Открытиеи заселение Исландии явилось одним из результатов походов викингов. Известныйисландский ученый Йонас Кристианссон пишет: «На своих быстрых и прочныхсудах викинги пересекали моря, как молния, обрушивались на острова и побережьеи пытались создать новые государства на западе — в Шотландии, Ирландии и Англии,на юге — во Франции и на востоке — на Руси.
Ноплемена, населявшие эти земли, были настолько могущественны, чтонемногочисленные группы чужеземцев постепенно растворились среди местногонаселения, утратив свои национальные черты и язык.
Викингимогли продержаться лишь на тех землях, которые до их прихода не были заселены.Исландия осталась единственным государством, созданным в этот период викингами.
АрнМудрый (1067-1148), первый исландский автор, написавший краткую историюИсландии (»Книга об исландцах"), сообщает, что первый поселенецобосновался там «через несколько лет после 870 года. Согласно же другомудревнему источнику, это произошло в 874 году».
Историяисландской литературы, как, собственно, и история страны, насчитывает болеетысячи лет.
Вовсем мире известны сказания о богах и героях, дошедшие до нас благодаря песням«Старшей Эдды».
«СтаршаяЭдда» — это сборник мифологических и героических песен, сохранившийся вединственном списке — «Королевском кодексе», найденном в Исландии в1643 году.
Донедавнего времени этот пергамент хранился в Копенгагене, но в апреле 1971 годамногие древнеисландские рукописи, по решению датского парламента, были переданыв Исландию, где в ее столице — Рейкьявике — был создан Институт рукописейИсландии, целью которого является способствовать распространению знаний о языкеисландского народа, его литературе и истории. Вся древнеисландская поэзияраспадается на два вида поэтического искусства — эддическую поэзию и поэзиюскальдов.
Эддическаяпоэзия отличается тем, что авторство ее анонимно, форма её относительна проста,а рассказывает она о богах и героях, либо содержит в себе правила житейскоймудрости.
Особенностямиэддических песен является их насыщенность действиями, каждая песнь посвященаодному конкретному эпизоду из жизни богов или героев, и их предельная краткость.«Эдду» условно делят на 2 части — на песни о богах, в которыхсодержатся сведения по мифологии, и песни о героях.
Самойзнаменитой песней «Старшей Эдды» считается «Прорицаниевёльвы», в которой дается картина мира от его сотворения до трагическогоконца — «гибели богов» — и нового возрождения мира.
Ранняяисландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэмпосвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даромверховного бога Одина.
Естьв «Старшей Эдде» и песни общегерманского происхождения — например, песнио Сигурде и Атли. Сказание это южно-германского происхождения и наиболееизвестно по «Песни о Нибелунгах».
Правилапоэзии и пересказ древнескандинавской мифологии содержится в «МладшейЭдде», принадлежащей скальду Снорри Стурлусону (1178-1241).
Нарусский язык «Старшая Эдда » переводилась три раза — первый разталантливой переводчицей и исследователем древнеисландской литературы С.Свириденко, в советское время — А. Корсуном, и совсем недавно — В. Тихомировым,подготовившим свой перевод совместно с крупнейшим современнымскандинавистом-медиевистом О. Смирницкой.
Дореволюции 1917 года в России существовало великое множество переложений ипересказов древнескандинавских мифов. После 1917 года было опубликовано лишьодно переложение этих мифов для детей, принадлежащее Ю. Светланову.
Однаконедавно на русском языке появилась прекрасная книга современного датскогописателя Ларса Хенрика Олъсена «Эрик сын человека», представляющеесобой в увлекательной форме написанное путешествие по миру богов и героев.
Скандинавская мифология.
Культуравикингов 1 (германские племена, Швеция и «Беовульф», движениевикингов, языческие святилища, древнескандинавские обычаи, рунический орнамент,«Старшая и Младшая Эдда», скальды, саги).
Германо-скандинавскиенароды относятся к индоевропейской языковой семье, что роднит их с такимигеографически далекими культурами, как скифы, персы, индийцы. Однакосравнительно рано из общего ствола индоевропейцев выделилась западная ветвь, включающаягреков, италиков, кельтов, славян, балтов и германцев. Эти этносы сыграликолоссальную роль в судьбах Европы и мира. Общеизвестно значение греков иримлян, как создателей уникальной античной цивилизации. Но не меньшее место вистории занимает и так называемая «Варварская Европа», котораянаходилась в сложных отношениях с миром античности, а позже пришла ему на смену,впитав греко-римское наследие и усвоив уроки прошлого. Одним из ведущих народов«Европы варварских полей» и были германцы.
