Реферат по предмету "Разное"


Андрей тимофеевич болотов как педагог-просветитель 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

На правах рукописи Шамедько Надежда Владимировна АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ БОЛОТОВ КАК ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Калининград – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Российский государственный университет имени Иммануила Канта» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессорБрызгалова Светлана Ивановна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорТамарская Нина Васильевна доктор философских наук, профессор Кузнецова Ирина Сергеевна Ведущая организация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Защита состоится 2 июля 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук в ГОУ ВПО «Российский государственный университет им. И. Канта» по адресу: 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета им. И. Канта. Электронная версия автореферата диссертации размещена на сайте www.kantiana.ru.Автореферат разослан « … » мая 2009 г. Ученый секретарь Диссертационного совета Н.В. Самсонова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. В настоящее время педагогическая наука разрабатывает различные инновации в сфере воспитания, развития, образования и социализации молодого поколения. Одновременно анализируется и систематизируется накопленный предыдущими поколениями опыт в области умственного образования, нравственного воспитания, психологического и физического развития. Современная педагогика обращается к лучшим достижениям прошлого, к трудам отече­ственных и зарубежных педагогов, чьи научно-теоретические и практические разработки и творческий поиск были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека, формировании гармоничной личности. Прогрессивный, испытанный и апробированный в историческом процессе опыт прошлого часто отвечает задачам настоя­щего времени, предоставляет неисчерпаемые воспитательные и образовательные ресурсы, избавляет от необходимости заново открывать педаго­гические истины, уже известные предшествующим поколениям, предостерегает от совершения педагогических ошибок, позволяет строить качественно новые педагогические системы на испытанном фундаменте. Для подавляющего большинства педагогов прошлого было бесспорно, что в экономическом, духовном и культурном становлении и развитии государства и общества приоритетная роль должна принадлежать воспитанию и образованию. Эта идея соответствует тен­денциям развития общества и в наши дни. Поэтому изучение лучших педагогических достижений про­шлого, анализ важнейших направлений в истории пе­дагогической мысли могут принести не меньшую пользу в развитии совре­менной системы образования, нежели те или иные нововведения. Отечественная педагогика имеет глубокие исторические корни, однако непосредственное её формирование в России как особой отрасли научного знания началось в эпоху Просвещения. XVIII в. представляет особый этап в становлении отечественной педагогической науки. К началу столетия в России сложились новые представления о ценности образования и воспитания. Государство приходило к осознанию необходимости управления образованием, появились идеи расширения сети школ и распространения элементарного обучения на низшие слои общества. Остро встала проблема нехватки учителей, отсутствия доступных учебников, новых методов и средств обучения. История XVIII в. знает немало выдающихся личностей (И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.), чьи теоретические труды и практическая деятельность способствовали развитию русской педагогической мысли и легли в основу современной отечественной педагогики. Однако незаслуженно забытым оказался их современник - Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), причём забытым именно как педагог - теоретик и практик. Научно-практические интересы А.Т. Болотова обширны: философия, литература и литературная критика, публицистика, изобразительное искусство, архитектура, театр, музыка, иностранные языки, химия, физика, минералогия, метеорология, медицина, фармацевтика, ботаника, градо- и паркостроительство, агрономическая наука, сельское хозяйство, домоводство. А.