Реферат по предмету "Религия"


Мировые религии Христианство буддизм ислам

МарийскийГосударственныйТехническийУниверситет

КафедраФилософии

Реферат

Мировыерелигии.
Христианство, буддизм, ислам.

Выполнила: БахареваА. С.
Студентка2-го курса ЗМТ-22, ФУП

Шифр:01151002
Проверила: КарандаеваТ. А

Йошкар-Ола,2002.

План:

Введение………………………………………………………………3.

Христианство………………………………………………………….3
Католицизм…………………………………………………………3.
Православие…………………………………………………………5.
Протестантизм……………………………………………………...5

Буддизм………………………………………………………………..6.

Ислам…………………………………………………………………..8.

5.Списоклитературы…………………………………………………..11.

Введение.

Религия –в том смысле, в каком принятоговорить о трехмировых религиях: христианстве, буддизме иисламе, — этосложное совокупноепонятие, включающеев себя определеннуюмифологию, систему догматов, культовые иобрядовыедействия, социализированныерелигиозныеинституты (церковь вхристианстве), конкретныеформы взаимоотношениямежду верующимии религиознойорганизациейи многое другое.Для каждойрелигии всеэти моментыимеют своеспецифическоесмысловоенаполнение, свою историювозникновения и дальнейшегосуществования, свое каждыйраз особенноепреломлениечерез этническую, национальную, классовую ииндивидуально-личностнуюпризму. Конкретноеизучение всехэтих смысловыхи организационныхособенностейв становлениирелигий и ихисторическихразновидностейотносится кособой науке– религиоведению,в которойрассматриваютсятакже и конкретныефилософскиевопросы теологии, и социальныефункции религиив различныхисторическихусловиях. Данныйматериал позволитнам поверхностноузнать о трехосновных мировыхрелигиях: христианство, буддизм, ислам.

Христианство.

Христианствосуществует2000 лет. Сначалаэто была единаярелигия, носегодня онасуществуетв виде несколькихсамостоятельныхнаправлений.

Католицизм.

Первое разделениехристианствапроизошло вXI веке. Появилисьдве крупныецеркви: западная, с центром вРиме, и восточная, с центром вКонстантинополе(Византия). Западнаяцерковь получиланазвание католической ( греч. Katholicos — всеобщий, вселенский).Это названиеотразило стремлениезападной церкви к вселенскомувсемирномураспространению.Глава западнойкатолическойцеркви имееттитул папыРимского.
Восточнаяцерковь оставилаза собой названиеправославной.В этом названиипредставителивосточногохристианствастремятсяподчеркнутьсвое правильноепониманиеучения Христаи считают, чтолишь они правильно, истинно говорят(славят) о Боге.
Догматическиеособенности.
Католическая церковь признает филиокве (filijque), учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына, Иисуса Христа. Догмой был принят католической церковью в 589 г. на Толедском церковном сборе и служит основание особой роли не только Христа, но и его апостолов, папы Римского и католических священнослужителей. Православная церковь считает, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца.
Католическая церковь создала и признает учение о «сверхъестественных заслугах» святых перед Богом, эти заслуги составляют как бы сокровищницу, которой церковь может распоряжаться по своему усмотрению. В православии такого учения нет.
В католицизме существует практика индульгенций ( лат. Indulgentia милость). Церковь выдает верующему папскую грамоту об отпущении как совершенных, так и несовершенных грехов. Обоснованием этой практики служит вышеприведенное учение о том, что католическая церковь обладает неким запасом добрых дел, совершенных Христом, Девой Марией, апостолами и святыми, и которые покрывают грехи людей. Православие отрицает индульгенции.
С этим же связано и католическое учение о чистилище ( принято на Флорентийском соборе в 1439г. ) где грешные души, горя в пламени очищаются, чтобы попасть в последствии в рай. Срок пребывания в чистилище зависит от молитв и может быть сокращен, если родственники умершего делают жертвоприношения церкви. В православии нет учения о чистилище.
В католицизме принят догмой о непорочном зачатии Девы Марии. Православная церковь не возвела это учение в ранг догматов.
Католики признают догмат о непогрешимости Римского папы в делах веры.
Католическая церковь признает святость и богодуховенность Священного писания ( Библии ) и Священного предания ( всех речей и документов папы Римского). Православие святым и богодуховенным считает только священное писание.
Обрядовыеотличия.
В католицизме крещение производят обливанием, в православии – погружением в воду.
Миропамазание в католицизме ( католики называют его конфирмацией ) совершают в возрасте 7-12 лет, в православии – над младенцем.
В католицизме вином и хлебом причащаются только священники. Простые верующие – католики причащаются только хлебом. Хлеб для причащения используется пресный. В православии все верующие причащаются хлебом и вином. Хлеб для таинства готовят кислый.
У католиков крестное знамение пятиперстное, т. е. крестятся они соединенными вместе пятью пальцами. У православных принято троеперстие.
В богослужении католическая церковь использует латинский язык, православная церковная служба ведется на местном языке и диалектике.

