Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет им. Ф.М. ДостоевскогоФилологический факультет Кафедра стилистики и массовых коммуникаций «Утверждаю» Проректор по учебной работе ______________ В.В. Дубицкий « » __________ 2007г.Программа дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело»цикл второго поколениявходит в число обязательных дисциплин федерального компонентак следующей образовательной профессиональной программе подготовки специалистов: Специальность Код специальности Формы обучения Издательское дело и редактирование 071201.65(052700) Очная Заочная (ускоренная) г. Омск 2007Программа дисциплины разработана Андрейченко Еленой Владимировной, старшим преподавателем кафедры библиотечно-информационной деятельности, канд. пед. наук Программа рассмотрена на заседании кафедры (учебного совета факультета) _______________________________________________________________________________________ (протокол № от «» 2007 г.)Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». При составлении программы дисциплины частично был использован материал из учебно-методических рекомендаций УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела по курсу «Современное отечественное и зарубежное издательское дело», составленный Б.В. Ленским, проф., к.ф.н. (МГУП). Декан филологического факультета __________________ Мисюров Н.Н.^ 1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы курс семестр Аудиторные занятия СРС всего лекции практические (семинарские) занятия другиевиды занятий всего курсовые работы реферативные работы индивидуальные занятия другие виды СРС Очное отделение 4 7 54 18 18 x 4 7 56 16 18 x Всего: 110 34 36 x ^ 2. Цели и задачи дисциплины. «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» – одна из основных дисциплин общепрофессионального цикла, рассматривающая книгоиздательское дело в системе книжного дела. Цель дисциплины состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов. Курс имеет практическую направленность и состоит из следующих разделов: введение в дисциплину; книгоиздание в системе современного книжного дела; современное состояние мирового книгоиздания; правовые основы издательского дела; современная издательская система России; издательство и государство; современное состояние книжных ярмарок в России и за рубежом; современное состояние издательского дела за рубежом; развитие международного сотрудничества в книжном деле; перспективы развития электронного книгоиздания. Электронная книга.Цель курса: формирование у студентов знаний о масштабах отечественного и зарубежного современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития. Задачи курса: формирование у студентов представления о структурах издательств и о месте редактора в издательском процессе; обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках; формирование об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства; обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Место изучаемой дисциплины в системе других дисциплин, формирующих профессиональные качества современного редактора-издателя, работающего в условиях активного формирования автоматизированных процессов и рыночной экономики. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения курса студент должен знать: – о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле; – о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах; – о мировой издательской системе; – о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий; – о современных информационных и системах в издательском деле.овладеть навыками: – краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в т.ч. сетевых.уметь: – профессионально формулировать основные положения книжной политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка; – разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного финансирования; – пользоваться современными информационными системами.^ 3. Тематический план курса. курс семестр Раздел дисциплины, содержание всего Аудиторные занятия СРС Формы контроля лекции семинарские (практические)занятия лабораторные занятия о/о з/о о/о з/о о/о з/о 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 4 7 Тема 1. Введение в дисциплину. 1 Тема 2. Книгоиздание в системе современного книжного дела 3 4 Тема 3. Современное состояние мирового книгоиздания; 6 4 Тема 4. Правовые основы издательского дела 4 4 Тема 5. Современная издательская система России 4 4 Тема 6. Издательство и государство 4 4 Тема 7. Современное состояние книжных ярмарок в России и за рубежом 4 Тема 8. Развитие международного сотрудничества в книжном деле 4 4 Тема 9. Перспективы развития электронного книгоиздания. 4 2 Тема 10. Электронная книга. 4 2 Всего: 150 34 36 Э ^ 4. Содержание курса.1. Введение. Предмет, задачи и структура курса. Место курса в системе профессиональной подготовки студентов. Связь с другими библиотечно-библиографическими курсами. Практическая направленность курса, учебно-методическая обеспеченность. Формы учебной работы по курсу. Формы и методы самостоятельной работы студентов. Организация практических занятий и семинаров, включая экскурсии в омские книготорговые организации ООО «Омсккнига», Центр-книга», издательства и библиотеки.