Реферат по предмету "Разное"


Анализ умк домогацких Е. М. 6 класса по степени соответствия другим учебным курсам. Методические рекомендации по тематическому планированию

Анализ УМК Домогацких Е.М. 6 класса по степени соответствия другим учебным курсам. Методические рекомендации по тематическому планированию.Автор материала: Старостина Т.В., учитель географии высшей категории МОУ СОШ №36 г. Владимира, 2010 годНа протяжении 17 лет я работаю в школе учителем географии и практически всегда придерживаюсь примерного тематического планирования, рекомендованного к каждому курсу географии 6 – 11 класса. В этом учебном году в 6 классе я перешла на УМК Домогацких Е.М. Мне очень понравился его красочно оформленный и доступный для ребят учебник, а также содержание вопросов рабочей тетради. Учебно-методический комплекс Е.М. Домогацких в целом охватывает все основные темы, рассматриваемые ранее в курсе географии 6 класса: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. В соответствии с программой Евгения Михайловича, предполагается 35-часовое изучении курса 6 класса. В нашем регионе (Владимирская область) даются дополнительные 35 часов из регионального компонента, таким образом, мы изучаем географию в 6 классе в полном объеме (70 часов). Все должно бы быть замечательно, но появилась одна небольшая проблема. Кроме географии, в 6 классе изучаются и другие предметы, содержание которых в идеале должно взаимодополнять друг друга. Многие вопросы, изучаемые в 6 классе, перекликаются с содержанием учебного материала по ОБЖ (авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников), биологии (автор Н.И. Сонин), математике (авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд). Однако если смотреть на распределение учебного материала по четвертям, а соответственно и на логику его изложения, то здесь возникают многие несоответствия, включающие как дублирование материала, который преподносится каждым учебным курсом как «новый», так и нестыковку, или опережение, например, математических знаний, на которые «опирается» география. В итоге получается, что ребенку, очень трудно усвоить некоторые географические вопросы, причем многие из которых являются ключевыми, на которые опирается достаточно много последующего материала. Я внимательно проанализировала содержание параллельных для географии курсов и предлагаю Вам познакомиться с замеченными «нестыковками» учебного курса географии 6 класса с тем, чтобы Вы смогли учитывать их в дальнейшей работе, как при составлении тематического планирования, так и при «подаче» нового материала. Самой «острой болью» для нас, как учителей географии является опережение географии в подаче такого материала, как географические координаты. В математике координатная плоскость, а, следовательно, и формирование пространственного мышления, приходится на конец III четверти. В географии – это начало изучения курса. В итоге получается, что мы практически пятикласснику, который вообще не знает, что такое график и координатная плоскость, пытаемся объяснять, что точку можно найти по заданным координатам. В итоге получается, что те ребята, которые посмышленее, что-то понимают, но основная масса не понимает ничего, и в 7 классе все приходится объяснять заново. Другая проблема ждет нас при изучении темы «Атмосфера». Всем хорошо известно, что изучение этой темы сопровождается многочисленными практическими работами, связанными как с чтением, так и с построением разных графиков. В математике графики также изучаются в конце III четверти, и мы должны знать, что дети придут к нам на урок совсем не подготовленными. Мы начинаем объяснять эту тему перед математиками, а потом наши ошибки при объяснении этой темы придется исправлять на уроках математики (далеко не всегда учителя географии и математики советуются друг с другом по поводу выработки единых требований при изучении какого-то материала). Как итог – страдают дети, которым приходится сначала учиться, а потом переучиваться. С этой же темой связана и другая проблема: отрицательные температура, которые в той же математике рассматриваются как отрицательные числа, и тоже в III четверти, да и шкала термометра в математике рассматривается как график. Таким образом, ребята не смогут самостоятельно вычислить ни амплитуду температур, ни среднюю температуру, если в значениях будут появляться отрицательные числа. Еще более интересная сквозная тема «План местности». Ее с разных сторон рассматривают сразу на трех предметах: географии, ОБЖ и математике. С математиками нас объединяет понятие «масштаб», с ОБЖ – «азимут», «ориентирование», «местные признаки». Здесь опережает всех ОБЖ, и в начале учебного года этот материал весь рассматривается. Потом «эстафету» принимают, согласно тематическому планированию Домогацкого Е.