Анализ упоминаемости в СМИ Ромир и конкурентов Обзор СМИ за 2 июня 2009 года ОБЪЕКТ КОЛИЧЕСТВО УПОМИНАНИЙ РОМИР 7 БИЗНЕС АНАЛИТИКА 1 КОМКОН 1 TNS 3 IPSOS 1 Оглавление: РОМИР 2Специализированные СМИ 2Общественно-политические СМИ 8^ БИЗНЕС АНАЛИТИКА 10Бизнес СМИ 10КОМКОН 11Специализированные СМИ 11TNS 13Бизнес СМИ 13Специализированные СМИ 15IPSOS 16Общественно-политические СМИ 16 ^ РОМИР Специализированные СМИ 01.06.2009Деловое Поволжье (Волгоград)Вы готовы экономить на своем питании? По данным исследовательской компании «Ромир», 40% россиян в кризис стали экономить на своем питании, заменив дорогие продукты на более дешевые. «ДК», в свою очередь, выяснил, что в рацион красноярских предпринимателей кризис не внес существенных изменений. Большинство опрошенных бизнесменов заявили, что еда — последнее, на чем они станут экономить. Елена Святненко директор Красноярского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Содержимое моей продуктовой корзины не изменилось: фрукты, овощи, молочные продукты, качественное мясо. Не изменилось и место покупки: по вечерам в будни это супермаркет, в выходные стараюсь выбираться на рынок. Качественная еда — это, прежде всего, здоровье. Все траты, связанные с ним, я рассматриваю как инвестиции в себя. Как говорится, было бы здоровье — остальное приложится Валентина Шмидке директор рекламного агентства «Слон» Я сама люблю готовить и могу сказать, что мое меню не изменилось. Кризис кризисом, а побаловать себя вкусненьким хочется всегда. Единственное, мы стали реже ходить в рестораны и кафе. Но я связываю это с наступлением тепла: ресторанные «посиделки» сменились пикниками на природе. Уверена: чем экономить на еде, лучше, например, бросить курить — экономия минимум 500-1000 рублей в месяц. Вадим Востров генеральный директор телекомпании «ТВК» Я не готов экономить на еде. Во-первых, от качества продуктов питания зависит качество жизни в целом. Во-вторых, не вижу необходимости в экономии: доходы позволяют мне не присматриваться к ценникам в магазине. Хотя в начале кризиса я почти перестал бывать в дорогих ресторанах. Но это связано, скорее, с психологическим барьером: кругом упадок и уныние, и «пировать» просто не было оснований. Александр Вигель директор по кинопрокату «Квадро-фильм» С началом кризиса у нас в семье возник позыв «бюджетировать» затраты на питание. Мы даже «поэкономили» пару дней. Но затем все вернулось на «круги своя»: мы никогда не подсчитывали, сколько тратим на продукты питания, и, видимо, не способны сознательно ограничить себя в этом плане. Тем более что у нас семья мясоедов и лакомок, и если за день кто-то не съел кусок мяса, шоколадку, то считает, что день прожит зря. Марина Безфамильная президент «Сибирской ассоциации гостеприимства» Качество еды — это безопасность организма. Я подхожу, в первую очередь, с этой позиции к выбору продуктов питания. Поэтому я могу заменить продукт на аналогичный, если найду его более приемлемым для себя. Цена при этом будет второстепенным фактором. У меня уже выработались определенные привычки, стандарты качества, изменить которые непросто Михаил Булак коммерческий директор компании «Елена-М» Мне нет необходимости экономить на продуктах питания, потому что в этом отношении у меня изначально достаточно скромные запросы. В рестораны и кафе я хожу редко, предпочитаю «столоваться» дома. Мой же домашний рацион сложился уже давно, причем солидную долю в нем занимают продукты «собственного производства» — овощи с семейного дачного участка Дмитрий Степанов управляющий сети «Чемодан» Как ресторатор, замечаю, что люди стали рациональнее подходить к расходам на питание. Скажем, прежние завсегдатаи дорогих ресторанов сейчас перебазировались в заведения попроще — кафе, кофейни. Лично я пока могу позволить себе не экономить на своем питании. Хотя я в принципе не любитель каких-либо гастрономических излишеств, а в последнее время еще и увлекся вегетарианством.