На правах рукописи Коршунова Людмила ЮрьевнаАртур Шницлер и Зигмунд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры Специальность 10.01.03 – литература народов стран зарубежья Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Иваново – 2008 Работа выполнена в Ивановском государственном университете Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Цветков Юрий Леонидович Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Чугунов Дмитрий Александрович, Воронежский государственный университет кандидат филологических наук Барышева Татьяна Геннадьевна, Ивановский государственный архитектурно-строительный университетВедущая организация: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Защита состоится «15» мая 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, ул. Ермака, д. 39, ауд. 459. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета Автореферат разослан «___» _________ 2008 года. Ученый секретарь диссертационного совета Е.М. Тюленева ^ Общая характеристика работы Диссертационное исследование посвящено сравнению психологических концепций, эстетических взглядов и художественного творчества двух выдающихся австрийских мыслителей: прозаика и драматурга венского модерна Артура Шницлера и знаменитого психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Артур Шницлер (1862—1931) – сын известного врача – закончил медицинский факультет Венского университета и был знаком с новыми терапевтическими методами. Во время работы в клинике отца он писал серьезные рецензии на научные статьи. Медицинское образование в немалой степени определило особую тематику шницлеровских произведений. Свою задачу писатель видел в исследовании внутреннего мира человека, его потаенных чувств и побуждений, поэтому новеллы и драмы Шницлера подчеркнуто психологичны. Зигмунд Фрейд (1856—1939) начинал как врач и занимался лечением психических расстройств. Его труд «Толкование сновидений» положил начало новому этапу в развитии психоанализа. Ученый переходит от явлений патологии к изучению нормальных состояний человеческой психики и обращается к различным аспектам индивидуальной и общественной жизни. Фрейдовские научные труды отличаются автобиографическим характером и обнаруживают особые стилистические качества. Описания сновидений пациентов органично вплетаются в ткань повествования подобно вставным новеллам; произведения насыщены колоритными анекдотами и забавными случаями из жизни. Эти черты свидетельствуют о таком важном качестве фрейдовских работ как художественность. Сходство фактов биографий, эстетических взглядов и интерес к глубинной психологии Шницлера и Фрейда получили в литературоведении название «двойничество». Его истоки следует искать в общественно-культурной ситуации Австро-Венгерской империи конца XIX — начала XX веков. Важнейшей особенностью австрийской культуры этого времени является синтетичность мышления. Австрийские мыслители перенимали и творчески перерабатывали опыт европейских писателей и ученых. Синтез происходил на качественно новом уровне. Активный интерес к внутреннему миру личности характеризовался взаимопроникновением философии, психологии и литературы. В философских работах рассматривались психологические проблемы. Психолог Ф. Брентано пытался найти предельные, неразложимые далее психические феномены, названные им «душевными актами». Поисками потерянного человеческого «я» занимался философ Э. Мах в работе «Анализ ощущений и отношение физического к психическому». Вопросам культуры и женской психологии посвятил работу «Пол и характер» О. Вейнингер. Австрийская литература как самобытная на рубеже веков находилась в стадии своего становления. Происходил процесс самоопределения австрийской литературы по отношению к немецкой, с которой литература Австрии на протяжении долгого времени отождествлялась. В поисках новых художественных приемов психологического изображения австрийские писатели конца XIX — начала XX веков во многом заимствовали опыт писателей других стран, прежде всего, богатую литературную традицию Франции и достижения русских писателей. Внутренняя неоднородность общественной жизни Вены и ее противоречивость обусловили многообразие стилевых и идейных устремлений литературы и искусства тех лет, сделали возможным органичное сосуществование различных мировоззренческих и эстетических теорий, например, натуралистическое воспроизведение повседневности с импрессионистическим видением символистской сущности мира. Синтезировав разнообразные европейские традиции, Вена порождает новые оригинальные гипотезы, в том числе художественно ориентированный психоанализ Фрейда и глубинно-психологическую концепцию Шницлера. ^ Актуальность исследовани