Анна Рогачева, Ирина Гурьева1 ТЕАТРАЛЬНО – КОНЦЕРТНАЯ СФЕРА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗЕРКАЛЕ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ (СЕЗОН 2006–2007 г.) Аналитическая записка Аннотация. Мониторинг проведен по заказу комитета по культуре Архангельской области для выявления особенностей освещения деятельности учреждений театрально–концертной сферы Архангельской области в местной прессе. На основе квантификации и анализа информационного массива представлены тематические потоки, информационные образы и рейтинг информационной привлекательности учреждений. Текст сопровождается иллюстративными материалами. ^ Ключевые слова: театры профессиональные, концерты, концертные организации, гастрольная деятельность, гастроли, пресса, СМИ, информационный образ, информационная привлекательность, PR–деятельность, Архангельская область, Архангельский областной драматический театр, Северодвинский драматический театр, Котласский драматический театр, Архангельский областной театр кукол, Архангельский областной молодежный театр, Поморская государственная филармония, Архангельский государственный камерный оркестр, Государственный Северный русский народный хор. 1. Преамбула Информационное поле театрально-концертной сферы, на наш взгляд, в сравнении с другими сегментами сферы культуры, является достаточно специфическим и подверженным влиянию следующих объективных факторов: театральные и концертные события всегда вызывали большой интерес публики; именно в этой сфере исторически сложилась практика использования разных форм рекламы для привлечения зрителя в театр и на концерт; статус творческой личности изначально делает ее мнение достойным внимания общества. В данном исследовании предпринята попытка описания информационного потока театрально-концертной сферы Архангельской области и создания информационного образа профильных профессиональных учреждений на основе их деятельности, спроецированной на страницы прессы, через выявление, структурирование и анализ информационных массивов профессиональных театров и концертных организаций. Субъектами исследования стали: профессиональные театры области: Архангельский областной драматический театр, Архангельский областной молодежный театр, Архангельский областной театр кукол, Северодвинский драматический театр, Котласский драматический театр;концертные организации: Поморская государственная филармония, Государственный академический Северный русский народный хор и Архангельский государственный камерный оркестр;гастрольные театральные коллективы и исполнители;гастрольные концертные коллективы и исполнители; В массив информации не вошли тексты о любительских концертных и театральных объединениях, исполнителях, а так же коллективах и исполнителях, профессиональный статус которых нечетко прописан в тексте. База мониторинга. Для того чтобы индивидуальные массивы субъектов исследования получились сопоставимыми по объему, число источников ограничено количеством изданий, территориально связанных с субъектами исследования – 2 газеты по каждому городу (Архангельск, Котлас, Северодвинск) и 1 областная газета2. Хронологический охват театрально-концертный сезон октября 2006 – июня 2007 года. В основных разделах аналитической записки рассмотрены объем, структура и особенности совокупного, тематических (театры, концерты) и индивидуальных (учреждений) информационных массивов субъектов исследования. Информационные образы учреждений сформированы на основе содержательного анализа индивидуальных массивов. Рейтинг информационной привлекательности профессиональных учреждений театрально-концертной сферы Архангельской области составлен по сложившейся методике и размещен в итоговом разделе записки.^ 2. Структура информационного массива о театрально-концертной сфере Характерной особенностью информационного массива театрально-концертной сферы в нашем мониторинге стало образование двух массивов, сформированных по разным основаниям: тексты в изданиях и тексты о субъектах исследования. Первый массив отражает тематические тексты (публикации и упоминания) в изданиях; при этом Афиша выходного дня (АВД) считалась как один текст (несмотря на присутствие в ней нескольких учреждений), а упоминания о субъекте исчислялись только в том случае, если он был зафиксирован в публикации, не связанной с театрально-концертной сферой. Второй массив сформировали тексты о субъектах исследования; исчисление текстов производилось по учреждениям, упоминаемым в тексте (т.