^ 01.06.2009 "BFM.Ru"Россияне ищут вторые руки За прошедший год количество покупателей в магазинах формата секонд-хенд выросло. В настоящее время одежду или обувь в них приобретает 11% россиян. Такие данные приводятся в опросе исследовательского центра портала SuperJob.ru, проведенном в мае среди 1800 россиян старше 18 лет. По данным отчета, 2% респондентов делает это часто, а 9% — от случая к случаю. Для сравнения: около года назад их было 1% и 8%, соответственно. В то же время, 74% респондентов никогда не покупали и не собираются приобретать вещи в секонд-хендах. «Респонденты отмечают, что в подобных магазинах им удается найти не только бывшие в употреблении «интересные модели хорошего качества», но и «новые вещи за небольшие деньги»», — говорится в исследовании. Чаще остальных совершать покупки в секонд-хендах предпочитает молодежь до 20 лет (как правило, это студенты), а также респонденты старше 50 лет. Кроме того, среди постоянных клиентов таких магазинов преобладают россияне с ежемесячным заработком от 15 до 35 тысяч рублей. Тенденции к росту количества клиентов явно наблюдаются, но в то же время многие магазины сейчас закрываются, отмечает Ирина Деньгина, коммерческий директор компании «Совес» (оптовый поставщик одежды секонд-хенд и сток). «Небольшие компании в нынешних непростых экономических условиях не могут выжить и прекращают существование в основном из-за того, что не в состоянии оплачивать аренду помещений. Ведь секонд-хенд не позволяет заработать слишком больших денег», — отмечает она. Например, оборот магазина площадью в 16 кв. м составляет в среднем 40–50 тысяч рублей в месяц. Впрочем, некоторым сетям секонд-хенд все же удается договориться о снижения арендной платы. «Порядка 80% наших арендодателей согласились пойти нам навстречу», — рассказал BFM.ru Тимур Алиев, коммерческий директор компании Ist-Wood (занимается оптовой продажей одежды секонд-хенд и сток, владеет сетью «Магазин Секонд Хенд»). В числе прочих антикризисных мер, по его словам, компания практикует сокращение количества точек продаж. «Мы закрыли два нерентабельных магазина. Открытия новых магазинов пока не планируем», — говорит Алиев. Впрочем, на продажах предпринятые Ist-Wood шаги не отразились — они остались на уровне 2008 года. Не уменьшилось и количество клиентов. Розничные цены на товар не повышали, несмотря на то, что закупочные цены только за этот год выросли на 25–30%. «Это связано с курсовыми разницами. Поставщики в этом году закупочных цен не повышали, хотя в прошлом году делали это неоднократно», — отмечает Тимур Алиев. «Закупочные цены не менялись», — подтверждает Ирина Деньгина. По ее словам, в зависимости от качества стоимость так называемого оригинала (неотсортированный товар в мешках по 5–200 кг) составляет от 70 до 700–800 рублей за кг. Кризис хотя и способствовал перераспределению потребительского спроса в сторону товаров более дешевой ценовой категории, но не заставил россиян массово совершать покупки в секонд-хендах, отмечают эксперты. По данным РОМИР, в условиях кризиса почти две трети россиян (61%) готовы сократить расходы на покупку одежды. По этой причине за последние четыре-пять месяцев продажи одежды в России упали на 15–25%, подсчитали эксперты исследовательской компании Discovery Research Group (DRG). «В России не так сильно развита культура секонд-хенда, большей популярностью в нашей стране пользуются дисконтные сети, продающие одежду и обувь. К тому же в последние несколько лет в гипермаркетах наблюдался рост продаж непродовольственных товаров. Происходило это в том числе за счет продаж недорогой одежды», — отмечает аналитик УК «Финнам Менеджмент» Максим Клягин. По его оценкам доля секонд-хенда в общем объеме рынка одежного ритейла не превышает 3–5%. По данным DRG, по итогам 2008 года объем рынка одежды не увеличился по сравнению с 2007 годом и составил 40–41 млрд долларов. Хотя ранее эксперты прогнозировали, что он вырастет до 46–48 млрд долларов, поскольку до кризиса ежегодная динамика этого рынка составляла от 15 до 25%.^ 01.06.2009 Light.Finam.RuПоловина россиян сократили расходы на ремонт Кризис заставляет экономить, в особенности, это касается крупных трат. Половина наших соотечественников сократила расходы на ремонт, а у пятой части россиян такой статьи в бюджете вовсе нет.49% россиян, по данным опроса исследовательского холдинга «Ромир», сократили траты на ремонт. 22% респондентов заявили, что такая статья расходов в их бюджете отсутствует. Не экономят на ремонте лишь четверть наших соотечественников (25%). Сельские жители больше всех экономят на ремонте (60%). Меньше всего сокращалась эта статья расходов в городах-миллионниках (39%) и крупных российских городах (500 тыс.