Анализ работы гимназии за 2010-2011 учебный годС 2000 года наше образовательное учреждение имеет статус гимназии. Исходя из Программы развития гимназии, задачей нашего учреждения является создание стабильной образовательной системы, обеспечивающей высокое качество образовательных услуг, воспитание творческой, духовно богатой, физически здоровой, социально адаптированной личности. Программой предусмотрено осуществление системных преобразований по направлениям: обновление образовательных стандартов, система поддержки одаренных детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников, а также обеспечение управления образовательным процессом в новых условиях. Программа призвана способствовать внедрению изменений, обеспечивающих развитие образовательной системы гимназии на современном этапе. Гимназия работает по шестидневной рабочей неделе, начальные классы нашей гимназии - по пятидневной. Гимназия работает по БУП (базовый учебный план) 2004 года. Учебный план гимназии на 2010-2011 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отдельными предметами. Гимназия реализует программы среднего(полного) общего образования, в том числе систему углубленных учебных программ по предметам, позволяющим осуществить профилизацию образования, сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, позволяющие адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. Обязательным компонентом гимназического образования является изучение русской словесности (с 5 по 9 класс) и второго иностранного языка (с 7 класса). В нашей гимназии ведется преподавание трех иностранных языков: английского, французского и немецкого, так что возможность выбора достаточно широка. С 2008–2009 учебного года в рамках расширения гимназического компонента введено углубленное изучение английского языка с 5-го класса. Преподавание в гимназии возможно по трем профилям: социально-экономическому, филологическому и биолого-психологическому. Организация профильных классов осуществляется по мере их комплектования. В 2000-2010 учебном году функционировали социально-экономические классы. В 2010-2011 учебном году были открыты два профиля: социально-экономический и социально-гуманитарный. Формы получения образования включали в себе как традиционную, так и обучения в форме семейного образования (индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям). Образовательный процесс носил характер системности, открытости, что позволило обучающимся и родителям постоянно владеть информацией о результативности обучения, результатами проводимых мониторингов. На начало года обучалось 932 человека, по 3-4 класса в каждой параллели, что создает некоторые трудности с размещением обучающихся, поэтому было принято решение о введении в гимназии 2-ой смены. В настоящее время во вторую смену учится около 10% обучающихся в гимназии. Гимназия работает в две смены, уроки длятся 45 минут, график перемен составлен с учетом графика питания, согласно нормам СаНПиНа. При составлении расписания учтена недельная нагрузка обучающихся, уроки чередуются согласно баллу трудности предмета. За 2010-2011 учебный год программа выполнена полностью, отставания нет. Всего - 36 классов-комплектов, из них 1-4 классов - 14, 5-9 классов - 18, 10-11 классов – 4.. Средняя наполняемость классов – 25-26 человек. ^ Методическая тема Педагогический коллектив гимназии в 2010-2011 учебном году работал над методической темой «Совершенствование профессионального мастерства учителя как основа формирования социокультурной компетентности учащихся». Работа методической службы была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития гимназии, задач, определенных в качестве приоритетных в результате анализа предыдущего учебного года: Создать условия для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности учителей и совершенствование их деятельности с учетом основных направлений инновационной работы гимназии.Создать научно-методическое обеспечение образовательных стандартов, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития гимназии.Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешного образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.Обеспечить внедрение в УВП новых образовательных технологий, в том числе развивающих, здоровьесберегающих, информационных.Привести в систему работу учителей по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщение передового педагогического опыта.Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской деятельности, проектной деятельности учащихся.Создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам. Повысить роль предметных недель в повышении мотивации к изучению предмета.Продолжить работу по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью подготовки к ЕГЭ и ГИА.Разнообразить формы работы с мотивированными учащимися, оживить практику поведения интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций учащихся, активизировать работу по привлечению учащихся к участию во Всероссийских конференциях, марафонах.^ Воспитательная работаОценка состояния воспитательной работы в гимназии отслеживается циклически в течение учебного года и по его окончании. Работа с учащимися отражается в отчетах классных руководителей. Анализ воспитательной деятельности позволил определить следующие результаты:- учащиеся гимназии принимают участие в предметных и творческих конкурсах, марафонах и спортивных состязаниях различного уровня;- в гимназии работает Совет по профилактике правонарушений, его деятельность способствует предупреждению противоправного поведения учащихся.^ Контроль за состоянием воспитательной работы В течение года заместителем директора по ВР был проведен • анализ планов ВР классных руководителей; • анализ программ и тематического планирования руководителей кружков, творческих объединений, спортивных секций; • анализ проведения традиционных творческих дел; • анализ проведения Единого урока Мужества, Единого урока Труда, Единого урока «Чистая вода» ; • анализ военно-патриотической работы, работы музея Боевой славы 2 истребительного батальона;• анализ мероприятий, посвященных Дню Победы, • анализ проведения весеннего праздника Труда, • анализ организации и проведения классными руководителями открытых мероприятий. Ежемесячно составлялись справки о проделанной работе.^ Задачи на новый учебный год1.Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.2.Стимулирование учителя к применению новых методик обучения, внедрению в практику новых педагогических технологий.3.Совершенствование педагогического мастерства.4.Сохранение здоровья учащихся.5.Организация исследовательской деятельности учащихся. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на протяжении 2010 – 2011 учебного года в гимназии • была сформирована воспитательно-образовательная среда, способствующая обще интеллектуальному, социально-нравственному, общекультурному развитию личности, ее социализации, которая действует на принципах гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества учителя и ученика, педагогики индивидуальности; • гимназия предоставляет учащимся возможность выбора видов и форм деятельности от участия в проектной деятельности до конкурсов и т. д. • в гимназии создано пространство самореализации личности учащегося; • в результате реализации задач воспитания гимназия охватывает все большее количество организаций и учреждений города, заинтересованных в реализации государственной программы воспитания молодого поколения; • в гимназии идет активная работа всего педагогического коллектива и администрации по объединению задач воспитания, обучения и развития ученика во время учебного процесса и во внеурочной деятельности; • в гимназии сложился благоприятный психологический климат ; • уровень воспитанности учащихся 1-11 – классов говорит о том, что в целом задачи воспитательной деятельности достигаются; • отмечена положительная работа со стороны преподавательского состава по профилактике совершения правонарушений среди учащихся гимназии; • наши ученики являются победителями районных, городских, областных конкурсов и семинаров; проявляют высокую активность в общественной жизни гимназии, района, города; умеют общаться, психологически гибки, большинство наших учеников чувствуют заинтересованность, участие, любовь к ним и воспринимают это как норму. ЗАДАЧИ: • формировать воспитательно-образовательную среду, способствующую обще интеллектуальному, социально-нравственному, общекультурному развитию личности, ее социализации через организацию воспитательной деятельности в гимназии; • считать приоритетным направлением гражданское и патриотическое воспитание, использовать при этом подготовительную работу к празднованию 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне; • активно внедрять новые методики и технологии воспитания в целях формирования прочных установок нравственного поведения