е. число субъектов в тексте = числу текстов). Такое решение связано с тем, что в АВД, а зачастую в статьях и заметках одновременно упоминались несколько субъектов исследования. Все это способствовало значительному расширению данного информационного массива, который сформировался из персональных массивов субъектов исследования. ^ 2.1. Информационный массив текстов в изданиях Объем информационного массива о театрально-концертной сфере Архангельской области, размещенного в семи обозначенных изданиях составил 764 текста. Структура данного массива по видам текстов сложилась следующая: реклама – 42%, статьи – 22%, заметки – 21%; интервью – 9%, упоминания – 6%. Реклама составила практически половину объема массива, что подтверждает особое место и роль этого вида информации для театрально-концертной сферы. Большая доля статей, заметок и интервью в массиве свидетельствует о повышенном интересе публики к этой теме. Малая доля упоминаний, на наш взгляд, отражает слабое взаимодействие данной сферы с другими областями общественной жизни. Структурируя массив по характеру публикаций, отметим: преобладание информационных текстов (50%) о театральных и концертных событиях; значительную долю (34%) художественно-публицистических текстов, которые формируют имидж объекта публикации и содержат выраженно положительную оценку; заметную долю аналитических публикаций (16%), содержащих как положительные, так и отрицательные моменты, связанные с описываемым событием. В целом публикации решают двойственную задачу – привлечения потенциальных зрителей в театры, на концерты и привлечения читателей к изданию. Еще одна особенность массива о театрально-концертной сфере отразилась в тематике публикаций: здесь доминируют тексты о концертах, спектаклях и исполнителях в рамках этих представлений (более 80%); к текстам, где затрагивались организационно-управленческие вопросы (материально-технической базы, кадров и театральной профессии, внимания власти и социального партнерства) можно отнести 18% массива; тексты, содержащие информацию об инновациях (благотворительная деятельность, фандрайзинг, сетевое взаимодействие, информационно-компьютерные технологии) составили менее 1%. Таким образом, публикации отражают в целом традиционный подход к этой сфере: театр и концерт – это отдых и на страницах прессы больше видна внешняя сторона, привлекательная для публики и читателя, а внутренняя жизнь отрасли гораздо реже становится предметом серьезной публикации. Тема инноваций в отрасли по каким-то причинам не получила информационной поддержки и продвижения в прессе. Индивидуальные тематические массивы изданий значительно отличаются по объему и по структуре (диаграмма 1). Специфика структуры тематических массивов изданий заключается в том, что, несмотря на роль рекламы в театрально-концертной сфере, доля ее и форма подачи в разных изданиях различается. Так в изданиях, где реклама составила половину и более потока – «Вечерний Котлас» (63%), «Северный рабочий» (59%), «Двинская правда» (54%), «Правда Севера» (48%) – она публиковалась в виде Афиши выходного дня, а также отдельных баннеров. В изданиях «Вечерний Северодвинск» (29%), «Архангельск» (24%) реклама оформлялась только в Афишах выходного дня. В массиве «Правды Северо-Запада» реклама, как вид текста, не зафиксирована. Информационно емкие тексты (здесь и далее – статьи, заметки, интервью) о театрально-концертной сфере чаще всего публикуются на специальных страницах или в рубриках, посвященных местной культурной жизни. Такие тематические разделы функционируют практически во всех изданиях: страницы «Культурный Северодвинск» – в «Северном рабочем», «Котлас культурный» – в «Двинской правде», «Культура», «Культура и спорт» – в «Архангельске»; рубрики «Антракт», «Подмостки», «Шоу», «Лейся, песня» – в «Правде Севера»; «Культура» – в «Вечернем Северодвинске». В изданиях, где есть журналисты, которые постоянно пишут на эту тему – В. Тикус («Северный рабочий»), Я. Бобылкина («Архангельск»), В. Городец («Правда Северо–Запада») – размещено больше статей аналитического характера. Отметим, что текстов, подготовленных сотрудниками театров немного – всего 3%; значительная часть информационно емких текстов (около 40%) сопровождалась фотографиями. В качестве основных информационных поводов для публикаций можно выделить: начало и завершение творческого сезона, театральные премьеры, юбилейные поводы, приезд гастролирующих исполнителей, а также отдельные события и мероприятия.