НТУУ “КиевскийПолитехническийИнститут”
ФакультетЭлектроники
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТНА ТЕМУ:
ИсторияВОЗНИКНОВЕНИЯХРИСТИАНСТВА, ислама и буддизма.
ВЫПОЛНИЛ: Бодарев Ю.А.
Гр.ДК-91
ПРИНЯЛ: ТимченкоС.К.
Киев 2000.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕХРИСТИАНСТВА.
1.1. ИСТОЧНИКИ.
1.2. СТАДИЯАКТУАЛЬНОЙЭСХАТОЛОГИИ
1.3.СТАДИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
1.4.РАЗВИТИЕ КУЛЬТА
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕИСЛАМА.
2.1.ИСТОЧНИКИ
2.2.ЛИЧНОСТЬ МУХАММЕДА.
2.3.СОЦИАЛЬНЫЕИДЕИ КОРАНАИ ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
2.4. РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКИЕИСТОКИ РАННЕГОИСЛАМА
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕБУДДИЗМА
3.1. ДОСТОВЕРНОЕИ СОМНИТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИИ РАННЕГО БУДДИЗМА
3.2. РЕЛИГИЯИЛИ ЭТИЧЕСКАЯСИСТЕМА?
3.3. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИРАННЕГО БУДДИЗМАИ ОСНОВ- НЫЕЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕХРИСТИАНСТВА.
1.1. ИСТОЧНИКИ.
/>Основнымисточникомпо наиболеедревнему периодуистории христианстваявляется новозаветнаячасть Библии.В нее входят, если перечислятьв порядке, канонизированномцерковью,4 Евангелия, Деяния апостольские,21 посланиеапостолов иАпокалипсис, или ОткровениеИоанна Богослова.
Большинствоновозаветныхпроизведенийпсевдонимны.Они написанына греческомнародном («койне»)языке; гипотезаоб арамейскомили древнееврейскомязыке их оригиналовничем не подтверждается.
Первымпо временипроизведениемНового заветаявляется Апокалипсис.Его датировка68—69 гг. основанана фактическомматериале.«Звериноечисло» 666, которым зашифрованоимя грядущегоАнтихриста, раскрываетсяисследователямикак обозначениеимператораНерона (37—68).Другим отправнымпунктом надосчитать указаниео семи царяхи предсказаниеприхода восьмого, который ужераньше был вчисле семи. Этасхема находитсяв полном соответствиис атмосферойполитическойжизни тогдашнегоРима, где былираспространеныслухи о том, что Нерон непогиб и чтоскоро он опятьпоявится. Дляавтора Апокалипсисаожидаемое новоепоявлениеНерона отождествлялосьс появлениемАнтихриста.Все эти данныеуказывают навремя царствованияГальбы — ссередины68 до первойтрети 69г.Появлениеостальныхновозаветныхизведений датируют началомII в.
Еслисопоставлятьразличныеновозаветныепроизведенияпо степени ихценности вкачествеисторическихисточников, то на первоеместо в этомряду надо поставитьДеяния. Онидают важныйматериал, касающийсяраспространенияхристианствасреди народовсредиземноморскогобассейна воII в. В свете того, что рассказываютДеяния, раскрываетсяи содержаниепосланий апостоловкак проповедникови распространителейхристианства.
Историястановленияхристианстваохватываетпериод с серединыI в. до V в.включительно.В течение указанногопериода раннеехристианствопережило рядэтапов своегоразвития, интересуюшиенас этапыформированиярелигии могутбыть краткосведены к следующимстадиям:
1)стадия актуальнойэсхатологии(вторая половинаI в.);
2)стадия приспособления(II в.);
3) развитиекульта
Напротяжениикаждой из этихстадий переживалисерьезнуюэволюцию ивероучение, и культ, и организация(церковь). Менялсясоциальныйсостав верующих, возникали ираспадалисьразличныеновообразованиявнутри христианствав целом, непрестанновспыхиваливнутренниестолкновения, за вероисповеднойи культовойформой которыхскрываласьборьба социальныхи национальныхгруппировокпо поводу реальныхобщественныхинтересов.
Рассмотримкаждую изперечисленныхстадий в развитиираннего христианства.
1.2.СТАДИЯАКТУАЛЬНОЙЭСХАТОЛОГИИ1
О «самомначале» христианстваможно иметьтолько общее, притом весьматуманноепредставление, одной из основкоторого являетсяАпокалипсисон, отражаетсостояние иучение христианствав период возникновенияпоследнего.
В светеАпокалипсисасоздаетсякартина возникновенияв серединеI в. в Малой Азиинесколькихиудейско2-сектантскихобщин. Их членыне считают себяотделившимисяот иудаизма, наоборот, толькосебя они именуютистиннымииудеями. Темне менее отосновногоствола иудаизмаих отделялинекоторыевзгляды (ожиданиеконца “старого”мира, приходамесии).
Близкик Апокалипсисубыли взглядыи практикатаких сектиудаизма, кактерапевтыи особенноессеи. О терапевтахизвестно оченьмало, по существутолько из одногопроизведенияФилона Александрийского— «О созерцательнойжизни»(De Vita Contemplativa).По-видимому, к началу нашейэры в Египтедействительносуществовалиобщины терапевтов, уединившиесяв ожиданииконца мира, связанногос грядущимпришествиеммессии, и обязывавшиесвоих членоввести аскетическийобраз жизни, готовясь ксуществованиюв «новом мире».Больше известно, особенно врезультатекумранских3открытий, просекту ессеев.Ее общинысуществовалии в Палестине, и в диаспоре, в частности, известно обобщине, основаннойв Дамаскепереселенцамииз Палестины, вероятно спасавшимисяот преследованийортодоксальногожречества ивластей.
Вопрособ отношенииессейства кпервоначальномухристианствуимеет в наукенемалую историю.Э. Ренан сообщает, что в концеXVIII — началеXIX в. в историческойнауке быломодным «объяснятьхристианствоисключительноессеизмом: Христос былессей, развившийлишь некоторыечерты ученияэтой секты иобразовавшийособую группу; Евангелие— не что иное, как изменениеморали ессеизма».Эта концепция, утверждаетон далее, наталкиваласьна то затруднение, что ни в однойиз новозаветныхкниг не упоминаетсяессейство, хотяв них говоритсяи о саддукеяхи фарисеях идаже о зелотах.К концу XIXв. «мода» навыведениехристианстваиз ессействапрошла. Онас новой силойвозобновиласьв середине XXв. в результатекумранскихоткрытий.
Некоторыесовременныеавторы, дажепринадлежащиек различнымнаучным лагерям, заявляют чутьли не о полномтождествеессейства ипервоначальногохристианства.Аргументируютсятакие заявленияи совпадениемряда элементоввероученияи обрядов, исходствомвнутреннейорганизацииобщин. (как вкумранскихдокументах, так и в Апокалипсисепротивопоставляютсямир зла («тьмы»)и мир добра(«света») и т.п.)В культе ессеев, так же как и уранних христиан, центральноеместо занималиобряды, связанныес омовениями(у христиан«крещение»).У кумранитовсуществовалобряд благословенияхлеба и вина, напоминающийхристианскоепричащение.Точек соприкосновенияоказываетсядостаточнодля того, чтобыговорить облизком родствеессейства ираннего христианства.И все же представляетсяправильныммнение Г. М. Лившица, рассматривающегокумранитовлишь как предшественниковхристианства.
