Отдел образования администрации муниципального района «Прилузский» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Объячевская средняя общеобразовательная школа»Тема: «Птицы – наши друзья».Подготовка к сочинению о перелетных птицах.Бинарный урок-репортаж: природоведение – русский язык(Нестандартный урок)Артеменкова Надежда Николаевна, учитель начальных классовс.Объячево, Прилузский район, Республика Коми АннотацияБинарный урок-репортаж по теме «Птицы – наши друзья»- это подготовка к сочинению о перелетных птицах. Он проведен в 4 классе для учителей начальных классов Объячевской средней общеобразовательной школы учителем начальных классов Артеменковой Надеждой Николаевной. Обучение письму сочинений в начальных классах наиболее трудный вид работы в разделе «Развитие речи». На данном уроке учащиеся совершенствуют речевые умения и навыки, учатся описывать природу (предметы, явления) на основе восприятия словесных, живописных и музыкальных образов. Развивается умение выбирать для выражения мыслей наиболее точные выразительные слова, правильно строить предложения, умение содержательно излагать свои мысли, писать логично, без речевых и грамматических ошибок. Урок интересен по содержанию подобранного материала и по форме (урок-репортаж) его проведения. В течение всего урока дети расширяют свои знания о жизни птиц. Включенные задания учитывают национальные особенности Республики Коми и Прилузского района.Цель урока: совершенствовать умение озаглавливать текст, составлять план и записывать собственный текст.Задачи урока: 1. Развивать наблюдательность, творческое мышление, познавательный интерес. 2. Обогащать речь учащихся новой лексикой, привить вкус и интерес к слову. 3. Воспитывать любовь к природе, заботу о птицах.Оборудование: 1. Предметные картинки с изображением птиц. 2. Карта республики Коми. 3. Аудиозапись « Голоса птиц». 4. Книги о птицах. Ход урока:1. Организационный момент. ( аудиозапись « Голоса птиц») -Послушайте стихотворение Е. Трутневой « Пришла весна».Пришла весна! Весна – красна!!С зеленой травкой у окна.Повесила сережки березе - белоножке.Везде весна! Везде, везде-В звериной норке и в гнезде.Как много солнечных лучей!На старых липах крик грачей,Свистят веселые скворцы,На каждом дереве - певцы.И под кустом в траве пчелаФиалку синюю нашла. -Какие признаки весны вы услышали в стихотворении?^ 2.Подготовка к работе над сочинением. -Сегодня мы посвятим урок перелетным птицам. Представьте, что от теле-радио компании «Коми гор» мы получили задание - собрать материал о птицах, которые прилетают к нам весной. 1)-Будем готовиться к репортажу. Я буду брать у вас интервью. Репортаж – это: Сообщение о местных событиях, событиях дня, информация. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Интервью – это, предназначенная для печати (или для передачи по радио, телевидению), беседа с каким-нибудь лицом. -К концу репортажа мы должны ответить на вопросы плана. ( план записан на доске):План: 1.Внешний вид птицы. а) Голова. б) Брюшко. в) Спинка. г) Крылья. д) Хвост. 2. Где гнездятся? 3. Чем они питаются? 4. Чем полезны людям?-Как бы вы начали свой рассказ? -Выберите из следующих предложений начало своего рассказа и запишите в тетрадь: * Мы находимся на лесной опушке. * Наш микрофон установлен на лесной опушке. * Мы ведем свой репортаж с лесной опушки.2)-Весна с каждым днем ускоряет свой шаг. Как бы вы спросили об этом на коми языке? ( Кутшöм поводдя тулысын?) ( дети рассказывают о погоде на коми языке).^ Тулыс локтiс.Шондi шонтö енджыка. Пöльто лун тöв. Лым сылö. Лунъяс лоины кузьöсь. Лунвылысь воöны лэбачьяс. -Вспомним, как мы по коми называем этих птиц: ГРАЧ – сьöд рака ЛЕБЕДЬ – юсь ГУСЬ – дзодзöг ЧАЙКА – каля^ КУКУШКА – кöк ЖАВОРОНОК – колипкай ТРЯСОГУЗКА – сырчик СТРИЖ – джыдж ЛАСТОЧКА – чикыш СКВОРЕЦ – ябыр^ ЖУРАВЛЬ – тури ОРЕЛ – кутш ЯСТРЕБ – варыш СОВА - сюзь3)- Прочитайте и найдите границы предложений, поставьте точки и запишите.