^ 2.2. Информационный массив текстов по субъектам исследования Как было отмечено, совокупный информационный массив по субъектам исследования состоит из персональных массивов, которые более полно отражают информационную ситуацию в связи с конкретными субъектами исследования; его объем более чем в 2 раза превысил число текстов в изданиях и составил 1660 текстов. Персональные информационные массивы субъектов исследования можно структурировать по разным основаниям: театральная сфера – концертная сфера; театрально-концертные учреждения Архангельской области – гастрольные коллективы и исполнители из других регионов России (диаграмма 2). Структуризация массива по жанровому принципу (театры – концерты) представила следующую картину: 53% – составили тексты о театральной сфере и 47% – о концертной сфере. Сравнение этих тематических потоков по видам текстов показало преимущество театрального массива по числу всех основных видов текстов, за исключением «интервью», которых больше в концертном массиве. Содержательное отличие состоит в том, что в «театральном массиве» значительно больше аналитических материалов, содержащих отзывы о конкретной актерской работе или спектакле, а в «концертном массиве» – больше событийных, имиджевых, художественно-публицистических текстов. Разделение информационного массива по признаку отношения к территории Архангельской области – «свои учреждения – гастролирующие коллективы» – позволило определить, что 56% массива занимают тексты об учреждениях Архангельской области и 44% – о гастрольных исполнителях и коллективах. Таким образом, можно констатировать некоторое информационное преимущество учреждений нашей области. В то же время, внутри жанров (театральная, концертная деятельность) сложилась неодинаковая ситуация, которую более детально рассмотрим в тематических информационных потоках.^ 3. Тематические информационные массивы3.1. Театральная сфера «Театральный» массив, как самостоятельный тематический компонент составил 881 текст, из них 87% посвящено работе профессиональных театров области, 13% – гастрольным коллективам разного жанра, выступавшим самостоятельно, не в рамках фестивалей (диаграмма 3). Индивидуальные массивы пяти театров области отличаются по объему и по структуре. В театральном сезоне 2006–2007 года наибольший массив имеет Северодвинский драмтеатр; объемы массивов Архангельского драмтеатра, Молодежного драмтеатра, Котласского драмтеатра достаточно близки; несколько меньше информационный массив Театра кукол. Таким образом, статус театра (городской или областной) мало влияет на объем информационного массива учреждения. Информационный массив гастролирующих коллективов представлен единым блоком, в который вошли тексты об 11 драматических, детских и музыкальных коллективах и спектаклях, из разных регионов России, состоявшихся в Архангельске, Северодвинске и Котласе. Тематический «театральный массив» по видам текстов обрел следующую структуру: 49% – реклама; 25% – упоминания, 11% – статьи, 10% – заметки, 4% – интервью. Значительная доля упоминаний, как было сказано выше, связана с тем, что местные театры часто упоминались в текстах как концертные площадки для мероприятий разного рода. Информационно емкие тексты составили четверть массива – 233 текста в семи изданиях. Таким образом, в каждой газете ежемесячно публиковались по 7 реклам, 4 текста, 3-4 упоминания о местном/гастрольном театре/актере. Такая частота свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и о наличии различных поводов для публикаций. Однако если деятельность театров области освещалась на страницах прессы в течение всего сезона, то для гастрольных постановок в целом характерно наличие своеобразного информационного цикла: реклама перед