Антология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 960 с. ISBN 985-13-0103-5. «Антология мировой философии» — уникальное издание, в котором собраны воистину жемчужины философской мысли античных мыслителей' писателей, поэтов, ученых и государственных деятелей. ЧАСТЬ I ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ ГОМЕР И ГЕСИОД В Древней Греции предфилософская мифология нашла свое выражение главным образом в эпических произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея» и особенно Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) — «Труды и дни» и «Происхождение богов». Об (Kiioiux жи'пш д|кminx греков, об ихрелиги-шных и iipuiuTiu-niiiiix 111>сдставлениях мы узнаем из литератур!илх памятников, из коих гомеровские И ггс'нодоиские сланные. Первые изображают героический но определению Гесиода век — четвертый, а вторые — пятый век людей, век железный. Точка зрения этих двух философов различная: у Гесиода более обыденная; но понимание нравственных вопросов одно и то же. Подобно тому как в «Теогонии» Гесиода можно видеть некоторую реакцию против антропоморфизма Гомера, точно так в его «Трудах и днях» заметна реакция поселянина и мирного гражданина против воинственных стремлений гомеровских героев. И «житейском» понимании мифы — это античные старинные сказания о сотворении мира и чело-иска, а также расч'камы о деяниях древних богов и героев — ионтпчсс'киеи причудливые. Однако сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов различных народов мира позволило установить, что мифы — это не просто сумма или даже система «наивных» рассказов древних. Круг тем, сюжетов, охватываемых ими, — вопросы происхождения мира, человека, тайны рождения и смерти и др. — затрагивает широчайшие, буквально «глобальные» проблемы мироздания. г В отличие от мифов, легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») — фольклорные произведения, объединенные наличием элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное. Легенды менее сакральны. В них описываются события более поздние, нежели в мифах, — события, происходившие на границе исторического и мифологического времени или в историческое время. История человечества буквально «закодирована» в мифах. Чтобы понять ее, необходимо посмотреть на события и героев мифов сквозь призму жизненных реалий. И тогда откроется любопытная вещь: боги существенно отличаются от людей бессмертием. Бессмертные боги едят амброзию и запивают ее нектаром. Гомер в «Илиаде» недвусмысленно говорит, что морская богиня Фетида, умащивая тело погибшего Патрокла* божественным нектаром, таким образом сберегает его труп от тления. Согласно ее замыслу «тело его невредимо и даже прекраснее будет». «Так говорила и дух дерзновеннейший сыну вдохнула, другу ж его и амброзию в ноздри, и нектар багряный тихо вливала: тело его да невредимым будет!» Поясним еще, что Фетида — мать Ахилла. Теперь становится понятным, что поступок Фетиды должен расцениваться как незаурядный даже для обитателей Олимпа. Ведь амброзия и нектар предназначались только богам. Когда же пищу богов давали живым людям, то она служила лекарством против смертельных ран, душевных расстройств и старческой немощи. В той же бессмертной поэме Гомера Бог Богов, громовержец Зевс поручает Афине (богине мудрости и справедливой войны) помочь Ахиллу, придать ему бодрости накануне близкой битвы: «Шествуй, Афина! Нектаром светлым с амброзией сладкой грудь ороси Ахиллу, да немощи он не поддастся». Все живое на Земле не бессмертно. И, может быть, В греческой мифологии Патрокл — друг Ахилла, прославленный герой, погибший у стен Трои. именно поэтому тема бессмертия всегда волновала умы людей. Из глубокой древности до нас дошло немало мифов и легенд о бессмертных богах, о различных источниках вечной жизни и о людях, достигших вожделенной цели — физического бессмертия. Мысль о том, что божественная справедливость может простираться и за пределы земной жизни, была первоначально чужда грекам, по всей вероятности, потому, что сама идея бессмертия не была достаточно определенной (представлений о личном бессмертии нет ни у Гомера, ни у Гесиода).