Реферат по предмету "Религия"


Преп Максим исповедник о бесконечности человека st Maximus the confessor on the infinity of man

От переводчика.

Сейчас, кажется, неттакого аспектабогословияПравославнойЦеркви, который не был бы отраженв трудах Преп.Максима Исповедника.Его фигура, какмистика и созерцателянеизреченныхтаинств ВоплощенногоЛогоса, богословаи исповедникавысоко возвышаетсяв историихристианства.Я верю, что помолитвам Преп.Максима, каки всех Св. Отцов– тайнозрителейНесотворенногоБожественногоСвета, которыеуже здесь наземле сподобилисьстать насельникамисияющего неба, и стало возможнымизучение егосложного богословия, являющегосявернейшимруководствоми путеводителемдля всех «обладающих[духовным] зрением,(для которых)весь умопостигаемыймир представляетсятаинственноотпечатленнымво всем чувственноммире посредствомсимволическихобразов. А весьчувственныймир при духовномумозрениипредставляетсясодержащимсяво всем умопостигаемоммире, познаваясь[там] благодарясвоим логосам»I.И еще в богословииПреп. МаксимаИсповедникавсе, постигающиетбинственноебогословие, находят источникк постижениюПремудрости, в Которой пребываетистинное знаниео том первоучреждающемлогосе каждойвещи, и всеготворения, итаинственногобытия ПресвятойТроицы, где ужеи прекращаетсявсякое человеческоезнание, а пребываеттолько всеблаженноеведение в созерцании.«И насколькоэто возможнодля человеказдесь на земле, он соединяетсяв тбинственномбогословиис Молчаниемнезримой иневедомойвелеречивостиБожества, делаясьтаким, какимпоистине долженбыть тот, ктоудостоилсяпребыванияс Богом и запечатленЕго всесветлымилучами»II.
Рассматриваемли мы учениеИсповедникао ПресвятойТроице, христологию, пневматологию, эсхатологиюили другиеаспекты егосложного богословия,- везде мы начинаемпостигать ТогоВеликого Учителявсех христиан– Дух Истины, Который вездепребывает сИсповедником, Которому оностался веренвсю свою земнуюжизнь и за Которымон последовалв пакибытиесвоей исповедническойсмертью…
Представленныйдалее переводдоклада замечательногоученого-патрологаПанайотисаК.Христу являетсячастью моейкурсовой работыв Свято-ТихоновскомБогословскомИнституте. Вомногом этотперевод сталвозможен благодаряизданным впоследнее времябогословскимитрудам С.Л.Епифановичаи Вл.Лосского, где я в достаточноймере смогознакомитьсякак с современнымнаучно-богословскимязыком, так ивысказываниямина тему ученияПреп. МаксимаИсповедника.А также благодарявыходу в светперевода трудовэтого отцацеркви и комментариевк ним, мастерскивыполненнымС.Л.Епифановичеми А.И.Сидоровым.За предоставленныематериалы, указания инеоценимуюпомощь в работея приношублагодарностьПрот. ВалентинуАсмусу и М. М.Кедровой.
Конференция, на которой былсделан этотдоклад, проходилаво Фриборе(Швейцария) с2 по 5 сентября1980 г. (MaximusConfessor;ActesduSymposiumsurMaximeleConfeseur,Fribourg,2-5 september1980; йditйsparFelixHeinzeretChristophScцnborn, ЙditionsUniversitaires,FribourgSuisse,1982) и собралаведущих ученых– представителейразличныхнаправленийбогословия, лингвистикии церковнойистории, трудамикоторых, какэто сейчас ужеи становитсяявным, картинамолитвенногои богословскогонаследия нашегоСвятого становитсявсе более иболее полной.

Panayotis Christou

ПанайотисК.Христу

ST.MAXIMUS THE CONFESSOR
ON THE INFINITY OF MAN

ПРЕП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
О БЕСКОНЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Перевод санглийскогоМ.В. Чернышева.
Редакторперевода санглийскогоМ.М. Кедрова.

Темудоклада дляэтой конференциипобудило менявыбрать изучениеписьменногонаследия ГригорияПаламы, котороея готовил кизданию припомощи группымоих студентовв Фессалониках.