школьников; • отмечать лучший опыт классных руководителей по нравственному воспитанию школьников; • продолжить работу по внедрению психолого-педагогических методик для отслеживания результатов процесса воспитания; • разработать мониторинг деятельности классного руководителя, систематически вести мониторинг^ Психологическая поддержка В гимназии существует психологическая служба. Работа школьного психолога отражает основные направления работы педагогического коллектива по повышению качества образовательных услуг и включает в себя:- выявление готовности к школьному обучению;- адаптивность и преемственность обучения (1, 5,10 классы);- одаренность ( отличники, спортивные классы, гендерность и качество обучения);- работа с детьми группы риска;- предпрофиль и профориентация ( работа с обучающимися 9-х классов); профильная подготовка;- психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ; Психолог проводит диагностику мотивационной сферы учащихся, диагностику индивидуальной лабильности учащихся, изучает уровень тревожности учащихся, индивидуальную готовность учащихся к обучению, изучает профессиональные интересы и склонности учащихся 9 классов, готовность учащихся 9 классов к выбору дальнейшего образовательного маршрута, профессиональную направленность учащихся 9,11 классов, диагностику по выявлению социально-психологической дезадаптации, изучает индивидуальную готовность обучающихся к ГИА или ЕГЭ.^ Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии лежат в основе всей деятельности гимназии. Эффективность использования этой технологии постоянно отслеживается, обеспечивается психологической поддержкой. Основная цель педагогического коллектива гимназии – создание здоровьесберегающей образовательной среды, максимально способствующей формированию духовно богатой, способной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей не только предметными знаниями, но и ключевыми компетентностями. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:- создание и поддержание комфортных условий, активизация использования в педагогическом процессе технологий для сохранения и развития здоровья учащихся,- оптимизация процесса обучения через совершенствование школьного компонента содержания образовательного процесса путем внедрения инновационных педагогических технологий, обеспечивающих высокий уровень знаний и компетентности учащихся,- совершенствование воспитательной системы, обеспечивающей развитие личностных качеств учащихся на основе создания условий для реализации индивидуального потенциала в социально-значимых видах деятельности,- активизация деятельности по развитию творческих способностей учащихся через инициирование коммуникативной, познавательной, научно-исследовательской и творческой деятельности в процессе использования инновационных технологий развивающего обучения.СОКО С 2010 года начата реализация программы «Наша новая школа», где продолжается идея модернизации образования, а особое место отводится качеству обучения. На начало учебного года в гимназии обучалось 932 учащихся, было открыто 36 классов-комлектов, из них 14 классов начального звена, 18 классов –среднего, 4 класса – старшего. Из них общеобразовательных 16 классов, 16 гимназических и 4 профильных. Количество учеников старшей ступени увеличилось с 25 до 52 человек. Статус гимназии и БУП 2004 года позволяет изучать иностранный язык со 2-го класса. С 7-го класса на основании БУП введен 2-й иностранный язык. Острой проблемой гимназии остается обучение в две смены. В текущем учебном году во вторую смену занималось 76 человек, что на 24 учащихся меньше по сравнению с прошлым годом. Общее количество работников гимназии сократилось на 4 человека( 97 человек). Педагогический состав отличается следующими харатеристиками:Всего педагогических работников 67. Из них 20 человек имеют высшую квалификационную категорию, 20 человек – первую квалификационную категорию, 18 человек – вторую квалификационную категорию( количество учителей, повысивших свою квалификацию, увеличилось). В текущем году курсы повышения квалификации прошли 25 человек. Средний возраст педагогического коллектива составляет 47,6 лет, средний возраст администрации - 44 года.Инновационная деятельность. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников. Число учителей, участвующих в инновационной деятельности изменилось ( 34/37 человек), при этом увеличилось и число учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе(15/18). Организация образовательного процесса.