Самоанализ урока. Учитель словесности… Правда, в наши дни это определение несколько устарело, но мне, если честно, оно очень нравится. В течение многих лет вхожу в класс и с каждым годом всё больше убеждаюсь в том, до чего же это непросто – учить детей. На меня надеются, мне хотят верить, за мной идут. А если так, то я должна соответствовать, отвечать требованиям времени, иметь определённые цели, решать самые трудные задачи. Я всегда помню: от меня, именно от меня зависит, какими войдут в жизнь те, чьи тетрадки изо дня в день ложатся на мой стол, чьи глаза каждый день смотрят в мои, кто верит каждому моему слову, кого веду я от темы к теме, от писателя к писателю, из класса в класс… Учитель, как бы ни был он интересен и ярок сам по себе, всё же больше привлекателен своим уроком, как поэт – стихом, певец – песней. «То, что далось мне, о том и пою», - писал Сергей Есенин. Учитель – это, в своём роде, артист, каждый день выходящий на сцену и отдающий сердце и душу им, своим ученикам. Вашему вниманию я предлагаю уроки литературы в 8 классе по теме: «Антон Павлович Чехов. Рассказ «О любви» - рассказ об упущенном счастье». Класс по уровню подготовки – средний. В классе 3 человека. Как и в каждом классе есть сильные и слабые, читающие и нечитающие. Разговор о любви, проверке чувств в силу возраста детей просто необходим. Я считаю, что тема уроков актуальна. Уроки на подобные темы необходимы для формирования духовного мира подростка, для формирования нравственных ценностей, для того, чтобы человек в разных жизненных ситуациях мог сделать правильный выбор, чтобы в сложных современных условиях, обстоятельствах, подчас жестоких и бесчеловечных, смог все же оставаться человеком: добрым, милосердным, отзывчивым и чутким к чужой боли, сострадающим и могущим оказать реальную действенную помощь тем, кто в ней нуждается, умеющим любить и ценить любовь. Уроки литературы обладают небывалой воспитательной силой. Литература продолжает оставаться тем предметом в школе, который в наибольшей степени способствует нравственному и духовному воспитанию учащихся. Эти уроки неотрывны друг от друга, поэтому даю конспекты обоих уроков, и презентация подготовлена мной сразу к двум урокам. Уроки относятся по своей структуре к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока я учитывала в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Свои уроки я назвала бы уроками общения. Суть таких уроков заключается в следующем: анализируя книгу, я общаюсь с учениками и наоборот, общаясь с детьми, я анализирую произведение. Они помогли мне открыть прекрасные стороны детской души. Красной нитью на уроках проходит тема воспитания. В этом плане повезло учителям словесности, потому что литература – это главный школьный предмет, который должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование души. Моя важнейшая задача – заставить работать одновременно мысли и чувства ребят. Для этого создаю эмоциональный фон урока, ввожу какой–то «сюрприз», «изюминку». Учу слушать и говорить, мыслить и чувствовать. Эмоционально насыщенное содержание данных уроков создаётся включением компьютерной презентации с фотоматериалом, тезисами к урокам, фрагмента музыкального произведения, а также чтением строк известных людей о творчестве и таланте Чехова, высказываний самого Антона Павловича. На уроках я использовала ИКТ. Это помогло дать обширный материал о судьбе и творчестве Чехова быстро, понятно и наглядно. Применение компьютерной презентации на уроке очень помогает учителю объяснить трудный материал, а ученикам увидеть всё, о чём говорит учитель, записать главное, активизирует работу учащихся, мотивирует на внимательность, запоминание, усвоение материала, так как работает и слуховая, и зрительная память. Такие презентации я использую часто на своих уроках. Это один из моих любимых методов – применение ИКТ на уроке. Считаю, что современный учитель должен уметь работать на компьютере как уверенный пользователь, компьютер – это прекрасный помощник учителя-словесника. На втором уроке звучала музыка Чайковского, помогающая лучше понять чувства героев, настраивающая на понимание проблем рассказа. Музыка неразрывно связана с литературой, я