На правах рукописиАНОШИНА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВНАРАЗВИТИЕ РЫНКА МОЛОКА(на материалах Ульяновской области)08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами - АПК и сельское хозяйство)А в т о р е ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукМосква – 2009 Диссертационная работа выполнена в Государственном научном учреждении Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук^ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.В.Ткач Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор^ Силаева Лидия Павловнакандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудникКазаринов Борис НиколаевичВедущая организация: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.ТимирязеваЗащита диссертации состоится «10» ноября 2009 г. в ____.00 часов на заседании диссертационного совета Д.006.31.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата экономических наук при ГНУ Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства РАСХН по адресу: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, дом 35/2, корп. 3.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.Автореферат разослан « _____ » ______________ 2009 г.Ученый секретарьдиссертационного совета А.И. Суслов^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. Стабильное обеспечение населения страны продуктами питания является основной задачей государства в решении проблемы продовольственной безопасности. Особое место на продовольственном рынке занимает рынок молока и молочной продукции, так как эти продукты традиционно занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе населения России. Проводимые в 90-х годах 20-го столетия преобразования в агропромышленном комплексе существенно отразились и на положении дел в молочном подкомплексе. Снижение покупательской способности населения привело к снижению уровня потребления молокопродуктов почти в два раза. Падение спроса повлияло как на производство молока, так и на выпуск продуктов его переработки. Актуальность разработки направлений развития рынка молока связана с тем, что в последнее время наблюдается снижение поголовья коров и объемов производства молока в сельскохозяйственных предприятиях на фоне роста поголовья и надоев молока в хозяйствах населения. Многие предприятия по производству и переработке молока оказались в сложном экономическом положении, что привело к сокращению объемов производства молочной продукции. Актуальность развития молочного подкомплекса требует научного подхода к формированию новых форм хозяйствования с учетом экономических законов развития рынка молока и молочной продукции, что представляет определенный научный и практический интерес и послужило основанием выбора темы диссертационного исследования. ^ Состояние научной разработанности проблемы. Теоретические подходы диссертанта при исследовании проблем функционирования рынка молока базируются на трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди них: А.И. Алтухов, Борхунов Н.А., В.Г.Закшевский, Н.В.Климова, В.А. Клюкач, Н.Я. Коваленко, А.И.Костяев, Э.Н.Крылатых, В.З.Мазлоев, А.С.Миндрин, В.И. Назаренко, А.Г. Папцов, Э.А.Сагайдак, А.Ф. Серков, А.И.Суслов, И.Г. Ушачев и др. В исследовании использованы работы зарубежных экономистов А.Смита, К. Макконелла, С. Брю, М. Трейси, Р.Л. Колза, Ф. Котлера, Д. Кейнса. Несмотря на большой вклад ученых в исследование продовольственного рынка, отдельные аспекты функционирования продуктовых рынков, в том числе и рынка молока и молочной продукции, применительно к региональным особенностям и специфичности их функционирования изучены недостаточно. ^ Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является научное и методологическое обоснование закономерностей развития рынка молока Ульяновской области и разработка практических рекомендаций по совершенствованию форм и методов хозяйствования его субъектов с учетом специфики региона. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: - раскрыть научные основы формирования и развития регионального рынка молока и продуктов его переработки; - обобщить опыт организации рынка молока в зарубежных странах; -дать оценку современному состоянию производства молока и молокоперерабатывающей промышленности в регионе; -исследовать особенности формирования спроса и потребления на рынке молока и молочной продукции; - разработать организационно- экономические основы развития кооперации на рынке молока и молочной продукции.^ Объектом исследования является рынок молока и молочной продукции Ульяновской области. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения на рынке молока и молочной продукции в Ульяновской области, определяющие его развитие и эффективность функционирования.