Реферат по предмету "Разное"


Антология мировой философии: Антич­ность

Антология мировой философии: Антич­ность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 960 с. ISBN 985-13-0103-5. «Антология мировой философии» — уникальное изда­ние, в котором собраны воистину жемчужины философской мысли античных мыслителей' писателей, поэтов, ученых и государственных деятелей. ЧАСТЬ I ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ГРЕКОВ ГОМЕР И ГЕСИОД В Древней Греции предфилософская мифология нашла свое выражение главным образом в эпичес­ких произведениях Гомера «Илиада» и «Одиссея» и особенно Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.) — «Труды и дни» и «Происхождение богов». Об (Kiioiux жи'пш д|кminx греков, об ихрелиги-шных и iipuiuTiu-niiiiix 111>сдставлениях мы узнаем из литератур!илх памятников, из коих гомеровские И ггс'нодоиские сланные. Первые изображают ге­роический но определению Гесиода век — четвер­тый, а вторые — пятый век людей, век железный. Точка зрения этих двух философов различная: у Ге­сиода более обыденная; но понимание нравствен­ных вопросов одно и то же. Подобно тому как в «Те­огонии» Гесиода можно видеть некоторую реакцию против антропоморфизма Гомера, точно так в его «Трудах и днях» заметна реакция поселянина и мир­ного гражданина против воинственных стремлений гомеровских героев. И «житейском» понимании мифы — это антич­ные старинные сказания о сотворении мира и чело-иска, а также расч'камы о деяниях древних богов и ге­роев — ионтпчсс'киеи причудливые. Однако сравни­тельно-историческое изучение широкого круга мифов различных народов мира позволило устано­вить, что мифы — это не просто сумма или даже сис­тема «наивных» рассказов древних. Круг тем, сюже­тов, охватываемых ими, — вопросы происхождения мира, человека, тайны рождения и смерти и др. — за­трагивает широчайшие, буквально «глобальные» проблемы мироздания. г В отличие от мифов, легенды (от лат. legenda, «то, что надлежит прочитать») — фольклорные произ­ведения, объединенные наличием элементов чудес­ного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное. Легенды менее сакральны. В них опи­сываются события более поздние, нежели в мифах, — события, происходившие на границе историческо­го и мифологического времени или в историческое время. История человечества буквально «закодирована» в мифах. Чтобы понять ее, необходимо посмотреть на события и героев мифов сквозь призму жизнен­ных реалий. И тогда откроется любопытная вещь: бо­ги существенно отличаются от людей бессмертием. Бессмертные боги едят амброзию и запивают ее не­ктаром. Гомер в «Илиаде» недвусмысленно говорит, что морская богиня Фетида, умащивая тело погибше­го Патрокла* божественным нектаром, таким обра­зом сберегает его труп от тления. Согласно ее замыс­лу «тело его невредимо и даже прекраснее будет». «Так говорила и дух дерзновеннейший сыну вдохну­ла, другу ж его и амброзию в ноздри, и нектар багря­ный тихо вливала: тело его да невредимым будет!» Поясним еще, что Фетида — мать Ахилла. Теперь ста­новится понятным, что поступок Фетиды должен расцениваться как незаурядный даже для обитателей Олимпа. Ведь амброзия и нектар предназначались только богам. Когда же пищу богов давали живым людям, то она служила лекарством против смертельных ран, ду­шевных расстройств и старческой немощи. В той же бессмертной поэме Гомера Бог Богов, громовержец Зевс поручает Афине (богине мудрости и справедли­вой войны) помочь Ахиллу, придать ему бодрости накануне близкой битвы: «Шествуй, Афина! Некта­ром светлым с амброзией сладкой грудь ороси Ахил­лу, да немощи он не поддастся». Все живое на Земле не бессмертно. И, может быть, В греческой мифологии Патрокл — друг Ахилла, прослав­ленный герой, погибший у стен Трои. именно поэтому тема бессмертия всегда волновала умы людей. Из глубокой древности до нас дошло не­мало мифов и легенд о бессмертных богах, о раз­личных источниках вечной жизни и о людях, до­стигших вожделенной цели — физического бес­смертия. Мысль о том, что божественная справедливость может простираться и за пределы земной жизни, бы­ла первоначально чужда грекам, по всей вероятности, потому, что сама идея бессмертия не была достаточ­но определенной (представлений о личном бессмер­тии нет ни у Гомера, ни у Гесиода).