Анализрезультатов единого государственного экзамена 11 класс, 2007-2008 учебный год.Количество 11 классов – 1.Количество принимавших участие в ЕГЭ – 16 человек. Экзамены в форме ЕГЭ по общеобразовательным предмета, предлагаемые по выбору учащимся (из числа предметов, изучавшихся на второй ступени): - биология, география, информатика, литература, французский, английский и немецкий языки. Право сдачи экзамена в традиционной форме по общеобразовательным предметам, заявленным в эксперимент по введению ЕГЭ, учащимся не представляется. В 2008 году выпускник вправе выбрать и традиционную форму сдачи по предметам, не заявленным в эксперимент, из числа изучавшихся в 10, 11 классах. В школе была составлена программа управленческих действий по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников. Педагогический коллектив, ученики и родители были ознакомлены с положением об итоговой аттестации. В 2007-2008 учебном году учащиеся выбрали экзамены для итоговой аттестации в форме ЕГЭ два обязательных: русский язык и математику. Содержание экзаменационной работы определяется на основе обязательных минимумов содержания основного и среднего (полного) общего образования, федерального компонента государственного стандарта общего образования. Кроме нормативных документов учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в примерных программах основного и среднего (полного) образования. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. В работу по русскому языку включено 31 задание с выбором ответа из 4-х предложенных – часть А, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося – часть В и одно задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение) – часть С. Общее время выполнения 180 минут. Подготовка осуществлялась по сборнику типовых заданий, допущенных Федеральным институтом педагогических измерений, автор Л.И.Пучкова, год издания 2008. Результаты экзамена следующие:«5» - 1; «3» - 7;«4» - 2; «2» - 6. У выпускницы (Ентальцевой А.), получившей по результатам проведения ЕГЭ отметку «5», достаточно высокий уровень лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Сложными для нее оказались задания в части В, которые она выполнила только на 50%. Экзаменуемые, сдавшие ЕГЭ по русскому языку на «4» (Демин Р., Журавлева А.) практически не ошибаются, выполняя задания, проверяющие языковую и коммуникативную компетенции. Допущены ошибки при выполнении лингвистического анализа текста. Ученики, выполнившие экзаменационную работу на «3», успешно решают отдельные задания, проверяющие лингвистическую компетенцию. Понимание текста этими учащимися крайне поверхностное. Лингвистический анализ текста, а также создание собственных текстов представляют сложность для большинства учащихся этой группы. Они не могут доказать свою позицию или найти контраргументы, вежливо оформить свое несогласие с доводами автора. Им не всегда доступна логика развития мысли автором текста. Сочинения учащихся характеризуются бедностью словаря и грамматического строя речи. У экзаменуемых, получивших отметку «2», наименьший процент выполнения приходится на задание части С. Понимание текста происходит только на уровне определения темы текста. На базовом уровне (часть А) с работой справились 53% учащихся. Часть В выполнили – 16 % учащихся. Часть С – 51 % учеников. Годовую оценку по русскому языку подтвердили 4 человека из17, ниже годовой у 13 учеников. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку позволил выявить недостатки лингвистической подготовки учащихся, а также недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков в области практической грамотности. Поэтому необходимо более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических знаний. Большого внимания в процессе обучения требует отработка умения понимать текст и уметь его интерпретировать. Эти умения необходимы ученику для успешного усвоения не только русского языка, но и других предметов. Результаты ЕГЭ показали, что на уроках русского языка следует больше внимания уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе обще-учебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей; максимально использовать работу над сочинениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков. Анализ выполнения третьей части работы показал недостаточность опыта изучения других предметов филологического цикла. Недостаточно реализуются принципы преемственности, межпредметные связи. Именно поэтому интеграция содержания образования становится весьма актуальна.На выполнение экзаменационной работы по математике дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей и содержит 26 заданий. Часть А содержит 13 заданий (А1-А10, В1-В3) обязательного уровня по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов. К каждому заданию А1 –А10 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. К заданиям В1-В3 надо дать краткий ответ. Часть 2 содержит 10 более сложных заданий (В4-В11, С1, С2) по материалу курса «Алгебра и начала анализа» 10-11 классов, а также различных разделов курсов алгебры и геометрии основной и средней школы. К заданиям В1 -В11 надо дать краткий ответ, к заданиям С1 и С2 – записать решение. Часть 3 содержит 3 самых сложных задания, два – алгебраических С3, С5 и одно – геометрическое С4. При их выполнении надо записать обоснование решения. Задания базового уровня сложности позволяют успешно пройти аттестацию тем учащимся, которые имеют невысокий уровень математической подготовки. На базовом уровне сложности проверяется умение распознать математический объект на основе его определения или умение применять стандартные алгоритмы в знакомой ситуации( решить простейшее неравенство, выполнить несложные преобразования или вычисления и т.п.). Задания повышенного уровня сложности обеспечат возможность показать свои возможности более подготовленным выпускникам в проверке применять знания в «измененных ситуациях», строить процедуры, сочетая различные изученные простые операции или приемы. Задания повышенного уровня (С1 и С2) рассчитаны на выпускников, имеющих достаточно высокую подготовку на школьном уровне - отличников и твердых «хорошистов». При их выполнении надо применять известные методы в несколько измененных ситуациях. Подготовка к экзамену осуществлялась по сборнику заданий, авторы В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина, Москва, Эксмо, 2008г. Результаты экзамена:«5» - 0, «3» -5,«4» - 2, «2» - 9. Первую часть выполнили – 36 % учащихся.Вторую часть – 13 % учеников. Часть 3 сделали только 2 ученика. Подтвердили годовые оценки 2 человека, а у 15 человек итоговая оценка ниже годовой. Анализ результатов показал, что 64% учеников не владеют базовой частью знаний по математике. Необходимо пересмотреть систему подготовки учеников к итоговой аттестации и уделить внимание изучению действий со степенями, с корнями, логарифмами; решению уравнений, неравенств разного типа; нахождению производной; изучению графиков функций. Выводы: Анализ показал, что у учеников по русскому языку невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, плохо владеют навыками чтения, испытывают трудности при создании собственного текста, не могут последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, низка орфографическая и пунктуационная грамотность. Используемые методы преподавания математики недостаточно ориентированы на развитие математических навыков у учащихся.Рекомендации.Учителю Ореховой В.Л. работать над повышением квалификационной категории.Увеличить количество часов в 9-11 классах на преподавание русского языка и математики.Уделить особое внимание дифференциации преподавания предметов.Разработать систему мероприятий, направленную на мотивацию детей и родителей на обучение.Учителям начальных классов своевременно выявлять и диагностировать детей на медико-педагогическую комиссию.Учителям-предметникам осуществлять систему мониторинга качества образовательной подготовки учеников; использовать различные формы независимого контроля.Методическую работу школы выстроить в направлении подготовки педагогов и учащихся к единому государственному экзамену.Составитель: зам. директора по УВР В.К.КораблеваДиректор школы Т.Н. Кабанова