Реферат по предмету "Разное"


Артистизм как феномен музыкального искусства (На материале музыки для баяна и аккордеона)

На правах рукописиКОМАРОВ Владимир АлександровичАРТИСТИЗМ КАК ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА(На материале музыки для баяна и аккордеона)Специальность 17.00.02 – музыкальное искусствоАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведенияСаратов 2010 Работа выполнена на кафедре народных инструментов Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. РостроповичейНаучные руководители: доктор искусствоведения, профессор Демченко Александр Иванович кандидат искусствоведения, доцент ^ Лебедев Александр ЕвгеньевичОфициальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Долинская Елена Борисовна кандидат искусствоведения, профессор Малышева Татьяна Федоровна^ Ведущая организация: Уфимская государственная академия искусств имени З. ИсмагиловаЗащита состоится 8 декабря 2010 года в 11 часов 30 минут на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 210.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова по адресу: 410012, Саратов, пр. Кирова, 1.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. СобиноваАвтореферат разослан «___» __________ 2010 годаУченый секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения А. Г.Труханова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Феномен артистизма в музыкальном искусстве выступает как неотъемлемая часть процесса передачи художественной информации, важнейшее средство коммуникации исполнителя и аудитории. Взаимодействие музыканта с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания, и потому эффективность эстетического воздействия неразрывно связана с артистизмом исполнителя, его способностью выстраивать свое поведение в соответствии с законами сценического действия, принципами сценической драматургии. В истории музыкального искусства есть немало известных исполнителей, чей артистический облик стал олицетворением подлинного художественного мастерства, приобрел оттенок легендарности, эпохальности. Среди таких музыкантов можно упомянуть Ф. Листа, А. Рубинштейна, Ф. Шаляпина, М. Юдину, С. Рихтера, М. Ростроповича и других великих творцов. Упоминание о них неизбежно вызывает в умах современников воспоминания о незаурядном обаянии этих личностей, магическом воздействии их артистических натур, а, порой, и гипнотическом влиянии на публику. И это не случайно, поскольку подлинное мастерство музыканта влечет за собой целый комплекс личностных качеств, среди которых артистизм становится одним из ведущих. Механизм воздействия известных исполнителей на слушательскую аудиторию никогда не был предметом серьезного изучения, равно как и само понятие артистизма. Категория артистизма всегда оставалась атрибутом художественной речи, синонимом совершенного владения каким-либо ремеслом. Вместе с тем важность артистизма как феномена художественного творчества подтверждается живой практикой искусства, анализом многочисленных трудов по истории музыкального исполнительства, необходимостью документальной фиксации культурного наследия прошлого. Все это и формирует актуальность данного исследования, составляет ключевые направления научного поиска. Артистизм в сфере музыкального исполнительства в последние десятилетия приобрел особую значимость по причине усилившегося воздействия СМИ, чрезвычайно расшившегося информационного поля. Известные исполнители все чаще выступают в роли ведущих различных телепередач, музицируют в прямом эфире. Внешняя атрибутика различных проявлений исполнительского творчества приобретает все большее значение, при этом исполнитель зачастую выступает как продюсер и менеджер. Меняется структура современного музыкального инструментария. Все чаще проводниками нового, современного в отечественной музыкальной культуре становятся баян и аккордеон. Универсальность этих инструментов, их способность бытовать как в любительской, так и в профессиональной среде, воспроизводить как традиционную академическую музыку, так и активно развиваться в русле эстрадно-джазового направления, позволяет им существенно расширять поле своего художественно-эстетического, а также информационного влияния, задавать модус того или иного сценического имиджа. Решающим фактором зачастую становится портативность данных инструментов, позволяющая исполнителям совершенно иначе выстраивать пластику движений, добиваться мобильности на сцене, гибко подстраиваться под условия концертного зала. Круг проявлений сценического артистизма при этом существенно расширяется за счет включения танцевальных движений (в эстрадно-джазовой музыке), возможности прямого зрительного контакта с залом, создания различных акустических и визуально-игровых эффектов. В рамках данной работы предпринята попытка обобщить опыт интерпретации как традиционно-академической музыки, так и музыки эстрадно-джазового направления. Подобный подход преследует цель наиболее всесторонне рассмотреть комплекс проявлений артистизма, выявить доминантные черты феномена. Объект исследования – артистизм как важнейшее качество исполнительской деятельности. Основным свойством объекта является его коммуникативная природа, нацеленность на аудиторию. Артистизм рассматривается как одно из средств воздействия на слушателей, неотъемлемый элемент интерпретации.