Импринадлежала ключевая роль Великого переселения народов. Германские племена:готы, вандалы, герулы, бургунды, англы и саксы, лангобарды, франки покидаютземлю предков и создают свои королевства на территории бывшей Западной римскойимперии. Ряд этих государств составил позднее основу средневековой Европы.
Участиедревних германцев в многочисленных воинах и частая перемена мест обитаниясказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнейиндоевропейской касты жрецов и религиозные обряды проводились вождями, либонаиболее уважаемыми людьми. В силу указанных причин, а также раннейхристианизации, германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде.Но сохранился ее скандинавский вариант.
Скандинавскиеплемена, за исключением готов, бургундов и герулов, не приняли участия вВеликом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие.Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С Зв.н.э. она входит в полосу экономического и культурного расцвета — такназываемый Вендельский период. Связи скандинавов распространяются от Британскихостровов до Средней Волги, в искусстве сложился международный «вендельскийстиль», в котором прослеживается и римское, и восточное (сарматское)влияние. Особое значение для его создания имела ирландо-шотландская традиция.Посредниками между скандинавами и кельтами, видимо, выступали англо-саксы (чтоподтверждается как раскопками погребений в Сеттон Ху (восточное побережьеАнглии), так с другой стороны анализом англосаксонского эпоса«Беовульф», рассказывавшего о легендарных событиях в Швеции и Дании, нос рядом кельтских мотивов (подводные великаны, отрубленная кисть и т.д). Ноподлинным центром нового искусства, охватившего европейский континент дофранкской державы и Лангобардской Италии была Швеция и такие ее поселения, какУпсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.
Однако,период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпохуПереселения народов и получившее название «движение викингов».
А.П.Гуревич описывает это явление так: «В мире скандинавов в конце 8, первойполовине 9 веков произошел резкий сдвиг — перерыв в постепенном развитии. Срединих появляется новый тип — смелые мореплаватели, искатели добычи, приключений ивпечатлений, имеющие связи в разных странах. Короче, прежний и привычный стройжизни был сломан, сделался невозможным» (Гуревич А.И. //Походы викингов.М.).
Этилюди (их называли викинги — слово «викинг» — происходит от«вик» — «бухта», «залив», или «викингр»- «пират», «налетчик»)- собирались в боевые дружины иходили в далекие морские походы. Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция,Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Проникали они (подименем варягов) и в Византию и восточную Европу (известна их значительная, хотяи неоднозначная роль в создании Киевском Руси).
Длявоенных походов викинги строили свои знаменитые «драконьи корабли» (сносом, украшенным изображением зверя или дракона). Они делались из дерева, имелиизящную форму, достигая иногда З0 м в длину, вдоль бортов вывешивались щиты, закоторыми укрывались гребцы.
Переменызатронули различные стороны жизни древних скандинавов. В это время зародились ибыстро достигли процветания их новые города.
Важноезначение имели также религиозные центры. В Упсале (Швеция) имелся знаменитыйязыческий комплекс, посвященный Одину, Тору, и Фрейру — верховной триадескандинавского пантеона, (точная иллюстрация трехчленной структурыиндоевропейской мифологии Дюмезиля — магическая власть, военная сила, плодородие).
Особеннопрославлен был храм Фрейра (легендарного родоначальника шведских королей).Древние боги почитались в виде деревянных идолов, сохранилось описание статуиТора (в натуральную величину), сидящего в колеснице, запряженной козлами. Вжертву богам приносили домашних животных, оружие и драгоценности, а иногда илюдей.
Существовалитакже и священные рощи. Представление о языческих святилищах можно отчастиполучить по поздним христианским церквям. В Боргунде (Норвегия) был построенхрам, напоминающий деревянные соборы русского Севера. При этом, он как и егославянские аналоги, был мало похож на христианские церкви западноевропейскогоили византийского канонов. Возможно, на характере деревянных северных церквейсказались архитектурные традиции, восходящие раннесредневековой общностинародов Балтийского моря.
Домаскандинавов имели прямоугольную форму. Они строились из деревянных досок илипрутьев, обмазанных глиной. Крыша обычно покрывалась соломой. Каркас домаподдерживали деревянные столбы, покрытые резным орнаментом. На стенах внутривисели гобелены из шерсти, вдоль стен размещались деревянные настилы.