-1 млн чел.) - 38%. Интересно, что в Северо-Западном Федеральном округе и Сибири траты на благоустройство дома урезали порядка двух третей жителей (61 и 58% соответственно), что выше общероссийского показателя. Причем в Северо-Западном федеральном округе доля не экономивших на ремонте составляет 31%, что также несколько превышает общероссийский показатель (25%), в то время как ремонт как статья расхода здесь отсутствует всего лишь у 5% респондентов (в других федеральных округах их доля существенно выше). Расходы на ремонт чаще всего не предусмотрены в бюджете представителей старшей возрастной группы (32%). По данным схожего исследования «Ромира» в 2008 году о покупках товаров для ремонта больше половины респондентов (57%) тратили на обновление интерьера до 26 000 руб., четверть (25%) – от 26 000 до 65 000 руб. и примерно столько же (18%) – 65 000 и более рублей. Интересно, как эти процентные показатели прошлого года соотносятся с данными текущего: если в 2008 году больше половины россиян тратили на ремонт сравнительно небольшую сумму денег, то в 2009-м примерно у той же доли респондентов расходы в этой категории полностью отсутствуют. Напомним, по данным исследования «ГФК-Русь», число тех, кто в этом году собирается делать ремонт у себя в квартире, значительно сократилось. Если в 2007 году доля тех, кто делал ремонт составляла 22%, то в этом году она упала до 18%. Если брать показатели ранее, то косметическим ремонтом занимались 35% опрошенных против 39%. Свое намерение провести ремонт в ближайшие три месяца в прошлом году высказали 17% опрошенных, в то время как в 2007 году этот показатель составлял 29%. В марте 2009 года исследовательский холдинг «Ромир» в рамках Всероссийского омнибуса провел опрос, посвященный сокращению расходов на ремонт. В исследовании приняли участие порядка 1500 человек старше 18 лет из 7 федеральных округов России.^ 01.06.2009 Sales business В магазинах секонд-хенд увеличилось количество клиентов По данным отчета, 2% респондентов делает это часто, а 9% — от случая к случаю. Для сравнения: около года назад их было 1% и 8%, соответственно. За прошедший год количество покупателей в магазинах формата секонд-хенд выросло. В настоящее время одежду или обувь в них приобретает 11% россиян. Такие данные приводятся в опросе исследовательского центра портала SuperJob.ru, проведенном в мае среди 1800 россиян старше 18 лет. По данным отчета, 2% респондентов делает это часто, а 9% - от случая к случаю. Для сравнения: около года назад их было 1% и 8%, соответственно. В то же время, 74% респондентов никогда не покупали и не собираются приобретать вещи в секонд-хендах. "Респонденты отмечают, что в подобных магазинах им удается найти не только бывшие в употреблении "интересные модели хорошего качества", но и "новые вещи за небольшие деньги"", - говорится в исследовании. Чаще остальных совершать покупки в секонд-хендах предпочитает молодежь до 20 лет (как правило, это студенты), а также респонденты старше 50 лет. Кроме того, среди постоянных клиентов таких магазинов преобладают россияне с ежемесячным заработком от 15 до 35 тысяч рублей. Тенденции к росту количества клиентов явно наблюдаются, но в то же время многие магазины сейчас закрываются, отмечает Ирина Деньгина, коммерческий директор компании "Совес" (оптовый поставщик одежды секонд-хенд и сток). "Небольшие компании в нынешних непростых экономических условиях не могут выжить и прекращают существование в основном из-за того, что не в состоянии оплачивать аренду помещений. Ведь секонд-хенд не позволяет заработать слишком больших денег", - отмечает она. Например, оборот магазина площадью в 16 кв. м составляет в среднем 40–50 тысяч рублей в месяц. Впрочем, некоторым сетям секонд-хенд все же удается договориться о снижения арендной платы. "Порядка 80% наших арендодателей согласились пойти нам навстречу", - рассказал BFM.ru Тимур Алиев, коммерческий директор компании Ist-Wood (занимается оптовой продажей одежды секонд-хенд и сток, владеет сетью "Магазин Секонд Хенд"). В числе прочих антикризисных мер, по его словам, компания практикует сокращение количества точек продаж. "Мы закрыли два нерентабельных магазина. Открытия новых магазинов пока не планируем", - говорит Алиев. Впрочем, на продажах