Материалом исследования стали записи известных отечественных исполнителей, сделанные в разные годы на грампластинках, CD, DVD, а также видеозаписи с концертов. Выбор материала обусловлен наличием широкого общественного признания исполнителей, популярностью записанных произведений, несомненной художественной значимостью исполняемой музыки. Подобный подход диктуется необходимостью получения наиболее объективных результатов исследования, опоры на сведения, получившие свою историческую и художественную оценку. Музыка, оказавшаяся в центре аналитической работы, создавалась на протяжении второй половины XX века преимущественно отечественными композиторами (исключение составляют некоторые произведения эстрадно-джазового направления, принадлежащие зарубежным авторам). В диссертации сознательно не подчеркивается разделение музыки на «аккордеонную» и «баянную», поскольку современная исполнительская практика постоянно демонстрирует свой универсальный характер: аккордеонисты все чаще берутся за произведения, ранее исполнявшиеся лишь баянистами, а баянисты активно заимствуют сугубо аккордеонный репертуар. В рамках традиционно-академического направления рассматриваются не только крупные сочинения академического репертуара, но и произведения на фольклорной основе, в которых традиционный песенно-танцевальный материал представлен в виде развернутых (нередко многочастных) композиций. Став важной частью баянной литературы, данные сочинения органично вошли в структуру академических концертных программ и в полной мере отражают универсальный характер баянного репертуара. Именно в силу вышеупомянутых обстоятельств в качестве объединяющего понятия используется термин «традиционно-академическое направление». Необходимо отдельно отметить сочинения эстрадно-джазового направления, анализируемые в рамках данной работы. Далеко не вся подобная музыка создавалась в оригинале для баяна и аккордеона. Один из примеров тому – произведения А. Пьяццоллы, написанные для бандонеона1, а также многочисленные мелодии из кинофильмов, популярные вальсы, польки, латиноамериканские танцы. Аргументом в пользу привлечения данного музыкального материала к рассмотрению в рамках диссертации стало то, что эти сочинения прочно закрепились в репертуаре музыкантов эстрадного направления, стали его неотъемлемой частью и отражают суть происходящих внутри него процессов. Использованные в работе аудиовизуальные источники представляют широкий спектр исполнительских направлений, стилей, традиций. Анализ грамзаписей и CD позволил лучше понять особенности исполнительской интерпретации, выявить различия трактовок известных произведений представителями московской, петербургской и провинциальных школ. Изучение видеозаписей и DVD позволило оценить внешние проявления артистизма, сопоставить индивидуальные манеры исполнителей, их сценическое обаяние, способы общения с публикой. Предмет исследования – механизмы сценического поведения музыканта-исполнителя, возникающие под воздействием различных особенностей мышления музыканта, его психоэмоциональной организации, художественно-эстетических представлений. Особое внимание уделено сравнительному анализу индивидуальных моделей сценического поведения, выявлению факторов, влияющих на их формирование.Цель исследования – определить структуру артистизма и закономерности его воплощения в исполнительской деятельности.Задачи исследования: выявить психологические предпосылки артистизма; установить художественно-эстетические проявления артистизма как явления творческой деятельности и определить значение личности исполнителя; рассмотреть характер проявлений артистизма и выделить типы артистизма; проанализировать проявления артистизма на материале традиционно-академической и эстрадно-джазовой музыки и выявить их характерные особенности; изучить модели сценического поведения и выявить доминантные черты артистизма отдельных групп исполнителей. Комплексная природа артистизма включает психологическую, художественно-эстетическую и музыкально-исполнительскую составляющие. Это обусловливает методологию исследования, которая основывается на междисциплинарном синтезе, объединяет достижения музыкознания, педагогики, эстетики и психологии. Основные дефиниции сформулированы на основе анализа работ по истории баяно-аккордеонного искусства, свидетельств музыкантов-исполнителей, а также собственных наблюдений. Базовыми в диссертации являются