Палама, стремясь подчеркнутьразличие междузнанием предметаи участием внем, в одном изсвоих трактатовпредположил, что те, ктовосхваляютБога посредствомзнания Егонетварныхэнергий – простоблагочестивы, в то время какучаствующиев них становятсябезначальнымии бесконечнымипо благодати– Ґnarcoiи ўteleЪthtoi.Он основывает свою оптимистичнуюперспективуглавным образомна трудах МаксимаИсповедника, воззрениякоторого оказывалина него оченьбольшое влияниена протяжениисреднего периодаего писательскойдеятельности.Григорий Акиндин, против которогобыл направленэтот трактатПаламы1, конечно, отвергаетподобную точкузрения2и ироничновопрошает его, как самомуПаламе удалосьстать безначальнымчеловеком, есливсе люди имеютфизическоеначало3.Впоследствиион ссылаетсяна ересиарха, который былотвергнутЦерковью натом основании, что последнийпросто сказал, что человеческоетело ИисусаХриста былобезначальноеи небесное. Онявно имел ввиду Аполлинария.
Паламеснова пришлосьвернуться кэтой теме ипосвятить ейнесколькостраниц своегополемическоготрактатаAntirretics4.Несмотря нато, что на этотраз он был болеепространен, он не смог изложитьвсе сложныеумозрения, которые привелиМаксима к созданиюего учения поэтой проблеме.
Конечно, человека можнорассматриватькак Ґnarcoiи ўteleЪthtoiвсистеме неоплатонизма, где всё по существуявляется темже, что и Единое.Всё существующеепроисходитпрямо из Единогои возвращаетсяв него. Однако, в этом случаене возникаетвопроса о личностном существовании, а только идея о человеке или общемсуществованиичеловечества.В этом отношениипозиция Максималичностна, и, конечно, сначалакажется странными невероятным, что человекможет войтив бытие нетварного.Нетварное –это то, чтодействительносуществуети не подвластночислу и движению, оно единственнов своем роде.С другой стороны, творение происходитиз ничего иподчиняетсячислу и движению, оно многообразно5.Максим утверждаетэту фундаментальнуюдоктринухристианскогобогословия, изрекая: «расстояниеи различиемежду нетварными тварнымбесконечно»6.Слова, которыеон используетв этом случае,ktistТnи Ґktiston, различающиесятолько отрицательнымальфа-префиксом, выражают двереальностине просто различные, но чуждые другдругу, двереальности, находящиесяна двух уровнях, нигде не соприкасающиесямежду собой.Относя этоутверждениетолько к человеку, Максим даетхарактеристикуэтому расстояниюкак безмерному, как «бездне», как пропасти:«действительносуществует«бездна», великаяи ужасная, междуБогом и человеком»7.
Нетруднопонять, чтомнение Максимао достоинствечеловека хорошовписываетсяв цельную системуего учения идаже являетсяего вершиной.Действительно, такое заглавие, как «ПричинаБожественноготворения», вероятно, наиболеебы подошло ковсему егобогословскомуписьменномунаследию. Верныйвосточно-провославномупреданию, онпоказываетсвязь междудвумя категориямисуществования– Божественногои тварного – двухсторонне, т.е. как чуждыеодна другойи в то же времянаходящиесяв тесном контакте.Таким образомон сумел избежатьопасности какфилософского, так и гностическогодуализма. Помысли Максима, только человек, который объединяети связует двекрайности, и, начиная с преодолениясвоего разделенияна мужское иженское начала, может соединитьвсе остальныеразделениявселенной идостичь Бога, как причинывсего8.Связь междуприродой нетварнойи тварной выражаетсяв понятияхтрансцендентноготакже, как идобродетельного.Во-первых, мымогли бы отметить, что нетварнаяприрода, какбесконечнопревосходящаятварную, остаетсянепознаваемой; во-вторых, природанетварнаяосуществилаи произвелазнание, извечно предсуществующее в ней9.
Благобытие(блаженство), переданноена уровеньсотворенныхсуществ, у Максимаполучает наименованиеœrojЭто имя выражаетвсе устремлениетворения ксвоему совершенствуи действуетв обоих направлениях, будучи œrojБогаи œrojчеловека.«Божественное, как пребывающийэрос и агапэ, движимо, а какобъект эросаи агапэ оноподвигает ксебе тех, ктоспособен квосприятиюэроса и агапэ.Говоря яснее, Божественноедвижимо, стремясьвызвать внутреннеесродство эросаи агапэ с теми, кто способенвоспринятьэто, и оно движетсяпо природе, притягивая к себе желание тех, кто движим по этой причине»10.Благобытиеесть причинатворения; эросявляется егосовершенствующейсилой.
Всесуществующееимеет своизамыслы, логосы(lТgoi)предсуществующиевечно в ПервоединомЛогосе, т.е. вБоге, хотя поБожественнойволе и былисотворены в благоприятноевремя из ничего11.Каждый былсотворен согласносоответствующемузамыслу, егологосу, которыйопределяетего генезиси сущность. Сэтого началатворение стремительнодвижется ксвоему завершению.
