--PAGE_BREAK-- КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы — тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VIв.). По научной версии время жизни основателя буддизма — с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.
Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги — одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Буддизм же с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия (варны), рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей (брахманы, кшатрии и гахапати), и низшей — она включала людей, обслуживающих господ-
ствующие слои. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги.
Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы, которая разгоралась на севере Индии в VI-Vвв. Классовые противоречия достигли здесь крайней степени. Роскошная, изнеженная жизнь богачей-рабовладельцев, князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных крестьян и низших каст; соперничество и борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями, — все эти явления порождали кризис традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя начала колебаться. Широко распространились отшельничество, аскетизм и монашество, появлялась неудовлетворенность существующим порядком даже у тех, кто принадлежал к высшим кастам. В этой обстановке возникали различные еретические учения и секты. Одним из новых вероучений, в котором нашло свое выражение общее настроение недовольства, неуверенности, отчаяния, и был буддизм.
БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД
У Будды две биографии. В одной отражена судьба реального человека, другая — это собрание мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая не забот, не горести. Но узнав о том, что на свете существуют болезнь, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая на него снизошло Просветление, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда ему было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, «повернул колесо Дхармы» (высшая истина). 45 лет Сиддхартха странствовал по Индии, распространяя своё учение. У него появились ученики и последователи, которые своего Учителя и прозвали Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался, но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Такова реальная биография Будды — человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 — торговцем, 12 — курицей, 8 — гусём, 6 — слоном, кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает «тот, кто дости
ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
Основу мировоззренния буддизма состовляют так называемые «четыре возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление» будды Гаутамы.
Проповедь своего учения Будда начал с „четырёх благородных истин“: о страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о пути к прекращению страданий. Говорил он своим ученикам (бхикшу): „А вот, бхикшу, благая истина о том, что существует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, — страдание; разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичь желаемого — это тоже страдание“.
Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с „разъединением с приятным“. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неибежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же устранена — чтобы положить конец страданиям, надо прекратить испытывать желания. В четвёртой истине говориться о восьмеричном благородном пути: „Этот благой восмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение“. Таким образом, восьмеричный путь включает три основные состовляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Из всех четырёх истин именно восьмеричный путь состовляет главное своеобразие буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать буддой. Всё это очень отличается от других религий — ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека — выходу из круговорота перерождений (сансары), а значит к прекращению страданий и достижения нирваны. Следование только моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.
Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитья) и отсутствие неизменной души (анатман), а также учение о взаимозависимом возникновении всех вещей (пратитья самутпада).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОСТУЛАТЫ
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин „сансара“.
Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо — вкушает радость и умиротворённость… Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия — это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой.
Закон кармы составляет механизм сансары, который называется бхавачакра — »колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обуславливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание; сознание определяет характер нама-рупы — физического и психического облика человека; нама-рупа способствует формированию шести сфер познания - видимого, слышимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом). Органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают желание (тришна), которое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к жажде вечного существо-вания (бхава), следствием чего является рождение. А всякое рождение влечёт за собой старость и смерть.
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние человека, достигшего освобождения называется нирваной. Хотя это понятие занимает центральное место во всей буддистской философии, оно не получило в ней точного определения, и в буддистской литературе встречаются разные его понимания. По мнению одних, нирвана – это полное уничтожение, полное небытие; угосание жизненного огня, а вместе с ним и всех эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь человека. По мнению других, нирвана – это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непозноваемое бытие. Точно также одни считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, другие, – что в нее можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана озночает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным буддистским воззрениям, состовляет удел всего живущего.
Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба человека зависит только от собственных усилий и неустанной сознательной работой над собой.
ДХАРМА
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы — оно олицворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия, истинно реальное и пр. Но основное его значение в буддистской философии – «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. В их числе есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою – нирване.
По смерти человека дхармы, состовляющие его личность, распадаются, но под действием той дхармы, которая создана всей деятельностью человека во время его жизни и предшествующих перерождениях, они вновь соединяются, уже в новых комбинациях, и дают начало новой личности. Так совершается вечный круговорот дхарм, это мучительное «колесо бытия», вырваться из которого человек может, только следуя заповедям Будды.
Представление о круговороте дхарм («колесо бытия»), о котором было сказано выше, еще в раннюю эпоху получило метафизическую разработку в учении о двенадцати ниданах , где все звенья, начиная с первой ниданы («неведение») и заканчивая последней («старость и смерть»), строго следуют одно за другим. Учение о дхармах состовляет основу основ буддистской философии.
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя к ним подходить с одной и той же меркой. Не существует единого универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандале) и на красочной картине.
Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым.
ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО
Мир сансары для буддистов — это непрерывный поток рождений, смертей и новых рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено всё живое и неживое на всех уровнях существования.
Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в «Типитаке» («тройной карзине») своде произведений, основанных на откровениях Будды. «Типитака» состоит из трех частей: виная-питака – сборник древних канонических правил буддистских общин; сутта-питака – сборник бесед и изречений Будды; абхидхарма-питака – метафизические рассуждения.
В этом сборнике в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и её спасении. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия, здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания — рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И наконец, последний уровень — арупалока — отрешение от формы и от телесного материального начала.
Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют три главных уровя — мир Брахмы (брахмалока ), мир богов и полубогов (девалока ) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым подвергается человек. Влияние Мары распространяется на землю и множество подземных адских областей.
В буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личность, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном буддизме. Душа распадается на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой — это важный элемент трактовки спасения в буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета).Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана — углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен».
ЭТИКА БУДДИЗМА
Ценр тяжести раннебудистского учения лежит в нравственной области, в нормах повдения человека. Через размышление и созерцание человек может достигнуть истины, найти правильный путь спасения и, соблюдая заповеди святого учения, достигнуть совершенства. Элементарные, обязательные заповеди для последователей Будды: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Для тех же, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в систему гораздо более строгих предписаний. Например, запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия, запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой вообще собственности и т.д. Словом, выполнение моральных предписаний буддизма озночало требование монашеского образа жизни.
Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а, скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом на зло, ибо этим не уничтожаются, а лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защишать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпиливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.
Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.
БУДДА — УЧИТЕЛЬ ИЛИ БОГ ?
Кто же всё-таки Будда для буддистов — Учитель, Бог или всего лишь рядовой представитель довольно многочисленной категории будд — достигших Просветления личностей, проживающих в разных мирах вселенной?
Несомненно, что Будда — Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае, так считают люди, исповедующие различные религии.
Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам — с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли ни в одном из направлений буддизма. Буддизм признаёт существование несчислимого количества будд — в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд, есть пять будд созерцания (дхьяни-будды); есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них — того, кто стал Учителем человечества, — этот эпитет является первым и главным именем.
МАХАЯНА И ХИНАЯНА
Изменение буддийского вероучения шли в двух направлениях: с одной стороны, в интеллигентских кругах и в среде руководителей монашеских общин происходило усложнение и дальнейшее развитие буддийской метафизики; с другой стороны, по мере распространения буддизма среди широких масс, в особенности за пределами Индии, шло приспособление буддистского учения к местным традициям, к примитивным верованиям народов разных стран. Между членами общины верующих (сангха ) возникли серьёзные разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену жёстких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как другие настаивали на их сохранении. Уже в IVв. до н.э. это привело к расколу сангхи намахасангхику («большую общину»), обьединявшую сторонников большего «обмирщения» буддийской общины, и тхераваду («учение старейшин»), сторонники которой придерживались более консервативных взглядов.
В Iв. н.э. в буддизме образовались две ветви хинаяна («узкая колесница») и махаяна («широкая колесница»). Махаяна образовалась с появлением цикла текстов, названного «Пряджняпарамита». Это название происходит от санскритских слов «пражня» («высшая мудрость») и «парамита» («переправа», «средство к спасению»). Образование этих направлений в буддизме было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признаёт Будду человеком, нашедшем путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. В махаяне меняется отношение буддистов к Будде — он уже не просто Учитель и проповедник, а могущественный маг и сверхъестественное существо, которому можно поклонятся как божеству. Возникает важная религиозная доктрина трёх тел Будды (трикая) — это физическое тело, символизирующее историческую личность Будды Шакьямуни, тело наслаждения, или мистическое тело, и абсолютное тело Дхармы, символизирующее истинную и вечную сущность буддийского учения.
Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причём упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений. Хинаяна отличается простотой обрядности, её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Учителя, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв – это существа, достигшие совершенства путем преодоления в себе жажды существования и заслужившие переход в нирвану, но добровольно оставшиеся на время в миру, чтобы спасать другие существа, то есть бодхисатва – это как бы потенциальный будда. Еще одно важное новшество, введенное махаянистами в буддистское вероучение, — это допущение мирян в нирвану. Но самый идеал нирваны, привлекательный для утонченных философов, был мало понятен широким массам. И вот в махаянисиском буддизие возникает учение о рае, совершенно отсутствовавшее в раннем буддизме. Наряду с раем также появился и буддийский ад, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
В махаянистском учении осталось уже очень мало от первоначального буддизма как филосовско-этической системы. Зато в этой, более гибкой своей форме буддизм оказался способен к гораздо более широкому проникновению в разные страны
продолжение
--PAGE_BREAK--