ГОМЕР Гомер — легендарный древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписы-нается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера соперничали семь городов. Легендарный образ Гомера породил в науке гомеровский вопрос, который из проблемы авторства трансформировался в совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Отрывки из Гомера приводятся в переводе В. В. Вересаева по изданиям: Илиада. М.; Л., 1949; Одиссея. М., 1953-Пидборфрагмптж iii.ii и JiJiiieii A H. Чанышевьш.^ Сон-усллдктель немедля владычице Гере ответил: «Дочь великого Крона, богиня почтенная Гера! Всякого бога другого средь всех небожителей вечных Я бы легко усыпил; и теченья реки Океана Я усыпил бы, — его, от которого все происходит. К Зевсу ж Крониону я ни за что подойти не посмел бы.(«Илиада» XIV 242—247)89Я отправляюсь взглянуть на границы земли многодарной, Предка богов Океана проведать и матерь Тефию...(«Илиада» XIV 200—201).... Евринома, — Дочь Океана, в себя же текущегокругообразно. («Илиада» XVIII398—399)*'уЯркое солнце, покинув прекрасный залив, поднялося- На многомедное небо, чтоб свет свой на тучную землю vЛить для бессмертных богов и людей, порожденных длясмерти. («Одиссея» III1 —3)Либо, схвативши, швырну я ослушника в сумрачный Тартар, Очень далеко, где есть под землей глубочайшая бездна, Где из железа ворота, порог же высокий из меди, — Вниз от Аида, насколько земля от небесного свода.(«Илиада» VIII13—16)Арчь кознодея Атланта, которому ведомы бездны Моря всего и который надзор за столбами имеет: •• ^ Между землею и небом стоят они, их раздвигая.(«Одиссея» 152—54)Так меж собой они бились, и гром возносился железный Через пространства эфира бесплодного к медному небу.(«Илиада» VIII13—16)... Бессмертная кровь у богини, — Влага, которая в жилах течет у богов всеблаженных: Хлеба они не едят, не вкушают вина, потому-то Крови и нет в них, и люди бессмертными их называют.(«Илиада» V339—342)Сходны судьбой поколенья людей с поколеньями листьев: Листья — одни по земле рассеваются ветром, другие Зеленью снова леса одевают с пришедшей весною. Так же и люди: одни нарождаются, гибнут другие.(«Илиада» VI146-149)10Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, Здесь, на нашей земле, человек, наиболее жалок.(«Одиссея» XVIII130—131) О, да погибнет вражда средь богов и средь смертных, и с нею Гнев да погибнет, который и мудрых в неистовство вводит1.(«Илиада» XVIII107—108) — Не утешай меня в том, что я мертв, Одиссейблагородный'.Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать.(«Одиссея» XI488^90)К.ыл родитель Зевес золотые весы и на чашки к 1>/«'ШЛ tffti жребия смерти, несущей страдания людям, — гдГекнмри щтбнЛ один, а другой Ахиллеса Пелида. J\ fl.«M в середине и iwthuM. И Гекторов жребий поникнул, — -;'дКниз, к Аиду, пошел. Аиолл он от него удалился. ?)К сыну ж Пелея Афина пришла... /•>(«Илиада» XXII209-214)*Но и богам невозможно от смерти, для всех неизбежной, • • Даже и милого мужа спасти, если гибельный жребий % Скорбь доставляющей смерти, того человека постигнет. •",(«Одиссея» Ш 236—23&kГЕСИОД Гесиод — один из древнейших греческих поэтов, представитель дидактического эпоса, жил около времени I Олимпиады. По одним свидетельствам, был современником и даже предшественником Гомера (Геродот, Эфор, Филострат и др.), по другим, особенно по воззрениям александровских грамматиков, основывавших свои доводы на данных мифа и языка, считался жившим после Гомера (Посидоний, 11 Эратосфен, Аристарх). Родиной поэта была беотий-ская деревня Аскра, куда отец Гесиода переселился из Эолийской Кимы. Умер Гесиод, по преданию, насильственной смертью. Останки его были погребены в Навпакте (Локрида), а позднее перенесены в Орхомен. В древности ходило множество произведений, авторство которых приписывалось Гесиоду, но подлинность большинства из них была отвергаема уже греческими учеными. С большим или меньшим единодушием присваивалась Гесиоду только поэма «Труды и дни» (828 стихов), представляющая собой древнейший