Реферат по предмету "Разное"


Ания определяются тем, что экономика кнр и её сельское хозяйство развиваются в последние десятилетия бурными темпами, намного превосходящими общемировой уровень

ВведениеАктуальность темы исследования определяются тем, что экономика КНР и её сельское хозяйство развиваются в последние десятилетия бурными темпами, намного превосходящими общемировой уровень. Это позволило Китаю стать лидером на мировой арене, значительно повысить уровень жизни как городского, так и сельского населения. Сельская экономика сталкивается в начале третьего тысячелетия с острой нехваткой водных и земельных ресурсов; с многомиллионными избыточными трудовыми ресурсами; с нарастающими проблемами в социальной сфере, особенно, в области образования и здравоохранения. Повышенную остроту необходимости решения перечисленных проблем придаёт вступление Китая в ВТО и большая открытость продовольственных рынков страны, что резко повысило уровень конкуренции в аграрной сфере. Возможности улучшения экономической ситуации в сельском хозяйстве во многом связаны с совершенствованием механизма государственного регулирования аграрной сферы. Роль сельского хозяйства, сельской экономики, деревни («сань нун» или «трех сельских») в жизни страны огромна. С одной стороны, от деревни зависит обеспечение продовольствием почти 1,3 млрд. населения, промьшшенности сельскохозяйственным сырьем, а значит сохранение социальной стабильности общества, возможность реализации грандиозной стратегической программы модернизации. С другой, в силу масштабов территории сельских районов и преобладающей численности сельского населения, решение любой социально-экономической проблемы общенационального характера нельзя осуществить, минуя деревню. Если проблема не решена в деревне, значит она не решена в стране в целом. Как показывает практика, именно государственное регулирование позволяет обеспечить оптимальные условия для развития сельского хозяйства и взаимосвязанных с ним отраслей. Между тем такой механизм государственной поддержки сельского хозяйства КНР всё ещё находится в стадии становления и пока далеко не полностью обеспечивает потребности интенсивного роста аграрной сферы. Задача его полного развития и оптимизации является одной из наиболее актуальных. В китайском обществе активно дискутируется вопрос о методах развития и преобразования сельского хозяйства. Обсуждение проблем аграрной политики на международном уровне свидетельствует о противоборстве в этом отношении различных государственных доктрин и, в конечном счете, о жесткой экономической борьбе государств, придерживающихся разных стратегий аграрного развития. Особый путь аграрного реформирования избрал Китай. Здесь ставится задача не изменения общественной системы, а устранения ее недостатков. Особое место занимает решение земельного вопроса в Китае. Участки земли на условиях подряда переданы крестьянским дворам. Сущность семейного подряда в сельском хозяйстве состоит в его способности стимулировать материальную заинтересованность крестьянского двора в развитии производства. Система семейного подряда, пройдя период становления и совершенствования, стала основной формой организации производства в деревне. Это привело к тому, что с одной стороны окрепла и усилилась коллективная экономика, а с другой, быстрыми темпами стали развиваться частно-индивидуальный сектор, совместные предприятия и производственные объединения. В агропромышленном комплексе Китая произошел переход к диверсифицированной системе, объединяющей разные формы собственности и сохраняющей доминирующее положение общественной собственности. В стране сформировалась система разных форм реализации коллективной собственности, на базе чего начали свое развитие многообразные экономические процессы, которые вызывают большой интерес и многочисленные дискуссии. За годы реформы в агросфере, сельской экономике произошли глубокие сдвиги. Преобразование производственных отношений, ускорение процесса общественного разделения труда и развития товарно-денежных отношений привели к формированию рыночной системы. Одновременно начался переход от полунатуральной к товарной экономике, от традиционного к современному производству, усиливается процесс сельской урбанизации. Новый механизм экономического регулирования изменяет традиционные формы экономического поведения субъектов экономики, становится движущей силой ускорения ее развития. Уже почти