Каноническиеотличия.
В католицизме принят обязательный целибат духовенства. В православии безбрачие установлено лишь для монахов.
Католическая церковь не допускает выхода из духовного знания. В православии оно возможно.
В католицизме существует институт кардиналов и первенство пап. В православии этого нет.
Католическая церковь признает решение всех 22 Вселенских соборов. Православие – только первых 7. С XI века православие проводит соборы Поместные.
У католиков существует запрет мирянам читать и толковать Библию. В православии не было такого запрета.
Католический брак считается нерасторжимым. В православии возможен развод супругов.

Православие.

Другое крупноенаправлениехристианства– православие( около 170 млн.человек ) широкораспространенов основном встранах восточнойЕвропы. В отличииот католицизмаправославиене имеет единогорелигиозногоцентра. Каждаяболее или менеекрупное православное образованиесуществуетотдельно, образуетавтокефалиюи не подчиняетсядругим центрам.В настоящеевремя существует15 автокефалий.В соответствиис церковнойтрадицией, учитывающейвремя полученияавтокефалий, официальныйпереченьавтокефальныхцерквей представленв следующемвиде: Константинопольская, Александрийская( охватываетЕгипет и некоторыестраны Африки), Антиохийская( Сирия, Литва), Иерусалимская ( Палестина, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элиадская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская иАмериканская.

Старообрядничество.

В серединеXVII века русскоеправославиепретерпелораскол. Возникло старообрядничество.Богословы видятего причиныв действииБожественногопромысла испорах о правильностибогослужения.Сторонникинаучного пониманиярелигии связываютего с социально-экономическимипрогрессами, происходяшимив России этоговремени.
В настоящеевремя в Россиисуществуютобщины старообрядцев.В 1988 г., отметивтысячелетиекрещения Руси, старообрядцыстраны объединилисьв единую Русскуюправославнуюстарообрядническуюцерковь.

Протестантизм.

Третьимкрупным течениемхристианстваявляетсяпротестантизм(около 550 млн.человек ). ЭтаразновидностьХристианствашироко распространенов западнойЕвропе, Америке, России. Наиболееактивнымипредставителями являютсяевангельскиехристиане –баптисты ( ЕХБ), адвентистыседьмого дня( АСД ), пятидесятники, СвидетелиИеговы. К протестантамотносятсястарокатолики, меннониты, квакеры, мармоны, моравскиебратья, «христианскоесодружество»,«христианскаянаука» и т. д.
Протестантизмвозник в XYIIвеке в Германии.Свое названиеон получилпотому чтопредставлялсобой протестверующих ЗападнойЕвропы наадминистративноезасилие Ватиканаи римских пап.
Т. о. Протестантизмявился не толькопричиной второгораскола христианствано и его следствием.
Основателемпротестантизмабыл немецкийбогослов МартинЛютер ( 1483-1546 гг. ); его последователиназывали себялютеранами.Другим яркимпредставителемРеформациибыл французскийтеолог Кальвин( 1509-1564 ); последователикоторого сталиназыватьсякальвинистами.В Англии протестантизмполучил названиеангликанства.