^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам развития региональных агропромышленных рынков, функционирования кооперативных формирований в агропромышленном комплексе. В процессе разработки изучаемой проблемы использовались материалы федеральных и региональных органов статистики, данные научной литературы, материалы годовых отчетов сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также расчетные данные автора. Методологическую основу диссертации составили системный подход, использование диалектического метода в исследовании. В работе использовались монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, социологический (анкетирование), конструктивный, экспертно-аналитический и другие методы научного исследования.^ Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщены и уточнены с использованием отечественного и зарубежного опыта научные основы формирования и развития регионального рынка молока и продуктов его переработки, как составной части национального продовольственного рынка; предложен дифференцированный подход к организации заготовок и сбыта молока, расширению сырьевых зон для молокоперерабатывающих предприятий, заключающихся в группировке районов области с учетом мощности молокозаводов и потенциала для увеличения объемов производства молока, уровня продажи молока населением; разработана методика проведения маркетингового исследования потребителей на рынке молока, позволяющая выявить особенности покупательского спроса, долю основных производителей на рынке молочной продукции; обоснована целесообразность использования кооперативных форм хозяйствования на рынке молока и молочной продукции в области и систематизированы меры государственного регулирования этих процессов; экономически обоснована необходимость создания в Чердаклинском районе сельскохозяйственного потребительского кооператива для повышения эффективности использования мощностей местного молокозавода.^ Практическая значимость работы заключается в том, что на базе теоретических положений и аналитических оценок, изложенных в работе, определены возможные направления развития рынка молока и продуктов его переработки. Предложения и рекомендации автора использованы сельхозорганами региона при разработке целевой комплексной программы «Развитие молочного подкомплекса Ульяновской области». Предложения по кооперации использованы для развития рынка молока и других сегментов продовольственного рынка. Отдельные разработки используются в учебном процессе Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии^ Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования одобрены и приняты к внедрению Комитетом сельского хозяйства Администрации Ульяновской области.^ Опубликованные работы по результатам исследований, предложения и рекомендации автора согласуются с государственной тематикой по проблемам развития рынка молока и сельскохозяйственной кооперации. По результатам научных исследований опубликовано 3 статьи в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России, и брошюра общим объемом 38 п.л.^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, элементы научной новизны и практическая значимость работы, определены объекты и методы исследования.^ В первой главе «Научные основы формирования рынка молока» –обобщены и уточнены с использованием исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов основные теоретические основы формирования и развития продуктового рынка; раскрыты сущность и принципы формирования рынка молока; обоснована необходимость использования опыта организации рынка молока в других странах мира.^ Во второй главе «Анализ современного состояния рынка молока в Ульяновской области» проведен анализ производства молока сельхозтоваропроизводителями, дана оценка состоянию молокоперерабатывающих предприятий региона, даны рекомендации по организации заготовок и развитию межотраслевых взаимоотношений на рынке молока.^ В третьей главе «Основные направления развития регионального рынка молока» предложены основные направления государственного регулирования рынка молока; выявлены особенности формирования спроса и потребления на рынке молока и молочной продукции в области; разработаны организационно-экономические основы развития кооперации на рынке молока.В выводах и приложениях обобщены основные результаты выполненного исследования, имеющие как научно-методическое, так и практическое значение. ^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫСовременная экономическая теория рассматривает рынок как экономическую категорию и определяет его как совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающих обмен продуктами труда. В узком смысле рынок - это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями, опосредуемых через спрос и предложение. Благодаря рынку потребители оказывают влияние на производство. Поэтому понятие рынка нельзя сводить только к обмену, так как он охватывает все фазы общественного воспроизводства - производство, распределение, обмен, потребление. Во всем многообразии товарных рынков особое место занимает продовольственный рынок, охватывающий не только производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, но и переработку, хранение, транспортировку и торговлю. Важную роль в структуре национального продовольственного рынка играет региональный рынок молока и молочных продуктов, который развивается и функционирует по общим экономическим законам, имеет свои специфические особенности, условия формирования продукта (табл.1.).