тридцать лет Китай осуществляет переход от плановой к рыночной экономической системе с китайской спецификой. Глубокие прогрессивные сдвиги в экономической и социальной сфере в ходе постепенных реформ в Китае происходят на фоне динамичного развития общественного производства, и последовательного роста доходов и уровня жизни значительной части населения. Результат реформ, выраженный в темпах экономического развития Китая, оказывается впечатляющим. Рынок стал строгим и чрезвычайно эффективным средством проверки и контроля, нежели любая форма административного вмешательства. При этом социалистический плановый рынок является полностью открытой, беспрепятственно и гармонично функционирующей системой, позволяющей эффективно применять меры государственного регулирования в целях дальнейшего подъема экономики страны. Однако, несмотря на, что с начала реформ прошло почти 30 лет, в экономике страны в целом и сельского хозяйства в частности остается еще много нерешенных проблем, в том числе новых, вызванных к жизни проводимыми преобразованиями. Основной целью исследования является анализ опыта и проблем реформирования сельского хозяйства в КНР, определение перспектив его развития и разработка рекомендаций по повышению эффективности регулирования процессов реформирования сельского хозяйства КНР. Объектом исследований является экономика национального и сельского хозяйства Китая, а также крестьянские и коллективные хозяйства, волостные и поселковые предприятия КНР. Предметом исследований являются процессы, происходящие в сельском хозяйстве Китая, а также факторы, оказывающие влияние на экономику аграрного сектора и повышение его эффективности в условиях нового этапа реформирования экономики, в том числе совокупность социально-экономических и организационных отношений по формированию, функционированию и развитию механизма государственной поддержки сельского хозяйства Китая. Научная новизна работы определяется комплексным анализом состояния экономики аграрного сектора в связи с новым этапом реформирования народного хозяйства Китая. Показано возрастание влияния общественной собственности и рынка при социалистических преобразованиях на экономику в аграрном секторе, значение поэтапного проведения реформ по нарастающей, т.е. постепенности реформенного процесса с существованием двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной с увеличением доли рынка. Уточнена концепция модернизации сельского хозяйства в процессе аграрных преобразований, установлена роль семейного подряда, снабженческо-сбытовой кооперации, волостных и поселковых предприятий, а также подсобных промыслов в эффективности подъема отраслей сельского хозяйства на новом этапе реформирования. Изучено влияние роста волостных и поселковых предприятий, реформирования системы закупочных цен и снабженческо-сбытовой деятельности, модернизации государственных планов и макроэкономического контроля, роли бюджетных капиталовложений, банковских кредитов и инвестиций из-за рубежа на повышение эффективности сельского хозяйства. Выявлены закономерности в изменении экономики аграрного сектора, вызванные изменением особенностей семейного подряда, роли волостных и поселковых предприятий, развития свободных экономических зон и изменениями в государственном регулировании инвестиций, в том числе иностранных, в сельскохозяйственное производство.^ Глава 1. Развитие аграрного сектора экономики как следствие проведения реформ 1950-х годов 1.1 Земельная реформа и ее результаты К моменту победы народной революции Китай представлял собой отсталую аграрную страну. В деревне, тяжело пострадавшей от длительных непрерывных войн (гражданских и антияпонской), наблюдалось тесное переплетение старых феодальных отношений с новыми капиталистическими: крестьянство было включено в различные социально-экономические формы, взаимно переплетавшиеся или напластовавшиеся одни на другие. Разумеется, степень воздействия капитализма на аграрный сектор в различных районах страны была не одинакова. В деревне, как правило, преобладали феодальные методы эксплуатации крестьян. Китаю в силу его природных и демографических особенностей в XX веке был свойствен земельный голод или, как там принято характеризовать ситуацию, в стране «людей много, а земли (пахотной) мало». При этом в течение нескольких десятилетий до образования КНР обрабатываемая площадь практически не увеличивалась. Более половины всей обрабатываемой земли