Сибирский тракт № 17 Анонс:* Если подвыпивший солдат дремал головой к дому, то его не наказывали – стр. …* Начался гвалт, крики и ругань. Вперед выступил въедливый бородатый малый – стр. …. *Английский полицейский: «По мне, чем больше веры, тем больше совпадений» - стр. …. * Ленинградские школьники обнаружили в православии обряды "прочищения" и "отпивания" – стр. …ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫНедавний приезд в Первоуральск известного российского богослова протодьякона Андрея Кураева собрал сотни будущих преподавателей Основ православной культуры со всего округа. На этой встрече побывали также представители администрации, школьная общественность и священники Нижнесергинского муниципального района. Обрисовав общую ситуацию с введением нового школьного предмета, известный богослов представил свой новый учебник. Сам учебник выйдет в марте, но основные его принципы и подходы были подробно освещены. Преподавание Основ религиозной культуры дело новое и, как говорится, не обкатанное. А подобные выступления позволяют по многим весьма непростым и деликатным вопросам разобраться более квалифицированно. Верующие на подобных выступлениях имеют возможность более четко уяснить соборное мнение Матери-Церкви, а педагоги и представители власти выйти на более выверенные и надежные пути взаимодействия Церкви и школы. Речь известного богослова, как и всегда, была яркой и насыщенной, полной убедительных и образных сравнений. С первых же минут докдадчик полностью завладел вниманием зала, и полтора часа пролетели незаметно. Итак, цель введения новых предметов – нравственное воспитание детей на традициях и идеалах прошлого, а также содействие в деле воспитания семье и обществу. Данный эксперимент – не чей-то каприз, не случайность и не мода. Это попытка российского общества выйти на традиционные и проверенные временем формы воспитания на фоне современных глобальных вызовов. Есть три причины, по которым Президентом и Патриархом было одобрено и рекомендовано введение Основ религиозной культуры. Недооценка любой из них может стать для всего российского общества весьма плачевной. 1-я причина. Мы входим в глобальный мир, и необходимо сохранить и воспитать детей не дешевой рабочей силой, а сделать их полноправными членами мирового сообщества. Необходимо научить детей жить в современной открытой России полноценно и счастливо, не потеряться и не растворится среди всевозможных глобальных вызовов и предложений. Чтобы быть устойчивыми к «информационным сквознякам» и в то же время не изолироваться от всего остального мира. 2-я причина. Необходимость выявления и высвечивания общих культурных ценностей наших традиционных религий. Укрепление взаимопонимания и сотрудничества со всеми. Роль религиозного фактора в мире усиливается, и Россия существует ровно до тех пор, пока жива ее традиция. А традиция жива, пока жива традиционная духовность. И 3-я причина - всем известная внутренняя демографическая ситуация. Необходимо восстановление положительного баланса рождаемости и смертности. Без восстановления духовности и нравственности сделать это практически невозможно. Эксперимент по введению Основ духовной культуры будет проходить 2 года. В мае 2112 года он закончится. И в любом случае наша нынешняя современная школа закончится навсегда. Если не появится Основ духовной культуры, то появится что-то другое, но воспитательные функции в школу обязательно вернутся. «Школа Брежнева» воспитательными функциями была перегружена, отчего в свое время возникла реакция в сторону либерализации. «Школа Ельцина» стала давать детям только знания при полном отсутствии воспитания. Семья воспитанием тоже по-настоящему не занималась, традиционно полагаясь на школу, и как следствие, главным воспитателем стал «телеящик». И вот закономерный результат. Все, что сейчас показывается в телесериале «Школа», – почти полная правда. Все охают и ахают, но почти все согласны. Таким образом, воспитательные функции в школу обязательно вернутся. Даже если возобладают Основы светской этика, то это не будет одна только светская этика. Светская этика, это не значит антирелигиозная этика и она будет составной частью общего духовно-нравственного воспитания. Также и сторонникам Основ духовной культуры не стоит никому себя противопоставлять, а лучше говорить только о красоте и возвышенности духовной культуры. Не стоит делать никаких сравнений и противопоставлений. Можно шутить над религией древних