ГОМЕР Гомер — легендарный древнегреческий эпичес­кий поэт, которому со времен античности приписы-нается авторство «Илиады» и «Одиссеи». Легенды ри­суют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера сопер­ничали семь городов. Легендарный образ Гомера по­родил в науке гомеровский вопрос, который из про­блемы авторства трансформировался в совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Отрывки из Гомера приводятся в переводе В. В. Вере­саева по изданиям: Илиада. М.; Л., 1949; Одиссея. М., 1953-Пидборфрагмптж iii.ii и JiJiiieii A H. Чанышевьш.^ Сон-усллдктель немедля владычице Гере ответил: «Дочь великого Крона, богиня почтенная Гера! Всякого бога другого средь всех небожителей вечных Я бы легко усыпил; и теченья реки Океана Я усыпил бы, — его, от которого все происходит. К Зевсу ж Крониону я ни за что подойти не посмел бы.(«Илиада» XIV 242—247)89Я отправляюсь взглянуть на границы земли многодарной, Предка богов Океана проведать и матерь Тефию...(«Илиада» XIV 200—201).... Евринома, — Дочь Океана, в себя же текущегокругообразно. («Илиада» XVIII398—399)*'уЯркое солнце, покинув прекрасный залив, поднялося- На многомедное небо, чтоб свет свой на тучную землю vЛить для бессмертных богов и людей, порожденных длясмерти. («Одиссея» III1 —3)Либо, схвативши, швырну я ослушника в сумрачный Тартар, Очень далеко, где есть под землей глубочайшая бездна, Где из железа ворота, порог же высокий из меди, — Вниз от Аида, насколько земля от небесного свода.(«Илиада» VIII13—16)Арчь кознодея Атланта, которому ведомы бездны Моря всего и который надзор за столбами имеет: •• ^ Между землею и небом стоят они, их раздвигая.(«Одиссея» 152—54)Так меж собой они бились, и гром возносился железный Через пространства эфира бесплодного к медному небу.(«Илиада» VIII13—16)... Бессмертная кровь у богини, — Влага, которая в жилах течет у богов всеблаженных: Хлеба они не едят, не вкушают вина, потому-то Крови и нет в них, и люди бессмертными их называют.(«Илиада» V339—342)Сходны судьбой поколенья людей с поколеньями листьев: Листья — одни по земле рассеваются ветром, другие Зеленью снова леса одевают с пришедшей весною. Так же и люди: одни нарождаются, гибнут другие.(«Илиада» VI146-149)10Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, Здесь, на нашей земле, человек, наиболее жалок.(«Одиссея» XVIII130—131) О, да погибнет вражда средь богов и средь смертных, и с нею Гнев да погибнет, который и мудрых в неистовство вводит1.(«Илиада» XVIII107—108) — Не утешай меня в том, что я мертв, Одиссейблагородный'.Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать.(«Одиссея» XI488^90)К.ыл родитель Зевес золотые весы и на чашки к 1>/«'ШЛ tffti жребия смерти, несущей страдания людям, — гдГекнмри щтбнЛ один, а другой Ахиллеса Пелида. J\ fl.«M в середине и iwthuM. И Гекторов жребий поникнул, — -;'дКниз, к Аиду, пошел. Аиолл он от него удалился. ?)К сыну ж Пелея Афина пришла... /•>(«Илиада» XXII209-214)*Но и богам невозможно от смерти, для всех неизбежной, • • Даже и милого мужа спасти, если гибельный жребий % Скорбь доставляющей смерти, того человека постигнет. •",(«Одиссея» Ш 236—23&kГЕСИОД Гесиод — один из древнейших греческих поэтов, представитель дидактического эпоса, жил около времени I Олимпиады. По одним свидетельствам, был современником и даже предшественником Гомера (Геродот, Эфор, Филострат и др.), по другим, осо­бенно по воззрениям александровских граммати­ков, основывавших свои доводы на данных мифа и языка, считался жившим после Гомера (Посидоний, 11 Эратосфен, Аристарх). Родиной поэта была беотий-ская деревня Аскра, куда отец Гесиода переселился из Эолийской Кимы. Умер Гесиод, по преданию, на­сильственной смертью. Останки его были погребе­ны в Навпакте (Локрида), а позднее перенесены в Орхомен. В древности ходило множество произведений, авторство которых приписывалось Гесиоду, но подлинность большинства из них была отвергае­ма уже греческими учеными. С большим или мень­шим единодушием присваивалась Гесиоду только поэма «Труды и дни» (828 стихов), представляю­щая собой древнейший и знаменитейший обра­зец греческой дидактической поэзии и относяща­яся к концу VIII в. до н. э. Значительная часть на­ставлений, наполняющих поэму, вызвана ссорою Гесиода с братом Персом из-за наследства, при раз­деле которого Перс, благодаря подкупу, получил большую долю, после чего затеял процесс в расчете отнять у брата и остальную часть отцовского до­стояния. По этому поводу Гесиод обращается к бра­ту с увещаниями, убеждая его покончить распрю и искать