принадлежало деревенской верхушке (помещикам и кулакам), составлявшим около 10% сельского населения. Согласно подсчетам ученых за 1950 - 1957 года, можно сделать вывод, что непосредственно перед победой революции помещики (3% сельского населения) имели примерно 38% пахотной площади, кулаки (5% сельского населения) владели 15% пашни, и 2% обрабатываемых земель принадлежало другим категориям землевладельцев (храмам, монастырям, школам, местным органам власти, зарубежным китайцам, представителям промышленного капитала).1 На долю трудового крестьянства, составлявшего около 90% населения деревни, приходилось 45% пахотных угодий. При этом середняки (приблизительно 20% сельских жителей) владели 21% пашни. Следовательно, почти 70% крестьян имели в своем владении 24% пашни. Эти малоземельные и безземельные жители села вынуждены были арендовать землю у помещиков и кулаков или же наниматься в качестве поденщиков (батраков). Как для помещичьего, так и для крестьянского землевладения была характерна раздробленность (чересполосица); земля одного владельца обычно не представляла единого массива, а была разбита на ряд полос небольшой величины. Даже ничтожные земельные владения крестьян-бедняков состояли из нескольких участков. Так, в среднем на 100 крестьянских семей приходилось до 800 участков, которые были разбросаны на расстоянии от 0,5 до 2 км один от другого.2 Это была одна из важных особенностей китайского земледелия. В течение первой половины XX века материально-техническая база в сельском хозяйстве Китая оставалась почти в том же состоянии, в каком она сформировалась к моменту падения Цинской династии (1911 год). Почти всю свою землю помещики сдавали мелкими участками в аренду безземельным и малоземельным крестьянам. Многие кулаки, привлекавшие для производственной деятельности наемную рабочую силу, также сдавали в аренду часть принадлежавшей им земли (порой до 50%). Основным производителем сельскохозяйственной продукции был мелкий крестьянин (бедняк или середняк). Тем не менее, китайское сельское хозяйство отличалось сравнительно высокой товарностью. Характерная черта сельского хозяйства в старом Китае - вынужденная продажа зерна и другой продукции из-за нужды. Часто крестьянин продавал оставшееся у него высококачественное зерно (рис, пшеницу), а покупал дешевое (просо, гаолян или же батат). Сложившаяся в стране система землевладения и землепользования, сама по себе способствовавшая обнищанию широких крестьянских масс, дополнялась колоссальным аграрным перенаселением и скрытой безработицей. Исследования ученых, проводившиеся в китайской деревне, показали, что взрослый работник в мелком бедняцком хозяйстве был занят в земледелии 50 - 80 дней в году. Даже в сравнительно крупном середняцком хозяйстве он редко был занят более 120 дней. Все остальное время земледелец фактически оставался без, работы, причем, «чем беднее крестьянин, тем больше он вынужден бездействовать, ибо ему негде приложить свою рабочую силу»3. В особенно трудном положении оказывалась крестьянская молодежь, не находившая применения своим силам в хозяйстве родителей. Она вынуждена была пополнять ряды батраков, мелких арендаторов, городских безработных. Повседневная жизнь трудового сельского населения Китая была полна трудностей и лишений. Огромные массы безземельных арендаторов, поденщиков, владельцев крохотных парцелл были задавлены нищетой. Из года в год они с трудом сводили концы с концами, не имея даже слабой надежды на какое-либо улучшение своего существования. Оценивая ситуацию в сельских районах страны в 1936 году, китайский этнограф Фэй Сяотун писал: «Основная проблема китайской деревни это снижение доходов крестьян до такого уровня, при котором уже трудно обеспечить прожиточный минимум. Голод - такова реальность крестьянской жизни»4. Преобразования аграрных отношений в ходе революционной борьбы начались задолго до образования КНР. В годы антияпонской войны (1937-1945) в освобожденных районах, наряду с сокращением арендной платы проводилась конфискация земли и другого имущества у помещиков, вставших на путь предательства и сотрудничества с японскими захватчиками. Конфискованные земли распределялись между крестьянами. После разгрома Японии аграрные преобразования осуществлялись в соответствии с «Указом по земельному вопросу от 4 мая 1946 года ». В сентябре 1947 года на Всекитайской аграрной конференции были приняты «Основные положения земельного