Антипова Юлия Владимировна.Учитель биологии МОУ «СОШ №31»Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.Дитя требует деятельности беспрестанно,и утомляется не деятельностью, а еёоднообразием и односторонностью…К. Д. Ушинский.Я как каждый учитель стремлюсь к тому, чтобы ребята наиболее полно усваивали мой предмет. А для этого необходимо активизировать познавательную деятельность разными способами, в зависимости от уровня развития обучающихся, их возраста и индивидуальных особенностей. Конечно, в первую очередь, все задания должны быть направлены на реализацию традиционной функции биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, особенностей живых организмов, понимании роли и места человека в природе и развитии интереса к здоровому образу жизни. При реализации задач по активизации познавательной деятельности я использую технологии личностно- ориентированного подхода, а именно: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, портфолио обучающихся. В их основе лежат исследовательские, поисковые и творческие методы. Важное место отвожу технологии компетентностно- ориентированного обучения, так как при её реализации ученики убеждаются в жизненной необходимости биологических знаний и приобретают практические умения для формирования здорового образа жизни. Активизации познавательной деятельности способствуют разные формы проведения урока: традиционный урок, урок- учебный проект, урок- игра, урок- исследование, урок- дискуссия, бинарные уроки ( биология- история, биология- технология, биология- литература, биология- химия, биология- ИЗО). Но, несмотря на разнообразие форм нетрадиционных форм уроков, на обычном уроке можно использовать различные способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Различные источники знаний: учебники, таблицы, схемы, справочники, научную литературу, Интернет. Вопросы и задания проблемного характера (например, почему после жевания черного хлеба во рту остаётся сладковатый привкус?) Постепенное увеличение уровня самостоятельности при постановке и проведении опытов (например, опыты по черенкованию комнатных растений). Задания занимательного характера (головоломки, кроссворды, чайнворды, задания- ассоциации). Они требуют не просто знания материала, но и смекалки. Ребятам нравится не только разгадывать кроссворды, но и составлять их самостоятельно и давать разгадывать их своим одноклассникам. Задания, связанные с преобразованием учебного материала (памятки, диаграммы, таблицы, сказки и стихи), а так же задания с использованием фольклора (поговорки и пословицы, например « у осинки не родятся апельсинки» объяснить с биологической точки зрения). Самостоятельное изготовление наглядных пособий (схемы, презентации, таблицы, макеты, отражающие разных представителей флоры и фауны). Включение в содержание урока краеведческого материала, проведение экскурсий (школьный двор, в лес к роднику, за город, в лимонарий, на страусиную и конную ферму). Применение дидактического материала, в том числе изготовленного самими учениками. Использование гербарного материала.А одним из вариантов проверки знаний хорошо использовать задания тестового характера, так как они помогают проверить знания у всего класса за короткий промежуток времени и лучше подготовиться к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. Но каким бы интересным не был материал урока, какие бы методы не использовались, особое значение имеет создание атмосферы успеха, демонстрации успешности каждого ученика, уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, независимо от его возможностей и характера. Закончить я бы хотела словами английского психолога Дж. Додсона: « Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других. Ребенка хвалят, он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.» Очень бы хотелось, чтобы этот совет помогал учителям в нелегкой работе, а родителям в общении со своими детьми.