^ 2. Книгоиздание в системе современного книжного делаСовременное книжное дело, его основные составные части: издательское дело, полиграфия, книжная торговля, и библиография и библиотечное дело. Книгоиздание – ведущая, основная составная часть книжного дела. Органическое сочетание в издательском деле творческих задач, связанных с формированием направления деятельности, замыслом издания или серии изданий, подбором и работой с автором, созданием издательского оригинала и др. с одной стороны, и предпринимательской активности как основы стратегии книжного маркетинга, с другой. Усиление внимания к вопросам экономики в условиях рыночной ситуации. Издательский предпринимательский риск. Взаимоотношения книгоиздания с другими субъектами книжного дела. Перенос значительного числа допечатных процессов из полиграфии в издательство. Усиление коммерческих начал в работе издательств по реализации выпускаемой продукции через различные каналы распространения. Повышение роли библиотек, в том числе школьных как организованного рынка реализации издательской продукции. Библиография как информационная составляющая анализа и прогнозирования развития творческой и производственной деятельности издательств.3. Современное состояние мирового книгоиздания.Рост темпов книгопроизводства во второй половине XX века. Основные количественные показатели отечественного книгоиздания: количество выпускаемых названий, распределение книжного выпуска по отдельным отраслям и темам. Выпуск книг и брошюр субъектами Российской Федерации (РФ). Выпуск периодических и продолжающихся изданий (без газет) в РФ. Деятельность Российской книжной палаты (РКП) (www.bookchamber.ru). Статистическая информация о масштабах мирового книгоиздания: количество выпускаемых названий, распределение книжного выпуска по отдельным континентам и регионам, удельный вес отдельных регионов в мировом производстве. Динамика процессов, происходящих в отдельных странах. Характеристика книжного документального потока. Тираж выпускаемых в мире изданий. Представление о массиве книжной продукции, находящемся в постоянной продаже. Коммерческие библиографические указатели «Books in print», их виды, разновидности и носители. 4. Правовые основы издательского дела.Характеристика основных законодательных актов в области издательского дела. Подзаконные акты, регулирующие правовые основы работы издательств в современных условиях. Постановление Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17.04. 1991 г. № 211 и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР». Дальнейшее развитие правового регулирования издательской деятельности в России в постановление Совета Министров – Правительства РФ от 08.06. 1993 г. № 542 «О внесении изменений в постановление Совета Министров РСФСР от 17.04.91 № 211 «О регулировании издательской деятельности в РСФСР». Характеристика других законов, принятых в развитие основополагающих законодательных актов: Законы РФ «Об авторском праве и смежных правах», «Об обязательном экземпляре документов», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации» и др. Постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные документы, направленные на развитие и поддержку книгоиздания. Объективная необходимость принятия специального Закона «Об издательском деле в Российской Федерации» с целью обеспечения надежной правовой основы дальнейшего развития издательской системы страны, формирования института издательского права. 5. Современная издательская система России.Роль и значение закона РФ «О средствах массовой информации (27.12. 1991) для развития издательской системы России. Динамика роста издательских образований с 1991 г. Разнообразие масштабов деятельности вновь образованных структур, форм собственности, направлений творческого развития, характера коммерческой деятельности. Количественные и качественные показатели издательской системы России, размещение издательств по территории страны, сравнительные данные по группам издательств. Переход от государственной системы к преимущественно негосударственной издательской системе. Основные факторы формирования современной издательской системы в России: демократизация общественной жизни (свобода слова и печати), переход к рыночным методам хозяйствования, использование новых информационных технологий. Характеристика крупнейших издательств современной России. 6. Издательство и государство.Две противоположные тенденции во взаимоотношениях издателя с государством: с одной стороны, стремление издателя избавиться от зависимости от государства, с другой – нужда в государственной поддержке, в содействии в решении многих юридических, экономических и организационных вопросов. Среди них – законодательная деятельности в области авторского и издательского права, обеспечения свободы печати и беспрепятственного передвижения изданий. Флорентийское соглашение о беспошлинном ввозе книг и товаров для их изготовления. Совпадение интересов государства и издательства в случаях развития экспортной деятельности, пропаганды за рубежом достижений страны, распространения знаний о ее исторических особенностях и пр. Миссия государства по стимулированию чтения, изучения национального языка, по содействию развитию территорий. Замена государственного управления издательским делом деятельностью общественных организаций – ассоциаций, союзов, обществ и пр. Краткие сведения об организационной структуре и принципах работы Международной ассоциации издателей, национальных, региональных и профессиональных ассоциаций издателей, книготорговцев, полиграфистов, книголюбов. 