Однимиз предшественниковхристианстваессейство, безусловно, было, но нетоснованийсчитать егоединственнымисточникоми выводитьхристианствонепосредственноиз него. В дальнейшемразвитии христианствовсе большеотходило какот своей апокалипсическойфазы, так и отессейства.
Такимобразом, первоначальноехристианствобыло иудейскоймессианистически-эсхатологическойсектой людей, объединившихсяв ожиданииблизкого концасвета и возникновениянового мировогоустройства.
1.3.СТАДИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Наэсхатологическомэтапе своегоразвитияхристианствобыло не в состояниипрочно завоеватьширокие массы.Ожидание близкогоконца света, решительноенеприятиесуществующихпорядков, враждебностько всему окружающему— все это моглозаинтересоватьмассы лишь накороткий срок, а на болеепродолжительноевремя —только замкнутыегруппы экзальтированныхфанатиков.Светопреставлениене наступило, а наоборот, вторая половинаII в. принеслав условияхобщего кризисарабовладельческойсистемы некуюотносительнуюстабилизациюримского общества.В такой ситуациинадежда насветопреставлениев ближайшембудущем постепенносменяется внастроенияххристиан болеежизненнойустановкойна определенныйспособ существованияв реальном миреи на приспособлениек его порядкам.Это нашло своевыражение вновозаветныхкнигах, появившихсяпосле Апокалипсиса.
Здесьне было отказаот учения онеизбежномконце света, оно осталосьнеотъемлемымкомпонентомхристианскойдогматики. Нетолько Евангелияпродолжаюториентироватьверующих наожидание концасвета, притомблизкого— «не прейдетрод сей...» (Мф.,XXIV, 34; Марк., XIII,30; Лк., XXI, 32), нои во всех позднейшихвероисповедныхдокументаххристианстваэта установкасохраняетсяна всем протяженииего развития, вплоть до нашихдней. Тем неменее естьсущественноеразличие междуэсхатологиейапокалипсическогопериода и позднейшей.Первая былаактуальнойэсхатологией, т. е. учением отом, что концасвета надождать в «нашидни», в самоеближайшеевремя, и поэтомувся жизнь иповедениеверующих должныбыть подчиненыэтой перспективе.Актуально-эсхатологическиедвижения неоднократновозникали ив средние века, и в новое время, но для магистральныхнаправленийхристианстваэсхатологияперестала бытьактуальной.Конец светамыслился какнеизбежнаяперспектива, но ее осуществлениеоказывалосьотодвинутымна неопределенноевремя. Такогорода эсхатологияне определяетобщественноеи личное поведениеверующего, онне сообразуетсяс ней в своемжизненномповедении.
Переходхристианстваот стадии актуальнойэсхатологиик стадии приспособлениябыл связан сизменениямив социальноми национальномсоставе общин.Процесс этотбыл двусторонним: с одной стороны, перерождениесамого движенияоблегчало дляпредставителейсредних и верхнихслоев общества, а также длямногонациональныхмасс Римскойимперии присоединениек нему, с другой— менявшийсясостав участниковдвижения обусловливалдальнейшееизменение егоидеологии.
Еще всерединеII в. социальнаябаза христианскихобщин оставаласьв основном тойже, что и во второйполовинеI в.: рабы, вольноотпущенники, ремесленникисоставлялипреобладающеебольшинствоих членов. Ноуже во второйполовине векахристианскиеписатели, неотрицая того, что основнуюмассу членовобщин составляютбедные и незнатные, все же подчеркиваютналичие в ихсоставе «благородных»и состоятельныхлюдей. В Деянияхсообщаетсяо каждом случаеобращения такихлюдей, как проконсулКипра СергийПавел (Деян.,XIII, 7—12).
Представителисостоятельныхслоев общества, примыкавшиек христианству, вскоре завоевалигосподствующееили по меньшеймере влиятельноеположениев общинах. Приэтом немалуюроль игралоне только ихбогатство, которое, будучичастично используемов филантропическихцелях, ставилов материальнуюзависимостьот них массырядовых и бедныхчленов общины.Дело еще и втом, что богатыехристианево многих случаяхбыли образованнымилюдьми. Онибрали на себяфункцию идеологическогои литературногооформленияхристианскогоучения.
Христианствоперешло ототрицания напозиции своеобразногонейтралитетапо отношениюк богатству.Книга «Пастырь»Ерма (вероятно, относится ксерединеII в.) уже не обрекаетбогачей набезусловнуюгибель в потустороннемцарстве, онасчитает возможнымспасение дляних. Условиемпоследнегоявляется употреблениечасти их богатствана нуждыблаготворительности, а особеннобольшое значениедолжны иметьте молитвыза спасениедуши богачей, которые возносятсябедными.
Социальноеучение раннегохристианстваотразило в себесложностьклассовыхвзаимоотношенийтого времени.Недовольствоугнетенныхсвоим положениемне могло видеологическомотношенииподняться доосуждениясамого строя, при которомодни люди былисобственностьюдругих. Нихристианствои никакая другаярелигия тоговремени немогли поднятьсянад своей эпохой, не могли принципиальноосудить институтрабства и вообщепорядки, присущиеэксплуататорскомуобществу.
Напредыдущемэтапе функцияобщения верующихсо сверхъестественнымисилами осуществляласьлюбым из верующих, способнымвоспринятьхаризму —благодать, сошествиесвятого духа.Те, кто выделялсясвоей активностьюиз общей массы, признавалисьособо отмеченнымисвятым духом.Это были харизматики, игравшие ведущуюроль в отправлениихристианскогокульта на протяжениитого периода, когда клир4еще не отделилсяот массы мирян.
Темне менее культовыеи организационно-хозяйственныеинтересы общинтребоваливыделения ипрофессиональныхруководителей.Помимо председателеймолитвенныхсобраний нужныбыли и распорядителихозяйственнойжизнью общины, выполнявшиеобязанностиказначеев, распределителей«милостыни», закупщикови хранителейпродовольствиядля общих трапез.Они получилиназвание епископов— наблюдателей, надзирателей.Это наименованиебыло широкораспространенодля обозначениясоответствующихне только духовных, но и светскихдолжностей.Вероятно, вначаледолжности извания епископови пресвитеровсмешивались, так что однии те же лицаносили и то идругое звание.Но доступ краспоряжениюимущественнымиблагами общиныделал всезначительнееименно должностьепископа. Витоге он сталполновластнымруководителемобщины, а пресвитерызаняли при немподчиненноеположение. Иеще раньшевыделиласьнизшая ступеньклира —диаконы, выполнявшиетехническиеобязанностина молитвенныхсобраниях итрапезах.Известно, чток исполнениюэтих обязанностейдопускалисьи женщины.
Однимиз важных элементовперехода христианствана новые позициибыл его окончательныйразрыв с иудаизмомво II в.
Иудействоне погибло врезультатесвоего сокрушительногопоражения66—73 гг. и непревратилосьв христианство.Родственныепоследнемубоковые ветвииудейскойрелигии, такие, как ессейство, вскоре отмерли.Христианствоже вышло запределы еврейскойдиаспоры иполучило широкоераспространениесреди многонациональногонаселенияРимской империи.
