Выполнила работу ученица 10-ого класса Морозова Ксения Владимировна ФИО учителя – Горчакова Ирина Владимировна МОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь – Хрустальный район, Владимирская область Анализ стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил..» (с точки зрения движение временных форм глагола). Моб. телефон: 89100950568 e-mail: krok1919@yandex.ruОсновой литературного произведения является непосредственное изображение человеческих движений как таковых – поступков, жестов, волеизлияний - словом, различных движений, в том числе и движений внутренних, психологических, которые передаются различными глагольными формами. А.Н. Толстой говорил о «глагольности» литературной речи: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка… В художественной речи главное – это глагол. Всегда нужно прежде всего искать и находить глагол».1 Художник слова создаёт вполне предметный и живой образ. Это достигается именно тем, что изображается цепь разного рода движений – в том числе движений внутренних, субъективных, которые словесный образ передаёт с наибольшей силой и ясностью. А мы (читатели) постепенно, по мере чтения литературного произведения, восприятия составляющих его фраз, представляем себе последовательный ряд человеческих действий, движений – внешних и внутренних. Эта цепь движений постепенно создаёт в нашем воображении характер. Попробуем рассмотреть использование Пушкиным в стихотворении «…Вновь я посетил…» различных глагольных форм и их эквивалентов, которые образуют своеобразные временные изломы. Стихотворение «..Вновь я посетил…» было написано 28 сентября 1835 года в Михайловском, и посвящено оно воспоминаниям об этом селе, где поэт находился в ссылке в 1820-ых годах. Поэт строит произведение на элементах своей биографии. Усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское рисуются Пушкиным отдельными штрихами, но, объединяясь, они создают цельный, выразительный образ, хранящий близкие и дорогие сердцу поэта воспоминания. Внутренняя тема этого стихотворения – связь между прошлым, настоящим и будущим, осмысляющая протекание времени и своеобразный анализ очередного жизненного этапа - раскрыть которую поэту помогают различные временные формы глагола и их эквиваленты, так как каждая фраза, ядром которой является глагол движения, ставит перед читателем определённое душевное движение. В данном стихотворении открывается возможность использовать эмоциональные эффекты, которые создаются с помощью помещения тесно связанных по смыслу предложений в разные временные плоскости. Вследствие этого создаётся впечатление, что лирический герой как бы «меняет» обстановку и план повествования в процессе течения речи–мысли. Но, с другой стороны, предложения, поставленные рядом, но проецируемые в совершенно разные временные плоскости, не двигают «действие» в собственном смысле, а лишь рисуют клочки разнородные действий, которые пересеклись и остановились в одном миге. У Пушкина в это единство замкнутого мгновения включены эмоционально подобранные ряды воспринятых движений и ощущений, из которых одни предстают перед нами как осуществившиеся в промельке мига, а другие - как сопровождающие это течение. При этом сам застывший миг рисуется и как воспроизводимый – в прошлом, и как «остановленный» в момент его течения. На наших глазах происходит не «развёртывание» действия, а своеобразное наложение одного восприятия на другое. 1 Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984. В стихотворении нельзя определить чётких границ использования поэтом глагольных форм настоящего и прошедшего времени. Мы видим непрерывные переходы во времени, своеобразные временные изломы – от сиюминутного к давно прошедшему и обратно, и, наконец, к будущему (последняя часть произведения). Все эти своеобразия временных переходов, которыми обусловлена острота восприятия эмоциональной окраски предложений, ярко прослеживается в данном стихотворении поэта: …Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор – и многоПеременилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону,Переменился я – но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах.Вот1 опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет – уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых, Ни кропотливого её дозора.^ Вот2 холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим – и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды^ Плывёт рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогимРассеяны деревни – там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре… ___________________________________1 Частица «вот» в данном случае указывает на действие, «протекающее» в настоящем.2 То же.На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны^ Стоят – одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дорогеТеперь поехал я, и пред собою^ Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху, шорох – Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо)^ Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья, кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдалиСтоит угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Из приведённого отрывка видно, что глагольные формы прошедшего времени рождают в воображении читателя представление о действиях героя – уже, по всей видимости, завершённых и исчезнувших. Перед нами вырисовывается повесть о миге, ушедшем в вечность. Эмоциональный тон обозначен как вполне отстоявшийся и успокоившийся. Задача таких форм – вызывать ощущение устойчивости эмоционального фона и, следовательно, пережитости остроты душевных волнений. Но в контраст с создаваемой движением этих форм эпичности тона – эмоции вдруг занимают весь поток воспоминаний, и герой мысленно переносится в центр событий, освещая их изнутри - как бы в момент бега – скачущими указаниями на эмоционально окрашенные детали. Этот перебой осуществляется при помощи использования форм настоящего времени и их эквивалентов. Глагольные формы с собственным значением настоящего времени «бегут», перенося весь план «рассказа» к моменту совершающегося действия. Эмоциональное содержание действий, которое раскрывается с точки зрения героя как участника событий, в кругу его тогдашних чаяний и эмоций, позволяет Пушкину использовать в последней части стихотворения глагольные формы будущего времени, в которой поэт обращается к будущему поколению, которое придёт по законам движения жизни: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я^ Увижу твой могучий, поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук^ Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон,Пройдёт он мимо нас во мраке ночи И обо мне вспомянет. Они (как видно из отрывка) обозначают глагольное действие на его стремительной завершённости, отмечая лишь идею желаемого результата, и освещаются вспышками сопутствовавших их восприятию душевных переживаний героя. Итак, временные изломы, которые Пушкин удачно использует в своём стихотворении, не только литературный приём, но и стремление к использованию перемены тона для создания напряжённой особой психологической обстановки, через которую поэт выражает мысль о быстротечности времени. По всей видимости, такие перемены во времени – своеобразный душевный отклик Пушкина на описываемое событие. Список использованной и цитированной литературы.1. Источники. 1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М., 1997.2. Теоретическая литература. 1. КожиновВ.В. Основные виды, роды и жанры литературы. – М., 1964. 2. Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984.3. Научно – критическая литература. 1. Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1995. 2. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.