ТерминЛогос, в егодлительнойдохристианскойи христианскойтрадициях, уМаксима приобретаетособый смысл, который связанс его учениемоб образе, подобиии сопричастии12.«Все существующеепредучаствуетв Боге согласнос его творением, особенно разумныесущества, которыепо причине ихтворения утвержденыв самом Боге, и потому названычастиций Бога(mo‹raQeoа)»13.«Каждый человекявляется частицейБога (mo‹raQeoа)ноне во всякомсостоянии: онбыл создан какmo‹raQeoа, и остаетсятаковым, покаместон движетсяв соответствиисо своим логосом, в противномслучае онколлапсируети может сновавернуться внебытие»14.Во всяком случаелогосы составляютпервоутверждающиепотенциальныевозможностичеловека, которыедолжны возвыситьего над егоприроднымсостоянием.Под этим возвышениеммы понимаемпреображениеестества влицо* (fЪsijв prТswpon)Это – еще однофундаментальноеутверждениев богословииМаксима, закоторым следуетмножестводругих выражений, как: k…nhsijи ™nšrgeia,fusikХnqšlhmaиgnwmikХnqšlhmae„kиnи Рmo…wsij
Природаили сущность– это общаясуть всех видов; лицо или ипостасьявляются природой, вместе с ееотличительнымипризнакамиу каждойиндивидуальности15.В данном случаеантропологиясоответствуетбогословию, по которомуБожественнаяприрода ипостазированав Трёх Лицах.Движение – этоотличительноесвойство творения, возникшее соснования миракак его следствие, включающеев себя состояниеизменения. Все, что движется, подчиняетсяизменению, асущество Богапо природенедвижимо инеизменно16.
Основнойкатегориейдвижения являетсявремя, котороеразвертываетсявместе с движениеми измеряетбытие мира.Время и бесконечность(crТnojиa„wniТthj)– это категориитворения, тогдакак вечностьявляется категориейБога. Пребываясверх всякогоусловия, Богесть превышевремени и века.Он предвечен,«как и все Егоэнергии»17.
Движениепринадлежитприроде сотворенного, всему, наделенномуразумом ивосприятием, хотя и различнов каждом случае18.В существахразумных этосопряжено сразличием междукатегориямиприроды и лица.Во время нашегоразвития изприроды в лицопроисходиттрансформацияв энергию.
ХотяМаксим воспринималэнергию такжеи как свойствоприроды, онутверждаетэто только вособом случаеи под влияниемобстоятельств, которые способствоваливыработке егоучения пристолкновениис доктринойего противниково единственностиэнергии воХристе. Во Христекаждая природаобладает своейсобственнойэнергией, причемимеется в виду не просто природакак таковая, а соотнесеннаяс лицом. И действительно, Его Божественнаяприрода являетсяЛицом, в то времякак Его человеческаяприрода, дажене само лицо, была развитадо такого уровня, что ее движениеперешло в энергию.
Такимобразом, в основномМаксим не считаетдвижение иэнергию идентичными, по его мнениюэнергия являетсянепосредственнымразвитиемдвижения, ивсякая сотвореннаяприрода определяетсясвоей энергией19.Веком позжеподобную терминологиюиспользовалИоанн Дамаскин20.Для Максимаприрода безэнергии былабы абсурдной, как позже этобыло и для ГригорияПаламы. И движение, определенноев каждом индивидумечерез его энергию, является силой, которая ведетк цели, с пользойили безрезультатно.Разделениеволи на двекатегорииполностьюсоотноситсяс предыдущимразличениеммежду движениеми энергией.Естественнаяволя являетсякачествоместественногобытия, вместес тем это –инстинктивнаяпотребностьи связующеевсех свойств, принадлежащихк категорииданной природы21.С другой стороны, гномическаяволя – этосамопобудительныйимпульс, осуществляющийизменения влюбом направлениии являющийсятакже качествомлица (личности)22.Таким образом, естественнаяволя связанас природой идвижением, вто время какгномическая**воля связанас лицом (личностью)и энергией23.
Дляразличениямежду образоми подобиемМаксим используеттот же системныйподход. Образпринадлежитк категорииприроды и находитсямежду бытиеми благобытием(eŒnaiиeвeŒnai), в то время какподобие принадлежитк категориилица и указываетна совершенствачеловека. Здесьстоит процитироватьодну из еговесьма характерныхглав на этутему:

Богприводя в бытиеразумную идуховную сущность, по высочайшейблагости своейсообщил ейчетыре Божественныесвойства, посредствомкоторых Онсодержит всевместе, оберегаети спасает сущих: бытие, приснобытие, благость ипремудрость.Первые двасвойства [Бог]даровал премудрости, а два других– способностиволи; то естьсущности Ондаровал бытиеи приснобытие, а способностиволи – благостьи премудрость, чтобы тварьпо причастиюстала тем, чемОн Сам есть посуществу. Поэтомуи говорится, что человексоздан по образуи по подобиюБожиему (Быт.1;26). «По образу»– как сущий[образ] Сущегои как присносущий[образ] Присносущего: хотя он и небезначален, но зато бесконечен.«По подобию»– как благой,[подобие] Благогои как премудрый,[подобие] Премудрого, будучи по благодатитем, чем [Богявляется] поприроде. Всякоеразумное естество– по образуБожиему, нотолько одниблагие и мудрые– по подобию[Его] 24.