греков (их адептов в классе наверняка не будет). Но нельзя критиковать религию твоих ближних. Говори все хорошее о своей духовной культуре, но не говори ничего плохого о другой. Лучше всего дать грамотную «презентацию» своей духовной культуры, способной задеть ребенка за живое. Что касается Истории мировых религий, то четверокласснику воспринять ее будет довольно трудно чисто физически, поскольку уроков истории для него вообще не было. А тут сразу же История религий. Да еще и Мировых религий. Не слишком ли много для младшего класса? Не пройдут ли знания мимоходом по периферии сознания? Не получится ли как в том анекдоте с заикой-экскурсоводом: «Посмотрите на п-п-п… - …Уже проехали…». Что такое «Основы духовной культуры» и почему именно культуры? - Культура - это не искусствоведение (не только искусствоведение). Культурология изучает, прежде всего, жизнь самых простых людей и рассматривает самые банальные жизненные ситуации. «Комильфо» – то есть «как надо», «как следует», «как принято на деле»; что соответствует общепринятым нормам и правилам приличия (законам общежития). Например, как принято пеленать ребенка: оставлять ли ручки свободными или запеленывать плотно, чтобы ребенок не шелохнулся (потом это неизбежно скажется на поведении). Или, например, манера торговаться. У нас иной раз как в том анекдоте про нового русского: «понты дороже денег» и торговаться «крутой» никогда не будет, а галстук купит только тот, который дороже. А на восточном базаре иногда если не поторгуешься, то просто обидишь человека. Не поговоришь о проблемах, не пожелаешь его семье здоровья и успехов. Таким образом, традиционная культура поведения сохраняется и развивается вплоть до старости. В каждом традиционном обществе имеется своя «культура старения», своя «культура умирания» и т.п. А на основе этой культуры базируется вся остальная культура – художественная, музыкальная, театральная и т.д. Наше российское разнообразие – это наше богатство и преимущество, а не повод для разномыслия. В России это осознают уже давно и давно уже пошли путем федерализации. Никаких конфликтов на религиозной и национальной почве никогда не было и дай Бог не будет. Все понимают, что не существует языка и морали вообще (абстрагированых от реальности). Всегда есть дагестанская, русская, узбекская и т.д. этика и мораль. Поэтому о доброте и нравственности (по сути, об универсальных Божественных ценностях) каждая культура пусть говорит на своем родном языке и выражает своими традиционными формами. Пусть каждый воспитывает детей на своих собственных нравственных примерах, расцвечивает свою жизнь и быт собственными праздниками и обрядами. Но, в то же время, чтобы были и общие любимые праздники вроде Нового Года. Теперь касаясь непосредственно учебника Основ православной культуры. Это учебник наверняка будет первой православной книгой на книжной полке многих учителей. И может случиться так, что нецерковный учитель нецерковным детям будет рассказывать о нашей православной святыне (во что мы свято верим) так, как он сам лично это понимает. Не только священник, но и всякий искренне православный человек, заботящийся о чистоте духовного восприятия своего ребенка, поневоле задумается. И, может быть, я бы отдал своего ребенка на уроки соседней религиозной культуры. О православии я и сам своему сынишке все дома расскажу. А он хоть «вкус» к своей традиционной духовности не испортит и в то же время что-то новое для себя почерпнет. В заключение же хотелось бы задать вопрос: Кто скажет, какая молитва неправильная? - Ответ: любое обращение к Богу даже самыми простыми словами, есть молитва правильная. А неправильная молитва только та, в которой мы желаем зла своему ближнему. Взрослый внук спрашивает бабушку: «Кто распял Иисуса Христа?» – Она ему отвечает: «Посмотри на себя в зеркало. Христос отдал Свою жизнь за наши с тобой грехи и по нашим с тобой грехам (1Пет.2,24). А не за грехи и не по грехам только тех, кто Его распял. Не думай, что кто-то Его распял, а мы бы с тобой Его в «палату представителей» избрали. Нет, мы бы точно так же Его распяли. Как и сейчас Его распинаем каждодневными грехами зависти и мелочности, придирчивости и нетерпимости друг к другу. Свою жизнь Он отдал за всех. И за всех ее отдал добровольно, без всякого принуждения. Исключительно по любви ко всем людям. Не они Его избрали для столь высокой миссии, а Он их избрал: «Не Вы меня избрали, но я Вас избрал» (Ин.15,16). – Избрал людей