М., географы, и в конце II четверти – математики. У ребят при повторении этой темы на разных предметах создается впечатление, что они все уже знают, и не вникают в те тонкости, которые рассматриваются каждым учителем. В результате данная тема у учащихся полностью не усваивается. С биологами нас объединяет тема «Биосфера», которая в биологии рассматривается как завершающая тема курса. Согласно тематическому планированию Н.М. Домогацких, данная тема тоже выходит на конец учебного года. Однако, лучше в этой несложной теме биологов немного опередить, чтобы на конец учебного года мы рассмотрели более сложные темы с математической основой. Учитывая, что один и тот же ребенок приходит и на географию, и на биологию, и на математику, и на ОБЖ, и на другие предметы, нам нужно четко понимать, что все компетентности, которые мы формируем средствами своего предмета, должны носить комплексный характер, и по своей сути являться межпредметными. Каждый предмет, изучаемый в течение учебного года, должен способствовать усвоению другого, и особенно не противоречить ему. Наша главная задача, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь учащемуся сформировать комплексное, системное мировоззрение о Земле как о планете людей. Учитывая несоответствия в изучении программного материала, в целях формирования логически грамотного построения учебного материала, нам, как учителям географии, можно немного изменить тематическое планирование, а точнее порядок изучения программных тем. Ниже я привожу свой вариант тематического планирования, максимально «стыкующийся» с программным материалом по математике. Что касается планирования по ОБЖ, то здесь в качестве рекомендаций предлагаю изменить порядок изучения тем, и тему «Ориентирование» вынести на конец учебного года, и данный материал рассматривать параллельно, а желательно и интегрировано с ОБЖ. Это еще важно с той позиции, что осенью, когда предлагается изучение данной темы и по географии, и по ОБЖ, а соответственно и проведение большого количества практических работ на местности, в нашем регионе (в центральной полосе России) начинаются дожди, и выбрать хороший день, а точнее дни для работы на местности очень сложно. Кроме того, учитель еще только начал работать с классом, и плохо знает детей и уровень их практических навыков. Весной же, ясных солнечных дней становится все больше, да и ребята уже поняли, что такое «география», приобрели много новых знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ на местности, а учитель уже успел с ними познакомиться получше и смог подготовить их к выполнению практической части курса. Можно возразить о том, что в предлагаемом мной тематическом планировании изучение географической карты, географических координат и плана местности вынесено на конец учебного года, т.е. на IV четверть, что не соответствует примерному тематическому планированию, разработанному Е.М. Домогацких. Однако я считаю, что лучше рассмотреть данную тему блоком в конце учебного года, но чтобы она легла на «подготовленную почву», чем мы будем пытаться «вырастить плоды на пустой земле». Пусть у меня не будет возможности отработать в течение всего года навыки работы с картой в 6 классе, как рекомендовано автором УМК, но для этого будет время в следующем учебном году, в 7 классе, при изучении материков и океанов. В целом, УМК Домогацких Е.М. 6 класса является очень удобным в плане перекомбинации тем, поскольку каждая из них построена как самостоятельная структурная единица учебного материала. Кроме того, в учебном комплексе четко выражена линия единства географической оболочки, и изменение порядка изучения тем не изменяет общую идею курса. Учитывая интересы ребенка, нужно найти взаимопонимание хотя бы на уровне учителей-предметников, если этого не могут сделать на более высоком уровне. Ведь для ребенка-ученика важно, чтобы изучаемый на уроках материал был для него, прежде всего, понятен и доступен, тогда и учиться ему будет легче, и в школу он будет ходить с удовольствием.^ Пояснительная записка к тематическому планированию по географии 6 класса по программе Домогацких Е.М. Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе. Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения. Цели и задачи курса: познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география; начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку; начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты; сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В соответствии с региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Владимирской области, реализующих программы общего образования от 2004 года, методическим письмом «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете «География» (6 класс) в составе регионального компонента государственного стандарта общего образования» (2005 год, сайт Министерства образования и науки РФ), 35 часов учебного предмета «География» в 6 классе перенесены в региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Таким образом, идет увеличение часов на преподавание курса география в 6 классе до 70 часов. Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей. Согласно пояснениям автора программы, материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба. Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах. Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности. Внимательно проанализировав программу курса, материал параграфов учебника, а также оценив межпредметные возможности курса Математики 6 класса, я сделала небольшие изменения в последовательности изучения отдельных разделов и тем курса. Так, материал второго раздела «Способы изображения земной поверхности», а также параграф № 5 (Географически координаты) первого раздела содержат много математического материала, который еще не пройден учащимися в курсе Математики, и будет рассмотрен только в середине учебного года. Поэтому я перенесла его изучение на конец учебного года, как завершающий раздел курса. Это еще удобно и с той позиции, что при изучении данного материала предусмотрено проведение многих практических работ на местности, которые в наших климатических условиях легче проводить не в осеннюю дождливую погоду, а в солнечную весеннюю. Кроме того, на этот момент учитель лучше сможет познакомиться со своими учениками, а ученики приобретут определенный запас географических знаний. Изучение раздела «Литосфера» после знакомства с планетами солнечной системы тоже более логично, поскольку первой темой в данном разделе является тема о внутреннем строении Земли именно как планеты солнечной системы. Кроме того, я сделала небольшую перестановку тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что: во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки; во-вторых, начатая в сентябре работа по заполнению дневника наблюдения еще далека от завершения, поскольку нет показателей погоды за несколько месяцев, что необходимо для формирования навыков сравнения объектов и явлений, для организации работы по вариантам; в-третьих, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли. Учебно-методический комплекс по географии 6 классаУчебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Физическая география. 6 класс. // М., Русское слово, 2007. Алексеев А.И. География. Природа и люди. Академический школьный учебник. // М., Просвещение, 2007. Ананьева Е. Планета Земля. Иллюстрированный атлас школьника. // М., Аванта+, 2004. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе. // Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. Барабанов В. Клуб юных геологов. Библиотечка пионера «Знай и умей». // Ленинград, Детская литература, 1964. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии. // М., Экзамен, 2006. Блаер Г., Емелин Ю, Устинова В. Жди не дождя и грома, а хорошего агронома. //Владимир, РИФ «Централ», 2002. Булатов В.Э., Каринский С.С., Новиков А.В. Общая география. Экспериментальный учебник для VI класса средних учебных заведений. //М., МИРОС, 1994. Верзина А.К. Географические игры в школе. Из опыта работы. // М., Просвещение, 1966. Войлошников В.Д., Войлошникова Н.А. Книга о полезных ископаемых. Научно-популярная библиотека школьника. // М., Недра, 1991. Галант Т.Г, Гурвич Е.М. Практические занятия по землеведению и краеведению. Практикум для педагогических институтов. //М., Просвещение, 1988. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии 6 класса. // М., Просвещение, 1991. Герасимова Т.П., Сафонов Л.П. Задания для проверки знаний учащихся по курсу физической географии 5 класса. Из опыта работы. //М., Просвещение, 1975. Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. // Волгоград, Учитель, 2009. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. // М., Агропромиздат, 1988. Домогацких Е.Л. Программа 6-10 классы общеобразовательных учреждений. // М., Русское слово, 2008. Домогацких Е.Л., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Физическая география». 6 класс. // М., Русское слово, 2009. Еремина В.А., Притула Т.Ю. Физическая география. Интересные факты. //М., Илекса, 2008. Знамеский М.А. Измерительные работы на местности. // М., Просвещение, 1956. Киевленко Е.Я., Чупров В.И. Декоративные коллекционные минералы. // М., Недра, 1987. Клименко А.