1.6. Анализ состояния и эффективности методической работы в школе за 2010-2011 учебный год.Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач. Методическая работа в 2010-2011 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.Работа педагогического коллектива школы над единой методической темойВ 2010-2011 учебном году коллектив школы второй год работал над методической темой: «Компетентностный подход в рамках адаптивной системы обучения».^ Проблема методической работы: Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников. Работа над темой ведется 2-й год. Эта тема согласуется с программой развития школы. Работа над данной темой способствует достижению цели, поставленной программой развития.Для этого в школе были созданы следующие условия: - составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень знаний, соответствующий стандартам образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы; - создана и утверждена структура методической службы школы;^ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫМО учителей начальнойшколыПедагогический совет шк- все МО имели четкие планы работы, вытекающие из общешкольного плана; - мониторинг в основе ВШК – одно из условий эффективности работы школы; - работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни; - работа по улучшению материально-технической базы кабинетов.В 2010-2011 учебном году перед методической службой школы была поставлена цель: «Обеспечить рост уровня профессиональной компетентности учителей школы как условия реализации целей развития личности учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса». Для её реализации были сформированы следующие задачи:Повысить качество работы школьных методических объединений.Упорядочить индивидуальную систему работы по темам самообразования.Наладить систему взаимопосещений уроков.Обеспечить непрерывную учебу педагогов.Повысить качество преподавания через:изучение и внедрение новых педагогических технологий;исследовательскую работу по темам самообразования;взаимопосещение уроков и взаимопомощь учителей;систему внеклассных занятий по предметам;дополнительные дифференцированные занятия с учащимися по подготовке к итоговой аттестации и ЕГЭ;посещение семинаров и курсов.Оказать помощь молодым специалистам и вновь прибывшим учителям в становлении их профессиональной позиции.Сосредоточить основные усилия МО на создание научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного прохождения итоговой аттестации, поступления в профессиональные учреждения по избранной специальности. В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:- работа педагогического совета как коллективная методическая деятельность;- работа методического совета;- подбор и расстановка кадров;- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров; - работа с молодыми и вновь прибывшими учителями;- работа с МО;- обобщение опыта работы;- обеспечение методической работы;- диагностико-аналитическая деятельность, психолого-педагогическая диагностика.Анализ методической работы по направлениям деятельности1.Проведение педсоветов.Цель: объединить усилия коллектива школы в повышении уровня учебно-воспитательной работы, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта В 2010-2011 учебном году было запланировано проведение 2-х тематических педсоветов: 1. Реализация программы развития ОУ «Адаптация и развитие учащихся в рамках общеобразовательной адаптивной школы» и создание условий для достижения ее плановых показателей по всем направлениям 2. Гармония общения: ученик, учитель, родитель. По итогам первого педсовета, который прошел в августе 2010 года, было принято решение продолжить работу по реализации программы развития школы на 2007-2012 гг., с учетом корректировки, продолжить выполнение второго основного этапа программы развития, а именно реализацию модели – приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствии с характеристиками концепции адаптивной школы, создание положительного опыта.Второй тематический педсовет был проведен в марте 2011года по следующим темам:I. Основные приемы, методы и формы работы учителя в рамках адаптивной школы. 1. Принципы педагогической техники урока Выступление зам.директора по УВР Полуниной С.А. 2. Технология личностно-ориентированного образования и развивающее обучение Выступление руководителя МО технологического цикла Степановой С.В. 3. Воспитательная работа в современной школе. От коллективизма к взаимодействию Выступление руководителя МО гуманитарного цикла Мавлютовой С.А. 4. Нравственное воспитание на уроках младших школьников Выступление учителя начальных классов Пашкевич Л.И. 5. Использование различных технологий на уроках (из опыта работы). Выступление учителя начальных классов Козик О.С. 6. Технология проведения ситуационного классного часа Выступление зам.директора по ВР Новиковой Л.Н.II.