и знаменитейший образец греческой дидактической поэзии и относящаяся к концу VIII в. до н. э. Значительная часть наставлений, наполняющих поэму, вызвана ссорою Гесиода с братом Персом из-за наследства, при разделе которого Перс, благодаря подкупу, получил большую долю, после чего затеял процесс в расчете отнять у брата и остальную часть отцовского достояния. По этому поводу Гесиод обращается к брату с увещаниями, убеждая его покончить распрю и искать себе богатства не путем сутяжничества, а честным трудом. Прежде всего поэт призывает брата к справедливости и трудолюбию (1—380); затем дает наставления хозяйственного характера, руководствуясь порядком времен года: как обрабатывать землю (осень), как вести домашние работы (зима), как ухаживать за виноградником (весна) и как собирать хлеб (лето). К этой части относятся также правила, касающиеся мореплавания, отрывочные советы относительно вступления в брак и о том, как жить с соседями и каких действий, соединенных с дурными приметами, избегать (381—764). В заключение дается перечень дней месяца, счастливых и несчастливых (эта часть отвечает второй половине заглавия поэмы), с указанием того, какие дела в какой день можно совершать, какие нельзя. Отрывки из Гесиода приводятся в переводе В. В. Вересаева по изданию «Эллинские поэты». 12 М., 1963- Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чаны-шевым.Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню! Славьте священное племя богов, существующих вечно, — Тех, кто на свет родился от Земли и от звездного Неба, Тех, кто от сумрачной Ночи, и тех, кого Море вскормило. Все расскажите, — как боги, как наша земля зародилась, Как беспредельное море явилося шумное, реки, Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами; Кто из бессмертных подателей благ от чего зародился, Как поделили богатства и почести между собою, Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом. С самого это начала вы все расскажите мне, Музы, И сообщите при этом, что прежде всего зародилось. 11/1?.*г>|* A fin tin йсглситш Хаос, зародился, а следомГея, &л>Л«(«О происхождении богов» 104—129)... И Титанов отправили братья В недра широкодорожной земли и на них наложили Тяжкие ум, могучестью рук победивши надменных. Подзсмь их сбросили столь глубоко, сколь далеко до неба, Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар: Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба, В девять дней и ночей до земли бы она долетела; Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить, В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть. Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху Корни земли залегают и горько-соленого моря...13^ Там и от тёмной земли, и от Тартара, скрытого в мраке, И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба Все залегают один за другим и концы и начала, Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.(«О происхождении богов» 717—728,736—739)^ Создали прежде всего поколенье людей золотоеВечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,^ Торя не зная, не зная трудов. И печальная старостьК ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны.Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.А умирали, как будто объятые сном. Недостаток^ Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильныйСами давали собой хлебодарные земли. Они же,Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных...^ Если бы мог я не жить с поколением пятого века!Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.Землю теперь населяют железные люди. Не будетИм передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,^ И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...Аети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин,Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.^ Старых родителей скоро совсем почитать перестанут...Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленъю.И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею^ Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.Стыд пропадет.(«Труды и дни» 109-120,174-178,182-185,189-193)МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Античная философия возникла в первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады — в Ионии, в г. Милете. Поэтому первая древнегреческая философская школа называется милетской. К пей принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. В своих философских представлениях о мире милстцы опирались на более древнее мировоззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от мифологической формы и перерабатывая в соответствии с философским мышлением своего времени. О воззрениях милетских философов мы знаем главным образом из произведений более поздних греческих и римских ученых и писателей. Перевод фрагментов (за исключением отмеченных особо), а также их подбор выполнен А. Н. Чаны-шевым. Ему же принадлежит авторство предварительных замечаний. ФАЛЕС Первый древнегреческий философ Фалес (ок. 625— 547 до н. э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам», несмотря на свое знатное происхождение, занимался одно время торговой деятельностью (существовала легенда, что или сам Фа-лес, или его предки были выходцами из Финикии). Фалес горячо интересовался судьбой родного горо-15 да и всей Ионии. Он советовал ионийским полисам объединиться против персов. Фалес был знаком с ближневосточной наукой: вавилонской, египетской, финикийской; он учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на ближневосточную астрономию, которая многовековыми наблюдениями установила периодичность затмений, Фалес предсказал солнечное затмение, которое, как высчитали современные астрономы, имело место в Ионии 25 мая 585 г. до н. э. Фалесу приписывают несколько сочинений, но ни одно из них до нас не дошло.^ ДиогенЛаэртский! 22—39- Как передают Геродот, Дурис и Демокрит, Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины и происходил из финикийского рода Фелидов — самого знатного во всем потомстве Кад-ма и Агенора. И, как сообщает также Платон, он принадлежал к числу семи мудрецов. Как говорит Димитрий Фалерский в «Списке архонтов», Фалес был назван первым мудрецом в тот год, когда в Афинах был архонтом Дамасия (582), при котором были названы мудрецами известные семь. Принят же в число граждан Фалес был в Милете, куда он прибыл с Ней-леем, изгнанным из Финикии. Впрочем, по свидетельству большинства, он был природный милетец и знатного рода. Кроме государственных дел, он занимался исследованием природы. И, согласно некоторым, он не оставил никакого сочинения. Дело в том, что приписываемая ему «Морская астрология» принадлежит, как говорят, самосцу Фоке. Каллимах же знает, что он открыл Малую Медведицу, о чем сообщает в «Ямбах» таю «Говорили, что он указал созвездие Повозки, руководствуясь которым плавают финикиняне». По словам же других, он написал всего два сочинения: «О солнцестоянии» и «О равноденствии», признав все остальное непостижимым. Некоторые же полагают, что он первым наблюдал за движением светил и первым предсказал солнечные затмения и солнцестояния, — так говорит Евдем в своей «Исто-16 рии астрономии». Вследствие этого ему удивляются Ксенофан и Геродот. Подтверждают это своим свидетельством также Гераклит и Демокрит. А как говорят некоторые, в том числе поэт Херил, он же первый сказал, что души бессмертны. Также, согласно некоторым, он первый открыл годовое движение солнца и первый сказал, что величина солнца составляет !^2о часть круга, проходимого солнцем, и что точно так же величина луны относится к величине круга, проходимого ею. Он же первый сказал, что 30-й день есть последний день месяца. Равным образом он первый, как сообщают некоторые, стал рассуждать о природе. Аристотель же и Гиппий говорят, что он приписывал душу и неодушевленным предметам, заключая по мап шту и янтарю. Памфил передает, что, научившись у стшгпп i геомефии, он первым вписал в круг прямоугольный треугольник и принес в жертву быка. Кажется, что и в ixxyoapeiuci шых делах Фалес давал самые лучшие советы. По крайней мере, когда Крез обратился к милетцам за помощью, он воспротивился. Так как