Реферат по предмету "Разное"


Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) Социология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)Социология Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление (я) подготовки: 05100 Педагогическое образование Профиль (и): «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»; «Музыкальное образование» Форма обучения: очная Кафедра: философии ФИО разработчика (-ов): Никишин С.В. Трудоемкость дисциплины (модуля) «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» - 2 ЗЕТ ; «Музыкальное образование» - 2 ЗЕТ Количество часов: 72 + зачёт. В.т.ч. «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» - аудиторных 28 (14 л., 14 практ.)+ зачёт , внеаудиторных 44 ; «Музыкальное образование» - аудиторных 32 (16 л., 16 практ.), внеаудиторных 40. Форма (ы) отчетности: зачетг. Воронеж, 2011 г. ^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Целями освоения дисциплины (модуля) социологии являются: 1. дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования системы общественных отношений, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; 2. научить студентов анализу различных научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы – применительно к исследованию исторической и современной общественной ситуации; 3. способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:Общекультурные: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).Общепрофессиональные: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);в области педагогической деятельности: Профессиональные: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11); решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)^ Тема 1. Социология как наука: предмет, функции и общественная значимость. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория “социального” в предметной области социологии. Основные методологические направления и школы в социологии. Методы социологической науки. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие методы в социологическом исследовании. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование. Общественное мнение как один из регуляторов социально-политических процес­сов в современной России.Тема 2. ^ Становление и основные этапы исторического развития социологической мысли Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О. Конт - родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно-исторического метода у Конта. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития. Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факторы. Теория общественного разделения труда. Социология М. Вебера. Концепция “социального действия”. Теория “рационализации”. Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Основные этапы и направления развития социологии в США.^ Тема 3. Общество как целостная система Понятие об обществе как системном образовании. Основные признаки общества. Типология обществ. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы. Особенности и проблемы развития российского общества.^ Тема 4. Социальные общности и группы. Социальные изменения. Социальная общность: по­нятие, разновидности, характерные черты. Социальные группы как основная форма социальных общностей. Виды социальных групп. Этнические общности. Основные этапы формирования рус­ской нации и ее характерные черты. Социальные изменения: понятие и общая характеристика. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.Тема 5. Культура как общественное явление Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Культурные уни­версалии. Понятие и виды субкультур. Основные социокультурные типы. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функ­ции и задачи культуры.Тема 6. Личность в системе социальных отношений Понятие личности. Личность как субъект общественных от­ношений. Взаимоотношения личности и общества. Соотношение понятий «личность», «человек», «индивид». Ролевые теории лич­ности. Социальный статус личности. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации и основные критерии их выделения. «Отклоняющееся» поведение личности как социоло­гическая проблема.^ Тема 7. Социальная стратификация и общественная иерархия. Понятие социальной структуры и стратификации. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: “социальный класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта), “социальный статус”. Многообразие моделей стратификации. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальная стратификация и социальная мобильность в со­временном российском обществе.^ Тема 8. Социальные институты и социальные организации. Понятие «социальный институт». Институционализация об­щественной жизни. Виды и функции социальных институтов. Ос­новные черты социальной организации. Формальные и нефор­мальные организации. Бюрократия как социальное явление. Мар­ксистское учение о государстве как социальной организации клас­сово-антагонистического общества. Государство: общая характе­ристика с позиций социологии. Гражданское общество: проблемы формирования, основные элементы и черты.Тема 9. ^ Социальные движения: классовая борьба. Общественная сущность масс-культуры. Массовые и соци­альные движения: понятие, генезис и сравнительная характеристи­ка. Цели, ценности, регулятивные нормы, лидеры и виды деятель­ности массовых и социальных движений. Основные типы массовых и социальных движений. Социальная база и среда поддержки мас­совых и социальных движений. Институционализация массовых и социальных движений. Основные условия и внешние факторы, влияющие на активность и деятельность массовых и социальных движений. Тема 10. ^ Социальный контроль и девиации в общественной жизни Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе.^ Тема 11. Формирование мировой социокультурной системы. Место России в мировом сообществе Глобализация социальных и культурных процессов как со­циологическое понятие. Общепланетарное единство современного человечества как принципиально новая суперсистема. Феномен социальной глобализации в концепциях «постиндустриального общества» и «технотронной эры». Информатизация общества как предпосылка для глобализации человеческого взаимодействия. Глобализация процессов в современном мире и глобальные проблемы современности: аспекты взаимосвязи. Современная нау­ка и глобальное моделирование. Основные исследования Римского клуба. Россия в условиях переходного периода: социальная харак­теристика. Динамика и результаты реформ в социальной и куль­турной сферах. Проблемы ценностной переориентации российско­го общества. Угроза «вестернизации» отечественной культуры как социальная проблема.^ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При преподавании социологии используются следующие образовательные технологии: Классические методы преподаваня: лекции и анализ материала на семинарских занятий. Совместное проведение социологических экспресс-исследований. Анализ мультимедийных материалов как социологических источников. Тестирование для текущего контроля фактического материала.^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Основная литература Асочаков Ю.В., Бороноев А.О. , Василькова О.В. / Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, О.В. Василькова. – М.: Проспект, 2010. – 352 с. Горелов А.А., Социология.(учебник)/ А.А. Горелов - М.: Изд. Эксми, 2006. – 496 с. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 223 c. Рысь Ю.И. Социология: учебник / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. - 3-изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 517 c. . Шаленко В.Н. Социология: учебник / В.Н. Шаленко. - М.: Проект, 2003. - 224 c. - (f - факультет). Дополнительная литература1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 c. - (Gaudeamus).2. Волков Ю.Г., Социология / Ю.Г.Волков, под общей редакцией докт. фил. Наук, проф. В.И.Добренькова. Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 572с. (Высшее образование)5. Гольцова Н.В. Педагогическая социология: Учебное пособие для вузов / Н.В. Гольцова - М.: Академический Проект, 2006 – 224 с. («Gaudeamus»).6. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности: монография / Ю.И.Гиллер – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2006 – 224 с. 7. Гулиев М.А. Социология и психология управления: учебное пособие / М.А. Гулиев, С.И. Самыгин, С.Н. Епифанцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 409 c.8. Колесникова Г.И.. Кабарухина И.А. Мирошниченко В.Н. Социология и психология семьи / Г.И.Колесникова, И.А.Кабарухина, В.Н.Мирошниченко. -. Ростов н/Д : Феникс, 2007 – 508 с. (Высшее образование).9. Кравченко А.И. Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко, . Анурин В.Ф. , СПб: Питер, 2006, - 432с. (Серия «Учебник для вузов»).10. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов / А.И. Кравченко. - М., Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2002. - 736 c. - (Gaudeamus).11. Лоусон Т. Социология. А - Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 c.10. Матецкая А.В. Самыгин С.В. Социология культуры: учебное пособие / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 317 с. (Высшее образование).11. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник / Р.Г. Мумладзе. - М.: КНОРУС, 2007. - 328 c.13. Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин / В.Г.Немировский. – М.: Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005, - 318 с. 14. Никишин С.В. Социология: курс лекция/ С.В. Никишин. – Воронеж: «Возрождение», 2008. – 20 с. 15. Солодников В.В. Социология социально дезадаптированной семьи – СПб : Директ, - 2007 – 348с.: ил. – (Серия детскому психологу).16. Социология: хрестоматия / сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2003. - 524 c.17. Социология семьи. Учебник (под ред. проф. А.И. Антонова) – 2-е изд.переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА – М, 2005 – 640 с. (Классический университетский учебник).18. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 c. - (Мир энциклопедий).19. Цыганков А.П. Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий; Учебное пособие для студентов вузов / А.П.Цыганков; П.А. Цыганков. – М.: Аспект Пресс, 2006 – 238 с.20. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие / Е.М. Черняк. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003.-238 c.21. Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исследования / Ф.Э. Шереги. - СПб.: Алетейя, 2002. - 447 c.22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности / В.А.Ядов – 3-е изд. исправленное. - М.: Омега – Л, 2007, - 567 с. (Университетский учебник). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:- A Sociology Timeline from 1600 by Ed Stephan (Хронологическая таблица по истории социологии с 1600 г. Эда Стефена) [интернет ресурс] http://www.ac.wwu.edu/~stephan/timeline.html http://www.ac.wwu.edu/~stephan/calendar.html- Хронологическая таблица по истории социологии, редактируемая и поддерживаемая новозеландским социологом Эдом Стефеном, представляет собой исключительно ценный гипертекстовый сетевой ресурс для исследователей, преподавателей и студентов, изучающих историю социологии и социологическую теорию. Входы таблицы (пока не все) снабжены гиперссылками на справочные материалы, относящиеся к выдающимся и менее известным представителям социологической мысли с 1600 по 1995 г.- http://www.ispr.ru [интернет ресурс] Сайт Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН). Особый интерес представляет раздел "Социологические исследования", содержащий итоги проектов: "Как живешь, Россия? / Десять лет и два года", "10 лет российских реформ глазами россиян", "Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?- Soziologie in Deutschland [интернет ресурс]http://www.ifs.tu-darmstadt.de/rs/sozfoli.htm Ресурс содержит информацию, связанную с социологической научной деятельностью в Германии на 1996 год. Информация представлена немецким профессором Rudi Schmiede . Здесь можно найти сведения о: немецких социологических обществах,таких как BDS и DGS, GESISРусскоязычная база интернет-ресурсов по социологии Социология в сети [интернет ресурс] http://www.machaon.ru/links/socio.html Русскоязычная база интернет-ресурсов по социологии Социология в сети представляет собой тематически сгруппированные ссылки на различные виды интернет-ресурсов по социологии и смежным дисциплинам. Среди ресурсов представлены ссылки на профессиональные ассоциации и их отделения, факультеты социологии российских и зарубежных вузов, организации (фонды, библиотеки и т.п.- Социологический форум [интернет ресурс] http://www.sociology.ru/forum/ Международный электронный журнал "Социологический форум" издается Международным центром социологического образования и Институтом социологии РАН, является полноправным членом Международного консорциума альтернативных академических публикаций. Выходит один раз в три месяца. Основная задача - способствовать свободной коммуникации ученых, публиковать новые результаты социологии и смежных общественных наук.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.