Анисимов П. Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) Введение Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны. Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества. Одним из путей решения данной задачи является дальнейшее развитие регионального аспекта деятельности среднего профессионального образования, традиционно выполняющего широкий спектр функций культурно-просветительской и профессионально-образовательной направленности, имеющего характер широко развитой, открытой и доступной образовательной среды во всех регионах страны. Это предполагает наряду с другими факторами возрастающее значение деятельности системы профессионального образования в процессах развития социально-экономических региональных комплексов, формирования в них новой генерации кадрового потенциала, повышения уровня социокультурной среды, в целом создания в каждом регионе наиболее благоприятных условий для всех сторон жизни, деятельности, развития людей. Необходимость регионализации среднего профессионального образования обусловлена прежде всего тем, что в его деятельности пока еще имеют место достаточно устойчивое проявление черты централизованной экономики с преобладанием отраслевых систем организации и управления системой средних специальных учебных заведений. Это выражается в том, что в структуре подготовки специалистов около трети составляют специальности технического профиля, ранее ориентированные ранее на нужды кадрового обеспечения производственных систем отраслевых министерств сферы материального производства. Значительная часть учебных заведений долгое время входила в состав отраслей военно-промышленного комплекса и имела соответствующую специализацию своей деятельности. Это приводит к ощутимой оторванности деятельности средних специальных учебных заведений от нужд регионов, несоответствию структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихся местных и региональных рынках труда, сложностям с включением выпускников в трудовую деятельность. Во многом продолжается недооценка социокультурной роли среднего профессионального образования в развитии местных сообществ. Финансирование его деятельности по-прежнему осуществляется по остаточному принципу. Во многом сложность процессов регионализации деятельности средних специальных учебных заведений является следствием их двойственного правового положения. Значительная часть из них, действуя на территории региона и находясь в определенных правовых отношениях с региональными органами власти, имеет в качестве учредителей (органов управления), федеральные министерства и ведомства. В настоящее время средние специальные учебные заведения – техникумы, училища, колледжи – находятся в ведении около 30 федеральных органов управления. При этом соответствующие законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат какой-либо стройной системы мер, способствующих гармонизации отношений федеральных и региональных органов управления, развитию деятельности среднего профессионального образования в качестве активного фактора экономического и социального прогресса региональных комплексов. Активизирующиеся процессы ослабления вертикальных связей и существенного усиления горизонтальных связей и структур управления, формирования региональных рынков труда уже в настоящее время привели к ощутимому перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы в пользу потребностей регионов. Значительно усилилась роль региональных органов управления в использовании возможностей техникумов, училищ, колледжей в интересах развития регионов, в ресурсном обеспечении учебных заведений независимо от их ведомственной подчинённости. Тем не менее, в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации продолжает иметь место ряд противоречий. СОДЕРЖАНИЕ ВведениеГлава 1. Среднее профессиональное образование в социально-экономической структуре общества 1.1. Социально-экономические функции среднего профессионального образования 1.2. Методологические аспекты включения среднего профессионального образования в формирующиеся рыночные отношения 1.3. Концептуальные основы регионализации среднего профессионального образования Глава 2. Состояние и уровень развития процессов регионализации среднего профессионального образования 2.1. Среднее профессиональное образование в структуре региональных социально-экономических комплексов 2.2. Новые организационные формы образовательных учреждений среднего профессионального образования в регионе Глава 3. Методологические основы формирования стратегии регионализации среднего профессионального образования 3.1. Принципы разработки стратегии развития региональных систем среднего профессионального образования и мониторинг ее реализации 3.2. Прогнозирование спроса на специалистов в регионе 3.3. Программно-целевой подход к формированию региональных систем среднего профессионального образования 3.4. Маркетинговая деятельность в системе среднего профессионального образования в регионе Глава 4. Пути реализации стратегии регионализации среднего