Буддизм.

Свое названиерелигия получилапо имени своегооснователяБудды ( с санскр.– просветленный). Буддизм – этоодна из трехмировых религий.Распространенв странах Южной, Центральнойи Юго-ВосточнойАзии ( Китай, Япония, Вьетнам, Шри-Ланка, наТибете ). В формеламаизма егоисповедуютнароды Бурятии, Тувы, Калмыкии.
Буддизмзародился вИндии в VIв. до н. э. какоппозициябрахманизму.Однако из-закастовогоустройстваиндийскогообщества неимел широкойпопулярности.В настоящеевремя лишь 0,5% индусов называютсебя буддистами.
Основателембуддизм считаетсяГаутама ( 563-483 дон. э. ) Преданиерисует егостройным, худощавымчеловеком сголубыми глазами, кротким и яснымвыражениемлица и необычайномелодичнымголосом. Обычнойодеждой ГаутамыБудды быложелтое рубище, ставшее впоследствиитрадиционнойодеждой буддистскихмонахов.
В буддистскойкультуре естьдва пониманияобраза Будды.Так называемые«северныебуддисты»считают Гаутамуисторическойличностью, действительножившей в Индиив VI в. до н.э. Но, по ихпредставлениям, это не бог, алишь человек, великий учительмудрости. Вучении «северныхбуддистов»первостепенноезначение придаетсяэтике и нравственномуобразу жизнипоследователяБудды. Поэтомуформа буддизмаболее похожана философию, чем на религию.Другой представитель«южного буддизма»Будда был Богом.Он и родилсякак Бог, необычайнымобразом. МатериГаутама приснилсясвященный слон, который вышелу матери междуребрами в подмышке.Однако, исследователибуддизма склоннысчитать, чтоБудда личностьлегендарная– это означает, что реальноон не существует, а есть образ, созданныйнародной фантазией.
О Будде естьцелая легенда, и самое главноев ней, это ЧетыреВеликие встречи,во время которыхГаутама познаетвсе ужасы жизни: нищета, болезни, старость, смерть.Он начал жизньотшельника.Через некотороевремя ГаутамеоткрылисьЧетыре благородныеистины, показавшиепуть к спасению:
1. Гаутамапонял, что всякоесуществованиеесть страдание.Не только болезнь, старость исмерть, но исамо рождение и подчинениезакону рожденияесть страдание.
2. Причинойстраданийявляются желания, жажда счастья, любви, денег, власти, богатстваи т. д.
3. Прекратитьстрадание возможно. Дляэтого нужноотказатьсяот желаний.Следует достичьтакого состояния, когда ничегоне хочется.Состояние безжеланий называется нирваной ( ссанскр. – покой).
4. Гаутамеоткрылся такназываемый«восьмиричныйпуть» спасения.Он состоит из8-ми правил:
«Праведная вера»: человек, желающий спасения, должен поверить Гаутаме-Будде в том, что мир полон страдания и скорби, что для спасения следует отказаться от желаний;
«Праведная решимость»: человеку следует настроиться на решительный отказ от желаний;
«Правдивая речь»: речь человека должна быть правдивой и доброжелательной. Своими словами не следует обижать людей и вредить им.
«Праведные дела»: человек должен избегать плохих поступков и делать только хорошие.
«Праведная жизнь»: следует вести такой образ жизни, чтобы не приносить вред живому ( ахимса ).
«Праведные помыслы»: следует уяснить, что все зло от плоти.
«Праведное созерцание»: необходимо постоянно и терпеливо тренироваться, уметь сосреготочиться, самоуглубиться, и созерцать себя.
