Анучкина Наталья Васильевна Урок игра: Путешествие во времени или просто ЭВОЛЮЦИЯ Задачи. Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе, направлениях и процессах эволюции. Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности. Дидактический материал: Вопросы – задания, нарисованное на листе ватмана игровое поле, фишки с номерами команд Ход урока I. Организационный момент. Ознакомление с правилами игры. Проведение игры. Игра в достаточной степени условна, то есть игровое поле не представляет собой родословное древо животных. На нем изображены в самых общих чертах основные этапы эволюции животного мира. Главная задача игры - связать понятия наследственность, изменчивость, естественный отбор и борьба за существование с какими-то яркими, конкретными образами, ситуациями и через задействование ассоциативной памяти способствовать закреплению изученного материала. Игра проводится в групповом варианте. Весь класс делится на 3 группы (команды). Игровое поле крепится на доску, на нем фиксируется определенное количество фишек, соответствующее числу команд. Ходы команды делают по очереди. Каждая команда получает право на очередной ход только после ответа на заданный ей вопрос (по изученному материалу). Вопрос должен быть такой, чтобы на него можно было дать краткий, конкретный ответ (он заменяет бросание игрального кубика).^ Количество баллов за ответ и служит тем числом, на которое передвигается фишка на игровом поле. За каждый ответ команде учитель выставляет: три балла (фишка передвигается на три хода) - если команда правильно ответила на вопрос; два балла - если команда не совсем точно ответила на вопрос; один балл - если команда неправильно ответила на вопрос. Если от команды не поступает никакого ответа, то ее фишка остается на прежнем месте. Примерные вопросы: назовите признаки живого организма что такое наследственность? что такое изменчивость? дайте определение борьба за существование приведите примеры внутривидовой борьбы за существование. приведите примеры межвидовой борьбы за существование. назовите главные движущие силы эволюции укажите критерии биологического прогресса укажите критерии биологического регресса дайте определение – ароморфоз дайте определение – идиоадаптация дайте определение – дегенерация приведите примеры ароморфозов у животных приведите примеры идиоадаптаций у животных приведите примеры дегенераций у животных приведите примеры ароморфозов у растений приведите примеры идиоадаптаций у растений приведите примеры дегенераций у растений «переведите» на русский язык понятия ароморфоз «переведите» на русский язык понятия идиоадаптация «переведите» на русский язык понятия дегенерация продолжите: дивергенция – это … продолжите: конвергенция – это … . продолжите: параллелизм – это … . как объяснить большое сходство в строении мышей (грызуны) и землероек (насекомоядные)? как объяснить сходство в строении ласт моржей и тюленей? как объяснить разное строение конечностей птиц, кротов и китов? Для того чтобы игра не была затянутой, проходила динамично, без лишних пауз, вопросы перед каждым очередным ходом задаются всем командам сразу. После этого им дается время на раздумье ~ 1-1,5 минуты. Досрочные ответы поощряются дополнительным баллом. Команда, которая ответила на данный вопрос первой, делает первой очередной ход, вторая ответившая на вопрос команда делает ход второй и т. д. То есть очередность ходов команд каждый раз может меняться. До начала игры учителю следует сообщить командам о том, что их успех в игре зависит не только от правильности ответов, но и от простого «везения», поскольку все зоны на игровом поле не равнозначны: есть кружки, попав на которые, команда передвигается на несколько ходов назад пропускает ход, или, наоборот, передвигается на несколько ходов вперед. Ниже приводятся необходимые пояснения к таким ходам, которые составлены в шутливой форме и зачитываются учащимся. Два шага назад ^ 6 - вас съест ракоскорпион, убегайте!;15 - климат стал суше. Ваша уютная лужа пересохла, а вы не обзавелись вовремя парными конечностями и наземным дыханием, чтобы доползти до другой. И вот итог - вы гибните от жары и высыхания. Увы, естественный отбор... вернитесь назад и подумайте как вести себя дальше Пропуски хода:9 - в результате высокой подвижности ваша хорда превратилась в хрящевой позвоночник, нервная система и органы чувств стали изощреннее, а поэтому вы смогли долгое время жить весьма неплохо. Так что вы не движетесь вперед - вам и здесь хорошо.18 - ваша лужа стала пересыхать, но вам было лень конструировать вместо парных плавников наземные конечности и изобретать легкие, и поэтому на время пересыхания водоема вы стали зарываться в землю и так пережидать неблагоприятный период. Ну что ж, ждите, пока ваша лужа вновь наполнится водой.^ 21 - вашу кладку яиц съели, и вы ждете следующего удобного случая для выведения потомства. Двойной ход:2 - вы объединились в колонию, и вам стало «удобнее» питаться, размножаться и защищаться от врагов. Это скачок в развитии - делайте два хода вперед.8 - ваша колония превратилась в процессе эволюции в первое, пусть примитивное, но многоклеточное животное. Это огромный шаг вперед - вы заслужили двойной ход. Передвижение на несколько ходов вперед:12 - ваши парные плавники превратились в наземные конечности, возникло наземное дыхание и два круга кровообращения - вы неплохо устроились, можете теперь передвигаться и по суше. Ставьте свою фишку на цифру 23.27 - вы «приобрели» крылья. Пусть они примитивные и не позволяют еще летать, а лишь планировать с ветки на ветку. Но зато уже какое преимущество - пищу достать легче, а на «зубок» врагу попасть труднее. И заодно можно «перелететь» на цифру 29. Пусть не далеко, но все же продвижение вперед.31 - вы «обзавелись» теплокровием, то есть теперь температура вашего тела не зависит от перепадов температур окружающей среды. Как удобно - не надо впадать в оцепенение на ночь, а можно охотиться. Это свойство помогло вам «обставить» динозавров. Смело ставьте свою фишку на цифру 32 и радуйтесь - вы победили. Возвращение на несколько ходов назад:22 - вы решили проблему существования очень просто: утратили много из того, что приобрели ваши предки в процессе эволюции (высокоорганизованную нервную систему, органы чувств, кровеносную систему, пищеварительную систему и т. п.), и стали жить, паразитируя на других животных. Это регресс - возвращение на несколько позиций назад, и, кроме того, очень «некрасиво»: ваши предки «старались», а вы... А ну-ка попробуйте еще раз с цифры 5 - может, что-нибудь все же получится. Игра заканчивается, либо когда любая из команд первой попадет на кружок с цифрой 32, либо когда каждая из команд по очереди попадет на этот ход (в зависимости от запаса времени). В целом игра занимает 20-30 минут. Оценки в журнал за призовые места в данной игре не выставляются. Подведение итогов игры. Анализ и самоанализ (какие знания применяли в игре, какие другие качества команды способствовали выигрышу или проигрышу). Капитаны команд определяют, кто из членов их команды был более активен, кто менее. Каждый член команды определяет для себя, в чем причина его высокой или, наоборот, низкой активности. Если причина в нехватке знаний, то каждый для себя определяет, каких именно знаний, и делает соответствующие записи в тетрадь. Это и будет домашним заданием, в данном случае индивидуальным.Литература: Сонин Н.И. «Общая биология», 2009 Пименов А.В. «Уроки биологии», 2003 Ващенко О.Л. «Биология. Поурочные планы. Профильный уровень», 2009 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. «Методика обучения биологии»