В 2010-2011 учебном году количество участников ЕГЭ увеличилось на 17 человек( 35/52). Также увеличилось количество учащихся, принимающих участие в олимпиадах на муниципальном уровне (39/43).Система оценки качества обучения подразумевает внутреннюю оценку достижений обучающихся и внешнюю, которая сегодня используется , как правило, при анализе результатов ГИА и ЕГЭ. На конец 2010-2011 учебного года в гимназии насчитывалось 919 человек. Из них по итогам учебного года на «4» и «5» обучалось 340 человек ( по сравнению с прошлым учебным годом число «хорошистов» и «отличников» уменьшилось на 78 человек). Но следует отметить прирост показателей в старшей школе ( на 23 человека). По итогам обучения в гимназии, заканчивая основную школу, обучающиеся получат аттестат. Из 94 выпускников 2010-2011 года аттестаты особого образца были вручены 4 обучающимся, что на 3 аттестата меньше по сравнению с прошлым годом. Однако аттестатов без «3» вручено на 8 больше(43). В результате получается увеличение качества обучения. По сравнению с 2009-2010 учебным годом увеличился процент качества обучения (58%), успеваемость -98,5%. В 2009-2010 учебном году в гимназии было принято Положение о работе с неуспевающими учащимися. Количество неуспевающих снизилось в 2010-2011 учебном году. Остались на повторное обучение в среднем звене – 7 человек ( по сравнению с прошлым годом: в начальной школе – 1 человек, в среднем звене- 5 человек, в старшей школе- 2 человека, всего – 8 человек). По прежнему обязательными предметами для сдачи экзамена в форме ЕГЭ в 11 классе остаются русский язык и математика. Сравнительные результаты двух последних лет показывают, что качество образования в гимназии выросло, т. к. увеличился максимальный балл и средний балл по гимназии: Предмет (количество обучающихся, сдававших ЕГЭ) Максимальныйбалл 2011г. Максимальныйбалл 2010г. Средний балл 2011г. Средний балл 2010г. Русский язык /52 100 94 71 71 Математика /52 75 73 55 49 В качестве профильного предмета в гимназии преподается курс экономики и права, которые входят в экзамен по обществознанию. Максимальный балл по сравнению с предыдущим годом увеличился на 10 ( 78/ 88). ГИА в 9-х классах по русскому языку и математике уже не первый год проходит в новой форме. По итогам независимой оценки качество выросло ( 70%/ 83% по математике). Отмечается прирост результатов обучения по независимой оценке ГИА и ЕГЭ. По итогам ЕГЭ обучающиеся подтвердили профилизацию обучения. Отмечается рост качества обучения в начальной школе.ВШК Статистика образовательного процесса, его качественные показатели взаимосвязаны и являлись в течение учебного года источником планирования внутришкольного контроля. Внутришкольный контроль носил плановый и оперативный характер. Проводился в форме посещения уроков, проведения диагностики, мониторингов, изучения школьной документации: журналов, личных дел, тематических планов, тетрадей обучающихся, дневников, подготовки контрольно-измерительных материалов. Особое внимание в ходе внутришкольного контроля уделялось сравнительному анализу текущей успеваемости, итоговым отметкам в ходе промежуточной аттестации и результатами выполнения контрольной диагностики. Цель промежуточной аттестации - мониторинг динамики качества образовательного процесса. Одно из основных направлений в работе гимназии - это диагностика учебно-воспитательного процесса. Своевременная корректировка на основе анализа входящих и сравнительных данных. Диагностические работы всегда являлись одним из важнейших показателей качества преподавания предметов в гимназии. Большое внимание уделяется критериям оценки знаний учащихся. В основу данных диагностик входят стандартные задания по предметам, однако оцениваются они не по правильному ответу целого задания, а по правильности выполнения шагов в решении. Если это математика, то критериями для оценки решения примера на несколько действий будет не ответ примера, а правильность выполнения каждого действия. И если учащийся умеет выполнять все действия, кроме одного, то ответ в примере он, конечно же, получит неправильный, но при этом остальные действия он может выполнить верно. В обычной работе за такое решение он получит «минус», а в диагностической - количество баллов соответствующее количеству правильно решённых действий. Промежуточная аттестация решает следующие задачи: Изучение образовательного процесса по параллелям: * сопоставление результатов образовательного процесса в профильных классах; * сопоставление результатов образовательного процесса в гимназических классах; анализ динамики качества образовательного процесса на параллели. 