Кир победил, то это спасло город. Впрочем, сам он, как сообщает Гераклид Понтийский, вел жизнь одинокую и частную. Началом всего он признал воду и утверждал, что мир одушевлен и полон демонов. Говорят, что он открыл времена года и разделил год на 365 дней. Рассказывают о нем, что, выйдя из дома в сопровождении старухи, чтобы наблюдать звезды, он упал н яму, и когда он заплакал, старуха сказала ему: «Не будучи i» ссхтоянии видеть то, что у тебя под ногами, ты, Фалес, думаешь познать то, что па небе?» Мудрец же Фалес скончался в то время, когда смотрел гимнастическое состязание, от жары, жажды и бессилия, будучи уже престарелым. И на памятнике его написано: «Взирай на эту действительно малую могилу весьма мудрого Фалеса (слава же его достигает небес)». Имеется и у нас в первой из «Надписей», или в «Написанном в различных размерах», следующая надпись, относящаяся к нему: Башкирский БИБЛИОТЕКА педагогический университет «Некогда смотревшего гимнастическое состязание Фалеса, ты, о солнце Зевс, похитил из ристалища. Я восхваляю тебя за то, что ты увел его ближе к небу, ибо в самом деле старик уже не мог более с неба видеть звезд».(Пер. А О. Маковельского)Аристотель Metaph. I 3- Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит, из чего как первого оно рождается и в чем как последнем оно гибнет; то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяются; говорят, что оно и есть основа и начало сущего и что поэтому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно... При этом о числе и виде такого начала не все говорят одно и то же. Фалес — родоначальник этой философии — говорит, что это вода (поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что все питается влагой и что сама теплота из нее рождается и ею живет... а еще потому, что семена всего сущего имеют влажную природу.^ Аристотель de caeloU 13. Другие же [считают]*, что [земля] лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский: будто бы земля держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде.^ Аристотель de animal2. Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо.^ Аэций Г/ 2,1. Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении. * Здесь и далее слова, помещенные в квадратные скобки, составляют добавление переводчика и служат для заполнения лакун и пояснения текста, круглые скобки, как правило, находятся в самом сочинении, однако иногда в них даются варианты перевода слов и частей фраз.^ 18Сеида. Изречения Фалеса весьма многочисленны, среди них и общеизвестное «Познай самого себя».АНАКСИМАНДР Анаксимандр (610—548 до н. э.) — ученик Фалеса. Об Анаксимандре мы знаем очень мало. Известно, что он первый (в середине VI в. до н. э.) написал на греческом языке прозаическое произведение, которое называлось «О природе» и было посвящено натурфилософским вопросам. Из этого сочинения дошли до пас два-три фрагмента. Как ученый Анаксимандр еще более значителен, чем Фалес.^ ДиогенЛаэртский III —2. Как сообщает Фаворин в своей «Истории разных вещей» он первый открыл гномон (древнейший астрономический инструмент, состоящий из вертикального стержня на горизонтальной площадке, — прим. сост.), указывающий солнцестояния и равноденствия, и установил его в Лакедемоне на плоскости, схватывавшей тень, а также соорудил солнечные часы. Равным образом он первым начертал поверхность земли и моря, а также соорудил небесную сферу (глобус). Он составил краткое описание своих положений, которое, вероятно, имел в руках еще Апполодор Афинский.