7. Современное состояние издательского дела за рубежом.Общие показатели мирового книгопроизводства в 1950-2006 гг. Характеристика издательской деятельности отдельных книгоиздающих стран. Рейтинг европейских, североамериканских и азиатских стран по основным показателям книжного выпуска. Мировая издательская система. Постоянный рост количества издательств в мире– закономерность к. XX века. Особенности издательских систем в крупных книгоиздающих странах. Процессы концентрации производства в книжно деле. Развитие малого и среднего бизнеса, его влияние на увеличение выпуска продукции по отдельным предметным рубрикам. Характеристика издательской продукции зарубежных издательств. Специфические проблемы развития книгоиздательской деятельности в развивающих ся странах, особенно в странах Африки. Роль ЮНЕСКО в ликвидации неграмотности и создании издательской инфраструктуры в странах Африки, Азии, Латинской Америки.8. Развитие международного сотрудничества в книжном деле.Традиции международного сотрудничества в книгообмене со времени изобретения книгопечатания. Основные формы сотрудничества в современных условиях: международная торговля книгами (объемы, основные географические направления, основные страны экспортеры и импортеры); экспорт и импорт основных и субсидиарных прав, борьба с международным пиратством в области авторского права; экспорт и импорт издательских и полиграфических услуг; создание транснациональных компаний (Reed Elsevir, др.). Международная стандартная нумерация книг (ISBN) и периодических изданий (ISSN) – основа дальнейшего сотрудничества с использованием современных средств коммуникации и переработки информации. Роль международных выставок и ярмарок в укреплении сотрудничества издателей, полиграфистов и книгораспространителей. Ежегодная франкфуртская книжная ярмарка – крупнейшая в мире. Место Московских международных ярмарок среди других мероприятий по сохранению и развитию единого книжного пространства стран СНГ. 9. Перспективы развития издательского дела. Статистические данные о развитии мирового книгоиздания и сопоставление их с прогнозами. Книга в современном мире и ее соотношение с другими формами информационного обслуживания. Союз электроники и книги как основа научно-технического прогресса в книжном деле. Расширение возможностей использования компьютерной техники для ускорения, улучшения и повышения эффективности выпуска и распространения книжных изданий. Развитие новых форм книжных изданий с использованием электронных аналогов (комбинированные издания: книга – компакт-кассета, книга – видеофильм, книга – компакт-диск и пр.). Широкое применение CD-ROMдля перевода объемных справочных изданий на новые носители. Создание параллельных версий справочных изданий в форме компакт-дисков (например, «Букс ин принт», энциклопедия «Британика». 10. Электронная книга. Электронная книга как элемент инфосферы. Коммуникативные особенности электронной книги. Создание электронной книги. Наличие поисковых систем. Проблема защиты авторского права. Взаимосвязь печатной и электронной книги. ^ Практическое занятие № 1 «Деятельность РКП» (www.bookchamber.ru). Цель – ознакомление со статистической информацией о масштабах отечественного книгоиздания: количество выпускаемых названий, распределение книжного выпуска по отдельным регионам, удельный вес отдельных регионов в российском производстве. Методика проведения: Загрузить сайт РКП(www.bookchamber.ru) познакомиться со структурой сайта. Перечислить задачи и направления деятельности. Осуществить поиск: продукция и услуги. Информационные продукты РКП. Данные заносятся в таблицу. Название библиотечно-информационного центра Продукты Услуги РКП (www.bookchamber.ru) Семинары Цель семинарских занятий – расширить и углубить знания студента по проблемам современного состояния отечественного и зарубежного книгоиздания. Семинар – форма самостоятельной подготовки студента. В выступлении студента на семинаре должны сочетаться теоретическое раскрытие темы через анализ публикаций из профессиональной периодических изданий и осмысление материала, рассмотренного на лекциях.Семинар №1. Национальное книгоиздание : век XXIвекТерминологические аспекты национального книгоиздания.Современное состояние книгоиздательского дела в Москве и Санк-Петербург.Современное состояние книгоиздательского дела (на примере отдельных регионов)Сибирское книгоиздание. Социальные аспекты развития структуры издательской деятельности в Сибири.Проблемы отечественного книгоиздания в условиях рынка. Семинар №2 «Электронное книгоиздание в России и за рубежом».1.