Вкаждом доме имелся ткацкий станок, большинство людей носили домотканую одежду.У мужчин это были полотняные рубахи и шерстяные штаны, поверх которыхнадевалась туника с длинными правами. Туника перетягивалась поясом. Зимой людиходили в меховых шубах или плащах, заколотых на плече специальной булавкой.
Женщиныносили поверх платья длинные туники, состоявшие из двух прямоугольных кусковткани, скрепленных на плечах ремешками и двумя большими брошами. Они отращивалиочень длинные волосы, связывая их узлом на макушке. Мужчины же имели обычноволосы до плеч, иногда заплетая косички по обе стороны лица. Бороду такжезаплетали в косицу.
Женщиныу древних скандинавов пользовались значительной самостоятельностью, в частностиимели право на развод. Вообще германцы, так же, как и кельты, верили в их вещуюсилу. Некоторые женщины, исповедовавшие культ Фрейи, являлись прорицательницамии толковательницами снов.
Перемены,сопровождавшие появление «движения викингов», затронули и сферудекоративно-прикладного искусства. Вендельский звериный стиль сливается сленточным орнаментом. Появляется образ большого зверя, заполняющего плоскостьизображения так называемых рунических камней. Рамкой данному изображениюслужили изощренно переплетенные змеи или один дракон, кусающий себя за хвост.На этих лентообразных чудовищах помещались руны — языческие письменные знаки.(Кстати сам рунический алфавит, известный со П в. н. э., в эпоху викингов такжепережил трансформацию).
Посравнению с предшествующим периодом, искусство приобрело экспрессию и некуюхаотичность. Уже современников поражали скандинавские изделия, с присущими имсюжетами смертельной борьбы людей и животных, конвульсивно вцепившихся друг вдруга чудовищ, культом смерти и уничтожения. Это искусство отражало севернуюэпоху викингов, с ее крушением старого мира…
Викингисовмещают в себе черты воинов, купцов и путешественников. Они открыли изаселили Исландии (правда, встретив уже живущих там ирландскихмонахов-отшельников). Оттуда смелые мореплаватели проникли в Гренландию и дажев Северную Америку, где основали свои поселения.
ОсвоениеИсландии сыграло ключевую роль в судьбе древнескандинавской цивилизации (вполнесопоставимую со значением Ирландии у кельтов).
Здесьнадо иметь в виду, что культура викингов возникла и развивалась уже вхристианскую эпоху, представляя собой своего рода, «запоздалые цветысеверного язычества». (Возможно, это обстоятельство объясняет ее сумрачныйколорит, ощущение грядущей катастрофы. Носители викингской культуры как быпредчувствовали свою историческую обреченность). Втягивание скандинавов в жизньконтинентальной европы неизбежно влекло за собой их крещение, нередкосопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс проходилсравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие,а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.
Отчасти,благодаря последнему обстоятельству и сохранилась древнескандинавская мифология.Исландцы были народом поэтов. Поэзия на острове подразделялась на эддическую искальдическую. Первая (в основном, к ней относятся песни, включаемые в такназываемую «Старшую Эдду», записанную в Исландии в ХIII в.) имеласравнительно простую форму, но богатое мифопоэтическое содержание. Вторая, былачрезвычайно сложна по стилю, хотя рассказывала обычно о простых вещах — битвах,пирах, прославляла военных вождей. Скальдическая поэзия моложе эддической, ибопоявилась одновременно с движением викингов. Литературоведами онарассматривается, как «своего рода мутация» В скальдической поэзии, подобноскандинавскому орнаменту, культивировалась вычурная, запутанная форма. Ееавторы — скальды (поэты-певцы) выработали целую систему метафор, получившихназвание «кеннингов». Они говорили «снег чаш», «костиземли», «путь угрей», «медведь морских струй», «темныйдракон щита», а подразумевались: серебро, горы, море, корабль, конь. Современем, кеннинги усложнялись, составляясь не из двух, а из трех и более слов.Так, «береза звонкого костра руки» означало «женщина»(«звонкий костер руки»- золото; «береза золота»- женщина.Кеннинг в кеннинге) .
Вместес тем, скальдическая традиция взаимодействовала с эддической, черпая в мифах иэпосе сюжеты для своих метафор.