(Пер. А О. Маковельского)Ипполит Ref.16,1—7 (Д. 559). Итак, у Фалеса был ученик Анаксимандр. Анаксимандр — сын Праксиа-ды, милетец. Он признал началом сущего некую природу Беспредельного, из которой возникают небеса и находящиеся в них миры. Эта природа вечна и неизменна, [нестареющая] и объемлет все миры. Время же, по его учению, относится к области ограниченно-19 го рождения существования и уничтожения. Итак, он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредельное, первый дав название началу. Кроме того он говорил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживаемая, остается же на месте вследствие равного расстояния отовсюду. Форма же ее кривая, закругленная, подобная [отрезку] каменной колонны. По одной из ее плоскостей мы ходим, другая же находится на противоположной стороне. Звезды же представляют собой огненный круг, отделившийся от мирового огня и окруженный воздухом. Но в воздушной оболочке имеются отдушины, какие-то трубкообразные, [т. е. узкие и длинные], отверстия, по направлению вниз от которых и видны звезды. Вследствие этого при закупорке этих отдушин происходит затмение. Луна же кажется то полной, то на ущербе в зависимости от закрытия и открытия отверстий. Солнечный же круг в 27 раз больше (земного и в 19 раз)* лунного, и солнце находится наивыше, (за ним луна)**, и ниже всего круги неподвижных звезд (и планет)***. Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же вначале был подобен другому животному, а именно рыбе. Ветры же возникают вследствие того, что тончайшие пары выделяются из воздуха и, скопившись, начинают двигаться; дожди же образуются из пара, испускаемого землей вверх к солнцу. Молнии же бывают, когда ветер, случайно натыкаясь, разрывает облака. Анаксимандр родился в третьем году 42 Олимпиады (610 год).(Пер. А О. Маковельского)Симппиций Phys. 150,20. Анаксимандр первый назвал началом лежащее в основании. * В рукописях здесь пробел: отсутствуют слова, поставленные в круглых скобках. ** Эти слова — предположительно вставка Г. Дильса. *** Тоже вставка (прим. ^ А. О. Маковелъского).20Симппиций Phys. 24,13. Анаксимандр Милетский... сказал, что начало и основа всего сущего есть апей-рон. Он первый ввел такое название для начала.Аэций 133- [Анаксимандр] ошибается, не сказав, что такое апейрон: есть ли он воздух, или вода, или земля, или какое-то другое тело.^ Симппиций Phys. 149,13. Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух.Аэций deplac.13,3. Апейрон есть не что иное, как материя.Симппиций Phys. 24,13. Очевидно, что, наблюдая превращение друг в друга четырех стихий, Анаксимандр не счел возможным взять одну из них за осно-нанис, но принял :ia него нечто от них отличное.^ СимшшцшЧ th> caclo 615,13. Анаксимандр первый принял за ociioivjime и нейрон, чтобы источник рождения был изобильным.Аристотель Phys-Ш 5- Некоторые считают таким началом апейрон, а не воду или воздух, дабы все прочее не сгинуло в бесконечности этих стихий: ведь все они противоположны друг другу: воздух холоден, вода нлажна, огонь горяч. Если бы одна из стихий была апейроном, то все остальные погибли бы. Поэтому говорят, что есть нечто иное, из коего все эти стихии возникают. Но невозможно, чтобы такое тело существовало.^ Аристотель Phys. Ill 4. Все есть или начало, или произошло из начала. У апейрона же нет начала, ибо 01 ю было бы для него пределом... Апейрон сам кажется началом нсего другого.Снмпыщий Phys. 1121,5. [Анаксимандр говорит, что] движение вечно.repMUUIrris. 10. Анаксимандр говорит, что вечное движение более древнее начало, чем влага, и что благодаря ему одно рождается, а другое погибает.Диоген Лаэртский! 1. [Анаксимандр утверждал, что] части изменяются, целое же неизменно.^ Симппиций Phys. 24,13. Анаксимандр говорит, что из беспредельной природы рождаются все небеса и все миры в них.21^ Августин de civ. dei VIII2. И эти миры... то разрушаются, то снова рождаются, причем каждый [из них] существует в течение возможного для него времени. И Анаксимандр в этих делах ничего не оставляет божественному уму.^ Аристотель Pbys. Ill 4- Апейрон все объемлет и всем правит, как говорят те, кто, кроме апейрона, не допускает иных причин.Аристотель Pbys. Ill 4- Апейрон есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ, как говорит Анаксимандр.^ Цицерон de nat. deor. 110,25- Мнение же Анакси-мандра заключается в том, что есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают, причем эти периоды продолжительны. Этими богами, [по его мнению], являются бесчисленные миры. Но разве можно мыслить Бога иначе, чем вечным?^ Аэций II1,3- Анаксимандр отрицал, что неисчислимые миры суть боги... Анаксимандр... [считал] мир преходящим.