Электронное книгоиздание. Термины и определения. 2. Типы электронных изданий. 3. Система учета электронных изданий 4. Система стандартизации в области создания и обработки электронных изданий. 5. Вопросы информационного электронного пространства Сибирского региона.Тематика реферативных работ Книговедение и теория книжной торговли в России (н. XXI века) Книгораспространение в системе книговедения и книжного дела : Современное состояние Кризис книжного дела в переходный период Процессы книжного дела в информационном обществе Электронная книга: вероятное будущее книги в информационном обществе Книжные ярмарки в России: современное состояние Книжные ярмарки за рубежом: история, современное состояние Книжные ярмарки в Москве: общая характеристика Книжные ярмарки в Китае (по материалам отечественных профессиональных периодических изданий) Книжные ярмарки в Германии Книжные ярмарки в Сибири и Дальнем Востоке Российский книжный Союз: цели создания и функции Центры развития книжных ярмарок в России Опыт проведения книжных ярмарок в Новосибирске (по материалам последних 3-5 лет)Методические рекомендации студентам.Глубокое и прочное усвоение учебной дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело», предполагает активную деятельность студентов как во время аудиторных занятий, так и при самостоятельной работе. Чтобы процесс освоения знаний происходил более эффективно необходимо не только посещать все виды аудиторных занятий и рационально использовать отведенное учебное время, следовать установкам и рекомендациям преподавателей, его требованиям, но и систематически заниматься дома. При необходимости обращаться за консультацией к преподавателю. Важной составляющей в освоение курса является сознание того, что проработка теоретических вопросов должна происходить в соотнесении с практическим опытом изучения динамики отечественного и зарубежного книгоиздания. При этом особое внимание следует уделять новым подходам и использованию инновационных методов работы. Специфика дисциплины обуславливает особое значение самостоятельной работы студентов при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, выполнение самостоятельных работ и индивидуальных творческих заданий. Дополнить выступление возможно подготовленной презентацией. Выносимые на самостоятельное изучение и выполнение виды работ направлены на закрепление, углубление, расширение и проверку знаний, полученных на аудиторных занятиях. Они дают возможность для самореализации, прививают навыки исследовательской работы. Изучаемая дисциплина динамично развивается, следовательно необходимо регулярно выявлять и изучать новые публикации в специальных журналах и сборниках. Обязательно максимальное использование авторитетных сетевых ресурсов как первичного, так и вторичного характера, использование которых значительно обогатит процесс познания. При изучении дополнительной литературы нет надобности в конспектировании всего текста. Достаточно вычленить те его части, которые непосредственно освещают вопросы конкретного задания, получив при этом общее представление обо всей работе в целом и о связи интересующей Вас части с общим содержанием.^ Методические рекомендации преподавателю.«Современное отечественное и зарубежное издательское дело» - одна из базовых дисциплин в системе подготовки специалистов, которые будут профессионально осуществлять книгоиздательскую деятельность в различных учреждениях или службах информационных организаций. Специалист должен знать не только полезные и значимые для общества свойства своей деятельности, но и проблемы, препятствующие ее успешному ведению. Преподаватель должен четко формулировать задачи, которые предстоит научиться решать студентам, изучив соответствующие первичные и вторичные источники. В лекциях нужно связывать новую для студентов информацию со знаниями, которые они получили при изучении курсов «Маркетинг в книжном деле», «Экономика», «Современный российский книжный рынок», дисциплин библиотековедческого цикла. При этом необходимо заботиться о повышении теоретико-методического уровня лекций, по сравнению с тем, что по данной дисциплине может быть раскрыто для студентов средних специальных учебных заведений. Для активизации лекционных занятий рекомендуется 1-2 раза в семестр проводить контрольные срезы по двум-трем вопросам, большей частью концептуального характера (приведение определения важного понятия, обозначение алгоритма определенного библиографического процесса, оценки функциональных возможностей того или иного источника). Для повышения эффективности лекционных и практических занятий полезно использовать различные дидактические приемы, способствующие формированию у студентов желание делать самостоятельные выводы и обобщения, обмениваться мнениями. Отводить время для совместного обсуждения выполнения практических работ, в которых должны принять участие по возможности все студенты. Творчески подходить к выбору активных методов и средств обучения, приближая процесс освоения знаний к реальным условиям библиографической практики. Проводить тренинги, имитационные и ролевые