Содержание Введение 3ГЛАВА 1. Пенсионный фонд: основные понятия, принципы и функции 51.1 Понятие и функции пенсионного фонда 51.2 Источники финансирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 61.3 Исполнение бюджетов внебюджетных фондов и контроль за ними 9ГЛАВА 2. Анализ динамики формирования доходов и расходов Пенсионного Фонда с 2001 по 2004гг. 112.1 Анализ динамики формирования доходов Пенсионного Фонда 112.2 Анализ динамики формирования расходов Пенсионного Фонда 12ГЛАВА 3. Механизм включения пенсионного фонда в реформу распределительной системы пенсионного обеспечения 143.1 Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации 143.2 Прогноз формирования бюджета доходов и расходов Пенсионного фонда на 2005г. 22Заключение 24Список использованной литературы 34Приложения 35 Введение Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения страны, одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения и косвенно – всего трудоспособного. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки. Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны.Именно поэтому тема «Механизм включения пенсионного фонда в реформу распределительной системы пенсионного обеспечения» актуальна на сегодняшний день.Объектом исследования является пенсионная система (пенсионный фонд).Цель работы рассмотреть процесс реформирования пенсионной системы России в распределительной системе пенсионного обеспечения, с выделением целей, задач, полученных результатов.Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе: Рассмотреть Понятие и функции пенсионного фонда; Источники финансирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ; Исполнение бюджетов внебюджетных фондов и контроль за ними; Провести анализ динамики формирования доходов Пенсионного Фонда; Анализ динамики формирования расходов Пенсионного Фонда; Оценить объективную необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации; Рассмотреть прогноз формирования бюджета доходов и расходов Пенсионного фонда на 2005г.В качестве исходной информационной базы привлекались материалы нормативной базы по бюджету РФ, в частности Бюджетный кодекс, Своды о бюджетах формирования доходов и расходов Пенсионного Фонда на очередной финансовый год, статистический материал по основным показателям бюджета Пенсионного фонда, пенсионного обеспечения, затрагивающие тему работы за 2001 по 2005гг.^ ГЛАВА 1.Пенсионный фонд: основные понятия, принципы и функции 1.1Понятие и функции пенсионного фонда Пенсионный фонд – внебюджетный фонд.В соответствии с Главой 3.ст. 13 Бюджетного кодекса РФ1: Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.Состав государственных внебюджетных фондов определяется Главой 17. ст. 144: Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. К функциям Пенсионного фонда РФ относятся: • аккумуляция страховых взносов; • финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде; • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; • капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; • контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда; • организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц; • участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. ^ 1.2Источники финансирования доходов и расходов Пенсионного фонда РФ Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников: • страховых взносов работодателей; • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; • страховых взносов других категорий работающих граждан; • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; • средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; • добровольных взносов физических и юридических лиц; • доходов от капитализации средств фонда; • других поступлений.Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают: • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов; • финансирование других статей в соответствии с законом.Рассмотрим действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 28%);6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета при предъявлении предприятиями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.К работодателям и другим плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:1) всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;2) 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов в фонды за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов;3) 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в фонды за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начислялись страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам отчетного квартала.^ 1.3Исполнение бюджетов внебюджетных фондов и контроль за ними Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации в соответствии с Главой 17. ст.148.Бюджетного Кодекса. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с Главой 17. ст.149.Бюджетного Кодекса.Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов:1. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов2. 2. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. В соответствии с Главой 17. ст.150.Бюджетного Кодекса3.