Постигнувэти ЧетыреВеликие истины,Гаутама сталБуддой (просвященным).Будда посчитал, что он долженрассказатьоб этом людями показать импуть к спасению, отказавшисьор искушенияпогрузитьсяв состояниенирваны. Егоучение получилоназвание Дхармы.У него появилисьученики и оносновал общину.Далее по всейИндии началивозникатьобщины. Вступившиетуда брилиголову, одевалижелтые одежды, были вегетарианцамии имели присебе самоенеобходимое– кружку длясбора подаянийи воды, бритву, посох. Большуючасть времениони временив странствияхи проповедях.Когда кто-тоиз общины умирал, его хоронили.Позднее на этих местахвозводилисьмогильныесооружения– ступы –куполообразныестроения-склепыс наглухозамурованнымвходом. В последствииоколо этих ступстали возникатьхрамы и монастыри.
С появлениеммонастыреймонахи пересталистранствовать.Вскоре монастырипревратилисьв главную иединственную форму организациибуддистов. Онистали центрамибуддизма, своеобразнымиуниверситетами и библиотеками.Ученые буддистскиемонахи записывалидревние священныетексты, изучалии комментировалиих. Так возниклаСвященноеписание буддистов– Трипитака( в переводес пали – тройнаякорзина. Впервыебуддистскийканон был записанна пальмовыхветках, которыезаняли трикорзины ). Трипитакасостоит из трехчастей: Винайя– питака излагаетэтику буддизма, Сутта – пятакасодержащаядогматику, Абидхаша –посвященафилософии.
В буддизмесуществуютдва пути спасения.Махаяны (большаяКолесница, взначении широкийпуть спасения)и хинаямы(малая Колесница, в значенииузкий путь).Первый — длявсех, второй- монахов, полностьюотказавшихсяот земной жизни.
В III векедо н. э. индийскийимператор АшокпревратилБуддизм вгосударственнуюидеологию.Позже вытесненныйиндуизмом, получил широкоераспространениев других странах, превратившисьв мировую религию.
Во II векепроник в Китай, где изменилсяпод влияниемуже давно сложившихсяКитайскихверований итрадиций. Результатомтворческихпоисков сталаособая формабуддизма, возникшаяв Китае в YIIвеке чань-буддизм.
Через Китай буддизм пришелв Японию. В YI-YIIв. в Японии сталистроитьсямонастыри, устанавливатьсяалтари и изображенияБудды. Но и здесьБуддизм испытална себе влияние японской культурыи прежде всего, японскогосинтоизма.
Как и в Китае, в японскомбуддизме можновыделитьпредставлениепростого народаи привилегированной верхушки общества.Появилсядзень-буддизм.Появилисьпредставленияо возможностиучеников подруководствомучителя достичьпросветленногосостояния –сатори.
В VI векебуддизм пришелв страны Тибета, где получилназвание ламаизма.Тибетскиемонахи называютсяламами. Средилам существуетиерархия ижесткая дисциплина.На вершине иерархическойпирамиды находитсяглава и непререкаемыйавторитетламаизма Далай-лама(монах-океан).Ламаисты отмечалитакие праздникикак: праздник«Белого месяца»(Цагаман, началонового года),«КруговещениеМайдари» или«Майдари хурал», посвященныйприходу грядущегоБудды.
Простыеверующие совершалибольшое количествообрядов:
покаяние за животных (дзул-хурал)
обряд, посвященный отшельникам, возведенным в ранг божества (найдани хурал)
обряд поклонения «хозяевам местности» (обо)
обряд посвященный «хозяину воды» (усу тяялги)
похоронный обряд.
В настоящеевремя ламаизмраспространенне только наТибете.