теоретические положения об артистизме, изложенные в работах А. Алексеева, О. Булатовой, В. Загвязинского, В. Ражникова, М. Харлапа, Г. Цыпина и других. Атрибутика артистизма как феномена сценической деятельности исследовалась нами на основе работ Е. Вахтангова, Б. Захавы, И. Лисовец, В. Немировича-Данченко, К. Станиславского, Ю. Стромова, Г. Товстоногова, М. Щепкина и других. Анализ художественно-эстетических закономерностей проявления артистизма в музыке делался с опорой на труды Л. Бочкарева, Ю. Бычкова, Ж. Вагановой, А. Демченко, Л. Майковской, Е. Назайкинского, В. Петрушина и других авторов. При рассмотрении исполнительских проявлений артистизма использовались работы М. Глинки, П. Чайковского, Ф. Шаляпина, А. Гольденвейзера, Г. Нейгауза, С. Фейнберга, Ф. Липса.Научную новизну исследования составила выдвинутая в диссертации тема (впервые сформулированная и ставшая предметом специального рассмотрения), а также материал исследования, а именно баяно-аккордеонная музыка. Одной из первых предпринята попытка классифицировать артистизм согласно предложенным типам, для чего использовалась специальная методика, опирающаяся на междисциплинарный синтез, обобщение данных исследований в смежных научных дисциплинах. Впервые проанализированы различные модели сценического поведения, определена зависимость проявлений артистизма от таких характеристик личности, как психическая активность, эмоциональность. Установлена степень воздействия на механизмы сценического поведения таких свойств мышления, как рациональность и эмоциональность.Положения, выносимые на защиту: артистизм возможно классифицировать по направленности исполнительского восприятия и основываясь на этом выделить интровертный и экстравертный типы артистизма; степень выраженности проявлений артистизма зависит от психической активности и эмоциональности личности; индивидуальная модель артистизма зависит от баланса рационального и эмоционального в структуре мышления исполнителя, а также устоявшейся манеры и художественно-эстетических предпочтений исполнителя.Теоретическая значимость. Феномен артистизма получает проблемно-научное освещение с опорой на труды из различных сфер научного знания. В работе зафиксирована атрибутика артистизма, выявлены его типы. Артистизм рассматривается в контексте механизмов поведения, закономерностей концертно-сценического действия. Анализируются коммуникативные свойства артистизма, процессы взаимодействия музыканта и публики, различные модели исполнительского поведения.Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования в концертной работе исполнителей на баяне и аккордеоне, а также в работе со студентами. Аналитическая часть и выводы могут быть использованы в следующих учебных курсах: «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Концертмейстерский класс», «Методика обучения игре на русских народных инструментах (баян-аккордеон)», «Музыкальное исполнительство и педагогика», а также в самостоятельной работе студентов вузов.Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре народных инструментов Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М. Ростроповичей. Положения работы были изложены в докладах на российских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы современного искусствознания» (Оренбург, 2008, 2009, 2010), всероссийских конференциях «Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования» (Оренбург, 2008, 2009, 2010), на мастер-классе для специалистов в области культуры и искусства (ФПК ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2010), в монографии, а также в научных статьях в изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты исследования на протяжении ряда лет активно используются в педагогической работе диссертанта на кафедре народных инструментов ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, Оренбургском областном училище искусств.Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. Деление диссертации на две главы обусловлено необходимостью теоретического обоснования основных положений (Глава I), а также детального анализа материала с точки зрения его практической реализации (Глава II). В приложении приведены схемы, разработанные в ходе анализа структуры артистизма и наглядно представляющие динамику внутренних процессов изучаемого феномена.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо Введении сформулирована актуальность темы диссертации, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, показаны изученность темы, методологические основы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, определены теоретическая и практическая значимость, описана апробация работы и структура диссертации. Обоснована необходимость раздельного рассмотрения проявлений артистизма на материале традиционно-академической и эстрадно-джазовой музыки, а также нецелесообразность разделения репертуара на «баянный» и «аккордеонный». Подчеркнута универсальность баянно-аккордеонной литературы, которая в рамках академической традиции вбирает в себя обширный пласт музыки на фольклорной (а также quasi-фольклорной основе), а в части развлекательных жанров не только опирается на оригинальные сочинения, но и активно заимствует наиболее популярные эстрадные композиции.