Реферат по предмету "Социология"


Закономерности развития этносоциальных общностей

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» Кафедра ТиПС Вечерний факультет Курсовая работа По предмету «социология» На тему: «Закономерности развития этносоциальных общностей» Выполнила: ст-ка гр.5СР-61 Турпанова Мария Проверила:

Степанова Лариса Михайловна Оценка: Барнаул, 2008 г. Содержание Введение 1. Определение понятия «этнос» в теория ученых 2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 2.1 Этническая общность 2.2 История развития этносоциальных общностей 2.3 Нация 2.4 Малые компоненты этнической структуры 3. Взаимодействие этносоциальных общностей

Заключение Список литературы Введение Этносоциология или, иначе говоря, социология межнациональных отношений, направление в социологии, изучающее сущность, общие закономерности развития и функционирования этнических общностей, взаимоотношения между ними и разрабатывающее методологические основы исследования этнических общностей. Всесторонне и целостно рассматривая жизнедеятельность народов, этносоциология исходит из соотношения общего, особенного и единичного, раскрывает своеобразие труда и быта, культуры и ценностных

ориентаций различных этнических групп, анализирует социально-экономические и политические процессы, происходящие как внутри этнических общностей, так и между ними, разрабатывает основные пути управления развитием этносов. Этносоциология очень актуальна для изучения, она изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений, которые касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей, устанавливает различия между терминами «этнос», «народ», «нация», значения которых мы часто путаем

и не до конца понимаем. Цель моей работы разобраться в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решения в современных условиях, а также установить существенное различие в определении таких терминов, как «нация» и «народ», и разобраться в их значении. Объектами изучения курсовой работы являются этносы или этнические общности. Следует принять во внимание, что в отечественной и мировой науке не сложилось общепризнанного

понимания природы, характера и строения этноса. В обществе издавна возникли и имели устойчивое бытование религиозно-идеалистические способы объяснения многообразия этнического состава населения Земли. Один из них - библейский рассказ о попытке возведения Вавилонской башни, завершение которого Бог остановил, разделив строителей по языковому принципу: в результате этого разделения будто бы и возникли различные языки и народы.

Хотя проблемы изучения этнических общностей подвергались и подвергаются изучению всей мировой этнологией, все же теория этноса в относительно большей мере привлекла к себе внимание российских ученых. Свой вклад в ее разработку внесли многие отечественные исследователи. В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют.

Это обстоятельство и теперь остается сильной стороной отечественной этнологии. Этносоциология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования. Современная мировая прогрессивная этносоциология выполняет следующие главные функции. Первая (и главная из них, представляющая собой основу для выполнения всех остальных функций) - научно-

познавательная. Этнологическая наука в лице составляющих ее научных сообществ и социальных институтов осуществляет познание этнографических реальностей, формирует конкретное знание этнической картины мира в различные исторические эпохи и в наше время, исследует характер и особенности этнических процессов во всех регионах нашей планеты. Этнологи стремятся выяснить закономерности происхождения, развития, строения и функционирования этносов, а также определить тенденции их развития в будущем.

Без таких знаний едва ли, например, удалось бы удовлетворительно объяснить процессы формирования иммигрантских наций в Новом Свете или же понять природу трудностей становления государственности в ряде стран, недавно освободившихся от колониальной зависимости. Другая важная функция этносоциологии отвечает потребности самопознания каждого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям

и этническим предрассудкам. Специалисты изучают такие вопросы как: ¦ возникновение этносов (этногенез), ¦ историческую эволюцию этносов (этническую историю), ¦ современную жизнь этносов, ¦ возможные пути развития этносов (проблемы этнического прогнозирования). А также такие актуальные направления как: - расселение народов, их этнонимию и другие аспекты динамики размещения этносов; - социальные группы в составе этносов, а также этнические группы в составе классов,

социальных слоев и институтов; - демографические процессы, происходящие в этносах; - субэтнические группы и образования; - обряды, обычаи, нравы и верования народов; - языковое поведение и его влияние на этнос; - политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими отношениями и т.п. Говоря обобщенно, этносоциология изучает разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.

1. Определение понятия «этнос» в теориях различных ученых Человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развивается по общим социальным законам и распадается на множество исторически сложившихся общностей. Особое место среди подобных общностей занимают этносы (в переводе с греческого - народы). Этническая терминология появилась в социологии во второй половине 19 века в работах

Л.Моргана, К.Маркса и других исследователей. Дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», еще не завершены, что отчасти определяется предметом соответствующих научных дисциплин (социология, этнология, этнография, этнопсихология, антропология), а отчасти различаем методологических принципов изучения этнического. В западной социологии этносами и этническими группами зачастую называют такие общности, которые обладают специфическим самосознанием, этноцентризмом.