Аристотель Phys. I4- Некоторые полагают, что из единого выделяются соединенные в нем противоположности, как говорит Анаксимандр...^ СимплицийРЬу& 24,13. По мнению Анаксимандра, рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей... А противоположности эти: теплое и холодное, сухое и влажное и другие.Псевдоплутарх51гот.2. [Анаксимандр] говорил, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий землю воздух, как кора — дерево. А когда она разорвалась и замкнулась в кольца, возникли солнце, луна и звезды.^ Аэций II 20,1. По Анаксимандру, кольцо солнца в 28 раз больше земли. Оно подобно колесу колесницы, имеющему обод, наполненный огнем. Этот огонь обнаруживается сквозь отверстие в некоторой части [обода] как бы разрядами молнии. Это и есть солнце.Аэций II24,2. По Анаксимандру, [солнечное за- 22 тмение происходит], когда отверстие испускания огня закрывается.Аэций II 21, 1. По Анаксимандру, солнце равно земле.Аэций II 25, 1. По Анаксимандру, [лунное кольцо] в 19 раз больше земли. Оно подобно [колесу] колесницы, имеющему обод наполненный, как и [кольцо] солнца, огнем. Оно также лежит наискось и имеет одно испускание, и это как бы разряды молнии.^ Аэций II, 29,1. По Анаксимандру, [лунное затмение] бывает, когда отверстие на поверхности [лунного] кольца закрывается.Аэций II 15, 6. [По Анаксимандру], выше всего расположено солнце, после него луна, а под ней неподвижные :шсздн и планеты.lltnarton'iv'HfifvcStrom. 2. Анаксимандр считал, что мили и» » с нсп рме цилиндрична и что ее высота раиш трпп ширины,Лщий Ш 10,^. 1 1 Анаксимандру, земля подобна каменному столбу.^ Аристотель de caeloll 13- Некоторые же говорят, что [земля] пребывает [неподвижной] вследствие оди-1 1акового [расстояния]. Так из древних [говорил] Анаксимандр. А именно то, что находится посредине и занимает одинаковое положение относительно [всех] концов, должно ничуть не более двигаться вверх, чем вниз или в стороны (вправо и влево). Но невозможно в одно и то же время совершать движения в противоположные стороны, откуда вытекает необходимость оставаться в неподвижном состоянии.(Пер. А О. Маковельского)Аристотель Meteor II 1. Все место вокруг земли занимает первич! 1ая влага: одна часть ее, высыхая от действия солнца, образует, превратившись в пар, дуновения ветров и повороты солнца и луны; другая же, оставшаяся часть представляет собой море... [Море], высыхая, уменьшается, и в конце концов оно все станет некогда сушей.Аэций V 19, 4- По учению Анаксимандра, первые живые существа возникли во влажном месте. Они 23 были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни.^ Псевдоплутарх Strom. 2. А еще говорит Анакси-мандр, что первый человек произошел от живых существ другого вида. Животные быстро начинают кормиться сами, и только человек нуждается в продолжительном кормлении грудью. Он потому и сохранился, что в самом начале был не таким, [как ныне].^ Плутарх Symp. VIII 8,4р. 7ЗОЕ. [По Анаксимандру], первые люди зародились в рыбах и, вскормленные, как это делают пятнистые акулы, до такого состояния, когда они стали способны приходить на помощь самим себе, были изрыгнуты ими и вышли на землю.^ Анаксимандр (по Симплицию Phys. 24,13)- Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости. Все они в свое время наказывают друг друга за несправедливость.АНАКСИМЕН Анаксимен (ок. 570—500 до н. э.) был учеником Анаксимандра. О нем практически ничего кроме этого неизвестно. Из его работы «О природе» сохранился только отрывок.^ Августин de civ. dei VIII2. [Анаксимен] все причины вещей свел к беспредельному воздуху.Симплиций Phys. 2426. Милетец же Анаксимен... ставший другом Анаксимандра, как и последний, говорит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределенно, как у того, а имеет определенную [природу]. И называет он это начало [воздухом].^ Псевдоплутарх Strom. 3. Говорят, что Анаксимен назвал началом всего воздух, по величине беспредельный, но по своим качествам определенный.Августин de civ. deiVIII2. Анаксимен богов не отри-24 цал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха.^ Аэций I 7,13- Согласно Анаксимену, воздух [есть Бог]. Следует же под этим понимать силы, пронизывающие стихии и тела.Симплиций Phys. 24,26. Движение же Анаксимен считает вечным. Благодаря ему все вещи превращаются [друг в друга].^ Симплиций Phys. 24,26. А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] все прочее.ИпполитRefut.17,4. Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же солнце, луна и другие небесные с >п ici и 1ыс тела благодаря плоской форме держат-С'м i и не )идухс... ('.истина произошли из земли через испаряющуюся и:> псе iwiaiy, которая, разрежаясь, порождает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождаются светла.^ Псевдоплутарх Strom. 3- [По Ai 1аксиме1 г/], и солнце, и луна, и все остальные светила ведут свое происхождение от земли... Солнце — это земля, воспламенившаяся вследствие своего быстрого движения и на-февания.^ Аэций II 13,10. По Анаксимену, огненная природа звезд заключает в себе какие-то землеподобные тела, невидимые и вращающиеся вместе с ними.Аэций II143- По Анаксимену, звезды наподобие гвоздей воткнуты в хрусталевидный [небосвод].^ Фипопон de anima9&- Другие же [считают душу] воз-дуип юй, как Анаксимен и некоторые из стоиков.Анаксимен (поАэцию13,4). Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание. ГЕРАКЛИТ Расцвет творческих сил Гераклита, или, как говорили древние греки, акме (примерно 40 лет), приходится приблизительно на 504—501 гг. до н. э. Гераклит происходил из царского рода Кодридов, который правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения персидского царя переселиться в Персию, как это делали некоторые греческие аристократы. В конце своей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшельником. Такова судьба Гераклита как человека. Однако как мыслитель он поднялся над обстоятельствами своей жизни, продолжив линию стихийного материализма милетских философов и развив ее наивную диалектику. Его основное, а может быть, и единственное, сочинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось сложностью изложения и трудностью восприятия. Недаром Гераклита еще при жизни прозвали «темным». Фрагменты из названного сочинения Гераклита, сохранившиеся в произведениях античных авторов, за исключением отмеченных особо, даются в переводе В. С. Соколова. Они подобраны А. Н. Чанышевым из «Приложения» к книге Э. Н. Михайловой и А. Н. Ча-нышева «Ионийская философия» (М., 1966), где содержится полное их собрание.26^ Климент Strom. V105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.Плутарх de ei delf.8p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото обменивается на товары, а товары — на золото.Максим ТирскийХ114. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно.^ Ипполит Refut. IX10. Грядущий огонь все обой-мст и пссх рассудит.Ли(Ш117,22, Гераклит [учит], что вечный круговра-щающийс и огонь есть Бог, судьба же — логос (разум), бшидакэщий сущее из протшюположных стремлений, 127- /.Гераклит: нес происходит но определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. /28, /. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, прго круга времени.(Пер. А О. Маковельского)Ипполит Refut. IX10. Всем управляет молния.АрийДидимуЕвсевияРгаер. evang.XV20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и но-ныс поды.llntiwutm Refut. IX 10. Морская вода и чистейшая, и фжшейшая: рыбам ома питье и спасение, людям же гибель и справа.^ Платон Hipp. maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим.Цец Schol. ad exeg. H. Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлажняется.^ Плутарх Cons. adApoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и ста- 27 рое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним — рабами, а другим — свободными.^ Ориген contra Cels. VI42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.Ипполит Refut. IX9- Не понимают, как расходящееся с самим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гармонию лука и лиры.^ Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прек