^ ГЛАВА 2. Анализ динамики формирования доходов и расходов Пенсионного Фонда с 2001 по 2004гг. 2.1Анализ динамики формирования доходов Пенсионного Фонда Рассмотрим динамику формирования доходов Пенсионного Фонда начиная с 2001 и по 2004гг. в таблице 1.Приложения 1.На основании данных таблицы 1. построим диаграмму 1.Диаграмма 1.Анализ динамики формирования доходов Пенсионного ФондаНа основании таблицы 1 и диаграммы 1 сделаем соответствующие выводы:Анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда с точки зрения абсолютных изменений показывает, что в 2001г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, а в 2002г.- 783477,7 рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный рост доходов.Анализируя относительное изменение за тот же период также наблюдается значительный рост поступлений в ПФРФ в 2002г.В период с 2002 по 2003г наблюдается резкое снижение поступлений (доходов) в ПФ РФ, так в 2002г. - 783477,7 рублей, в 2003г.- 822841,4 рублей, абсолютное снижение поступления доходов в размере 39363,7рублей. Что очень хорошо на диаграмме 1.Анализируя относительное изменение за тот же период также наблюдается значительный спад в относительном выражении поступлений в ПФРФ в 2003г.За период с 2003 по 2004г. с точки зрения абсолютных изменений наблюдается рост доходов в ПФ РФ. Так в 2003г. составило 822841,4 рублей, а в 2004г.- 1000316,6 рублей. Абсолютное изменение составило 177475,2 рублей.Анализируя поступления доходов в ПФ с точки зрения относительных изменений, также можно сделать вывод о значительном их приросте в 2004гг. об этом свидетельствуют данные диаграммы 1.Таким образом можно сделать вывод, что наблюдается неравномерная динамика развития поступлений и формирования доходов в ПФ РФ.^ 2.2Анализ динамики формирования расходов Пенсионного Фонда Рассмотрим динамику формирования расходов Пенсионного Фонда начиная с 2001 и по 2004гг. в таблице 2. Приложения 2.На основании таблицы 2. построим диаграмму 2.Диаграмма 2.Анализ динамики формирования расходов Пенсионного ФондаНа основании таблицы 2 и диаграммы 2 сделаем соответствующие выводы:Анализ динамики формирования расходов Пенсионного фонда показал, что в 2001г расходы составили 435536,16 рублей, а в 2002г-739156,6 рублей. Итак, в 2002г произошел значительный рост расходов, связанных с формированием ПФ. Абсолютное изменение роста расходов составило 303620,44 рублей. Анализируя относительно изменение, также наблюдается значительный рост расходов.Рост вызван повышением расходов на пенсии по обязательному пенсионному страхованию, по выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению.Анализируя период с 2002 по 2003г. наблюдается снижение расходов по формированию ПФ РФ.Так в 2002г.- 739156,6 рублей, то уже в 2003г.- 864898,3 рублей., при этом относительное снижение расходов составило 125741,7 рублей., что почти в 3 раза меньше чем за 2002г по сравнению с 2001г.На диаграмме 2 это видно также и с точки зрения относительного показателя. Также наблюдается снижение расходов и в 2004гг с точки зрения абсолютного изменения, так в 2003г. расходы составляли 864898,3 рублей, в 2004г-946640,2 рублей. Абсолютное изменение по доходам составило 81741,9 рублей, что на 43999,8 рублей меньше, чем в 2003г.С точки зрения относительного показателя наблюдается та же динамика снижения расходов за период.Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что при формировании доходов и расходов наблюдается неравномерная динамика от роста к спаду. ^ ГЛАВА 3.Механизм включения пенсионного фонда в реформу распределительной системы пенсионного обеспечения 3.1Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в Российской Федерации В результате резкого скачка цен в 1992 г., не сопровождавшегося принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии, доходы пенсионеров хронически отстали от уровня цен. Ситуация с пенсионным обеспечением усугубилась еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически перестала играть сколь-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии.Принимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения - поэтапное «осовременивание» прошлых заработков для исчисления пенсий, периодическое (раз в 3 месяца) увеличение минимального размера пенсий - не привели к ожидаемым результатам.Серьезной проблемой стало сужение финансовой базы пенсионного обеспечения. Наряду с этим численность занятых в народном хозяйстве постоянно уменьшалась, усилился процесс уклонения от уплаты налогов. В такой ситуации повышение страховых тарифов не могло бы решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, поскольку оно ложилось бы на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась. Становился необходимым новый порядок, который бы позволил решать эти проблемы. Сложившаяся в стране в 90-е годы XX века экономическая ситуация предопределила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух основных направлениях.Первое направление – внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, которое в основном было направлено на улучшение пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров.Второе направление - законодательное обеспечение пенсионной реформы, одобренное Правительством РФ в 1995 году, в котором предусматривалось существенное изменение параметров действующей пенсионной системы.