^ Таблица 1 - Преломление функций рынка через особенности регионального рынка молока Функции продовольственного рынка Особенности рынка молока Функции региональногорынка молока 1.Инфор-мационная 1.Значительное число независимых производителей молока;2. Ограниченное число региональных переработчиков молока 1.Регулятор производства молока и молочных продуктов, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении 2.Ценооб-разующая 3.Невозможность отдельного производителя молока-сырья влиять на закупочные цены;4. Влияние перерабатывающих предприятий на ценообразование как на молоко-сырье, так и на молочные продукты 2.Регулирует цены на молоко и молочную продукцию 3.Посред-ническая 5.Сезонность предложения от регионального производителя молока 6.Зависимость предложения молочных продуктов от развития НТП, уровня инфраструктуры, погодных условий и пр. 3.Обеспечивает рост эффективности производства: снижение издержек произ-водства Повы-шение каче-ства продукции разви-тие НТП Получение прибыли производителями мо-локопродук-тов 4.Регули-рующая 4.Дифференцированность и стандартизация продукции, необходимость сочетания специализации и диверсификации производства 4.Обеспечивает развитие и совершен-ствование межхозяйственных связей: развитие инфраструктуры села решение социальных проблем 5.Саниру-ющая 5.Существуют входные барьеры: величина стартового капитала, доступ к каналам реализации, наличие профессиональных знаний и умений ведения производства молока и продуктов переработки 5.Обеспечивает покупателей молочной продукцией соответствующего качества и количества Создание единого экономического интереса предприятий при решении конкретной задачи «развития рынка молока и молочной продукции» будет способствовать развитию отлаженного механизма производственно-экономических связей животноводства с молочной промышленностью и торговлей, формированию маркетинговых систем, объединению всех доступных и необходимых ресурсов (рис. 1). Рынок молока имеет специфические особенности: - изменение структуры производителей молока: сокращение доли сельскохозяйственных предприятий, увеличение доли личных подсобных хозяйств, реализующих производимое молоко, минуя рынок; Рисунок 1- Схема функционирования рынка молока и молочной продукции- спрос на рынке молока и молочной продукции во многом формируется за счет традиционности потребления, консерватизма покупателей; - молоко и молочные продукты являются скоропортящимися продуктами, что предполагает создание разветвленной инфраструктуры сбыта (транспортировка, хранение, торговля); - сезонный характер производства молока предопределяет необходимость формирования запасов сухого молока и других молочных продуктов для удовлетворения спроса в зимний период; - многообразие видов молочной продукции, разнообразие упаковки и разница в ценах определяют сегментацию рынка по основным признакам: круг потребителей, потребительские характеристики продукта, качества молочных продуктов, изменение стандартов и методов его определения; - развитие внутреннего рынка молока для обеспечения продовольственной безопасности. С Предложение (цена, ассортимент, упаковка и пр.) прос на молочную продукцию формируется под воздействием ряда факторов: покупательной способности, демографической ситуации, культуры потребления, привычек, рекламы (рис. 2). Демографический и географический факторы Производство и переработка молока Розничная и оптовая торговля молочной продукцией Потребительский спрос на молочную продукцию Покупатели Платежеспособность населения Привычки и культура потребленияРекламаРисунок 2 - Факторы, формирующие потребительский спрос на рынке молокаЭффективное функционирование рынка молока во многом определяется: организованностью системы сбыта; государственным воздействием по защите внутреннего рынка молочной продукции от ее импорта; поддержанием доходов производителей молока; развитием интеграционных связей. Анализ сырьевой базы молочного подкомплекса Ульяновской области показал, что в регионе сформировались три группы производителей молока: сельскохозяйственные предприятия, хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. В 2007 г. ими было произведено 290, 4 тыс.