Термин «этноцентризм» был введен в научный оборот американским социологом У. Самнером, который полагал, что существует резкое различие между отношениями внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями. К эмпирическому исследованию институтов культуры и этнического самосознания фактически сводили изучение этносов представители функционалистического направления английские социологи Б.Малиновский и А. Радклифф-Браун. Х. Гарфинкель - американский социолог феноменологического направления

предложил термин «этнометодология», образованный по аналогии с этнографическим термином «этнология». Центральное место в этнометодологии занимает изучение способов интерпретации явлений окружающего мира в соответствии с групповыми нормами обыденного сознания, морали, идеологии. Поклонники субъективистской, идеалистической интерпретации этнических общностей есть и среди общественных деятелей. Например, теоретики исламского фундаментализма мусульманский этнос расширяют до границ распространения

религиозной конфессии. Оригинальную концепцию этносов и этногенеза предложил Л.Н. Гумелев, согласно которому развитие этноса определяется не социальными, а биофизическими процессами, действием второго начала термодинамики, космическими излучениями. Человек есть часть биосферы, находившаяся под воздействием трех видов энергии: 1) энергии солнца; 2) энергии распада внутри земли;

3) космической энергии. Взаимодействие данных видов энергии и создает этнос - поле биофизических колебаний с определенным ритмом. Поэтому этнические общности отличаются друг от друга не способом производства и культурой, а стереотипами поведения, условными рефлексами, обусловленными адаптацией к географической среде. «Этнос считает Л.Н.Гумелев это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, существующих как этническая энергетическая система, противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам

и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно изменяется в историческом времени». Сам по себе ландшафт и климатические условия по Л.Н.Гумелеву не создают этноса. Для этого необходимо соседство и взаимодействие двух этносов, живущих на территории с разными ландшафтами. Этнос в своем развитии (1200 - 1500 лет) от пассионарного толчка до исчезновения проходит несколько фаз: подъема, акматическую (пиковую)

фазу, надлома, инерционную и т.д. Самые тяжелые моменты в жизни этноса - смены фаз, когда ломка психологических стереотипов. Чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицает возможности социального воздействия на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории - таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой концепции.

Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические представления об этносе. Их сущность полнее всего изложена в трудах Ю.В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно

в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим деление этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла - узкий и широкий. Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, в том числе и в

Канаде - это этникос (узкий смысл), а украинцы, обитающие в пределах Республики Украины - этносоциальный организм (широкий смысл). Заслугами дуалистической концепции можно считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этносоциальной науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса.

Итак, отметим, что в составе описанных выше этнологических теорий и концепций имеется немало идей, соображений, гипотез и догадок, критическое освоение которых, несомненно, пойдет на пользу науке. Из сказанного также вытекает, что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам. 2.Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 2.1 Этническая общность

Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Общность территории - важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором его последующего воспроизводства. Сложившееся самосознание, идеология и культура могут оказаться конституирующими и воспроизводящими этнос даже при потере территориальной общности.

Это отчетливо видно на примере этнической истории евреев. Длительная совместная жизнедеятельность ведет к формированию хозяйственного единства, специфической материальной культуры, бытовой культуры, социальной стратификации. По мнению некоторых исследователей, характерной чертой этноса является эндогамный брак. Эндогамия - это брачные связи внутри определенного сообщества, которое обычно сочетается с экзогамией

- запрещением близкородственных браков, входящих в него родов. Однако эндогамия характерна скорее для примитивных этносов, например племен, и нетипична для современных наций. На основе территориальной и социально-экономической общности возникает духовная культура этноса: обычаи, обряды, нормы поведения, язык. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего - общность своего происхождения и тем самым свое

этническое родство. Может измениться этническая территория, некоторые части этноса откажутся от языка, часть этноса отколется от ядра, но сознание общности происхождения и исторической судьбы, то есть этническое самосознание у представителей этноса остается. Этнос - целостная система, в которой систематизирующую роль выполняют различные признаки (при определяющей роли материального). Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей,

обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием). В отличие от этносов, в узком смысле слова этносоциальные общности не только обладают самосознанием, языком и размещены на определенной территории, но и создают особый социально-экономический организм и полную социальную структуру. Как правило, этносоциальные общности состоят из нескольких классов, слоев, групп или сословий.

2.2 История развития этносоциальных общностей К наиболее древним этносоциальным общностям относятся племена, в которых социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой - от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание.