Историяне сохраниладанных о национальномсоставе христианскихобщин II в.Однако несомненно, что процентевреев в этихобщинах неуклонноуменьшался, а число прозелитовиз язычниковвозрастало.Можно судитьоб этом процессепо той борьбе, которая веласьна протяженииII в. в христианскойлитературемежду консервативнойтенденциейк сохранениюсвязи с иудаизмоми противоположнымстремлениемк полному отрывуот него.
Этаборьба имелане толькодоктринально-догматическое, но и практически-культовоезначение. Основнаяпроблема сводиласьк тому, долженли христианинвыполнятьветхозаветныйзакон —соблюдатьсубботу, придерживатьсяпищевых и прочихограниченийи запретов, а главное— подвергатьсяобрезанию.Проблемаобрезаниявозникла нев отношениихристиан, происходившихиз евреев, а вотношениипрозелитовиз других народов.Надо было решатьсложный вопрос: подвергатьли нового христианинанеприятнойи болезненнойоперации обрезанияи является лиее свершениенепременнымусловием егоприема?
Основнаятрудностьпроцессаприспособленияк историческойобстановкезаключаласьв обострениивнутреннейборьбы в самомхристианстве.Внешнее выражениеэто получилов распространениитак называемыхересей и в тойожесточеннойборьбе междуразличныминаправлениямихристианства, которая веласьв течение первыхвеков егосуществования, и в частностив рассматриваемыйпериод.
1.4.РАЗВИТИЕ КУЛЬТА
Для первоначальнойстадии историихристианстваотмечают такуюее существеннуюособенность, как простотаритуала. Вышеуже отмечалось, что в дальнейшемразвитии христианстваобряды иудаизма, в особенноститакой обременительныйи неприятный, как обрезание, должны былиисчезнуть. Ихместо занялиновые.
Оставатьсяв положениирелигии безсвоих собственныхспецифическихобрядов былодля христианствасвязано с рискомгибели. В борьбеза массы оноимело дело сконкурентами, которые держалилюдей под своимвлиянием именноблагодаряразветвленнойсистеме яркихи эмоциональнонасыщенныхкультово-магическихдействий. Нужнобыло создаватьсвою системутаких действий, причем жизньподсказывалавозможностьих заимствованияиз тех религий, из которыхпришли в христианствосоответствующиегруппы верующих.
Этотпроцесс шелвесьма активно.В итоге возниклонечто вродесинтеза иудейскойи языческойобрядности, причем в ходеразвития новойрелигии перваябыстро вытесниласьвторой. Обрезаниекак символприобщенияк единоспасающейвере и к сонмуее приверженцевуступило местоводному крещению.Последнее сталоодним из «таинств», важнейшимобрядом, исполнениекоторого связано, по верованию, с чудом.
Погружениев воду как актприобщенияк данной религиивпервые появилосьне в христианстве.Этот обряд былшироко распространенв дохристианскихрелигиях древности.
В первыхпоколенияххристиан, когдак новой религииприобщалисьпреимущественновзрослые люди, обряд крещенияпроизводилсяименно надними.Но вдальнейшемпринадлежностьк этой религиистановиласьнаследственной, и родители, естественно, стремилисьобратить вхристианствосвоих детейс рождения.Вот почему врелигиозныйбыт и в церковныеузаконениявошло крещениеноворожденных.
Вероятно, несколько ранеекрещения вхристианскомкульте занялсвое местообряд причащения.Его распространениебыло облегченотем, что ему непришлось, каккрещению, вытеснятьсоответствующийиудейскийобряд. Специфическихристианскоеобъяснениесемантикипричащениямы находим вевангельскомпредании отайной вечере.Но действительныеего истокилежат в дохристианскихкультах. Вхристианствоэтот обрядпроник из митраизма, из оргиастическихмистерий Диониса, из культа Бахуса, из критскихорфическихмистерий идругих древнихкультов. Обрядвкушения плотии крови богапо своемупроисхождениювосходит кпервобытнымвременам и ктотемистическимкультам. Врелигияхпервобытностии древностибыло широкораспространенопредставлениео том, что, принимаявнутрь частицутела своегобожества, человекобретает егосилы и мудрость, его доблестьи хитрость.Будучи центральнымэлементомхристианскогокульта в раннийпериод егоистории, обрядпричащениясыграл большуюроль в оформлениивсего богослужения.
Обрядыкрещения ипричащенияпослужилиосновойскладывавшегосяхристианскогокульта. Тотфакт, что онибыли заимствованыиз других религий, создавализвестныетрудности вотношении ихосмысления.Заимствуемымкультовымформам требовалосьиное объяснение, чем то, котороеони имели впородившихих религиях.
Созданиеновой этиологиидля заимствуемыхобрядов обусловливалодополнительнуюнагрузку дляработы религиозныхидеологов, которые занималисьформулированиемдогматики.Материал дляновых объясненийстарых обрядоввыискивалсяв книгах Новогозавета, а иногдапросто измышлялсяи фиксировалсяв сочиненияхраннехристианскихавторов.
--PAGE_BREAK--
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕИСЛАМА.
2.1.ИСТОЧНИКИ
/>Изтрех мировыхрелигий ислам— самая «молодая»; если первыедве — буддизми христианство— возниклив эпоху, которуюпринято относитьк древности, то ислам появилсяв раннее средневековье.
Археологическихпамятников, относящихсяк данной эпохе, не существует, если не считатьдвух-трех скупыхнадписейIII—V вв. и«черного камня»в Мекке, которыйсам по себетоже мало чтоговорит.
Основнымисточникомдля исследованияи описанияпервоначальногоислама являетсяКоран. При всехкритическихзамечаниях, сделанных вадрес этогодокументаисламоведамии историкамиарабской литературы, его подлинностьи его важноезначение дляисториографииислама остаютсянезыблемыми.
Основательислама Мухаммедизрекал своисуждения ирешения, произносилпроповеди, выступал сречами и воззванияминазидательногои полемическогопорядка в связис различнымисобытиямиобщественнойи религиознойборьбы, которуюон вел. В некоторыхслучаях слушателизаписывали(по преданию, при Мухаммедесостояли дажеспециальныеписцы) эти откровенияна пальмовыхлистьях, плоскихкостях и камнях, на обрывкахпапируса иликожи. Кодифицированногоже текста Коранако временисмерти Мухаммедав 632 г. еще небыло.
Когдав сражениипротив еретикаМусейлимы (633)погибли те изпоследних«хранителейКорана», которыепомнили наизустьотдельные егосуры, один изруководителеймусульманства, будущий халифОмар, обратилвнимание халифаАбу Бекра наопасность того, что со временемпоучения пророкавообще окажутсястертыми изпамяти людей.Тогда Абу Бекрсчел необходимымкодифицироватьКоран в одномдокументе ипоручил этодело Зейду ибнСабиту, состоявшемуписцом еще приМухаммеде. Присодействиивластей Зейдсобрал отдельныезафиксированныефрагментыКорана у всех, у кого они хранились, записал многоеиз того, чтопомнили оставшиесяв живых «хранители», присоединилк ним и собственныезаписи и создалпервый общийсвод Корана.
Говоряо подлинноститекста Корана, надо иметь ввиду, что егокодификаторымогли вноситьв него исправления, вытекавшиеиз менявшейсяобстановкии из требованийтех общественныхслоев, которыев данный моментзанималигосподствующееположение.Известно, например, что после первойкодификацииКорана нектоАбдалла ибнМасуд, занимавшийпри жизни Мухаммедавысокое положение, заявлял, чтоиз свода Коранаисчезли многиетексты, в которыхподвергалиськритике верхушечныесоциальныеслои Мекки.