^ В Главе I «Артистизм как поведенческий феномен. Определение основных понятий» уточняется терминологический аппарат, устанавливаются взаимосвязи ключевых понятий: артистизм, перевоплощение, автокоммуникация, а также анализируется воздействие на характер проявлений артистизма таких качеств личности как психическая активность, эмоциональность. Как показал комплексный анализ работ известных музыкантов, исследователей, педагогов, непременным условием возникновения сценического артистизма является способность к перевоплощению и автокоммуникации. Умение вживаться в образ, проникаться настроением музыки, а также вступать в диалог с собственным «я» позволяет исполнителю вырабатывать наиболее адекватные способы сценического воплощения музыкального материала, кратчайшим путем налаживать контакт с аудиторией. Немаловажным фактором формирования эффективной модели сценического поведения является умелое использование кинетических средств – телесной экспрессии, пластики движений. Все это наделяет исполнителя личностной, персональной запоминаемостью, формирует неповторимый облик артиста. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства современников о выступлениях Ф. Листа, а также выдающихся пианистов XX века – В. Софроницкого, М. Юдиной. Непревзойденным мастером сцены был Ф. Шаляпин, чей «вокальный театр» производил неизгладимое впечатление на слушателей, а искусство грима вплоть до настоящего времени служит образцом для многих молодых певцов. М. Глинка и П. Чайковский, описывая процесс создания своих сочинений, неоднократно упоминают о том, насколько близким становился им воплощаемый в музыке образ и как искренне переживали композиторы страдания и гибель своих героев. В исполнительстве на баяне в XX веке сформировалась целая плеяда исполнителей, чей артистический облик неразрывно связан с яркими страницами баянного искусства. Среди таких баянистов Ю. Казаков, И. Паницкий, Ф. Липс, В. Семенов, А. Скляров, О. Шаров, Ю. Шишкин, а также музыканты эстрадного направления А. Беляев, В. Ковтун, Б. Тихонов и другие. В работах исследователей творчества этих музыкантов непременно подчеркивается исключительное обаяние их артистических натур, невидимый магнетизм, свои особые приметы интерпретации. При этом на первый план в облике каждого отдельного исполнителя зачастую выходит одно или несколько доминантных качеств, характеризующих их как мастеров крупноплановой драматургии (Ю. Казаков, О. Шаров), «музыкантов-мыслителей» (Ф. Липс), непревзойденных «лириков» (И. Паницкий), блестящих виртуозов (А. Скляров). Важнейшим аргументом в пользу чрезвычайной важности кинетических средств является специфическая баяно-аккордеонная манера исполнения, а именно игра стоя. Присущая в большей степени исполнителям эстрадно-джазовой музыки, она совершенно по-новому освещает все проявления сценического артистизма. Подобная форма исполнения дает возможность музыканту двигаться по сцене, взаимодействовать со слушателем посредством персонального обращения к нему взглядом, жестом, движением корпуса. Все это придает особую легкость и шарм, добавляет музыке динамизм, создает атмосферу непринужденности, игры со слушателем и с инструментом. Зачастую баянист (аккордеонист) выступает на сцене не один, а совместно с оркестром, либо ансамблем. Совместная игра предполагает ряд приемов сценического поведения, продиктованных как технологическими особенностями ансамблевой игры, так и направленных на активизацию слушательского внимания. К первым можно отнести необходимость ауфтакта, чередование solo и эпизодов совместного звучания. Во второй группе – спектр приемов организации сценического действа. Здесь и обыгрывание различных воображаемых ситуаций, мизансцен (диалог, спор, состязание, пародия), эмоциональных состояний (удивление, драматизм, согласие), и передвижение с инструментами по сцене, танец, мимика и другое. Характер проявлений артистизма определяется целым рядом факторов, среди которых важнейшими являются такие свойства личности как психическая активность, эмоциональность. ^ Психическая активность, трактуемая как тяга быть деятельным, стремление к самовыражению, определяет продуктивность действия коммуникативной составляющей концертного общения, эффективность контакта исполнителя и слушателей. Эмоциональность, понимаемая как совокупность особенностей протекания разнообразных аффектов и настроений человека, непосредственным образом влияет на степень выраженности тех или иных проявлений артистизма. Как показывает анализ литературы, а также собственные наблюдения, эмоциональность исполнителя, свойства его темперамента напрямую влияют на проявления его артистических черт. Зачастую внутренние качества натуры музыканта позволяют говорить о том, что он в большей степени «романтик», либо, наоборот, обладает доминирующими чертами классического мышления, тяготеет к эмоциональному высказыванию, либо, наоборот, рационален. Все это самым непосредственным образом корректирует проявления артистизма. Кроме того, в репертуаре баянистов (аккордеонистов) существуют различные направления музыки, которые порождают специфический спектр сценических проявлений. Баян и аккордеон, как известно, одинаково успешно функционируют и как академические инструменты, и как инструменты эстрадно-джазового направления. Для каждого из этих ответвлений характерен свой особый репертуар, манера подачи, отличные друг от друга стили интерпретации музыки. Анализ особенностей восприятия различной музыки показал целый ряд различий в способах ее преподнесения. Наиболее существенные из них состоят в том, что академическая музыка для своего постижения требует глубокой сосредоточенности, а нередко и аналитической работы с авторским текстом; разрядка переживания происходит преимущественно в образах представлений и фантазии. Эстрадная музыка, наоборот, предполагает большую открытость, динамизм в подаче музыкального образа: сосредоточенность уступает место активному действию, разрядка переживания происходит в основном в активном движении. Академическая музыка, в которой широко представлены крупные формы, требует от исполнителя умения выстраивать форму, чувствовать драматургию, планировать кульминационные фазы. Сам комплекс выразительных средств индивидуально неповторим: все его составляющие стремятся к оригинальности и самобытности, а наиболее существенная роль принадлежит мелодии, гармонии, тембровой композиции. В эстрадной музыке наоборот превалируют малые формы (миниатюры), а в структуре музыкально-выразительных средств наиболее существенную роль играет ритм. При этом комплекс музыкально-выразительных средств имеет тенденцию к унификации, основан зачастую на повторяющихся элементах, шаблонах. Исполняя академическую музыку, интерпретатор руководствуется, прежде всего, эстетическими соображениями; его задача – через собственное сосредоточенное восприятие музыки обратить слушателя к индивидуальным переживаниям художественного содержания. В тесной связи с этим находятся и проявления его сценического поведения: исполнитель в этой ситуации обращен внутрь себя и проявления его артистизма тяготеют к интровертному типу. Исполняя музыку развлекательного плана, музыкант подчинен логике общего движения, его задача – посредством максимально динамичного воздействия охватить наибольшее количество слушателей, вовлечь их в процесс совместного восприятия. Следствием подобного воздействия будет тенденция к растворению самосознания слушателя в коллективном переживании. В этом случае в структуре артистизма доминируют проявления экстравертной направленности. Выделенные типы артистизма (интровертный и экстравертный) репрезентируют два различных типа поведения исполнителя на сцене, две отличные друг от друга интерпретаторские модели. Стремление к самовыражению, потребность контакта с публикой в зависимости от степени эмоциональности музыканта диктует тот или иной тип поведения на сцене, определяет характер артистических проявлений.В Главе II «Артистизм и музыкальное произведение. Формирование моделей поведения» детально анализируются проявления артистизма на материале традиционно-академической и эстрадно-джазовой музыки. Как показало исследование, первый тип артистизма (интровертный) наиболее ярко проявляется у исполнителей традиционно-академического репертуара. Стиль поведения таких музыкантов в большей степени опирается на самоуглубленное переживание музыки. Центр эмоционального восприятия смещен в сферу внутренних эмоций, а для сугубо внешних проявлений артистизма характерны сдержанные движения рук, корпуса, скупая мимика. Наиболее наглядно это проступает в интерпретациях известными отечественными баянистами В. Дукальтетенко, С. Войтенко, В. Галкиным, А. Полетаевым, О. Шаровым концертов для баяна с оркестром А. Репникова (№ 2, 3), Н. Чайкина (№ 1). Активное взаимодействие солиста и оркестра, подпитываемое духом концертного «соревнования», создает целый ряд ситуаций «несогласия», борьбы, напряженного диалога в рамках объект-субъектной оппозиции. Все это порождает необычайно действенный характер музыки, а любые проявления исполнительского «я» превращаются в важные элементы драматургии, становятся отличительными чертами артистического облика. Доминирующее значение интровертного типа артистизма выявлено в ходе анализа наиболее известных сочинений в жанре баянной сонаты. Исполнения сонат В. Золотарева (№ 3), А. Кусякова (№ 1, 6), В. Семенова (№ 2), А. Тимошенко баянистами Ф. Липсом, В. Семеновым, А. Скляровым, Ю. Шишкиным отмечены активной работой мысли, беспрецедентным внутренним динамизмом. Общим в игре музыкантов становится внимание к отдельным деталям фактуры, стремление максимально рельефно выделить тематический материал, предельное гибкое меховедение, разнообразные туше. Показательным с точки зрения динамики внутренних процессов стал анализ инструментальных миниатюр, а также сочинений на фольклорной основе. Интерпретации В. Бесфамильнова, Ю. Вострелова, Ф. Липса, В. Семенова, О. Шарова таких сочинений как «Картины русских живописцев» И. Шамо, «Русская сюита» Г. Шендерева, «Камерная сюита» В. Золотарева, «Донская рапсодия» В. Семенова, «Рассыпуха» В. Гридина дают основание утверждать о том, что центр артистических проявлений в подобной музыке несколько смещается в сторону внешних атрибутов исполнения, но в целом интровертная направленность исполнительских усилий сохраняется. Причина тому – отсутствие в миниатюрах сложной и разветвленной драматургии, а также наличие программности, позволяющее трактовать образ с большей долей жанрово-сюжетной определенности. Второй тип артистизма (экстравертный) в большей степени свойствен исполнителям эстрадно-джазовой музыки. Данная модель поведения отличается превалированием внешних проявлений сценической активности, среди которых: раскрепощенная поза, чувственная мимика, эффектные движения рук, корпуса, вспомогательные движения (щелканье пальцами, прихлопывания, отстукивание ритма и другие). Зачастую непременным условием исполнения такой музыки становится игра стоя. Наиболее яркие представители этого направления – Б. Тихонов, В. Ковтун, а также А. Беляев, В. Кузнецов. Интерпретации этими исполнителями известных миниатюр «Пушинка», «Концертная полька», «Кумпарсита», «Карусель», «Тико-тико», «Московские окна», а также популярных маршей И. Дунаевского отмечены живостью интонационно-ритмической подачи, легкостью в воспроизведении разнообразной фактуры, непринужденностью внутриансамблевого взаимодействия. В артистической манере каждого баяниста (аккордеониста) по-своему преломляются жанровые атрибуты исполяемой музыки: для одних на первый план выходит танцевальность (Б. Тихонов, В. Ковтун), для других – мелодические свойства фактуры, импровизационность (А. Беляев, В. Кузнецов). Особого внимания заслуживают интерпретации произведений А. Пьяццоллы и Р. Гальяно. Не принадлежащие сугубо развлекательному спектру, эти сочинения во многом заимствуют каноны современной камерной музыки (оставаясь при этом частью эстрадного репертуара). Именно поэтому характерной чертой интерпретаций становится рефлексия, сочетающаяся с внутренней экспрессией. В основе артистических проявлений оказываются личное сосредоточенно-углубленное восприятие музыки, стремление обратить слушателя к собственным индивидуальным переживаниям. Наиболее явно эти свойства проступают в интерпретациях Н. Власова и Ф. Липса. Степень выраженности тех или иных проявлений артистизма существенно корректируется под влиянием таких свойств мышления, как рациональность и эмоциональность. Являясь отражением внутренних психических процессов, эмоциональной активности, эти качества личности выражают отношение человека к художественному тексту и во многом определяют характер исполнительской манеры, направленность артистического внимания. Модальность переживаний, которые преобладают при исполнении музыки у того или иного исполнителя, заметно влияет на выбор средств музыкальной выразительности, вносит существенные коррективы в общий драматургический план, а также в механизмы взаимодействия отдельных частей музыкального целого. Анализ сценических проявлений различных исполнителей на материале традиционно-академической музыки позволяет условно разделить исполнителей на несколько групп по принципу доминирования в структуре их исполнительского мышления рационального либо эмоционального начал. К первой группе исполнителей можно отнести В. Бесфамильнова, Н. Власова, С. Войтенко, Ю. Вострелова, И. Паницкого, А. Полетаева, А. Склярова. При всех различиях исполнительских стилей этих баянистов их объединяет романтическое мироощущение, нацеленность на аудиторию. Артистизм музыкантов всегда встречает благожелательное отношение публики, их поведение на сцене сразу располагает к себе. Внешние проявления артистизма более выражены по сравнению с представителями второй группы. Игре таких музыкантов в большей мере свойственно стремление к состязательности с партнерами по ансамблю, открытое проявление чувств через активные движения корпусом, «нелинейный» характер меховедения, чувственную мимику. При этом в целом в структуре внешних и внутренних проявлений, вне всякого сомнения, доминирует спектр внутренних проявлений, что обусловлено, прежде всего, содержанием исполняемой музыки, ее академической