Воспитывающая функция учебно-воспитательного процесса – главный приоритет стандартов второго поколения. Выступление директора Павлиновой Н.Н.III. О рекомендациях «круглого стола» по теме «Сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений: проблемы, пути решения» из постановления Тюменской областной Думы от 10.02.2011г. № 2718 Выступление учителя биологии Горбачевой М.С.IY. Выбор модели школы при введении новых стандартовВыступление зам.директора по УВР Полуниной С.А. ^ Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций 1.Заинтересованное участие педагогов в подготовке и проведении педсоветов 1.Использование мультимедиа.2.Интересный материал для педсоветов Создание благоприятного климата педсовета Использование новых методик проведения педсоветов. ^ Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Не все педагоги активно включаются в работу педсоветов Использование традиционных методик проведения педсоветов Более тщательный отбор технологий педсоветов с большим упором на личностную ориентацию в организации и проведении 1.Не все решения педсоветов, проведенных в учебном году, были выполнены. Недостаточно четкое и продуманное планирование системы методической работы школы При планировании работы на следующий учебный год необходимо определить приоритетные направления деятельности школы в рамках реализации программы развития школы и строго следить за их выполнением. 2. Работа методического совета школыЦель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач.Состав МС: методический совет школы возглавляет зам.директора по УВР Полунина С.А. В методический совет вошли руководители МО:- Мавлютова С.А., руководитель МО гуманитарного цикла;- Калганова Т.П., руководитель МО естественно-математического цикла;- Хорина В.А., руководитель МО учителей начальных классов;- Степанова С.В., руководитель технологического цикла.В 2010-2011 учебном году в таком составе методический совет работал второй год. Было проведено шесть заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы:1.1. Итоги методической работы за 2009-2010 учебный год.2. Утверждение плана методической работы на 2010-2011 учебный год в соответствии с программой развития школы.3. Подготовка и проведение педсовета по анализу работы школы в 2009-2010 учебном году.2.1. Утверждение единых требований к тематическому планированию на 2010-2011 учебный год.2. Утверждение графика проведения школьных олимпиад, предметных недель.3. Об организации научно-исследовательской работы учащихся в НОУ.4. Обсуждение плана подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся.5. Планирование работы МО3.1.Результаты работы с одаренными детьми. Анализ школьных предметных олимпиад. Подготовка к районной олимпиаде.2. Подготовка учителей к аттестации.4.1. Реализация программы развития школы.2. Контроль за прохождением курсовой переподготовки учителей-предметников.3. Работа МО гуманитарного цикла по подготовке к ЕГЭ.5.1.Работа МО естественно-математического цикла по подготовке к ЕГЭ.2. Самообразование учителей и представление опыта работы учителей в рамках обобщения своего опыта.3. Организация взаимопосещений уроков учителями.6.1.Анализ проведения предметных недель, методической недели.2. Об итогах исследовательской деятельности учащихся.3.Утверждение экзаменационных материалов.4. Итоги методической работы за год. Эффективность работы МО. Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций 1. Включение в работу МС новых педагогов Сменяемость председателей МО 2.Совершенствование системы профессионального сотрудничества Применение на методсоветах мультимедиа, элементов новых технологий. 3. Становление системы взаиморазвития и обмена профессиональным опытом Включение новых членов в состав МС ^ Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций Недостаточная активность и инициативность членов МС Нехватка времени из-за большой загруженности отдельных педагогов. Профессиональная усталость. Более четкое планирование и распределение нагрузки между членами МС. Вовлечение в работу МС новых членов. Применение личностно-ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках МС. 3. Работа методических объединенийЦель: выявление результативности выполнения целей и задач, возложенных на методические объединения (МО). Рассмотренные на заседаниях методического совета вопросы, обсуждались на заседаниях методических объединений, которых в ОУ четыре:методическое объединение учителей гуманитарного цикла;методическое объединение учителей естественно-математического цикла ;методическое объединение учителей технического цикла (ОБЖ, черчения, технологии, физической культуры и ИЗО);методическое объединение учителей начальных классов. Каждое методическое объединение составляет план работы на учебный год и дважды в год отчитывается о проделанной работе. Одно из направлений методической работы ОУ по усовершенствованию уровня методического мастерства является индивидуальная методическая работа учителя. Все педагоги ОУ имеют и работают над темами самообразования, которые учитывались администрацией ОУ при посещении уроков, но не на всех посещенных уроках прослеживалась связь между темами самообразования и работой учителя на уроках. В таблице, представленной ниже, указаны темы самообразования учителей.