УДК 001(06) Телекоммуникации и новые информационные технологии… В.А. ВЕРЕЩАГИН, Е.Б. СТЕПАНОВАМосковский инженерно-физический институт (государственный университет)АНАЛИЗ ПОСТАНОВКИ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНЖЕНЕР-СИСТЕМОТЕХНИК» В ОБЛАСТИ СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СРЕДЫ ARIS TOOLSETПоставлены и проведены учебные проекты как целевых практические задания в области системного проектирования в среде описания и моделирования бизнес-процессов ARIS Toolset для студентов специальности «инженер-системотехник».Учебный или педагогический проект является необходимой и составной частью образовательных программ как университетов в Европейском Сообществе, так и, в настоящее время, в университетах РФ. Цель педагогических проектов – актуализация теоретических навыков с целью приближения практической работы студентов к реальным проектам. Учебный проект позволяет промоделировать ситуацию работы специалиста, определить обязанности и ролевые действия участников коллектива проекта, сформировать навыки работы в группе. В данной работе представлены результаты постановки и проведения учебных проектов в области системного проектирования комплексов, систем и сетей. К базовым практическим навыкам относятся следующие: выделение основных характеристик, средств и методов системного проектирования в соответствии с уровнем сложности проекта; разработка документации вида «бизнес-план» или «техническое задание», максимально приближенной к реальному проекту; овладение типовыми приемами анализа характеристик, применяемыми при системном проектировании на реальных проектах. Для решения задачи обучения студентов теоретическим знаниям и отработке практических навыков проведен ряд мероприятий, а именно: разработано методическое пособие в электронном виде с обзором методов, используемых средствами моделирования и описания бизнес-процессов, в реальных проектах; разработаны и приведены наглядные примеры; проведено сравнение практических работ с реальной ситуацией на проектах. В учебных курсах студенты разбивались на коллективы от 1 до 5 человек, в рамках которых производилась работа по темам. Темы проектов одинаковы по сложности, но каждый коллектив выполняет индивидуальное задание, требующее применение теоретических сведений по курсу, приемов системного анализа, актуализации выбора методов и средств для выделенных основных задач каждого проекта. Блок предлагаемых тем формировался на основе скейлинга проектов разработки информационных систем, поддержанных научно-методическими и практическими программами и конкурсами грантов. Типовые темы связаны с описанием и разработкой распределенных информационных систем: «Взаимосвязанная система описания бизнес-процессов консалтинговой компании»; «Система описания бизнес-процессов программно-аппаратных комплексов Hewlett-Packard»; «Система описания бизнес-процессов системы поддержки клиентов оператора сотовой связи»; «Разработка информационной системы на основе e-Business Streams»; «Анализ процессов внутреннего и внешнего benchmarking’а в финансовой структуре». При эксплуатации методического пакета и разработке учебных проектов в группах экстернат-формы обучения основной упор делался на анализе информационной системы предприятия, являющегося основным местом работы обучающегося. В ходе выполнения учебного проекта проводился «Цикл папки», т.е. взаимное рецензирование результатов моделирования бизнес-процессов. Доклад по результатам проекта выполнялся в ходе деловой игры, моделирующей ситуацию обсуждения проекта, с представлением данных в виде слайд-фильма. Таким образом, актуальность учебных проектов в области системного проектирования на основе среды ARIS Toolset обусловлена как необходимостью привести уровень подготовки студентов в теоретической и в практической части к требованиям перехода образовательных учреждений на новый стандарт образования, так и принятием рассматриваемых методологий и средств проектирования в виде стандарта в ряде крупных компаний при использовании в реальных проектах. ______________________________________________________________________ ISBN 5-7262-0555-3. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2005. Том 10