себе богатства не путем сутяжничества, а честным трудом. Прежде всего поэт призывает брата к справедливости и трудолюбию (1—380); за­тем дает наставления хозяйственного характера, ру­ководствуясь порядком времен года: как обрабаты­вать землю (осень), как вести домашние работы (зима), как ухаживать за виноградником (весна) и как собирать хлеб (лето). К этой части относятся также правила, касающиеся мореплавания, отры­вочные советы относительно вступления в брак и о том, как жить с соседями и каких действий, соеди­ненных с дурными приметами, избегать (381—764). В заключение дается перечень дней месяца, счаст­ливых и несчастливых (эта часть отвечает второй половине заглавия поэмы), с указанием того, ка­кие дела в какой день можно совершать, какие нельзя. Отрывки из Гесиода приводятся в переводе В. В. Вересаева по изданию «Эллинские поэты». 12 М., 1963- Подбор фрагментов выполнен А. Н. Чаны-шевым.Радуйтесь, дочери Зевса, даруйте прелестную песню! Славьте священное племя богов, существующих вечно, — Тех, кто на свет родился от Земли и от звездного Неба, Тех, кто от сумрачной Ночи, и тех, кого Море вскормило. Все расскажите, — как боги, как наша земля зародилась, Как беспредельное море явилося шумное, реки, Звезды, несущие свет, и широкое небо над нами; Кто из бессмертных подателей благ от чего зародился, Как поделили богатства и почести между собою, Как овладели впервые обильноложбинным Олимпом. С самого это начала вы все расскажите мне, Музы, И сообщите при этом, что прежде всего зародилось. 11/1?.*г>|* A fin tin йсглситш Хаос, зародился, а следомГея, &л>Л«(«О происхождении богов» 104—129)... И Титанов отправили братья В недра широкодорожной земли и на них наложили Тяжкие ум, могучестью рук победивши надменных. Подзсмь их сбросили столь глубоко, сколь далеко до неба, Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар: Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба, В девять дней и ночей до земли бы она долетела; Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить, В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть. Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху Корни земли залегают и горько-соленого моря...13^ Там и от тёмной земли, и от Тартара, скрытого в мраке, И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба Все залегают один за другим и концы и начала, Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.(«О происхождении богов» 717—728,736—739)^ Создали прежде всего поколенье людей золотоеВечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских,Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,^ Торя не зная, не зная трудов. И печальная старостьК ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны.Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.А умирали, как будто объятые сном. Недостаток^ Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильныйСами давали собой хлебодарные земли. Они же,Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных...^ Если бы мог я не жить с поколением пятого века!Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.Землю теперь населяют железные люди. Не будетИм передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,^ И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...Аети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут.Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин,Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.^ Старых родителей скоро совсем почитать перестанут...Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленъю.И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею^ Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.Стыд пропадет.(«Труды и дни» 109-120,174-178,182-185,189-193)МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА Античная философия возникла в первой полови­не VI в. до н. э. в малоазиатской части тогдашней Элла­ды — в Ионии, в г. Милете. Поэтому первая древнегре­ческая философская школа называется милетской. К пей принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. В своих философских представлениях о мире милстцы опирались на более древнее миро­воззрение Гомера и Гесиода, освобождая его от ми­фологической формы и перерабатывая в соответст­вии с философским мышлением своего времени. О воззрениях милетских философов мы знаем главным образом из произведений более поздних греческих и римских ученых и писателей. Перевод фрагментов (за исключением отмечен­ных особо), а также их подбор выполнен А. Н. Чаны-шевым. Ему же принадлежит авторство предвари­тельных замечаний. ФАЛЕС Первый древнегреческий философ Фалес (ок. 625— 547 до н. э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам», несмотря на свое знатное про­исхождение, занимался одно время торговой дея­тельностью (существовала легенда, что или сам Фа-лес, или его предки были выходцами из Финикии). Фалес горячо интересовался судьбой родного горо-15 да и всей Ионии. Он советовал ионийским полисам объединиться против персов. Фалес был знаком с ближневосточной наукой: вавилонской, египет­ской, финикийской; он учился у египетских жрецов математике и астрономии. Опираясь на ближневос­точную астрономию, которая многовековыми на­блюдениями установила периодичность затмений, Фалес предсказал солнечное затмение, которое, как высчитали современные астрономы, имело место в Ионии 25 мая 585 г. до н. э. Фалесу приписывают несколько сочинений, но ни одно из них до нас не дошло.^ ДиогенЛаэртский! 22—39- Как передают Геро­дот, Дурис и Демокрит, Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины и происходил из финикийского рода Фелидов — самого знатного во всем потомстве Кад-ма и Агенора. И, как сообщает также Платон, он при­надлежал к числу семи мудрецов. Как говорит Дими­трий Фалерский в «Списке архонтов», Фалес был на­зван первым мудрецом в тот год, когда в Афинах был архонтом Дамасия (582), при котором были назва­ны мудрецами известные семь. Принят же в число граждан Фалес был в Милете, куда он прибыл с Ней-леем, изгнанным из Финикии. Впрочем, по свиде­тельству большинства, он был природный милетец и знатного рода. Кроме государственных дел, он занимался иссле­дованием природы. И, согласно некоторым, он не ос­тавил никакого сочинения. Дело в том, что приписы­ваемая ему «Морская астрология» принадлежит, как говорят, самосцу Фоке. Каллимах же знает, что он от­крыл Малую Медведицу, о чем сообщает в «Ямбах» таю «Говорили, что он указал созвездие Повозки, ру­ководствуясь которым плавают финикиняне». По словам же других, он написал всего два сочи­нения: «О солнцестоянии» и «О равноденствии», при­знав все остальное непостижимым. Некоторые же полагают, что он первым наблюдал за движением светил и первым предсказал солнечные затмения и солнцестояния, — так говорит Евдем в своей «Исто-16 рии астрономии». Вследствие этого ему удивляются Ксенофан и Геродот. Подтверждают это своим сви­детельством также Гераклит и Демокрит. А как говорят некоторые, в том числе поэт Херил, он же первый сказал, что души бессмертны. Также, соглас­но некоторым, он первый открыл годовое движение солнца и первый сказал, что величина солнца составля­ет !^2о часть круга, проходимого солнцем, и что точно так же величина луны относится к величине круга, про­ходимого ею. Он же первый сказал, что 30-й день есть последний день месяца. Равным образом он первый, как сообщают неко­торые, стал рассуждать о природе. Аристотель же и Гиппий говорят, что он приписы­вал душу и неодушевленным предметам, заключая по мап шту и янтарю. Памфил передает, что, научившись у стшгпп i геомефии, он первым вписал в круг прямо­угольный треугольник и принес в жертву быка. Кажется, что и в ixxyoapeiuci шых делах Фалес давал самые лучшие советы. По крайней мере, когда Крез об­ратился к милетцам за помощью, он воспротивился. Так как Кир победил, то это спасло город. Впрочем, сам он, как сообщает Гераклид Понтийский, вел жизнь одинокую и частную. Началом всего он признал воду и утверждал, что мир одушевлен и полон демонов. Говорят, что он от­крыл времена года и разделил год на 365 дней. Рассказывают о нем, что, выйдя из дома в сопро­вождении старухи, чтобы наблюдать звезды, он упал н яму, и когда он заплакал, старуха сказала ему: «Не будучи i» ссхтоянии видеть то, что у тебя под ногами, ты, Фалес, думаешь познать то, что па небе?» Мудрец же Фалес скончался в то время, когда смо­трел гимнастическое состязание, от жары, жажды и бессилия, будучи уже престарелым. И на памятни­ке его написано: «Взирай на эту действительно малую могилу весь­ма мудрого Фалеса (слава же его достигает небес)». Имеется и у нас в первой из «Надписей», или в «На­писанном в различных размерах», следующая над­пись, относящаяся к нему: Башкирский БИБЛИОТЕКА педагогический университет «Некогда смотревшего гимнастическое состяза­ние Фалеса, ты, о солнце Зевс, похитил из ристалища. Я восхваляю тебя за то, что ты увел его ближе к небу, ибо в самом деле старик уже не мог более с неба ви­деть звезд».