спектаклем – в виде баннеров и рекламной заметки, после спектакля – одна–две статьи-отзыва и/или интервью с актером. Наличие таких циклов более свойственно антрепризным спектаклям, музыкальные – имели сокращенный цикл (меньше рекламы, одна статья/заметка), а детские – только рекламу. По характеру текстов в тематическом, как и в совокупном, массиве преобладают информационные тексты – 79% (696 текстов), что также объясняется значительной долей рекламы. Художественно-публицистические тексты составили 12% (105 текстов), аналитические – 9% (80 текстов). Что касается аналитических публикаций, отметим, что для местных газет в целом характерны не рецензионные публикации, а публикации-отзывы о театральных спектаклях и интервью с профессионалами о ситуации и проблемах в театральном деле. Определенный резонанс внесли в театральную тему статьи о совещании-форуме «Стратегия развития театрально-концертных учреждений Архангельской области». Сами учреждения здесь звучали только в виде упоминаний, однако суть таких текстов в том, что были подняты основные проблемы отрасли. Информация, связанная с работой экспертной группы из Москвы, давалась для прессы в обобщенном виде, без конкретизации результатов, во избежание искажений. Одной из характеристик информационного поля субъекта исследования является «рассеяние публикаций» – количество изданий, в которых опубликована информация о субъекте. Наибольший показатель рассеяния имеет Архангельский драматический театр – 7 газет; далее следуют Котласский драмтеатр, Архангельский кукольный и Архангельский молодежный театры – по 5 изданий; о Северодвинском драмтеатре писали 3 газеты. Информация о гастрольных спектаклях отмечена в пяти изданиях. Однако основной массив информации о театре все-таки опубликовался в газетах своей территории и места проведения гастролей. Структура и содержание индивидуальных массивов театров области различаются, что в значительной мере влияет на формирование их информационного образа на страницах прессы. Далее рассмотрим их подробнее в порядке убывания массивов. ^ Северодвинский драмтеатр является лидером по числу текстов (330) среди профессиональных театров Архангельской области. Несмотря на то, что сезон 2006–2007 года был для театра юбилейным, информация о нем в основном (94%) размещена в северодвинских газетах (за исключением одной статьи в «Правде Севера»), и это событие стало значимым лишь для города. Структура информационного массива в целом отражает интерес местного сообщества и СМИ к театру и поддержку его деятельности, а также важное место театра в театрально-концертной жизни города. Особенностью информационного массива стало отражение интенсивной коммерческой деятельности театра, предоставлявшего свое здание в качестве концертной площадки для проведения гастрольных представлений и иных мероприятий (вечеров отдыха, а также в связи с открытием театрального кафе). Этим объясняется большое число «упоминаний» (57%) в информационном массиве Северодвинского театра, отличает его структуру и определяет очевидное преимущество объема массива по сравнению с другими субъектами исследования. Тем не менее, такое энергичное использование сцены не помешало театру и самому активно работать: 26% массива составила реклама собственных спектаклей, 9% – заметки, 7% – статьи, 1% – интервью. Половина информационно емких текстов сопровождалась фотографиями. Основным информационным поводом можно назвать юбилейный творческий сезон Северодвинского драматического театра. В газете «Северный рабочий» к юбилею открыта рубрика «Театру – 70». Здесь публиковались материалы об истории театра, его служителях и службах, подготовленные, в том числе и заведующей литературной частью Н. Тютевой. Были подведены итоги юбилейного творческого сезона, как этапа в жизни театра, имевшего свои «многозначительные черты». Внимание местных театралов к премьерам сезона неизменно поддерживалось прессой. Все премьерные спектакли анонсировались (как в рекламе, так и в заметках) и рецензировались. Семь премьер сезона (пять спектаклей для взрослых и два – для детей) получили в целом положительную оценку. Тем не менее, в аналитических статьях-отзывах присутствуют и критические моменты, подробный разбор театральных