для предуготовления их для жизни вечной и блаженной. О Своих же врагах (а также о всех взаимных друг к другу врагах) сказал: «Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23,34). Это уровень непревзойденной религиозной нравственности и высочайшей духовной культуры. Сам Господь по неизреченной любви и милости к людям сораспялся за грехи всех людей. И никакие самые высокие слова здесь не покажутся лишними. На такой возвышенной ноте закончил свое выступление один из выдающихся российских богословов протодьякон Андрей Кураев и многое было сказано еще более доходчиво и понятно. Не исключено, что следующие два года мы проживем под знаком именно данного школьного эксперимента. По дороге домой все в очередной раз признали выдающийся талант российского богослова - как он максимально глубоко вникает в любой самый сложный вопрос. В современных богословских кругах его сравнивают с религиозным философом прошлого Николаем Лосским, который обладал, говорят, столь же живым и убедительным словом. * * *Если Церковь и государство озабочены одними и теми же проблемами в жизни общества, они могут и должны искать формы совместного труда для решения наболевших вопросов.(Из Послания Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия к 125-летию Екатеринбургской епархии). У наших соседей^ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ В НАШЕ ВРЕМЯ (ростки гражданского общества и социальное служение Церкви)В конце 2009 года в здании Михайловского храма Рождества Христова состоялось организационное собрание по созданию местного отделения общественного движения «Михайловский городской родительский комитет». Собрание открылось молитвой о начале всякого доброго дела. Открыв собрание и озвучив статистику демографической ситуации, настоятель Михайловской церкви отец Василий Рекун представил собравшимся одного из основных организаторов «Екатеринбургского городского родительского комитета» известного екатеринбургского общественного деятеля Валерия Шапхатовича Неталиева. Он в свою очередь выступил с развернутым рассказом об истории возникновения, целях и видах деятельности этого общественного движения Екатеринбургская организация «Родительский комитет» возникла шесть лет назад, и все началось с того, что в одной из школ нашлось трое-четверо неравнодушных родителей. - Неравнодушных к тому, что некоторые дети в их классе безобразничают, попивают спиртное, покуривают травку и т.д. - Неужели ничего нельзя сделать? – спросили они классного руководителя? – Ну, сделайте, - прозвучал доброжелательный совет. И они начали делать. Первым делом установили в школе дежурство. Ставку сделали не столько на «борьбу» с плохими учениками, сколько на поддержку хороших и добросовестных. Со временем поняли, что работы внутри школы недостаточно, а немалое влияние оказывает внешняя среда. Тогда начали проводить рейды по неблагополучным семьям, а также по соблюдению правил торговли спиртными напитками и сигаретами. Добились того, чтобы известные интимные изделия, которые должны продаваться только в аптеках, не находились бы рядом с чупа-чупсами на кассах магазина прямо на уровне детских глаз. Почему бы их не продавать только в аптеках, которые в Екатеринбурге теперь на каждом шагу? Также и журналы эротического содержания на витринах киосков благодаря им, тоже вскоре перестали располагаться на самых видных местах. Поставили также вопрос о пагубности сексуального образования в школах. Подключили пятерых докторов наук, сделали экспертизу и добились того, что уроков безопасного секса в школах пока еще не проводится. Первые года четыре денег практически не было, а работали только на энтузиазме и на добровольных помощниках - кто может письмо написать, кто несколько листков отпечатать, кто может куда-то сходить… Поначалу даже думали, что «Господь Бог нас не любит», поскольку средств совсем не было и от этого мало что удавалось. Но потом дело пошло. Если дело доброе и людям нужное, оно всегда пойдет. Звонили по инстанциям, просили, договаривались. Проводили в школах собрания и несли свое внутреннее состояние, свое убеждение непосредственно людям. А там ведь и учителя, и родители, и уборщицы стоят, слушают, видят, что говорится все правильно. Даже и высшие слои общества начали поддерживать столь благие начинания. Ведь даже бизнесмены и министры иной раз приходят в недоумение и не знают, что ответить своей трехлетней дочке, когда та, к примеру, спрашивает: «А что это такое?» - показывая