Т. Болотов был также выдающимся практиком в деле просвещения и образования. Однако его педагогическая просветительская деятельность, направленная на образование и воспитание молодого поколения, никогда не становилась предметом специального исследования. Его имя не найти в учебниках, монографиях, хрестоматиях и диссертационных исследованиях по истории педагогики; оно практически не упоминается в педагогическом контексте; невостребованным остался уникальный опыт А.Т. Болотова в области семейного, пансионного, факультативного, театрального образования и воспитания, органично сочетающий научные и религиозные компоненты. Деятели Просвещения Старого и Нового света (Д. Беллерс, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин и др.) видели основную функцию просвещения своих соотечественников, современников и потомков, в их умственном образовании и нравственном воспитании. Таких же взглядов придерживался и А.Т. Болотов. Известно, что среди его литературных трудов имеются рукописные книги по эстетике, этике и педагогике (в том числе - для детей), труды духовно-нравственного содержания, а также драматические и поэтические произведения, написанные именно с воспитательной целью. Они дают богатейший историко-педагогический материал. Педагогическими идеями пронизан и главный литературный труд этого выдающегося человека - «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». В своих записках А.Т. Болотов постоянно напоминает о пользе учения, они содержат точные и критические замечания о сложившихся в ту эпоху методах и приёмах преподавания различных дисциплин, в них можно найти детальные характеристики личности и профессиональной деятельности педагогов XVIII в., они позволяют выявить просветительский идеал личности, сложившийся в сознании мемуариста. Современное состояние педагогической науки определяется обращением к исследованию и разработке таких проблем, как особенности формирования творческой личности, специфика станов­ления индивидуальности учащихся, пути и способы самореализации, самовоспитание и саморазвитие воспитанников, личность как реальный субъект собственных форм жизнедеятельности, ме­ханизмы мышления и духовного мира воспитуемого. Современная наука находится в поиске ответов на вопросы, возникающие при попытках разрешения данных проблем. Однако уже в XVIII в. русский педагог А.Т. Болотов успешно отвечал на них в своих теоретических изысканиях и в повседневной педагогической практике. Предварительный, поисковый анализ литературы позволил сделать следующее умозаключение: А.Т. Болотов – важный культурный феномен эпохи Просвещения в России, педагог, детский писатель, теоретик и практик семейного и пансионного воспитания и образования, самообразования и саморазвития, апологет просветительского идеала личности. Однако педагогический аспект деятельности нашего великого соотечественника в науке до сих пор не исследован, о чём свидетельствуют следующие противоречия: 1. А.Т. Болотова относят к русским просветителям, традиционно аргументируя это тем, что он вёл просветительскую работу посредством издания «экономического» (посвященного вопросам сельского хозяйства и домоводства) журнала и сотрудничества с Вольным экономическим обществом. С другой стороны, более заслуживающая внимания, действительно просветительская - педагогическая, в том числе образовательная писательская деятельность А.Т. Болотова, - не получила должного освещения. 2. Современная педагогическая наука постоянно обращается к трудам отечественных и зарубежных педагогов-просветителей, их сочинения регулярно переиздаются в хрестоматийных и монографических изданиях. Однако изданные в XVIII в. педагогические сочинения А.Т. Болотова ни разу не переиздавались, другие - так никогда и не были изданы, хотя они содержали передовые для своего времени педагогические идеи и взгляды, оставшиеся, таким образом, невостребованными и незаслуженно забытыми. 3. А.Т. Болотов был тесно связан дружбой и многолетним плодотворным сотрудничеством с Н.И. Новиковым - философом, издателем и писателем, одним из идеологов русского Просвещения, который по праву считается основателем русской педагогики. Однако духовная близость и совместный плодотворный труд двух выдающихся деятелей эпохи Просвещения либо вообще не принимаются во внимание, либо А.Т. Болотов противопоставляется Н.И. Новикову, его личность и деятельность недооцениваются, либо детальному изучению и характеристике подвергаются лишь экономические и сельскохозяйственные стороны данного сотрудничества, в то время, как его образовательные и воспитательные аспекты так и остаются неисследованными. 4. Известно, что А.