закона Китая». После Провозглашения КНР Центральным Народным Правительственным Советом Китая был принят «Закон о земельной реформе» (28 нюня 1950 года). В большей части КНР аграрные преобразования были осуществлены к концу 1952 года, исключая некоторые национальные окраины, где реформа продолжалась еще несколько лет. В результате земельной реформы 300 млн. безземельных и малоземельных крестьян безвозмездно получили около 46,7 млн. га обрабатываемых земель. Несмотря на острый земельный голод, в ряде густонаселенных провинций Китая не возделывались значительные массивы пахотных земель. Их естественное плодородие было настолько истощено, что при существовавших социально-экономических условиях использование этих земель оказалось невозможным. После проведения аграрных преобразований, заброшенные земли вновь стали постепенно включаться в хозяйственный оборот. В небольших количествах началось освоение целины. Уже в 1952 году обрабатываемая площадь Китая составляла без малого 108 млн. га. Распределение обрабатываемой площади Китая описано в таблице 1.^ Таблица 1. Распределение обрабатываемой площади КНР после аграрной реформы млн. га в % Трудовое крестьянство 98,8 90,7 Кулаки 6,9 6,4 Бывшие помещики 2,9 2,7 Госхозы 0,2 0,2 Источник: Курбатов В.П., «Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология», М.,1996.Таким образом, почти все обрабатываемые земли формально были переданы в собственность крестьянам. Новые власти, ставившие своей целью построение социалистического, а затем и коммунистического общества, вынуждены были считаться с тем, что частная собственность на землю существовала в Китае длительное время, а крестьянство глубоко прониклось собственническим инстинктом. Одной из важнейших пружин революционной борьбы был лозунг: «Каждому пахарю - своё поле»; осуществление его отвечало коренным интересам и желаниям крестьянства и обеспечивало государству поддержку с его стороны. Доля земель, формально отошедших в собственность крестьянам, в общей земельной площади КНР была сравнительно невелика (приблизительно 12%) хотя, с экономической точки зрения, это - практически все наиболее ценные земли. В пригородных районах крупных городов были национализированы все земли, конфискованные у помещиков и реквизированные у кулаков и общественных организаций. Земли же крестьян (в том числе и земли кулаков, которые они обрабатывали сами или с помощью наемного труда) оставались в собственности прежних владельцев. Земельная реформа практически не отразилась на состоянии пахотного фонда, чересполосица и распыленность земельных участков по-прежнему оставалась характерной особенностью китайского земледелия. Не была ликвидирована в деревне и скрытая безработица. Тем не менее, аграрные преобразования в Китае явились радикальной чисткой поземельных отношений от пережитков феодализма и привели к установлению в стране системы мелкого крестьянского землепользования. Положение крестьянства заметно улучшилось. Оно избавилось от необходимости ежегодно выплачивать землевладельцам арендную плату, равнявшуюся по стоимости 30 млн. т зерна, а также от других платежей и поборов, равных по сумме 20 млн. т зерна. В ходе реформы крестьяне, наряду с землей, получили и часть помещичьего имущества: сельскохозяйственные орудия, скот, постройки, включая жилые помещения. Трудовая активность крестьян заметно повысилась, что обеспечило сравнительно быстрое достижение довоенного уровня сельскохозяйственного производства. Основным производителем по-прежнему был мелкий земледелец, но теперь он работал на себя. Крестьяне стали лучше питаться, предъявлять спрос на промышленные товары. Сократилась продажа зерна и другой продукции из-за нужды, а вместе с тем упала товарность сельского хозяйства. В результате, сразу же по завершении земельной реформы, правительство вынуждено было в законодательном порядке ввести систему плановых закупок зерновых продуктов, а затем хлопка, масличных культур, табака, джута и кенафа, рами, пеньки, сахарного тростника, шерсти, шкур крупного рогатого скота, тунгового масла, яблок и цитрусовых, идущих на экспорт. Система плановых закупок преследовала также цель ограничить рост капиталистических тенденций среди крестьянства. Эту же задачу выполняла налоговая политика государства. Кулаки, например, вносили в виде налога до 30% своего годового урожая - примерно в два раза больше, чем середняцкие хозяйства.1 Централизованные закупки и