постановок (режиссерских и актерских удач и неудач). «Добротные спектакли» радуют в сложный для театра период, но критикам хочется творческих взлетов, чтобы «театр жил, развивался, а не почивал на лаврах»3. Внимание прессы к актерам театра в целом связано не только с юбилеем. На страницах газет прошла информация о присвоении званий, о здоровье актеров, об изменениях в труппе театра. Но наиболее пристальное внимание обращено к творческим успехам и достижениям артистов театра. Тональность статей о Л. Поваляшко, А. Шарневском, интервью с актерами М. Прилуцким, А. Венгерович свидетельствуют о признании в обществе их профессиональных успехов, об интересе к личности артистов. О гастролях театра прозвучало лишь несколько упоминаний, тем не менее, успешные выступления в г. Череповце, получившие восторженные отзывы зрителей, подтверждают потенциальные возможности и профессиональную необходимость такой практики. На страницах газет отразилась активная социальная позиция театра. Положительно оценивается в местном сообществе традиционно сложившееся сотрудничество с ветеранскими организациями: от проведения премьерных спектаклей для ветеранов по льготным абонементам до организации отдельных городских мероприятий. Без внимания прессы не остались и постоянная работа театра над детским репертуаром, и проведение отдельных мероприятий для детей и юношества. В публикациях нашло отражение сложное состояние материально–технической базы театра, техническое оснащение которого давно устарело и не соответствует современным требованиям, предъявляемым со стороны гастролирующих коллективов и исполнителей. Несмотря на то, что администрация города поддерживает театр (были выделены средства на первый этап его модернизации), возможности города ограничены объемом средств, инвестируемых в культуру. Руководство театра ищет выход самостоятельно, пытается развиваться за счет собственных средств, а отношение к тому, что директор театра была оштрафована за нарушение бюджетного кодекса неоднозначное (статьи в 3-х изданиях) – факт скорее воспринимается как активность директора, благодаря которой удается сохранить театр в рабочем состоянии.^ Информационный образ Северодвинского драмтеатра: крепкий городской драматический театр, со своими традициями, одна из основных концертных площадок города. Театр, несмотря на то, что переживает не лучший свой период (устаревшая материально-техническая база, «кадровый голод», проблема репертуара и т.д.), пользуется поддержкой местного сообщества, живет активной творческой жизнью и, благодаря творческой инициативности художественного руководства и деятельной позиции администрации, остается «на плаву». ^ Архангельский областной драматический театр имеет самое широкое рассеяние публикаций среди всех театров (в 7 газетах – 140 текстов). Такая ситуация повлияла на структуру информационного массива: реклама занимает 61%, статьи – 15%, заметки – 11%, упоминания – 8%, интервью – 5%; половина информационно емких текстов сопровождалась фотографиями. Больше всего разных текстов о театре разместили «Правда Севера», «Архангельск» и «Вечерний Северодвинск»; именно эти издания регулярно размещали рекламу спектаклей театра. Наибольшее число статей и заметок зафиксировано в «Правде Севера» и «Архангельске». Кроме того, в «Архангельске» опубликовано большинство интервью (4 из 7), а в «Правде Северо-Запада» в связи с нетеатральными вопросами отмечены расширенные упоминания (с цитированием). В городских газетах Северодвинска и Котласа гастроли театра получили небольшую информационную поддержку, характерную для освещения гастрольных выступлений. Основными информационными поводами послужили: премьеры сезона, День театра, встречи с актерами, проблемы капитального ремонта здания, гастроли театра. Премьеры сезона «Кукольный дом», «Солнечный удар», «Божьи одуванчики», «Бременские музыканты» и «Герой нашего времени» были отрецензированы на страницах газет достаточно подробно: актуальность темы, игра актеров, работа костюмеров, подбор музыки и художественное оформление. В статьях-отзывах о спектаклях отмечены как положительные, удачные, так и заметно недоработанные моменты. Тем не менее, в целом публикации были очень доброжелательными; отмечался возросший