Викингисоздали и прозаический жанр литературы — саги, которые могли рассказывать обисторических событиях, биографиях отдельных людей. Были саги, в которых имелосьмного сказочных мотивов — их называли «лживыми сагами».
Наконец,существовала особая группа историй, посвященная легендарным героям. Самаяизвестная из них — «Сага о Вельсунгах», сюжеты которой присутствуют ив литературе континентальных германцев («Песнь о Нибелунгах» и др.).
Но,пожалуй, знаменитейшей книгой Исландии и всей древней Скандинавии является«Младшая Эдда». Ее написал в XIII в. исландец Снорри Стурлусон. В«Младшей Эдде» рассказы о древних богах изложены с такой полнотой, чтоскандинавская мифология, наравне с греческой и индийской может считатьсянастоящим эталоном, с которым удобно соотносить фольклорные традиции другихиндоевропейских народов. Причем, здесь сохранилось много космогонических иэсхатологических сюжетов (чего так не хватает ирландским легендам). Безусловно,на характер их описания наложила отпечаток природа Исландии, грандиозная ипервозданная «как в первый день творения».
Культуравикингов 2 (характеристика скандинавской мифологии, типы богов Скандинавии, культурноенаследие викингов).
Знакомствос природой, историей, образом жизни древних скандинавов позволяет лучше понять,как на скудной северной почве могло вырасти такое великолепное древо преданий.На его причудливую форму, безусловно, повлиял «перерыв в постепенномразвитии».
Содержаниескандинавских мифов, рассказывающих о подвигах и приключениях небожителей, существенноушло от праиндоевропейских сюжетов. (Ж. Дюмезиль считал, что это вызвано мощнымвлиянием военных вождей при сильно ослабленном или вообще отсутствующемжречестве).
Скандинавскиебоги хорошо отождествляются с древнегерманскими, но их функции и место в пантеонепретерпели определенное смещение. Например, изменилось положение Громовержца(ТОР) и Бога Ясного Неба (Тюр). Оба эти персонажа были оттеснены, соответственнона второе и третье места Культурным Героем — Одином, богом военной магии ипосредником на путях живых и мертвых, напоминающим греческого Гермеса. (Наразрастание его культа мог оказать влияние шаманизм финно-угорских народов, скоторыми скандинавы активно контактировали в сер. 1 тыс. н. э.).
Вскандинавской мифологии выделены две группы богов: меньшая — «ваны», олицетворяющаяплодородие и большая «асы», связанная с военной функцией. Иногдасчитают, что асы могли быть богами викингов, в то время как ванов предпочиталиих оседлые сородичи.
Несмотряна христианизацию, представители обеих групп нашли отражение в названиях днейнедели:Англия Голланд. Германия Норвегия Франция Италия Испания Monday Maandag Montag Mandag lundi lunedi Lunes Tuesday Dinstag Dienstag Tirsdag mardi martedi Martes Wednesday Woenstag Mittwoch Onstag mercredi mercoledi Miercoles Thursday Donderstag Donnerstag Torstag jeudi giovedi Jueves Friday Vrijdag Freitag Fredag vendredi venerdi Viernes Saturday Zaterdag Samstag Lordag samedi sabato Sabado Sunday Zondag Sonntag Sondag dimanche domenica Domingo
Разумеется,здесь сказалось влияние астрологии (поскольку имена богов связаны с небеснымителами) и Библии (название “суббота”, данное шестому дню недели). Тем не менее,показательно присутствие имен главных индоевропейских мифологических персонажей,соотносимых с выделенными в данной работе основными типами богов. Наиболеечистый пример являют германские языки. Вторник – день Тиу/Тюра (Бог ЯсногоНеба). Среда – день Водана/Одина (Культурный Герой). Четверг – день Донара/Тора(Бог Грома. Любопытно, что в России, где громовержец Перун контаминировался сИльей Пророком, “ильин день” приходился также на Четверг). Пятница – день Фрейи(Великая Богиня. В России функции Великой Богини отчасти перешли на ПараскевуПятницу). Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.