Оно обладало этнонимом - названием. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, которая в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии. С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми,

племя уступило место другому типу этнической общности - народности. Их образование в период феодализма ведет к замене кровнородственных связей территориальными, к усилению хозяйственных связей и развитию торговли, миграции населения, возникновению частной собственности и сословий. Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Современные народности, в том числе и в

России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-этнической общности. Еще один важный признак народности - существование во взаимосвязи (в составе) с крупной нацией. Чукчи, ханты, манси, коряки - во взаимосвязи с русской нацией. Уэльская народность (валлийцы) - во взаимосвязи с английской нацией.

Этносоциологии и демографы учитывают и такой количественный критерий, как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть исключения. Народности - это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни. Итак, в отличие от племен, народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической

консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами - нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

2.3 Нация Переход к капитализму становится важным этапом в развитии этносоциальных общностей. Складывается единый внутренний рынок, стандартизированное товарное производство с развитым разделением труда, связывающим население государства, прежде всего экономически. На место сословий приходят классы. В горниле социально-экономических преобразований модифицируются собственно этнические признаки новой этносоциальной общности: язык, культура, самосознание.

Возникают нации. Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера. Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей

людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями. Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования.

Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую - народностью и как определить момент перерастания народности в нацию. Один из известных отечественных этнографов М.В.Крюков небезосновательно утверждает, что, например Ленин, употреблял термины «нация», «национальность», «народность», «народ» в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено

Сталиным в 1921г. в тезисах «Об очередных задачах партии в национальном вопросе». По мнению Крюкова, это было «теоретически несостоятельным и практически вредным», ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других - к народностям. Как и многие другие этнографы, Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания

«народы Советского Союза», подобно тому, как это обозначено в известной «Декларации прав народов России». В том и другом случаях термин «народы» заменяет термины «нации» и «народности», различие между которыми чисто условное. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский ученый Э.Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали еще в начале

Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…» Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас. «Самые большие страны -

Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешена». Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе. Нация - это исторически сложившаяся общность людей, возникающая и развивающаяся на основе общности экономических связей, территории, языка, а также особенностей психологии и культуры, которые отражают относительное единство интересов, составляющих данную нацию классов, их общее историческое прошлое.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк

К.Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К.Каутского, стала складываться еще в XIVв т.е. в Средние века, и завершилось при капитализме. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обуславливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и

представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. «Нация - это душа» заявляет Э.Ренан. Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Так, французский социолог и социальный психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что «каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как

и его анатомические способности». Из этого «душевного строя» проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о «душе народа» и о том, что «только она…сохраняет нацию». Душа народа - это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.

При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал - величие Рима - абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью. В этом и была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к роскоши, разврат, что ослабило нацию. «Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа была уже мертва».

Идею «души народа» как «души нации» поддерживал и развивал психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как «естественная общность» исходит из «физически обусловленной наследственности,

посредством которой детям передаются свойства родителей». Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. «Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации» утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании известными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального

характера. Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники продукты одной и той же истории. Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность». Определяющим признаком в развитии нации является экономический.

История свидетельствует о том, что на конкретных территориях сменилось множество народов, угасли цивилизации. Четко фиксируемым пространством жизни территория становится тогда, когда в ее границах формируется определенный социально-экономический организм. Особое место в формировании и развитии нации играет язык. Он относится к этническим признакам нации и возникает в процессе развития предшествующих ей этносоциальных общностей. Изменяются социальные функции языка как средства административно-политического и социокультурного

общения. Суть дела не в том, на каком языке говорит та или иная нация, а в том, что нация не может существовать без общности языка. С данной точкой зрения согласны далеко не все российские авторы. В.А. Тишков, В.Б. Пастухов считают, что нация является продуктом государственной деятельности, в силу чего она идентична гражданскому сообществу. На такой же точке зрения стоит и классик российской социологии П.А. Сорокин. «Не вдаваясь в подробный анализ писал

Сорокин можно определить нацию как солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многочисленными связями, которая состоит из индивидуалистов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий и сходный язык и род культурных ценностей, впрочем, и то и другое является результатом прошлой истории их предков и этих людей; 3) занимают общую площадь, рассматриваемую как их территорию».

Таким образом, различия в определениях касаются в основном пониманием государственного статуса нации. При изучении наций социологи обращают внимание на такой важный, но не обязательный признак, как доминирующая религиозная конфессия. По мнению большинства исследователей, мировые религии скорее определяют различия цивилизаций или суперэтносов: мусульманского, православного, христианского западноевропейского и т.п. Таким образом, отдельный человек может быть носителем нескольких уровней этносоциальной общности.