Наступила весна солнце согревает землю скоро лес оденется листвой звонко запоют птицы-Сколько здесь предложений? -Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать текст?(самостоятельная работа)4) Выступления детей. -Послушайте стихи о птицах, которые прилетают в республику Коми. (на карте республики закреплены рисунки птиц).5)Графический диктант. - Из данных слов выпишите только безударные гласные буквы:^ Скв.рцы, гр.чи, ж.р.вли, стр.жи, леб.дь, с.ва, с.ницы, чайки.-Проверим написанное: о, а, у, а, и, е, о, и. -Какое слово лишнее? (сова – не перелетная птица)-Продолжим наш репортаж. О весне, о птицах сложено много примет.^ 6)Задания группам. -Соберите из слов предложение и прочитайте.1- скоро, чайка, пойдет, лед, прилетела.( Чайка прилетела – скоро лед пойдет). 2- ласточка, гром, прилетела, скоро, грянет. ( Ласточка прилетела – скоро гром грянет). 3- рано, через, грач, месяц, прилетел, сойдет, снег. ( Рано грач прилетел – через месяц снег сойдет)-Любой красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. Об этом и говорится в этой сказке.7)«Сказка о птицах» (читает учитель).Давным-давно, в стародавние времена, в Вековечном лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. Удивительно красивые песни распевали лесные птицы: звон, свист, трели, гомон. Жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было. Грусть-печаль поселилась в этом лесу, потому что все птицы были черно - пречерного цвета. Захаживали в вековечный лес и дети по грибы да ягоды. Слушали они разноголосый хор лесных птах, но отличить их друг от друга не могли.Наскучило так жить птицам, и обратились они однажды к самому главному правителю жизни на земле - мудрому Солнцу: « О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной".Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный лес, разобраться и навести там порядок, потому что без радости - какая жизнь?!Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: « Я помогу вам!». Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице.^ Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала:« Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.^ Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению. И стало в Вековечном лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радуга. -Радуга украсила оперения птиц. И каждую из них мы можем узнать. -Но мы должны знать и о жилье птиц.8)Игра « Узнай, чей домик» ( рисунки гнездовий птиц)ДУПЛО (синица, дятел, поползень) ^ ГНЕЗДА на ветках деревьев (грач, ворона, зяблик, трясогузка)ГНЕЗДА в траве, в поле (жаворонок, соловей)БЕРЕГА (утка, гусь, лебедь, чайка, ласточка, стриж). -Составьте и запишите предложение.9.Игра « О ком я говорю?» (задания по группам) -Опишите птицу по предыдущему плану. По описанию отгадываем птицу.^ Физминутка «Прилетели птицы». -Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопаете в ладоши. -Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...-Прилетели птицы: голуби, куницы…-Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи… (У страусов крылья почти исчезли, летать не могут). -Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. -Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…-Все вы молодцы!-Все птицы делятся на певчих птиц и птиц, издающих отдельные звуки. Вот, что однажды произошло в лесу с певчей птицей зябликом и филином.10.^ Сценка « Зяблик и филин». Зяблик, увидев филина, улетает.Филин: -Сиди, не бойся. Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.Зяблик:-О чем, филин?Филин:-Обида у меня. Ну, понимаешь, когда весна приходит, всем радостно. Все птицы петь начинают. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят, и овсянок, и тебя.Зяблик:- А что? У меня песенка хорошая.Филин:- Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.Зяблик:-А какая у тебя песня?Филин:- Замечательная. Вот, послушай: пу-гу! пу-гу! пу-гу! Стой! Куда ты? И этот удрал! И чем же песенка моя не нравится?-Птицы украшают землю своим пением. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в них бодрость и радость. 11)-Мы много прочитали рассказов и стихов о птицах. ( выставка книг) -Каждая группа должна записать на листочке характеристику птице: 1- ласточки 2- кукушки 3-грачи 4-скворцы Например: ЛАСТОЧКИ – голова и спинка черные, грудь и брюшко белые, длинные острые крылья, раздвоенный хвост, птица воздуха, гнездо из глины и слюны. Семья за 1 сутки съедает 1 млн. вредных насекомых. КУКУШКИ – труженицы, обжоры, небольшие птицы, не строят гнезд, питаются насекомыми, кукуют самцы. За 1 час поедают 100 мохнатых гусениц. ГРАЧИ – первые весенние птицы; черные, как угли, дружные, гнезда на деревьях, белоносые. За 1 день уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. СКВОРЦЫ – черные, желтоклювые, певец-попугай, гнездо в дупле или в скворечнике. Семья за 1 день съедают 350 гусениц жучков, улиток.- Как же мы закончим наш репортаж? (^ Птицы - наши друзья).Помните крепко, ребята!Гнезда нельзя разорять!В птиц не стрелять из рогатки!Верным друзьям помогать!- А как помогать и охранять наших друзей? - На следующем уроке мы запишем наш репортаж в виде сочинения. Каждый подумает, какая птица больше всех понравилась и напишет о ней. 12)-Что мы должны знать, чтобы правильно написать текст? Текст состоит: Начало. Основная (главная) часть. Концовка. - Послушайте, как написал сочинение о синичке один школьник. ( текст "Синичка")Синички - это красивые птицы. Они очень ловкие и подвижные. На голове у них черная шапочка. Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Клювик у нее тоненький. Синички живут в лесах, парках и садах. Они питаются насекомыми, семенами, ягодами, любят сало. Птички очищают леса и сады от насекомых-вредителей^ Хороша птица!- В конце репортажа ответим на вопросы викторины.13) ВИКТОРИНА. 1. Какова температура тела птицы? (38 – 45˚С ) 2.Какие органы чувств лучше всего развиты у птиц? (зрение, слух)3.Чем слышат птицы? (перьями)4.Как птица находит дорогу домой? (по звездам)5.Самые искусные строители гнезд? (ласточки)6.Лучший певец? (соловей)7.« Не знает своей мамы». (кукушка)8.Лесной доктор? (дятел)3. Рефлексия. - Как вы относитесь к птицам? -Что бы вы хотели пожелать друг другу?2 УРОК.^ 1.Составление плана. Озаглавливание.2.Орфографическая подготовка.3.Самостоятельная работа учащихся.4.Самопроверка.5.Чтение сочинений по выбору учащихся. Список использованной литературы.1.Иванец М.Ф. Учить быстро, интересно, успешно. Методические рекомендации для учителей начальных классов.-Сыктывкар.,1996. 2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.(Выпуск 2): Практическое пособие для учителей начальных классов.- Ростов н(Д.:ТЦ «Учитель»,2002. 3.Моторина Л.А.,Лодыгина З.А. Öмидз тусь: Роч программа серти 2 класса велöдчысьяслы велöдчан книга. 2 юкöн.-М.: Издательство ДИК,1998. 4.Обучение русской письменной речи на уроках грамматики и правописания.( Методическое пособие в помощь учителю коми школ)-Сыктывкар.:ИУУ,1988. 5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений.( Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-М.:Азбуковник,1997. 6.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов.-М.:Просвещение,2004. 7.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.-М.: Просвещение,2003. 8.Поиск оптимального варианта. Из опыта работы учителей начальных классов. -Сыктывкар.: Поиск,1992. 9.Природоведение в начальной школе. Сборник материалов-Сыктывкар.:Поиск,1992.