В рамках второго направления совершенствования пенсионного законодательства, связанного с законодательным обеспечением пенсионной системы, в 1995-2001 годах была проведена значительная работа, которая привела к началу нынешней реформы системы пенсионного обеспечения с 1 января 2002 г.Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий в 1995 году, а, начиная с марта 1997 г., положение с обеспечением своевременной выплаты пенсий резко обострилось.Объективными причинами финансовой нестабильности пенсионной системы являлись, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой - ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.Программа пенсионной реформы (1995 г.) предусматривала поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.Однако финансово-экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его последствия сделали невозможной реализацию данной Программы.Необходимые предпосылки для законодательного обеспечения реформы системы пенсионного обеспечения сложились лишь в 2001 году.Необходимость реформы и определение ее приоритетов на период с 2001 по 2010 гг. обусловлены изменением социально-экономических условий в период после ее принятия и особенно после финансового кризиса августа 1998 года. Структурные сдвиги произошли на рынке труда за счет значительно увеличившейся доли самозанятого населения, существенные изменения претерпела налоговая система (с 1 января 2001 г. был введен в действие единый социальный налог взамен страховых взносов по обязательному социальному страхованию). Неблагоприятные тенденции прогнозируются (начиная с 2007 года) в демографической сфере, отрицательные последствия которых для пенсионной системы будут усугубляться в этот период из-за уменьшения доли занятого населения и увеличения при этом пенсионеров и инвалидов.Не следует забывать и об институциональных факторах, обусловивших необходимость проведения пенсионной реформы: изменение общественного устройства (многообразие форм собственности и экономическая свобода хозяйственной деятельности – малый и средний бизнес, фермеры и т.д.), отказ от жесткого регулирования трудовых отношений и цен на продукцию. Это проявляется в высокой дифференциации заработной платы и других форм доходов и вызывает серьезные различия между регионами по прожиточному минимуму. Действующая пенсионная системы находится в «координатах» экономических отношений давно ушедших в прошлое, поэтому ее институты и механизмы не в состоянии нормально функционировать сегодня. Частичными изменениями здесь не обойтись. Общим и безусловным для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.Была поставлена задача модернизировать действующую пенсионную систему таким образом, чтобы результатом этой модернизации стал рост доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, направляемых на создание резервов под будущие обязательства.Пенсионным фондом РФ совместно с Минтруда РФ, Минэкономразвития России и Минфином РФ была разработана Программа пенсионной реформы в России, которая после обсуждения Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте РФ была одобрена Правительством РФ. Впервые в нашей стране на столь высоком уровне рассматривались основные направления реформирования пенсионной системы. Главной задачей реформирования распределительной пенсионной системы становится: установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности; постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы; повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда РФ и федеральным бюджетом. Реформирование пенсионной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей:^ Базовая часть трудовой пенсии, имеющая фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. ^ Страховая часть зависит от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд РФ в течение всей его трудовой деятельности. ^ Накопительная часть исчисляется из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, которые учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета и выплачиваются по достижении пенсионного возраста. Созданная система персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений между работодателями, Пенсионным фондом РФ, застрахованными лицами и пенсионерами – от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии.Целесообразно учесть и зарубежный опыт функционирования систем пенсионного обеспечения, где накопительная система действительно функционирует весьма эффективно, однако не в качестве основной, а дополнительной (к перераспределительной страховой системе) и добровольной схемы. Причем в США, Франции, Англии аналогичные системы появились благодаря высоким доходам населения, стабильному состоянию и устойчивому развитию экономики, полному доверию населения к финансовым институтам.Представляется, что реализация этих условий позволит превратить систему пенсионного обеспечения в систему, соответствующую лучшим мировым стандартам и достижениям в этой сфере4.Рассмотрим точку зрения Всемирного банка на пенсионную реформу в России.