профессионального образования 4.1. Проектирование региональной сети образовательных учреждений среднего профессионального образования 4.2. Финансовое обеспечение региональных систем среднего профессионального образования 4.3. Организационная структура управления средним профессиональным образованием в регионеЗаключение Библиография Приложения Глава 1. Среднее профессиональное образование в социально-экономической структуре общества1.1. Социально-экономические функции среднего профессионального образованияОбщепринято, что образование – это основа духовного, культурного, социального, профессионального, экономического развития личности, общества, государства. Значение образования в полной мере осознано всем мировым сообществом. Прежде всего это касается роли образования в развитии экономики. Современная конкурентоспособная экономика – это экономика знаний. Наиболее быстро окупаются именно инвестиции в образование: по имеющимся оценкам, 1 доллар, вложенный в затраты системы образования, дает не менее 3-6 долларов прибыли. Образовательно-профессиональный потенциал общества, носители его – человеческие ресурсы – являются важнейшим источником благосостояния любой нации. При этом в современных формах производства и обслуживания капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в различных областях деятельности) не имеет ограничений. По оценкам Всемирного банка, сделанным в 1994 г., 76 % национального богатства США составлял человеческий капитал, физический же (воспроизводимый) капитал представлял 19 % богатства США, а на природный фактор приходились остальные 5 %. В Западной Европе соответственно – 74, 23, 3 %. Благосостояние России держится наполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40 % обеспечивает природа [69, с.34]. Высокая доля природной составляющей в национальном богатстве России во многом связана с ее ресурсами, но интенсивная их эксплуатация (особенно невоспроизводимой их части) делает стратегически важной задачу развития человеческого фактора, человеческого капитала. В связи с этим одной из важнейших проблем развития России является решительный поворот направленности проводимой в стране политики в области образования в сторону укрепления в общественном сознании представления об образовании как ведущем, определяющем и по существу на современном этапе единственном факторе достижения стратегических целей становления нового общества, формирования соответствующей активной позиции государства. При этом, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты: – образование в совокупности с наукой есть главный фактор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-технологической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений, в период перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развития; – образование в совокупности с общественно-политическими институтами, средствами массовой информации – это ключевое средство формирования в стране гражданского общества правового, демократического государства; – образование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта – определяющий фактор формирования и воспитания высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности. Необходимость реализации этих положений определена в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации [90], в которой говорится, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая: – создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; – укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; – кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; – утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики». Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Следует еще раз отметить, что все эти положения о роли, значимости образования для человека, для общества зиждятся не на абстактно-гуманистических воззрениях, а исходят из «суровой правды жизни», которая заключается в том, что образование, знания, наука становятся действительной непосредственной производительной силой и определяют само состояние экономики, ее место в мировом сообществе, уровень и образ жизни населения страны. Как пишет С. Глазьев [44, с.84], «налицо переход к новым реальностям организации производства: к непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации, индивидуализации спроса, материально-техническому снабжению по принципу «точно вовремя», к новым типам общественного потребления и образа жизни. Последние характеризуются изменением ценностей и потребительских предпочтений в пользу образования, информационных услуг, качественного питания, здоровой окружающей среды: стереотипы «общества потребления» уступают место ориентирам качества жизни. Страны, не способные обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, будут обречены на неэквивалентный внешнеэкономический обмен и глубокую зависимость от мировых финансовых и информационных центров, сохранив за собой главным образом функции источника природного сырья и человеческого материала для транснациональных корпораций и развитых