распределение не только дали необходимые для индустриализации продовольствие и сырье, но и стали главным методом изъятия накоплений из сельского хозяйства. Введенная система фактически ограничивала свободу вступления крестьян на городской рынок, разрывала связи между ними и частными торговцами продовольствием и сырьем. Централизованные закупки, проводившиеся в значительной мере методами принуждения, тяжким бременем легли на крестьянство. Они ограничили потребление единоличных хозяйств и превратились в своеобразную дань, взимаемую с крестьянства, что неизбежно должно было вызвать его недовольство, особенно зажиточных слоев. Однако постепенно усиливавшееся напряжение в деревне было вызвано не столько подрывными действиями и сопротивлением помещиков и кулаков, сколько противоречиями между возможностями сельского хозяйства и потребностями индустриализации. Быстрое восстановление довоенного уровня производства - безусловно, большое достижение аграрного сектора КНР. Однако довоенный уровень отражал состояние сельского хозяйства отсталой полуколониальной страны, где голод и нищета были постоянными спутниками жизни многих миллионов крестьянских семей. Хотя земельная реформа улучшила положение основной массы крестьянства, производственные условия в деревне оставались малоблагоприятными. Мелкие единоличные хозяйства не имели возможности с прогрессирующей продуктивностью использовать землю и рабочую силу, применять новые, более совершенные орудия, машины, многие не располагали даже живым тяглом, хотя в 1952 году поголовье рабочего скота значительно увеличилось против 1949 года и превысило наивысший уровень. Помимо нехватки живого тягла, большинство дворов испытывало нужду в сельскохозяйственном инвентаре, семенах, удобрениях. Основная масса крестьян по-прежнему не располагала денежными средствами для подъема сельского хозяйства. В начале 50-х гг. многие ученые и специалисты – синологи не видели смысла в земельной реформе. Исходя из реально существовавшего положения, они полагали, что перераспределение земли в деревне приведет не к подъёму производительных сил, а к относительно равномерному распределению нищеты среди всего сельского населения. Аграрный сектор, базирующийся на бесчисленном множестве мелких и мельчайших парцелл, не может обеспечить ни благосостояние крестьян, ни здоровое развитие всего народного хозяйства страны. И надо отдать должное, в этих соображениях была немалая доля истины.^ 1.2 Кооперирование крестьянства: трудности и проблемы В истории КНР 1952 год ознаменовался восстановлением народного хозяйства и завершением в основном аграрной реформы. Страна получила возможность приступить к коренному преобразованию своей экономической структуры, начать осуществление индустриализации. С помощью советских специалистов был разработан первый пятилетний план экономического развития КНР (1953 - 1957), и в ходе которого стали закладываться первоначальные основы современной отечественной индустрии. Начала увеличиваться численность городского населения и рабочего класса. Заметно повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Государство остро нуждалось в финансовых средствах, а основным источником их могла быть только деревня. С первых же дней существования КНР первоочередной задачей новых властей стало восстановление производственного потенциала сельского хозяйства и развитие его производительных сил. Однако возможности государства были весьма ограничены. Одним из основных направлений в улучшении производственных условий аграрного сектора стало проведение мелиоративных и водохозяйственных мероприятий. Правительство организовало миллионы крестьян на ремонт ирригационных систем и сооружений, а также на строительство новых дамб, водохранилищ и каналов. Началась борьба с эрозией почвы, сыпучими песками, затоплением полей дождевыми водами. Все эти работы выполнялись силами крестьян, как правило, бесплатно. Наделение сотен миллионов сельских жителей землей вызвало у них чувство глубокой благодарности и доверия к новым властям, широкую поддержку с их стороны любых правительственных начинаний. Магистральный путь развития и подъема сельскохозяйственного производства руководство КНР видело в социалистическом преобразовании аграрного сектора, организации производственных объединений крестьян, построенных па социалистических началах. Предпосылки для таких объединений закладывались уже при проведении земельной реформы, когда