Т. Болотов вёл активную педагогическую деятельность: в своём доме лично занимался с собственными детьми, с детьми своих родственников и знакомых, обучая их арифметике, географии, рисованию, организовывал нравственные беседы и чтения, способствовал созданию и активно поддерживал деятельность пансиона для благородных детей в г. Богородицке; создал там же одно из первых в России и первое в Тульской губернии казённое училище для детей крепостных крестьян; организовал первый в России детский домашний театр, дававший регулярные публичные представления, который преследовал не только развлекательные, но прежде всего воспитательные цели. Однако этот аспект деятельности А.Т. Болотова не изучен в истории педагогической науки, большинство исследователей жизни и творчества А.Т. Болотова не упоминают об этих обстоятельствах или ограничиваются незначительными комментариями. Таким образом, неудовлетворенными остаются потребности современной истории и теории педагогики в знании об А.Т. Болотове как педагоге-просветителе, о разработанном им просветительском идеале личности, педагогической концепции, о его месте в истории русской педагогики. С учетом изложенных противоречий была сформулирована основная проблема исследования: что представляет собой просветительская педагогика А.Т. Болотова? Исходная проблема потребовала ответов на следующие вопросы: каково педагогическое наследие А.Т. Болотова, его вклад в отечественную педагогическую науку, теорию и практику образования и воспитания? Какими были основные направления его педагогической деятельности? В чём заключались главные цели, задачи, идеи и содержание его педагогических сочинений? На каком философско-нравственном основании они построены? Можно ли говорить о целостной педагогической концепции А.Т. Болотова? Ответы на эти вопросы составляют цель исследования. Исходя из проблемы и цели исследования сформулирована его тема: «Андрей Тимофеевич Болотов как педагог-просветитель». Таким образом, субъектом исследования является русский писатель эпохи Просвещения – Андрей Тимофеевич Болотов.^ Объект исследования - педагогическое наследие А.Т. Болотова, его жизнь, личность, литературные труды и просветительная деятельность.Предмет исследования – идеи, взгляды, направленность, мотивация и практическая деятельность А.Т. Болотова как педагога-просветителя.Гипотеза исследования заключается в следующих предположениях: 1. Ведущими факторами в становлении религиозных убеждений, философских взглядов, педагогических установок А.Т. Болотова были традиционное семейное воспитание в духе православных традиций, а также самообразование (с опорой на труды философов немецкого Просвещения). 2. А.Т. Болотова как представителя отечественного Просвещения отличают следующие свойственные русскому Просвещению черты: энциклопедизм, духовность, верность гражданскому долгу, стройная философская система; сочетание научно-исследовательской и практической деятельности, убеждённость в силе человеческого разума, в необходимости умственного образования и нравственного воспитания молодого поколения. Данные качества составляли определённый педагогический идеал личности, на который А.Т. Болотов ориентировался в своей практической педагогической и литературной деятельности. Как педагог-просветитель А.Т. Болотов разделял взгляды отечественных и зарубежных педагогов - деятелей эпохи Просвещения. 3. Педагогическое наследие А.Т. Болотова (разнообразная и изобретательная педагогическая деятельность, новаторские по своему содержанию и богатые различными методическими приёмами педагогические сочинения, целостность и уникальность педагогических взглядов) позволяют говорить о его педагогической концепции. Основываясь на научных, теологических, философских знаниях и своеобразном мировоззрении и заключая в себе положения, обеспечивающие создание целостной педагогической системы формирования образованной, воспитанной, высоконравственной, стремящейся к познанию мира и природы личности человека и гражданина, она была практически опробована и принесла положительные результаты, свидетельствующие об её эффективности. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Обобщить основные черты педагогики эпохи Просвещения, выявить общие направления передовой педагогической мысли, систематизировать представления о российской педагогической действительности того времени. 2. Дать целостную характеристику личности А.Т. Болотова, системы его взглядов как философа, мыслителя и учёного. 