держав, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал». Но процесс достижения такого состояния реальной значимости образования, науки в разных сферах жизни общества могут быть в полной мере реализованы лишь на основе соответствующей государственной образовательной и научно-технической инновационной политики. Как показывает мировая практика, расходы на образование составляют 6,0-6,5 % от консолидированного бюджета в развитых странах (в России – 3,0 %). Доля расходов на науку в ВВП ведущих держав приближается к 3 %; удельный вес государства в этих расходах составляет в среднем 35-40 %. Огромное значение государственного стимулирования роста НТП, образования как базового его фактора определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей экономической среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований и затратностью образовательного процесса, жесткими требованиями и к научной, и к инженерной квалификации кадров. Но устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии само по себе отнюдь не решает задачи реализации доступности образования вообще и его конкретного вида, отвечающего интересам и человека, и общества, наконец, реализации человеком своего образовательного потенциала в избираемом им виде деятельности. Для всего этого необходимы определенные условия и в первую очередь – наличие права человека на получение образования и реальное обеспечение возможностей реализации этого права. Этот момент особо отмечен во Всеобщей декларации прав человека, где говорится [37, ст. 26]: «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». Уже эти краткие замечания показывают, что в силу своей значимости система образования в принципе является (во всяком случае, должна являться) существенным, активным, системообразующим элементом общественного развития. При этом усиление указанной системообразующей роли образования прямо зависит от повышения степени его соответствия интересам и запросам различных агентов социально-экономической системы общества. Это касается политических, экономических, социальных, демографических его структур и факторов, включая их региональный аспект. Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе среднего профессионального, прежде всего следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, среднее профессиональное образование должно стать по-настоящему действенным институтом, формирующим свободное от догм и предрассудков мировоззрение личности, интеллектуальный, культурный и морально-этический общественный менталитет, основанный на достижениях цивилизации, на лучших национальных и местных традициях, на демократических принципах уважения и защиты прав граждан всех слоев и групп. В этом заключается социокультурная функция этого уровня образования. Образование должно (и способно) сыграть важную роль в демократизации жизни общества, повышении уровня его гражданственности, поскольку лишь по-настоящему образованный человек сумеет разумно и в полной мере использовать возможности, предоставляемые демократией в политической, экономической, социальной сферах жизни. В этом проявляется воздействие образования на политическое развитие страны, ибо на основе подлинно гражданского самосознания политическая активность населения развивается в прогрессивном направлении, а политические процессы приобретают цивилизованный, демократический характер. Другим важнейшим аспектом воздействия профессионального образования на развитие общества является формирование новой генерации работников. В этом аспекте образование выступает, прежде всего, как институт воспроизводства знаний, умений, навыков, свойственных различным профессиям, специальностям, как институт подготовки квалифицированных кадров для различных средств и видов деятельности, что является базовым условием формирования и развития трудового потенциала общества. Роль образования при этом не замыкается на простом кадровом обеспечении экономики. Именно через кадры все более высокого профессионально-квалификационного уровня образование стимулирует инновационные процессы во всех видах деятельности, развивает новые пути научно-технического обновления производства, порождает новые его направления. Общий ход реформирования экономики, ее динамичное развитие в новом рыночном пространстве в решающей степени зависит от наличия высокопрофессиональных кадров, активных, творческих, ответственных за свои действия, способных к быстрой адаптации в меняющихся производственных и экономических условиях. В этом заключается важная роль среднего профессионального образования как системы подготовки кадров для различных видов преимущественно умственного труда как в производстве, так и в социальной сфере. Не меньшее значение имеет деятельность среднего профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации работников всех категорий, их адаптации к новому содержанию и условиям труда в рыночных условиях. Уже начальные этапы реформирования экономики показали острую необходимость массовой переподготовки кадров