интерес зрителей к театру. В интервью с московским критиком Р. Кречетовой отмечены только положительные моменты спектаклей театра, профессиональные вопросы рассматривались в узком кругу. Позднее директор театра А. Дунаев по итогам сезона4 назвал ряд спектаклей, о которых положительно отозвались московские критики. Поводы для встреч с актрисами С. Михайловой, Е. Смородиновой, актерами В. Кулаковым, Е. Нифантьевым, В. Нерадовским были разными, но разговор всегда касался профессиональных вопросов, творческих успехов, надежд, планов, в целом околотеатральных вопросов. Театральные персоны – это всегда благодарные собеседники: занимательно читателям, важно актеру, интересно журналисту. Профессиональный праздник – День театра – на страницах газет был отмечен рядом публикаций: заметкой о присвоении П. Стурову звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», статьей об актерской семье Гусевых, актерскими байками, заметками о театральном капустнике и подготовке к нему. Гастроли театра, которые прошли в гг. Новодвинске, Коряжме, Северодвинске и Котласе были отражены в газетах принимающих территорий, причем в северодвинских и котласских газетах имели место информационные циклы, характерные для гастролирующего театра. В Северодвинске спектакли Архангельского драмтеатра восприняты со значительным интересом, в Котласе – также положительно, но зрителями высказывались мнения, что спектакли Котласского театра ярче. Директором Архангельского драмтеатра А. Дунаевым была подчеркнута важность гастрольной деятельности театра: «Пора возрождать гастрольные традиции, которые…мобилизуют коллектив»5; а в конце сезона озвучены оптимистичные планы творческих поездок не только по России, но и зарубежом. Насущные проблемы капитального ремонта театрального здания в СМИ поднимались неоднократно и в разных ракурсах. Сложность вопросов выделения земли под строительство дополнительного здания, финансирования работ и определения заказчика-застройщика вынесли на поверхность негативные настроения, связанные с их решением. Внедрение информационно-коммуникационных технологий становится нормой жизни российского театрального учреждения: новости и сведения о жизни театра и его актеров, возможность заказать билеты и др. уже можно получать в режиме on-line. По отношению к Архангельскому драмтеатру отметим, что открытие сайта театра в сети интернет получило несоответствующее значимости данного события информационное освещение на страницах газет – только два упоминания. ^ Информационный образ Архангельского драмтеатра: областной драматический театр, который находится в состоянии бездомности и отягощен решением проблем ремонта и реконструкции здания, тем не менее, активно и созидательно работая, сумел добиться возвращения интереса зрителей к своему творчеству. Театр стремится развивать гастрольную деятельность в области и за ее пределами, внедряет информационно-коммуникационные технологии.^ Архангельский областной молодежный театр – театр, с которым интересно общаться на разные темы, и не только театральные. Это подтверждается объемом (123 текста), структурой и качеством информационного массива: реклама занимает всего 48%, статьи – 21%, заметки – 11%, интервью – 7%, упоминания – 14%. У него – максимальный показатель среди театров по статьям (26) и интервью (9). Характерными особенностями данного массива являются наличие большого числа аналитических текстов (26% массива), своеобразие содержательного компонента и явная персонификация информационного массива. Проблемы, поднимаемые в публикациях, касались не только самого молодежного театра, но театральной сферы в целом, других вопросов культурной и общественной жизни. Кроме того, в ряде случаев журналисты прибегали к мнению художественного руководителя театра В. Панова, который высказывался, как по театральным, так и по нетеатральным поводам; очевидно, здесь привлекает его высокий уровень профессионализма и активная социальная позиция. Главный информационный повод – разнообразная деятельность театра и его руководителя. Прежде всего, премьера, которая в театральном сезоне 2006-2007 года была одна – «Раненый зверь». Особенность ее освещения в прессе состоит в большем, по сравнению с премьерами других театров, количестве