2. Изучение уровня познавательной мотивации учебных коллективов на параллели. 3. Изучение подходов к составлению рейтинговых контрольных работ по предметам. 4. Рейтинговый отбор учащихся в профильные классы.Порядок организации административных работ. 1. Административные работы по предметам составляют учителя-предметники, не работающие на данной параллели, или заместитель директора, курирующий предмет. 2. Административные работы проводятся в соответствии с планом внутришкольного контроля гимназии. 3. Расписание проведения работ составляются заместителем директора, но не более одной работы в день, чтобы не допускать перегрузки детей. 4. Во всех классах параллели административная работа проводится в один день. 5. В процессе работы присутствует ассистент и заместитель директора. 6. Проверяет работы учитель-предметник, составлявший работу, или заместитель директора соответствующей специальности. 7. Срок проверки работ – 3 дня с момента написания. 8. Бланк анализа результатов и работы учащихся сдаются заместителю директора. 9. Анализ работ проводит предметная кафедра. 10. Данные графического анализа результатов обсуждаются по следующим параметрам:средний балл; процент выполнения работы по уровням и по заданиям; количество учащихся выполнивших полностью задания (по уровням и по каждому); количество учащихся, не выполнивших задания (по уровням и по каждому); динамика качества образовательного процесса во времени; особенности составления рейтинговых административных работ. 11. По результатам обсуждения выявляются причины положительных и отрицательных результатов. 12. Заместителем директора составляется сводная аналитическая справка, проводится совещание с учителями предметниками. С 16 мая по 25 мая 2011 года в гимназии проводилась промежуточная аттестация согласно плану работы гимназии: срезы знаний по русскому языку и математике проводились во всех параллелях, иностранному языку(основному) – в 5-х классах и 10а классе; по биологии- 6-е классы; по физике и истории – 7-е классы; по химии и географии – 8 –е классы; по обществознанию –в 10а классе; по праву и экономике- в 10б классе. В ходе промежуточной аттестации учащимися были продемонстрированы следующие результаты по предметам (в скобках указано качество знаний): Предмет 5а 5б 5в 6а 6б 6в 7а 7б 7в 7г 7с 8а 8б 8в 8с 10а 10б Русский язык 78% 69% 63% 75% 70% 57% 54% 67% 67% 71% 64% 50% 65% 62% 65% 74% 69% Математика 80% 72% 61% 75% 79% 67% 59% 76% 72% 77% 72% 54% 76% 59% 71% 70% 64% Ин. язык 86% 74% 64% 79% Биология 78% 77% 68% Физика 49% 58% 55% 57% 52% История 51% 62% 58% 61% 53% Химия 45% 63% 61% 55% География 70% 79% 78% 75% Обществознание 79% Право 68% Экономика 65% Выводы и рекомендации: На основании данных таблицы можно сказать, что обучающиеся гимназии показали достаточно высокий результат в ходе промежуточной аттестации(5а,6а,7б, 7в,7г, 8б, 10а, 10б классы). Однако тревожат результаты в 7а, 8а,8в классах. Учителям-предметникам следует обратить внимание на качество преподаваемых дисциплин, учесть недостатки. На первом заседании НМС в августе обсудить результаты промежуточной аттестации. Контроль всеобуча. Контроль осуществлялся по преемственности преподавания и психологической адаптации учащихся 1,5, 10-х классов; комплектованию групп продленного дня; внешнему виду обучающихся; по организации обучения на дому для учащихся с ограниченными возможностями.Выводы:Продолжить работу по улучшению внешнего вида обучающихся.Продолжить практику взаимодействия психолога и учителей-предметников по адаптации и преемственности обучения.Отметить хорошую работу зам. директора по УВР Полын Л.Н. по организации домашнего обучения Диагностика и оценка адаптационного периода в 1,5,10-х классах подтвердила, что значительное число учащихся имеют средний уровень подготовки. В ходе проведения психологической диагностики ценностно-мотивационной сферы отмечена необходимость оказания педагогической помощи многим учащимся. Учителям - предметникам рекомендовано спланировать систему повторения ранее пройденного, определить формы тематического контроля за результатами учебной деятельности обучающихся. В ходе внутришкольного контроля по вопросу ведения школьной документации особое внимание уделялось классным журналам как основному законодательному документу школы. Система этой проверки отражена в плане, результаты - в классных журналах.