ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ – СТРАТЕГИЯ МАЗАЗахарик Андрей Михайлович «Минский автомобильный завод» (РУП «МАЗ») 220021 г.Минск, ул. Социалистическая , 2, Тел. 217-94-49Новая техника Минского автомобильного завода, планируемая к производству в ближайшие годы по своим техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходит выпускаемую новую автотехнику Российской Федерацией и не уступает по всем основным характеристикам аналогичной технике западных фирм. Предусмотренный к освоению типажный ряд наших автомобилей полностью обеспечивает удовлетворение запросов потребителей. К 2010 году на автомобилях производства МАЗ будут разработаны и серийно освоены практически все новые узлы и агрегаты: передняя ось, передние, средние и задние ведущие мосты под дисковые колеса, двухступенчатые раздаточные коробки, передние и задние рессорные и пневматические подвески, тормозные системы с усиленными рабочими тормозными механизмами включая дисковые, топливные баки различных объёмов, эффективные системы двигателей экологического класса Евро-4 и в дальнейшем Евро-5. Для расширения покупательной привлекательности новых автомобилей, будет устанавливаться современный типажный ряд кабин, соответствующий международным требованиям по защитным свойствам, позволяющий повысить безопасность и комфортные условия труда водителей. За счет применения современных двигателей и улучшения аэродинамических качеств и плавности хода увеличатся среднетехнические скорости, а расход топлива уменьшится на 5 – 8 %.На автомобили будут установлены перспективные электронные системы: бортовая система контроля и диагностики и другие. Внедрение на автомобилях новых узлов, агрегатов и систем позволит повысить потребителям эффективность перевозок и обеспечит автотехнике МАЗ высокий технический уровень и конкурентоспособность на традиционных рынках сбыта. До 2010 года будет существенно модернизирован прицепной состав. Особое внимание при создании общетранспортного прицепного состава будет уделено увеличению объема платформ, оснащению современной тормозной системой, снижению снаряженной массы и повышению надежности. На Минском автомобильном заводе разработаны и в настоящее время находится в производстве 8 моделей и 30 модификаций автобусов и троллейбусов. Весь модельный ряд автобусов комплектуется силовыми агрегатами стандарта Евро-3 и Евро-4. Он охватывает диапазон от малого до особо большого класса (от 8 м до 18 м). В настоящее время на филиале АМАЗ разрабатываются автобусы соответствующие экологическим нормам Евро-5. В 2008 г. будут изготовлены опытные образцы таких городских автобусов. Одним из основных направлений работы является расширение модельного ряда выпускаемой продукции. В ближайшие годы будут разрабатываться городские автобусы второго поколения: трехосный длиной 15 м, сочлененный длиной 18 м и междугородний длиной 10 и 12 м. Конструкторские и технологические службы филиала РУП «МАЗ» «Завод «Могилевтрансмаш» совершенствуют выпускаемую автокрановую технику по следующим направлениям: - модернизация выпускаемой техники с целью улучшения технических, эксплуатационных характеристик и экономических параметров; - дополнение типоразмерного ряда крановой техники современными моделями в уже освоенном диапазоне грузоподъёмностей 15-25 т; - разработка и постановка на производство кранов грузоподъёмностью 32 т и в перспективе – 40 т. ранее предприятием не производившихся, что позволит дополнить и завершить таким образом формирование типоразмерного ряда крановой техники. Инновационная деятельность завода неоднократно отмечалась присуждением автотехнике МАЗ призовых мест на международных выставках и автосалонах.^ Инвестиционная политика МАЗа – модернизация и техническое перевооружение завода. Основным направлением инвестиционной политики МАЗа в 2008 и последующие годы является техническое перевооружение производств. Целью технического перевооружения является создание мощностей по производству базовых моделей принципиально нового поколения автомобилей, автопоездов, прицепной техники, автобусов и автокранов. Следует особо отметить, что реконструкция уже идёт в действующих цехах и корпусах предприятий ПО «БелавтоМАЗ» с заменой действующего технологического оборудования на современное, энергоэффективное, обеспечивающее гибкость производства, высокое качество и точность изготовления деталей и узлов. Решение этой задачи позволит повысить надежность и долговечность выпускаемой автомобильной техники, ее конкурентоспособность. «БелавтоМАЗ» сможет обеспечить любые требования потребителей автотехники. ^ На РУП «МАЗ» в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы планируется внедрение новых технологий и энергоэффективнго оборудования практически по всем переделам. Мероприятиями предусмотрены : -реконструкция блока чугунолитейных цехов и сталелитейного цеха №2 с внедрением плавки металла в среднечастотных индукционных печах, предусматривающая строительство дополнительных площадей для новых технологий; -реконструкция термического и гальванического цехов с внедрением универсальной технологии химико-термической обработки деталей и гальванических линий с автоматическим контролем технологических параметров процессов и с заменой химических растворов на экологические чистые; -в кузнечном производстве предусмотрена реконструкция зданий и полная замена газопечного оборудования с увеличением его КПД и значительной экономией энергоносителей; -в прессово-кузовном производстве внедряется технология бесштампового изготовления деталей и узлов автомобилей и автобусов на оборудовании с ЧПУ: лазерная и плазменная резка, координатная пробивка на прессах, изготовление деталей на гибочных прессах; -ведётся реконструкция цехов в механообрабатывающем производстве, связанная с закупкой оборудования для производства всех видов шестерен с обеспечением степени точности 7-7-7 для увеличения ресурса, качества и снижения уровня шума. Создаются технологические линии по производству сложных мелкосерийных деталей на базе обрабатывающих центров различных типоразмеров с повышенной точностью параметров обработки, гибкие автоматизированные участки по массовому производству унифицированных деталей в том числе картерных (мостов, редукторов, кулаков поворотных и др.); - ведётся реконструкция цехов окрасочного производства, предусмотрена закупка линии окраски кабин, что позволит увеличить коррозионную стойкость лакокрасочного покрытия до 10 лет, а также и предусмотрено внедрение линий порошковой окраски рам автомобилей, топливных баков, деталей оперения, обеспечивающих высокую антикоррозионную стойкость, в том числе и в условиях солевых воздействий.^ На филиале РУП «МАЗ» «Завод «Могилевтрансмаш»: -ведется реконструкция действующих цехов филиала, связанная с организацией производства современной прицепной и крановой техники с внедрением новых технологий, закупкой нового энергоэффективного технологического оборудования. ^ На РУП «КЗТШ» предусмотрена:-реконструкция кузнечного цеха, связанная с внедрением технологического оборудования с целью замены молотовой технологии изготовления крупногабаритных поковок на прессовую, внедрение гибкой безштамповой технологии изготовления лонжеронов для автомобилей МАЗ. Проведение этих работ позволит повысить качество, нарастить производственные мощности, уменьшить затраты и сократить сроки на подготовку производства, дает экономию энергетических и материальных ресурсов.^ Основные направления программы энергосбережения на 2008 год:- уменьшение энергоемкости, оснащение приборами группового и индивидуального учета тепловой энергии, газа и воды.- внедрение регулируемых приводов для обеспечения оптимального режима работы оборудования: снятие ограничения по числу пусков электродвигателей, исключение режимов работы на холостом ходу, снижение пусковых токов, значительное снижение динамических нагрузок при пусках, увеличение сроков эксплуатации оборудования.- разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, материалов, оборудования.- децентрализация снабжения сжатым воздухом.- внедрение систем инфракрасного обогрева для отопления высотных производственных зданий.- тепловая модернизация существующих производственных зданий и сооружений с применением современных теплоизоляционных материалов (стекло- и минеральных волокон, пенополистирольных плит и т.д.), которые позволяют снизить теплопотери зданий.- замена неэкономичных нагревательных печей с низким КПД на более эффективные печи, что позволит повысить к.п.д. печей до 37% и сэкономить до 50 % природного газа используемого печным оборудованием и другие. Программа по энергосбережению РУП «МАЗ» на 2008 год включает в себя 65 энергосберегающих мероприятий с экономией ТЭР в размере 29 549 т.у.т. с экономическим эффектом 8 077 млн. руб. Основные направления инновационной деятельности Минского автозавода нацелены на энерго- и ресурсосбережение и определены отраслевой Программой технического перевооружения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств на 2007 – 2010 годы, которая разработана во исполнение Директивы Президента № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Уменьшение энергопотребления позволит уменьшить энергоемкость предприятия в целом и окупить затраты, направленные на повышение экономической безопасности Республики Беларусь.