отзывов о ней и неоднозначной оценке, что свидетельствует об особом интересе к творчеству театра. Самый авангардный театр области верен себе: «театр макулатуры не ставит»6. Деятельность В. Панова по созданию бренда города – Фестиваля уличных театров – поддержана СМИ более активно, чем в 2002 году. Если пять лет назад о фестивале было зафиксировано 8 текстов7, то в 2007 году фестиваль и вопросы с ним связанные прозвучали в 28 текстах. Отношение к мероприятиям фестиваля стало более доброжелательным и конструктивным, очевидна совместная информационная подготовка и освещение фестиваля, как со стороны изданий, так и со стороны организаторов. Актеры и коллективы, участвующие в фестивале, во многом благодаря прессе, обретают свой неповторимый запоминающийся образ. Интерес прессы и публики вызвал и проект В. Панова – организация персональных визитов в Архангельск известных актеров (П. Мамонова, Е. Гришковца, М. Козакова). В газетах публиковались развернутые статьи об актерах, как бы готовящие публику к встрече с гостями, а в случае переноса спектакля объяснялась его причина. Положительный отклик вызвали также события, связанные с ремонтом и вводом в строй после долгих лет реконструкции здания молодежного театра. Заметна на страницах прессы активная социальная позиция театра: участие в общегородских и корпоративных мероприятиях, организация акции «театр против наркотиков».^ Информационный образ Архангельского молодежного театра: авангардный театр с креативным руководителем, инициатор и организатор различных театральных проектов, общественно значимых акций, интерес к которому в прессе постоянный и неоднозначный. Однако такой имидж формируется, в основном, через личность его художественного руководителя В. Панова. Информационный массив ^ Котласского драматического театра (107 текстов) достаточно показателен для провинциального театра, работающего для публики и любимого публикой. Несмотря на то, что тексты о театре размещены в пяти источниках, 94% составили публикации в местных изданиях – «Двинской правде» и «Вечернем Котласе». Публикации в «Правде Севера», «Вечернем Северодвинске» и «Северном рабочем» связаны с гастролями Котласского театра в Архангельске и Северодвинске. Структура массива сложилась следующая: 62% – реклама, 13% – упоминания, 12% заметки, 7% – интервью, 6% – статьи. Значительная доля упоминаний здесь, как и в случае с Северодвинским драмтеатром, связана с тем, что здание Котласского театра активно используется в качестве концертной площадки для проведения разных городских мероприятий. Несмотря на то, что массив преимущественно состоит из рекламных текстов, лишь в случае с Котласским драмтеатром можно говорить о попытке выстраивания информационной политики. Так 8% текстов написаны сотрудником театра, а именно заведующей литературной частью, которая в течение сезона подготовила заметки о жизни театра, о работе над новыми спектаклями, о планах театра и т.д. Кроме того, более половины информационно емких текстов сопровождалось фотографиями, четверть – публиковалась на 1-й странице. Эти элементы отражают заинтересованное отношение к театральной теме в городе. Театральная тема на страницах котласской прессы звучала часто и живо: открытие сезона, спектакли и премьеры, юбилеи актеров С. Соколовой, В Полякова и художественного руководителя театра В. Иванова. Яркие актерские успехи, признание зрителя и отсутствие пустых мест в зале, – вот что практически всегда отмечалось в публикациях. Характерно, что зрители сами писали в газету о своих впечатлениях от просмотренных спектаклей, отмечали изменения в репертуаре театра и удачные актерские работы. Поклонники театра мечтают с гордостью говорить, что «самая яркая достопримечательность городка – Котласский драмтеатр».8 Театр пользуется поддержкой не только местного населения, но и власти, которая дала высокую оценку деятельности театра и его руководства по решению кадровых проблем и привлечению зрителей9. Заметно участие театра и его актеров в мероприятиях городского и районного (территориального) значения (конкурс «Мисс Вечерний Котлас», День города, фестиваль Кириллов день). Гастрольная политика театра достаточно активна. Состоялись творческие поездки театра по