Реферат по предмету "Разное"


Анализ стихотворения А. С. Пушкина …Вновь я посетил

Выполнила работу ученица 10-ого класса Морозова Ксения Владимировна ФИО учителя – Горчакова Ирина Владимировна МОУ Краснооктябрьская СОШ Гусь – Хрустальный район, Владимирская область Анализ стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я посетил..» (с точки зрения движение временных форм глагола). Моб. телефон: 89100950568 e-mail: krok1919@yandex.ruОсновой литературного произведения является непосредственное изображение человеческих движений как таковых – поступков, жестов, волеизлияний - словом, различных движений, в том числе и движений внутренних, психологических, которые передаются различными глагольными формами. А.Н. Толстой говорил о «глагольности» литературной речи: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка… В художественной речи главное – это глагол. Всегда нужно прежде всего искать и находить глагол».1 Художник слова создаёт вполне предметный и живой образ. Это достигается именно тем, что изображается цепь разного рода движений – в том числе движений внутренних, субъективных, которые словесный образ передаёт с наибольшей силой и ясностью. А мы (читатели) постепенно, по мере чтения литературного произведения, восприятия составляющих его фраз, представляем себе последовательный ряд человеческих действий, движений – внешних и внутренних. Эта цепь движений постепенно создаёт в нашем воображении характер. Попробуем рассмотреть использование Пушкиным в стихотворении «…Вновь я посетил…» различных глагольных форм и их эквивалентов, которые образуют своеобразные временные изломы. Стихотворение «..Вновь я посетил…» было написано 28 сентября 1835 года в Михайловском, и посвящено оно воспоминаниям об этом селе, где поэт находился в ссылке в 1820-ых годах. Поэт строит произведение на элементах своей биографии. Усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское рисуются Пушкиным отдельными штрихами, но, объединяясь, они создают цельный, выразительный образ, хранящий близкие и дорогие сердцу поэта воспоминания. Внутренняя тема этого стихотворения – связь между прошлым, настоящим и будущим, осмысляющая протекание времени и своеобразный анализ очередного жизненного этапа - раскрыть которую поэту помогают различные временные формы глагола и их эквиваленты, так как каждая фраза, ядром которой является глагол движения, ставит перед читателем определённое душевное движение. В данном стихотворении открывается возможность использовать эмоциональные эффекты, которые создаются с помощью помещения тесно связанных по смыслу предложений в разные временные плоскости. Вследствие этого создаётся впечатление, что лирический герой как бы «меняет» обстановку и план повествования в процессе течения речи–мысли. Но, с другой стороны, предложения, поставленные рядом, но проецируемые в совершенно разные временные плоскости, не двигают «действие» в собственном смысле, а лишь рисуют клочки разнородные действий, которые пересеклись и остановились в одном миге. У Пушкина в это единство замкнутого мгновения включены эмоционально подобранные ряды воспринятых движений и ощущений, из которых одни предстают перед нами как осуществившиеся в промельке мига, а другие - как сопровождающие это течение. При этом сам застывший миг рисуется и как воспроизводимый – в прошлом, и как «остановленный» в момент его течения. На наших глазах происходит не «развёртывание» действия, а своеобразное наложение одного восприятия на другое. 1 Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984. В стихотворении нельзя определить чётких границ использования поэтом глагольных форм настоящего и прошедшего времени. Мы видим непрерывные переходы во времени, своеобразные временные изломы – от сиюминутного к давно прошедшему и обратно, и, наконец, к будущему (последняя часть произведения). Все эти своеобразия временных переходов, которыми обусловлена острота восприятия эмоциональной окраски предложений, ярко прослеживается в данном стихотворении поэта: …Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор – и многоПеременилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону,Переменился я – но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах.Вот1 опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет – уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых, Ни кропотливого её дозора.^ Вот2 холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим – и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны… Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды^ Плывёт рыбак и тянет за собою Убогий невод. По брегам отлогимРассеяны деревни – там за нимиСкривилась мельница, насилу крыльяВорочая при ветре… ___________________________________1 Частица «вот» в данном случае указывает на действие, «протекающее» в настоящем.2 То же.На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны^ Стоят – одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дорогеТеперь поехал я, и пред собою^ Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху, шорох – Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо)^ Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья, кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдалиСтоит угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Из приведённого отрывка видно, что глагольные формы прошедшего времени рождают в воображении читателя представление о действиях героя – уже, по всей видимости, завершённых и исчезнувших. Перед нами вырисовывается повесть о миге, ушедшем в вечность. Эмоциональный тон обозначен как вполне отстоявшийся и успокоившийся. Задача таких форм – вызывать ощущение устойчивости эмоционального фона и, следовательно, пережитости остроты душевных волнений. Но в контраст с создаваемой движением этих форм эпичности тона – эмоции вдруг занимают весь поток воспоминаний, и герой мысленно переносится в центр событий, освещая их изнутри - как бы в момент бега – скачущими указаниями на эмоционально окрашенные детали. Этот перебой осуществляется при помощи использования форм настоящего времени и их эквивалентов. Глагольные формы с собственным значением настоящего времени «бегут», перенося весь план «рассказа» к моменту совершающегося действия. Эмоциональное содержание действий, которое раскрывается с точки зрения героя как участника событий, в кругу его тогдашних чаяний и эмоций, позволяет Пушкину использовать в последней части стихотворения глагольные формы будущего времени, в которой поэт обращается к будущему поколению, которое придёт по законам движения жизни: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я^ Увижу твой могучий, поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук^ Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон,Пройдёт он мимо нас во мраке ночи И обо мне вспомянет. Они (как видно из отрывка) обозначают глагольное действие на его стремительной завершённости, отмечая лишь идею желаемого результата, и освещаются вспышками сопутствовавших их восприятию душевных переживаний героя. Итак, временные изломы, которые Пушкин удачно использует в своём стихотворении, не только литературный приём, но и стремление к использованию перемены тона для создания напряжённой особой психологической обстановки, через которую поэт выражает мысль о быстротечности времени. По всей видимости, такие перемены во времени – своеобразный душевный отклик Пушкина на описываемое событие. Список использованной и цитированной литературы.1. Источники. 1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М., 1997.2. Теоретическая литература. 1. КожиновВ.В. Основные виды, роды и жанры литературы. – М., 1964. 2. Толстой А.Н. О литературе и искусстве. – М., 1984.3. Научно – критическая литература. 1. Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1995. 2. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фармакокинетические факторы в анестезиологии
Реферат "органи державної безпеки СРСР І релегійні об’єднання в україні під час великої вітчизняної війни"
Реферат ЧЕЛОВЕК, КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Реферат Организация управления на предприятии
Реферат Применение современных средств вычислительной техники на примере ОАО "Сахалинский аэропорт Оха"
Реферат Средства массовой информации
Реферат Основы кулинарии 2
Реферат Дно жизни трагический образ пьесы Горького На дне
Реферат Основные мотивы лирики в творчестве А. А. Фета
Реферат Мировой экономический кризис 1929-1933 годов
Реферат Students Should Be Given More Choice As To What They Study
Реферат Трансформаційні процеси у військовій організації та національна ментальність
Реферат Расчет устройства для измерения параметров реле
Реферат Формирования затрат и их контроля в управленческом учете
Реферат Акустическое оформление громкоговорителей и требования предъявляемые к ним