3. Изучить и подвергнуть целостному анализу педагогическое наследие русского просветителя Андрея Тимофеевича Болотова и на этой основе: - раскрыть духовно-нравственные, теоретико-методологические, научно-практические основания педагогических взглядов А.Т. Болотова; - дать характеристику литературных трудов А.Т. Болотова, имеющих педагогическое значение; - описать практическую педагогическую деятельность А.Т. Болотова, охарактеризовать её различные направления; - обобщить представления о педагогике А.Т. Болотова и на основе синтеза и систематизации его взглядов, идей и их практической реализации представить педагогическую концепцию А.Т. Болотова; - выявить влияние трудов А.Т. Болотова на становление отечественной педагогической науки, определить возможности использования его педагогической концепции в развитии современного педагогического знания.^ Методологические основы исследования. Исследование осуществлялось с позиций целостного, личностного и деятельностного подходов с применением идей аксиологического, сравнительно-исторического подходов к изучению истории педагогического процесса, герменевтического подхода при работе над текстами мемуаров, философско-нравственных и педагогических трудов и рукописей А.Т. Болотова, системного подхода – в вопросах, связанных с рассмотрением его взглядов как мыслителя и учёного, что позволило дать оценку его личности и деятельности в контексте философских, общественных, культурных изменений, происходивших в России в эпоху Просвещения. Опора на названные подходы позволила обеспечить построение целостной картины становления и развития педагогических идей и взглядов А.Т. Болотова, их формирования в особую концепцию и её практическую реализацию.^ Теоретическую базу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: - общие основы педагогики (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, О.С. Гребенюк, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластёнин, В.И. Смирнов, Г.И. Щукина и др.); - историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (Б.М. Бим-Бад, В.М. Богуславский, В.П. Борисенкова, А.Н. Джуринский, Г.М. Коджаспирова, П.Н. Милюков, А.И. Пискунов, Е.Н. Шиянов и др.); - историю России (В.С. Аппальков, М.Ю. Брандт, В.А. Георгиева, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, А.С. Орлов, Ю.Я. Терещенко и др.); - психологические основы развития личности (Б.Г. Ананьева, В.В. Белоус, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); - методологию исторического, историко-педагогического и педагогического исследования (Н.Ф. Басов, В.Г. Безрогов, С.В. Бобрышов, С.И. Брызгалова, В.В. Краевский, Г.Б. Корнетов, Н.Н. Маслов, В.Н. Мощанский, Н.В. Назаров, А.В. Овчинников, З.И. Равкин, А.И. Ракитов и др.). Выбор методов исследования определялся спецификой его объекта и предмета, характером поставленных задач, источниковой базой работы. Особое внимание уделялось теоретическим методам: методу теоретического контент-анализа первоисточников, их сравнительно-сопоставительного, ретроспективного и исторического комплексного анализа, абстракции и конкретизации, обобщения и систематизации полученных выводов и результатов, методу историко-педагогической интерпретации информации, содержащейся в используемых источниках, текстологическому анализу и методу идеализации в отдельных вопросах, касающихся описания личности самого А.Т. Болотова и выявления его просветительского идеала человека. Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить светский и религиозный, идеологический и практический аспекты исследуемой проблемы. Эти методы применялись в целях обобщения и сопоставления фактов и систематизации взглядов и идей, составляющих педагогическую концепцию А.Т. Болотова. Для достижения отдельных задач исследования использовались практические методы: педагогическая экспедиция и изучение и обобщение современного педагогического опыта. Исследование выполнялось в несколько этапов: I этап (2004-2005 гг.) – предварительное изучение литературы, источников и историографии по теме исследования, разработка его методологического и понятийно-терминологического аппарата. II этап (2006-2008 гг.) – изучение личности, системы взглядов и педагогической деятельности А.Т. Болотова, работа с опубликованными и неопубликованными трудами и рукописями А.Т. Болотова, изучение экспозиций и фондов хранения дворца-музея в г. Богородицк и мемориального музея-усадьбы А.