Ислам.

Ислам (в переводес арабского«покорность»,«предание себяБогу») – третьяи самая поздняяпо возникновениюмировая религия.В настоящеевремя в миренас начитываетсяболее 800 млн.мусульман.Ислам распространенболее чем в 120странах, в 35 изних — это самаявлиятельнаярелигия, в 28 –ислам являетсягосударственнойрелигией.
Ислам возникна ближнемвостоке, т. е.там же, где иудаизми христианство.Исследователисчитают, чтоислам воспринялте же идеи, которыепитали иудаизми христианство.Однако, исламотличаетсяот других религийследующимиособенностями:
В исламе, более четко, чем в других религиях проведена идея монотеизма.
Ислам более, чем другие религии, требователен соблюдению своих правил.
Ислам вобрал в себя много бытового: не только морально – нравственные правила поведения людей, но и юридические нормы, нормы семейно – брачных, интимных отношений. Ислам действительно формирует особый «мусульманский» образ мышления и стиль жизни, сильно отличающийся от европейского. Арабское слово, «муслим» (европ. «мусульманин»), означает сегодня не только человека, исповедующего ислам, верующего, но и человека, принадлежащего к особому типу восточной культуры. Во многих странах ислам есть не только религия, но и система норм жизни, которой придерживаются неверующие люди.
Ислам оказал большое влияние на историю и культуру других народов (венгров, русских, болгар и др.), с которыми воевали мусульмане.
Мусульманскоепридание такобъясняетпоявлениеислама: естьлишь один, единыйдля всех людейБог — Аллах. Именноему поклоняютсявсе народы мира(язычники, ииудею, и буддисты, и христиане).Но их религияявляетсянеправильной, так как их пророкине были верныБогу. Мусульманесчитают, чтоАллах посылалуже несколькопророков наземлю. В XIVвеке до н. э. онпослал людямпророка поимени Муса(Моисея), но онизвратил словоБога и создалрелигию иудаизма, в VI веке дон. э. был посланГаутама, но ион не был веренБогу, объявилсебя Буддойи создал Буддизм.В I векеАллах послалпророка Ису(Иисуса), но ион извратилсущность Бога, возниклохристианство. Лишь пророкМухаммед осталсяверным богу, а ислам сталединственноправильнойрелигией. Отсюдамусульманеназывают себя«правоверными»( т. е. вернымиБогу, имеющимправильнуюверу, а представителейвсех другихрелигий называют«неверными»Богу). ПророкМухаммед (онже Мухаммад, Мохаммад, а досередины XXвека в России часто Магомед)– историческоелицо. Датойрождения считается570 г. Он сталпроповедникомидеи веры вединого Бога– Аллаха. Мусульманскиепредания содержатсведения о том, что пророкМухаммед неоднократновстречалсяи беседовалс христианскимимонахами. Основнойобщий догматиудаизма ихристианствао единобожиибыл воспринятМухаммедоми лег в основу его учения обАллахе. Позднее, уже в 53-х летнемвозрасте переездМухаммеда вЯсриб изменилего социальныйстатус: изпроповедникановой религиимМхаммед превратилсяв посланникаАллаха, пророка, передающеголюдям божественныезаконы, которымони должныследовать вих земной жизни.
Краеугольнымкамнем религиознойверы в исламеявляется широкоупотребляемая известнаяфраза: «НетБога кромеАллаха и Мухаммедпророк его».
В этом выражениичетко выраженосамостоятельноеглавное положениеислама: существуетодин Бог (Аллах).Он безлик, неимеет конкретногообраза. Мусульманеникогда неизображаютБога и отрицают иконы. Аллахвсемогущ, мудр, всемилостлив.Он творец всегосущего и верховныйсудья над мироми людьми. ОтАллаха зависитвсе. Люди должныбезропотноподчинятьсяего воле: «Навсе воля Аллаха».
МусульманепоклоняютсяАллаху падаяему ниц (это иесть выражениепокорности).Ислам учитверующих смиренно, терпеливо, мужественнопереноситьвсе невзгодыземного существования, не завидоватьбогатым, жалетьбедных. Мусульманеверят в душуи бессмертие, загробноевоздаяние, райи ад, ангелови демонов, конецсвета и предшествующуюэпоху бесчестияи неверия, часСтрашного суда.Основные положенияислама изложеныв Коране – священнойкниги мусульман.Коран делитсяна 114 глав, которыеназываютсясурами, каждаясура состоитиз аятов. Слово«аят» означает«знамение, чудо».
Другой религиознойкнигой мусульманявляется Сунна.Она возниклав IX веке.После смертиМуххамедаостались устныепредания о егожизни и деятельности– хадисы. Онии составилиосновное содержаниеСунны. ВероучениеИслама обязуеткаждого мусульманинасоблюдать«столпы веры»- пять обязательныхправил:
Исповедание веры.
Ежедневно совершать 5 ритуальных молитв (намаз). Групповые моления в мечетях. Святой день пятница. Богословов и проповедников в Исламе называют имамами, функции администраторов и судей выполняют кади, мулла – духовник и учитель. Мусульманские философы и ученые представляют интеллектуальную элиту ислама называющую себя улемами.
Соблюдение поста. Рамадан (рамазан).
Милостыня. Основанием для милостыни является указание Корана: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать на то, что любите» (Коран, 3 86), а так же «Они не издерживают расхода ни малого, ни великого…Чтобы этого не было записано за ними, дабы создал им Аллах лучше, чем то, что они делали» (Коран 9 122). Милостыня имеет две формы закят и садана.
Хаджж. (Хаддж, Хадж) – паломничество.
Кроме этогомусульманесоблюдают ещенесколькообрядов: обрезание–суннат, свадебныйобряд — никах, похоронныйобряд — джиназа.
У мусульманмного праздников:Ураза – праздникразговения.Курбан-Байрам– великийпраздникжертвоприношения.Мавлюд – деньрожденияпророка Мухаммеда.Мирадж (Раджаб– байрам) –посвященныйвознесениюпророка Мухаммедана небо, к Аллаху.Ашуру ( Шахсей-вахсей)– день всеобщейскорби.
Уже отмечалось, что отличительнойчертой исламаявляется то, что он оказали оказываетбольшое влияниена все стороны жизни мусульманскогообщества.Подтверждениемтому являетсяШариат –мусульманскоезаконодательство, который былсоздан в VII-XVIIвеках.
Шариат (отараб. Шарма –ясный путь, покоторому надлежитследовать) –мусульманскоезаконодательство, включающеенормы, которыерегулируютсемейно — брачные, гражданские, бытовые и др.взаимоотношениямусульман, атак же определяющиеусловия действияверховногосуда.
Ислам, каки др. религиине избежалрасколов. Существуютдва основныхтечения: шиитыи сунниты(противостояниешиизма и суннизманаходило своевыражение вборьбе за устройствомусульманскогогосударства между сторонникамихалифата ииммамата), итак же естьдругие течения: хариджиты, исмаллиты, суффизм. Суннитызанимают большуючасть мусульман90 %.