на известные изделия «только для взрослых» на кассе магазина. Коллектив начал расти. Появились и деньги. Конечно, надо было много ходить. А как без этого? Одних только подписей собирали, бывало, по пятнадцать тысяч. Подобным непростым путем проходит любая общественная организация в процессе своего роста. И организация растет, и дело идет, только когда постоянно о чем-то заботишься, постоянно кого-то тревожишь, - считает Валерий Шапхатович. А не было бы трудностей - не было бы и роста. В процессе работы «Родительский комитет» приобретал все больший авторитет. Постепенно произошло сближение с такими известными общественными организациями, как «Город без наркотиков» (Е. Ройзман) и «Нравственно ориентированная психотерапия» (В. Боровских). Во многом благодаря их работе теперь в легендарном во всех отношениях екатеринбургском районе Уралмаша былых безобразий практически нет. И работа продолжается, общественное движение ширится. Подобные «Родительские комитеты» появились в Нижнем Тагиле, Березовске; недавно собрание прошло в Полевском, а теперь вот в Михайловске. Намечается открытие в Алапаевске. Конечно, успех пришел не быстро, и опыт приходил в процессе работы. - Как вести себя с милицией, как вести себя с властями, с учителями, как вести себя с криминальными элементами. Это настоящая «народная дипломатия» и вырабатывается она только в процессе работы. Валерий Шапхатович все прошел и всего достиг своими силами и своей практикой. Считает, что во всем нужна «золотая середина». Криком и эмоциями ничего не доиться, а важно знать законы и их применять. Важнее же всего личный пример по принципу прп. Серафима Саровского - «спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И когда на какой либо встрече в школе выходит этакий «борец за справедливость» и начинает, что называется, «качать права» и со всех что-то требовать, то Родительский Комитет его резко одергивает. – А что хорошего ты сам сделал для своих детей? Кроме того, что пьешь и ругаешься? Теперь уже определенный опыт наработан, появились награды. Есть даже награда от Президента Д.А. Медведева. Общественная организация признана практически всеми общественными структурами. Поэтому чтобы лишний раз не ошибаться и не набивать себе шишек, все заинтересованные приглашаются для встреч и консультаций. В Екатеринбургском Родительском Комитете всегда подскажут с чего начать, как оформить документы, и т.д. (сайт в Интернете www.egrk.ru) Теперь я вижу нашу силу, - говорит Валерий Шапхатович. - Все здравые общественные силы нас поддерживают. Мы не «крикуны». Мудро строим политику и советуемся. А если закон по отношению к детям в плане элементарной нравственности демонстративно нарушается, становимся бескомпромиссными и резкими. Главное – все делать в рамках закона. А законов и возможностей для защиты детей сейчас очень многое. Лишь бы это было нужно самим родителям. Лишь бы появились активные неравнодушные родители, по-настоящему заботящиеся о своих детях. В каждом населенном пункте есть своя специфика работы. Если в Екатеринбурге основная работа женщин активисток заключалась в срывании со столбов номеров телефонов известных «злачных учреждений», то в малых городах и поселка есть что-то другое. И желательно в родительский комитет выбирать, прежде всего, мужчин. Поскольку даже из перечня проблем видно, что дело это подчас сугубо мужское. Иногда это даже весьма суровое дело, требующее довольно жесткого подхода. Что, к примеру, сделает женщина-общественница, которая приедет на трамвае или автобусе в неблагополучную семью? Постучит в дверь, а там пьяные… А «рыбак рыбака видит издалека» и мужчины с мужчинами всегда «договорятся». Если дети действительно «наше богатство» (а это действительно так), то пора начинать реально о них заботиться. Относительно же известных далеко не детских телепередач и фильмов выход видится не в том, чтобы наложить цензуру. Если на все наложить цензуру (как в советское время), то негатива от этого меньше не станет, а люди взрослые и рассудительные реального положения знать не будут. Соответственно не будут знать, как реагировать и что предпринять. Дело не в том, чтобы наложить цензуру, а в том, чтобы некоторые каналы родители от детей могли бы блокировать или полностью отключать. Современные технологии цифрового и кабельного телевидения это позволяют. Относительно же введения в школах Основ духовной культуры следует больше проводить разъяснительной работы. А то родители