одну голову скота или плуг передавали в совместное владение нескольким (2 - 4) дворам. Во многих провинциях крестьянская взаимопомощь издавна была традиционным и распространенным явлением, так как далеко не каждое хозяйство имело в своем распоряжении живое тягло и набор орудий труда. Значительная часть крестьян в период напряженных полевых работ постоянно прибегала к помощи соседей и родственников. Используя традиционные формы крестьянской взаимопомощи, власти вместе с тем всемерно поощряли создание временных и постоянных бригад (групп) трудовой взаимопомощи, оказывали им всяческое содействие, предоставляли материальную помощь. Позднее на базе постоянных групп взаимопомощи стали появляться сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК) низшего (полусоциалистического) типа, основой которых, как и групп взаимопомощи, оставалась частная собственность на землю и другие средства производства. В кооперативах полусоциалистического типа доходы распределялись как по труду (в соответствии с его качеством и количеством), так и по средствам производства (в зависимости от величины земельного пая, а также сданного в аренду СХПК живого тягла, крупного сельхозинвентаря). Предполагалось, что в течение нескольких лет кооперативы выплатят владельцам их полную стоимость. В кооперативах высшего, или социалистического типа, распределение доходов производилось только по труду. Движение крестьянства за трудовую взаимопомощь и кооперирование возглавляли и направляли под руководством ЦК КПК местные партийные организации. На первых порах, уделяя большое внимание разъяснительной и организационной работе, они стремились по возможности учитывать построения и желания масс. В партийных документах, относящихся к развитию трудовой взаимопомощи и кооперирования, предусматривалось, что передача СХПК земли в качестве пая должна осуществляться на принципах добровольности и взаимной выгоды. За крестьянином формально сохранялось право при желании выйти из кооператива и взять свой пай обратно. Однако это право осложнялось условием, что если СХПК затратил какие-то средства на мелиорацию данного участка, то при получении его назад владелец обязан возместить кооперативу эти средства «на справедливой основе». Вместе с тем, уже в СХПК низшего типа право частной собственности на землю отделялось от права пользования ею. Право пользования землей переходило СХПК, который получал возможность вести единое хозяйство, использовать землю по единому плану, распределять посевы различных полевых культур в зависимости от качества почвы того или иного участка, т. е. вести более рациональный севооборот. Некоторые кооперативы стали уничтожать межи и соединять разрозненные участки в общий земельный массив; появилась возможность организовать работы по улучшению почвы, развернуть ирригационное и иное капитальное строительство, применять более совершенную агротехнику. Передавая землю в СХПК, крестьянин - член кооператива - имел право для удовлетворения нужд своей семьи в овощах и фруктах, а также для занятия подсобными промыслами, оставить в личном пользовании приусадебный участок. Размер участка на каждого члена семьи не должен был превышать 5% земли, приходившейся в среднем на одного жителя деревни. Осторожная политика организаторов кооперативного движения, их стремление учесть интересы мелкого земледельца, помощь в налаживании производства способствовали успешному становлению трудовой взаимопомощи и кооперирования. К тому же СХПК предоставлялись особые условия и преимущества со стороны государства: помощь техникой, капиталовложениями, кредитами. Количество кооперативов и объединенных в них крестьян быстро росло (табл.2). В Постановлении ЦК КПК о развитии сельскохозяйственной производственной кооперации указывалось, что количество СХПК в первой пятилетке, а именно к 1957 году должно возрасти примерно до 800 тыс., а численность объединенных в них дворов достичь приблизительно 20% от общего числа всех крестьянских дворов. ^ Таблица 2. Число кооперативов и крестьянских дворов в них участвовавших 1952 1953 1954 1956 Число СХПК (ед.) 3.644 15.068 114.366 633.742 Число крестьянских дворов (тыс.ед.) 59 275 2.297 16.921 Источник: Курбатов В.