(Пер. А О. Маковельского)Аристотель Metaph. I 3- Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего все сущее состоит, из чего как перво­го оно рождается и в чем как последнем оно гибнет; то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяют­ся; говорят, что оно и есть основа и начало сущего и что поэтому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно... При этом о числе и виде такого начала не все говорят одно и то же. Фалес — родоначальник этой философии — гово­рит, что это вода (поэтому и земля из воды появилась); сделал он это предположение, вероятно наблюдая, что все питается влагой и что сама теплота из нее рожда­ется и ею живет... а еще потому, что семена всего суще­го имеют влажную природу.^ Аристотель de caeloU 13. Другие же [считают]*, что [земля] лежит на воде. Об этом мы имеем древнейшее учение, которое, говорят, высказал Фалес Милетский: будто бы земля держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде.^ Аристотель de animal2. Припоминают, что Фа­лес предположил, что душа есть нечто движущее, ес­ли он действительно говорит, что камень имеет ду­шу, потому что он двигает железо.^ Аэций Г/ 2,1. Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении. * Здесь и далее слова, помещенные в квадратные скобки, со­ставляют добавление переводчика и служат для заполне­ния лакун и пояснения текста, круглые скобки, как прави­ло, находятся в самом сочинении, однако иногда в них да­ются варианты перевода слов и частей фраз.^ 18Сеида. Изречения Фалеса весьма многочисленны, среди них и общеизвестное «Познай самого себя».АНАКСИМАНДР Анаксимандр (610—548 до н. э.) — ученик Фалеса. Об Анаксимандре мы знаем очень мало. Известно, что он первый (в середине VI в. до н. э.) написал на греческом языке прозаическое произведение, кото­рое называлось «О природе» и было посвящено на­турфилософским вопросам. Из этого сочинения до­шли до пас два-три фрагмента. Как ученый Анакси­мандр еще более значителен, чем Фалес.^ ДиогенЛаэртский III —2. Как сообщает Фаворин в своей «Истории разных вещей» он первый открыл гномон (древнейший астрономический инстру­мент, состоящий из вертикального стержня на гори­зонтальной площадке, — прим. сост.), указывающий солнцестояния и равноденствия, и установил его в Лакедемоне на плоскости, схватывавшей тень, а так­же соорудил солнечные часы. Равным образом он первым начертал поверх­ность земли и моря, а также соорудил небесную сфе­ру (глобус). Он составил краткое описание своих положений, которое, вероятно, имел в руках еще Апполодор Афин­ский.(Пер. А О. Маковельского)Ипполит Ref.16,1—7 (Д. 559). Итак, у Фалеса был ученик Анаксимандр. Анаксимандр — сын Праксиа-ды, милетец. Он признал началом сущего некую при­роду Беспредельного, из которой возникают небеса и находящиеся в них миры. Эта природа вечна и не­изменна, [нестареющая] и объемлет все миры. Время же, по его учению, относится к области ограниченно-19 го рождения существования и уничтожения. Итак, он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредель­ное, первый дав название началу. Кроме того он гово­рил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживаемая, остается же на месте вследствие равного расстояния отовсюду. Фор­ма же ее кривая, закругленная, подобная [отрезку] ка­менной колонны. По одной из ее плоскостей мы хо­дим, другая же находится на противоположной сто­роне. Звезды же представляют собой огненный круг, отделившийся от мирового огня и окруженный воз­духом. Но в воздушной оболочке имеются отдушины, какие-то трубкообразные, [т. е. узкие и длинные], от­верстия, по направлению вниз от которых и видны звезды. Вследствие этого при закупорке этих отду­шин происходит затмение. Луна же кажется то пол­ной, то на ущербе в зависимости от закрытия и от­крытия отверстий. Солнечный же круг в 27 раз боль­ше (земного и в 19 раз)* лунного, и солнце находится наивыше, (за ним луна)**, и ниже всего круги непо­движных звезд (и планет)***. Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же вначале был подобен другому животному, а именно рыбе. Ветры же возникают вследствие того, что тончайшие пары выделяются из воздуха и, скопившись, начинают двигаться; дожди же образуются из пара, испускаемого землей вверх к солнцу. Молнии же бывают, когда ветер, случайно натыкаясь, разрывает облака. Анаксимандр родился в третьем году 42 Олимпи­ады (610 год).