Т. Болотова в посёлке Дворяниново Тульской области. Обобщение полученных материалов и их теоретическое осмысление. III этап (2008-2009 гг.) – завершение исследования, оформление текста диссертации и приложений к ней, написание автореферата.^ Хронологические рамки исследования: период жизни и деятельности А.Т. Болотова (1738 - 1833). Вместе с тем, логика исторического исследования, предписывающая анализировать этапы развития историко-образовательных процессов в их единстве и неразрывности, обусловила необходимость обращения к более ранним и более поздним периодам отечественной истории педагогики. Наиболее пристально внимание концентрировалось на следующих периодах: 1742-1752 гг. (детство и юность А.Т. Болотова, его начальное обучение и воспитание); 1759-1762 гг. (пребывание в Кёнигсберге, формирование мировоззрения); 1779-1781 гг. (создание детского театра); 1770-1795 гг. (расцвет практической педагогической деятельности); первая четверть XIX в. (создание философских трудов педагогической направленности).^ Источниковая база исследования может быть представлена следующими группами материалов:1. Источники: мемуары и труды Андрея Тимофеевича Болотова философско-нравственного и религиозно-духовного содержания, публицистические заметки, исторические и автобиографические сочинения, эпистолярное наследие, литературные и драматические произведения, сочинения стихотворного характера, собственно педагогические сочинения, произведения, предназначенные для детского чтения - опубликованные в Москве в XVIII в. и более не переиздававшиеся; опубликованные в XIX - начале XXI в.; рукописные архивные материалы из фонда Болотовых в отделах рукописей Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки; воспоминания об А.Т. Болотове.2. Историография: сочинения об А.Т. Болотове: научные исследовательские публикации, социально-культурные статьи, написанные к юбилейным датам, произведения научно-популярного и литературно-художественного характера; труды, посвящённые европейскому и отечественному Просвещению, историко-педагогические сочинения по исследуе­мому периоду, труды современных авторов по проблемам истории и философии образования, методологическим проблемам историко-педагогических исследований.^ На защиту выносятся следующие положения: А.Т. Болотов – русский просветитель-педагог, который в своей теоретической и практической деятельности разделял взгляды европейских педагогов-просветителей: был всеобъемлюще убеждён в силе разума и образования, в его способности изменить мир и человека. Он критиковал сословное воспитание и образование, недостатки сложившегося в России образования (недоступность детскому сознанию значительной части учебного материала, авторитарно-жестокий стиль отношения к детям, антигуманность воспитания); требовал учитывать в процессе воспитания природу человека; обосновал идеи создания новых типов учебных заведений (и осуществлял эти идеи на практике) для реализации связи обучения с наукой и культурой, с жизнью; разделял идеи свободного воспитания, которое следует и помогает природе человека; обосновал взаимосвязи обучения и воспитания; разделял идеи бесплатного воспитания; отстаивал необходимость образования женщин; обосновал высокую роль наставника в учебно-воспитательном процессе и, как следствие, повышение требований к нему. Вместе с тем, вследствие специфики общественной и духовной жизни в России во второй половине XVIII в., просветительская педагогика А.Т. Болотова имела черты, отличающие её от педагогики европейского Просвещения: европейскому Просвещению свойственны антиклерикальная и антифеодальная направленность - педагогика А.Т. Болотова опирается на религиозные самодержавно-крепостнические убеждения. 2. В представлении А.Т. Болотова просветительский идеал личности, на который он ориентировался в своей педагогической и писательской деятельности, заключался в наличии у человека комплекса следующих качеств: 1) ум, одарённость, образованность, стремление к самообразованию и самосовершенствованию; 2) этическое поведение и нравственное отношение к другим людям; 3) высокие гражданские и деловые качества; 4) искренняя любовь и почтение к Богу. Указанные качества отличали и личность самого А.Т. Болотова. Система взглядов А.Т. Болотова (идея В.