Архангельской области и в Республику Коми. Однако если после гастролей в г. Печоре прозвучал положительный отзыв, то гастрольные спектакли в гг. Архангельске и Северодвинске в прессе вызвали немного отзывов и больше отрицательных. ^ Информационный образ Котласского драмтеатра: провинциальный театр, очень почитаемый и принимаемый зрителями – жителями города Котласа, поддерживающий живую связь с ними через прессу, ведущий активную творческую и гастрольную деятельность, решающий кадровые вопросы благодаря сотрудничеству с Ярославским театральным институтом, однако в профессиональной среде области не получающий достойного признания. Информационный массив ^ Архангельского областного кукольного театра имеет самые низкие среди театров области количественные и качественные показатели (70 текстов). В структуре массива преобладает реклама (75%), информационно емкие тексты составляют всего 19% (статьи - 9%, заметки – 7%, интервью – 3%), упоминания – 3%. Отметим, что кукольный театр – единственный театр, в информационном массиве которого совсем нет публикаций своих сотрудников, очень мало фотографий и текстов на 1-х страницах газет. Несмотря на то, что публикации о театре размещены в пяти источниках, 89% текстов – в «Архангельске» и «Правде Севера». В целом, пресса заинтересованно откликалась на те информационные поводы, которые давал ей театр, и выражала положительную оценку описываемых событий: начало и закрытие сезона, премьерные и бенефисные спектакли, творческие успехи коллектива. Премьера сезона «Умная Матрена» получила положительный отзыв зрителей, большие статьи были посвящены творчеству и бенефисным спектаклям С. Михайловой и Н. Тумановой. В преддверии новогодних праздников читатели встречались с лучшим Дедом Морозом города – А. Чуркиным. Были замечены и профессиональные награды специалистов театра: присуждение премии комитета по культуре Архангельской области им. С. Плотникова главному художнику театра Е. Николаевой и получение звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» заведующей литературной частью С. Логиновой. Информация о гастролях театра прозвучала несколько вскользь. Гастрольные спектакли по области практически не получали информационного сопровождения на местах; так в северодвинских газетах публиковалась только реклама, а выступления в городах Коряжме и Котласе упоминались исключительно в архангельских газетах. Из творческих поездок сезона упоминалось участие в фестивале в Самаре; в планах – гастроли в Рязани и Санкт-Петербурге, а также дальние зарубежные поездки в Японию и Норвегию. Необходимость профессионального общения с коллегами, с критиками, выездов на различные форумы по-прежнему часто сталкивается с финансовыми трудностями. Кроме того, отмечена проблема плохого состояния здания кукольного театра, что не позволит провести фестиваль в следующем юбилейном сезоне, так как «сцена не приспособлена к новейшим технически оснащенным спектаклям»10.^ Информационный образ Архангельского кукольного театра: серьезный театр для взрослых, с высоким творческим потенциалом, постановки и мероприятия, которого вызывают, несомненно, позитивный отклик в прессе. Однако его информационный массив не соответствует эмпирическому уровню популярности театра – возможно, прочная репутация театра освобождает от борьбы за зрителя. Перспективы своего творческого развития театр видит в общении с профессионалами за пределами Архангельской области.^ 3.2. Концертная сфера «Концертный» массив, как самостоятельный тематический компонент театрально-концертной сферы Архангельской области, составил 781 текст, в т.ч. 21% посвящен работе Поморской филармонии, Архангельского камерного оркестра и Северного русского народного хора – основных концертных организаций нашей области, 79% –гастрольным коллективам и исполнителям разного жанра (популярная музыка, авторская песня, клубная музыка) (диаграмма 4). В информационном поле концертной сферы несомненное преимущество получили гастролирующие коллективы и исполнители, которых на территории области в исследуемый период, согласно публикациям в прессе, побывало около 80. Информационная поддержка гастролей так же, как и в театральной сфере, чаще всего организована в виде завершенного информационного