использую её при любой возможности. Всегда на уроке литературы использую проблемную технологию. Она помогает мне проверить знание текста произведения учащимися, заставляет ребят мыслить, рассуждать, общаться, понимать им важные вопросы. Я помогаю ученикам максимально раскрыть свои возможности, поощряю поиск нестандартных решений, учу школьников вдумчиво читать, размышлять над прочитанным. Люблю выслушивать неожиданные ответы, без приготовления. На данных уроках использовался метод исследования, трудный для ребят, но незаменимый при анализе текста. Метод конспектирования материала также труден, но очень важен на уроке о творчестве и жизни писателя. Конспектированию помогала компьютерная презентация, где были отражены самые важные моменты уроков. Часто на уроке использую подготовленные сообщения учащихся. Это учит их готовить доклад-сообщение, работая со справочными материалами, энциклопедиями, литературоведческими источниками, интернетом, а также представлять его на уроке слушающей аудитории. Ученики учатся публичному выступлению, монологическому высказыванию. Это развивает внимание, память, логическое мышление. Дети становятся раскованнее. Любое высказывание оцениваю, учитывая самостоятельность при подготовке, умение работать с источником информации, умение подать материал. На уроке о судьбе и творчестве было прослушано три выступления учеников. Двум ученикам помогла готовить сообщения, так как ученики малочитающие, слабоуспевающие. Но они выучили тексты выступлений и хорошо их представили, помогли им в этом и заранее подготовленные слайды. Считаю, что выступать должны учиться и слабые, и сильные ученики. Помогаю незаметно, чтобы не обидеть ребёнка. В моей речи в ходе работы над текстом отсутствует категоричная интонация: это не так! Ты не прав! Каждый может, не боясь, высказать своё мнение. На уроке общения так и должно быть, иначе общения не будет. Ученики прислушиваются друг другу, всё время дополняют друг друга, размышляют и находят правильные варианты ответов. Я их только дополняю, иногда корректирую, учу анализировать и применять чужой опыт, учиться на ошибках героев обсуждаемых произведений, чтобы не обожглись в дальнейшей жизни на своих. Именно этому и служит литература: диалектике души, пониманию различных сторон жизни, поступков окружающих. Такие формы и методы позволяют решать проблему воспитания. Учащиеся на уроке литературы учатся чувствовать, понимать себя, друзей, родителей, окружающий мир, учатся выражать своё мнение, доказывать, спорить, анализировать и характеризовать не только героев произведений, но и свои отношения с окружающими, свои чувства. На данных уроках по рассказам Чехова о любви процесс воспитания шёл полным ходом. Видя, как мучаются герои Чехова, скрывая друг от друга свои чувства, разрушая своё счастье, ученики учились дорожить этим прекрасным чувством, беречь его, не причинять боли и страданий любимым людям, жить не для себя, а для любимого. Часто повторяю своим ученикам слова В.Сухомлинского: «Вы живёте среди людей... Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». Цели и задачи данных уроков были полностью выполнены. Я считаю, что уроки получились интересными, важными для учеников, полезными. Каждый раз, готовясь к уроку литературы, я задаю себе вопрос: как задеть те струны в душе подростка, которые помогли бы ему откликнуться на чужую боль и страдание? Судя по лицам детей, сегодня мне это удалось, так как они проявили интерес к чтению рассказов Чехова, поднятая проблема актуальна среди сверстников. Морально-психологическая обстановка на уроках была демократичной, дети работали, высказывали свое мнение. Ученики получили за уроки только «4» и «5», это говорит о том, что они старались работать на обоих уроках и умеют делать анализ произведения, неплохо владея речью. На следующих уроках будут изучаться рассказы о любви Бунина и Куприна. Ученики уже подготовлены к рассуждению об этом чувстве. А по окончании изучения темы «Рассказы о любви русских писателей» учащимся нужно будет подготовить компьютерную презентацию-проект «Любовь в рассказах Чехова, Бунина и Куприна». Надеюсь, они справятся с этой интересной работой, а я им в этом помогу.