколько пятирублёвых и сколько двухрублёвых монет было в копилке? Предположим, что в копилке все монеты двухрублевые. Их 26 монет, то есть 52 рубля. Осталось 30 рублей. Они – пятирублевые монеты. Если 30 рублей разделить на 5, получится количество пятирублёвых монет, то есть 6. Остальные 20 монет – двухрублевые.На турбазе имеются палатки и домики; всего их 25. В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если на турбазе отдыхают 70 человек? Предположим, что на турбазе все палатки. Их 25, то есть в них живут 50 человек. Осталось 20 человек. Они живут в домиках по 4 человека. Если 20 человек разделить на 4, получится количество домиков, то есть 5. Остальные 20 – палатки.Решение задач II группы. В клетке сидят кролики и фазаны, всего у них 18 ног. Узнать, сколько в клетке тех и других. Помним, что у кроликов по 4 ноги, а у фазанов по 2 ноги. Составляется математическая модель задачи – уравнение с двумя переменными, в котором x – число кроликов, у – число фазанов: 4х+2у=18. Воспользуемся методом предположения на равных: 18 : 6 = 3, значит, 3 кролика и 3 фазана. Метод предположения по недостатку: все – фазаны, 18 : 2 = 9, этого не может быть, так как были ещё и кролики. Значит, фазанов 7, (18 - 14) : 4 = 1 кролик. Метод предположения по избытку: все – кролики, 18 : 4 = 4, осталось 2 ноги, это фазан. Проверим 2 кроликов. Это 8 ног, фазанам остаётся 10 ног, значит, их 5.^ На конференции собрались марсиане, у каждого было по 7 конечностей, и земляне, у которых было по 4 конечности. Сколько было землян, если всего было 53 конечности? Составим математическую модель задачи – уравнение с двумя переменными, в котором x – число марсиан, у – число землян: 7x+4y=53. Метод предположения по недостатку: все – земляне, 53 : 4 = 13, этого не может быть, так как были ещё и марсиане. Значит, землян 8 (найдено перебором), (53 - 32) : 7 = 3 марсианина. Метод предположения по избытку: все – марсиане, 53 : 7 = 7, осталось 4 конечности, это землянин.^ Маша купила в магазине тетрадей по 13 рублей и блокноты по 15 рублей. За всю покупку она заплатила ровно 239 рублей. Сколько тетрадей и блокнотов купила Маша? Предположим, что количество тетрадей и блокнотов равное, то есть 1 тетрадь и 1 блокнот стоят 28 рублей. Если 239 разделить на 28, получится 8 штук и 15 рублей останется. А 15 рублей – это стоимость 1 блокнота. Получается, что Маша купила 8 тетрадей и 9 блокнотов.Сумма в 53 лура составлена из монет в 3 и 5 луров, а если заменить первые монеты вторыми, а вторые первыми, то она уменьшится, но не более чем в 1,5 раза. Сколько было монет в 3 лура? Если число монет в 3 и 5 луров равно соответственно x и y, то 3x + 5y = 53. Поэтому, перебирая варианты, получаем: монет в 3 лура может быть 1, 6, 11 или 16, а монет в 5 луров – соответственно 10, 7, 4 или 1. После указанной замены получатся суммы 5 + 30 = 35, 30 + 21 = 51, 55 + 12 = 62 и 80 + 3 = 83. Только во втором случае не более чем в 1,5 раза (53 : 35 > 53: 51). Таким образом, монет в 3 лура было 6.Приложение 4.Текстовые задачи вида «о фазанах и кроликах» У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят? На турбазе имеются палатки и домики; всего их 25. В каждом домике живут 4 человека, а в каждой палатке 2 человека. Сколько на турбазе палаток и сколько домиков, если на турбазе отдыхают 70 человек? Какое наименьшее количество банок вместимостью 0,7 л и 0,9 л нужно взять хозяйке, чтобы закрыть 20,5 л сока? Разменяйте 25 крон монетами по 1, 3, 5 крон так, чтобы монет было ровно 10. В копилке лежало 82 р. пятирублёвыми и двухрублёвыми монетами; всего в ней было 26 монет. Сколько пятирублёвых и сколько двухрублёвых монет было в копилке? На складе имеются гвозди в ящиках по 16, 17 и 40 кг. Может ли кладовщик выдать 100 кг гвоздей, не вскрывая ящики? ^ Распределение текстовых задач «о фазанах и кроликах» по группам и методам решения I группа II группа III группа Название группы два объекта,есть «головы»,есть «ноги» два объекта,нет «голов»,есть «ноги» три объекта,«головы» есть или нет, есть «ноги» Методы решения Метод подбораМетод полного перебора вариантовМетод предположения Метод полного перебора вариантовМетод предположенияМетод предположения на равных Полный перебор вариантов (для одного объекта)Метод предположения (для остальных)