порой даже и не знают что это такое. Если же изучать «Историю религий», то никак уж не «мировых», а в первую очередь своих, «традиционных», - считает Валерий Шапхатович. - В России немало того, чем можно гордиться и с чего брать пример. Совместными усилиями успешно отразили фашизм в Великой Отечественной Войне. Никогда не было серьезных конфликтов на национальной и религиозной почве. Поэтому должен сохраняться и укрепляться некий объединяющий стержень. От своей традиции и культуры мы никуда не уйдем, но если не займемся ими сейчас, то время будет упущено. Все эти вопросы в той или иной степени были затронуты в интересном и поучительном рассказе одного из основных организаторов «Екатеринбургского городского родительского комитета» Валерия Шапхатовича Неталиева. * * * Одним из наиболее развернутых было также выступление настоятеля Введенского Архиерейского подворья протоиерея Константина Савченко. Он сказал, что участвуя в общественном движении, батюшки беспокоятся не столько за Церковь, сколько за наше общее духовно-нравственное состояние. За Церковь можно не беспокоиться. В Церкви все будет нормально и все пойдет своим чередом. Она существует уже тысячи лет и в Писании сказано, что «врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Сейчас же, когда после многолетних обсуждений по инициативе Президента и Патриарха в школах начинается преподавание Основ духовной культуры, появилась реальная возможность значительно улучшить дисциплину в школах. Все учителя и родители понимают, что со школьной дисциплиной давно уже пора наводить прядок. И священники - точно такие же родители (а у отца Константина шестеро детей) - тоже не могут оставаться равнодушным. Иногда мы слишком «скромничаем» и по незнанию сторонимся именно того предмета, который нас побуждает изучать и осваивать само время. Иногда это происходит от неверного и довольно предвзятого отношения к Церкви. Там же, где родителей понимают, что на Основах православной культуры детей не будут принуждать «бить поклоны», а только научат жить культурно, нравственно и по-человечески, там за Основы духовной культуры голосуют обеими руками. Понимают и учителя, что нельзя бесконечно бороться со следствиями, не вникая в корень всех проблем – в нашу бездуховность и безнравственность. Нельзя постоянно изучать, как правильно держать вилку или ложку, когда на улицах от детей-школьников слышен мат. А в Белгородской области, где духовное просвещение давно уже введено почти повсеместно, мата на улицах не услышишь. К сожалению, далеко не всегда выбор Основ той или иной культуры происходит вследствие назревших объективных причин и консолидированных стремлений. И если Патриарх и Президент предлагают и одобряют хорошее новое дело, то надо его поддержать. Недаром во многих своих выступлениях Президент называет нас нацией, и здесь мы выступаем, прежде всего, как граждане и патриоты. Чтобы спустя несколько лет не было бы, как говорится «за державу обидно». Поэтому если найдутся среди жителей, мирян и прихожан такие неравнодушные люди, как Валерий Шапхатович, то любой священник обязательно поддержит доброе начинание, а сам будет продолжать заниматься только церковным служением. Если скажут священнику: «Благословите», то он скажет: «Благословляю», а сам вернется в церковное служение, к чему стремится и чем должен заниматься. И за всех будет молиться. А в целом подобные общественные движения для современного общества это явление нормальное. Ничего необычного здесь нет, поэтому и школа и Администрация все добрые дела только поддержат. Далее после заключительного слова отца Василия прошло голосование и за создание «Михайловского городского родительского комитета» все шестьдесят собравшихся проголосовали практически единогласно (при двух воздержавшихся). А в заключение хотелось бы привести еще несколько цитат, прозвучавших в ходе выступлений и в отдельных репликах: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто тогда рассеет мглу?» «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». «Хотя религии у нас разные, но духовность-нравственность мы понимаем одинаково». «Если мы захотим что-то сделать, то найдутся тысячи возможностей это сделать, а если не захотим, то найдется тысячи причин ничего не делать». Вопросы через Интернет^ БАТЮШКА, ПОСОВЕТУЙТЕВопрос: Здравствуйте, батюшка! Мне очень нужен Ваш совет. Я совершила очень тяжкий и страшный грех. Обращалась за услугами к чародею, чтобы соединил меня и моего бывшего молодого человека. Я сразу же поняла и осознала всю бездну и тяжесть этого греха. Раскаиваюсь. Душа болит. Теперь мне очень страшно. Я хочу пойти на исповедь, но очень боюсь. Что-то не пускает меня. Мне страшно идти в церковь. Чувствую себя грешной и недостойной. Батюшка, подскажите, есть ли для меня надежда на прощение и спасение? Как молиться и помочь молодому человеку, если он другой веры? Подскажите, что мне делать, какие молитвы читать? С уважением, Татьяна.