Названия тем самообразования преподавателей № п/п Ф.И.О. учителя Название темы самообразования Кляпышева Анна Руслановна Обучение младших школьников разнообразным способам работы над текстом с целью воспитания культуры работы с информацией. Муромец Ольга Валерьевна Использование разнообразных методов и приемов для повышения техники чтения Калганова Татьяна Павловна Компетентностный подход в преподавании математики Горбачева Марина Сергеевна Тестовый контроль усвоения знаний – способ учебной деятельности, обеспечивающий усвоение стандарта образования в условиях информационно- образовательного обучения. Загорулько Надежда Владимировна Пути и способы формирования ключевых компетенций на уроках географии Шаляпина Светлана Анатольевна Обучение младших школьников разнообразным способам работы над текстом с целью воспитания культуры работы с информацией Мавлютова Светлана Александровна Дифференцированный подход к учащимся при подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка в старших классах Мирасова Эльмира Шаукатовна Развитие познавательного интереса на уроках истории и обществознания Хорина Валентина Адольфовна Развитие литературного творчества младших школьников Нежинская Елена Михайловна Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. Новикова Лариса Николаевна Эссе как вид творческой работы на уроках истории Полунина Светлана Анатольевна Применение новых педагогических технологий на уроках физики с целью формирования Попова Алевтина Михайловна Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Ряполова Наталья Ивановна Метод проектов на уроках английского языка Степанова Светлана Владимировна Метод проектов, как одна из технологий компетентностного обучения Машкина Наталья Николаевна Исследование проблем учащихся, испытывающих затруднения в учебной деятельности и пути их устранения Шимарева Галина Александровна Использование элементов личностно-ориентированного обучения на уроках математики Смирных Светлана Викторовна Воспитание экологической культуры учащихся в начальной школе Пашкевич Лилия Ивановна Формирование нравственных качеств младших школьников в учебной и внеурочной деятельности Андреев Игорь Геннадьевич Дифференцированное обучение на уроках физкультуры в среднем звене Козик Ольга Сергеевна Использование различных технологий на уроках в начальной школе Богатырева Любовь Ильинична Применение новых педагогических технологий на уроках математики с целью формирования учебно-познавательной компетенции В результате повышения квалификации учителей по темам самообразования, повысился уровень владения педагогов школы инновационными технологиями образования и нетрадиционными формами проведения уроков.Применение на уроках педагогических технологий Технология Количество педагогов Технология развивающего обучения 4 Проблемное обучение 9 Игровые технологии 10 Технология современного проектного обучения 24 Информационные технологии 21 Коллективный способ обучения 3 Технология уровневой дифференциации 16 Технология критического мышления 6 Технология групповой деятельности 28 В планировании методической работы МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.На МО обсуждались следующие вопросы:Утверждение плана работы на год и календарно-тематического планирования.Проведение предметных недель.Система работы с одаренными учащимися: подготовка и проведение школьного тура олимпиад, участие в районных и областных олимпиадах.Подготовка экзаменационного материала.Проведение и анализ результатов предэкзаменационных работ учащихся и промежуточной аттестацииПодготовка к предстоящему ЕГЭСистема мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся.Применение новых технологий на уроках.Изучение педагогического опыта коллег-педагогов.Обсуждение тем открытых уроков в рамках Дня открытых дверей и методической недели.Отчет педагогов по работе в рамках тем самообразования.Анализ работы МО за год.Выступления педагогов по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности педагогов. На всех МО были заслушаны отчеты педагогов по темам самообразования. Традиционными видами работы МО являются предметные недели. В прошлом году не были проведены предметные недели МО учителей естественно-математического цикла. ^ Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций Можно отметить более серьезный подход к выбору и реализации тем самообразования учителей школы. Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность Участие некоторых учителей в районных и областных мероприятиях Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к повышению и демонстрации своего мастерства ^ Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций 1. Формальная работа школьных МО Недостаточный контроль за работой МО со стороны администрации. Пассивность со стороны руководителей МО. Осуществлять более жесткий контроль деятельности ШМО. Более четкое перспективное планирование работы МО. 2. Пассивное отношение ряда педагогов школы, как имеющих большой педагогический опыт, так и молодых специалистов к обмену опытом и совершенствованию качества преподавания Снижение мотивации к педагогической деятельности. Равнодушие. Безразличное отношение к перспективам, как личного развития, так и к перспективам развития школы Осуществлять более жесткий контроль деятельности педагогов. Обсуждение и совместный выбор ими тем самообразования. Более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах и МО. Лично-ориентированный подход к каждому педагогу в процессе его работы над темой самообразования. 3.Снижение качества проведения предметных недель Недостаточно четкое и продуманное планирование работы МО. Ослабление контроля со стороны МС При составлении плана работы МО и МС четко спланировать поэтапную подготовку к этим мероприятиям. Возложить ответственность на МО по подбору заданий и корректировке форм проведения этих мероприятий.Усилить контроль со стороны МС за реализацией этих планов. 4. Повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров.В прошедшем учебном году плановое повышение квалификации на базе ТОГИРРО прошли следующие педагоги:^ Таблица № 6. Курсы повышения квалификации № п/п Ф.И.О. учителя Предмет Учреждение Название курсов Время прохождения 1 Мавлютова С.А. русский язык и литература ТОГИРРО Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе ноябрь 2010 2 Полунина С.А. физика ТОГИРРО Актуальные вопросы школьного физического воспитания апрель 2011 3 Хорина В.А. начальные классы ТОГИРРО Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС НОО второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования июнь 2011 4 Шимарева Г.А. математика ГОУ ВПО ТГУ Современные образовательные технологии в преподавании математики апрель 2011 5 Пригарин И.Л. Физическая культура ТОГИРРО Современные подходы к преподаванию физической культуры в учреждениях профессионального образования ноябрь 2010 6 Машкина Н.Н. начальные классы ТОГИРРО Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС НОО второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования июнь 2011 7 Калганова Т.П. математика ТОГИРРО Актуальные проблемы преподавания математики в школе ноябрь 2010 8 Кляпышева А.Р. начальные классы ТОГИРРО Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС НОО второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования август 2011 9 Пашкевич Л.И. начальные классы ТОГИРРО Организационно-педагогические основы перехода на ФГОС НОО второго поколения в условиях вариативности содержания начального образования август 2011 В сравнении с предыдущими годами картина о прохождении курсов педагогами показана в следующей таблице.Курсы повышения квалификации в сравнении за 4 года. ^ Учебный год Курсы в ТОГИРРО Заочное обучение Другие курсы Всего перепод готовлено % от общего числа учителей 2007 – 2008 16 1 - 17 50 2008 – 2009 18 - - 18 60 2009 – 2010 7 - 1 8 26,7 2010 - 2011 8 - 1 9 30 Снижение показателя учителей, прошедших переподготовку за учебный год, объясняется тем, что учителя, прошедшие курсовую подготовку в прошлом и позапрошлом учебных годах, не нуждаются в прохождении курсов в этом учебном году. Система посещения семинаров и РМО в ОУ налажена на должном уровне. В течение учебного года процент посещения семинаров и РМО преподавателями составил 95 %. Все не посещенные семинары и РМО были пропущены по уважительным причинам (болезнь учителя, отставание по программе). В школе четвертый год ведется методическая папка, которая представляет собой своего рода «копилку» информации по организации и проведению уроков, разработки и методические рекомендации. Важную роль в повышении методического мастерства играют лекции, педагогические советы, открытые уроки и другие мероприятия. Второй год в апреле 2011 г. был проведен День открытых дверей, где учителя Степанова С.В., Попова А.М., Загорулько Н.В., Смирных С.В., Муромец О.В., Щеткова И.П. подготовили для гостей школы открытые уроки, занятия кружков, на которых предоставили свои наработки, показали свое мастерство. Также в этот день прошли награждения всех детей, принявших участие и занявших призовые места в различного уровня конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. По окончании Дня открытых дверей был проведен круглый стол при участии педагогов, учащихся, родителей по теме: «Гармония общения: ученик, учитель, родитель». Повышая собственную квалификацию через мероприятия разного уровня, учителя повышают свой профессиональный уровень через аттестацию. Присвоена первая категория – Новиковой Л.Н., Горбачевой М.С. , вторая категория – Шимаревой Г.