Всемирный банк обнародовал доклад на тему "Издержки структурных реформ в России". В небольшом по объему документе речь идет о важнейших проблемах - о переходе на 100-процентную оплату услуг ЖКХ к 2006 году, о повышении пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и 10 для женщин, а также о повышении зарплат в государственном секторе.По мнению экспертов Всемирного банка, сейчас настало наиболее благоприятное время для проведения основных структурных реформ в системе госслужбы, жилищно-коммунального хозяйства и пенсионной системы. Они связывают это с тем, что крайне удачно для России складывается экономическая конъюнктура, растет золотовалютный запас, бюджет выполняется с профицитом и на фоне этого можно наблюдать повышение доходов населения. То есть, если перевести на нормальный язык, Россия способна оплатить издержки реформ, а население способно выдержать увеличение расходов на жилье. Правда, отмечают специалисты Всемирного банка, рост доходов в частном секторе превышает их рост в бюджетном. Однако закон о госслужбе улучшил материальное положение чиновников. Тем более что вслед за ним предполагается улучшить и материальное положение всех бюджетников. В результате всех этих преобразований "кассовый разрыв" доходов между частным и госсектором значительно сократится, тем более что на все эти цели потребуется всего лишь 1,2-2,3 процента ВВП. Правда, оговаривается в докладе, это возможно лишь при успешном проведении административной реформы, в результате чего сократится численность госслужащих.Однако, в предыдущих докладах Банка неоднократно утверждалось, что рост доходов в России только увеличивает разрыв между бедными и богатыми. Так, в 2004 году доходы населения выросли на 8,2 процента, зарплаты - на 10,9 процента. При этом доходы самых бедных выросли на 6 процентов и составили 1360 рублей в месяц, а богатых - на 10 процентов (18778 рублей - почти в 15 раз разница!). Таким образом, экономический рост не делает бедных богаче. К слову сказать, похожие цифры отражали прежние мониторинги, которые проводил Всемирный банк.Но, если предположим, что на деле доходы всех обделенных бюджетников действительно вырастут. Вот тогда-то государство сможет наконец-то запустить давно запланированную реформу ЖКХ, финансироваться, которая будет за счет выросших доходов граждан. Правда, оговариваются эксперты, прежде правительству нужно создать эффективную систему мониторинга для определения допустимого уровня повышения тарифов для населения. Другими словами, прежде требуется выяснить, как смогут платить разные социальные группы и какой уровень расходов на ЖКХ им по силам. Как видим, эта рекомендация Всемирного банка не выполнена, сейчас власти в регионах эмпирическим путем выясняют эти возможности, и обоснованность новых коммунальных тарифов, похоже, станет в ближайшее время предметом обсуждения на самом высоком государственном уровне. Между тем базовый сценарий Всемирного банка предусматривает, что к 2006 году население сможет оплачивать 75 процентов услуг ЖКХ, остальные 25 процентов лягут на плечи бюджета. Всемирный банк также считает, что отмена льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг может также оказаться посильной для большей части нынешних получателей льгот, а программа жилищных субсидий сможет позаботиться о тех, для кого бремя жилищных расходов окажется слишком высоким. Рекомендуется также преобразовать данные льготы в прямые субсидии и напрямую увязать их с системой персональных социальных счетов. Кроме того, в целях снижения политических издержек процесс отмены льгот должен координироваться с другими структурными реформами, в том числе с повышением заработной платы в государственном секторе, пенсий и пособий на детей.Затронута в докладе и еще одна очень острая проблема - о пенсионном возрасте. Объем поступлений в пенсионную систему с каждым годом снижается, а пенсионеров тем временем становится больше. Расходы на затыкание дыр пенсионных фондов будут составлять 0,25-0,55 процента ВВП в 2020 году и 0,5-0,9 процента ВВП в 2030 году. Сохранение этой тенденции заставит российские власти изменить планку выхода на пенсию и установить единый пенсионный возраст в 65 лет. Правда, реально, как считают специалисты ВБ, это может произойти лет через 10-15.5По оценке московского представительства Всемирного банка, осуществляемая в России пенсионная реформа обречена на провал. Для успешной работы накопительного механизма, планируемого в рамках реформирования, необходимо иметь развитую структуру фондовых и финансовых рынков. В России же нет даже бесперебойного рынка государственных ценных бумаг, который мог бы компенсировать неразвитость фондового рынка. Таким образом, на сегодняшний день основным источником финансирования взносов остаются налоговые отчисления, которых пока не хватает. Более того, размеры взносов практически никак не связаны с размером будущих пенсий, а значит, стимулов для их отчисления у населения нет. По мнению Всемирного банка, для укрепления связи между размерами взносов и пенсиями необходимо, во-первых, повысить пенсионный возраст, а во-вторых, включить пенсионную формулу в фактически ожидаемую продолжительность жизни. Спасти реформу от провала могли бы и частные пенсионные фонды, а также инвестирование пенсионных активов за рубеж6.