предпринятые Ist-Wood шаги не отразились - они остались на уровне 2008 года. Не уменьшилось и количество клиентов. Розничные цены на товар не повышали, несмотря на то, что закупочные цены только за этот год выросли на 25–30%. "Это связано с курсовыми разницами. Поставщики в этом году закупочных цен не повышали, хотя в прошлом году делали это неоднократно", - отмечает Тимур Алиев. "Закупочные цены не менялись", - подтверждает Ирина Деньгина. По ее словам, в зависимости от качества стоимость так называемого оригинала (неотсортированный товар в мешках по 5–200 кг) составляет от 70 до 700–800 рублей за кг. Кризис хотя и способствовал перераспределению потребительского спроса в сторону товаров более дешевой ценовой категории, но не заставил россиян массово совершать покупки в секонд-хендах, отмечают эксперты. По данным РОМИР, в условиях кризиса почти две трети россиян (61%) готовы сократить расходы на покупку одежды. По этой причине за последние четыре-пять месяцев продажи одежды в России упали на 15–25%, подсчитали эксперты исследовательской компании Discovery Research Group (DRG). "В России не так сильно развита культура секонд-хенда, большей популярностью в нашей стране пользуются дисконтные сети, продающие одежду и обувь. К тому же в последние несколько лет в гипермаркетах наблюдался рост продаж непродовольственных товаров. Происходило это в том числе за счет продаж недорогой одежды", - отмечает аналитик УК "Финнам Менеджмент" Максим Клягин. По его оценкам доля секонд-хенда в общем объеме рынка одежного ритейла не превышает 3–5%. По данным DRG, по итогам 2008 года объем рынка одежды не увеличился по сравнению с 2007 годом и составил 40–41 млрд долларов. Хотя ранее эксперты прогнозировали, что он вырастет до 46–48 млрд долларов, поскольку до кризиса ежегодная динамика этого рынка составляла от 15 до 25%.^ 02.06.2009Российская бизнес-газетаНе болтай! Россияне экономят на разговорах, сотовые операторы наказывают их рублем Судя по финансовым результатам за 2008 год, крупнейшие сотовые компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы благополучно пережить нелегкие в финансовом отношении времена. Например, компания МТС - крупнейший сотовый оператор в России, СНГ и Восточной Европе - по итогам 2008 года выручила 10 миллиардов 245 миллионов долларов, что на 24,2 процента больше, чем в 2007 году. Абонентская база компании по данным на конец марта 2009 года достигла рекордного размера - 92,19 миллиона абонентов. Уже в этом году бренд МТС попал в первую сотню самых дорогих брендов мира. Он оценивается сетью Millward Brown в 9,2 миллиарда долларов. Что касается оператора сотовой связи "Билайн" (ОАО "ВымпелКом"), наступающего на пятки лидеру, то его чистая операционная выручка достигла 10 миллиардов 117 миллионов долларов, увеличившись на 41,1 процента по сравнению с 2007 годом. По годовой выручке "ВымпелКом" почти догнал МТС. Неплохо обстоят дела и третьего "богатыря" сотового рынка - компании "Мегафон". По итогам 2008 года, доход компании вырос по сравнению с 2007 годом на 24,8 процента. При этом чистая прибыль выросла на 30,5 процента. Компании, не входящие в "большую" тройку, продолжают гонку на выживание. Первая сеть компании TELE2, основанной в Швеции, в России была запущена в 2003 году. За следующие четыре года компания инвестировала в свои региональные проекты более 1 миллиарда долларов. Сейчас "TELE2 Россия" обслуживает более 10 миллионов абонентов в 17 регионах России. По данным на первый квартал 2009 года, компания "Скай Линк" обслуживает миллион абонентов. В 2008 году она сохранила тепы роста прибыли на уровне 30 процентов в рублевом эквиваленте. Эйфория, однако, улетучилась уже в начале этого года. В первом квартале выручка МТС сократилась в долларах на 24 процента по сравнению с тем же периодом 2008 года, и впервые за много лет компания показала чистый убыток - 57,7 миллиона долларов. В чем причины? Руководство компании считает, что в девальвации рубля. Девальвация рубля стоила "ВымпелКому" 276,6 миллиона долларов убытка, говорится в отчете норвежской Telenor (которой принадлежит крупный паке акций оператора). Основная часть долга "ВымпелКома" номинирована в долларах, только в этом году компании предстоит выплатить кредиторам 1,8 миллиарда. Девальвация - не единственная проблема "ВымпелКома", полагают аналитики. Консолидация Golden Telecom и, возможно, "Евросети" может привести к снижению рентабельности оператора. О том, что операторы "большой тройки" могут повысить тарифы на услуги связи, эксперты предупреждали еще в конце прошлого года. Причем рассматривалось как прямое повышение цен, так и привязка тарифов к доллару. Все три оператора не соглашались с прогнозами аналитиков и продолжали настаивать на том, что индексировать тарифы внутри страны или пересчитывать их в доллары пока не планируется. Но в феврале тарифы резко пошли в гору. Согласно прогнозам экспертов в течение 2009 года тарифы на сотовую связь в России могут подорожать на 90 процентов. Как считает министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, мобильные операторы в таком случае могут потерять своих клиентов. "Очевидно, что операторы существенно не повышают тарифы, опасаясь оттока абонентов. Ведь увеличение может быть неэффективной мерой, в результате реализации которой абоненты станут меньше говорить или перейдут к операторам, предлагающим более низкие цены", - заявил Щеголев, комментируя рост услуг мобильной связи, начавшийся в феврале По словам аналитика "Тройки Диалог" Евгения Голосного, операторы мобильной связи были чересчур оптимистичными в своих прогнозах. Нехватка рыночной статистики и данных от компаний не позволяет провести более глубокий анализ, однако можно предположить, что в первом квартале 2009 года количество минут разговора сократилось на 2-3 процента к уровню четвертого квартала 2008 года. Трудно поверить, что люди, которые лишились работы или потеряли 40-50 процентов своего дохода, сохранят прежний уровень расходов на мобильную связь. С тем, что потребление снизится, согласны и участники рынка. Объем рынка услуг сотовой связи в России в 2009 году снизится на 10,5 процента по сравнению с 2008 годом. Так считает вице-президент по коммерческим вопросам МТС Михаил Герчук. По его оценке, снижение объема рынка связано как со снижением курса рубля к доллару, так и со снижением уровня потребления услуг связи пользователями. Средний доход в расчете на одного абонента в месяц в 2009 году уменьшится до 10 долларов против 12 долларов в прошлом году. Предсказания сбываются. В начале апреля 36 процентов экономически активного населения крупных городов стали экономить на сотовой связи, говорится в исследовании компании "Комкон". С ноября 2008 года числ экономящих на связи респондентов увеличилось в 3,6 раза. По словам представителя "Комкона" Нелли Мамян, это не значит, что в апреле расходы россиян на сотовую связь упали на треть, но отражает осознание необходимости экономии на услуги операторов сотовой связи. Полностью перестали пользоваться мобильной связью только 1 процент респондентов. В России экономят на сотовой связи больше, чем во многих других странах, выяснила компания "Ромир" в рамках всемирного исследования, проведенного Worldwide Independent Network. По данным аналитиков, 3 процентов россиян снизили траты на мобильные разговоры, а всего в мире 31 процент людей стали экономить на услугах сотовой связи. Стремление к экономии есть в массовом сегменте. Абоненты сокращают расходы на дорогие услуги - роуминг, междугородную и международную связь - и стремятся оптимизировать пользование мобильной связью: больше звонят внутри сети, переходят на тарифы с низкой ценой внутрисетевых звонков. Что будет дальше? Эксперты полагают, что число пользователей особо снижаться не будет, но вот потребителей инновационных услуг и дорого контента станет много меньше, процентов 5 от числа абонентов. Остальные будут только говорить по телефону и обмениваться эсэмэсками. Компании сократят свои инновационные проекты. В условиях кризиса они не дадут хороших результатов. Например, внедрение мобильного телевидения обойдется в 10-15 миллионов долларов. А дохода оно будет приносить 10-150 тысяч. Так что прогресс откладывается до лучших времен.