Контроль состояния воспитательной работы. Контроль осуществлялся по вопросам проверки планов воспитательной работы, работы с родителями, посещаемости обучающихся, формирования творческих объединений учащихся. Помощь оказывал школьный психолог ( проведена диагностика учащихся 10-х классов по выявлению социально-психологической дезадаптации). Анализ результатов образовательного процесса проведен на основе реального состояния по итогам этого учебного года. В ходе анализа существующих проблем намечены и пути положительного решения, определены задачи образовательной политики педагогического коллектива на новый учебный год. Для достижения положительных результатов необходима сосредоточенная работа, ориентированная на интересы, возможности детей и родителей, на создание ориентированной системы образовательного процесса.^ Основные пути решения проблемы: усиление административного контроля с целью повышения качества образования ;продолжение компетентностного подхода, обучение на уровне способностей, возможностей ученика при помощи уровневой дифференциации; формирование учебной мотивации и развитие познавательных интересов; обучение на доступном уровне требований и сложности программного материала; формирование личностных качеств обучающихся: самостоятельности, ответственности, трудолюбия. Контроль состояния методической работы. Организация и контроль работы методических кафедр – важная составляющая совершенствования преподавания, повышения успеваемости и КО. Проведено 4 заседания научно-методического совета по подготовке рабочих программ, по проведению предметных недель, по проведению открытых уроков, по подготовке и проведению школьного тура олимпиад. Велась работа по оказанию методической помощи молодым учителям (Андриановой И.В., Вербицкой Е.С., Семеновой О.А.)Выводы: Проводить не менее 4 НМС в год для корректировки Плана методической работы гимназии.Продолжить совершенствовать работу руководителей кафедр ( ведение документации, план работы кафедр, отслеживать итоги успеваемости и КО учителей-предметников кафедр).Подключить руководителей кафедр к размещению информации о работе кафедры на сайте гимназии.Совместными усилиями учителей-предметников кафедры готовить материалы диагностических работ в формате ЕГЭ и ГИА, а также их экспертную независимую проверку с подведением итогов и мониторингом результатов.Сохранение здоровья обучающихся.Главная задача гимназии – создание благоприятной безопасной среды для обучающихся. Поэтому в течение учебного года особое внимание уделялось регистрации посещаемости учащимися и соблюдению режима дня, отслеживалось состояние здоровья школьников, отслеживались причины детского травматизма и соблюдение учащимися правил безопасного поведения в гимназии.Выводы:В следующем учебном году продолжить уделять внимание пропаганде Правил безопасного поведения в гимназии.Неуклонно соблюдать график дежурства администрации, учителей и дежурного класса.Составить график дежурства учителей и администрации по столовой во время завтраков.Контроль состояния учебно-материальной базы гимназии.Обновление материально-технической базы гимназии происходит на основе Плана развития МТБ гимназии и исходя из финансирования.Выводы:В 2011-2012 учебном году начать подготовку пакетов документов для аккредитации гимназии.Продолжить обновление/укрепление МТБ гимназии, исходя из возможных бюджетных ассигнований.Таким образом, в течение 2010-2011 учебного года была проведена удовлетворительная работа по ВШК, позволяющая на основе данного анализа сделать выводы для принятия управленческих решений по совершенствованию ВШК по различным направлениям работы.