П., «Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология»,М.,1996. Между тем, после сравнительно быстрого восстановления довоенного уровня производства в сельском хозяйстве, его развитие замедлилось. Мелкое крестьянское хозяйство не соответствовало требованиям индустриализации Китая, превращению его в могучую современную державу. Более того, в первые годы пятилетки рост населения стал обгонять прирост сборов основных продовольственных культур. Не имея возможности произвести крупные вложения в аграрный сектор (все средства предназначались для выполнения программы индустриализации), власти стали приходить к выводу, что для улучшения ситуации в сельском хозяйстве следует ускорить производственное объединение в деревне. Однако единой точки зрения в этом вопросе не было. Некоторые партийные и государственные деятели опасались, что форсированное кооперирование без должной подготовки может обернуться неудачей и разочарованием крестьян. Опираясь на основополагающие партийные документы о трудовой взаимопомощи и кооперировании, они полагали, что организовывать новые СХПК можно лишь тогда, когда для этого созданы необходимые условия. К осени 1954 года трудовая взаимопомощь охватила более половины всех крестьянских дворов и на деле успела доказать свои преимущества перед единоличным хозяйствованием. Заметных успехов добилось и подавляющее большинстве СХПК. Это в немалой степени побудило руководство KHP ускорить процесс производственного объединения в деревне. В октябре 1954 года ЦК КПК принял решение увеличить число кооперативов в 6 раз и довести их до 600 тыс. Весной 1955 года 90% всех СХПК было организовано на базе, групп трудовой взаимопомощи. К этому времени значительная часть крестьянства убедилась в выгодности совместного труда, поверила, что КПК, освободившая крестьян от помещичьей эксплуатации и наделившая их землей, призывает создавать кооперативы, чтобы сельские труженики покончили с нищетой и добились зажиточной жизни. Пример колхозного крестьянства в Советском Союзе, успехи которого идеализировались китайской пропагандой, также подтверждал мысль о необходимости встать на путь коллективного ведения хозяйства. Резкое увеличение числа СХПК поставило местные партийные организации перед сложными и трудноразрешимыми задачами. Вновь созданные кооперативы нужно было обеспечить хорошо подготовленными руководителями, бухгалтерами, организаторами коллективного труда. На практике не хватало даже грамотных людей, способных хоть как-то нести документацию. Далеко не во всех бригадах крестьяне были готовы перейти к кооперативной форме деятельности. В результате, к середине 1955 года после завершения сбора летнего урожая 20% всех СХПК, т. е. более 130 тыс., не смогли увеличить производство, а около половины из них даже снизило его. Многие партийные работники на местах поняли всю серьезность сложившейся ситуации. Если год назад 5%-10% кооперативов испытывали трудности и даже на первых порах сокращали производство, то таких кооперативов в каждой провинции насчитывалось всего несколько десятков, и оказать им помощь не составляло большого труда. Теперь же в каждой провинции появились тысячи СХПК, где сложилось неблагополучное положение. Тем самым идея кооперирования дискредитировалась в глазах многих тысяч крестьян, как членов этих кооперативов, так и окрестных единоличников. Центральные же власти в Пекине продолжали наращивать темпы кооперирования. Еще весной 1955 года ЦК КПК поставил новую задачу: довести число СХПК до одного миллиона, т.е. организовать еще 350 тыс. новых кооперативов. Новое задание практически ничем не обеспечивалось: не было ни подготовленных кадров для работы в кооперативах, ни материальных средств для поддержки в них общественного хозяйства. Очевидные трудности в организации коллективного производства и недовольство крестьян плохим ведением дел во многих недавно появившихся кооперативах служили серьёзным предупреждением против авантюристического форсирования кооперативного движения. Это хорошо понимали некоторые руководители и в высшем эшелоне партийного руководства, где развернулась острая борьба по вопросам кооперирования крестьян. Победу одержали сторонники ускоренного преобразования деревни. 