Ф. Пустарнакова, расширенная в реферируемом исследовании) представляет собой сочетание трёх основных компонентов: 1) умеренно-консервативных монархических социальных установок дворянина-землевладельца; 2) передовых для конца XVIII в. научно-технических знаний в области естествознания (ботаники, физики, химии, минералогии, астрономии), сельскохозяйственной науки, медицины, богословия, истории и др.; 3) религиозно-философских убеждений, сформировавшихся на позициях ортодоксального православия и философии немецкого религиозного Просвещения, в центре которых - Бог, создатель и попечитель всего сущего. Однако А.Т. Болотов не ограничивался слепой верой, но соотносил религиозные положения с философскими рассуждениями ума и научными доказательствами. Педагогическое наследие А.Т. Болотова заключается в следующем. Во-первых, в его литературных трудах, имеющих педагогическое значение, которые можно классифицировать на три группы: нравоучительные сочинения («Памятная книжка, или собрание различных нравоучительных правил», «Опыт нравоучительным сочинениям», «Забавы живущего в деревне»); философские труды («Путеводитель к истинному человеческому счастью», «Старик со внуком», «К человеку, хотящему быть счастливым»); произведения для детского чтения («Детская философия», «Детская библиотека, или книга, могущая для детей одна служить вместо многих», пьесы «Честохвал», «Нещастныя сироты» и «Награждённая добродетель»). Существенное значение для понимания педагогической концепции А.Т. Болотова и для истории педагогики имеют также его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков». Во-вторых, в его практической педагогической деятельности по следующим направлениям: семейное воспитание и образование, организаторская деятельность в образовании, факультативное образование, театральная педагогика. В-третьих, в его педагогической концепции как в совокупности гуманистических воспитательных и образовательных, теоретических представлений и изысканий и опыта их практической реализации. Педагогическая концепция А.Т. Болотова может быть представлена в виде парадигмы «цель-средства-результат». Цель – человек, знающий и стремящийся к исполнению своих обязанностей перед Богом, другими людьми и самим собой. Средства - воспитание и образование через ежедневное общение и совместную учебно-трудовую деятельность, учебные занятия, нравственные беседы. Результат - развитая гармоничная личность, воспроизводящая просветительский идеал человека: высокообразованный, культурный, творческий человек, обладающий эстетическими чувствами и потребностями, стремящийся к изучению окружающего мира и природы; убеждённый христианин с твёрдой морально-нравственной и гражданской позицией, способный служить своему Отечеству научной, литературной, творческой или государственно-административной деятельностью.^ Лично соискателем получены следующие результаты: выявлены, проанализированы, обобщены и систематизированы взгляды А.Т. Болотова на образование и воспитание, раскрыто содержание его педагогической концепции; описан вклад А.Т. Болотова в развитие отечественной педагогической практики: создание в г. Богородицке Тульской губернии первого в губернии и одного из первых в России народного училища - школы для детей крепостных крестьян, одного из первых в России детских домашних театров, содействие созданию первого учебного заведения г. Богородицка Тульской области - пансиона для благородных детей, практическое обучение и воспитания значительного количества детей и др.; охарактеризован вклад А.Т. Болотова в отечественную философско-нравственную, собственно педагогическую и детскую литературу; проведён сравнительный анализ педагогических воззрений А.Т. Болотова и других педагогов-просветителей; впервые введены в научный оборот рукописи А.Т. Болотова «Утренники 77-летнего старца, состоящия в советах и наставлениях своим внучатам», «Собеседование с Богом и с самим собою» и «Успехи учения», имеющие общее педагогическое и историко-педагогическое значение; определены возможности использования педагогического наследия А.Т. Болотова в развитии современного педагогического знания.^ Научная новизна исследования: - выявлены и научно обоснованы факторы, оказавшие решаю­щее влияние на формирование философских, духовно-нравственных установок и педагогических воззрений А.Т. Болотова, свя­занные с общей философией просветительства и педагогической атмосферой рассматриваемой эпохи, теорией и практикой воспитательно-образовательного процесса в России, особенностями литературного просветительского педагогического творчества в описываемый период; - впервые целостно изучено педагогическое наследие А.