Согласноэтому богословскомуутверждениюбытие и приснобытиебыли предложеныприроде (илисущности) и, следовательно, стали свойствамиразумных существпо природе.Значениемобраза являетсякак раз то, чтосотвореннаясущность получиласвойства бытияи приснобытия, хотя второеи не бесконечным.Все разумныесущества былисотворены пообразу Бога, что и принадлежитих природе. Двадругие свойства, добро и премудрость, были сообщеныгномическомукачеству (свободевыбора) сотворенныхсуществ, т.е.их энергии.Разумные существане наделяютсяэтими свойствамиавтоматическипри их создании, но обретаютих через своесвободноедействование.Это – составныечасти Божественногоподобия, стяжаемыетолько черезблагодать.Подобие связанос личностнойсвободой и, следовательно, составляетпринадлежностькатегории лица(личности). Лицоне являетсячем-то заранеезавершенным.Скорее, лицо формируетсяпосредствомнапряженнойборьбы, стремяськ возвышениюсвоей природыили даже к еепреображению.Для человекаформироватьсвое лицо означаетпреобразовыватьсвое движениев энергию, своюестественнуюволю в гномическую, и свой образв Божественноеподобие. Этоозначает бытьвознесеннымдо уровня Богаи общаться сНим лицом клицу.
Цель, поставленнаяперед человеком, яснее освещаетвзгляд Максимана тесную связьмежду человекоми Богом. Тотфакт, что человекбыл сотворенкак частицаБога, еще неявляется достаточнымсвойством иостается ничегоне значащим, если не сопровождаетсяучастием человекав Божественнойславе. Исповедникдает четкоеопределениепредназначениячеловека, анализируятаинство Христа.Он говорит, чтовеликое и сокрытоетаинство естьproepinooЪmenontšloj; ради этого Богсоздал сущностьсуществ. Этоявляется именноипостаснымсоединениемБога и человекаво Христе25.Конечно, точныйсмысл данногоутвержденияистолкованс обратнойстороны, когдаприходят квыводу, чтоцелью творениячеловека являетсятакое соединениеего с Богом, архетипомкоторого должнобыло быть ипостасноесоединениево Христе.
Назначениечеловека заключаетсяв сопричастностик Божественнойприроде и участиив вечностиБога, достижимыхчерез вселениеБогом соответствующегологоса в человекапри его созданиии через егоэнергию в мир, как единомцелом. Различиев lТgojfЪseojрезкопротивопоставленонетварному, в то время какразличие вtrТpojШpЈrxewsнепротивопоставляет, а объединяет.Бог являетсяТем, в Ком происходитсопричастие; Его Божественныеэнергии являютсясвойствами, которые могутбыть разделяемыразумнымисуществами26.Достижениевысокогопредназначениячеловекаосуществляетсяв понятияхдиалектическойсвязи между metecТmenonиmeqektТnиmetšcon
Передчеловеком былапоставленазадача объединитьпять великихразделенийв природе27«посредствомправильногоиспользованияестественныхспособностей»28.Начиная с егособственногоразделенияна мужское иженское, человекдолжен былчерез бесстрастие, в Божественномцеломудрииотринуть своюприроду и статьпросто «обнаженнымчеловеком»; затем, проходячерез другиепротивоположности, в конце концовон мог бы объединитьнетварноеестество стварным, подару благодатиявляя их какединое29.Однако, первыйчеловек оказалсяне в состояниине только сохранитьсоединениеимеющихсяоснов, но дажеотпал от приближенияк своему прототипу, потому что небыл готов кправильномуиспользованиюсвоих природныхэнергий. Такимобразом, вместотого, чтобыподчинять себесвои чувства, человек попалв подчинениек чувственномумиру, пошел попути, ведущемук дальнейшемуразделениюи почти пришелк небытию30.И с тех пор всечеловечествопоследовалотем же путем.При создавшемсяположенииначался ещеодин сверхестественныйпроцесс: не поприроде и непротив природы, но сверх природы; Бог Сам сталчеловеком длятого, что бысоединитьразделенноеи явить основания, посредствомкоторых моглобыть осуществленоэто единство.БожественныйЛогос стал«совершеннымчеловеком»из-за нас, черезнас, ради нас, обладая всеминашими свойствами, кроме греха»31.В этом событиизаключаетсявторой парадоксисключительногозначения, аименно: Христосчерез Своевоплощениеделает человеческуюприроду ещеодним таинством. Он возноситее с собой ипреображает32.Однако вознесениене было осуществленоодин раз и навсегда.Личным мнениемМаксима являетсяздесьто, что Бог ичеловек являютсяпримерами другдля друга(parade…gmataўll»lwn).Бог делает Себячеловеком излюбви к людямнастолько, насколькочеловек обоживаетсебя из любвик Богу, и Богвозносит человекав непостижимоенастолько, насколькочеловек являетБога, невидимогопо природе, через своидобродетели33.СуществуетОдно Лицо*, Котороесообщает благодать, и другое лицо*(личность), котороепринимаетблагодать; сдругой стороны, человек вообщеи каждое лицо*(личность) вотдельностиявляется тем, что дало Христучеловечество, и Христос являетсятем Лицом*, Котороевоспринялоэто.