Привсем этом Коранследует считатьосновным источником, по которомуможно судитьо первоначальномисламе. Сказанноевыше должнотолько предостерегатьот некритическогоотношения кэтому источнику.
2.2.ЛИЧНОСТЬ МУХАММЕДА.
Историчностьличности Мухаммедане вызываетсомнений. Ондействительнобыл основателемислама, признаниечего ни в коеймере не снимаетпроблемы решающегозначения техсоциально-историческихусловий, вкоторых егодеятельностьмогла оказатьсястоль существеннойи результативной.Еслиосновыватьсяна биографииМухаммеда, изложеннойв известныхнам источниках, то можно в общихчертах реконструироватьисторию егожизни и деятельности.
Известныефакты: рождениев начале 70-х годовVI в., происхождениеиз второстепенногорода хашимзнатного ибогатого племеникурейш, жизньв бедности доженитьбы наХадидже, самаженитьба, началопроповеди в610 или 612 г., враждебноеотношение кней и к самомупроповедникусо стороныправящих круговМекки, переселение(или бегство)в Ясриб (Медину)в 622 г.
Проповедническаяи военнаядеятельностьМухаммедав Медине, еголичная жизньтам, состояниеего здоровья, смерть в 632г. описаны достаточноподробно. Главныесобытия указанногопериода —сражения приБедре и Оходе,«войну у рва», набеги мусульманна другие арабскиеплемена и территории, перипетиимирных взаимоотношенийс Меккой, включаяпаломничествов 630 г. и окончательнуюее капитуляциюв том же году,—следует считатьисторическимифактами, знаменовавшимиэтапы развитияи победы первоначальногоислама. И нетоснованийотрывать ихот личностичеловека, которыйбыл их инициатороми в известноймере руководителем.
Необходимоучитывать ите особенностиличности Мухаммеда, которые немогли не оказатьизвестноевлияние насамый ход событий.В научной литературедолгое времябытовал взгляд, приписывающийоснователюислама эпилептическуюболезнь. К томуже многочисленныесообщениясвидетельствуюто часто происходившиху него припадкахс частичнойи даже полнойпотерей сознания.Один из крупныхисламоведовпрошлого века, А. Шпренгер, имевший и медицинскоеобразование, отверг этотдиагноз и призналболезнью Мухаммеда«мускулярнуюистерию». В.Бартольд счели такую болезньне соответствующейхарактеруповеденияМухаммеда, таккак «эпилептическиеи истерическиенатуры не могутбыть свободныот болезненныхколебаний иувлечений...».
Этотфакт дает материалк установлениюродства пророческойфункции Мухаммедас шаманством.Как известно, это явление— более илименее универсальноев истории религий— связано стем, что присвоем служении шаман впадаетв транс, а иногдапросто теряетсознание, находясьв это время, как считаютверующие, внепосредственномобщении с миромдухов. В доисламскойАравии зафиксированоширокое распространениедеятельностишаманов, известныхтам под именемкахинов.
Он активноиспользовалкахинскую формукультовой иобщественно-политическойдеятельности.В то же времяследует указатьна то новое, что он внес вее содержаниеи форму. Мухаммедзанималсяделами и заботамине отдельныхличностей, какими бывысокопоставленнымиони ни были, аобщества вцелом —конечно, в масштабеплемени и группыплемен.
Главноеже, что отделяетМухаммеда иего проповедьот «теории»и практикикахинства, заключаетсяв том, что в основеэтой проповедилежит идеяединобожия, в то время каккахинствоосновано напредставленииоб общении смиром бесчисленногомножествадемонов, составляющихмир сверхъестественного.
В общемже Мухаммедостался в историине простопророком, егодеятельностьбыла несравненносложнее имногограннее.
2.3.СОЦИАЛЬНЫЕИДЕИ КОРАНАИ ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
Первыепо временисвоего появлениясуры5— 96-я и 74-я —призывают людейпризнать Мухаммедапророком Аллаха.Имя бога Аллахане было новымдля мекканцев, ибо оно обозначалоплеменногобога мекканскихкурейшитов.Новым вначалебыло лишь требованиепризнанияМухаммедапосланцем, пророком Аллаха.У мекканцевне было никакихоснований ктакому признанию.Сам Мухаммедпроисходилиз рода, непользовавшегосяособым уважениемсреди своихземляков. Чудесили «знамений»он показатьне мог. Единственное, на что он ссылался,—его виденияи «откровения», но мекканскиекупцы былиделовыми людьми, не склоннымиверить богословскимроссказням.Что же касаетсясоциальныхнизов мекканскогообщества, тои для них первоначальнаяпроповедьМухаммеда несодержала всебе ничегособлазнительногои мобилизующего.
Насамой раннейступени развитияоткровенияпоявляетсяидея единобожия, играющая вдальнейшемцентральнуюроль во всеммусульманскомвероучении:«… нет божества, кроме Него...»(20, 7), «… нет божества, кроме Меня!»(20, 14),— говоритКоран об Аллахе, и он сам о себе.Особо регламентировалсяв Коране вопросо том, каководолжно бытьповедениеверующих вотношениитех, которыеотказываютсяверить в единогобога. В этомвопросе Мухаммедтогда еще невыработалкакой-либопозиции.
Пророктребовал верыи покорностипод страхомгрядущейэсхатологическойкатастрофы, оперируя угрозамиадских мук ипосулами райскихнаслаждений.Чтобы выяснитьто социально-практическоезначение, котороеимели для мекканцевтого времениэти угрозы ипосулы, важноустановить, какого родажизненноеповедение моглос точки зренияКорана датьлюдям надеждуна райскоеблаженствои внушить имстрах передугрозой адскихмук. Иначе говоря, речь идет отом, какогоповедения вих практическойжизни требовалпророк от своихпоследователей.
Вначалеэти требованиябыли неопределеннымии немногочисленными- добрые делафактическисводились кмелкой благотворительности.В дальнейшемнравственныепредписаниястали болеесложными имногообразными.
Болеежизненноезначение имелитребования, обращенныек торговцам: не обмериватьи не обвешивать.«Горе обвешивающим»(83, 1),— грозитпророк мекканскимторговцам. Былобы ошибкойсчитать этотребованиеКорана тольковыражениемпретензиибедняков кобманывающимих мекканскимторговцам.В то же времявряд ли этапроповедьпрактическизатрагивалаинтересы торговцев, ибо каждый изних, обманываядругих, былпротив того, чтобы его самогообманывали.
РобостьМухаммеда вотношенииустановившихсяк его временисоциальныхпорядков иотношений быланастолько ярковыражена, чтоон не посягалдаже на кровнуюместь. «… Есликто был убитнесправедливо,—гласит Коран,—то Мы его близкомудали власть...»; он только советуетнекоторуюумеренностьв примененииэтой власти:«… но пусть онне излишествуетв убиении» (17,35).
Пророкуудалось привлечьна свою сторонув этот периодлишь несколькодесятков человек.Положениеизменилосьлишь послетого, как основнаябаза движениябыла перенесенав Ясриб.