Т. Болотова: охарактеризованы педагогические труды, систематизированы педагогические взгляды и идеи, проана­лизирована разнообразная многолетняя просветительская и педагогическая деятельность, охарактеризована педагогическая концепция А.Т. Болотова и на этой основе сформировано качественно новое представление о А.Т. Болотове как педагоге-просветителе и гу­манисте, который во многом не только определил, но и опередил свою эпоху; - раскрыты основные принципы, методы и приемы воспитания и обучения, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования подрастающего поколения, применявшиеся А.Т. Болотовым в повседневной педагогической практике; - намечены возможности использования методологического, теоретического и практического аспектов педагогического наследия А.Т. Болотова в современной педагогической практике.^ Теоретическое значение результатов исследования определяется тем, что в нём выполнен анализ педагогической концепции русского просветителя А.Т. Болотова, систематизирован его опыт обучения и воспитания, охарактеризованы специфические особенности его становления как педагога-просветителя, раскрыта педагогическая направленность его литературных трудов, выявлены сходство и различия его педагогической концепции и педагогических учений других деятелей эпохи Просвещения. Полученные данные конкретизируют и дополняют сложившиеся в современной науке представления о развитии педагогического процесса во второй половине XVIII в., его влиянии на дальнейшее становление образования, обучения и воспитания в России.^ Практическая значимость исследования состоит в возможности использования обобщенных научных данных и фактологического материала диссертации при обновлении содержания учебных курсов по истории педагогики, детской литературе, театральной педагогике, музейной педагогике, учебных программ по литературе в средней и высшей школе, при разработке системы семейного духовно-нравственного воспитания и умственного образования подрастающих поколений.^ Достоверность и надёжность результатов исследования обеспе­чена теоретической обоснованностью его исходных методологических позиций, применением методов, адекватных целям и задачам работы, историческим подходом к анализу концептуальных положений философской системы А.Т. Болотова как русского педагога-просветителя, сравнением его творческого наследия с современными тенденциями развития педагогической мысли и практики семейного воспитания, репрезентативной источниковой базой.^ Апробация и внедрение результатов исследования: результаты, полученные в ходе исследования, обсуждались на заседаниях кафедры современных образовательных технологий Института современных образовательных технологий Российского государственного университета им. И. Канта (2007 г.), на занятиях со студентами и слушателями курсов дополнительного образования указанного института, а также на следующих конференциях: «Педагогика пограничных территорий» (международ., очн.-заочн., науч.-практ. конф., 17-21 ноября 2005 г., Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, г. Хабаровск); «Интеграция высшей и средней школы: Создание единой образовательной среды» (международ. науч.-практ. конф., 12-13 апреля 2006 г., РГУ им. И. Канта, г. Калининград); «Язык и мировая культура: Взгляд молодых исследователей» (IV региональн. науч.-практ. конф., 17-18 апреля 2006 г., Томский политехнический университет, г. Томск); «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (международ. науч.-практ. конф., 19-23 апреля 2006 г., Северо-Кавказский государственный технический университет, филиал в г. Кисловодске); «Проблемы и перспективы развития науки и образования: отечественный и зарубежный опыт» (международ. науч.-практ. конф. молодых учёных, специалистов и студентов, 21 апреля 2006 г., РГУ им. И. Канта, г. Калининград); «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» (международ. науч.-практ. конф., 18-19 апреля 2007 г., РГУ им. И. Канта, г. Калининград); «Актуальные проблемы психологии и социальной работы: отечественный и зарубежный опыт решения» (науч.-практ. конф. молодых учёных, специалистов и студентов, 18 апреля 2007 г., РГУ им. И. Канта, г. Калининград); «Актуальные психолого-педагогические проблемы современной школы» (заседание секции в рамках студенческой конф. РГУ, 26 апреля 2007 г., РГУ им. И. Канта, г. Калининград); «Наука: Теория и практика - 2008» (межвуз. науч.-практ. конф. 16-31 августа 2008 г., г. Прага); «Человек в философии Просвещения» (межвуз. науч.