^ Государственная итоговая аттестацияГосударственная (итоговая) аттестация проводится на основании Положения о Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства образования России и Министерством образования Московской области. Вся процедура подготовки и проведения аттестации прослеживается через приказы, решения педагогического совета, локальные акты. Отработан механизм доведения нормативно-правовой базы до всех участников образовательного процесса. В течение всего учебного года осуществлялся контроль за освоением обучающимися программного материала, качества знаний, навыков работы с бланками государственной (итоговой) аттестации. Нормативные документы оформлялись в срок, для учителей и учащихся были оформлены стенды в соответствии с инструкциями о государственной (итоговой) аттестации, которые в течение учебного года обновлялись. Итоговая аттестация выпускников 11-х классов:Второй год единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в обязательном порядке по всем предметам. Экзамен предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников Х1 классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в вузы и ссузы. Единый государственный экзамен проводится по 13 общеобразовательным предметам: русский язык и математика – обязательные и по выбору - информатика, химия, английский, немецкий, французский языки, литература, обществознание, история, география, физика, биология. 52 выпускника гимназии были допущены к сдаче ЕГЭ. Из 11 общеобразовательных предметов - предметов по выбору - выпускники гимназии выбрали - 9 (географию и французский язык не выбирали). 20 - выпускников - один предмет, 25 - выпускников - два предмета, 6 - выпускников - три предмета, 1 – выпускник - четыре предмета.Самый популярный экзамен по выбору – обществознание - 47 обучающихся , что составляет 90% всех выпускников (2010г. – 74%), английский язык – 17 -33% (2010г. –40%), история – 6 – 11,5%(2010г. –26%), физика - 11 -21%(2010г. –20%), литература – 2 -4%(2010г. –11%), биология – 4 -8%(2010г. –9%), химия – 2-4%(2010г. – 3%) и по 1 обучающемуся выбрали информатику - 2% (2010 -3%) и немецкий язык. Исходя из количества выпускников, выбравших экзамены, видно, что предпочтение отдано предметам гуманитарного цикла, тем самим подтверждается статус гимназии. Количество выпускников, выбравших гуманитарные предметы, увеличивается из года в год. Важным моментом удачного проведения и сдачи ЕГЭ остаётся тщательная подготовка всех категорий участников единого государственного экзамена. Подготовка к ЕГЭ начинается с начала учебного года с изучения нормативно – правовой и инструктивной базы. Очевидная трудоёмкость процедуры подготовки и проведения экзаменов требует максимального использования всей полученной информации. На первом этаже гимназии оформлен стенд, информация которого постоянно обновлялась. В течение учебного года было проведено 5 родительских собраний и классные часы для обучающихся с целью знакомства и изучения выпускниками и их родителей нормативно – правовой и инструктивной базы ЕГЭ. Для изучения бланков ЕГЭ и определения уровня подготовленности выпускников регулярно проводились в системе СтатГрад диагностические работы по всем учебным предметам с последующим анализом. По каждому предмету было проведено по две обязательных работ - одна в первом полугодии, а другая - во втором. По математике и русскому языку - по пять работ. При этом каждый учитель - предметник проводил свои зачетные и контрольные работы. Такое огромное количество работ оправдывает себя, тем, что помогает сформировать у обучающихся навык работы с нормативными документами ЕГЭ. Анализ диагностических работ показывал, что уровень подготовки и качество знаний обучающихся возрастает. Результаты каждой диагностической работы обсуждались на предметных уроках, затем доводились до сведения родителей на родительских собраниях. В январе был проведен педсовет о подготовке обучающихся 9- и 11-ых классов к государственной (итоговой) аттестации. Целенаправленная работа проводилась учителями – предметниками, которые не только на каждом уроке готовили выпускников к экзаменам, но и дополнительно - еженедельно - проводили индивидуальные консультации. Особая нагрузка по подготовке выпускников к ЕГЭ лежит на плечах учителей русского языка и математики. В этом году выпускали 11- ые классы - Лопатина О.Н. - русский язык и Васильева И.С. - математика. Экзамены выдержали с честью все: как выпускники, так и учителя- предметники. Двое выпускников набрали максимальное количество баллов - 100 - по русскому языку, средний балл по русскому языку - 71, а по математике - 55 , и это выше районных показателей. Хорошие результаты и по другим предметам. 7 педагогов нашей гимназии были привлечены в качестве экспертов для работы в экзаменационных комиссиях Министерства образования Московской области. Это учителя высшей категории: русского языка - Короткова Л.А., математики - Хренова С.А., английского языка - Краснова Е.И. и Прокладова И.В., истории и обществознания - Моськина Н.В. и Соловьёва А.Б., биологии - Вохмякова Т.Л.