Реферат по предмету "Разное"


Архитектура древнего египта сложение древнеегипетского искусства 4 тысячелетие до н э

Архитектура Древнего ЕгиптаАРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА СЛОЖЕНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА ( 4 тысячелетие до н. э. ) Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшимвременам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся здесь обществепамятники дают начиная с 5 тысячелетия до н. э. Древнейшими жилищамичеловека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур иплетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковыехижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в такиххижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта.Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилищатакже устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее оградеукрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ началиизготовлять кирпич- сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенныйоградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища- яма- послужил образцом идля погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками.Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят кпервобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей,духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма игробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческогоЕгипта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными иобкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченнойверхушки общества- рядовые общинники по-прежнему погребались в овальныхямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие вформе жилищ, отразилось и на различии погребений. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА ( 3200 - 2400 гг. до н. э. ) Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетскойкультуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положениезанимала архитектура, причем издревле основными сооружениями былимонументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особымзначением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные сшироко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль вэтих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечнойжизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для ихсооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчихматериал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых,продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» –явились первыми каменными постройками. Светские здания почти несохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь поизображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домахдают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”. По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека,загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждалсяв жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что иопределило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремлениесохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способыбальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего какзамену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна быласлужить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, гдепомещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить всенеобходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробницДревнего царства. Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части,где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобныепостройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми идвором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованныйкирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем сталипристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знатиуже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась;молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части,сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось иколичество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляютсякоридоры, залы и кладовые. Для истории архитектуры большое значение имело строительство царскихгробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, техническиеизобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалосьбольшое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона.Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культпредводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона былиперенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени являетсямагическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителяпри соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя.Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт,смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображеныглаза. В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалосьжелание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявиласьнеограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так каккамень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей набольшую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людейможно было построить столь гигантские сооружения. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиинаращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличениепоследнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатлениеподавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробницявилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идеявпервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династииДжосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». Имяее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, какимя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменныхзданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был дажеобожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богомврачевания Асклепием. Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов.Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей планировки, был расположенна искусственной террасе и занимал площадь в 544,9 * 277,6 м. Террасуокружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и в 9,6 м высотой.Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семимастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна нетолько формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен вкачестве основного строительного материала камень. Правда, камень еще невезде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящихколонн, они соединены со стенами, от которых зодчий не решается ихотделить. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичнымпостройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны ипилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий.Усыпальница Джосера очень важна и по своей декорировке, богатой иразнообразной. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные всвоей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместокапители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветовпапируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровыми плитами, а вряде подземных покоев - блестящими зелеными фаянсовыми изразцами,воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосерав целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим всебе замысел огромной новизны и важности с еще недостаточно зрелыми дляравноценного оформления этого замысла техническими и художественнымивозможностями. Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не быланадлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже былоосознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень былопределен как главный материал египетского зодчества. Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченноготипа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династииСнорфу (около 2900 г. до н. э. ) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту иявившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных вдревности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу(Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хуфу, построенная вероятно,зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Еевысота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфубыла сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоковвесом в основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружениепирамиды пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные блоки весили по 30тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами срасположенной в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофагцаря. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры- известняком лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицованаплитами хорошего известняка. Ее массив четко выделялся на голубом небе,являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя. Каждая из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окруженаархитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показываетзначительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса иуравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стенакоторого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающихзданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах тогоже двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению спирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. Квосточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытымкаменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строилисьтам, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от нихзеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пескипустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды вчетко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона,являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление озаупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамидеХафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей,сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал счетырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого былодва узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытыйдвор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальшебыли расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасадворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которыестерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имелизал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого былирасставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня. Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знаниеконструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах припирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Всядекорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостейразличных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасногармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и салебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долинесоставляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленогодиорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера. Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий(около 2700- 2400 гг. до н. э. ). Хотя эти усыпальницы и сохраняют всеосновные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резкоотличаются от грандиозных памятников их предшественников. Они намногоуступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольшихблоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IVдинастии легло слишком тяжелым бременем на экономику страны, отрывая массунаселения от земледельческих работ, и вызвало недовольство номовой знати.Возможно, что результатом этого недовольства явилась происшедшая около 2700г. до н. э. смена династии. Новые фараоны были вынуждены считаться сномовой знатью и не могли напрягать все силы страны для сооружения своихгробниц. Тем большее внимание уделялось ими оформлению храмов, котороетеперь и должно было выражать основную идею гробница фараона- прославлениецарской власти. Стены этих заупокойных храмов и залов в воротах сталипокрываться цветными рельефами, прославляющими фараона, как сына бога имогучего победителя всех врагов Египта. Богини кормят его грудью, в образесфинкса он топчет врагов, из победоносного похода прибывает его флот.Размеры храмов при пирамидах увеличивались, их архитектурное убранствоусложнялось. Именно здесь впервые появляются ставшие потом стольхарактерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны вформе связок нераспустившихся папирусов. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделялиоформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектурытого времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны -в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемыесолнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменныйобелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; онстоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как ипирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА ( 21 в. - начало 19 в. до н. э. ) Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, также как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвалиэкономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правителиобластей, номархи, начали борьбу против фараона, и около 2400 г. до н. э.Египет распался на отдельные области. В 21 в. до н. э. началось новоеобъединение страны. Это объединение было нужно основной массерабовладельцев, так как только при едином государственном управленииоросительной системой, которая питалась одной для всей страны большойрекой, в Египте могло успешно развиваться земледелие. В течение 21 в. шла напряженная борьба между номами. Победителями вышлиюжные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получиввласть над всей долиной Нила, образовали XI династию фараонов. После новогообъединения страны правители этих областей не сразу подчинились фараонам-фиванцам и неоднократно устраивали заговоры с целью захвата престола. Несмотря на сложную политическую обстановку, Аменемхет I и егопреемники, опираясь на основную массу рабовладельцев, сумели сохранитьединство страны и укрепить ее внутреннее и внешнее положение. Одновременнос укреплением внутреннего положения страны шло завоевание соседнихобластей, в первую очередь Нубии, откуда поступали рабы и золото. Общий хозяйственный подъем, рост ряда городов, усилившийся обмен- всеэто способствовало расцвету культуры. Время Среднего царства справедливосчитается одним из наиболее значительных периодов развития литературы иискусства Древнего Египта. Очень важным моментом явилось возобновление строительства пирамид.Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды Аменемхет I,который решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом связьс гробницами предков, - шаг достаточно трудный в условиях мировоззрениядревних египтян. Предшественники Аменемхета I, фактические объединителиЕгипта - фараоны XI династии, сделать это не решились. Они оставили своигробницы в Фивах, прибегнув в их оформлении к своеобразному компромиссу-сочетанию пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболеезначительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и IIIв Деир-эль-Бахри. По традиции к ней из долины вела огражденная каменнымистенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницысоставлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой былустроен портик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторуютеррасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонныйзал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида,основанием которой служила естественная скала. С западной стороны зала спирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находилиськрытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля исвятилище были вырублены в скале, а гробницы фараонов - под гипостилем. Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XIдинастии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидойколоннад позволили зодчему добиться гармоничного сочетания двухъярусноголеса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделяющих яркосверкающее на солнце желтовато-белое здание храма. Естественно, что столь замечательный памятник имел существенноезначение в развитии египетской архитектуры, в частности для фиванскогозодчества Нового царства. Однако в архитектуре Среднего царства он остался единичным явлением,так как возобновившееся при Аменемхете I строительство царских гробниц ввиде пирамид и стремление фараонов начала XII династии всемерно подражатьпамятникам Древнего царства заставили египетских зодчих вернуться кобразцам этого периода. Действительно, планировка пирамид и заупокойных храмов начала XIIдинастии полностью совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VIдинастий. Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружениегигантских пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах итехнике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились( пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в107 м ), строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец,причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемькаменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и ксередине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходилидругие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня,кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами,соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовкатолько и сдерживала здание пирамиды Среднего царства. Не удивительнопоэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой грудыразвалин. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкалнебольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шелкоридор к монументальным воротам в долине; по –прежнему вокруг пирамидрасполагались мастаба придворной знати. ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА Искусство времени XVIII династии ( 16 - 15 вв. дон. э. ) Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданылучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе инаиболее известные архитектурные памятники. Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутыйпрямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяладорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружнойстене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилономставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находилсяоткрытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее всебе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобныепомещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели болеевысокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет.Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило вхрамах Нового царства широкое применение и явилось наряду с усилением роликолоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этогопериода. К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в томчисле и оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский иЛуксорский. Первый из них был главным храмом бога Амона и официальнымверховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украситьКарнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как наего стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях -летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак являетсяи важным источником для изучения египетского искусства, потому что над егосозданием работали лучшие мастера, а в его залах стояло множество статуй. Поскольку Карнак строился в течение веков различными зодчими,естественно, что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложныйкомплекс. Первым крупным этапом в строительстве Карнака следует считатьсооружение в конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенногознаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона.Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находилсянеглубокий, но широкий колонный зал, далее– пилон меньших размеров, затем -прямоугольный двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояликолоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилищевремени Среднего царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основныечерты храмов Нового царства. В стилистическом отношении это был гармоничныйпамятник. Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовалачеткости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIIIдинастии строгом стиле. Однако вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшимидобавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелискизаполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройныйзал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны былпристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн. Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы,произведенные здесь при Аменхотепе III, когда перед храмом зодчимАменхотепом, сыном Хапу, был построен огромный пилон и все святилище былообнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храмнебывалых еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился и облик другихсвятилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храмабогини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторонподковообразным озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм сбоков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгостьплана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала былапродолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннадамежду пилоном и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяяпуть торжественных процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храмааллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной дляегипетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодарякоторой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобнойколоннады было тем более удачным, что она словно продолжала линию дороги ивнутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной сменеэтапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества. Это новоепонимание внутреннего пространства было важным достижением египетскойархитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру принциппоследовательного восприятия ее во времени. В то же время такая колоннадаукрашала храм, усиливая в нем ту декоративность, которая все большеразвивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III сталаодной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развитиябыло оформления храма Мут с его пышной центральной колоннадой и обилиемпортиков и скульптур, отражавшихся в воде озера. Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванскоесвятилище бога Амона - Луксорский храм. Построенный здесь при АменхотепеIII на месте древнего святилища, он считается по праву одним из основныхегипетских архитектурных памятников. Планировка храма отличаетсяисключительной четкостью, помещения расположены почти совершенносимметрично. В самой глубине здания находились окруженные культовымипомещениями молельни со статуями богов. Перед храмом был расположен большойдвор с портиками, перед которым был запроектирован еще больший двор сгигантской центральной колоннадой по главной оси. Однако этот двор построенне был, и при Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннадуиз четырнадцати колонн по 20 метров высотой, с капителями в виде раскрытыхпапирусов. Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Новогоцарства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение иприобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральнаяколоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно,оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей[1], также как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было 151). ПослеЛуксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн. Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младшийсовременник своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел впостроенных им храмах центральную колоннаду, роль которой была стольплодотворной для последующего развития египетской архитектуры. Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительстваАменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ -Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа IIIнапротив, на западном берегу – как бы уравновесило храмы северной частиФив, а соединявшие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще болееспособствовали созданию единого архитектурного комплекса. В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царскиехрамы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположилисьна западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделилисьтеперь от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперьв отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идеятакого нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчемуИнени, о роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше. Заупокойные царские храмы строились теперь так же, как и другие храмыXVIII династии; постепенно развиваясь, они превратились в монументальныездания с массивными пилонами и аллеями сфинксов. Особенно был велик храмАменхотепа III[2], от которого сохранились лишь две гигантские статуифараона, стоящие перед пилоном. Эти статуи, названные впоследствии грекамиколоссами Мнемона, достигают 21 м в высоту. Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицыХатшепсут, знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н. э.). Она построиласвой храм у скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династииМентухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнутьсвою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность своегостоль необычного для женщины обладания престолом. Этими же побуждениямиобъяснялось и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепов. Однако храмХатшепсут явно превосходил последний как размерами, так и богатствомдекорировки. Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур,храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна наддругой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформленыколоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиесялинии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись вто же время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгиепротодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. Всвятилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храмасоответсвовала и внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитамиполов, инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этогозамечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта ичеловек, близкий к царице. ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ ( конец 15 – начало 14 в. до н.э. ) Конец XVIII династии – это период, имевший совершенно исключительноезначение в истории египетского искусства. Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатствзнати и тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияниепридворной знати и жречества и противопоставляло их царской власти. Врезультате началось новое обострение отношений между фараоном ирабовладельческой знатью, разбогатевшими жрезами, особенно жрецами гланогоегипетского храма бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытыйконфликт в начале 14 в. при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провелбольшую социальную и религиозную реформу. Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древнихбогов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истиннымбожеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов былизакрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано.Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, гденаходится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», чтозначит «Небосклон Атона».По названию места раскопок столицы Аменхотепа IVвесь период его царствования часто называется “амарнским”. Сам он такжепринял новое имя – Эхнатон – “Дух Атона”. Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и вискусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, ужепамятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаютсяот всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных егозданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, ихтерритории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однакоони имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями новогокульта, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооруженияхрамов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имелихарактерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном изкирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, нихудожественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам передпилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенныхпортиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмамсухость и однообразие. Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцыпредшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнскиедворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданскойархитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны иобрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной дляприемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим,перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворцабыл с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердоустановлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которогостояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной частидворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороныфасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за нимипомещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были иколонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих внизголовами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны снеобычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидныекапители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветныхфаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной частидворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Этипомещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородныхдворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшенычудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены издворцового быта . В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тесты по фармакалогии
Реферат Лоббизм как политический институт
Реферат 1. Це Положення визначає методологічні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про податкові різниці та її розкриття у фінансовій звітності
Реферат Migration Towards The Brave New World Essay
Реферат Поэт и поэзия в лирике Маяковского
Реферат Совершенствование планирования реализации продукции на ФГУП «Комбинат питания» г. Москва
Реферат «Холокост: память и предупреждение»
Реферат Сутність процесуальних гарантій у кримінальному судочинстві
Реферат Лингвистические интерференции в феноменологии
Реферат Доисторический и исторический периоды развития человека
Реферат Љонцепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби
Реферат Олександр Македонський
Реферат Еволюція управлінського (господарського) обліку
Реферат Career Review Pharmacist Essay Research Paper IntroductionOn
Реферат Методика використання кімнатних рослин у навчально-виховній роботі з біології