экономистов, организаторов производства, способных работать в условиях жесткой международной конкуренции. Не меньшие масштабы должна принять переподготовка инженерно-технического состава и рабочих в условиях развития конкуренции производств, товаров, а также регионов и отраслей, ускоряющихся структурных сдвигов в экономике. Важную роль данное направление деятельности играет на первых этапах формирования региональных рынков труда, когда происходит массовая профессионально-квалификационная переструктуризация спроса на специалистов. При этом следует иметь в виду, что специалисты со средним профессиональным образованием составляют треть всего занятого населения, входя в профессиональные группировки рабочих, ИТР, служащих, менеджеров. В результате ежегодно их контингент, подлежащий только повышению квалификации (получению дополнительного профессионального образования), составляет 3-4 млн. человек, не говоря уже о переподготовке высвобождаемых работников. Именно в связи с этим на средние специальные учебные заведения (наряду с учреждениями начального профессионального образования) в настоящее время возложены основные функции по переподготовке работников, высвобождаемых из производства, безработных и незанятого населения. Говоря об экономических и социокультурных функциях среднего профессионального образования, следует иметь в виду основные, специфические его черты. В соответствии с законодательными положениями среднее профессиональное образование является самостоятельным, качественно определенным уровнем системы профессионального образования, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, основанные на среднем (полном) общем образовании, и обеспечивающим удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО, среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию. Российская средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям, в том числе и на базе 9-летнего образования, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования. В настоящее время среднее профессиональное образование развивается как звено в системе непрерывного профессионального образования, призванного удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении определенного вида профессиональной квалификации и компетенции. Следует отметить, что аналоги российской системы среднего профессионального образования как по содержанию образования, так и по типам образовательных учреждений существуют в образовательных системах всех экономически развитых стран. Можно выделить два основных типа реализации этого образования: самостоятельный образовательный уровень (Германия, США, Великобритания, Япония) или подуровень (ступень) высшего (в широком смысле) образования (Франция). Возможна смешанная система реализации практикоориентированного послесреднего образования (Италия). Программы этого уровня образования реализуются в таких образовательных учреждениях, как специальные училища, школы техников, профессиональные и специальные академии в Германии, двухгодичные колледжи в США, колледжи системы дальнейшего образования и политехники в Великобритании, младшие и технические колледжи в Японии, а также специальные отделения в высших учебных заведениях во многих странах. Независимо от модели реализации практикоориентированного послесреднего образования, содержательная специфика позволяет рассматривать его и в других странах как самостоятельный, качественно определенный, завершенный уровень профессионального образования, обеспечивающий наполнение значительного сегмента профессионально-квалификационной структуры занятости. Имеющиеся в зарубежной литературе данные свидетельствуют об устойчивой востребованности кадров данного образовательного уровня экономикой всех развитых стран. Характеризуя социально-экономические функции среднего профессионального образования, необходимо иметь в виду и то существенное обстоятельство, что для России оно является традиционно развитым, как с позиций образовательной деятельности, так и с позиций формирования кадрового потенциала. Специалисты данного профиля всегда занимали важное, а во многих случаях и решающее место в составе совокупного работника. Сама история создания этого типа учебных заведений связана с активными действиями в области формирования производства. Так, первое горное училище типа техникума было создано на Урале в 1710 г., а второе – в 1723 г. К 1914 г. в стране действовало 450 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 50 тыс. человек. Именно специалисты этого профиля составляли в России ранее и до настоящего времени наиболее многочисленную часть инженерно-технического потенциала, постепенно расширяя сферу своего труда как на производстве, так и в социальной сфере. В настоящее время образование этого уровня имеют 22 % взрослого населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения с высшим профессиональным образованием. Среди населения трудоспособного возраста лица со средним профессиональным образованием составляют более 26 % (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием – около 17 %). В общем составе занятых в экономике России специалисты рассматриваемого профиля, как видно из таблицы 1, составляли в 2000 г. 28,7 %.