Например, гражданин России (этнос) окажется католическим христианином (суперэтнос). Под субэтносами понимают этнические группы в составе нации, которые отличаются особенностями говора, бытовой фольклорной культуры, традициями и т.п. 2.4 Малые компоненты этнической структуры Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, то есть такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации, и проживают

за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще. Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Наконец, в России имеется довольно значительное число малых этнических групп, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект,

самосознание, некоторые бытовые традиции и территорию населения. Это ороки, живущие на Сахалине (170 человек), энцы - на полуострове Таймыр (200 человек) и другие. Итак, во втором параграфе мы рассмотрели основные типы этносоциальных общностей, живущих на территории России. Они входят в этносоциальную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства.

Этническая структура общества Национальные группы Малые этнические группы Народности Нации - Субэтносы 3. Взаимодействие этносоциальных общностей Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом.

Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территорий). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов

в работе, определенном уровне потребления, собственности. Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре, в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав. Взаимодействие этносоциальных общностей характеризуется следующими социальными

процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация. Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов. Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности. Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и групп, обычно родственных

по языку и культуре в единую этносоциальную общность. Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность и растворяются в социокультурной среде другого этноса. Аккомодация - это приспособление людей к жизни в новой этнической

среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальных сферах. Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному решению даже в развитых демократических государствах. А под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой,

об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса. Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоеванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошли в состав России добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства

этносов значительно отличался, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса. Сейчас национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течение многих десятилетий шло разрушение индификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым.

Движение к свободе сопровождается появлением многих разъединительных процессов, в ходе которых идет разрушение весьма длительных культурных, экономических и иных связей между этносами. Российский центр зачастую не в состоянии влиять на распределения благ, вести согласование интересов, хотя отмечается определенная тенденция к созданию новой системе управления. Нуждается в упрочнении форма национально-культурной автономии, особенно для народов, живущих внутри

коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров) Будущее России может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением добровольным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизаций республик и автономий. Попытки игнорировать национальные образования вообще, создание унитарного государства, как и попытки утверждения понятий “коренной нации” и подчинения всех интересов, в т.ч. интересов личности,

национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страну, и нации, и их лидеров. Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерес сохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разъединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил. Заключение Итак, изучая данную тему, мы узнали, что существует такой раздел в социологии как этносоциология.

Что данная самостоятельная наука изучает возникновение и развитие этносоциальных общностей, а также очень актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношений этносоциальных обществ и один из важнейших вопросов о национальном равноправии, возникающий во все времена и во всех странах. Что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке - интерес лишь к экзотическим странам и народам.

Этносоциология изучает практически все стороны жизни этнических общностей. Рассматривая историческое развитие этносоциальных обществ, мы узнали, что этнос как таковой начал свое существование с племен, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых социальных связях. А с переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу.

С переходом к капитализму возникают нации, в определении которых на первое место выходят экономические отношения. Существуют малые элементы этнической структуры общества: суперэтносы, субэтносы, национальные группы, малые этнические группы. Все они входят в этносоциональную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства (в нашем случае рассмотрена структура общества Российской

Федерации). Проблемы национального устройства СССР всегда была очень важной: на территории бывшего СССР проживало 128 этносов, составляющих 40 наций, около 50 народов, 30 национальных и этнических групп. При распаде СССР оказалось, что четверть населения, т.е. около70 млн. человек, живут за пределами своих национальных государственных образований (25млн. из них составляют русские). Список литературы 1. Основы социологии: учеб. пособие/

В.И. Золотов; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008 224с. 2. Регионоведение: учеб. пособие для вузов/ (Е.Ю.Баженова и др.); отв. ред. Ю.Г. Волков Изд. 2-е, испр. и доп Ростов на Дону: Феникс, 2004 442с. 3. Национальное самосознание русских: (Социол. Очерк)/ З.В. Сикевич М.: Механик, 1996 205с. 4.Образование в этносоциальном ракурсе государственной

кадровой политики / Л.В. Вагина, Б.Т.Пономаренко // Образование и общество 2006. -№ 4. 5. Арутюнян Ю.В Дробижева Л,В Кондратьев В.С Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования М.: Наука, 2000 225с. 6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций М.: Наука, 2000 367с. 7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера

Земли Л.: Наука, 1990 343с. 8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность М.: Наука, 1987 334с. 9. Иванов В.Н Котов А.П Ладодо Н.В Назаров И.Н. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации // Социологические исследования 1995 № 6 С.51-60. 10. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы

России // Социально-гуманитарные знания. -2002 № 1 С.18-40. 11. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозревание 1994 № 6 С.35-49.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.