Содержание Введение …………………………………………………………………………4 Глава 1. Анализ вариации признаков и проведение типологической группировки…………………………………….…………….5 Анализ вариации признаков……………………………….…………...5 1.2.Типологическая группировка предприятий по уровню и эффективности реализации продукции сельского хозяйства…………………...…………7 Глава 2. Анализ объемов и уровня производства, реализации и товарности продукции сельского хозяйства по типическим группам…………..……….12 2.1. Анализ объемов реализации продукции сельского хозяйства….…..12 2.2. Анализ объемов производства и товарности продукции сельского хозяйства………………………………………………………………….…….….15 2.3 Анализ факторов изменения объемов производства, реализации и товарности……………………………………………………..…………………17 2.3.1. Показатели специализации предприятий…………………………..17 2.3.2 Показатели размеров производства…………………………………18 2.3.3. Показатели обеспеченности ресурсами……………………………19 2.3.4. Показатели состава использования отдельных ресурсов…………20 Глава 3. Анализ финансовых результатов и эффективности экономической деятельности предприятий по типическим группам………………………….22 3. 1 Показателя результатов производства и реализации продукции……22 3.2. Анализ различий в массе прибыли…………………………………….23 3.3. Анализ средней рентабельности……………………………………….25 3.4 Показатели финансового состояния предприятий…………………….26 Глава 4. Анализ динамики объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2000 – 2001 гг. по предприятиям Московской области……………………………………………………………………………..28 Глава 5. Комбинационная группировка и корреляционный анализ размера и эффективности реализации продукции сельского хозяйства……………….30^ Глава 6. Анализ тенденций реализации продукции сельского хозяйства в области в динамике за 9 лет…………………………………………………33 Заключение……………………………………………………………………….35 Библиографический список…………………………………………………..…37 Введение Результаты деятельности предприятия зависят не только от производства продукции, но и от того, как выгодно она далее будет реализована. От реализации зависит также и доход, полученный предприятием. Если цена реализации продукции, а значит и выручка, будет выше себестоимости продаваемой продукции, то предприятие покроет свои издержки, а значит получит доход. Поэтому важно оценить процесс реализации для оценки деятельности предприятий, так как реализация это итог деятельности предприятия. Только реализуя продукцию организация может получить доход. Если же продукция не будет реализована, то деятельность предприятия сводится к нулю. Рассматривая результаты реализации надо обратить внимание на структуру реализуемой продукции, так как различные ее виды реализуются с различным эффектом (прибылью или убытком). Целью данного курсового проекта является: характеристика совокупности предприятий в виде групп, выделенных на основе одного группировочного признака; изучение специализации, размеров, интенсивности и эффективности производства; изучение зависимости выхода продукции сельского хозяйства от комплекса факторов; изучение различий в массе прибыли и уровне рентабельности между группами и др. Объектом исследования является совокупность предприятий Московской области, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, а источником - их годовые отчеты. При написании проекта будут применяться различные методы: метод группировок, метод разложения составных относительных показателей на простые, индексный анализ, корреляционный анализ, анализ вариации и т.п.^ Глава 1. Анализ вариации признаков и проведение типологической группировкиАнализ вариации признаков На первом этапе необходимо изучить вариацию в совокупности предприятий по двум существенным признакам, а также определить ошибки выборки и доверительные пределы генеральной средней. В качестве двух существенных признаков возьмем выручку от реализации продукции сельского хозяйства на 100 га и обеспеченность основными производственными фондами на 100 га сельскохозяйственных угодий. Таблица 1.^ Показатели обеспеченности основными производственными фондами и уровня производства продукции предприятий Московской областГлава 2. Анализ объемов и уровня производства, реализации и товарности продукции сельского хозяйства по типическим группам2.1. Анализ объемов реализации продукции сельского хозяйства От объема реализации напрямую зависит величина полученной прибыли и уровень рентабельности. Эти показатели характеризуют все стороны коммерческой деятельности предприятия: производство, снабжение и сбыт. Объем реализации можно определить как в натуральной, так и стоимостном выражении для соблюдения сопоставимости по разным видам продукции. Рассмотрим эти показатели (таблица 8). Таблица 8.^ Показатели объемов реализации продукции сельского хозяйства предприятиями Московской област На основе таблицы 17 рассчитываем массу прибыли: В низшей группе M0=∑p0q0 – ∑z0q0= 122896 – 117925 = 4971 тыс. руб. Масса прибыли в высшей группе: M1=∑p1q1 – ∑z1q1 = 538325 – 329052 = 209273 тыс. руб. Прирост массы прибыли в абсолютном выражении: М1 – М0 = 209273 – 4971 = 204302 тыс. руб. В относительном выражении: Масса прибыли и её прирост зависят от цен реализации, объема реализованной продукции и её себестоимости. Прирост прибыли под влиянием каждого из этих факторов определяется следующим образом. Изменение цен реализации: ∆Мp=∑(p1–p0)q1=∑p1q1–∑p0q1= 538325 – 470801 = 67524 тыс. руб. Изменение полной себестоимости: ∆Мz=∑(z0–z1)q1=∑z0q1–∑z1q1= 508137 – 329052 = 179085 тыс. руб. Изменение объема реализованной продукции: ∆Мq=∑(q1–q0)(p0–z0)=(∑p0q1–∑p0q0)(∑z0q1–∑z0q0)=(470801 – 122896)–(508137 – 117925)= -42307 тыс. руб. Относительное изменение каждого из факторов оценивается при помощи индексов: Jp=∑p1q1/∑p0q1 = 538325/470801 = 1,143 Jz=∑z1q1/∑z0q1= 329052/508137 = 0,648 Jq=∑p0q1/∑p0q0= 470801/122896 = 3,831 Для удобства анализа полученные показатели отражаем в таблице 20. Таблица 18.^ Прирост массы прибыли от реализации продукции предприятий по фактора Jz=∑z1q1/∑z0q1= 203646/158645,8 = 1,284 Jq=∑p0q1/∑p0q0= 224769,1/205763 = 1,092 Таким образом, объем реализации увеличился за счет высоких цен реализации молока в 1,302 раза. Проанализируем те же показатели в разрезе типических групп. Таблица 24.^ Показатели динамики объемов производства, реализации, массы прибыли и рентабельности молока цельного на предприятия