Таблица 1 Распределение численности занятых в отраслях экономики по уровням образования в 2000 году (на конец ноября; в процентах к итогу) * Всего В том числе имеют образование: не имеют основного общего образования высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее Всего в экономике 100 21,6 4,5 28,7 11,0 23,5 8,7 2,0 Промышленность 100 16,8 4,2 29,7 14,3 25,7 8,1 1,2 Сельское и лесное хозяйство 100 6,6 2,1 16,0 9,4 34,2 22,7 9,0 Строительство 100 17,2 4,8 28,5 14,9 23,8 8,9 1,9 Транспорт и связь 100 12,7 4,2 32,6 13,4 28,5 7,5 1,1 Оптовая и розничная торговля, общественное питание 100 17,4 4,8 33,6 11,3 25,5 6,7 0,7 Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 100 12,9 4,0 29,4 13,1 27,0 11,9 1,7 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 100 26,3 5,3 41,3 7,0 13,3 5,6 1,2 Образование, культура и искусство 100 45,0 5,8 24,5 6,1 13,3 4,3 1,0 Наука и научное обслуживание 100 64,1 3,2 16,6 4,5 9,2 1,4 1,0 Финансы, кредит, страхование 100 45,3 8,8 31,6 3,7 9,9 0,7 - Управление 100 35,8 5,9 27,2 7,6 19,0 4,0 0,5 Другие отрасли 100 44,2 5,8 27,0 5,7 10,9 5,4 1,0 * Рассчитано автором по данным Госкомстата России. Самые высокие значения доли специалистов рассматриваемого профиля (до 40 %) в составе работающих присущи отраслям экономики, носящим характер сервисных, – торговля, общественное питание, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, финансы, кредит, страхование, социально-культурные виды деятельности, – там, где труд работника имеет характер услуги. Достаточно высокая доля работников этого уровня образования (до 30 %) характерна и для отраслей материального производства. В 2001 г. средняя профессиональная школа включала в себя более 2760 самостоятельных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, численность обучающихся в которых составила 2410 тыс. чел. (165 студентов на 10 тыс. чел. населения), прием студентов – 851 тыс. чел. (58 студентов на 10 тыс. чел. населения). После спада в 1992-1994 гг. динамика подготовки специалистов со средним профессиональным образованием характеризуется стабильным ростом – с 1995 г. – приема и численности студентов, с 1996 – выпуска специалистов. За период 1996-2001 гг. численность студентов возросла с 1978 тыс. чел. до 2410 тыс. чел., или на 434 тыс. человека (на 22 %), прием студентов вырос на 189 тыс. чел., или 29 %, выпуск специалистов – на 99 тыс. чел., или 20 %. В 2000 г. прием в средние специальные учебные заведения превысил уровень 1985 г. (максимальный уровень приема за всю историю отечественного среднего профессионального образования) на 1,6 %, в 2001 г. – на 2,7 %. В настоящее время сеть учреждений среднего профессионального образования характеризуется значительным разнообразием организационно-правовых форм. Более трети государственных средних специальных учебных заведений находится в собственности субъектов Российской Федерации, расширяется создание муниципальных и негосударственных образовательных учреждений (рис. 1). Рис. 1. Распределение средних специальных учебных заведений по формам собственности Формируется негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов. Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. За последние 10 лет доля приема по экономическим и юридическим специальностям возросла с 11 % до 36 % за счет сокращения доли приема по техническим (с 53 % до 37 %) и сельскохозяйственным (с 12 % до 5 %) специальностям. В то же время в 1996-2001 гг. наблюдается стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки специалистов по техническим специальностям, прежде всего за счет расширения реализации образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслуживание машин и оборудования, обслуживание электроэнергетических систем, вычислительной техники). Формируются новые направления подготовки в области образования, информатизации, экономики и управления. За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Достаточно высока востребованность среднего профессионального образования у населения. В 2001 г. численность подавших заявления для поступления в средние специальные учебные заведения составила 1234 тысячи человек. Конкурс при поступлении в средние специальные учебные заведения на бюджетной основе составил по всем формам обучения 1,75 человека на место, по очной форме обучения – 1,85 человека на место. По результатам приема студентами средних специальных учебных заведений стали 12 % выпускников основных общеобразовательных школ и 26 % выпускников средних общеобразовательных школ [115]. Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями, как в содержательном, так и образовательном аспектах. При этом оно выступает в качестве важного звена в развитии подготовки кадров по сопряженным учебным планам, что позволяет сокращать общие сроки прохождения образовательной траектории. Более 200 вузов имеют в своем составе структурные подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования (для сравнения: в 1994 г. – 44). Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, поступающих в вузы для продолжения образования: в 2001 г. она составила 322 тысячи человек, или 25 % от общего приема в вузы. При этом в 2001 г. 82 % выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучались по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой (в 1995 г. – 76 %). Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в системе непрерывного профессионального образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов проведения совместной образовательной политики в подготовке кадров, в удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа формирует гибкие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей специалистов. Таким образом, среднее профессиональное образование и ранее, и теперь, в условиях социально-экономических преобразований, показало высокую устойчивость, обусловленную традиционной ориентацией на образовательные нужды экономики, значимость в решении важнейших задач образовательно-культурного и экономического развития общества в целом и региональных социумов в частности. Широкое развитие по территории Российской Федерации сети средних специальных учебных заведений обеспечивает, во-первых, доступность образования данного типа для различных слоев и групп населения, а во-вторых, подготовку специалистов по широкому кругу специальностей для экономики каждого региона, что создает необходимые условия для дальнейшей ориентации средних специальных учебных заведений на региональные образовательные потребности. Этому в значительной мере способствует принцип автономности образовательных учреждений, направленных на развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, которая позволяет осуществлять более полную реализацию их возможностей по формированию содержания образования, организации и ресурсному обеспечению образовательного процесса с ориентацией на образовательные потребности и условия функционирования. Все это дает возможность значительного повышения степени использования потенциала среднего профессионального образования, развития всех его функций, усиления роли в развитии общества. Одним из путей решения этой задачи является последовательная ориентация средних специальных учебных заведений на реализацию интересов и запросов местного населения, хозяйственных структур, функционирующих в районах их деятельности. Особенно важным это становится в условиях системных изменений в экономике регионов, формирования региональных рынков труда, во многом локализующих трудовые миграционные процессы. Это тем более необходимо, что среднее профессиональное образование, как уже отмечалось, складывалось в России в виде системы, ориентированной, в первую очередь, на удовлетворение кадровых запросов отраслевых министерств и ведомств, отдельных крупных производств. Прямая региональная направленность на местные потребности была присуща лишь средним специальным учебным заведениям педагогического и медицинского профилей, культуры и искусства, а также – в определенной степени – строительного и сельскохозяйственного профилей. В настоящее время, в связи со всеми указанными обстоятельствами, функционирование сети средних специальных учебных заведений, сложившейся по отраслевому принципу, приходит в противоречие с задачами социально-экономического развития регионов. К тому же в ситуации самостоятельного трудоустройства, осложненной общими социально-экономическими трудностями, выпускники профессиональных учебных заведений ориентируются преимущественно на местные и региональные рынки труда. По данным наших исследований, из-за пределов данного региона (субъекта Российской Федерации) в региональные системы средних специальных учебных заведений поступает на учебу только 10-15 % абитуриентов; приблизительно такое же количество выпускников после окончания учебного заведения выезжает за пределы региона. Совокупность происходящих процессов заставляет образовательные учреждения рассматриваемого типа активно реагировать на изменения в направлении усиления регионального аспекта своей деятельности, поскольку в противном случае они могут потерять и контингент обучаемых, и заказчиков на другие виды своей деятельности. С другой стороны, процессы формирования новых отношений способствуют развитию у органов регионального управления интереса к деятельности системы профессионального образования как активного элемента жизни территориальных комплексов. В немалой степени это связано с тем, что в настоящее время регионам предоставлены большие полномочия во всех сферах жизни. Так, одной из важнейших задач местных органов управления являются обеспечение максимально возможной занятости населения, повышение уровня его жизни, что неизбежно усилит региональную политику относительно расширения числа рабочих мест, роста эффективности производства на основе его технического и технологического обновления, для чего потребуется соответств