Ответ: Здравствуйте, Татьяна! Очень хорошо, что Вы понимаете всю тяжесть греха и раскаиваетесь в содеянном. В этом, можно сказать, уже есть половина прощения от Господа. Но полное прощение получите только тогда, когда найдете в себе силы прийти на Таинство Исповеди и раскаяться. Идите и ничего не бойтесь и не страшитесь: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8,31). Если Вы человек верующий, то будьте уверены, что Вы всегда с Богом. Хотя лукавый очень силен и действительно может наслать на человека немалые страхования и даже ввести в уныние, но Сам Спаситель нас заверил: «Мужайтесь: Я победил мир» (Инн.16,33). Поэтому обязательно приходите на Исповедь и Причащение. Как говорят святые отцы, не существует греха смертного и непростительного кроме нераскаянного. Если Вы полюбили человека другой веры, то взвесьте сами для себя, что для Вас важнее. Не будете ли Вы потом раскаиваться, когда после первых чувственных увлечений на всю жизнь свяжете себя? Будете ли иметь мир в душе, если потом пойдут дети, а Вы не будете иметь возможности крестить их в Православную веру? Не возникнет ли семейных конфликтов на этой почве? Нужно помнить, что брак – это Таинство. А если человек добрый, смиренный и согласиться принять Православную веру, тогда - дай Бог. Как говорится, совет да любовь. Тут однозначного рецепта дать нельзя, а надо знать все обстоятельства дела. А по поводу того какие молитвы читать - самые сильные молитвы те, которые идут от всего сердца.* * * Вопрос: Благословите, батюшка! У меня, наверное, не совсем вопрос, просто нужен Ваш совет. Девять лет назад я вышла замуж за семинариста (мне было 18, ему 20 лет), через две недели отношения стали портиться, но мы были студенты и разъехались по разным городам. Общались только по выходным по телефону. Так продолжалось четыре месяца. Последний раз в разговоре мы с ним повздорили, и больше он не позвонил (у меня возможности позвонить ему не было). Еще через три месяца я подала на развод в суд, с последней надеждой на примирение. Когда наступило время суда, судья мне сказала, что мой муж (будучи уже священником) приходил и сказал, что не придет на процесс, т.к. сан не позволяет, но и жить со мной не будет, т.к. я капризная. Нас развели. В это время у моей мамы обнаружили онкологическое заболевание, и мое душевное состояние было на грани суицида. Соседки по общежитию чтобы отвлечь меня познакомили с человеком. Через три месяца я узнала, что жду ребенка, появился смысл жизни, но замуж за него не пошла. Слишком тяжела была ноша предыдущего развода, да и как я же венчанная. Родила сына, живу одна и посей день, с отцом ребенка мы расстались сразу. И все бы было хорошо, если бы сын не стал просить найти ему папу (горько видеть, как он страдает). И тут я задумалась, стала читать и поняла какой страшный грех я совершила, зачав ребенка-прелюбодеяние. Хотела поговорить с мужем, ему недавно было тридцать лет, и я поздравила его с днем рождения по электронной почте. Так он такое письмо написал, оскорбил меня и еще много всякой гадости. Как жить дальше, помогите разобраться. С нетерпением жду вашего ответа.Ответ: Бог Вас благословит, дорогая Елена. Трудно советовать в таких сложных житейских вопросах, которые Вы задаете, когда у самого за плечами всего 12 лет служения в Церкви. Тем более, что здесь надо знать все тонкости дела. Но как священнику хотелось бы спросить: какое место в Вашей жизни занимает вера? Если вера крепкая и Вы всей душой будете стремиться жить по Заповедям Божиим, то Господь поможет Вам разобраться во всех вопросах и преодолеть все трудности. Нашу жизнь бывает трудно заранее просчитать и все разложить «по полочкам». Но в любом случае надо жить по Божески. Этимология слова «счастье» - это значит иметь в своей душе «частичку» Бога, стараться приобрести мирное Божественное устроение души. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). А для этого надо ходить в церковь, читать Священное Писание и читать святых отцов. Там все сказано. Вы спрашиваете: как жить дальше? – Старайтесь жить спокойно и благочестиво. В грехах кайтесь и не надо понапрасну рвать себе душу. Воспитывайте сына в Православной вере, и Господь все устроит к лучшему. Мы тоже будем молиться, чтобы у Вас все устроилось к лучшему. * * *Повторное письмо от Татьяны: конецформыначалоформыЗдравствуйте, отец Константин! Несколько месяцев назад я написала Вам письмо. Спасибо Вам за ответ. Сейчас мне очень нужен Ваш совет и поддержка. Я не знаю, что мне делать и чувство вины меня не отпускает. Буду винить себя всю жизнь, за то что надела. Ситуация моя развивается следующим образом. Мой молодой человек предлагал пожениться, я долго не соглашалась, потом все же согласилась. Он опять передумал. Недавно стало известно что его мама сильно заболела, это тяжелое и страшное заболевание. Я виню себя и только себя во всем. Что же мне теперь делать? Как мне теперь жить дальше с таким грузом вины? Я очень плохой человек... Пожалуйста, подскажите, что мне теперь делать? C уважением, Татьяна.Ответ: Здравствуйте, Татьяна! Пожалуйста, не унывайте, Господь все устроит. Если человек заболел, то не надо сразу же брать вину на себя. Если Вы в прошлом грехе исповедовались, то Господь Вас простил. Могут появиться только последующие грехи, в которых тоже надо исповедоваться и после этого обязательно причащаться. Так постепенно, путем сердечного молитвенного упования на Господа все устроится и груз вины спадет. Нет непростительных грехов, а есть только нераскаянные. Хорошо, что у Вас есть чувство вины и ответственности. Но прежде всего его надо иметь перед Богом. И прежде всего в том, что Вы не верите и не доверяете тому факту, что после исповеди все прощается. А от этого никак не можете избавиться от "чувства вины". Вы не уверены, что Господь Вас простил даже после Таинств Исповеди и Причащения и от этого страдаете. Слезно просите Господа, чтобы дал Вам силы поверить в это. Человек Вы очень хороший и будьте в этом уверены. * * *Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Дайте, пожалуйста, совет. У меня не получается обрести любовь и построить гармоничные взаимоотношения, хотя мне очень хотелось бы встретить человека, которому я могла бы подарить счастье, построить крепкую любящую семью и родить, вырастить здоровых, умных детей. Следует ли искать любовь и предпринимать попытки? Или, если это дано свыше, то так оно и будет? Посоветуйте, пожалуйста, что нужно делать, какие молитвы читать? Заранее благодарю за ответ. (Отправитель Александра). Ответ: Здравствуйте, Александра! Если под поиском и предприятием пыток найти любовь имеется в виду гражданский брак, то делать этого, конечно же, не стоит. А обрести любовь можно всегда. Мы живем среди людей и возможность полюбить всегда есть. Есть очень много одиноких людей (даже среди хороших парней), ищущих в своих знакомых простой человеческой душевности, теплоты и доброты. Попытайтесь разобраться в себе. Не слишком ли Вы требовательны к будущему объекту любви? Постарайтесь полюбить сами и тогда ответная любовь обязательно придет. Что касается предопределения свыше, то это чисто протестантсткий взгляд. На самом деле многое зависит от самого человека. Бог не может спасти нас без нас. Как определить волю Божию? - Молитесь от всего сердца и Он откроет Вам Свою волю. Из святых можно молиться Николаю Чудотворцу. Молитву можно найти в молитвослове, а можно и своими словами. И мы тоже будем за Вас молиться. Спаси Вас Господи. * * * Вопрос: Здравствуйте батюшка! Я крещеный в армянской церкви. Но небольшой промежуток времени увлекался другими религиями. То есть сидя у себя дома, принимал другие религии, находясь в депрессивном состоянии, пробовал. Изучал буддизм, ислам и иудаизм. Но я никуда не ходил, ни в мечети, ни в синагоги, ни кому, ни в чем не клялся и официально по всем правилам ничего не принимал. Теперь я считаю себя предателем. Ходил в церковь рассказал все батюшке. Но все равно очень тяжело и жить с этим тяжело. Я преследовал цель стать только лучше, честнее и добрее. И зачем я искал там, куда мне не стоило лезть. Скажите, пожалуйста, считается ли, что я менял религию, если я у себя в комнате читал всякие формулы (свидетельства), сам один? Но никуда не ходил и ни во что не посвящали. Спасибо Вам большое батюшка! Очень жду ответа. (Отправитель Давид).