(Пер. А О. Маковельского)Симппиций Phys. 150,20. Анаксимандр первый на­звал началом лежащее в основании. * В рукописях здесь пробел: отсутствуют слова, поставлен­ные в круглых скобках. ** Эти слова — предположительно вставка Г. Дильса. *** Тоже вставка (прим. ^ А. О. Маковелъского).20Симппиций Phys. 24,13. Анаксимандр Милетский... сказал, что начало и основа всего сущего есть апей-рон. Он первый ввел такое название для начала.Аэций 133- [Анаксимандр] ошибается, не сказав, что такое апейрон: есть ли он воздух, или вода, или земля, или какое-то другое тело.^ Симппиций Phys. 149,13. Анаксимандр говорит нео­пределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух.Аэций deplac.13,3. Апейрон есть не что иное, как материя.Симппиций Phys. 24,13. Очевидно, что, наблюдая превращение друг в друга четырех стихий, Анакси­мандр не счел возможным взять одну из них за осно-нанис, но принял :ia него нечто от них отличное.^ СимшшцшЧ th> caclo 615,13. Анаксимандр первый принял за ociioivjime и нейрон, чтобы источник рож­дения был изобильным.Аристотель Phys-Ш 5- Некоторые считают таким на­чалом апейрон, а не воду или воздух, дабы все прочее не сгинуло в бесконечности этих стихий: ведь все они противоположны друг другу: воздух холоден, вода нлажна, огонь горяч. Если бы одна из стихий была апей­роном, то все остальные погибли бы. Поэтому говорят, что есть нечто иное, из коего все эти стихии возникают. Но невозможно, чтобы такое тело существовало.^ Аристотель Phys. Ill 4. Все есть или начало, или произошло из начала. У апейрона же нет начала, ибо 01 ю было бы для него пределом... Апейрон сам кажется началом нсего другого.Снмпыщий Phys. 1121,5. [Анаксимандр говорит, что] движение вечно.repMUUIrris. 10. Анаксимандр говорит, что вечное движение более древнее начало, чем влага, и что бла­годаря ему одно рождается, а другое погибает.Диоген Лаэртский! 1. [Анаксимандр утверждал, что] части изменяются, целое же неизменно.^ Симппиций Phys. 24,13. Анаксимандр говорит, что из беспредельной природы рождаются все небеса и все миры в них.21^ Августин de civ. dei VIII2. И эти миры... то разру­шаются, то снова рождаются, причем каждый [из них] существует в течение возможного для него вре­мени. И Анаксимандр в этих делах ничего не остав­ляет божественному уму.^ Аристотель Pbys. Ill 4- Апейрон все объемлет и всем правит, как говорят те, кто, кроме апейрона, не допускает иных причин.Аристотель Pbys. Ill 4- Апейрон есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ, как говорит Ана­ксимандр.^ Цицерон de nat. deor. 110,25- Мнение же Анакси-мандра заключается в том, что есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают, при­чем эти периоды продолжительны. Этими богами, [по его мнению], являются бесчисленные миры. Но разве можно мыслить Бога иначе, чем вечным?^ Аэций II1,3- Анаксимандр отрицал, что неисчис­лимые миры суть боги... Анаксимандр... [считал] мир преходящим.Аристотель Phys. I4- Некоторые полагают, что из единого выделяются соединенные в нем противопо­ложности, как говорит Анаксимандр...^ СимплицийРЬу& 24,13. По мнению Анаксимандра, рождение происходит не через изменение стихии, а через обособление благодаря вечному движению противоположностей... А противоположности эти: теплое и холодное, сухое и влажное и другие.Псевдоплутарх51гот.2. [Анаксимандр] говорил, что при зарождении этого мира из вечного выделилось жи­вотворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий землю воздух, как кора — дерево. А когда она разорвалась и замкну­лась в кольца, возникли солнце, луна и звезды.^ Аэций II 20,1. По Анаксимандру, кольцо солнца в 28 раз больше земли. Оно подобно колесу колесни­цы, имеющему обод, наполненный огнем. Этот огонь обнаруживается сквозь отверстие в некоторой час­ти [обода] как бы разрядами молнии. Это и есть солнце.Аэций II24,2. По Анаксимандру, [солнечное за- 22 тмение происходит], когда отверстие испускания огня закрывается.Аэций II 21, 1. По Анаксимандру, солнце равно земле.Аэций II 25, 1. По Анаксимандру, [лунное кольцо] в 19 раз больше земли. Оно подобно [колесу] колесницы, имеющему обод наполненный, как и [кольцо] солнца, огнем. Оно также лежит наискось и имеет одно испус­кание, и это как бы разряды молнии.^ Аэций II, 29,1. По Анаксимандру, [лунное затме­ние] бывает, когда отверстие на поверхности [лун­ного] кольца закрывается.