Один, принимая человеческоеестество, входитв творение, адругой, достигаяединства своейприроды сБожественной, входит в областинетварного.Один нисходит, другой восходит.Тут мы находимверное объяснениевзгляда Максимана роль воплощенияв Божественномзамысле. Наосновании того, что было сказанов последнихстроках, можносделать вывод, что причинувоплощениянужно искатьв падении человека, и цель воплощения– в его восстановлении.Однако этопротиворечилобы утверждениюМаксима о том, что воплощениеЛогоса былопредвечносуществующим(proepinooЪmenontšloj)в Божественномзамысле. Идействительно, человек своимисобственнымисредствамиоказался нев состояниидостичь своегопредназначения– обожения(theosis). В любом случаесхождение Богак человеку былонеобходимымдля того, чтобысодействоватьвосхождениючеловека. Воплощение– это вершинасовершенствачеловека34.Грехопадениечеловека неявилось фактомдля принятияБогом новогорешения, нодобавило простодеталь к предвечномузамыслу. Здесьполучило развитиеучение Афанасияв работе De IncarnationeVerbi.
Вусловиях, преобладающихпосле воплощенияИисуса Христа, три фактораоказываютвлияние начеловеческуюволю и движутею: Бог, естествои мир35.Человек неразвивается, если его воляподчиняетсяестеству; онстановитсяпросто плотским, если его волябывает побежденамиром; а черезусыновлениеон становитсябогом, если еговоля послушнаБогу. Такимобразом задачачеловека заключаетсясначала в преодолениимира, затемсвоей собственнойприроды длятого, чтобыдостичь Бога.Все это не происходитнасильно, скорее, человеческойволе предлагаютсямотивы дляпринятия решения.Это и являетсясамым важнымв процессеупорядочиваниячеловеком своейсобственнойжизни, этоaЩtexoЪsionт.е.самоопределяющаясила, способностьпереноситьсвое природноевлечение отразрешенногок запретному, от добра к злуи обратно; правовыбора междутем, чтобы «бытьприсоединеннымко Господу, становясьединым с Нимпо Духу, илибыть соединенным с блудницей, становясьединым с нейпо плоти»36.Свободный выборозначает состояниеборьбы средиразличныхобстоятельств, характеристикакоторых определяетсяотношениемк главномутроичному закону. Третийиз них, т.е. законблагодати, превосходящийдругие в сфередобродетели, научает непосредственномуподражаниюБогу и черезпреображениеестества ведетк обожению.Добродетель– это не добро, заключенноев естестве илисогласно сестеством, носверх естества; добродетельпревосходитестество иборется с нимдля того, чтобыпребыть неподвластной, как истинноесозерцаниеборется современем ивеком. Божественноеподобие происходитиз двух энергий, а именно изведения (илигносиса) идобродетели(qewr…aи ўreth)37.