направленностью. Ко второй группе баянистов можно условно отнести Ю. Казакова, Ф. Липса, О. Шарова. Строгое, классическое мышление определяет их артистический облик как более сдержанный по сравнению с представителями первой группы. Воздействие их артистического обаяния происходит незаметно, посредством скрытых механизмов коммуникации. Для музыкантов этой группы характерна эмоционально-сдержанная игра с установкой на максимально точное следование авторскому тексту. Тип взаимоотношений с оркестром тяготеет к равноправному диалогу, а характер внешних проявлений артистизма весьма сдержан и скуп. Ведущая роль здесь принадлежит автокоммуникации как способности через установление контакта с самим собой становиться проводником авторской идеи, отодвигая на второй план собственные исполнительские амбиции. Вместе с тем, артистический облик ряда исполнителей обнаруживает выраженную сбалансированность различных сторон мышления. Среди них: В. Семенов, Ю. Шишкин. Артистизм этих музыкантов демонстрирует необычайную широту их дарования, умение находить истинный баланс между экспрессией и рационализмом. В игре каждого отдельного исполнителя подобная установка дает по-своему уникальные результаты. Каждая интерпретация окрашивается своими особыми красками, получает неповторимое лицо, при этом внешние игровые проявления никогда не становятся самодовлеющими и всегда подчинены основной художественной задаче. Анализ интерпретаций музыки эстрадно-джазового направления позволяет говорить о том, что артистизм каждого баяниста (аккордеониста) обладает рядом специфических черт. Музыкально-стилевой разброс здесь значительно больше, нежели в сфере камерно-академической музыки. Объясняется это тем, что исполнителями данного репертуара являются как типичные представители академического направления, так и баянисты (аккордеонисты) носители сугубо эстрадной традиции. Привнося свою устоявшуюся манеру в исполнение известных и популярных миниатюр, каждый их них существенно меняет стереотип исполнения подобной музыки. В целом для концертно-сценических проявлений в эстрадной музыке характерен экстравертный тип артистизма. Вместе с тем, наиболее эмоционально-заостренная игра, равно как и превалирование собственной исполнительской модели в структуре интерпретации, свойственны баянистам (аккордеонистам) носителям эстрадной традиции. Игре таких музыкантов в большей мере присуща неформальная манера поведения на сцене, прямой диалог со слушателями (чаще посредством микрофона), открытое проявление чувств. Среди таких музыкантов необходимо отметить В. Ковтуна, Б. Тихонова. Музыканты академического направления, исполняющие при этом эстрадно-джазовую музыку, представляют несколько иной тип исполнителей. В их игре действенное, открытое эмоциональное начало зачастую уступает место утонченному психологизму, вниманию к отдельным деталям музыкального текста. Интерпретация популярных эстрадных мелодий такими исполнителями отмечена, как правило, выверенным динамическим планом, разнообразием штрихов, тонкой нюансировкой. Среди таких музыкантов следует упомянуть А. Беляева, Ф. Липса, Н. Власова, О. Шарова. В силу того, что средства внешнего воздействия в сфере эстрадного музицирования имеют существенно бо́льшее значение по сравнению с академической музыкой, игра баянистов (аккордеонистов) эстрадного плана заметно выделяется на фоне классической традиции. Репертуар в их исполнении отличается особым динамизмом, доступностью артистической подачи. Исполнителям удается передавать главные качества этой музыки – экспрессию ритма, очарование тембра, легкость туше, прозрачность фактуры. При этом их внешний облик наиболее адекватно соответствует характеру исполняемой музыки. В Заключении сконцентрированы основные выводы работы. На основании аналитических выкладок представляется возможным определить артистизм как совокупность проявлений сценического поведения, цель которого – передача вспомогательной художественной информации слушателю, дополнительное освещение музыкального образа за счет как внешних, так и внутренних проявлений творческой активности. Под воздействием описанных качеств личности, а также в зависимости от исполняемой музыки формируются различные типы артистизма, в числе которых нами выделено два – интровертный и экстравертный. Для первого характерна установка на эмоциональную сдержанность; внешнее проявление эмоций здесь существенно ограничивается и возможно, как правило, лишь в кульминационных моментах. Для второго типа свойственно непосредственное проявление эмоций; исполнение предполагает тип поведения, направленный на максимальное включение слушателя в процесс восприятия (активная мимика, широкая амплитуда движения рук, корпуса, движение исполнителя по сцене). Анализ различных интерпретаций показывает, что артистизм основыв


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.