И. Карта и компас – мои друзья. Библиотечка пионера «Знай и умей». // М., Детская литература, 1975. Киевленко Е.Я., Чупров В.И., Драмшева Е.Е. Декоративные минералы. // М., Недра, 1987. Клюшникова Н.М. Олимпиады по географии. // Волгоград, Корифей, 2006. Колесник И.В. География. Тетрадь для учащихся 6-го класса. // Саратов, Лицей, 2001. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. // М, Просвещение, 1989. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. // М., Просвещение, 1990. Куприн А.М. Занимательная картография. // М., Просвещение, 1989. Куприн А.М. Слово о карте. Научно-популярная библиотека школьника. // М., Недра, 1987. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. Советы, игры, обряды. // М, Школьная Пресса, 2001. Кузьмин Б.С., Герасимов Ф.Я., Молоканов В.М. Топографо-геодезические термины: справочник. // М., Недра, 1989. Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии. // М., Просвещение, 1980. Максимов Н.А. Физическая география. Учебник для 5 класса. // М., Просвещение, 1986. Максаковский В.П. География. Справочные материалы. //М., Просвещение, 1998. Мариковский П.И. Животные предсказывают землетрясение. // Алма-Ата, Кайнар, Музафаров В.Г. Основы геологии. // М., Просвещение, 1979. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. // М., «ВАКО», 2007. Николина В.В. География 6 класс. Методические рекомендации. // М., Просвещение, 2007. Николина В.В. География 6 класс. Мой тренажер. // М., Просвещение, 2007. Немков Г.И. Краткий геологический словарь для школьников. // М., Недра, 1989. Памурзин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. //М., Просвещение, 1994. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. Настольная книга учителя географии. Справочно-методическое пособие. // М., Астрель, 2002. Петрусюк О.А., Смирнова М.С. Сборник вопросов и заданий по географии. // М., Новая школа, 1994. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся 6-8 классов. // М., Просвещение, 1990. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. Методическое пособие. // М., Дрофа, 1998. Пармузин Ю.П., Карпов П.В. Словарь по физической географии. // М., Просвещение, 1994. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI-X классы. Под ред. И.И. Бариновой. Библиотека журнала «»География в школе», вып. 4. //М., Школа-Пресс, 2001. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991. Смирнова М.С. География: сборник заданий для проведения промежуточной аттестации. 6-9 классы. Серия «Текущий контроль». // М., Просвещение, 2007. Старкова И.Г., Смирнова Т.А. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. // М., Просвещение, 1995. Фесенко О.Г. Прогноз погоды по народным приметам. // Обнинск, «Духовное возрождение», 1991 Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 6-7 класс. // М., Дрофа, 2002. Халугин Е.И. Справочник по картографии. // М., Недра, 1988. Циглер Корнелия. География. Все обо всем. // М., Астрель, 2001. Щигель Д.С. Естествознание. Я познаю мир. Дет. энццикл. // М., Астерль, 2002. № п/п Тема урока Содержание программного материала ^ Основные понятия темы, персоналии Практические работы Краеведческий модуль Домашнее задание     ^ Введение (2 часа)         1 География как наука География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Эратосфен, география, физическая география     § 1, вопр. стр.10 2 Источники географических знаний       Наблюдение за погодой своей местности Дневник наблюдений 3 История географических открытий Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Пифей, Магеллан, Генрих-мореплаватель, Крузенштерн, Васко да Гама, Беллинсгаузен, Элькано, Лазарев №1. Обозначение на к/к маршрутов великих экспедиций   § 2, вопр. с.19-20 4 Открытие Антарктиды русскими моряками       М.П. Лазарев - уроженец владимирской земли       ^ Тема 1. Земля как планета (4 часа) (5 часов - 1 час (Система географических координат))         5 Планеты Солнечной системы Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная система, газовые гиганты, Солнце, Луна, планеты земной группы, природные циклы и ритмы     § 3, вопр. с.29-30 6 Форма, размеры и движение Земли Форма, размеры и движения Земли. Глобус, экватор, полюс, эллипсоид, Пифагор, орбитальное и осевое движение, Аристотель, Ньютон     § 4, вопр. с.34-35 7 Распределение света и тепла на поверхности Земли Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Времена года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия     § 6, вопр. с.45-46 8 Пояса освещенности Тепловые пояса Тропики, полярные круги, полярные сутки, пояса освещенности     § 7, вопр. с.51-52 9 Повторительно-обобщающий урок по теме "Земля как планета"       За счет часов краеведческого модуля       ^ Тема 3. Литосфера (6 часов)         10 Строение земного шара Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора материковая и океаническая. Способы изучения земных недр Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера     § 12, вопр. с.86-87 11 Горные породы, слагающие земную кору Виды горных пород: магматические, осадочные и метаморфические Минералы, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические).     § 13, вопр. с.86-87 12 Полезные ископаемые Полезные ископаемые, основные принципы их размещения Полезные ископаемые (осадочные и магматические, топливные, рудные, нерудные).     § 14, вопр. с.92 13 Горные породы своей местности       №2. Определение горных пород своей местности по образцам   14 Движения земной коры Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм Медленные (вековые) движения земной коры, внутренние силы, землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмограф, сейсмические пояса, вулкан и его составные части.     § 15, вопр. с.101-102 15 Выветривание горных пород Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека Выветривание, внешние силы, техногенные процессы     § 16, вопр. с.108-109 16 Рельеф суши и дна Океана Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы Рельеф, горы, равнины, возвышенности, плоскогорья, низменности, срединно-океанические хребты, острова Составление схемы различий гор и равнин по высоте   § 17, вопр. с.115 17 Размещение крупных форм рельефа по поверхности Земли       №3. Составление картосхем крупных форм рельефа Земли; рельефа России   18 Влияние разных форм рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека     №4 Выявление степени благоприятности рельефа Владимирской области на жизнь человека   19 Повторительно-обобщающий урок по теме "Земля как планета"       За счет часов краеведческого модуля       ^ Тема 5. Гидросфера (4 часа)         20 Состав гидросферы Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Гидросфера, круговорот воды Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды   § 25, вопр. с.163-164 21 Мировой океан и его части Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Мировой океан, океан, море (внутреннее, окраинное), залив, течение №8. Нанесение на к/к объектов гидросферы   § 26, вопр. с.169-170 22 Разнообразие морей Мирового океана     № 8.Определение по карте типов морей   23 Воды суши: реки и озера Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Река (равнинная и горная), речная система, исток, устье, русло, водораздел, бассейн реки. Озеро (проточное и бессточное)     § 27, вопр. с.175-176 24 Реки родного города Экскурсия на смотровую площадку города Владимира     Выявление особенностей реки Клязьма   25 Воды суши: подземные воды и природные льды Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). Грунтовые, межпластовые и артезианские воды, водоупорные и водопроницаемые породы. Ледники, снеговая линия, айсберги, многолетняя мерзлота     § 28, вопр. с.181-182 26 Повторительно-обобщающий урок по теме "Гидросфера"       За счет часов краеведческого модуля       ^ Тема 4. Атмосфера (8 часов)         27 Строение атмосферы Атмосфера: ее состав, строение и значение. Изучение атмосферы. Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, метеорологические наблюдения     § 18, вопр. с.123-124 28 Температура воздуха Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Амплитуда температур, средние температуры     § 19, вопр. с.128-129 29 Температура воздуха       №5. Установление особенностей хода температур на основе построения графика   30 Атмосферное давление Вес воздуха, атмосферное давление, его изменение Атмосферное давление, Торичелли, барометр     § 20, вопр. с.134 31 Движение воздуха Ветер и причины его возникновения. Направление ветра. Роза ветров Ветер, флюгер, бриз, роза ветров, направление ветра №6. Построение розы ветров по данным наблюдений   § 21, вопр. с.139 32 Вода в атмосфере Влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки Водяной пар, конденсация водяного пара, влажность, атмосферные осадки, осадкомер №6. Построение диаграмм облачности и осадков   § 22, вопр. с.146-147 33 Разнообразие облаков     Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков   34 Погода Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Погода, метеорология, воздушные массы     § 23, вопр. с.152-153 35 Погода своей местности     №7. Описание наблюдаемой погоды, выявление причин изменения погоды   36 Климат Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал Амундсен     § 24, вопр. с.157-159 37 Повторительно-обобщающий урок по теме "Атмосфера"       За счет часов краеведческого модуля


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.