Ответ: Здравствуйте, Давид! Просто от чтения или смотрения на человека ничего «перескочить» не может. Обязательно нужно внутреннее согласие («сосложение в сердце»), свободный и осознанный волевой выбор человека. А читать и видеть сейчас порой приходятся всякое. Конечно, сейчас Вам очень трудно избавиться от прочитанного. Тем более, если вникали довольно глубоко и многое принимали с доверием. От этого потом бывает и уныние, и переживание. Каким образом, к примеру, можно совместить в своем сознании и в своей душе буддизм и христианство? Ведь буддизм говорит, что после окончательной смерти душа растворится словно «соляная кукла в океане» и практически исчезнет. А в православии - «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» - то есть чаю не только сохранения своей целостной личностной души, но и полного воскресения в обновленном теле. От несовместимости этих понятий, от подсознательной раздвоенности, может быть, потом и появляется уныние, и тяжесть на душе. Это еще раз показывает, что истин много не бывает, и каждый человек стремится усвоить для себя только одну непротиворечивую Истину. Как говорил Достоевский, «человек ищет, кому поклониться». Даже атеизм это тоже своего рода религия безбожия. А полностью безрелигиозных обществ не бывает в принципе. Сейчас Вам трудно и на душе тяжело, но это дело поправимое и Ваша тяжесть не безысходна. «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18,27), Со временем путем частых Исповедей и Причащения уныние обязательно должно пройти. Было бы легче и спокойнее, если бы Вы так доверчиво и углубленно во многие религиозные учения не вникали. Но «связь времен», к сожалению, у нас была потеряна и сейчас многие идут одним и тем же путем. Вынуждены выходить на Истину путем проб и ошибок («набиванием шишек»). В подобных исканиях Вы не одиноки. Подобным же путем, к примеру, шел известный американский подвижник иеромонах Серафим Роуз. Он тоже в своем поиске изучил практически все мировые религии (и буддизм в том числе). Но потом все же полностью и окончательно остановился на Православии, поняв, что выше и полнее этого ничего уже быть не может. Советую так же ежедневно изучать Святое Евангелие по главе в день и постигать опыт молитвы. Помоги Вам Господи.^ ТАЙНА ИСПОВЕДИ Об этом, наверное, не стоило бы и говорить, но на эту тему натолкнуло обращение одной женщины, которая как-то поделилась со мной не то, чтобы сомнением, но некоторым смущением. - Как-то при выходе из храма к ней подошел один ее давний знакомый и, как видимо, большой «доброжелатель» Церкви: «Ну что, исповедовалась? А теперь о твоих грехах весь поселок говорит! ». И как только у человека язык на такое мог повернуться? Тайна Исповеди – это дело святое и на ее нарушение священник никогда не пойдет. Если человек задает вопрос по Интернету, где фамилия не называется, то мы ради взаимного назидания иногда печатаем это в газете (даже целые книги издаются по принципу «вопрос-ответ»). Но если человек делится самым сокровенным на прямой исповеди, то это, ни в коем случае не разглашается. До революции был такой случай. Один убийца сразу же пришел в церковь исповедоваться. А нож во время исповеди незаметно подсунул в рясу священнику. Началось следствие, и нож у священника был найден. Что было делать священнику? Раскрыть тайну Исповеди он не мог. И тогда был обвинен в убийстве и пошел на каторгу. Только через много лет советь замучила убийцу, он признался, и справедливость была восстановлена. Ни в чем никогда не сомневайтесь и приходите на Исповедь. Почему в старое время люди были более крепкими и здоровыми? – Они приходили к священнику и делились с ним самым сокровенным. В лице священника исповедовали свои грехи и беды Самому Господу Богу. Снимали с себя раскаянием всю тяжесть греха и выходили из Церкви очищенными и просветленными. Теперь же иногда считается, что священников якобы полностью заменили психологи. Но депрессии и суициды, к сожалению, становятся уже настоящим бичом ХХ1 века. Протоиерей Константин Савченко ^ ГОЛОВОЙ К ДОМУУ монахов и у военных жизнь примерно одинаковая. В армии с^ СТУДЕНТЫ МГУ ПРОСЯТ ПАТРИАРХА И РЕКТОРА ПОСТРОИТЬ ВТОРОЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ХРАМ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ Москва. Студенты МГУ им М.В. Ломоносова просят Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и ректора В.А. Садовничего построить второй университетский храм на Воробьевых горах. Появление православного храма на территории основного кампуса чрезвычайно востребовано, отмечает Интернет-изд