31 июля 1955 года на совещании секретарей провинциальных, городских и окружных комитетов КПК с докладом «Вопросы кооперирования в сельском хозяйстве» выступил Мао Цзэдун. Он заявил, что «по всей стране назревает новый подъем массового социалистического движения в деревне» и процесс кооперирования необходимо значительно ускорить. Организационные трудности во вновь созданных СХПК и недостаток кадров рекомендовалось рассматривать как несущественные и не главные вопросы кооперирования. Учитывая слабую промышленную базу и недостаток финансовых средств, технические преобразования сельского хозяйства Мао Дзэдун относил на третью пятилетку; их завершение предполагалось осуществить приблизительно за 20 – 25 лет. Курс партии развитии кооперирования крестьянства был определен как всестороннее планирование и усиление руководства. В докладе почти полностью были обойдены все экономические факторы и явно переоценивалась «социалистическая» сознательность крестьянства. Критикуя своих оппонентов, которые, якобы стоят на позициях буржуазии, кулачества и части зажиточных середняков, склонных к буржуазной стихийности, Мао Дзэдун обвинил их в игнорировании опыта Советского Союза, непонимании того, что «социалистическая индустриализация не может проводиться изолированно, в отрыве от кооперирования в сельском хозяйстве». Темпы кооперирования необходимо ускорить в силу ряда важных причин. Прежде всего, в Китае уровень производства очень низок, а потребности государства в этих материальных ресурсах возрастают из года в год. Это- острое противоречие, и если не совершить скачок от мелкого хозяйства к крупному механизированному, то индустриализация столкнется с огромными трудностями и осуществить её не удастся. Во- вторых, тракторы и прочие сельскохозяйственные машины, современные средства транспорта, химические удобрения, топливо, электроэнергия могут использоваться в широких масштабах только на базе крупного кооперированного сельского хозяйства. Наконец, значительная часть огромных средств, необходимых для индустриализации страны и технической реконструкции аграрного сектора, должна быть получена от сельского хозяйства. Развитие легкой промышленности также требует крупного, т.е. коллективного сельского хозяйства. Обещая крестьянам, быстрое улучшение жизни после вступления в кооперативы и дополняя эти обещания колоссальным моральным нажимом, КПК организовала так называемый массовый подъем движения за кооперирование. При этом полностью были нарушены соблюдавшиеся прежде принципы постепенности, добровольности и взаимной выгоды. Организация СХПК началась по всей стране, включая те районы, где условия для них были совершенно неподготовлены. Еще в июле 1955 года свыше 35% всех крестьянских дворов не участвовали даже во временных группах трудовой взаимопомощи. Менее чем через год после выступления Мао Цзэдуна (июль 1956 г.) в СХПК было объединено 111,7 млн. крестьянских дворов или 91,9% всех хозяйств.2 С начала 1956 года наряду с организацией новых кооперативов происходит процесс их укрупнения и превращения в СХПК высшего типа, т.е. в последовательно социалистические. К концу этого года кооперирование в сельском хозяйстве Китая было в основном завершено. Столь стремительные темпы кооперирования ошеломили даже самых оптимистически настроенных руководителей КНР. Многие полагали, что, получив помещичью землю в собственность, крестьяне не захотят с ней расстаться, и процесс кооперирования по необходимости будет трудным и длительным. В действительности же создание СХПК, если и встречало противодействие, как правило, пассивное, то только со стороны середняков, имевших собственную землю и до аграрной реформы. Сравнительно легко пошла в кооперативы крестьянская беднота, надеясь с их помощью улучшить свое положение. Даже те бедняки, которые еще до реформы владели мелкими парцеллами, за землю особенно не держались, поскольку никогда не могли с нее прокормиться. Но наиболее быстро и с наименьшими трудностями прошло кооперирование среди бывших безземельных крестьян, получивших землю во время аграрной реформы. Почти все они удивительно легко передали ее в СХПК, перешагнув в ряде случаев через такие промежуточные ступени, как временные и постоянные группы взаимопомощи. Основная часть этих крестьянских хозяйств пришлась как раз на южные и юго-восточные провинции (бассейн Янцзы и к югу от него), где до реформы преобладали безземельные крестьяне-арендаторы. Бесспорно, огромный авторитет КПК и доверие к ней крестьян сыграли главную роль в быстром переходе земледельцев к производственным объединениям. Но необходимо учесть и определенную специфику психологии китайского крестьянства. Помещичью землю получили 300 млн. крестьян, т. е. более 60% всего сельского населения. Закон об аграрной реформе освящал их право на полученную землю, но в китайском


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.