^ 3.2Прогноз формирования бюджета доходов и расходов Пенсионного фонда на 2005г. В соответствии с документом"О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005г.", разработанным правительством РФ, доходы бюджета Пенсионного фонда в 2005г. составят 1 трлн. 177 млрд. 375 млн. руб., из них 1 трлн. 88 млрд. 465,1 млн. руб. - в части, не связанной с обязательным накопительным финансирование трудовых пенсий. Расходы фонда предусмотрены в сумме 1 трлн. 176 млрд. 131,3 млн. руб., из них 1 трлн. 171 млрд. 321 млн. руб. - в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий. В соответствии с законопроектом, Пенсионный фонд вправе размещать временно свободные средства в разрешенные законодательством РФ виды активов в порядке, устанавливаемом правительством РФ, и осуществлять их продажу в случае образования текущего дефицита бюджета фонда.Согласно документу, средства, полученные от размещения временных свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета фонда. Размер финансового резерва бюджета фонда по состоянию на 1 января 2005г. установлен в сумме 97 млрд. 140 млн. руб., по состоянию на 1 января 2006г. - в сумме 14 млрд. 284 млн. 100 тыс. руб. В соответствии с законопроектом, средства финансового резерва бюджета фонда в сумме 82 млрд. 855 млн. 900 тыс. руб. будут направлены на покрытие дефицита бюджета фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий. В бюджете на 2005г. Пенсионного фонда РФ заложены средства на финансирование доп. Льгот, на эти нужды выделено 99,9 млрд. руб., однако данные расчеты делались исходя из численности льготников в 12 млн. 239 тыс. человек. По уточненным же данным, численность льготников составляет 14 млн. 198 тыс. 242 человека7. Заключение Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать следующие выводы:Пенсионный фонд –государственный внебюджетный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. К функциям Пенсионного фонда РФ относятся: аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде; организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц и др.Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; страховых взносов других категорий работающих граждан и других поступлений.Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают: выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов; финансирование других статей в соответствии с законом.Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации в соответствии с Главой 17. ст.148.Бюджетного Кодекса.Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов: Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов. В соответствии с Главой 17. ст.150.Бюджетного Кодекса.Анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда с точки зрения абсолютных изменений показал, что в 2001г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, а в 2002г.- 783477,7 рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный рост доходов. Анализируя относительное изменение за тот же период также наблюдается значительный рост поступлений в ПФРФ в 2002г.В период с 2002 по 2003г наблюдается резкое снижение поступлений (доходов) в ПФ РФ, так в 2002г. - 783477,7 рублей, в 2003г.- 822841,4 рублей, абсолютное снижение поступления доходов в размере 39363,7рублей. Что очень хорошо на диаграмме 1. Анализируя относительное изменение за тот же период также наблюдается значительный спад в относительном выражении поступлений в ПФРФ в 2003г.За период с 2003 по 2004г. с точки зрения абсолютных изменений наблюдается рост доходов в ПФ РФ. Так в 2003г. составило 822841,4 рублей, а в 2004г.- 1000316,6 рублей. Абсолютное изменение составило 177475,2 рублей. Таким образом можно сделать вывод, что наблюдается неравномерная динамика развития поступлений и формирования доходов в ПФ РФ.Анализ динамики формирования расходов Пенсионного фонда показал, что в 2001г расходы составили 435536,16 рублей, а в 2002г-739156,6 рублей. Итак, в 2002г произошел значительный рост расходов, связанных с формированием ПФ. Абсолютное изменение роста расходов составило 303620,44 рублей. Анализируя относительно изменение, также наблюдается значительный рост расходов.Рост вызван повышением расходов на пенсии по обязательному пенсионному страхованию, по выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению.Анализируя период с 2002 по 2003г. наблюдается снижение расходов по формированию ПФ РФ. Так в 2002г.- 739156,6 рублей, то уже в 2003г.- 864898,3 рублей, при этом относительное снижение расходов составило 125741,7 рублей, что почти в 3 раза меньше чем за 2002г по сравнению с 2001г.Также наблюдается снижение расходов и в 2004гг с точки зрения абсолютного изменения, так в 2003г. расходы составляли 864898,3 рублей, в 2004г-946640,2 рублей. Абсолютное изменение по доходам составило 81741,9 рублей, что на 43999,8 рублей меньше, чем в 2003г. С точки зрения относительного показателя наблюдается та же динамика снижения расходов за период.Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что при формировании доходов и расходов наблюдается неравномерная динамика от роста к спаду. Снижение доходов и повышение расход