^ Общественно-политические СМИ 01.06.2009ЭкспертДеловая конъюнктура Прекратился рост числа зарегистрированных безработных; Покупательная активность населения продолжает затухать Материалы В мае наблюдалось снижение регистрируемой и стабилизация скрытой безработицы Реальные потребительские расходы устойчиво снижаются График 3 Банки, вероятно, недооценивают кредитоспособоность легкой промышленности и переоценивают — химической Данные еженедельного мониторинга рынка труда Минздравсоцразвития зафиксировали в мае позитивную тенденцию — количество зарегистрированных в службах занятости безработных начало плавно снижаться. С 22 апреля, когда был зафиксирован локальный максимум безработных, их число на дату последней регистрации, 20 мая, сократилось на 32,6 тыс. — до 2,25 млн человек. Одновременно затормозился рост разнообразных форм скрытой безработицы. По кругу предприятий, обследуемых МЗСР, число работников, находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое по вине администрации либо занятых неполный рабочий день/неделю, увеличилось с 22 апреля по 20 мая на 169,2 тыс. — до 1,63 млн человек. Для сравнения: за предыдущие три декады этот прирост составил 284,1 тыс. человек. Конечно, в определенной степени разрядка на рынке труда связана с сезонными факторами. Весной традиционно наблюдается расширение предложения труда, в этом году усиленное факторами кризисного характера. Значительное число пенсионеров и домохозяек вынуждены были выйти на рынок труда по экономическим соображениям: численность экономически активного населения в апреле, по данным Росстата, увеличилась на полмиллиона человек. При этом количество занятых в позапрошлом месяце выросло на 300 тыс. — до 67,5 млн человек, а официальная оценка общей безработицы возросла на 200 тыс. — до 7,7 млн человек, или 10,2% экономически активного населения страны. Первые сигналы о возможном переломе ситуации или, по крайней мере, о торможении негативных тенденций на рынке труда, посылает «Барометр «Деловой России» — пул опросных индикаторов на панели ИЭПП. Итоги апрельских опросов зафиксировали сохраняющийся слабый рост баланса ответов (рост-снижение) о занятости на предприятиях-респондентах — до –26 пунктов против –28 пунктов в феврале и –52 пунктов в январе, а вот баланс прогнозных оценок динамики занятости в апреле резко улучшился — до –13 пунктов против –25 в марте. Наиболее интенсивные увольнения в ближайшие месяцы возможны в черной металлургии (баланс ответов о планируемом росте и сокращении занятости составил в мае –37 пунктов), машиностроении (–29 пунктов) и легкой промышленности (–28 пунктов). Абсолютный рост персонала (то есть преобладание намерений увеличить занятость над намерениями ее сократить) возможен только в пищевой промышленности (баланс +16 пунктов). Согласно данным Росстата за апрель, исходя из товарооборота мы потеряли к августовскому максимуму потребления 9,4%. Взятый с ноября темп снижения реальных потребительских расходов на товары оставался примерно на том же уровне следующие полгода, то слегка ускоряясь, то замедляясь, но в среднем балансируя около 16–17% годового снижения. Пока не демонстрирует признаков остановки затухания потребительской активности и соответствующий опросный индикатор, построенный нами на основе исходных данных исследовательского центра РОМИР. Центр предоставил в наше распоряжение индекс SCIF (shopper-centric information flow), рассчитываемый по данным о покупках более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением полмиллиона жителей и более (технология сканирования штрихкодов). Недостатков у этого индекса по сравнению с росстатовским два: он рассчитывается принципиально в текущих ценах, а ряды пока слишком коротки для проведения сезонной коррекции. Преимущество — оперативность: индексы считаются еженедельно. Ну и некоторая отличная от Росстата выборка (в данных РОМИР учитываются товары повседневного спроса), что позволяет, глядя на данные Росстата и индекс РОМИР, видеть более объективную многомерную картинку состояния потребительского рынка. Мы дефлировали индекс РОМИР по динамике потребительских цен и затем воспользовались сезонными факторами, рассчитанными для росстатовкого показателя товарооборота. При всех условностях такой обработки, определенные тенденции, на наш взгляд, видны. Обработанный индекс показывает затухающую динамику потребительских расходов с декабря вплоть до последней недели мая. Падение к новогоднему максимуму достигло уже 17%. Средние темпы падения покупок россиян по индексу РОМИР в текущем году оказываются выше росстатовких и не обнаруживают признаков затухания. В прошлом выпуске обзора мы упоминали, что, по данным майского опроса