Министерство образования и науки Российской ФедерацииГосударственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образованияРоссийский экономический университет имени Г.В. ПлехановаФакультет Международная школа бизнесаКафедра рекламы Аннотация рабочей программы учебной дисциплины«Мерчандайзинг» ФДТ.3Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»Профиль подготовки «Маркетинг» (на английском языке)Квалификация (степень) выпускник – бакалаврМосква 2011^ 1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ Основной целью дисциплины «Мерчандайзинг» является: -изучить принципы и техники мерчандайзинга как непрерывного процесса представления товара в местах продажи; -подробно рассмотреть процесс создания условий для эффективного управления потребителями посредством использования технологий дополнительной прибыли и повышения узнаваемости магазина и собственных торговых марок; -ознакомить будущих маркетологов с новыми для российской практики принципами успешной торговли, овладения навыков профессии.^ 2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Учебные задачи дисциплины, направленные на то, чтобы студент смог: -изучить технологии мерчандайзинга, принципы и правила взаимодействия маркетологов и мерчандайзеров, включая эффективную организацию обслуживания клиентов и проведения специальных маркетинговых акций; -обобщить опыт, описание и практические навыки, предполагающие освоение студентами рабочего инструментария мерчандайзинга, необходимого в конкретных позициях маркетинговой деятельности; -изучить современные рекомендации по декоративному оформлению торгового зала и витрин, правила зонирования, размещения и экспонирования для создания новизны, красоты и комфорта в магазине; -понять цикличность рыночных событий, основные мотивы маркетологов совместно с мерчандайзерами и рекламистами в области нахождения наиболее удачных решений по цветовому оформлению презентаций, составлению панорамных композиций, созданию утончённых, изысканных стилей.3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО (ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)^ Место курса среди других дисциплин учебного плана Курс «Мерчандайзинг» относится к профессиональному циклу Б3 ООП ВПО и является дисциплиной по выбору вариативной части данного цикла. Теоретической и практической базами данного курса являются:Гуманитарный, социальный и экономический цикл, дисциплины: экономическая теория, психология, социология, философия, основы менеджмента, иностранный язык. В результате изучения данного цикла дисциплин студент должен знать: - основные понятия и модели экономики;- основные нормативные правовые документы;уметь:- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;- проводить анализ сферы профессиональной деятельности, используя экономические модели;- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды сферы профессиональной деятельности- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности;владеть:- экономическими методами анализа поведения собственников ресурсов и государства;- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке;- навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам развития сферы профессиональной деятельности.Математический и естественнонаучный цикл, дисциплины: математика, статистика, информационные технологии. В результате изучения данного цикла дисциплин студент должен знать: - основные математические модели принятия решений;- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление об информационных системах и базах данных;уметь:- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений в сфере маркетинга;- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;- применять информационные технологии для решения управленческих задач;владеть:- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;- программным обеспечением для работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий.Профессиональный цикл, дисциплины: дисциплины, отражающие практические составляющие организации деятельности в сфере маркетинга. В результате изучения данного цикла дисциплин студент должен знать:- принципы организации и закономерности развития методологии в сфере маркетинга;- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования для осуществления эффективной деятельности в сфере маркетинга;- теоретические основы деятельности в сфере маркетинга, понятийный аппарат, принципы и методологию проведения маркетинговых исследований и ситуационного анализа для реализации отдельных операций в данной сфере; - базисные концепции, системы и технологии осуществления мероприятий в сфере маркетинга;- методы стратегического, тактического и оперативного планирования и интеграции бизнес-процессов при реализации методов и механизмов деятельности в сфере маркетинга;- пути решения проблем оптимизации параметров деятельности в сфере маркетинга;уметь:- анализировать внешнюю и внутреннюю среду сферы маркетинга, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на возможности реализации отдельных технологий мерчандайзинга;- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию для повышения эффективности деятельности в сфере маркетинга;- моделировать конкурентоспособность предприятий и организаций при разработке и реализации технологий мерчандайзинга в сфере маркетинга;- проводить анализ деятельности предприятий и организаций в сфере маркетинга и использовать его результаты для подготовки перспективных решений в области организации мероприятий мерчандайзинга;- оценивать эффективность деятельности в сфере маркетинга и принимать обоснованные управленческие решения по планированию поддержки маркетинговых операций средствами мерчандайзинга;- ставить и решать задачи оптимизации мероприятий в деятельности в сфере маркетинга;владеть:- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);- методами разработки стратегий мерчандайзинга для поддержки деятельности в сфере маркетинга;- методами формулирования и реализации стратегий развития предприятий и организаций;- методами SWOT и PEST-анализа и прогнозирования результатов поддержки маркетинговой деятельности средствами мерчандайзинга;-навыками построения социальных и внутрикорпоративных коммуникаций при реализации отдельных мероприятий в сфере маркетинга.^ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:ОК – 5 – владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;ПК – 8 - способен оценивать условия и последствия принимаемых маркетинговых организационно-управленческих решений, обеспечивающих увеличение продаж и максимизацию прибыли;ПК – 10 – способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию; ПК – 23 – знает современную систему управления качеством и обеспечения конкурентоспособности; ПК – 25 – знаком с основами кросс-культурных отношений в менеджменте и маркетинге, способен эффективно выполнять свои функции в кросс-культурной среде;ПК – 30 – знает экономические основы поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли;ПК – 36 – умеет осуществлять эффективное взаимодействие со специализированными маркетинговыми организациями в области рекламы, исследований, консалтинга, использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга;ПК – 48 – умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать маркетинговую бизнес-идею. Способен находить инновационные (оригинальные) способы маркетингового взаимодействия компании с рынком, уметь методически и технологически правильно их реализовывать и экономически грамотно обосновывать и оценивать принимаемые маркетинговые решения. В результате освоения компетенций студент должен: Знать: Суть, цели, принципы и правила мерчандайзинга в розничной торговле (ОК-5); Особенности потребительского поведения и восприятия атмосферы торгово-розничного предприятия. Учет этих факторов при планировании мерчандайзинга (ОК-5, ПК-8); Правила зонирования торговых площадей, выкладки товаров, размещения рекламно – информационных материалов (POS) (ПК-8, ПК-10); Методы и технологии мерчандайзинга и особенности их применения для различных типов предприятий розничной торговли (ПК-10, ПК-23).Уметь: Сформулировать цели мерчандайзинга в соответствии с маркетинговыми целями организации (ПК-23); Разработать схемы выкладки товаров и планировки торгового оборудования в торгово–розничном предприятии с учетом специфики покупательской аудитории, направленности покупательского потока, особенностей архитектуры торгового зала (ПК-23, ПК-25) Планировать и координировать размещение рекламно – информационных материалов, а также оформление торгово–розничного предприятия в период специальных мероприятий и проектов (ПК-25); Разработать мерчандайзинг – бук (ПК-25, ПК-30).Владеть: Системным представлением об организационной и экономической составляющей процесса визуализации элементов бренда торгово-розничного предприятия (ПК-30); Пониманием инновационных возможностей в области мерчандайзинга для перехода на новый качественный уровень взаимодействия с потребителями (ПК-36); Пониманием основных требований, предъявляемых современным рекламным бизнесом к мерчандайзеру, ответственному за визуализацию брендов (ПК-48).^ 5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ № ^ Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельнаяработа Интерактивные формы обучения Формы текущего контроля Лекции Практические занятия Лабораторные работы Всего 1 Тема № 1. Мерчандайзинг. Основные понятия. Цели и задачи мерчандайзинга. Типы торгово-розничных предприятий. Законы мерчандайзинга. 1 1 - 2 Чтение дополнительной литературы 3 - Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 1 Тема № 2. Ресурсы мерчандайзинга в рознице и способы их активации в магазине. Внешнее оформление торговой точки. Потребительское поведение как ресурс мерчандайзинга 1 1 - 2 Отработка аудиторных занятий 3 - Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 2 Тема № 3. Внутреннее оформление торговой точки. Внутримагазинная реклама и информация 1 2 - 3 Отработка аудиторных занятий 3 - Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 3 2 Тема № 4. Правила выкладки товара с учетом специфики товарной группы 1 1 - 2 Чтение дополнительной литературы. 3 2Анализ деловой ситуации Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 4 Тема № 5. Мерчандайзинг специальных мероприятий 1 2 - 3 Отработка аудиторных занятий. 3 2Анализ деловой ситуации Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 5 Тема № 6. Организация мерчандайзинга в компании. Мерчандайзинг - бук 3 3 - 6 Отработка аудиторных занятий 3 2Анализ деловой ситуации Подготовка эссе, рефератов и докладов по теме лекции. Выполнение задания № 6 1 Итого 8 10 - 18 18 6/33,3% Зачет 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства.Разработчик программы учебной дисциплины – д.э.н., профессор кафедры «Реклама» факультета «Маркетинг» РЭУ им. Г.В. Плеханова Хапенков Владимир НиколаевичЗав. кафедры «Реклама» д.э.н., проф. Хапенков В.Н.