Удачнымоказался выборэтой базы. Мединабыла исконнымконкурентоми противникомМекки во многихотношениях, и прежде всегов торговле.Происходилии военныестолкновениямежду жителямиэтих крупныхцентров Хиджаза.Уже одно этодолжно былообеспечитьмекканскомуизгнанникуне только хорошийприем в Ясрибе, но и благожелательноеотношение кего проповеди.Реальные интересылюдей определилиидеологическуюатмосферу, вкоторой нашлаподдержкупроповедь новойрелигии. Сказалосьи то, что в Ясрибебыл распространениудаизм с егоформальныммонотеизмом6.В общем этотгород оченьскоро сталрезиденциейпророка.
Сразуизменилисьи содержаниеи тон кораническихоткровений.Мединские сурыисполненыуверенностии категоричности: они не столькоувещевают иуговаривают, сколько настаиваюти изобличают.Появляетсяновая забота: среди тех, ктотеперь в большихколичествахстал примыкатьк лагерю мусульман, отличить поистинеуверовавшихот притворяющихсяи лицемеров.«… Некоторыеговорят: «Уверовалимы в Аллаха ив последнийдень». Но онине веруют»(2, 7). Знамениемвремени былоуже то, что появилосьмного людей, которым былонужно и выгодносимулироватьприсоединениек исламу.
В отношениитех, кто упорствовалв своих старыхверованиях, проповедоваласьновая, определеннаялиния поведения- их рекомендовалосьубивать. Мединскиесуры преисполненысвященнойярости в отношениивсех, кто оказываетсопротивлениеобращению вислам, и призывовк тому, чтобысражаться сними и убиватьих: «… сражайтесьс ними, пока небудет искушения, и религия всябудет принадлежатьАллаху» (8,40).
Еслираньше проповедническаяактивностьМухаммедаи его помощниковбыла направленапротив неверующих, то теперь онаустремленана самих верующих, чтобы постоянноподдерживатьв них воинственныйдух и побуждатьих всегда стремитьсяк войне с«много-божниками».В различныхтекстах однообразноповторяетсямотив: «Сражайсяже на пути Аллаха!»(4, 86);
Разумеется, воинственнаяактивностьборьбы за верупиталась нетолько побуждениямиблагочестияи ставкой нанаграду впотустороннейжизни. Верующиедолжны рассчитыватьна воздаяниене только послесмерти, но ипри жизни.Эта наградазаключаетсяв военной добыче.Пророк ведетверующих в бой, вдохновляяих той обильнойдобычей, которуюони возьмут, ибо «обещалвам Аллах обильнуюдобычу, которуювы возьмете, и ускорил Онвам это...»(48, 19, 20). Имеетсяв виду не какой-нибудьбеспорядочныйграбеж —раздел добычипоставлен наорганизованнуюпочву: «… есливы взяли что-либов добычу, тоАллаху —пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, ибедным, и путнику...»(8, 42).
Сплочениеарабов подрелигиознымзнаменем должнобыло неминуемонанести сильныйудар по родоплеменномуделению общества.Составив сплошноймассив мусульман, арабы все болееотходили отэтого деления.Как в Коране, так и особеннов практическойдеятельностиМухаммеда иего преемниковкрасной нитьюпроходит стремлениек объединениюверующих независимоот их национальнойи племеннойпринадлежности.По той же линииидут и установленныеКораном законы, регулировавшиеимущественно-правовыеотношениямежду мусульманами.Фигурирующиев Коране законыо праве наследованияигнорируюттрадиционныепорядки родовогостроя, и преждевсего властьстаршего вроде над младшими.В равных доляхнаследуютимущество вседети мужскогопола независимоот возраста; право наследованияпредоставляетсяи женщинам, хотя и в половинномразмере в сравнениис мужчинами; владелец имуществаполучает правозавещать егопо своему желанию.
В ходеэкономическогои социальногоразвитияродоплеменноеделение постепенностиралось, уступая местоделению поимущественными классовымпризнакам.Правда, новоеделение осуществлялосьне по имущественно-классовому, а по вероисповедномупризнаку. Исламнаходил, однако, возможностьсовместитьэти два принципа: участвуя ввоенных экспедициях, формальнымназначениемкоторых былообращениеневерных, верующиеобогащалисьза счет военнойдобычи и независимоот своего прежнегоимущественногоположениязанимали позициюв рядах складывавшегосяправящегокласса.
Тообстоятельство, что общаявнешнеполитическаяи военнаяустремленностьвсего движенияне снималавнутреннихсоциальныхпротиворечийв среде егоучастников, явилось основойраспространенияв исламе ужена самой раннейступени егосуществованияразличныхответвленийи сект.
2.4. РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКИЕИСТОКИ РАННЕГОИСЛАМА
В моментвозникновенияислам былсинкретическойрелигией, впитавшейв себя элементыверований икульта рядарелигий, распространенныхсреди населенияАравийскогополуострова. Можно выделитьчетыре группывлияний, оказавшихвоздействиена первоначальныйхарактер ислама: доисламскиедревние верованияи культы, иудаизм, христианствои маздеизм.
Доисламскиеязыческиеверования икульты представлялисобой довольнохаотическоесоединениеэлементовфетишизма7и тотемизма8, поклоненияявлениям исилам природы, особенно небеснымсветилам, иполидемонизма.
ПередМухаммедоми другими деятелямираннего исламастоял вопрос, что из доисламскихязыческихверованийи культов можновключить вновую религию.После некоторыхколебаний былизбран путьрешительнойборьбы с почитаниемвсех другихбожеств, кромекурейшитскогоАллаха. Коранприводит жалобуНуха (Ноя) нанеких оппонентов, которые уговаривалилюдей: «Неоставляйтеникаких вашихбогов, не оставляйтеникак Вадда, и Суву, и Йагуса, и Йауку, и Насра».Жалоба не осталасьбез последствий:«От прегрешенийих были онипотоплены ивведены в огонь»(71, 22—23, 25). Отметим, что первое изуказанных именбогов означаетмужчину, другое— женщину, остальныетри — льва, лошадь и орла.
Из старогокульта исламсохранил тобольшое значение, которое придавалосьв нем паломничествук святилищами прочим почитаемымместам. Меккас ее Каабой9и Земземомосталась висламе тем жесвятым городом, каким она быладо него, и темже местомобщеарабского, а в дальнейшемобщемусульманскогопаломничества.В ее пользу былрешен и вопросо кыбле, т. е. отом направлении, к которомудолжен обращатьсяправоверныйво время молитвы.После короткогоперерыва, когдаМухаммед вМедине, пытаясьнайти общийязык с иудаизмом, установил былокыблу в направленииИерусалима, вопрос былпересмотрен, и с того временикаждый молящийсямусульманинстановитсялицом в направленииМекки.
Влияниеиудаизма напервоначальныйислам было неменьшим, а, можетбыть, в некоторомотношении ещебольшим, чемвлияние древнихарабских верованийи культов.В Аравии проживалонемало приверженцевиудаизма. Мухаммедвероятно, встречалсяс иудеями какв Мекке, так иво время своихпутешествийс караванамисвоей хозяйки, потом женыХадиджи. Ихрассказы осодержанииВетхого заветамогли остатьсяв его памятии в более илименее измененномвиде войтипотом как втекст Корана, так и в вероучениеновой религии.Ветхозаветныеперсонажи Ной— Нух, Авраам— Ибрахим, Моисей —Муса занялив нем местопророков, предшествовавшихМухаммеду.Нашел своеместо в Коранеи ряд ветхозаветныхлегенд и мифов— о сотворениимира, о грехопадениипрародителей, об Иосифе и егобратьях, о египетскомплене и т. д.