т. молока, что на 18 % меньше, чем в 2000 году. Тенденция снижения объема производства молока в области сохранялась вплоть до 2005 г. и только в последние 2 года наметились небольшие изменения в сторону его роста (табл.2).^ Таблица 2 – Анализ производства молока в Ульяновской области в хозяйствах всех категорий Годы 2007г.в % к 2000г. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Производство молока, тыс. т 354,9 349,3 352,1 327,9 299,1 287,2 289,8 290,4 82 -сельскохозяйственных предприятиях 159,8 154,2 156,7 128,2 99,2 86,2 86,7 82,1 51 в т.ч. в: - ЛПХ 192,2 192,3 192,2 196,2 196,3 195,3 196,2 200,4 104 - К(Ф)Х 2,9 2,8 3,2 3,5 3,6 4,3 5,4 7,9 272 Среднегодовой надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях, кг 1924 2148 2413 2401 2344 2572 2908 3104 161 Реализовано молока, тыс.т. 128,7 127,5 133,7 123,4 101,1 80,5 91,5 90,2 70 в т.ч.: -сельхозпредприятиями 128,7 127,5 128,2 110,4 93,4 65,5 71,5 70,5 55 -ЛПХ - - 5,5 13,0 6,41 13,7 18,0 112,7 - К(Ф)Х - - - - 1,29 1,3 2,0 77,0 Уровень товарности, % -в сельхозпредприятиях 80,5 82,7 81,8 86,1 94,1 75,9 82,4 85,9 77 -в ЛПХ - - 2,9 6,6 3,3 7,0 9,2 6,4 -в К(Ф)Х - - - - 35,8 30,2 37,0 88,6 Основное влияние на падение объема производства молока в области оказали сельскохозяйственные предприятия, в которых он снизился в 2 раза, при росте его производства в ЛПХ на 4 %, в КФХ -2,7 раза. Уменьшение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях обусловлено одной причиной – сокращением поголовья коров, которое не прекращается до последнего времени при повышении продуктивности в 1,6 раза (с1924 кг до 3104 кг в год). Доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производства молока в 2007 г. снизилось к уровню 2000 г. с 45,0 до 28,3 %, доля ЛПХ, напротив, повысилась с 54,2 до 69,0 % , КФХ -с 0,8 до 2,7 процентов. Занимая чуть более четверти в валовом надое молока сельскохозяйственные предприятия занимают 78,1 % в объеме его реализации. Это обусловлено высоким уровнем товарности молока в них( более 80%), тогда как в ЛПХ она составляет всего лишь 6-9 процентов. Анализ каналов реализации молока, проведенный по 24 хозяйствам области показал, что многие сельхозпредприятия реализуют свою продукцию по нескольким каналам (рис. 3).Рисунок 3 - Каналы реализации молочной продукции сельскохозяйственными предприятиями Ульяновской области (по результатам анкетного опроса) Большая часть хозяйств реализует свою молочную продукцию перерабатывающему предприятию, так как это приносит постоянный доход. Ввиду специфики молока наблюдается незначительная доля мелких частных посредников. Молочным бизнесом частные лица занимаются в основном в пригороде, где легко найти дальнейшее применение продукта, а в отдаленных районах области мелким посредникам работать невыгодно из-за значительных транспортных расходов на организацию этой деятельности. Уменьшение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях даже при сохранении высокого уровня товарности в них самым отрицательным образом сказалось на обеспеченности сырьем молокозаводов области. Исследования показывают, что почти на всех молокоперерабатывающих предприятиях Ульяновской области наблюдается недозагрузка производственных мощностей из-за нехватки поставок молока-сырья. Объемы загрузки некоторых молокозаводов составляют 20-30%, а отдельные из них вовсе простаивают, как, например, в Новоспасском районе. Недозагрузка мощностей происходит не только ввиду их избыточности, но и из-за того, что сырье уходит за пределы области, в основном в Самарскую область. Состояние производства молочной продукции в регионе в целом характеризует таблица 3. Из таблицы видно, что за последние семь лет производство сыра жирного увеличилось почти в 4раза, цельномолочной продукции - в 1,5 раза. В тоже время в 2 раза снизилась выработка молочных консервов и мороженого.^ Таблица 3 - Динамика выпуска молочной продукции на молочных заводах Ульяновской области Вид продукции Годы 2007 в %к 2001 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Сыр жирный, 1,1 1,3 2,7 1,5 1,4 1,5 4,2 381,8 Цельномолочная продукция 39,7 45 38,4 37,4 42,5 49,0 58,5 147,4 Масло животное 12,1 11,4 7,6 10,5 9,3 12,7 12,1 100 Мороженое 1,7 2,0 1,8 1,5 0,8 1,0 0,9 52,9 Консервы молочные, тыс.условных банок 0,1 0,3 0,1 0,1 0,2 0,06 0,05 50,0 О формировании ресурсов молока и молочных продуктов области их использовании и межрегиональных связях можно судить по данным таблицы 4. Общие ресурсы молока и молочных продуктов составили 400,5 тысяч тонн (96,7 % к уровню 2002 года). Доля ввоза молока, включая импорт, в формировании ресурсов молока и молокопродуктов увеличилась с 30,8 тыс. т. в 2001 г. до 80,7 тыс. т. в 2007 г. или на 162 процента. ^ Таблица 4- Динамика ресурсов молока и молочных продуктов в Ульяновской области, тыс.