Этотузкий путьявляется непрерывнымвосхождениемк Богу, от энергиик энергии, отславы к славе, начиная с движения, данного Богом, и, продвигаяськ эросу и экстазу, до соединенияпутника с ЕдинымВозлюбленным.Эрос – это высочайшаястадия любвичеловека к Богуи любви Богак человеку. ВседобродетелисодействуютБожественномуэросу, и преждевсего чистаямолитва, посредствомкоторой разумобретает крыльядля того, чтобыоставив всематериальное, вознестисьот человеческогок Божественному.Так человекстановитсяспособен последоватьза ИисусомХристом в Егопрохождениисквозь небеса38.Тот, кто очистилсяпосредствомпрактическойфилософии, былнаучен естественномусозерцаниюи, наконец, былприведен вмистическоебогословие, встречает Боганесказанно, в неведении, как во мраке(gnТfoj).Такой человекуже стал Моисеем– духовным Моисеем39.Как уже былосказано, движение– это средстводля следованиявысокой цели, которой, еслиговорить очеловеке, являетсясовершенство.Завершениеего обретенов восхождениитворения кБогу, где пребываетпокой, как следствиеи завершениедвижения. Узкийпуть человекасвидетельствует, что начало иконец – этоодно и то же40.Движение начинаетсясо временем, а покой начинаетсяс концом времени, таким образом, начало и конецвстречаютсяв одной точке.И так как началоопределяетдвижение, вызванноесотворениемвсего, оно правильнобыло названотакже и концом, где движениеприходит впокой, как придвижении предметов.Так человек, стремящийсяк своей конечнойцели, своемузавершению, естественнодостигаетначала, котороеотождествленос концом. Этотпуть от движенияк покою означаетпереход отвремени к вечности, превосхождениеразделениямежду нетварными тварным, переходк Богу, которыйпребывает вневремени, движенияи изменения.Это есть katЈpausijилиsabbatismТj,т.е.покой.
Однакопрекращаетдвижение толькото, что находитсяво власти времени, а все то, чтонравственносовершенно, пребывая запределом времени, продолжаетсявечно и, дажеесли и положенконец, движетсяснова в направлениидальнейшегосовершенствования, и такой конецстановитсяначалом другого, более глубокогосовершенствования.Состояниепокоя, котороеабсолютно видеальном миреПлатона и Оригена, здесь, в миредуховногосовершенства, в системе Максиматолько относительно.Это присноподвижныйпокой и приснопокоящеесядвижение (ўeik…nhtojstЈsijи stЈsimojk…nhsij)41.
Духовноесовершенствобеспредельно, как задолгодо этого училГригорий Нисский42.Максим, стремясьобъяснитьсостояниетрансцендентальнойжизни, приводитпримеры Ап.Павлаи Мелхиседека, более настойчивоуказывая навторого. Мелхиседек, царь Салимский, представленныйв Книге Бытиякак бы безродословия, принимает современем мессианскийхарактер. ВПослании кЕвреям о немсказано, како не имеющемотца, матери, родословия, не имеющем ниначала дней, ни конца жизни, и уподобившемусяСыну Божию43.
Переходк вечности –это не толькоэсхатологическийвопрос, так какпринадлежитк сфере действиядуховного, независимой отвременных иливневременныхусловий. Времяи пространствомогут бытьупраздненыв любой моментчеловеческойжизни, даже наземле, если онипревзойденыразумом идобродетелью.Пропасть междуБогом и человекомпреодолена, даже когдачеловек всееще находитсяво плоти в миреизменения итления, на томисключительноосновании, чтоон посредствомсвоей волиподнялся надплотью и окружающиммиром44.
Атрибуты– без отца, безматери и безпотомства –были даны неради того, «чтобыопределитьего природныеили связанныесо временемсвойства», которые характеризуютотца, мать, потомство, начало и конецдней, т.е. то, чтобыло упраздненосамим Мелхиседеком.Они были даныему «из-за егобожественныхи благодатныхсвойств», из-заего добродетели, посредствомкоторых онпреобразилсвою природу.Другими словами, он был наименовантак не из-засвоего естества, сотворенногоиз ничего, всоответствиис которым онначал и закончилсвою жизнь, ноиз-за божественнойи нетварнойблагодати, которая исходитот ПревечногоБога, и пребываетвсегда превышелюбой природыи времени. Человекпонимается, как рожденный «гномично»в своей целостности, только черезего нетварнуюблагодать, какстяжавший этосостояние, поскольку онпредпочелдобродетельсвоей природе.Итак, он былрожден Логосомв Духе в божественной, бесконечнойи бессмертнойсубстанцииБога, и этодействительнонесет в себеподобие Бога, который породилего45.Тот, кто умертвилсвои земныечлены, умираети воскресаетсо Христом46.Так как он отклонилблага мира иумертвил своиземные члены, то он преодолелв себе жизнь, измеряемуювременем, котораяимеет началои конец и сотрясаемамножествомстрастей. Оноставил эторади лучшего, Божественнойи вечной жизниЛогоса, Которыйпребывает внем47.Освобожденныйот уз времени, он свободенот двух крайностей, становясь такимобразом нетолько бесконечным– весьма понятныйаспект – нотакже и безначальным, так как началозаключаетсяв структурувремени, котораябыла упразднена.Конец времени веков означаетзаконченноеединство истинногоначала и истинногоконца в человеке, который спасен.И так как истинное начало и истинныйконец естьтолько Бог, тоединство этихдвух элементовв спасенныхлюдях означаетединство сБогом. Следовательно, сначала мырассматриваемвыбор человека, затем завершенноеединство началаи конца, и наконецобожение (theosis)48.