Сказалось ивлияние христианства, хотя и в меньшеймере. ИисусХристос подименем Исызанял своеместо средипророков вкачественепосредственногопредшественникаМухаммеда.Некоторыеновозаветныеэпизоды такженашли отражениев Коране. Но издесь не обошлосьбез искажений.
Некоторыеавторы высказываютпредположение, что неиудейскоенаселениеМедины до поселениятам Мухаммедаисповедовалохристианствов одной из егосектантскихразновидностей, приверженцыкоторой рассматривалиИисуса не какбога, а какчеловека-пророка.Для такой религиипереход к исламудолжен был бытьпоследовательнымшагом, так какв ней ничто непрепятствовалоучению о том, что вслед запророком Иисусомпоявится новыйпророк Мухаммед, продолжающийего дело. Однакодостаточныхоснований дляпризнания этойконцепции несуществует.
Влияниехристианствана ранний исламсказалось, ноне в представленияхо боге. Для новойрелигии, прокламировавшейсвое воинствующееединобожие, больше подходилветхозаветныйЯхве, чем новозаветнаяТроица. Но ученияо близком концесвета, о воскресениимертвых и страшномсуде, конечно, носят на себеследы христианскогопроисхождения.
продолжение
--PAGE_BREAK--
3. ВОЗНИКНОВЕНИЕБУДДИЗМА
3.1.ДОСТОВЕРНОЕИ СОМНИТЕЛЬНОЕВ ИСТОРИИ РАННЕГОБУДДИЗМА
/>Буддизм возникна территорииИндостана вVI в до н. э., явившись, таким образом, первой по временисвоего возникновениямировой религией.В дальнейшемон завоевалмиллионыпоследователейв разных странахАзии, но натерриторииИндостанаутратил своипозиции ифактическиисчез. Тем неменее ранниестадии егоистории связаныс этим субконтинентом, и освещать ихследует наэтническоми социально-историческомфоне ИндостанаVI в. до н.э.
VII—Vвв. до н.э. былипериодом сильногорелигиозногоброжения вИндии. На этовремя приходитсявозникновениеи оформлениеджайнизма10и буддизма, атакже многочисленныхсект и религиозныхдвижений каквнутри указанныхдвух новых длятого временирелигий, таки вне их. Насчитываетсядо 17 толков, возникших вбуддизме втечение второгостолетия послесмерти Будды, и, помимо того, еще шесть враждебныхсект, основанных«лжеучителями»— современникамиБудды. Одноэто свидетельствуетоб интенсивностирелигиознойжизни и техисканий, которыепроисходилив этой областив указанныйпериод.
Возникновениебуддизма связываетсяс жизнью ипроповедническойдеятельностьюСиддхартхиГаутамы Будды.Некоторыебуддологипрошлого векаотрицали историчностьБудды. «Надопризнать,—писал французскийученый Е. Сенар,—что в целомлегенда Буддыизображаетне действительнуюжизнь, хотя быдаже изукрашеннуюнекоторымивыдумкамивоображения.Она, в самойсущности своей, есть эпическоепрославлениебожества, известногомифологическоготипа...» На такойже позициистоял и немецкийисследовательГ. Керн, утверждавший, что «Буддалегенды не естьисторическаяличность, амифическийобраз...». В основемифа о Будде, как считалиприверженцыэтой точкизрения, лежалоолицетворениесолнца и перипетийего годовогодвижения понебосводу.Впрочем, указанныйвыше Сенар входе исследованийпеременил своюточку зренияи впоследствииписал: «Нельзясомневатьсяв том, что Буддадействительноучил в концеVI в. до н. э.; невозможносомнение иотносительнотого, что всеглавные чертыего учения иего легендыбыстро закрепилисьв том виде, вкаком они намныне доступны».
Большинствоисследователейполагают, чтонет основанийподвергатьсомнениюдействительноесуществованиеоснователябуддизма; некоторыеиз них дажепризнают Буддупервым из числаисторическихдеятелей Индии, существованиекоторых поддаетсяпочти точнойдатировке.Вероятно, даннаяточка зренияимеет большеоснований, ибодействительнодля ее опроверженияне выставленодостаточносерьезныхаргументов.Во всяком случаереконструкцияистории возникновениябуддизманемногим изменитсяот положительногоили отрицательногорешения вопросаоб историчностиБудды. Ясно, что духовныйоблик тогочеловека илитех людей, которыебыли действительнымиоснователямиданного религиозногоучения, долженбыл в общемсоответствоватьтому, каким влегендах предстаетСиддхартхаГаутама.
Согласноэтим легендам, он родилсяоколо 560 г.до н. э. Местомего рождениясчитаетсясеверо-востокИндии (в современныхориентирах— у границыНепала). Он былсыном главыплемени шакьев.В 29 лет, пораженныйфактом обилияпереживаемыхлюдьми страданий, Гаутама рассталсясо всеми благамии соблазнамироскошнойжизни, оставилжену с малолетнимсыном и отправилсястранствовать.Шесть лет онвел жизнь бродячегоаскета11и искал истинув беседах сбрахманами12-аскетами, предаваясьподвигамсамоистязанияи умерщвленияплоти. В дальнейшемон, однако, убедилсяв бесплодностивыбранногопути изанялсяразмышлениямио причинахстрадания ио способах егопреодоления.Наконец, в некиймомент, признаваемыйбуддистамипо своему значениювсемирно-историческим, Гаутама, сидяпод деревом, которое отнынестало стольже прославленным, внезапно узрелистину; и именнос этого моментаон стал Буддой, т. е. просветленным, озаренным, умудренным.Тут же он началсвою проповедническуюдеятельность, для чего отправилсяв Бенарес и, найдя там пятьсвоих учеников, отошедших отнего ранееиз-за его отказаот аскетическогообраза жизни, обратился кним с проповедьюнового учения.40 лет проповедовалпотом Буддаэто учение вСеверной иЦентральнойИндии и умероколо 480 г.до н. э., положивоснованиемноголюднойи мощной церковнойорганизации— сангхе.
Традиционно-каноническая версия дальнейшейистории новойрелигии представляетее в виде триумфальногошествия по всейстране, причемдело выглядиттак, что новоеучение принималосьбез каких-либотрудностейвсем населением.Богатые и бедные, люди разныхварн (каст) иродов занятийодинаковоприветствовалиБудду и с готовностьюпринимали егоучение. За правопринять и угоститьпросветленноговелись острыеспоры междулюдьми, общинами.ПоследователямиБудды сразустали цариБимбисара, Прасенаджит, Аджаташатру.Вскоре послесмерти Буддынаиболее выдающиесяего последователисобрались вРаджагрихе, где обсудилии утвердилиряд основоположенийновой религии.Тем не менеев течение первогостолетия, последовавшегоза этим, средисторонниковбуддизма возниклиразногласияи расхождения, так что понадобилсясозыв новогоСобора, которыйи состоялсяв Вайшали черезстолетие послепервого. Ещечерез сто слишним лет, прицаре Ашоке(III в. до н. э.), вгороде Паталипутра(современнаяПатна) состоялсятретий Собор, на котором былутвержден текстсвященных книгбуддизма, составляющихТипитаку (насанскрите—Трипитака), и принято решениео рассылкемиссионеровво все концыстраны, в частностина юг, вплотьдо Цейлона.