игры, дискуссии, рецензирование, использовать приемы включения студентов в лекционные занятия. Дополнить курс возможно экскурсиями по книготорговым и книгоиздательским предприятиям региона. Одной из важнейших функций современного издательства является поиск во внешних и внутренних БД, актуализация web-сайта издательства. Поэтому, принимая во внимание огромные преимущества БД в информационно-библиографическом обеспечении потребителей, важно научить студента не только ориентироваться в имеющихся БД, но и оценивать достоинства и недостатки отдельных их видов, помочь овладеть навыками рационального выбора и их практического применения. Для этого преподавателю необходимо получить специальную подготовку для квалифицированного использования автоматизированных информационных систем. Для установления уровня практической подготовки студентов, который должен обязательно учитывать в итоговой оценке экзамена, возможно проведение перед экзаменом контрольной работы по наиболее существенным вопросам. Выполняя то или иное задание в рамках самостоятельной работы желательно, чтобы студенты фиксировали фактическое время, которое потребовалось каждому для выполнения конкретного задания и сообщать об этом преподавателю. Это позволяет сократить разрыв между планируемыми и фактическими затратами времени на выполнение различных заданий, откорректировать графики самостоятельной работы и задания по дисциплине. В целом идеологию дисциплины надо строить так, чтобы полученные знания способствовали социализации личности студентов, формировали профессиональные ценности и профессиональное мировоззрение, обеспечивали повышение конкурентоспособности выпускника. Учебно-методическое обеспечение курса.Основная. 1. Авторское право и издатели в условиях рыночной экономики : материалы междунар. семинара «Восток встречается с Западом».—Киев: Лыбедь, 1991. 2. Антонова, С. Г. Редактирование. Общий курс / С.Г. Антонова ; В.И. Соловьев ; К.Т. Ямчук— М.: Мир книги, 1999. 3. Книжный маркетинг: руководство к действию : сб. статей / пер. с англ. Б.В. Ленского. — М.: Терра, 1996. 4. Кротков, А. Книжный рынок: дикий, ручной, разный… / А. Кротков // Независ. газ. – 2005. – № 5 (304). 5. Кузьмин, Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий / Е.И. Кузьмин.—М.:Либерея, 1999 6.Литературно-художественное книгоиздание ан современном этапе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:/www.refodrom.ru. 7. Морозовский, М.А. Сто крупнейших издательств в России / М.А. Морозовский // Книжное дело. – 2006. – № 3. – С. 88–95. 8. Новые серии [Элетронный ресурс] . – Режим доступа : http:/www1.eksmo.ru. 9. Перечень журналов [Электронный ресурс] // Архитектурный Интернет / СМИ. – Режим доступа : http://www.archi.ru/. – Загл. с экрана. 10. Рейтблат, А. Российское литературоведение: современная ситуация (размышления по поводу издания литературоведческих книг в 2002 г.) / А. Рейтблат // НЛО. – 2004. – № 69. 10. Самые издаваемые книги 2005 года // Книжное дело. – 2006. – № 3. – С. 82–87.Рекомендуемая: Горшков, Ю. Политико-экономические системы трансформации государственного книгоиздания России: стадии, стратегии и порядки (1985-2001 гг.) / / Ю. Горшков // Книга в пространстве культуры: сб. ст. / РГБ. – 2005. – Вып. 1. – С. 129–157. (Прил. к журн. «Библиотековедение»). Барышева, О.В. Феномен электронной книги / О.В. Барышева, Р.С. Гиляревский // Книга в паутине / О.В. Барышева, Р.С. Гиляревский. – М., 2003. – С. 26–64. Джиго, А. Изменения в репертуаре печатной продукции издательств России / А. Джиго, К. Сухоруков // Актуальные проблемы комплектования и депонирования документов библиотечно-информационного фонда РФ : материалы Всерос. науч-практ. семинара. – М., 2004. – С. 7–9. Есенькин, Б.С. Соотношение и взаимосвязь печатной и электронной книги / Б.С. Есенькин // Предпринимательсчтво в книжном деле: Теория и практика : моногр. / Б.С. Есенькин. – М., 2005. – С.47–54. Издатели выходят в тираж // Эксперт-Сибирь. – № 10 (24). – 2004. – С. 20–21. Куйбышев, Л.А. Состояние и перспективы российского рынка мультимедиа-продукции [Электронный ресурс].– Режим доступа : http: //www.cpic.ru/Publicat/49–03.htm. Печать РФ в 2000 г.: стат. сб. / ред. Е.Б. Ногина; сост. Л.А. Кирилова .– М., 2001. – 218 с. Печать РФ в 2003 г.: стат. сб. / ред. Е.Б. Ногина. – М., 2004. – 260 с. Печать РФ. 2004 г.: стат. сб. / ред. Е.Б. Ногина. – М., 2005. – 216 с. Роузи, Р. Новые технологии чтения: eBooks – электронные книги для библиотек / Р.Роузи. // Библ. дело. – 2005. – № 9 (33). – С. 8–10. Чернова, Н. Социология книжного рынка : учеб. пособие / М-во образования и науки РФ Моск. гос. ун-т печати, Федер. агентство по образованию. – М., 2005. – 89 с. – (Книжный бизнес: отечественный опыт). Штолер, А. Региональная система книжного дела: проблемы организации взаимодействия субъектов книжного рынка / А. Штолер // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2005. – № 2. – С. 75–83. Юртайкина, И. Издательства и книжная продукция Сибири в последнем десятилетии XX века: размышления над статистикой / И. Юртайкина // Вест. Ом. ун-та. – 2003. – № 3. – С. 93–96. • .