Тот, кто получаетдары воплощенногоЛогоса, черезтаинства, навсегдасоединен с Ним, и навсегдасохраняет Егоипостась всвоей душе. ИбоХристос всевремя таинственнорождается внем, а его рождающаядуша становитсядевственнойматерью49.Имея Бога-человекапостоянно всебе, он пребываетв постоянноми совершенномпричастии сБожественным.Тот, кто способенвознестисьна небеса черезЛогос Божества, Который длятого сошел наземлю, становитсяБогом, как Богстал человеком50.Когда человекизменяет свою природу (естество), он по благодатистановитсятем, кем Подательблагодатиявляется поприроде; послетого, как онпрекращаетсвои природныедействия, кактого требуютплоть, чувстваи ум, человекстановитсяБогом черезучастие вБожественнойблагодати.Таким образом, по мере егоучастия в theosis, обожении, онтакже обоженв душе и теле; это обожение(qšwsij), которое предложенодостойному.И как обожение– это Божественнаяэнергия безначала и конца, также бесконечнаи обоженнаяличность.
--PAGE_BREAK--
Примечанияпереводчика.

* Определенноезатруднениеможно встретитьпри попыткедать разграничениемежду понятиямиЛицои личность.Приустоявшейсяпрактикепервоепринято дляобозначенияТрех БожественныхЛицПресвятойТроицы, в товремя как второеболее относитсяк личностисотворенногочеловека. Однако, так как воплощениеГоспода ИисусаХриста явилосьдля всегосотворенногочеловечествасовершеннымпримером ипостасногосоединенияБожественнойи человеческойприрод, theosis, обожениемчеловеческойприроды ипреображениемее, то, как представляетсямне, вопрос обиспользованиипонятий Лицои личностьдолжен бытьрассмотренв свете традиционныхпредставленийо преображенииличности человекав БожественноеЛицо при общениисвойств, communicatioidiomatum, во Христе.В таинствеБоговоплощенияБожественныйЛогос осуществляетипостасноесоединениес человеческиместеством. Этовеличайшаятайна Боговоплощенияради нашегообожения, тайна, предопределеннаяв предвечномсовете Божием, в предведениикоторой и былосоздано всетварное бытие.Преп. Максимразличает двамомента и периода:«ТаинствоБожественноговочеловечения»и «благодатьчеловеческогоОбожения».Однако, в некоторомсмысле ИпостасьСлова черезВоплощениекак бы становитсяиз простойсложной («составной»,ноэта «сложность»означает только, что единаяИпостась естьсразу и нераздельноипостась дляобеих (неслияннои неизменно)соединившихсяприрод. «Сложность»именно в соединенииприрод, остающихсябез какого-либоизменения вприродныхсвойствах.Воплощениеесть «неизреченноеснисхождениеБога» (кенозис), но не есть «обеднениеБожества». Ичеловеческоев ипостасиСлова не перестаетбыть «единосущным»с нами. Следовательно, природы остаютсяразличны инеподобны. Их«различность»не прерываетсясоединением и сохраняетсяи в том, неразрывноми неослабевающемвзаимообщении («соприкосновении»,, которое устанавливаетсясоединением.И это «соединение»становитсяпонятным согласнос вероопределениямиIV ВселенскогоСобора о том, что «обожениево Христе означаетнеразрывнуюсвязь, совершенноесогласие иединство».«Нераздельность», т.е. всегда вобщении другс другом, таккак Христос, будучи Богом,«неизменновочеловечившимся», действуетвсегда и вовсем «не толькокак Бог и посвоему Божеству, но вместе и какчеловек, посвоему человечеству.Иначе говоря, вся Божественнаяжизнь вовлекаетв себя человечество, и проявляетсяи источаетсячерез него. Этоесть «новыйи неизреченныйобраз обнаруженияприродныхдействий Христа»– неразлучномсоединении, однако безкакого-либоизменения илиумаления в том, что свойственнокаждой природе, т.е. «неизменно».Это единствопотому такполно осуществляетсяв двойствеприрод, чточеловеческаяприрода естьвообще подобиеБожественной.И здесь Преп.Максим преждевсего видитединство жизни, единство Лица./А.В.Карташов«ВселенскиеСоборы», Г.В.Флоровский«ВосточныеОтцы V – VIII веков», С.Л. Епифанович«Преп. МаксимИсповедники ВизантийскоеБогословие»./

** В учениио двух воляхво Христе, повидимому, следуетпредставитьтрадиционнуюточку зренияпо этому вопросу.Прежде всего– вероопределениеVI ВселенскогоСобора, наформулированиекоторого, вневсякого сомнения, оказали решающеевоздействиевоззрениясвятых отцовисповедникови защитниковправославия: Преп. МаксимаИсповедника, Софрония ПатриархаИерусалимского, Мартина и АгафонаПап Римскихи др. Сам Преп.Максим умерв ссылке наКавказе (3 августа662 года) в возрасте82 лет, не дождавшисьторжестваправославияна Шестом Вселенскомсоборе (680 года)при императореКонстантинеIV (668-685 гг.).