Из всехтолков и ответвленийраннего буддизмавыделилосьодно направление, завоевавшеепрочные позициина севере Индиии впоследствиираспространившеесяв ряде странАзии. Его приверженцыназвали своеучение махаяной— «широкойколесницей»,«широким путем»к истине; «узкойколесницей», или хинаяной, они именовалипрежнее учение, господствовавшеена юге. Буддизмв его махаянистскойформе был принятцарем Кушанскойимперии Канишкой, с именем которогосвязано преданиео новом Соборе, проходившемоколо 100 г.н. э. в Кашмире.Собор сформулировали утвердилосновные положениямахаяны. Махаянистскиеисторики буддизматоже говорято трех Вселенскихсоборах и вынужденыпоэтому кашмирскийСобор как-товтискиватьв эти рамки.Для этого имприходитсяили вовсеигнорироватьтретий Собор, или же смешиватьвоедино второйи третий, вследствиечего получаютсяхронологическиенесообразности, в частностипродление жизниотдельных лиц, нужных дляавторитетности, до невообразимыхразмеров. Даженесомненноисторическаяличность Ашокиздесь мистифицируетсядовольно страннымобразом: махаянистыотносят второйСобор к царствованиюДхарма-Ашоки(благочестивогоАшоки), а хинаянистыговорят в этойсвязи о Кала-Ашоке(Черном Ашоке).Не исключено, что имеетсяв виду один итот же персонаж, историческийАшока, но какойименно Соборпроисходилв его царствование, остается неясным.Основателеммахаяны, впервыеупотребившимдаже этот термин, считаетсябуддийскийбогослов Ашвагхоша(жил в началенашей эры), аглавным идеологом, сыгравшимнаибольшуюроль в распространениимахаянистскогобуддизма, был, очевидно, Нагарджуна(ок. серединыII в. н. э.).
Примернов серединепервого тысячелетиянашей эрысформировалосьновое направлениемахаяны, известноепод названиемварджаяны— «алмазнойколесницы».По-иному оноименуетсябуддийскимтантризмом, или тантраяной.Некоторыеисследователивысказываютмнение, чтоварджаяназародиласьне позже хинаяныи махаяны. Влитературебытуют и такиевзгляды, покоторым варджаянуследует считатьтретьим направлениемв буддизменаряду с хинаянойи махаяной.
Средиисследователейсуществуютразногласияпо поводу того, надо ли считатьранний буддизмрелигией илитолько философскими этическимучением, приобретшимхарактер религиилишь в дальнейшемходе своегоразвития.
3.2.РЕЛИГИЯ ИЛИЭТИЧЕСКАЯСИСТЕМА?
Еслиосновыватьсяна знаменитойбенаресскойпроповедиБудды в ееканоническомизложении, которая считаетсясамым фундаментальнымвероисповеднымдокументомбуддизма, тона первый взглядперед намидействительноидеологическоеявление, неимеющее отношенияк религии. «Четыреблагородныеистины», провозглашенныеБуддой, таковы: жизнь в миреполна страданий; есть причинаэтих страданий; можно прекратитьэти страдания; есть путь, ведущийк прекращениюстраданий.Чтобы этогодостигнуть, надо следовать«благородномувосьмеричномупути». Восемьэлементов егозаключаютсяв правильныхвзглядах, правильнойрешимости, правильнойречи, правильномповедении, правильномобразе жизни, правильномусилии, правильномнаправлениимысли, правильномсосредоточении.Неопределенностькаждой изперечисленныхформул даетвозможностьвкладыватьв нее любоесодержание.И все же в целомпроповедьнаправленак наставлениюлюдей в каких-топравилах поведения, или в стремлениик отказу отвсякого поведения.
3.3.ИСТОЧНИКИ ПОИСТОРИИ РАННЕГОБУДДИЗМА ИОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ
Возникновениебуддизма былосвязано с появлениемряда произведений, вошедших впоследствиив состав каноническогосвода буддизма— Типитаки; это слово обозначаетна языке пали«три сосуда»(точнее —корзины). Типитакабыла кодифицированаоколо Шв.; можносчитать относящимисяк ней и джатаки- сказанияо подвигах ипоучениях Буддыв его прежнихвоплощениях.В качествеисточника подревнему буддизмуследует отметитьэпические поэмыАшвагхоши13, относящиесяко II в. Большоезначение имеетэпиграфическийи изобразительныйматериал, содержащийсяна стелах14и других сооруженияхцаря Ашоки. Вцелом, однако, вопрос об источникахпо древнемубуддизму весьмасложен.
Еслидаже письменностьв Индии и существовалав период возникновениябуддизма, тосвященные книгипоследнегобыли все жезафиксированыи кодифицированыне раньше чемчерез полтысячелетияпосле данногособытия, т.е. вначале нашейэры. До этоговсе предания, легенды и поучения, связанные сновой религией, существовалив устной традиции— проповедовались, передавалисьи заучивалисьизустно. Недаромпервое наименованиеприверженцевбуддизма было«шраваки», чтозначит «слушатели».Сутты15, как правило, начинаютсяформулой: «Такя слышал». Вобщем ни палийскийканон, ни другиесвященные книгибуддизма недают представленияо первоначальнойстадии развитияэтой религии.
Обратимсяк археологиии эпиграфике16.Самые ранниематериалы этогорода — надписиАшоки и Бхархутскаяступа17.Первые датируютсясерединойIII в. до н.э., датировкапоследнейдовольнонеопределенна, но при всехвариантах, видимо, остаетсяв рамках IIв. до н.э. Обе датыотстают отвремени возникновениябуддизма надва — три столетия, но приходитсяисходить изтого, что болееранних источниковв распоряжениинауки нет.
Характербуддийскогокульта, современногоАшоке, в надписяхпо существуне отразился.Из отдельныхштрихов, содержащихсяв них, можнопонять, что наэтом этапекульт буддизмаеще не внесничего новогов брахманистскиекульты, основанныена ведах18.Тем не менееесть основаниеполагать, чтотакой важныйэлемент брахманистскогокульта, какприношениев жертву животных, встречал состороны буддизмавесьма сдержанноеотношение, стечением временипревратившеесяв отрицание.Уже на раннейступени развитиябуддизма такиежертвоприношениястали уступатьместо обильнымкурениям, подношениюцветов; и, видимо, с самого началасловесныймолитвенныйэлемент культазанял в буддизмезначительнобольшее место, чем в ведическойрелигии и вбрахманизме.
Сангха(община) во временаАшоки приобрелаоформленныйвид. Сеть монастырейпокрыла всюИндию. И есливначале примкнутьк буддизмуозначало уйтииз мира, полностьюпредавшисьжизни отшельника-монаха, живущего подаянием, то уже сам Ашокаявил примервступленияв сангху ссохранениемпрежнегомирского образажизни.
Следующуюступень в развитиивероученияи культа буддийскойрелигии отражаетБхархутскаяступа. По времениона отстоитот надписейАшоки на 100—150 лет; путь, пройденныйза это времябуддийскойрелигией, достаточнозначителен.