Лаборатории Сергея Цухло ИЭПП, 31% предприятий оценивали доступность кредита как «нормальную», что существенно выше локального минимума в декабре (17%), но более чем вдвое ниже докризисных оценок. Но это «средняя температура по больнице». Отраслевая разбежка оценок доступности кредита весьма велика и в основном воспроизводит расслоение отраслей по глубине спада и текущей динамике выпуска. Наиболее благоприятны оценки доступности кредита в слегка «всплывших» металлургии и химпроме, а также в практически избежавшей кризисного сброса производства пищевой промышленности. Гораздо более оптимистично, чем банки, расценивают свои возможности кредитоваться также «всплывшие» легпром и леспром. Наименее кредитоспособны, и по мнению банков, и по собственному мнению, главные «погорельцы» — машиностроители и производители строительных материалов.^ 01.06.2009 "ИА "Татар-информ"Нижегородские экологи подвели итоги акции «Сдай ртутную лампу» Экологи подвели первые итоги всероссийской акции «Сдай ртутную лампу». Результаты получены из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода, Мурманска, Апатит, Иркутска, Сургута. Об этом корреспонденту агентства «Татар-информ» сообщил исполнительный директор экологической центра «Дронт» Асхат Каюмов Напомним, что организаторов мероприятия интересовал вопрос: куда и как жители самых разных регионов России могут сдать перегоревшие ртутьсодержащие лампы. Ответ: в большинстве случаев - никуда. Результаты акции стали хорошей иллюстрацией результатам Всероссийского социологического опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» по заказу "Гринпис": 98 процентов всех энергосберегающих ламп, закончивших свой срок службы, оказываются в мусорном контейнере. И только 0,7 процента людей, использующих энергосберегающие лампы, сдают их в специализированные пункты приема. В Нижнем Новгороде местные «зеленые» в течение двух дней пытались найти пункт приема энергосберегающих и обычных ртутных ламп. Следует отметить, что эти отходы относятся к первому классу опасности, поскольку содержат ртуть, тяжелый металл, пары которого отравляют воздух. Поэтому вышедшие из строя лампы требуют правильной утилизации. В ходе акции выяснилось, что немногочисленные организации, принимающие эти отходы, работают только с юридическими лицами. Заключение договора стоит в Нижнем Новгороде от 500 до 1000 рублей. Кроме этого, за утилизацию каждой лампы надо платить примерно от 7 до 9 рублей. Общий вывод, который сделали экологи: ни энергосберегающие лампы, ни обычные ртутные люминесцентные лампы частному лицу сдать некуда. Трудно себе представить, что обычный человек поедет на другой конец города, чтобы за свои деньги (пусть и небольшие) сдать ртутную лампу. С одной стороны, логично, что прием ламп платный – все-таки их утилизация – это сложный процесс, и раз уж купил, неси и расходы («загрязнитель платит»). Но в реальности схема не работает – и лампы эти (и обычные ртутные, и энергосберегающие) люди просто выбрасывают в контейнер. Нижегородцы считают, что ситуацию можно изменить, организовав пункты сбора ртутных ламп у населения в разных районах города. Кроме того, необходимо разработать систему информирования горожан о необходимости грамотной утилизации люминесцентных ламп.^ БИЗНЕС АНАЛИТИКА Бизнес СМИ 02.06.2009КоммерсантЪВладимир Пекарев срывает банк Группа ОСТ может стать совладельцем "Софрино" Основной владелец алкогольной группы ОСТ Владимир Пекарев планирует выкупить 19,5% акций небольшого банка "Софрино", работающего с Московской патриархией, с дисконтом в 40%. Банк понадобился бизнесмену и депутату Госдумы для того, чтобы "продвигать продукцию группы потребителям". Аналитики не исключают, что стоимость подешевевших банков начнет восстанавливаться уже в будущем году. О том, что группа ОСТ покупает 19,5% акций ЗАО "Банк "Софрино"", сообщило агентство Infox.ru со ссылкой на предправления и основного акционера банка Дмитрия Малышева. По его словам, производитель алкоголя примет участие в выкупе допэмиссии акций банка, которую планируется завершить к 1 декабря этого года. Господин Малышев пообещал, что 60-70 млн руб., которые банк намерен получить в результате сделки, пойдут на открытие в Подмосковье 20 дополнительных офисов. Сейчас у "Софрино", партнером которого является управление