Но,разумеется, древнескандинавская мифология оставила след не только в календаре.На окраинах северного мира ее не забывали в течение всего Средневековья. В XYIIвеке возникло явление, названное «скандинавским ученым ренессансом».Началось собирание древних рукописей. В ХYШ в. они были широко изданы в Европеи подхвачены романтиками. Северные легенды (кельтская и скандинавскаямифологии) послужили вдохновляющим источником для английского художника, поэтаи мыслителя Уильяма Блейка. Языческие образы вошли в его стихи и картины, хотяи были творчески переосмыслены. Великану Имиру у Блейка соответствует гигантАльбион (графический лист «Танец Альбиона» и др.), содержащий в себевсе человечество. Боги Один и Локи сопоставимы с демиургом Юрайзеном и демономбунта Орком; молотобоец Тор напоминает блейковского бога творчества Лоса.Наконец, апокалиптический рев вечного волка, проходящий через всю поэму Блейка«Америка. Пророчество», разнообразные изображения чудовищногоморского змея Левиафана — вызывают в памяти персонажей Эдды — Волка Фенрира иМирового змея Ермунганда, появление которых на поверхности земли знаменуетсобой конец времен.
Великолепныесюжеты эддической мифологии неоднократно обыгрывались в литературе. К нимобращались Р. Хеббель (трилогия «Нибелунги»), поэт и драматург Ж.Жироду (пьеса «Зигфрид»), Наконец, современный жанр«фэнтази» в значительной степени основан на скандинавских мотивах. Обэтом говорит уже само название главного романа отца-основателя«фэнтази» Д. Толкиена — «Властелин колец» (образ проклятогокольца заимствован из героических песен Эдды).
Скандинавскиемикологические сюжеты проникают и в русскую литературу, известна лубочнаясказка «Еруслан Лазаревич», в которой действует царь Огненный ШитПламенное Копье, разъезжающий на восьминогом коне по небу, в данном персонажелегко угадать скандинавского Одина. Любопытно, что эту сказку А.С. Пушкинположил в основу «Руслана и Людмилы». Правда, Огненный царь неперешел в поэму, его заменил Черномор, но зато в ней сохранена говорящая головавеликана, имевшая прообразом мертвую голову исполина Мимира, с которой Одинлюбил держать совет.
Изобразительноеискусство, в период после Блейка, также нередко обращалось к сюжетам северноймифологии, в том числе, естественно и в самих скандинавских странах. СкульпторГ.З. Фрейд в первой половине ХХ в. создал изображение Одина (Копенгаген, Национальныймузей). Правда, оно еще слишком академично и похоже на известные статуи Зевса, еслине считать двух волков, лежащих по обе стороны от ног, сидящего на троне бога.Другая скульптура Фрейда — крылатый Локи (Копенгаген, Новая КарлсбергскаяГлиптотека) лучше показывает коварный и мятущийся дух этого персонажа. Позже, встолице Дании один из парков был украшен скульптурными группами на эддическиесюжеты. Среди них — Гевьон, ведущая упряжку из четырех быков (скульптор А.Бунгор). По преданию, она отпахала от Швеции остров Зеландию, на котором и былоснован Копенгаген. Но наиболее удачна, пожалуй, конная статуя валькирии С.Синдинга, хорошо выражающая неистовость воинственной девы.
Особуюроль в пропаганде северноевропейского наследия принадлежит неомифологическомунаправлению в культуре и его основоположнику Рихарду Вагнеру. Немецкийкомпозитор создал величественную оперную тетралогию «КольцоНибелунга», основанную на скандинавской версии эпоса, густо насыщенноймифологическими образами, оказал влияние на русскую школу музыки. Это видно, например,из сравнения его произведений с операми Н.А. Римского-Корсакова «Легенда оНевидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Кащей Бессмертный».Музыкальный образ Китежа, русского духовного идеала перекликается свагнеровским Граалем, а в Кащеевне мы узнаем тип валькирии.
Наконец,неоспоримо воздействие немецкого композитора на формирование стиля модерн, ярковыразившегося в архитектуре Европы и России. В Манхейме (Германия) был создандаже Зал Нибелунгов. В его оформлении важное место занимает большой лепной фриз,изображавший сюжеты эпоса в манере, стилизованной под скандинавский плетеныйорнамент.
ВПетербурге, Москве и ряде других российских городов некоторые здания этой эпохивключают в свой декор маскароны в виде мужских и женских голов в оперенныхшлемах. Их тип резко обличен от типа Гермеса (также имевшего крылатую шапку).Можно с большой долей уверенности признать в мужских ликах изображение Одина(Вотана, Водена), а в женских — валькирии. Именно одетыми в крылатые шлемыпредставлялись Вагнеру герои его опер. Такими они и вошли в наше сознание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта throneofice.ucoz.net/