Визображенияхи надписяхБхархутскойступы нагляднои убедительновыраженыпредставления, связанныес верой всверхъестественныймир и населяющихего богов идемонов. Колонны, обрамляющиевход во внутреннийдвор святилища, украшеныизображениямисверхъестественныхсуществ мужскогои женскогопола, надписипод которымиименуют ихсловом «якхо».Это слово, звучащеена санскритекак «якша», многозначно, будучи наименованиемвообще боговили демоновв одних случаяхи специальнозлых богов— в других. ВБхархутскойступе они выступаютв роли хранителейи стражей святыни, причем многиеиз них изображенымолящимися.Каждый из якхоимеет собственноеимя. Двое изэтих существ, Купиро и Вирудако, ассоциируютсяс известнымипо древнейиндийскоймифологииКуверой и Вирупакшей— богами-хранителямисеверной июжной сторонВселенной. Онидовольно широкопредставленыв буддийскоймифологическойкосмологиивместе с хранителямидвух другихсторон света.Изображеныони в человекоподобномвиде.
Мифологическоесодержаниетекстов и изображенийБхархутскойступы свидетельствуето том, что насамой ранней, доступнойисследованиюступени развитиябуддизм имелбогатый пантеони пандемониум, в основномсоответствующийпредставлениями верованиям, канонизированнымвпоследствиив Типитаке.
В материалахБхархутскойступы отразилсяи процессформированиябуддийскогокульта. Самаступа былаокружена алтарями, у которых происходилобогослужение.На некоторыхизображенияхпоказано ипоследнее.Оно состоялоиз славословийбожествам, ипрежде всегоБудде, в пениигимнов, многократномобхождениивокруг святилища, коленопреклонениях, возложениицветов, сжиганииспеций дляблаговонногокурения. Основныеэлементы буддийскогокультовогоритуала былик этому времениуже сформированы.
До I векан.э. никакихсвященных книгбуддизма несуществовало.Тексты преданий, сюжеты мифов, поучения, проповеди, гимны заучивалисьизустно и впрактике деятельностимонахов и другихдеятелей сангхипостоянноповторялись, чем поддерживаласьустная традиция.С возникновениемписьменностина языке палиэти многочисленные, если не сказатьбесчисленные, тексты стализаписываться, причем этопроисходилопервое времяна о-ве Цейлон, потом перешлов другие страныЮго-Восточной, Центральнойи ВосточнойАзии. Первоначальныйсвод цейлонскоготекста в рукописяхне сохранился.Но в прошломвеке буддийскимиучеными иисторикамибыла осуществленаоперация, запечатлевшаяего и сделавшаятаким образомдостояниембуддийскогорелигиозногообихода, с однойстороны, и научногорелигиоведения— с другой.
На V Буддийскомсоборе в 1871г., проходившемв Бирме (г. Мандалай), была начатаработа по собираниюи сверке сохранившихсяв разных странахВостока рукописейи печатныхтекстов, относящихсяк малийскомуканону. Собранныйматериал былсуммированв 729 текстах, и каждый изэтих текстовбыл вырезанна мраморнойплите. Такобразовалсяцелый городок(Кутодо) буддийскогоСвященногописания, носящегопалийскоеназвание Типитака.Как уже говорилось, в переводе этослово означает«три корзины»или «три сосуда», что отражаетто обстоятельство, что все текстыразделены натри части— питаки: Винаяпитака, Суттапитакаи Абхидхармапитака.Каждая из питакв свою очередьделится на рядотдельныхтрактатови произведенийразных жанров, именуемыхникаями.
Винаяпитакапосвященапреимущественноправиламповедениямонахов и порядкамв монашескихобщинах. Древнейшейи важнейшейее частью являетсяПратимокша, своего родауголовныйкодекс длямонахов, совершающихте или иныепроступки илипреступления, с указаниемтех наказаний, которым долженподвергатьсяпровинившийся.Другие книгиВинаяны представляютсобой в значительноймере комментариик Пратимокше.
Центральнуюи наибольшуючасть ТипитакисоставляетСутта-Нипата.Она содержитогромное количествоповествованийоб отдельныхэпизодах жизниБудды и егоизречений поразличнымповодам. Некоторыечасти Сутта-Нипаты, в частностинекая, именуемаяДхармпа-дой, выражены встихотворнойформе; таковаже форма содержащихсяв Типитакепеснопений, рассчитанныхна публичноеисполнениемонахами обоегопола. Книгаджатак содержитсотни рассказово прежних воплощенияхБудды.
В третьей«корзине»— Абхидхармапитаке— заключаютсяглавным образомпроповеди ипоучения наэтические иабстрактно-философскиетемы. В сравнениис предшествующимией питакамиона имеет, вероятно, более позднеепроисхождение.Некоторымибуддийскимибогословамиее каноническоезначение ставитсяпод сомнение.
Каковыграндиозныеразмеры всегоэтого памятникабуддийскойрелигиознойсловесности, можно нагляднопредставитьсебе по нижеследующемуфакту. В 1893—1894 гг. в Бангкокебыло предпринятопо приказусиамскогокороля книжноеиздание Типитаки.Оно составило39 томов большогоформата, изкоторых на долюВинаи пришлось8 томов, Сутты— 20, Абхидхармы— 11. Отметим, что помимоэтого гигантскогонагромождения«священной»литературысуществуетеще 19 томовпалийских жедревних комментариевк Типитаке, заслуживающих, с точки зрениябуддийскихбогословов, почти такогоже почитания, как и основныетексты Типитаки.Надо, однако, иметь в виду, что далеко невсе эти текстыявляютсяоригинальными, ибо очень многиеиз них представляютсобой повторениетого, что сказанов других.
Какни велик объемТипитаки исвязанной сней палийскойкомментаторскойлитературы, он меркнет посравнению споявившимсячерез несколькостолетий памятникомтибето-монгольскойлитературы, состоящимиз двух основныхчастей: Ганджури Данджур. Впервую входит108 томов, во вторую— 225… По содержаниюэто, с однойстороны, переводыТипитаки с палии санскрита, с другой стороны, оригинальныетексты, связанныес тантристским19ответвлениембуддизма иламаизма20.
Привсем многообразииразличныхтолкованийтех требований, которые сталпредъявлятьк своим адептамсформировавшийсябуддизм, можносвести их кнеобходимостипризнанияБудды, дхармыи сангхи. Короткоэто выраженов трехчленнойформуле —триратне. Еслисодержаниепервого и третьегоиз этих пунктовдостаточноясно, то в отношениивторого из нихэтого нельзясказать.
Понятиедхармы былоизвестно ещев ведическойрелигии и вбрахманизме, где оно толковалосьв самых различныхсмыслах: закон, поддержка, религия, порядок, благодетельноеследствиежертвоприношенияи т.д. В буддизмепонятие дхармыполучило тожедовольномногообразныйсмысл.
Одноиз толкованийэтого понятиясвязано спредставлениемо том, что бытиепредставляетсобой бесконечнуюсумму мельчайшихэлементов — единиц и дхармаесть не чтоиное, как обозначениекаждой из них; аналогию такойтрактовки можноусмотреть вДемокритовомпонимании атомас той поправкой, что здесь ипустота представляетсобой совокупностьдхарм. Видимо, однако, в трехчленнойформуле «Будда— дхарма— сангха»понятие дхармынадо рассматриватьв ином смысле— как обозначениеучения илимудрости. Вэтой трактовкепод дхармойследует пониматьсамо вероучениебуддизма, признаниекоторого являетсяусловиемпринадлежностик данномурелигиозномунаправлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. КрывелевИ. А. Историярелигий ( I и IIтом). Москва,1988.
2.ТамгинскийИ. И. Религиимира. Москва,1983.
3. АбаеваЛ. Л., ЖуковскаяН. Л. Религиимира. Москва,1983.