«Калевала»: слово заменяет действие
Вкарело-финской «Калевале» (которую мы рассмотрим в изложенииЭ.Ленирота для удобства ссылок) поэтическая речь, пение является, пожалуй,основной формой действия: действие без слова – ничто, зато словом можно успешнозаменить действие.
Однимиз самых ярких примеров этого может служить охота Лемминкяйнена на лося Хийси:герой безуспешно пытается поймать лося силой (XIII, 127-270), но, осознавтщетность охоты без магии, долго взывает к Укко и богам леса (XIV, 11-230),благодаря чему легко ловит чудище. Поимку же коня Хийси Лемминкяйнен начинаетпрямо с обращения к Укко и затем подчиняет коня словами, а не действиями (XIV,304-343). Так же и собирание матерью Лемминкяйнена разрубленного тела сынасопровождается обращением к богине жил, Укко и другим (XV, 315-376), и именноблагодаря этим словам тело срастается, поскольку о вмешательстве богов в данномслучае нет речи. По дороге в Похъелу Лемминкяйнен прибегает к заклинанию хозяеввод, чтобы благополучно миновать пороги реки (XL, 23-82), и опять именно словакак таковые оказывают желаемое воздействие. Подобные примеры можно умножать.
Мывидим не обычные моления, а замену действия словом. То, что герои обращаются кбогам и хозяевам, — здесь не важно, поскольку об ответе богов на мольбуговорится не всегда, однако желаемый результат непременно достигается. Инымисловами, мы имеем дело с абсолютизацией молитвы, аналогичной, вероятно,поздневедической ситуации, когда само произнесение гимнов Ригведыспособствовало, по мнению жрецов, достижению цели, когда божественная речь былаперсонифицирована в образе богини Вач, воспринимающейся едва ли не вышеосновных богов ведического пантеона.
Героев«Калевалы» слово вообще иногда избавляет от необходимости делатьчто-либо руками: так, Вяйнемейнен словом управляет лодкой (XLII, 193-215), ондважды творит лодку заклинанием (XVI,101-114, L,485), пением творит для лодкигребцов (XXXIX, 275-290). Лемминкяйнен, дабы очаровать женщин, создает пениемразличные чудесные вещи (XXIX, 135-222). Отметим, что Вяйнемейнен заменяетмагией физически выполнимые действия, а Лемминкяйнен создает вещисверхъестественные.
Вершинойпредставлений о силе слова является рассказ Вяйнемейнена о способности верховногобога творить (точнее, видоизменять) мир словом; причем сам Вяйнемейнен, хотя иотрицает у себя такие способности, тем не менее, тут же произносит заклинание,которое должно превратить обычную жизнь в сверхъестественно изобильную (XXI,389-439).
Наэтом фоне совершенно неудивительно, что подавляющее большинство поединков в«Калевале» – это битвы словесные, т.е. состязания в пении, мудрости имагии. Так, Лемминкяйнен и хозяин Похъелы прежде личного единоборства (тожемагического) творят различных животных, чтобы те убили друг друга (XXVII,219-256). Вяйнемейнен похищает Сампо сначала усыпив пением похъеланцев, а затемразбив пением скалу, где скрыто Сампо XXXXII, 65-106). Однако основная формамагического поединка в «Калевале» – иная.
НаЛемминкяйнена нападает Мороз, и герой, чтобы сломить магическую мощь врага,прибегает к рассказу о его происхождении (XXX, 213-254), принуждая тем самымМороза сдаться. По дороге в Похъелу Лемминкяйнену преграждает путь исполинскаязмея, он проговаривает историю происхождения змей, и этого оказываетсядостаточно, чтобы змея освободила путь (XXVI, 683-774). Здесь же нельзя неотметить, что впервые рассказ о происхождении змеи звучит при воскрешенииЛемминкяйнена его матушкой, когда он был убит стрелой-змеей, причем этотрассказ, кажется, знаменует окончательное исцеление героя (XV, 591-608).
Вяйнемейненотправляется за «тремя словечками» для постройки лодки к исполинуВипунену, который его проглатывает, и герой терзает великана изнутри; тогдаВипунен, думая, что это болезнь, пытается (естественно, безуспешно) прогнатьего рассказом о происхождении болезней (XVII, 189-245), потом Вяйнемейненпринуждает его «петь вещей происхожденье» (XXII, 541-558), чтоосвобождает исполина от нежелательного общества героя. Наконец, поединокВяйнемейнена с Еукахайненом – это поединок знаний и магии: Еукахайнен пытаетсяпеть о происхождении мира, однако он лжет и проигрывает (III, 148-254),Вяйнемейнен пением повергает его.
Итак,основной магической силой, позволяющей побеждать врагов, является знание опроисхождении вещей (особенно лично врага); рассказ о первотворении оказываетсяв «Калевале» самым могучим оружием. И не только оружием.
Вяйнемейненпорезался и перевязка не может унять кровь (VIII, 187-204). Только рассказ опроисхождении железа помогает герою (IX, 27-265), а заклятия полностьюостанавливают кровь (IX, 269-416). Примечательно, что эти рассказ и заклятьяполностью занимают девятую руну, практически лишенную сюжета, — знания о миреоказываются важнее рассказа о подвигах героя. Третья, девятая, семнадцатая руныставятся в один ряд с такими эддическими песнями, как «РечиВафтруднира» и «Речи Альвиса» (поединок мудрости), «РечиВысокого» и «Речи Гримнира» (знания о мире).
Другимпримером функционирования рассказа о первотворении может послужить эпизодприготовления пива на свадьбу – без рассказа о том, как пиво было свареновпервые, оно не может быть сварено теперь (XX, 131-424); а также рассказВяйнемейнена о происхождении медведя во время «медвежьего праздника»– чтобы убитый зверь не рассердился (XLVI, 355-460).
Каквидим, все рассказы о первотворении чрезвычайно велики по объему, чтокрасноречиво говорит о роли, которую придавали сказители и слушатель эпоса этимповествованиям.
Нашобзор функций слова в «Калевале» был бы неполным без рассмотренияпроблемы правды и лжи. В магическом поединке ложь губит (Вяйнемейнен иЕукахайнен), однако в ритуале она допустима – убивший медведя Вяйнемейненговорит, что зверь погиб сам (XLVI, 489-496). Тройное вопрошание принуждаетответить правду ( напр.: XLII, 415-445), правда является своеобразным ключом квратам иного мира: стремящийся в Маналу Вяйнемейнен не может переправитьсячерез руку, пока (кстати, с третьего раза) не скажет о подлинной цели пути(XVI, 159-286). Кстати, мотив лжи как силы, препятствующей такой переправе,видим в эддической «Песни о Харбарде», где обманывает перевозчик.
Подведемитог. Воздействие слова представляется в «Калевале» доминирующим поотношению к действию, которое в большинстве случаев без слова бессильно. Приобращении к богам акцент делается не на ответной помощи богов, а на магическойсиле самого взывания, т.е. называние желаемого в будущем действия превращаетсяв совершение этого в настоящем. Из всех возможных видов заклятий наиболеемощным является рассказ о первотворении мира и отдельных его частей, это знаниеделает героя практически непобедимым. Величайшим оказывается не самыйвоинственный, а самый мудрый.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта venec.com/