Центральныйобъект любойрелигиознойверы – идеяБога, главнаяи самоценнаяидея, из которойвыводится всеостальноесодержаниерелигии. Труднонайти в историичеловечествадругую идею, которая попродолжительностивоздействиямогла бы сравнитьсяс идеей Бога, с тем комплексомощущений, чувстви побуждений, которые с нейсвязаны и которыесоставляютоснову целостногорелигиозногожизнепонимания, мировоззрения.

Списоклитературы:

Буркова Г. А. «История религий». Лекции. Йошкар-Ола, 1999 г.

А. Г. Спиркин. «Основы философии». Учебное пособие. 1988.

С. А. Токарев. «Религия в истории народов мира». Москва, 1986 г.

«Религии мира». «Просвещение». 1994 г. Москва.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема места монастырей в экономической структуре Руси
Реферат Геополитический фактор образования
Реферат Столетняя война (1337-1453)
Реферат Проектирование электрической части атомных электростанций
Реферат Скалярия (Pterophyllum scalare)
Реферат Зсув Уражаючі фактори зсуву Типові моделі поведінки при виникненні зсувів
Реферат Міжнародні стандарти бухгалтерського обліку
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Julius Caesar10044
Реферат Связные радиопередающие устройства с частотной модуляцией
Реферат Учетная политика организации и методика ее составления
Реферат Экономические реформы М. Тэтчер
Реферат Оптимизация выбора потребителя
Реферат "Сами звёзды, только сердца не сжимавшие"
Реферат Ипотечное кредитование в России на современном этапе на примере Сибирского Банка Сбербанка РФ
Реферат Закономерность развития техники и технологического процесса. Структура технологических систем