-практ. конф. 10-11 октября 2008 г., СПбГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург); «Стратегические вопросы мировой науки - 2009» (межвуз. науч.-практ. конф. 5-10 февраля 2009 г., г. Перемышль); «Ключевые проблемы современной науки – 2009» (межвуз. науч.-практ. конф. 15-17 апреля 2009 г., г. Перемышль). По материалам исследования опубликованы 13 работ и выполнены пять публикаций в системе Интернет, разработан персональный сайт «Русский просветитель Андрей Тимофеевич Болотов».^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВ главе первой «Андрей Тимофеевич Болотов как представитель отечественного Просвещения» обобщены существенные черты педагогики эпохи Просвещения; изложены основные вехи жизненного пути А.Т. Болотова с акцентом на его образовании, воспитании, формировании философских и педагогических взглядов; дана целостная характеристика личности А.Т. Болотова; описана система его взглядов как мыслителя и учёного. XVIII в. вошёл в историю как «Век Просвещения». Выдающиеся мыслители этой эпохи были верны принципам гуманистического оптимизма и сознательного отказа от слепого следования традиции (О.А. Цапина). Их убеждённость во всесильности человеческого разума, образования и воспитания привела к возникновению уникального явления – просветительской педагогики. Педагогика эпохи Просвещения определила новые цели и задачи воспитания и образования, предложила принципиально новые формы, методы и приёмы организации педагогического процесса, изменила отношение к ребёнку: была сделана первая попытка заглянуть в его внутренний мир, понять механизмы и закономерности развития детей. Подъём российской просветительской педагогики пришёлся на вторую половину XVIII в. При очевидном сходстве в основных вопросах с западной педагогикой Просвещения, российская просветительская педагогика имела существенное различие: Просвещение на Западе осуществлялось в поисках истины и ради неё, в России, как, например, у А.Т. Болотова, - ради счастья и жизненного благополучия человека. А.Т. Болотов и стал одним из русских педагогов-просветителей. Его отличали острый, пытливый ум, энциклопедизм, тяга к самообразованию и труду, убеждённость в необходимости образования и воспитания. Идеал личности для А.Т. Болотова – это человек, обладающий совокупностью таких качеств, как ум, одарённость, образованность, стремление к самосовершенствованию; примерное поведение и нравственное отношение к другим людям; чувство гражданского долга, деловые качества; искренняя любовь и почтение к Богу. Этот личностный идеал имеет много общего с соответствующими представлениями других деятелей русского Просвещения - И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, В.Н. Татищева. Как мыслитель и учёный А.Т. Болотов придерживался стройной системы социальных установок, научных представлений и религиозно-философских убеждений (В.Ф. Пустарнаков). Он был представителем умеренно-консервативного направления развития общественно-политической мысли, сторонником самодержавия, привилегированного положения дворянства, крепостного права, однако он отразил кризисные явления существующей системы и, разделяя идеи Просвещения, выступал за смягчение эксплуатации крестьян, улучшение уровня их жизни, медицинского обслуживания, за закрытие питейных заведений, распространение образования. А.Т. Болотов великолепно ориентировался в последних научных и технических достижениях


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. В. Майоров (отв редактор), В. Г. Ананьев (отв секретарь), В. М. Ахунов, Т. А. Базарова, В. В. Знаменов, А. В. Романчук, Н. С. Третьяков, Л. А. Худякова, Е
Реферат Расчет цилиндрического косозубого одноступенчатого редуктора
Реферат Центр оценки персонала
Реферат Энеида ИП Котляревского
Реферат Научная гипотеза и её назначение
Реферат Герцогиня Курляндская на пути к российскому трону
Реферат Русское средневековое зодчество одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси
Реферат Методи лінгвістичних досліджень.Описовий метод. Порівняльно-історичний метод
Реферат Бухгалтерский учёт 290
Реферат Зчеплення автомобіля ВАЗ 2109
Реферат О возможности актуализации методологического опыта русских историков-неокантианцев
Реферат «Специальное (дефектологическое) образование»
Реферат Анализ влияний античной скульптуры на последующее развитие этого вида искусства
Реферат Товароведческая экспертиза фруктовых соков
Реферат Египет при XIX династии