Личностно - ориентированный подходв дополнительном образовании в коллективах художественно – эстетического направленияМОУ «Центр образования п. Угольные Копи»Под «дополнительным» образованием понимается мотивированное образование за рамками основного образования, которое помогает человеку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Личностно – ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого является отличительной чертой педагогики дополнительного образования. Целью дополнительного образования должно стать развитие личности, раскрытие творческого потенциала ребенка, его способностей через деятельность в различных областях творческой деятельности. Одна из главных задач педагога – пробудить у учащегося активную позицию в восприятии красоты окружающего мира через творчество, проявляя свою авторскую позицию, занимаясь в различных учебных группах дополнительного образования. Инновационными идеями дополнительного образования являются – гуманистическая направленность (самоопределение ребенка, свободный выбор профиля программы и времени ее освоения, педагога), индивидуализация обучения. В педагогическом потенциале дополнительного образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его реализации. Но дополнительное образование расширяет не только возможности ребенка в условиях свободного выбора вида деятельности, но и дает педагогу широкое поле деятельности для реализации своих возможностей и проявлении профессионализма. Педагогическую философию дополнительного образования можно выразить одним словом: сотворчество. Сотворчество как высшая форма общения педагога с учениками. Педагоги художественно – эстетического направления нашего Центра работают по созданным ими на основе типовых или авторских образовательным программам с внесенными изменениями и дополнениями, с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров обучения и воспитания, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Такие программы являются модифицированными или (адаптируемыми), что является инновацией, так как выходит за рамки образовательных стандартов. Учебно - тематическое планирование составляется с учетом всех этих особенностей. Диагностика результатов работы по программам связана с демонстрацией достижений обучающихся в танцевальных, вокальных, вокально - инструментальных коллективах в виде отчетных концертов, конкурсов, фестивалей; в театральном коллективе в виде представлений, спектаклей, инсценированных стихотворений; в коллективах декоративно – прикладного творчества – в виде выставок, защит творческих работ, в культурологических коллективах – в виде публичных выступлений, написания рефератов. Но даже эта щадящая аттестация не является главной целью. Важным является личностный рост каждого ребенка, его достижения. В МОУ «Центр образования п. Угольные Копи» работают следующие коллективы художественно – эстетического направления: музыкально – эстрадная студия, включающая в себя вокальные ансамбли, вокально – инструменталый, обучение игре на фортепиано; хореографическую и театральную студию, объединения ДПТ «Возвращение к народным традициям»; культурологические объединения – «Я – лидер», «Семь – Я», ритмика для начальной школы. Занимаясь в этих объединениях, очень важно проявлять свою индивидуальность и творческое видение, но авторская работа ученика в любом случае рождается в сотрудничестве с педагогом. Идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, взаимопонимание между ними, проникновение в духовный мир друг друга, взаимовлияние, а также совместный анализ хода и результатов творческой деятельности, определяют цели педагогической деятельности. Происходит встреча личностей педагога и ученика, ведь в дополнительном образовании сотворчество является высшей формой общения педагога с учеником. Успех определяется готовностью педагога исходить из возможностей и уровня развития творческих способностей ребенка. Такое взаимопонимание особенно важно при индивидуальной работе в сольных проектах вокалистов, отработке ролей в театральном и культурологических коллективах, работе музыкантов – инструменталистов, изготовлении изделий декоративно – прикладного творчества. В то же время в вокальных, танцевальных, вокально – инструментальных и театральных коллективах традиционно исходным результатом является коллективная работа, в процессе которой важно сохранить автономность личности, развить неповторимость каждого ребенка, избежать процессов нивелирования личности. При коллективной работе педагогу приходится решать дополнительные задачи в рамках концепции личностно – ориентированного образования, выстраивая стратегическую линию развития творческой группы.^ Выбор репертуар