Муниципальное общеобразовательное учреждение « Покровская основная общеобразовательная школа»Психологический комфорт на уроке как фактор успешной самореализации личностиПодготовила: учительЛадан Лариса ГригорьевнаПокровка, 2010В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе «Об образовании». В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией». (Находятся и приводятся иные ссылки на статьи.) В Концепции общего среднего образования, других документах фиксируются соответствующие цитаты о формировании личности ребенка в новой парадигме образования. Успешная самореализация личности может сформироваться в условиях такого психологического пространства: * где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; * где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; * где развиваются готовность и умение брать на себя ответственность; * где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; * где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность. Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество. Особенностью социальной ситуации развития школьников является то, что в их жизни появляется чрезвычайно важная фигура, которая иногда заменяет родителей. Это учитель. Влияние учителя на самореализацию школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности. можно выделить следующие условия самореализации учащихся: - стиль педагогической деятельности учителя является условием самореализации личности школьника. Гуманное отношение к ребенку, предоставление ему права на свободу, свободу выбора, прав на собственный успех и ошибку.Что же создать такую комфортную обстановку? Прежде всего, определимся с понятиями «комфорт» и «психологический комфорт»Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).^ Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, ему нет необходимости защищаться. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Можно ли учиться мастерству, созданию на уроках эмоционального климата? Наверное, можно. Хотя многие считают, например, кандидат педагогических наук Дуброва Н., что «учителем по заказу никому не дано стать, им нужно потенциально быть. Самобытность внутреннего мира, незаурядность, одаренность,- первичные качества подлинного учителя – Личности. А Личность всегда воспитывает сама по себе и создает вокруг себя ареал воспитания». Несомненно, доля истины в этих словах есть. И все же, не стоит забывать, что в любой профессии надо приобретать навыки – производные мастерства. Его источники? Изучение методической литературы, литературы по психологии. Изучение передового педагогического опыта, своих коллег. Использование практикума по решению педагогических ситуаций. Самоанализ и другие. Как найти психологическое айкидо, установить контакт с детьми? Восточные мудрецы говорили: «Знать, значит уметь» И зачастую мы не подозреваем, что законы общения так же объективны, как законы природы и общества. Примером может служить психологический эксперимент из теста Дембо. Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На ее северном полюсе самые умные люди, на южном – самые глупые. Найдите свое место на этой шкале... Вы разместили себя в районе середины? Нет, намного выше! Отгадала?... Может, вы думаете, что я читаю чужие мысли? Нет. Я просто знаю законы психологии. Ответ запрограммирован в самом вопросе. Это ответ вынужденный. Представьте себя на Северном полюсе! Не получается? Правильно. Ближе к нему размещают себя люди слабоумные. А ближе к южному полюсу размещают себя люди, находящиеся в глубокой депрессии или мудрецы типа Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Привожу пример с диагностикой пятого класса. В нем подобрались дети с очень неуравновешенной психикой, слабые в учебе . Но дети не понимают этой суровой действительности, претендуя на место у северного полюса. И это обстоятельство меня радует, потому что вера в себя делает чудеса. Может быть, прав был Андерсен, сочинив сказку о «Гадком утенке»? Вот поэтому в воспитательном процессе так важен глубокий психологический анализ поведения и психики ребенка. А что же является его основой. Я думаю – учительская мудрость, мудрость, накопленная веками , воспитание в себе педагогической зоркости. Учителю очень важно знать психологические основы урока, а так же умение делать его психологический анализ. Эффективность урока складывается из двух условий: внешних – педагогического мастерства учителя, его творческого самочувствия; и внутренних, определяемых личностью самих учащихся. Остановлюсь подробнее на вопросе самоорганизации учителя. От его творческого самочувствия зависит половина успеха. Настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке. (Привожу примеры) Учителю важно за несколько минут до занятия остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Оживить в своем сознании целевую установку урока и логическую связь его отдельных звеньев, вытеснив из сознания все лишнее. И недопустимо отвлекать учителя перед началом урока посторонними вопросами, разговорами, тем более, делать ему замечания или обсуждать неудачи его работы. Учитель должен быть мобилизован и готов к любым, возникающим на уроках ситуациям, не теряя психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов, остаться верным своему стилю. Устанавливать психологический контакт с классом, привораживать их сердца могут только учителя, работающие творчески, с увлечением. И творчество должно быть постоянным, неистощимым. Это не подвиг, а норма педагогического труда. Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока. За время работы необходимо усвоить главное правило поведения: нужно вести себя так, чтобы ученик был уверен в том, что учитель его любит. «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. И если воля и вкусы... окажутся податливыми, нужно смело приучать ребенка к образу жизни любого круга людей и любого народа... Пусть он приспосабливается к обычаям своего времени. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее». Французский философ М. Монтень Поведение учителей нередко характеризуется повышенной напряженностью. Следствием её являются грубость, несдержанность в отношениях с учащимися, неблагоприятный психологический климат на уроке. Как выражать неудовольствие поступками детей? • Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком. • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина. • Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в непринятие ребенка. • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. • Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. • Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.