А., Козик О.С. Таким образом, на конец 2010-2011 учебного года информация о наличии квалификационных категорий у педагогов выглядит следующим образом:Наличие квалификационных категорий у педагогов в сравнении прошлым годом ^ Количество педагогов Имеют высшую категорию Имеют первую категорию Имеют вторую категорию ^ Нет категории 2010 г.-35 (вместе с совместителями) 2 (5,7%) 13 (37,1%) 15 (42,9%) 5 (14,3%) 2011г. -30 (вместе с совместителями) 2 (6,7%) 12 (40%) 13 (43,3%) 3(10%) Для сравнения просмотрим результаты аттестации учителей за последние 3 годаИтоги аттестации учителей в сравнении за 3 года. категории 2008-2009 2009-2010 2010-2011 количество % количество % количество % 2 категория 2 5,7 4 13,3 2 7,7 1 категория 5 14,3 2 6,7 2 7,7 Высшая категория 1 2,9 1 3,3 - 0 1 категория руководителей 2 66,7 - 0 - 0 Итого 10 7 4 Анализируя итоги аттестации учителей, можно отметить, что желающих аттестовываться на первую и высшую категорию недостаточно. Весьма важным звеном методической работы является посещение и взаимопосещение уроков педагогов. За 2010-2011 учебный год администрация посетила 640 урока, не считая обзорных бесед. Это составляет 6,3 урока на одного администратора в неделю, что находится на уровне районного показателя. Уровень взаимопосещения уроков учителями недостаточный и составляет 0,2 урока в неделю на одного учителя, что обуславливается:нежеланием учителей посещать и приглашать преподавателей на уроки;отсутствие анализа посещенных уроков.В ходе посещенных администрацией уроков учителей были сделаны следующие выводы: В основном все учителя владеют методикой работы с той или иной возрастной категорией детей. Преобладают традиционные комбинированные уроки, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной и практической работы. Основные формы работы на уроке: индивидуальный и фронтальный опрос, беседа. Уроки Загорулько Н.В.., Богатыревой Л.И., Мавлютовой С.А. отличаются практической направленностью, высоким темпом работы, хорошей плотностью, активностью учащихся. Посещение уроков показало, что в основном учителя владеют методикой построения урока, этапы урока четко прослеживаются, учителя включают задания развивающего характера, применяют на уроках различные формы и методы обучения. Учащиеся активны, не совсем организованы, но учителя владеет детским коллективом. Учителя Попова А.М., Мирасова Э.Ш. испытывают ряд трудностей при планировании и организации урока, не всегда четко объясняют новый материал, преобладают репродуктивные методы работы, не всегда могут распределять рационально время на все этапы урока, не всегда используют наглядные пособия, необходимые учащимися этого возраста для полноценного восприятия материала. Учащиеся на уроке активны, заинтересованы, но не всегда организованы, дисциплинированы.Посещение уроков иностранного языка (Ряполова Н.И.) показали, что учитель на уроках использует различные формы и виды работ. Уроки идут в быстром темпе. Большинство учащихся усваивают программу. Но есть и отстающие, неорганизованные учащиеся. Учитель дает им индивидуальные задания, систематически их проверяет. Посещенные уроки методически грамотно построены и соответствуют начальному уровню обучения языку. Также были посещены уроки изобразительного искусства, музыки. Эти уроки (Степановой С.В.) отличаются практической направленностью, высоким темпом работы, хорошей плотностью, активностью учащихся. На уроках физической культуры применяются разнообразные методы, но недостаточно эффективные. Обучение иногда начинается с второстепенных элементов. Не обеспечиваются эффективность и сознательность учащихся на уроках. Но в основном уроки, проводимые Андреевым И.Г. и Пригариным И.Л. методически построены правильно, в целом соответствуют календарно-тематическому планированию.Вместе с тем в ходе посещения уроков обнаружился ряд общих проблем:Недостаточная мобильность учителей. Почти все с трудом перестраиваются на работу с младшими школьниками. Уроки чересчур академичны, отсутствуют элементы состязательности, игры.Не достаточно прослеживается работа с отстающими и слабоуспевающими детьми. 50% учителей производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей.У некоторых преподавателей домашние задания не носят дифференцированный характер с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 5. Учителя не в полной мере используют в полном объеме информационные технологии, ТСО, наглядные средства обучения. По-прежнему учителя забывают своевременно выставлять и комментировать оценки, объяснять домашнее задание. Физкультминутки проводятся чаще всего формально или вообще не проводятся. Определенные недостатки в организации учебно - воспитательного процесса отмечаются у специалистов, имеющих небольшой стаж работы и новых учителей. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. Обобщая вышесказанное необходимо выделить следующие положительные и отриц