т Показатели Годы 2007г. в % к 2002г. 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Ресурсы:Запасы на начало года 30,8 30,8 30,5 31,0 31,2 29,4 95,4 Производство 352,1 327,9 299,1 285,8 288,4 290,4 82,4 Ввезено, вкл. импорт 30,8 45,6 63,6 77,6 78,2 80,7 262,0 Итого ресурсов 413,7 404,3 393,2 394,8 397,8 400,5 96,7 Использование: Производственное потребление (на корм сельскохозяйственным животным) 52,9 51,1 45,5 41,2 39,4 36,9 69,7 Потери 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0 - Вывезено, вкл. экспорт 16,6 22,2 21,6 27,6 27,3 31,2 187,9 Личное потребление 313,3 300,4 296,0 295,5 300,2 302,9 96,68 Запасы на конец года 30,8 30,5 30,0 30,4 30,8 29,5 95,77 Что касается использования ресурсов, то основная их доля расходуется на личное потребление. В расчете на душу населения потребление молока составило в 2007 г. 217 кг против 208кг в 2002 году. Однако этот фактический уровень соответствует лишь 54,7 % по отношению к медицинской норме потребления (392 кг) и не полностью формируется за счет собственного производства. Объем ввоза молочной продукции в область превышает объемы ее вывоза почти в 3 раза. Ассортимент ввозимой продукции представлен как сырым молоком, закупаемым областными молокозаводами по причине дефицита собственных сырьевых ресурсов, так и продуктами его переработки. Сырое молоко ввозится из республик Татарстан, Мордовия, Чувашия, Удмуртия и соседних областей – Самарской, Пензенской, Нижегородской, в которых цены на него ниже, чем внутри области (табл.5) . ^ Таблица 5 – Закупочные цены на молоко по регионам Приволжского федерального округа Регион на 18.10.07 на 10.01.08 на 03.04.08 Республика Мордовия 9,90-13,00 12,50 11,00 Республика Татарстан 9,00-12,00 15,00 13,47 Чувашская Республика 10,00-12,30 15,10 9,15 Нижегородская область 9,90-15,70 12,50 13,00 Самарская область 8,50-12,40 14,76 12,99 Пензенская область 11,00-12,00 12,00 10,00 ^ Ульяновская область 9,50-14,00 14,30 13,00 Несоответствие производственных мощностей молокоперерабатывающих заводов области с объемами поставляемого на них сырья самым негативным образом сказывается на результатах их производственно-финансовой деятельности. Из данных таблицы 6 видно, что независимо от мощности предприятия и объема переработанного сырья их рентабельность в последние два года не превышает 2%, а по ряду предприятий – отрицательная (табл.6). Для улучшения ситуации на рынке молока и молочной продукции области в диссертации обосновывается такое направления как дифференциация районов области по следующим показателям: уровень развития молокоперерабатывающих предприятий; существующий потенциал для увеличения объемов производства молока; фактические объемы производства молока; уровень продажи молока населением района. Эта дифференциация позволила выделить группы районов с высоким (1 группа), средним(2 группа) и низким (3 группа) потенциалом для наращивания производства молока.^ Таблица 6 - Результаты производственно-финансовой деятельности отдельных предприятий Ульяновской области Наименование предприятия Мощность, тыс. т в год Объем товарной продукции в действующих ценах, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль(убыток), тыс. руб. Рентабельность, % Поступление сырья, тыс. т 2006 г. 2007 Г. 2006 Г. 2007 Г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. ООО «Черда-клинский молокозавод» 29,2 1736 7875 2234 10206 -498 -2331 -22,0 -23,0 1,2 1,5 ОАО «Димитров-градский молочный завод» 73,0 208121,6 237936,4 204230 254849,2 3891,6 3087,2 1,9 1,2 18,9 27,7 ОГУП УМК «Заволжский» 55,0 9919 26000 18842 28500 -8923 -2500 47,4 8,77 1,5 13,3 ОАО МЗ «Сурский» 5,2 29744 22947 29168 22499 576 448 2,0 2,0 7,0 5,5 ОАО «Ульяновскмолпром 75,0 118905 123842 117617 122242 1288 1600 1,09 1,3 6,4 9,9 В первую группу вошли районы: Мелекесский, Майнский, Кузоватовский, Сурский, Чердаклинский, Карсунский;во вторую- Сенгилеевский, Инзенский, Радищевский, Старомайнский, Николаевский, Барышский, Старокулаткинский, Новомалыклинский, Цильнинский; в третью - Павловский, Базарносызганский, Ульяновский, Вешкаймский, Новоспасский. К каждой группе районов должен применяться индивидуальный подход с позиции стратегии и тактики в области расширения сырьевых зон для молокоперерабатывающих предприятий. На основе проведенной группировки целесообразно в районах первой и второй групп решить проблему сбыта молока у его производителей посредством организации кооперативов по сбору и первичной переработке молока. В третьей группе районов – создать молокосборные пункты и сбытовые кооперативы, так как налаженные каналы сбыта будут способствовать росту производства молока в хозяйствах населения. Для совершенствования организации сбора молока и объединения интересов производителей и переработчиков молока в работе предлагается создание потр