Аэций II 15, 6. [По Анаксимандру], выше всего рас­положено солнце, после него луна, а под ней непо­движные :шсздн и планеты.lltnarton'iv'HfifvcStrom. 2. Анаксимандр считал, что мили и» » с нсп рме цилиндрична и что ее высота раиш трпп ширины,Лщий Ш 10,^. 1 1 Анаксимандру, земля подобна каменному столбу.^ Аристотель de caeloll 13- Некоторые же говорят, что [земля] пребывает [неподвижной] вследствие оди-1 1акового [расстояния]. Так из древних [говорил] Ана­ксимандр. А именно то, что находится посредине и за­нимает одинаковое положение относительно [всех] концов, должно ничуть не более двигаться вверх, чем вниз или в стороны (вправо и влево). Но невозможно в одно и то же время совершать движения в противо­положные стороны, откуда вытекает необходимость оставаться в неподвижном состоянии.(Пер. А О. Маковельского)Аристотель Meteor II 1. Все место вокруг земли занимает первич! 1ая влага: одна часть ее, высыхая от действия солнца, образует, превратившись в пар, ду­новения ветров и повороты солнца и луны; другая же, оставшаяся часть представляет собой море... [Мо­ре], высыхая, уменьшается, и в конце концов оно все станет некогда сушей.Аэций V 19, 4- По учению Анаксимандра, первые живые существа возникли во влажном месте. Они 23 были покрыты чешуей с шипами. Затем они вышли на сушу, их чешуя лопнула, и вскоре они изменили свой образ жизни.^ Псевдоплутарх Strom. 2. А еще говорит Анакси-мандр, что первый человек произошел от живых су­ществ другого вида. Животные быстро начинают кор­миться сами, и только человек нуждается в продолжи­тельном кормлении грудью. Он потому и сохранился, что в самом начале был не таким, [как ныне].^ Плутарх Symp. VIII 8,4р. 7ЗОЕ. [По Анаксимандру], первые люди зародились в рыбах и, вскормленные, как это делают пятнистые акулы, до такого состояния, ког­да они стали способны приходить на помощь самим себе, были изрыгнуты ими и вышли на землю.^ Анаксимандр (по Симплицию Phys. 24,13)- Из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и воз­вращаются, следуя необходимости. Все они в свое вре­мя наказывают друг друга за несправедливость.АНАКСИМЕН Анаксимен (ок. 570—500 до н. э.) был учеником Анаксимандра. О нем практически ничего кроме это­го неизвестно. Из его работы «О природе» сохранился только отрывок.^ Августин de civ. dei VIII2. [Анаксимен] все причи­ны вещей свел к беспредельному воздуху.Симплиций Phys. 2426. Милетец же Анаксимен... ставший другом Анаксимандра, как и последний, гово­рит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределенно, как у того, а имеет определенную [природу]. И называет он это начало [воздухом].^ Псевдоплутарх Strom. 3. Говорят, что Анаксимен назвал началом всего воздух, по величине беспре­дельный, но по своим качествам определенный.Августин de civ. deiVIII2. Анаксимен богов не отри-24 цал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а что они сами произошли из воздуха.^ Аэций I 7,13- Согласно Анаксимену, воздух [есть Бог]. Следует же под этим понимать силы, пронизыва­ющие стихии и тела.Симплиций Phys. 24,26. Движение же Анаксимен считает вечным. Благодаря ему все вещи превраща­ются [друг в друга].^ Симплиций Phys. 24,26. А различается [воздух] по своей плотности или разреженности своей сущнос­ти. При разрежении рождается огонь, а при сгуще­нии — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] все прочее.ИпполитRefut.17,4. Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же солнце, луна и другие небес­ные с >п ici и 1ыс тела благодаря плоской форме держат-С'м i и не )идухс... ('.истина произошли из земли через ис­паряющуюся и:> псе iwiaiy, которая, разрежаясь, порож­дает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождаются светла.^ Псевдоплутарх Strom. 3- [По Ai 1аксиме1 г/], и солн­це, и луна, и все остальные светила ведут свое проис­хождение от земли... Солнце — это земля, воспламе­нившаяся вследствие своего быстрого движения и на-февания.^ Аэций II 13,10. По Анаксимену, огненная природа звезд заключает в себе какие-то землеподобные тела, невидимые и вращающиеся вместе с ними.Аэций II143- По Анаксимену, звезды наподобие гвоздей воткнуты в хрусталевидный [небосвод].^ Фипопон de anima9&- Другие же [считают душу] воз-дуип юй, как Анаксимен и некоторые из стоиков.Анаксимен (поАэцию13,4). Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и ды­хание и воздух объемлют все мироздание. ГЕРАКЛИТ Расцвет творческих сил Гераклита, или, как гово­рили древние греки, акме (примерно 40 лет), при­ходится приблизительно на 504—501 гг. до н. э. Ге­раклит происходил из царского рода Кодридов, ко­торый правил в родном городе Гераклита — Эфесе (в Ионии), но был лишен власти победившей здесь демократией. Сам Гераклит уступил царский сан своему брату, удалился в храм Артемиды Эфесской, где проводил время, демонстративно играя с детьми в кости. Однако он отказался от предложения пер­сидского царя переселиться в Персию, как это дела­ли некоторые греческие аристократы. В конце сво­ей жизни Гераклит удалился в горы и жил отшель­ником. Такова судьба Гераклита как человека. Однако как мыслитель он поднялся над обстоятельствами своей жизни, продолжив линию стихийного материализма милетских философов и развив ее наивную диалек­тику. Его основное, а может быть, и единственное, со­чинение «О природе», дошедшее до нас в отрывках, отличалось сложностью изложения и трудностью восприятия. Недаром Гераклита еще при жизни про­звали «темным». Фрагменты из названного сочинения Гераклита, сохранившиеся в произведениях античных авторов, за исключением отмеченных особо, даются в перево­де В. С. Соколова. Они подобраны А. Н. Чанышевым из «Приложения» к книге Э. Н. Михайловой и А. Н. Ча-нышева «Ионийская философия» (М., 1966), где со­держится полное их собрание.26^ Климент Strom. V105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, ме­рами разгорающимся и мерами погасающим.Плутарх de ei delf.8p. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото об­менивается на товары, а товары — на золото.Максим ТирскийХ114. Огонь живет смертью зем­ли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.Марк Антонин IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воз­духа — [рождение] огня, и обратно.^ Ипполит Refut. IX10. Грядущий огонь все обой-мст и пссх рассудит.Ли(Ш117,22, Гераклит [учит], что вечный круговра-щающийс и огонь есть Бог, судьба же — логос (разум), бшидакэщий сущее из протшюположных стремле­ний, 127- /.Гераклит: нес происходит но определению судьбы, последняя же тождественна с необходимос­тью. /28, /. Гераклит объявил сущностью судьбы логос, прго круга времени.(Пер. А О. Маковельского)Ипполит Refut. IX10. Всем управляет молния.АрийДидимуЕвсевияРгаер. evang.XV20. На вхо­дящих в ту же самую реку набегают все новые и но-ныс поды.llntiwutm Refut. IX 10. Морская вода и чистейшая, и фжшейшая: рыбам ома питье и спасение, людям же ги­бель и справа.^ Платон Hipp. maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом чело­веческим.Цец Schol. ad exeg. H. Холодное нагревается, го­рячее охлаждается, влажное сохнет, сухое увлаж­няется.^ Плутарх Cons. adApoll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и ста- 27 рое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.Гераклит Alleg. Homer. 24. В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем.Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим — людьми. А из тех одним — рабами, а другим — свобод­ными.^ Ориген contra Cels. VI42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рожда­ется через распрю и по необходимости.Ипполит Refut. IX9- Не понимают, как расходяще­еся с самим собой приходит в согласие, самовосста­навливающуюся гармонию лука и лиры.^ Аристотель Eth. Nic. VIII 2. Противоречивость сближает, разнообразие порождает прек


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Застосування клина та важеля в техніці
Реферат Защита от изменения частоты
Реферат Шпоры по экологии микроорганизмов
Реферат 2. «О предварительных итогах учебного года в школах и лицеях города и организации летнего отдыха»
Реферат Статистическое изучение развития переработки животноводства по производству молока в сельскохозяйственных предприятиях и объединениях
Реферат Соціально-політичні проблеми у творчій спадщині Петра Могили
Реферат Научно-методические основы изучения темы Прикладное программное обеспечение в профильном курсе
Реферат Использование масс-медиа в паблик рилейшнз
Реферат Orwells 1984 Essay Research Paper The only
Реферат Межбанковские расчеты в Украине
Реферат Writings Of Thomas Hobbes And J.J.C. Smart
Реферат Классификация вин Технология получения сусла
Реферат Women Who Murder Essay Research Paper Women
Реферат Ordinary People Essay Essay Research Paper Ordinary
Реферат Социальные проблемы молодых семей в современном обществе