делами Московской патриархии, всего два филиала, говорится на сайте Центробанка. Вчера в приемной господина Малышева отказались соединить с ним корреспондента "Ъ". Впрочем, на сайте банка размещена информация о назначении гендиректора ОСТ Алексея Мустяцы на руководящий пост в "Софрино" без указания его должности. Господин Мустяца подтвердил, что ОСТ готов стать совладельцем "Софрино". Он не стал раскрывать подробности сделки, посоветовав дождаться официального сообщения, которое контрагенты намерены распространить на этой неделе. Основной акционер группы ОСТ депутат Госдумы Владимир Пекарев сообщил "Ъ", что группа сотрудничала с банком задолго до того, как решила приобрести его акции. Покупка понадобилась, чтобы реализовывать совместные проекты, "связанные с продвижением продукции ОСТа к потребителю", уточнил он, отказавшись раскрыть детали. Аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн предполагает, что речь идет о кредитовании дистрибуторов для бесперебойной поставки продукции ОСТ в розницу и ритейлеров, которые продают продукцию алкогольной группы. ЗАО "Группа предприятий ОСТ" принадлежит 100% ликероводочного завода ООО "ЧЗАП "ОСТ-Алко"", 61,78% ЗАО "ОСТ-Аква" (слабо- и безалкогольные напитки), 51% ОАО "Спиртзавод "Петровский"", 70% ЗАО "ОСТ-Тара", 52% типографии ЗАО "ОСТ-Мастер". Прогноз на 2008 год по всей группе: выручка -- 8,5 млрд руб., EBITDA -- 630 млн руб. Семья господина Пекарева контролирует около 85% ОСТ и договаривается об увеличении своей доли до 100% (см. "Ъ" от 21 мая). Согласно данным "СПАРК-Интерфакса", по 19,9% акций ЗАО "Банк "Софрино"", созданного в 1994 году, принадлежит пяти ООО -- "Мекона-М", "Алемаж", "Элбин-М", "Сиан-М" и "Стек-Т". По данным "Интерфакса-ЦЭА", итоги первого квартала показали, что собственный капитал банка составлял 506 млн руб. Чистые активы банка за тот же период сократились на 20%, до 1,1 млрд руб. По размеру чистых активов банк занимает 613-е место. ОСТ планирует выкупить допэмиссию акций банка "Софрино" в нелучшее для себя время: по данным "^ Бизнес Аналитики", доля ОСТ на водочном рынке сократилась с 4,3% в 2004 году до 2,8% за десять месяцев 2008 года. В январе--апреле 2009 года ликероводочный завод "ОСТ-Алко" в Черноголовке (на его долю приходилось 60% выручки группы), по данным Росстата, произвел всего 135 тыс. дал крепкого алкоголя, или 22% от уровня соответствующего периода 2008 года. Марк Рубинштейн из ИФК "Метрополь" подсчитал, что заявленная покупка 19,5% акций банка "Софрино" соответствует коэффициенту 0,6-0,7 к собственному капиталу банка. Сейчас инвесторы готовы покупать банки именно с 30-40-процентным дисконтом, отмечает аналитик. Впрочем, по его прогнозам, уже в 2010 году сделки по покупке банков будут проходить по коэффициенту 0,8-0,9.^ КОМКОН Специализированные СМИ 02.06.2009Российская бизнес-газетаНе болтай! Россияне экономят на разговорах, сотовые операторы наказывают их рублем Судя по финансовым результатам за 2008 год, крупнейшие сотовые компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы благополучно пережить нелегкие в финансовом отношении времена. Например, компания МТС - крупнейший сотовый оператор в России, СНГ и Восточной Европе - по итогам 2008 года выручила 10 миллиардов 245 миллионов долларов, что на 24,2 процента больше, чем в 2007 году. Абонентская база компании по данным на конец марта 2009 года достигла рекордного размера - 92,19 миллиона абонентов. Уже в этом году бренд МТС попал в первую сотню самых дорогих брендов мира. Он оценивается сетью Millward Brown в 9,2 миллиарда долларов. Что касается оператора сотовой связи "Билайн" (ОАО "ВымпелКом"), наступающего на пятки лидеру, то его чистая операционная выручка достигла 10 миллиардов 117 миллионов долларов, увеличившись на 41,1 процента по сравнению с 2007 годом. По годовой выручке "ВымпелКом" почти догнал МТС. Неплохо обстоят дела и третьего "богатыря" сотового рынка - компании "Мегафон". По итогам 2008 года, доход компании вырос по сравнению с 2007 годом на 24,8 процента. При этом чистая прибыль выросла на 30,5 процента. Компании, не входящие в "большую" тройку, продолжают гонку на выживание. Первая сеть компании TELE2, основанной в Швеции, в России была запущена в 2003 году. За следующие четыре года компания инвестировала в свои региональные п