В оросесобора былиповторенывероопределенияВселенскихсоборов: Никейского, Константинопольского, главной частиХалкидонского, с дополнениямииз ороса V Вселенскогособора, и, наконец, новое вероопределение:
«Проповедуемтакже, по учениюсвятых отцов, что в Нем (ИисусеХристе) и двеприродные воли, и два природныхжелания, и дваприродныхдействия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны. Идве природныеволи, не противоположныеодна другой, как говорилинечестивыееретики, – дане будет! НоЕго человеческоежелание непротиворечит(= не стоит впротивоположностифактически)и не противоборствует(= не противитсяпреднамеренно), а следует или, лучше сказать, подчиняетсяЕго Божественномуи всемогущемужеланию» (т.е.человеческаяволя во Христене противна, а покорна ЕгоБожественнойволе).
В этомвопросе (учениио двух волях), Преп. Максимвводит своезнаменитоеразграничениемежду естественнойи гномической(избирательной)волей. Воляесть свойстворазумной природы.«Сила стремленияк сообразномус природой, обнимающаяв себе все свойства, существеннопринадлежащиеприроде», определяетМаксим. «Разумная»природа неможет не бытьволевой. Мы(все сотворенноечеловечество)по природеобладаем естественнойволей, реализациякоторой зависитот нашего выбора, осуществляемогогномическойволей. Свободаи воля – это непроизвол. Подлиннаясвобода естьбезраздельное, непоколебимое, целостноеустремлениеи влечение душик Благу. Гномическаяволя не являетсясвойствомприроды, а составляетпринадлежностьличности. Адамв раю обладалестественнойволей и ел отдрева жизни.Когда он отведалот древа познаниядобра и зла, его естественнаяволя сталагномической. Трудность ипротиворечиев усвоенииХристом человеческойволи состоятв том, что, таккак Он естьвоплощенноеБожественноеСлово, то изэтого следует, что Он не в состояниибыл грешить.В то же времяОн (Иисус Христос)испытал все, что в обычномчеловеке ведетко греху. И описаниеповеденияХриста в Евангелииуказывает наприсутствиев Нем человеческойэкзистенциальнойволи (искушениев пустыне, гефсиманскоеборение и т.п.)Он предсталперед всеминевзгодамичеловеческогосуществованияи не поддалсяим. Спасениене совершилосьбы, если не былабы воспринятаи исцелена всячеловеческаяприрода, включаяи человеческуюволю, однакоэто – природапервозданного.В человеческойволе Христанет колебанийи противоречий.Она внутреннеедина, и внутреннесогласуетсяс волей Божества.Нет (да и не можетбыть!) столкновенияили борьбы двухприродных воль, ибо природачеловеческаяесть созданиеБожие, естьосуществленнаяволя Божия.Поэтому в системеМаксима Христособладает естественнойчеловеческойволей, но гномическойволи у Негонет, посколькуона предполагаетнеизбежностьгреха.
Здесьтайна Боговоплощенияв том, что БожественноеСлово, Логос, обладая всемисвойствамиБожественнойприроды, включаяэнергию и волю, в тоже времяобладает ивсеми свойствамичеловеческойприроды. ВследствиеБогочеловеческогоединства ЕгоЛица все Егочеловеческиесвойства следуютБожественным.В известномсмысле человеческиедействия и воляво Христе быливыше или сверхестества. «Ибочерез ипостасноесоединениеона была всецелообожена, отчегои была совершеннонепричастнагреху».
ВизображенииПреп. Максимачеловеческаяприрода Христаоказываетсяв особенностиактивной, действеннойи свободной.И это относитсяболее всегок искупительнымстраданиям.Это была вольнаястрасть, свободноеприятие и исполнениеволи Божественной./А.В.Карташов«ВселенскиеСоборы», Г.В.Флоровский«ВосточныеОтцы V-VIII веков», Прот. ИоаннМейендорф«Введение вСвятоотеческоеБогословие»/.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.